FantLab ru

Дэйв Дункан «Золочёная цепь»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.83
Голосов:
489
Моя оценка:
-

подробнее

Золочёная цепь

The Gilded Chain

Роман, год (год написания: 1995); цикл «Королевские Клинки»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 39
Аннотация:

Это история одного из самых знаменитых Клинков — Дюрандаля, служившего королю и как Клинок, и как канцлер королевства. Героев ждут интриги, страсти, предательства и награды.

© Nog

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
Н. Кудряшов (1)

Золоченая цепь
2000 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Долго опасался выставлять оценку книге Дункана — впечатления остались самые лучшие, но тому уж 7 лет... Выкроил время, перечитал «Золоченую цепь». И снова готов воскликнуть: «Ай да Дункан! Ай да сукин сын!» Чудо, что за роман! Практически без слабых мест. А ведь «Золоченая цепь» довольна не проста по своей структуре — действие, насыщенное реминисценциями на историю Англии, протекает в нескольких временных пластах, основной корпус текста романа по сути является огромным флэшбэком. Автора можно сравнить с портным, пошившим не просто хороший костюм, а произведение выского искусства — нигде не тянет, спинка не морщит, стежок идеальный, ни одной ниточки не торчит... Дункан создает органичный мир, в котором продумана каждая мелочь, все персонажи, даже третьестепенные, вплоть до какого-нибудь Щенка из академии Клинков, наделены своими неповторимыми характерами. Дункану особенно удаются миры с привкусом восточного колорита, вроде Самаринды, с загадочным монастырем, говорящими стражами-обезьянами... Но даже в самых причудливых изгибах авторской фантазии присутствует столь необходимое литературе подобного рода чувство меры — никаких излишеств, колдоства ради колдовства, магии ради магии. Что еще сказать? Шедевр, однако.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что есть ВЕРНОСТЬ? Вопрос, относящийся к этой книге и достаточно актуальный для наших времен. Полезла в словари и нашла десятки! определений ВЕРНОСТИ. От занудно-банального- «стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга» — до пафосно-возвышенного — «Где бы ты ни находился, в горах или под землей, в любое время и везде мой долг обязывает меня охранять интересы моего владыки. Это — долг каждого подданного. Это — позвоночник нашей религии, неменяющейся и вечной».

Конечно, перед нами фантазия, где действует колдовство, в том числе самое черное, вызывающее из смерти к не-жизни, где есть волшебники, благородные рыцари, короли и королевы. Но при всем при этом мир, который предстает перед нами, почему-то воспринимается более, как реальный, чем вымышленный.

Прием не новый. Вспомним Вестерос, с его обширными полями, лесами, крутыми горами, скованной льдом и холодом пустыней и пустыней, исходящей от зноя и жажды. Или Дренай с его монументальными пейзажами и не менее монументальными легендами. Ведь и там живет Магия, но как то язык не поворачивается сказать, что миры эти — сказочные и нереальные.

Вот и Шивиаль таков. Мир средневековых замков, инквизиции, военных орденов, бесконечных войн и придворных интриг. Порой кажется, что это более рыцарский роман, чем героическая фантазия.

Но это только на первый взгляд. Перед нами законченная история одной нелегкой жизни Королевского Клинка Дюрандаля — от его раннего детства и ученичества до главного деяния его жизни — Измены, которая не нарушила Верности. История, на которую мы можем взглянуть сразу с нескольких сторон через переплетающиеся нити времени, через чередующиеся эпизоды из прошлого и настоящего, которые сначала, вроде бы, никак не связаны, но затем выстраиваются в четкую логическую цепочку, объясняющую мотивы поступков и решений героя.

И тут я опять хочу вернуться к ВЕРНОСТИ. Нашего героя взрастили, воспитали, СОЗДАЛИ только для этого. Для ВЕРНОСТИ выбранному для него Господину. Одного воспитания в этом деле показалось мало, и тогда на сцену вышла Магия, навечно скрепляющая узы Клинка и его подопечного, так что он и помыслить не может, чтобы причинить вред или даже осудить своего Господина.

Вот это, мне кажется, и есть самое лучшее в этом романе. Навязанная извне ВЕРНОСТЬ, не выстраданная и не ставшая сознательным выбором и глубинным внутренним законом, оказывается настоящей ловушкой для Клинков, которые вынуждены творить преступления, подчиняясь приказам своего сдавшегося черным силам Господина. Не праздный вопрос: могут ли клятва, присяга, верность товарищам, выполнение приказа — быть оправданием неправедных и жестоких дел, морального падения и преступлений? Или все же важнее другая ВЕРНОСТЬ — внутреннему закону и моральным принципам, даже если это будет выглядеть, как Измена и Предательство?

Самое интересное, что нашему герою не приходится делать столь сложный выбор. Мне показалось, что автор сделал это сознательно, поскольку в нашем нынешнем гибком мире, компромисс всегда остается вариантом выбора. Поэтому то и находит для своего героя Лазейку, позволяющую совершить Измену, без нарушения Верности. Этакий компромисс между буквой закона и муками совести.

Так что, роман мне понравился: героями и сюжетом, миром и магией- основой, которая позволяет нанизывать на этот стержень новые истории: о героях, приключениях, королях, рыцарях, волшебниках, дамах, интригах и мрачных тайнах. Все, что угодно, как это и положено в хорошем фэнтезийном мире, особенно в том, где до сих пор помнят что «Хранить верность – это достоинство, познать верность — это честь«!

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начинала читать с удовольствием, но постепенно настроилась на критический лад. Да, очень хороший стиль, необычный мир и драматические переживания героя. Хороша и сама базовая идея. Мне уже доводилось встречать в фэнтези «двойников» Генриха VIII, но чтобы фэнтезийную версию Английской реформации! Это ново.

Слегка стереотипные образы героев (благородные воины, зловещие инквизиторы и т.п.) разбавляет действительно колоритный король Амброз — явная удача автора. Представьте себе Саурона, которого подданные изо всех сил стараются принять за короля Артура! Получается яркий такой тиран, умеющий и головы рубить, и исподтишка манипулировать окружающими. Дочитывала в основном ради него.

Герой совершенно теряется на этом фоне, чем дальше, тем бледнее он смотрится. Впрочем, это довольно естественно, учитывая ту ломку, которую ему пришлось пережить в начале романа. Гораздо более удивительно, что ему удалось сохранить какие-то зачатки собственной воли и интеллекта.

Но больше всего смутило построение сюжета. Сюжет какой-то клочковатый, разнородные зарисовки слабо между собой согласуются. То мы видим классический квест — правда, с неклассическим результатом. Нам сообщают, что у героя были на счету и другие подвиги, но тут уж приходится верить автору на слово: он не трудится их описывать. То сэр Дюрандаль пробует себя в роли Лорда-Канцлера — и снова свою государственную мудрость он являет только один раз. Что он делал на своем посту еще двадцать лет — непонятно.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга хороша, спору нет. Но сказать, что она полностью захватила и увлекла меня — не могу. Она показалась мне сюжетно неровной, и разные ее части воспринимались по-разному. Несколько поверхностно выписанными показались мне герои романа, я так и не восприняла их как реальных и интересных мне людей. Не хваУзтало и атмосферности; очень многим моментам приходится верить со слов автора: я не вижу мастерства фехтовальщика, я не вижу мужского обаяния, я не вижу мудрости канцлера... мне обо всем этом говорят, но сама я этого не вижу.

Занятны изобретенные Дунканом магические стороны жизни в его Мире. Ритуалы Уз впечатляют, безусловно. Хотя и несколько удивляет то, что с такими сложностями взращиваются уникальные защитники, которые — по большей части! — почти не используют свои потенциалы... А тайны бессмертия в Самаринде... Золото из костей съеденных трупов показалось мне совершенно излишней придумкой... ИМХО, конечно.

Пожалуй, наиболее удачен в романе образ Амброза. Тут есть и личность, и характер, и внешность. Даже сам Дюрандаль выписан гораздо невыразительнее.

В общем, буду читать дальше, хотя общее мнение о том, что «Цепь» сильнее всего прочего, не радует...

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепное начало цикла у которого лишь один недостаток — планка была задана столь высокой, что остальные книги на этом фоне смотрятся заметно хуже.

Интересное построение сюжета — весь роман по сути есть воспоминания главного героя о событиях дней прошлых, но понимаешь это далеко не сразу, и для этого нужно прочитать минимум половину книги. Сюжетная канва банальна — путь одного из лучших воинов — от мальчишки-Щенка до правой руки короля. Приключения, бои, дворцовые интриги, могущественная магия... Стандартный типовой набор для авторов фэнтезийных романов. Но зато как это все написано! Не роман, а натянутая струна, круговорот событий, захватывающий с самого начала и не отпускающий до финала. Четкие, яркие характеры — наброски в несколько карандашных линий, выделяющие человека из общей массы. Нет лишних деталей, нет ненужных красивостей. Каждый клинок на своем месте, каждое ружье в финале стреляет. Великолепный мир, где слова долг и честь не являются пустым звуком, и где так сложно, лавируя между властью и бессмертием, остаться просто человеком...

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Легко и незатейливо, но читать отчего-то интересно. Это не тот одержимый интерес, когда ты натянут как тетива, одержим, и просто физически не можешь отлепиться от книги. Нет, это спокойный, даже немного меланхоличный интерес. Как будто ты дома и ты отдыхаешь. Отдыхаешь от суровости, сложности и многогранности других произведений.

Прочитав аннотацию, я практически сразу же забыл о чем это, поэтому, когда начал читать, я не сразу смекнул, что Ролланд и Дюрандаль это один персонаж. Дело в том, что события преподносятся с двух концов, когда главный герой еще молод и когда он уже мужчина преклонного возраста. Мне не нравится такой способ хронологии событий, но автор ловко все свел, что я не сразу понял, как события перескакивающие с прошлого на будущее, превратились в события «сейчас».

Также при прочтении, складывается ощущение, что читаешь, что-то вроде очень интересного учебника. Дункан не рассеивает и не растягивает намеренно события, скорее он наоборот спешит свести все воедино.

Когда Дюрандаль путешествует через моря, пустыни, города, проходит почти 3 года, но о событиях, которые в это время происходили с главным героем и его компанией нет ничего. Чуть позже, Волкоклык — брат и Клинок Дюрандаля, просто перечисляет, что за это время они плавали, бегалии сражались с пиратами, преступниками. Просто через запятую.

На мой взгляд, самому процессу такого длинного путешествия, можно было бы уделить больше внимания. Так что Дункан действительно очень спешил перейти к событиям последующим.

А вот последующие события оказались неожиданными. Если честно, я не особо пытался предсказать финал, т.к. никаких загадок, которые можно было бы попытаться отгадать тут нет, но есть множество намеков, многие из которых оказываются ложными, а что-то потом будет ох как заправлять.

Из-за того что Дункан пропускает множество вещей, о которых в принципе можно было что рассказать, непросто предугадать, что будет дальше. И вот в этот момент, когда читатель уже не рвется угадать финал, автор вдруг возвращается к каким-то происшествиям прошлых страниц и делает что-то очень неожиданное (лично моя интуиция притупилась), но в то-же время очень продуманное. Создает эпичный и красивый финал книги.

Дейв Дункан создал хороший мир с достаточно интересными персонажами, хотя и не избежал кое-каких стереотипов. Вообще, достоинства и недостатки этой книги настолько переплетены, что не могут существовать друг без друга, а сам автор достаточно профессионально сглаживает шероховатости своей работы.

Это книга из тех, которые можно прочитать для отдыха, между какими-нибудь тяжелыми и мрачными циклами. С «Клинками» Дункана отдыхаешь и умом и душой.

И после прочтения остается мысль, что все будет хорошо.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самое главное сокровище этого произведения, его жемчужина и изюминка, то, что вообще ложиться в основу всей книги, это преданность. Довольно редкая и тем уникальная идея. Верность клинков своему подопечному абсолютна и бесконечна. на время служения, клинки кладут всю свою жизнь, всех себя на алтарь этой преданности. Много ли есть книжных героев, способных на такую всепоглощающую верность? Пусть и под действием магии, и всё же. Верность не за золото или титулы, не за положение в обществе... Нет такое редко встретишь даже в книгах, что уж говорить о реальном мире.

С этой точки зрения произведение уникальное. Мне всегда нравилась идея абсолютной верности, нечто похоже пожалуй было только у Камши в «отблески Этерны».

Так что если у книги и есть мелкие недостатки, все они окупаются завораживающей магией преданности.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный фэнтезийный роман. Во-первых, мне понравился созданный автором мир. Дункан очень удачно соединяет достаточно реалистичное описание средневекового королевства века этак 16 и весьма необычную магию. Королевство Шивиаль воюет с врагами, в нем повышаются налоги и строят корабли, Король Амброз ссорится с парламентом, устраивает попойки со своими гвардейцами и меняет фавориток — в общем ведет себя так, как и положено средневековому монарху. Но при этом в стране действуют мощные колдовские ордена, сестры-нюхачки отслеживают использование запретного колдовства, а молодых парней пронзают мечами, чтобы сделать из человека Клинка — идеальное живое оружие.

В романе много интересных эпизодов. Это и посвящение в Клинки, и битва Клинков с волшебными чудовищами и удивительный монастырь мечников в Самаринде.

Но самое сильное впечатление на меня произвели не захватывающие приключения, а очень сильно описанная жизнь главного героя, прошедшего огромный жизненный путь от Клинка Дюрандаля до канцлера Роланда, путь смелого и очень порядочного человека. Хотел бы я прожить жизнь столь же достойно!

В романе много удачных персонажей. Это не только сам Роланд, но и король Амброз — то великодушный, то опасный, и мерзкий инквизитор Кроман, и Монпурс, и храбрый Волчеклык, и жена Роланда Кэт. Кто-то описан более подробно, кто-то менее, но все они очень живые.

И все-таки в первую очередь этот роман — о верности, верности человеку и верности долгу. И как же по-разному понимают эту верность Роланд и Кроман! А еще этот роман о власти, и само его название уже говорит о реальной цене этой власти очень много. И еще этот роман — о цене жизни и смерти, о том, что попытки продлить свое существование любой ценой выглядят жалко и отвратительно.

«Золоченая цепь» — не только увлекательная, интересная история, но и роман, заставляющий о многом задуматься. Очень рекомендую!

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Иногда в детстве мне везло с хорошими книгами. И эта вещь мне досталась случайно — в кармане были лишние 30 рублей (а именно столько стоила книжка), и я едва ли не наугад взял с полки тонкую книжку, в которой, на первый взгляд, не было ничего особенного. Кроме рисунка октаграммы, конечно. И, должен сказать, мне свезло, и «The Gilded Chain» я перечитал только в том году, вроде 2001, несколько раз, и в следующем тоже. Она написана зрелым и умным автором, хорошо представляющим, что же именно он хочет сказать людям, и собственному внуку, которому он и посвятил роман.

«Мир дождей и туманов», Шивиаль — нечто схожее с Англией рубежа двух эонов, Средневековья и Раннего Нового Времени, XVI века, по всей видимости. Правда, вместо церкви — чародеи и заклинатели, что несколько сбивает читателя, особенно в вопросе местной квазиРеформации, но это уже вопросы аналогий и веристичности. Страной правит король, представляющий собой сильно причёсанную, как кажется, вариацию Генриха VIII, которого окружает гвардия сверхбойцов, которые связаны с ним... Узами?

Средневековье долго разрабатывало разные формы легитимации власти королей, подчас самые неожиданные, чаще всего основанные на чудесном. В мире, придуманном Дунканом, они имеют своё конкретное воплощение в виде Уз — магического ритуала, который связывает человека (Клинка) с его подопечным нерушимой нитью долга, верности и самопожертвования. Верность — вот основное слово, магия лишь подкрепляет её и делает её цепи нерушимыми. Клинок -не просто объект заклятие, так же, как и лезвие меча не может быть только результатом работы точильного камня. Его растят, пустуют, потом — куют пудовыми молотами, доводят и украшают... Из него воспитывают слугу короля, даже не страны — а именно личности короля.

Это и делает фигуру Роланда-Дюрандаля особенно интересной. Перед нашими глазами пробегает вся его жизнь, от «щенячества» в школе Клинков Айронхолле до его главенства там же, больше полувека. На этих страницах, чуть меньше четырёхсот, уместилось всё — дружба, любовь, приключения, потери, интриги, служба — всё на месте, целая жизнь, длинная и продуктивная... Жизнь во имя короля, во имя монарха, которым восхищался юный, только с наковальни, частный Клинок, который в дружеском единении руководил госаппаратом Шивиаля... и старого, обрюзгшего владыки, который вдруг обрёл бессмертие.

Не буду раскрывать секреты сюжета, почему так произошло. Пусть каждый прочитает сам. Важно другое. Умница Дункан поставил и перед героем, и перед читателями непростой вопрос — а какие границы имеет пресловутая Верность? И можно ли считать, что Роланд в конце концов поступил правильно? Вед его ковали лишь с одной целью, с одной направленностью, с чётким и непротиворечивым мировоззрением?

И — да, он поступил правильно. Всему приходит свой срок, и вино переходит в уксус. Король Амброз из пышущего здоровьем здоровяка превратился в Толстяка, постепенно лишающегося своего прежнего чувства меры, во всём. Король порой бывает жесток, хотя Амброз таковым и не был — но король, пожирающий человечину? Король, постаревший морально и духовно, превратившийся в вечного тирана и убийцу — разве это достойно служения и верности.

Конечно, Роланд лукавит, когда говорит себе, что Амброз был другим человеком. Нет, в том то и дело, что образ короля логично закольцевался именно в личине тирана и людоеда, который сломался, пал и продал душу пред страхом смерти. Так что бывший клинок поступил не по верности — по совести, как и нужно поступать.

Резюмируя, скажу, что это действительно выдающаяся вещь, которая не оставила меня равнодушным даже через 15 лет после последнего прочтения. Спокойная, интеллигентная, романтичная и немного меланхоличная история жизни, которая не должна оставлять равнодушной.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мое первое знакомство с автором. Да, раньше знал о нем, но как то проходил мимо (некоторые книги так и нечитанные были выставлены на полку продаж). Последнее время я переключился на чтение фантастики, но вот мозг потребовал отдыха, захотелось фэнтези... Но фэнтези не эпического, со множеством героев, сюжетных линий, зубодробительными системами магии и т. п. (новое издание Эриксона до сих пор стоит на полке непрочитанное). И в тоже время хотелось качества. Выбор пал на «Золоченую цепь» Д. Дункана.

Что сказать? Великолепно! Хороший авторский стиль, читается легко и с интересом, увлекательный, хорошо закрученный (но не «перекрученный») сюжет, живые, «не картонные» герои... Надо заметить, автор пишет по-доброму, но без слюнтяйства (можно сравнить с Р. Джорданом) — это не наивное фэнтези, но и не жесткое. Единственное чего мне не хватило, так это чуть-чуть более детального описания окружающего мира.

В целом – роман очень понравился, как и автор — возможно его относят к середнячкам, но пишет Дункан хорошо, профессионально, а не «тяп ляп», и одновременно очень интересно, увлекательно. Продолжение читать буду (может быть и пересмотрю оценку, поставлю 10, а не 9).

P.S. если представить себе, что роман «Золоченая цепь» переиздали и выпустили буктрейлер, то музыкальным сопровождением к нему я так и слышу песню Верещагина из к/ф «Белое солнце пустыни» (заменить девять граммов в сердце на девять дюймов стали): на жизненном пути главного героя романа будет разлука и удача, чужбина и победа… и сэр Дюрандаль вполне мог бы вздохнуть и сказать «Не везёт мне в смерти повезет в любви!»

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть такой анекдот: «В магазине: — Девушка, я не вижу, это у вас на полке молоко или кефир? Ответ: — Такое...» О «Золоченой цепи» мое мнение: «Такое...» Роман сравнивали с «Песнью крови» Э. Райана, с «Обреченным королевством» Сандерсона, с Аберкромби, и ДАЖЕ с «Песнью огня и меча» Мартина. А оказалось, сравнение сродни «Запорожец» и «Мерседес» = автомобиль.

Язык изложения = 9, автор писать умеет, а в переводе Кудряшова сомнений не было (кстати, он же переводил «Цетаганду» Буджолд).

Но все остальное...

История не интересная, интриги наиграны и предсказуемы, герои картонные, их действия примитивны. Иногда местами проблески бывают, но для такого разрекламированного автора и произведения....

Еще раз, несмотря на высокую среднюю оценку fantlaba, это не Аберкромби и уж точно не Мартин.

Вообщем, добротное среднее серенькое фэнтези, каких нынче много.

Прошу прощения за резкость, очевидно были завышенные ожидания.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличная книга!! По первым страницам казалось, что меня ждут впереди горы трупов и бесчисленные баталии главного героя(Айронхолл, главный герой — лучший фехтовальщик с непокорным характером, господин у которого уйма врагов; давали вполне прозрачные намеки на будущее развитие сюжета). Однако вскоре стало ясно, что передо мной не боевик, а нечто другое(сам я обычно предпочитаю фэнтезийные боевики где главный герой утопает в крови своих врагов), но несмотря на это книга оказалась очень интересной и легко читаемой. :super:

Минусов всего два. Вопервых, те немногие поединки, что были в книге, выглядели не очень убедительно, читателя просто ставили перед фактом, что гланый герой — лучший фехтовальщик. Вовторых, нечеткость окружающего мира: почти все персонажи прописаны просто идеально, но фон совсем не виден, крестьяне, купцы и пр. составляющие этого мира практически не упоминаются. В том мире существует магия и очень даже развитая, но автором она почемуто задвинута на второй план(кроме пары ритуалов).

Однако не смотря на не большие «недочеты» ставлю 10! (имхо, всетаки главное это то как читается книга и какие эмоции она вызывает)

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличное произведение, написанное в реалистичном ключе с элементами приключенческой фэнтези. Сама идея людей-Клинков, неразрывно связанных со своим подопечным, довольно интересна, а Дункан раскрывает ее в своем произведении на все 100%.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Золоченая цепь» — первое произведение, прочитанное мною у автора, но теперь то уж точно не последнее. Замечательный, интереснейший роман с оригинальной идеей, яркими запоминающимися героями, интересным продуманным миром, многочисленными тайнами и дворцовыми интригами. На фоне всего этого, автор рассказывает историю жизни удивительного человека – королевского Клинка Дюрандаля. И эта история удивительна, она захватывает читателя с первых страниц и не отпускает до конца книги. Настоятельно советую к прочтению всем любителям фэнтези, каждый сумеет найти в этой книге что-то для себя. Шедевр на 10 баллов.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тем, кому нравится описание всяческих дворцовых (и не только) интриг, тайн и т.п., обязательно стоит прочесть эту книгу. Тем, кто к этой составляющей безразличен — тоже стоит :) Я не могу назвать Дункана мастером с большой буквы (как, скажем, Кея), но в его книгах есть какое-то неуловимое очарование. А «Золоченая цепь» — одна из лучших его вещей.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх