Терри Гудкайнд «Шестое правило волшебника, или Вера падших»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Зло в мире можно победить, но возможно ли убить его? Ведь Тьма, уничтоженная однажды, ждет лишь часа, чтобы вернуться вновь. Ждет и набирается сил... Позабыл, позабыл об этом Ричард Сайфер, Искатель Истины! Ибо победил он шимов, подземных духов, и вернул в мир магию. А с магией возвратилось в мир и затаившееся доселе Зло. И на волоске висит теперь не только жизнь возлюбленной Ричарда Кэлен, но и судьба всего мира. Ибо Сноходец Джегань. побежденный однажды, жаждет отмщения, и теперь власть его — много выше, чем раньше. Снова отправляется Искатель Истины сражаться с силой Мрака. Отправляется, чтобы победить — или погибнуть. Отправляется, чтобы кровью своей заслужить право на постижение Шестого Правила Волшебника...
Входит в:
— цикл «Вселенная Меча Истины» > цикл «Меч Истины»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 17 сентября 2018 г.
ОСТОРОЖНО! СПОЙЛЕРЫ! Весь мой отзыв есть один большой спойлер, так что я даже не буду закатывать его.
«Ёжики кололись, ёжики плакали, но продолжали жрать кактус» (с). Этот эпиграф идеально отражает мои взаимоотношения с шестой книгой. Я правда не знаю, зачем дочитывал её — это вообще первая часть цикла, которая мне явно не понравилась, почти не вызвав никаких положительных эмоций и впечатлений. Хочу добить этот цикл, пока есть силы, просто в знак уважения к первым частям, которые действительно мне очень понравились, несмотря на все их многочисленные огрехи.
Для простоты изложения выражу свои впечатления от книги по пунктам.
1. Ричарда снова похищают. Уже в третий раз за шесть книг. Денна «похитила» ГГ, долго пытала и вообще поначалу выглядела бякой, но потом оказалось, что в глубине души профессиональная садистка есть милая, добрая и ранимая девушка, впоследствии с Искателем «подружившаяся» и однозначно перешедшая на его сторону. Потом Ричарда «похищает» Верна, которая тоже изначально выглядит стервой сволочной, но позже раскрывается с самых своих лучших сторон и становится верным и преданным союзником Ричарда. И в этой книге Искателя теперь похищает Никки, и попробуйте с 48-ми попыток догадаться, как развиваются их отношения? Автору самому не тошно от настолько однообразных сюжетных «поворотов»? Спорить готов, что в оставшихся частях цикла подобный трюк снова повторяется неоднократно. Этакий «Стокгольмский синдром» наоборот.
2. Автор не имеет вообще никакого понятия о военных действиях и о том, как действуют большие людские массы. У него Джеган аки Ксеркс приводит в Срединные Земли полчища, буквально многие миллионы единиц пушечного мяса, которые покорно подыхают сотнями тысяч от любого телодвижения. В книге описана тактика и стратегия уровня компьютерной игры, в которой в принципе нет таких параметров, как «мораль» и «снабжение». В реальности вплоть до XX-го века вообще никому не удавалось эффективно координировать и более-менее снабжать описанные в книге массы войск. Хотя, конечно, можно возразить, что это фентези и нефиг придираться к мелочам.
3. Абсолютный инфантилизм главных героев. Ричард с высокой колокольни плюёт на свой долг и творит даже не эгоизм — он творит херню. Хорошо, ладно, для него главное — благополучие любимой женщины, а не миллионов людей. Но ему не приходило в голову, что тысяча телохранителей в центре крупнейшего города обеспечат ей большую безопасность, чем он с Карой? Что характерно, так оно и оказалось.
4. Гораздо больше раздражают противоречия здравого смысла и логики. Вот Ричард говорит, что не верит в пророчества. И тут же поступает согласно своим неясным галлюцинациям, позабыв про свои хвалёные ум и рассудительность. Ах, они не достойны меня, как лидера! Они должны доказать, что готовы стать свободными! Я, блин, так и вижу, как Сталин 22 июня 1941 года сваливает куда-нибудь в закат с наказом:«Докажите, что достойны меня, и тогда я соизволю поруководить». Честно, долго я не верил, что автор эту чушь пишет всерьёз. Рискну похвастаться, что неплохо разбираюсь в истории, но не могу припомнить вообще ни одного примера, чтобы лидеры поступали вот так вот, ломаясь как девочка-припевочка «докажите, что достойны меня». А подданные Ричарда, вместо того, чтобы послать такого экспоната на все три буквы, воспринимают всё как должное и начинают только бурнее воспевать его мудрость и величие! Ричард то ли забыл, то ли плюнул, что «клятва ему» — единственное, что ограждает разумы жителей Срединных земель от чар Сновидца и в случае гибели Искателя они останутся буквально беззащитны. Высший пилотаж безответственности и наплевательства на свой долг и обязанности.
5. Никки. Небольшая ложка мёда в этой бочке дёгтя. Я не говорю, что это интересный и хорошо раскрытый персонаж, я о том, что на фоне всей остальной безблагодатности выглядит эта Сестра Тьмы неплохо.
6. Бесконечное самолюбование. От приторно сладких воспеваний и восхищений Ричардом, от бесконечных повторений того, какой он замечательный и прекрасный, тошно было уже книги три назад. Здесь же это доходит до апогея.
7. По поводу харизмы Ричарда. Автору и остальным не показалось странным, что Ричарда его же соплеменники, с которыми он общался почти всю жизнь, готовы были «сдать» и зарезать ни за хвост собачий, а абсолютно незнакомые и незнающие его люди, всю свою жизнь находящиеся под упорной промывкой мозгов, готовы за него в огонь и воду полезть?
8. Само описание идеологии Ордена и жизни в Старом Мире — это страх и ужас. Такой примитивной и топорной антисоциалистической и прокапиталистической пропаганды я не встречал даже у Айн Ренд. Поначалу я пытался воспринимать это всё как лёгкую сатиру, но нет, автор всё это всерьёз! Он со смакованием описывает какую-то отвратительно-бредовую химеру, которая в реальности не существовала вообще нигде и никогда. Автор правда думает, что коллективизм работает подобным образом? В его «Старом мире» все всплошь — это омерзительные ленивые морлоки-упыри, чуть ли не гадящие под себя и категорически не желающие работать. Всё держится на крайне малочисленных «предпринимателях». Правда, даже вспомнить сходу не могу, в какой другой художественной литературе я встречал настолько упоротое извращение идей и идеалов социализма. Поиспражнялся автор на них весьма обильно.
9. Ричард снова оказывается ещё более избранным и гениальным. Я уж молчу о восхищении Зеда тем, что Ричард сумел одолеть логику и сделать вывод уровня 8-9-го класса и «дойти» до шестого правила волшебника. Но то, что НИКОГДА не занимавшийся скульптурой и резьбой по камню\мрамору Искатель сходу становится таким гениальнейшим скульптором, что люди аж рыдают от вырезанной им статуи и МГНОВЕННО переходят от стадии «отвратительный морлок-социалист» к «отважный и пламенный борец за свободу». От этого бреда хотелось одновременно смеяться и плакать. Но только я успел утереть на этом месте пот со лба, как автор расписал, как мгновенно после переворота эффективные собственники и предприниматели начали суетиться и жизнь СРАЗУ ЖЕ стала лучше.
10. Но самый страшный минус книги, присущий всему творчеству автора — страшнейшие рояли в кустах. Герои побеждают не потому, что они боролись и вертелись, а потому что автор так захотел. Гудкайнд всегда подстилает под них соломку, чтобы они не ушиблись и выжили. Один раз за книгу второстепенный персонаж был принесён в жертву драме и трагедии, НО И ЭТО ПОШЛО НА БЛАГО ПОБЕДЫ! Даже это оказалось не тяжёлой потерей, а адским роялем в кустах, и хамоватый убийца, один из миллионов пришедших в Срединные Земли с войной, оказался тем самым гадом, что в огромном и многолюдном городе был соседом Ричарда, и благодаря этому сумел навести Кейлен и Кару на Искателя и спасти всех в итоге. 3.14здец, я извиняюсь.
Всё, моя желчь закончилась. Я не хочу сказать, что книга лишена хороших черт, но впервые за весь цикл их не видно за безмерно разросшимся ворохом проблем повествования. Впервые минусы перевесили плюсы. Люди тут в отзывах находят невероятную глубокомысленность, драму, интриги и прочее-прочее, и я на их фоне могу выглядеть занудой, придирающимся к мелочам. Но эти «мелочи» реально отравляют книгу, нивелируя всё хорошее, что в ней есть.
Povlastnich, 5 июня 2021 г.
Шестое правило я читал в первый раз где-то 15 лет назад, юным подростком в самом расцвете максимализма и поиска ценностей, сейчас вернулся и перечитал. Восприятие немного изменилось, но, в общем, то, что мне понравилось тогда, нравится и сейчас, и наоборот. Иногда мне вообще думается, что если убрать из Меча Истины насилие и сентиментальные бредни, получится отличная серия для подростков о взрослении и испытаниях. Даже автор внешним видом и поведением напоминал подростка: подтянутый, длинные волосы, куча понтов, огромное, но хрупкое самомнение...советую посмотреть интервью с ним. Мне стали после этого понятнее многие моменты цикла.
Для сравнения, Колесо Времени мне кажется более «взрослой» (что не всегда есть плюс — мало чувств и романтики).
Сорри, отвлёкся. Шестое правило. Общее впечатление: тяжёлая книга. Серьёзная. Нет, не так — УБИЙСТВЕННО СЕРЬЁЗНАЯ. Нет, ОЧЕНЬ УБИЙСТВЕННО СЕРЬЁЗНАЯ. Даже не так...чёрт, шрифт тут только один...в общем, совсем серьёзная. Очень много эмоций от депрессии и ненависти до радости и чудеса. Иногда их даже слишком много.
И очень много букОв.
ОЧЕНЬ МНОГО БУКОВ.
Иногда их даже слишком много.
И кровь.
Нет.
Кровища.
Нет.
МНОГО КРОВИЩИ!!!
Иногда её даже слишком много.
Что ж, начнём с начала...Сюжет.
Ричарду приходит видение и он решает на время уйти от мира, потому что...Тоже не так.
Никак не получается найти это самое «почему».
Кэлен в конце Пятого Правила ранена, Ричард забирает её в Вестландию, чтобы вылечить, и Кара отправляется с ними. Зачем? Непонятно. Ричарду приходит видение, что Новый Мир падёт и что он не должен вмешиваться в борьбу с Орденом, потому что только так люди захотят свободы и будут бороться не на жизнь, а на смерть, а не только по приказу. Они должны доказать, что достойны своего вождя.
Странно? Ну да. Вроде бы близость родных, охраны и целителей должна обеспечить куда большую безопасность.
Вы правы! Судьба приходит в облике бывшей наставницы Ричарда, сестры Никки, которая ищет смысл жизни и ради этого похищает Ричарда и уводит его в Древний Мир. Она связывает себя с Кэлен заклинанием: если она умирает или страдает, то же происходит и с другой. Кэлен возвращается к войсками и продолжает войну с Орденом.
Вот тут — КРОВИЩА!!! Джегань приводит миллионы (не шучу) людей в Новый Мир, которые мрут как мухи, колются, как ёжики, но породолжают жевать этот кактус. Хорошие парни щиплют их магией, мечом Истины, битым стеклом, однако постепенно понимают, что такую орду так просто не остановишь...
Тем временем Ричард вполне обживается в Древнем Мире, попутно наживая немалое состояние на спекуляции металлом. Древний Мир изображён как царство всеобщего равенства, где нет места индивидуальности, люди в большинстве своём пассивны и живут в бедности. К приходу Ричарда в нём уже достаточно напряжённая обстановка, поскольку война отбирает ресурсы, а попытки протеста Орден жестоко подавляет. КРОВИЩА!!! Правда, в этой книге почти без пыток (не бойтесь, они, конечно, есть, куда же без них). Идеология Ордена описана примерно так: всем всё по-равному, и всем всё равно.
Тем временем погибает мой самый любимый персонаж. Наверное, он стал слишком видным и его тень могла упасть на Ричарда Рала. Но благодаря этому Кэлен получает возможность отыскать Ричарда, и они с Карой отправляются в Древний Мир.
Тем временем Никки понимает ценность жизни и переходит в гарём Ричарда. К этому времени Кэлен находит его в Древнем Мире.
Тем временем Магистр Рал настолько озабочен судьбой Кэлен, что не пользуется возможностью поднять восстани, и автору приходится сделать это за него: он за пару недель выучивается на скульптора и создаёт такую красоту, что при её виде толпа сносит власть Ордена нахрен.
Final Battle — Ричард против главного идеолога Ордена, брата Нарева. Протыкает его мечом.
Как-то так.
И в дальнейшем тексте будут небольшие спойлеры, так что если Вы ещё не читали книгу и не хотите ничего знать, то лучше не читайте и отзыв. Обещаю, не обижусь.
В общем, так. Как и в остальных книгах цикла много впечатляющих, сильных, образных сцен. Древний Мир изображён как смесь худшего, что было в Средневековье (слепая вера, унижение человека), пародии на социализм (вездес*ущие комитеты) и критики внешней политики США (поиск внешних врагов). Если Терри целился в коммунистов, он промахнулся. А так — ништяк себе антиутопия, хорошая метафора для пассивного восприятия жизни, всё выпукло, детально, образно, сентиментально. Ну и кровь, нет, КРОВИЩА, НЕТ, МНОГО КРОВИЩИ, на этот раз не в пытках, а в детальных описаниях убогости Древнего Мира.
Как и в остальных книгах цикла, раздражает чистоплюйство Ричарда и Кэлен. Ричард, который не верит в пророчества, действует полностью вслепую, повинуясь одному-единственному видению, потому что оно – ЕГО, собственное! Он также спокойно даёт Гейди изнасиловать Никки, когда та хочет немного секса, потому что высокая мораль не позволяет ему удовлетворить её самому. Туфта полная. Он боится за жизнь Кэлен и НИ РАЗУ не пытается искать выход из положения, он приходит лишь благодаря воле автора. Более того, он даже не пытается узнать, что, собственно, движет Никки в её поисках! Искатель, чёрт подери...И всё это во время, когда идёт война! О Зедде или народе Д’Хары, своей ответственности Магистра Рала, он не вспоминает вообще.
Кстати, своей магией он в этой книге не пользуется от слова совсем.
Как и в остальных книгах цикла, раздражает импотенция хорошей стороны. Сёстры Тьмы владеют магией Ущерба, их намного больше, они неуязвимы для Морд-Сит. Никки, например, спокойно затуманивает узы, магию, созданную древними волшебниками, так, что Ричарда по ним невозможно найти. Армия Джеганя куда больше. Более того, хорошие парни (и девушки) разобщены и не доверяют друг другу. Напрашивается сравнение с Колесом Времени (ну, или с Дозорами), где силы Света и Тьмы примерно равны и где герои побеждают благодаря личным качествам. Тут – только благодаря воле автора и оказавшись в нужный момент в нужном месте.
Как и в остальных книгах цикла, кроме первой, злодеи-мужчины – отстой. Брат Нарев, который, вроде бы, голова всего спрута, появляется всего пару раз и тупо умирает. А какой был потенциал! Остальные, вроде Нила – тупицы, которых даже бояться трудно.
Один плюс: практически во всех отзывах звучит, что Никки прописана отлично, а вот её «прозрение» — плохо, «Не верю!». Не обращаясь ни к кому конкретно, позволю себе не согласиться. Она живёт с Ричардом больше года, наблюдает за ним, и «прозрений» у неё по ходу сюжета несколько: когда Ричард хочет пожалеть её в доме её отца, когда он заботится об общем доме, когда она спорит с Виктором, откуда он взял деньги...Как раз тут – всё норм. Также и сцена на площади: прошло несколько восстаний против Ордена, существуют различные подпольные организации, и действия Ричарда лишь дают искру. Вообще, автор красиво описывает чувства и как они меняются, только логика хромает.
Отдельный вопрос, который затронул коллега Тимолеонт – реалистичность и логика. Как вообще можно снабжать такое огромное войско, как у Джеганя? Как можно им управлять? Да, он сноходец – но он же не может вертеть всеми сёстрами и генералами ОДНОВРЕМЕННО! Армия хороших парней тоже немаленькая, как у них получается удержать такое войско? Как они, например, переходят горы? Моей фантазии не хватает. Автору, видимо, тоже.
Ещё пунктик: ни капли юмора. Вообще. Всё серьёзно, нет, СЕРЬЁЗНО, нет, настолько УБИЙСТВЕННО СЕРЬЁЗНО, что не верится. Не веришь героям, не веришь интриге, не веришь автору. Чёрт, даже в таких открытых антиутопиях, как 1984 и Дивный новый мир, есть шутки! А жаль, потому что, ИМХО, автор прекрасно изображает эмоции, не боится сильных и табуизированных тем, но если бы он вложил 1/10 часть энергии в юмор вместо КРОВИЩИ и СЕРЬЁЗНОСТИ...К сожалению, ему этого уже не исправить.
В общем: убийственно серьёзно. Местами красивые эмоции, сильные образы. Местами. В основном, быт, романтические сцены. А интриги, фантазии и логики мне не хватало. Когда сцена ремонта в доме Ричарда возбуждает куда больше, чем финальная битва с Наревом — это не то, совсем не то. 5 баллов.
EvilCritic, 20 августа 2019 г.
Из граммофона на улице доносился гимн Ордена Советской Социалистической Республики и закатное солнце освещало серые безлюдные улицы однотипных домов. Редкие люди сновали по улочкам и не спеша куда то брели по дороге своей унылой жизни. ТоварищЪ оперуполномоченный лейтенант Ричард Сайфер сидел за столом в типичной коммунальной квартире и вдумчиво перебирал разложенные спички, пытаясь выстроить очертания знакомой ему фигуры любимой девушки. Ещё никогда он не был так близок к провалу. На его лице читалось мрачное сомнение относительно недавнего открытия.
- Что это может быть? Очередное новое правило или насмешка его жизни, в которой его преследовали бесконечные пленения безумных женщин? — беспокойно и основательно сверлил его один и тот же вопрос вот уже целую неделю.
- Это будет уже третий раз, третий чертов раз когда очередная баба уводит его с собой от своей жены неизвестно куда, и с этим уже наконец надо что-то делать, — со странным скептицизмом отмечал теперь он про себя, постукивая нервно указательным пальцем по столу, пытаясь осознать столь абсурдное стечения обстоятельств. Казалось некто своей невидимой рукой через призму его жизни реализует свои отвратительные изощрённые фантазий, будто создатель был всего лишь обычным безумным автором его летописи жизни, что неустанно писал тот цветными карандашами в психиатрической палате.
На ржавой плите в побитой кастрюле стыли остатки бедного борща, а на столе перед ним ждала своей участи бутылка палёной водки, ради которой пришлось выстаивать длинные очереди, сначала за талоном, а потом уже за самой этой проклятой выпивкой. Стоявший рядом стакан был пессимистично на половину пуст. В задумчивости и усталости от трудного рабочего дня, где ему пришлось слоняться по штабу и камерам заключения КГБ Ордена, выискивая при допросах нескончаемых мнимых врагов народа, которых приходилось миллионами отправлять в ГУЛАГ или уводить на расстрел. На этот раз ему пришлось допрашивать скульптура, что не смог подготовить в срок очередную кошмарную статую к строящемуся Кремлю, а так же двух каменщиков, что по какой то причине поставили мало материалов. Причину он эту знал и была она не в людях, что стали очередными его объектами допроса, а системы, которая была нелепо построена так, что бы ничего как должно не работало и как итог, приводило к таким последствиям. Отсюда были и постоянные аресты и доносы, что поощрялись политическим строем во имя, естественно, всеобщего блага.
В задумчивости он теперь с безразличием смотрел в окно, не отрывая глаз от строящегося недалеко красного Кремля возле жуткой статуей Колхозницы и Рабочего. На лицах безобразных скульптур, похожих на силуэты женщины и мужчины, стоявших в скрюченной позе страдания, что скрестили в вытянутой руке свои жуткие и пугающие инструменты диктатуры — молот и серп, казалось читалось боль и ужас от недостатка свободы, демократий и развитого капитализма. Уродливые изваяния были призваны напоминать собой про ничтожность советского гражданина и его порочность перед великим и всемогущим коммунизмом.
- Равенство и труд, работать до изнеможения во имя Ордена и нашего великого вождя ТоварищЪа Сноходца Джегана! — периодически между гимном и военными маршами Славянки доносились пропагандистские речи из назойливого динамика. Ричард слышал их так часто, что давно перестал как-то воспринимать и стал относился к ним как чему то должному, вроде шума ветра или шелеста листвы. Слова превращались в мешанину звуков и заглушались окончательно в тяжести собственных мыслей. Его, как внедрённого офицера ЦРУ Д'Хары, что по воли нелепого случая закинутого в этот почти что подземный мир владетеля, такой порядок вещей конечно не устраивал, но работу приходилось делать, так как его новая начальница насильно назначила его на эту должность, дабы он понял всю суть этой, по её непререкаемому мнению, идеальной и правильной системы. Пока что за долгий год прибывания, всё что он увидел было бы правильными словами описать как — безнадёга и отчаянье, но товарищЪ Ники в звание Сестра Тьмы и должности Госпожи Смерть, фанатично утверждала обратное. По её мнению, капитализм давно прогнил и под его гнётом человек становился порочным и испорченным из-за подвластного влияния денег, а вот если нет денег, то нет и пагубного влияния, так как все равны. Утверждения, надо сказать, были почти с железной логикой и вроде как справедливы, но с большими условностями. Несмотря на очевидную агонию народа, что была видна невооруженным взглядом, та продолжала верить в своё святое дело и вбивать ему эти прописные истины.
С упоминанием Ники, мысли словно вернулись к его положению в данной ситуаций. Поскольку в собственно родной стране они с благоверной взяли огромную ипотеку, но не смогли выплатить её в срок, то по условию контракта ему с женой Келен грозил суд с возможным тюремным заключением. Дабы решить проблему с долгом, по предложению ЦРУ Д'Хары он тут же был призван на службу и заслан в стан врага под прикрытием, где должен был добывать разведданные. Как выяснилась в последствий, его подставная и приставленная к нему жена оказалась двойным агентом, где по прибытию на точку службы тут же стала проводить перевербовку и полит воспитания своего назначено мужа, и по сути стала его надзирателем. Выбора не оставалось, путь назад был закрыт, железный занавес опущен. Да и что будет если он вернётся? Ипотека то висела, как лезвие гильотины над головой, поэтому надо терпеть, ради неё, ради драгоценной Келен он был готов на всё.
Оперуполномоченный лейтенант Ричард хлопнул ещё рюмашку от тоски по любимой девушке и далёкой родине, а потом нахмурившись с недоверием покосился на висячие на стене потрескавшиеся часы.
- Где же она, уже должна была прийти? — с беспокойством подметил он. — Может вправляет мозги очередному бедолаге или произносит нравоучительную речь на полит собраний? — всё это уже казалось не важно, ведь у него созрел замечательный план. Нужно было только написать свою вдохновляющею речь и сподвигнуть людей на революцию. Нужных людей в партий он уже нашел, оставалась только проработать действие. Где-то в глубине размышлений уже летали заветные и ключевые вдохновляющие слова для слогана — ДЕМОКРАТИЯ..., ПЕРЕСТРОЙКА!
- Да, я назову свой план именно так. Люди поймут, партия поймёт, даже это сумасшедшая его поддержит, ведь он будет очень убедителен и скоро, не без финансовой помощи Д'Хары конечно, которой он уже представил идею своей грядущей операций, у него получиться и тут построить светлое капиталистическое будущее. При этих мыслях лицо Искателя преобразилось и обрело уверенные очертания, а в душе зародился огонёк надежды.
Ну а если будут критиковать, что ж это не беда, он лишь поблагодарит за внимание, ведь в грядущем свободном новом обществе — критика всего и вся приветствуется.
zotovvg75, 2 октября 2022 г.
Социальная тематика является очень интересным предметом для рассмотрения не только в научной, но и в художественной литературе. Увидеть ее в жанре фэнтези было несколько неожиданно, но впрочем почему бы и нет? К тому же такие попытки были предприняты Гудкайндом в предыдущем Пятом Правиле, где весьма подробно был описан Андерит имеющий исковерканные понятия о общественном укладе, культуре и истории. Здесь же автор обострил данную тему до предела, показав перевернутый с ног на голову жизненный уклад Древнего мира, достигающий своего мрачного апофеоза в родном для Джеганя Алтур-Ранге. Нет предела человеческому безумию, если за дело берутся опытные манипуляторы под предводительством действующего в романе вдохновителя основ извращенной морали-брата Нарева.
Увы, человеческая природа восприимчива к воздействию подобных внешних влияний. Тем более, что замысел Гудкайнда создал в Алтур-Ранге все предпосылки для этого. Подобными факторами являются нищета, невежество и заложенная где-то в глубине психики каждого человека ( а у иных и не столь глубоко) склонность к жестокости. Джегань не является просто тупым убийцей, он опытный и хитрый властитель, играющий на подобных составляющих и превративший своих подданных в форменных идиотов свято верующих в то, что им говорят правители. Ибо самый надежный раб тот, кто считает себя свободным. И Гудкайнд здорово показывает этот Древний мир, сотканный из въевшихся в человеческое сознание нелепейших психологических установок.
Но тут вновь появляется Искатель Истины, волей очередных бедственных событий попавший в самое сердце империи зла. И Ричард не был бы самим собой, если бы не смог в очередной раз развеять сгустившийся мрак. На этот раз ему помогла опять же заложенная внутри противоречивой людской сущности противоположная деструктивности жизненная искра, делающая человека Человеком, а не животным. Речь Ричарда обращенная в конце книги к жителям Древнего мира, явилась для меня смысловым апофеозом всего романа, вполне применимым и в нашей жизни. Искатель Истины помог понять одураченным жителям Алтур-Ранга, что ими правят ничтожества, что они променяли свободу на мракобесие, заменив свою собственную жизнь на иллюзорный фантом.
Все это показывается автором в концовке романа в виде кульминации. Сам же ход действия в повествовании оказался растянутым, а местами и скучноватым. Сказанное выше понравилось мне как истина заложенная так сказать между строк книги, а сами строки сложились в довольно заурядное произведение. Если бы к смысловой части прибавилась увлекательная описательная часть, то мы бы получили более высококлассный образчик фэнтези. Вот эти обстоятельства и не позволили мне поставить более высокую оценку.
Первый Волшебник, 30 октября 2018 г.
Эта книга как Никки.
Прекрасная, но падшая.
Она не такая как предыдущие. От нее сложно оторваться, но послевкусие будет горьким.
Эта белокурая, несправедливо забытая автором, красотка, всего за несколько глав поднимается на один уровень с Ричардом и Кэлен. Невероятно хорошо проработанный персонаж. Таинственная, роковая и полная загадок Сестра Тьмы, стремящаяся найти смысл всего сущего, понять себя и познать любовь. Поверьте, Никки не оставит вас равнодушными. Наверное на ней и держится вся книга. И вместе с ней дает слабину. В последних главах Никки, эпизодов с которой мы с нетерпением ждали, превращается в куклу, ловко пляшущую в руках автора. Но куклы танцуют плохо. И в какой-то момент она просто спотыкается, теряя весь свой шарм. Еще в начале книги я предвкушал, что эта женщина станет серьезным искушением для главного героя. Любовь, прекрасной, но глубоко в душе безумной колдуньи, может быть разрушительной и всепоглощающей. Казалось, что у Кэлен наконец появится достойная конкурентка. Как когда-то Денна. А уж тот факт, что Никки, возможно, единственный человек небезразличный Императору, сулил очень интересный любовный треугольник. Но у нее не было и шанса. Они с Ричардом пол книги проводят вместе, за их приключениями интересно наблюдать, в ожидании очередного сюжетного поворота. Но между ними нет искры, противостояния. Их отношения не развиваются, в них нет смысла. Не чувствуется и сексуального напряжения. Ближе к концу книги автор с головой увлекшись другими сюжетными поворотами окончательно теряет интерес к Никки.
Ричард слегка разочаровал. Он оказывается в новом, незнакомом месте, в сложных обстоятельствах, и ему есть чем удивить. На его примере автор делится с нами простыми секретами успеха. Но в этой книге Ричард слаб. Он до конца играет по правилам Никки, не сделав ни одной попытки освободится. Ни одной. Это крайне не похоже на этого персонажа. Он безропотно принимает свою судьбу и только однажды говорит «Нет». А вот внезапно проснувшийся в нем талант скульптора, мягко говоря неожиданный. Возможно это и было лишним, но необычно и интересно. Автор с таким энтузиазмом описывает все эти напильники, рашпили и трещинки на камне, словно сам безумно увлечен. Его восхищение искусством и красотой напомнило мне «Сарантийскую мозаику» Кея.
Вот Древний Мир действительно порадовал. Нам наверное всегда будет больно видеть негативные намеки на наше советское прошлое. Ведь мы сами, не по наслышке, знаем о нем все плохое, и все хорошее. И как бы мы не относились к нему, это НАША история. Мы те — кто мы есть. И нам всегда будет неприятно, когда кто-то роется в нашем прошлом извлекая из него и обильно приправляя своей грязной фантазией худшие моменты. Но с чего вы взяли, что автор писал именно о коммунизме? В США, родине автора, десятки миллионов бездельников паразитируют на теле общества получая различные пособия. Они ничего не создают, не производят, но искренне считают, что общество им обязано. Другие же, используя их низменные желания, пытаются обогатится на понятиях равенства и толерантности. Профсоюзы, которые на словах защищают рабочих, но по факту диктуют условия труда. Чиновники с наглыми, сытыми лицами и фальшивыми улыбками, с экранов вещают о том, как человеку правильно жить, к кому как относиться и в какого Бога верить. Не может и не должен честно работающий и платящий налоги свободный человек, спокойно относиться к тому, что за его счет живут бездельники. Их жены. Дети. И дети их детей.
«Зло — это не нечто огромное и целое, а множество мелких негодяев оставшихся безнаказанными, в конечном итоге превращающихся в раскормленных монстров».
Золотые слова.
Я был в восторге от Андерита из прошлой книги. Поколения воспитанные с чувством вины. Словно белый американец, которому с пеленок вдалбливают о всех тех страданиях, которые по его вине выпали на долю его темнокожих сограждан. Но в этой книге автор перешел на новый уровень. Всё еще уверены, что Гудкайнд писал про нас? Посмотрите с каким чувством он пишет «политические» абзацы. Мне кажется, у человека душа болит за свою страну. Он на пальцах, для самых маленьких, объясняет простые истины о которых писал еще Дэйл Карнеги — «улыбайся и люди к тебе потянуться». Автор искренне дает советы, на примере Ричарда, как сделать этот мир лучше. Что для того, что бы хорошо жить нужно много трудиться. И думать головой. И что бы изменить что-то большее, начинать нужно с себя самого. Я считаю — у автора получилась великолепная антиутопия. Простая и очень поучительная.
Несмотря на свежий ветер перемен, в книге полно вторичностей. Ричарда снова похищает женщина (как здесь метко заметили уже в третий раз! хотя еще после второго было понятно, что все проблемы из-за них). Кэлен снова берет в руки оружие. Снова самоубийственная война. Даже повторяется момент, где Кэлен заманивает преследующих ее всадников в ловушку-обрыв, как во второй книге. Но плохо ли это? Боевые сцены шикарны, а Кэлен-воительница неотразима. Я отлично помню как она злая и обнаженная, верхом на коне, сражалась против Ордена с мечом в руках. Теперь она одета в доспехи, но не менее сурова. Мне всегда нравился в ней контраст между нежной любящей девушкой и свирепой, властной и беспощадной Матерью-Исповедницей. В этой книге она позволяет своей ярости вырваться наружу. И это прекрасно.
А вот концовка получилась скомканной. Именно она и подпортила впечатление от этой книги. Автор торопливой рукой собрал всех героев и антагонистов в одном грязном коридоре. И устроил бойню, больше похожую на пьяную драку под громкий аккомпанемент роялей в кустах. Это произошло так резко, после долгого размеренного повествования, что немного шокировало. Но это не помешало получить удовольствие от книги — «Шестрое Правило» я читал с большим интересом. С гораздо большим, чем предыдущую книгу серии (про курицу-что-не-курица). И пусть множество интересных поворотов сюжета осталось за бортом. Меня не покидало стойкое чувство, что огромный кусок текста был просто вырезан из готового произведения, что бы ужать до необходимого, печатного размера. Думаю, автор просто отхватил слишком большой кусок и физически не смог уложить его в рамки одного романа. И жестко отсек все лишнее. Но книга все равно хороша. Я бы сказал самая интересная после первых двух. Она позволяет не просто посмотреть на хорошо знакомых героев в новых, непривычных для них условиях и обстоятельствах, но и вводит новых, не оставляющих никого равнодушным. Здесь смешались великолепная антиутопия с суровым, боевым фэнтези, щедро разбавленные личной философией автора. Те простые истины, которые он старался донести до своих читателей, как минимум, достойны уважения. Ведь каждый из нас, уже сегодня может сделать Свой Мир капельку лучше...
Asaris, 30 августа 2018 г.
Зависит от того, кто будет чинить это самое крыльцо. Если человек, способный вести за собой людей, племена, нации — значит, возможны варианты. Местным гопникам ( за исключением одного — просто скучающим подросткам ) Ричард сразу показал, что он не «лох» и уж тем более — не «терпила». И если «псих», то крутой. Местные обыватели, принявшие его сначала за «блаженненького», вскоре убедились, что эта «блаженность» ему дает больше ( даже материальных благ, не говоря уж о чувстве собственного достоинства, о котором даже приближенные Джеганя могли только мечтать ), чем им — все их рабские хитрости.
Соответствовать на 100% Советскому Союзу фэнтезийный Имперский Орден не обязан. Как и средневековой Европе. От «совка» здесь использована только модель, как в рассказе Лаумера «Чума».
Сцена обращения Никки на путь истинный... Как и само прибывание в заблуждении относительно идеи фальшивого равенства человека, прожившего не одну человеческую жизнь, обладающего незаурядным умом и образованием, и имеющего понятие о жизни в других странах... Всё это, конечно, преогромная натяжка и условность. Как и с переходом на светлую сторону морд-сит.
Не понравился мне один момент.
Asaris, 4 сентября 2020 г.
Практика а-ля коммунисты у власти в СССР и странах Азии, в мирах Гудкайнда — отличительная черта всех особо доверенных слуг Владетеля. Еще у Даркена Рала было практически все это — Народный Дворец, в котором жил Отец ( Народов ) Рал, который, в свою очередь, апеллировал к интересам простого народа... а кому знать о том, что нужно народу — если не его Отцу?.. То-то и оно, что никому. А если какие-то враги народа в этом усомнятся — Отец, со скорбию великою в сердце, пошлет к ним парней в сером, или девушек в красном.
Когда у Рала «не получилось, не фартануло» — переходящее знамя Владетеля досталось императору-сноходцу Джеганю.
alef_seina, 19 июля 2019 г.
Меня при прочтении этой книги не оставляло ощущение, что автор подразумевает Советский Союз. Что-то где-то там, далеко, за двумя завесами, развивается по мотивам всеобщего равенства, но в таких условиях без предпринимательской жилки ничего хорошего не выйдет.
Отдельно доставило то, что опять Ричарда похищает женщина. Сколько можно-то!
Зато описание магии как, в том числе, уважение к себе очень понравилось.
Slimper753, 21 августа 2017 г.
Ричард опять без меча и в плену, Кэлен опять обессилена, Ричард с Кэлен опять врознь. Я бы посоветовал им приклеиться друг к другу суперклеем.
История Никки не то чтобы очень уж оригинальна, но западает в душу. Фанатизм, несправедливость, заблуждения — все это превратило ее в ту, которой она стала. Один из самых интересных персонажей всех шести книг. Видно, что автор хорошо поработал над ее характером и историей. История с родителями действительно сильная.
Вся первая половина книги, в общем-то, держится на Никки и ее необычном характере и видении мира. Она считает равенство, где все бедные, нищие и голодные — нормой, а мир, где не все бедные, где есть счастливые — грехом. Она видит справедливость — все же служат Создателю, — но решительно не замечает бандитов, хулиганов и моральных уродов, которым плевать вообще на всех. Они ведь бедные, никто не знает, сколько им пришлось пережить, и она даже думать не желает, что они столько пережили из-за мира, который для них создал Джегань. Хотя под конец история Никки несколько потускнела; она желала что-то доказать Ричарду и пол книги вела его куда-то, а в итоге привела в клоповник, села и стала ждать реакции.
Гипертрофированная смесь социализма/коммунизма и фашизма в соусе из тоталитаризма. Полагаю, автор делал аллюзию на фашистскую Германию и СССР (клюква). И если Джегань — Гитлер, то Ричард — ШтирлицXD. Но при этом все чересчур, даже самим орденцам плевать, кого хватать и казнить, из-за чего они без конца убивают истинных приверженцев их веры, а настоящие «элементы» на свободе (у солдат вообще родные есть?). Решить эту проблему можно одной вещью — ввести наказание за клевету. Но автор решил сделать плохих максимально плохими и глупыми, из-за чего после смерти Джеганя все тупо развалится.
История со статуей очередной раз отображает наивность автора. Не может простая скульптура вот так воздействовать на людей, если не работают слова и разум. И когда туда перлись люди, что делали стражники? Просто стояли и смотрели? Они бы за час успели сбегать на Наревом, а когда тот увидел бы происходящее, приказал бы расчистить площадь силой, а потом уничтожить скульптуру. Он это сделал, но слишком поздно.
Резкая перемена в Никки слишком резкая, у нее ведь и мыслей не было (тут можно ставить точку) о несправедливости всего происходящего, но увидев статую, она вдруг все осознала и решила творить истинное добро.
Итог: трудно что-то сказать конкретное. Придраться практически не к чему, простая книга с простой историей. Сюжет незамысловатый, а потому косяков и противоречий практически нет, не считая истории с божественной статуей. Еще не очень понятно, почему люди Ричарда не могли его ощущать, ведь Никки сама сказала, что все силы уходят на материнское заклинание, но, видимо, врала. Я все жду, когда они начнут активно использовать магию в бою.
Всю книгу можно описать одной фразой, даже желанием, которое так и вертится на языке при прочтении: Ричард приди — порядок наведи.
7+/10 — за счет Никки и ее истории
Josef, 1 августа 2017 г.
Шестая книга эпической саги об Искателе Истины Ричарде Рале, по моему мнению, является крайне противоречивым произведением. На самом деле, даже не знаю, стал бы ли я читать эту сагу дальше, если бы «Шестое Правило» было первой книгой цикла. А так, включая её, уже шесть из одиннадцати книг за плечами — не пристало теперь бросать.
Перейду к самой книге. Сюжет получился посредственным. В очередной раз взявшиеся из ниоткуда неприятности в лице Сестры Тьмы Никки нарушают идиллию Ричарда и Кэлен, которым впервые за долгое время выпало счастье недолго пожить вместе вдали от треволнений по поводу войны с Имперским Орденом. Вспоминая то, как Никки «привязала» к себе Кэлен, я не могу не удивиться тому, как же на самом деле легко оказалось одолеть всемогущую Мать-Исповедницу. Не единожды на протяжении всего цикла Терри Гудкайнд упоминает о могуществе Исповедниц и особенно — Кэлен. И вот — ни её собственная сила, ни отошедшие на пару минут Ричард и Кара не смогли спасти жену лорда Рала от одного-единственного заклинания, которое Никки узнала от старенькой Сестры Света, считавшейся всеми окружающими бесполезной старухой. И теперь несчастный Ричард вынужден подчиняться Сестре Тьмы, которая преследует свои цели. С ней главный герой отправится на родину императора Джеганя, чтобы воочию увидеть образ жизни, навязываемый Имперским Орденом.
По поводу персонажей: все старые герои остались такими же, какими и были, а новые едва ли вызывают интерес. Гудкайнд явно не особо горит желанием раскрывать характеры своих персонажей. К примеру, Брат Нарев — главный идеолог Имперского Ордена, фигура потенциально интересная, едва ли удостоился пары строк от автора.
Стоит упомянуть и живописный финальный эпизод со статуей.
Отдельного внимания заслуживает то, что именно в этом романе Гудкайнд решает с головой уйти в идеологию и общественно-политичекие идеи. Дочитав до красочных описаний жизни в Алтур-Ранге, я сразу не смог понять, кажется ли мне, что автор занялся клюквенной критикой социализма, или нет. Посмотрев другие отзывы на книгу, я понял, что всё-таки не ошибся. Очень зря Гудкайнд ступил на этот путь, ведь его критика социалистического уклада жизни выглядит просто нелепой, очевидно, что автор все свои познания об этом общественном строе черпал из худших образцов западной антисоветской пропаганды. Ближе к концу роман и вовсе превращается в неприкрытую оду капитализму. Буквально за пару недель после свержения власти Имперского Ордена жители Алтур-Ранга создали при помощи всесильной коммерции и рыночной экономики процветающее общество, в котором все люди живут счастливо. Лично мне очень жаль, что Гудкайнд зачем-то решился львиную долю книги посвятить именно этим темам, ведь в них он проявляет просто детскую наивность и абсолютное незнание предмета.
Впрочем, пускай и с такими огрехами, роман всё-же притягивает, читать его легко. Сюжетная линия Кэлен на этот раз мне понравилась значительно больше, чем Ричарда. Кроме того, именно в этой книге показывается, как именно, судя по всему, будет низвергнут Имперский Орден — не силой дхарианского оружия, а собственными подданными, уставшими жить под тиранической властью Джеганя.
i_am_misha1991, 15 июня 2017 г.
Как по мне — одна из интереснейших книг цикла. Нам раскрываются и Империя с ее повседневным укладом, и ее учение, с которым (именно с учением!) вступает в схватку Ричард Рал. Нас ждет война с Имперским Орденом под предводительством Матери-Исповедницы и Первого Волшебника, и множество незабываемых приключений.
Есть и недостатки — слишком много насилия и акцент на сексуальные извращения, но при желании на это можно не обращать внимания и наслаждаться поистине интересным и умным романом, тем более, что Шестое Правило Волшебника полезно знать всем, а не только волшебникам.
kagerou, 22 июля 2010 г.
Почини крыльцо, прибери у себя в подъезде — и каждый начнет делать так же, и всем будет хорошо...
Терри, ты — король банальности!
В шестом правиле мы узнаем наконец, что страшнее, чем чернокнижник, приносящий в жертву детей и разводящий Морд-Сит себе на потребу: это социализм с джеганьским лицом, чудище обло, озорно, стозевно и лаяй. Одна проблема Терри сроду при социализме не жил, и на одну тенденцию, пойманную верно, у него две провальных. Например, попытка Ричарда пошабашить в свободное от работы время вызывает улыбку у тех, кто реально шабашил при совке или хотя бы помнит, как это делалось.
Ну а уж массовое прозрение и покаяние при виде статуи <strike>«Pабочий и колхозница»</strike> «Жизнь», особенно покаяние Никки, которая счет лично убитым и замученным ведет на сотни — это не выдерживает никакой критики.
Arnak, 24 августа 2010 г.
Бесспорно, лучшая книга цикла. Пубертантным подросткам, которые в массе своей читают про таких супергероично-правильных героев, здесь ловить нечего (что подтверждается относительно низкой оценкой), однако «Шестое правило» подкупает глубокой (для Гудкайнда) психологичностью и философским наполнением (унылая попытка реализовать это в пятой книге — не засчитана). Здесь относительно мало сцен насилия (зато присутствует крайне оригинальное дистанционное изнасилование Кэлен 0_0), мало сражений и много политики и экономики (очень наивных, но ведь это же фэнтези).
Сцена со статуей просто шедевральна. Даже при третьем прочтении всё так же перехватывает дыхание и наворачивает слезы. Почти в каждой книге Гудкайнд пытается давить на эмоции, макая героев всё глубже и глубже, убивая третьестепенных и пытая второстепенных персонажей. Но почему-то когда Кару прогрызали крысы мне тупо хотелось пролистать, а вот над статуей хочется плакать навзрыд (хотя вроде-бы не замечал за собой такого влечения к архитектуре.)
После одной только этой книги и до конца цикла хотелось, чтобы Ричард остался с Никки (даже испытал тихую радость в начале девятого правила). Всё-таки от приторно-правильной и вечно-страдающей Кэлен немного сводит зубы.
Ril_813, 3 октября 2011 г.
:frown:
Книга в отличие от предыдущих пяти, едва не отбила желание дочитать весь цикл...:abuse:
Излишек философии перекрывается негативным идиотизмом верований Древнего мира. Аналогия «Имперский Орден-Советский Союз» просматривается только в извращенно-перевернутом виде, абсолютное убеждение Никки (а она умела восхищать в предыдущих книгах — по крайней мере, там она казалась сильной и оригинальной личностью со своим собственным мировоззрением и своими задумками-мыслями...) в собственном альтруистичном самобичевании, порождающем еще более изращенный мир... бр-р-р!
Надеюсь, что следующая книга сгладит впечатления:confused:
Дама_с_вуалью, 19 июля 2011 г.
После небольшого перерыва я прочитала «Шестое правило волшебника». Очень понравилось то,что Ричард
Забавно было читать про тиранию Джеганя (почему раньше он был Джеган? уточните, это важно для дальнейшего развития событий?) и про Братство Ордена, в чем могла проложиться параллель с СССР, хотя я там и не жила, а всего лишь слышала рассказы родителей/бабушек/дедушек...
Немного не понравилось, что Ричард не устроил Кэлен взбучку из-за того,что
А сцена со статуей заставила прослезиться. порадовало и то,что меньше насилия (ну не считая военных действий). понравилась больше всех (из 6ти)