Аластер Рейнольдс «За Разломом Орла»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Корабли возят пассажиров и грузы по скоростным тоннелям, оставленным древними инженерами Млечного Пути. Система обширна, маршруты сложны, и переходы между линиями не на 100% надёжны. Один из страхов навигаторов — очутиться на линии, не отмеченной на картах. Так можно попасть за Разлом Орла — вернуться возможно лишь к надолго постаревшим родным и любимым, если оттуда вообще можно вернуться.
Однажды капитан выходит из анабиоза; двигатели корабля молчат, а на борту находятся посторонние. Неужели случилось страшное?
Входит в:
— антологию «Constellations», 2005 г.
— антологию «Year's Best SF 11», 2006 г.
— сборник «Zima Blue and Other Stories», 2006 г.
— антологию «Лучшее за год XXIII: Научная фантастика, космический боевик, киберпанк», 2006 г.
— журнал «Если 2007'03», 2007 г.
— антологию «Kroki w nieznane 2008», 2009 г.
— сборник «Beyond the Aquila Rift: The Best of Alastair Reynolds», 2016 г.
— антологию «Love, Death + Robots: The Official Anthology: Volume One», 2021 г.
— антологию «Созвездие Льва-9», 2023 г.
Экранизации:
— «За Разломом Орла» / «Beyond the Aquila Rift» 2019, Франция, реж. Леон Берель, Доминик Бойден, Реми Козыра, Максим Луер
- /языки:
- русский (5), английский (11), польский (1)
- /тип:
- книги (15), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- А. Новиков (4), М. Плисенко (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 18 июля 2022 г.
Одиннадцатое место лучших новелетт Локуса.
Данный рассказ Рейнольдса необычен парой отличий от большинства других рассказов в списке: а) у него совсем нет номинаций, но б) есть экранизация в виде одного из эпизодов первого сезона «Любовь, смерть и роботы».
Собственно, благодаря мультфильму крайне важный сюжетный твист напрочь заспойлерен. Но читать надо. Рейнольдс в малой форме очень хорош.
Мир будущего, сеть червоточин-скважин, изобретённых предтечами, но с успехом используемая человечеством. Коммерческие рейсы, рутина.
Мир очаровывает десятками мелких деталей.
И уже неважно, что знаешь, чем примерно всё кончится.
В мультике финал, кстати, был более зрелищным, чем в рассказе.
Рейнольдс в очередной раз не подкачал.
В связи с чем вопрос — чем обусловленно отсутствие премий и номинаций у рассказа? Вроде бы, автор находится «в обойме», не чужд участию в награждениях. Странно.
9(ОТЛИЧНО)
Seidhe, 13 марта 2020 г.
Более, чем уверен, что я, как и многие, не смогу теперь воспринимать шикарную экранизацию этого рассказа в первом сезоне сериала «Любовь, смерть и роботы» отдельно от текста, а текст — соответственно — отдельно от экранизации. О самом рассказе сказано в отзывах предостаточно — и о некоторой суховатости повествования, и о некоторой «глуповатости» героя, который так долго осознавал, что с ним произошло, и о потрясающем описании картин космоса, который наглядно показан невообразимо-огромным, и много о чём ещё. И когда я читал рассказ впервые, ещё не видя экранизации, мне было всё это довольно сложно представить и удержать в голове. Другое дело, когда видишь картинку на экране, с буйством красок и компьютерной графикой, практически приближающейся к собственно кинематографу, а потом снова читаешь, и держишь эти образы в голове, и всё, происходящее на экране становится понятно в мельчайших деталях, пусть некоторые любопытные подробности, важные для развития сюжета, в экранизации и упустили.
Разумеется, отличия первоисточника и экранизации имеют место быть. Но, во-первых, никто не отменял довольно скромного хронометража эпизодов сериала, а во-вторых, нужно чётко понимать, что создатели немного гнались за маркерами «для взрослых», поэтому замена сцен осознания главным героем масштабности Космоса сценой секса на фоне завораживающего космического пейзажа выглядит вполне оправданно. Ну а финал, переворачивающий с ног на голову всё происходящее, одинаково шикарен в любом виде. И это несмотря на тот факт, что реальность, ожидающая главного героя, весьма разнится в литературном первоисточнике и экранизации, хотя которая из них предпочтительнее — тот ещё вопрос...
Конкретно за финал рассказа 10 баллов не жалко. Вроде, и страшно, но в то же время с глубоким смыслом.
Хороший рассказ, который можно смело рекомендовать для знакомства с «малой формой» Аластера Рейнольдса.
Lilian, 9 мая 2019 г.
Красиво написанный рассказ, в котором важны не столько события (сюжет относительно прост), а способ подачи и постепенного открытия всей правды. Вместе с героем мы последовательно проходим через все новые и новые слои иллюзии — и за каждым таким слоем скрывается новая тайна и новое несоответствие. Есть в этом рассказе место холодной пустоте, одиночеству и хрупкости человеческого разума перед лицом слишком больших масштабов. Но есть место и доброте, попытке помочь, ставшей целью чей-то очень странной жизни. Есть место красоте космоса (вспомним звездное небо на стеклянном куполе местного космического ресторана), но также и его холодности и неумолимости. Также при желании идею этого рассказа можно рассматривать с точки зрения, что же лучше: жестокая правда или успокоительная ложь иллюзии. Если честно, есть своя печаль в обоих вариантах.
Остается сказать спасибо экранизации, которая и привлекла внимание к этому рассказу.
mshvez, 16 июля 2022 г.
Потрясающий рассказ. Прекрасная научная фантастика, умело приправленная хорошей психологией. Читал уже второй или третий раз и снова получил огромное удовольствие. Рейнольдс — прекрасный стилист, великолепный художник, описываемые события так и предстают перед мысленным взором. И построение повествования тоже примечательно — читателю истинная суть событий раскрывается через восприятие главного героя, и это восприятие не плоско, не одномерно, оно, прошу извинить за банальность сравнения — как чемодан с двойным, а то и тройным дном. И что ещё зацепило — рассказ очень гуманистичен, несмотря на все более нарастающую трагичность описываемых событий. Основной посыл — человек никогда не должен оставаться один, один-на-один со своей неисправимой бедой. Забота о ближнем — вот залог сохранения рассудка и смысл жизни, даже в самой отчаянной ситуации. Намеренно не раскрываю деталей сюжета, ибо каждая деталь тут важна и для людей, не читавших рассказ будет «спойлером», а рассказ стОит прочесть. Если у Рейнольдса и остальные вещи малой формы написаны на таком же уровне — снимаю шляпу и выражаю восхищение. Пошел читать сборник «Медленные пули» дальше. Оценка 10.
sergej210477, 20 июля 2022 г.
Рассказ, в котором сюжетная линия постоянно делает непредсказуемые повороты.
Есть над чем поразмышлять. Кроме того, ещё и психологически очень интересно и красиво.
Ничего лишнего, кратко, вместе с этим, ёмко и законченно.
Теперь, нужно посмотреть и экранизацию, хотя, может быть, делать этого и не стоит, дабы не испортить впечатление от прекрасного рассказа.
NikasSlav, 21 сентября 2024 г.
С одной стороны, довольно интересный рассказ. Человечество пользуется чужой неизвестной технологией полётов через червоточины в космосе, почти всегда она срабатывает верно, но редко происходят маршрутные сбои, отчего можно попасть на другой край галактики, но заодно проспать в анабиозе добрых 150 лет.
Примерно это и происходит в рассказе с Томасом, но несколько раз по ходу сюжета выяснится: всё не то, чем кажется. Настолько много раз, что я сбился со счёта, ведь всего за 36 страниц мы неоднократно убедимся в ненадёжности рассказчика. Автор настолько сильно переборщил с «вотэтоповоротами», что финальный твист на последней странице выглядит совершенно неуместным, мало того, рушит логику повествования. Хотя в целом рассказ понравился, было любопытно пытаться вникнуть в инопланетные технологии.
8 из 10
DiegoFreeman, 23 ноября 2016 г.
На первый взгляд – ничем не примечательный рассказ, но очень быстро можно понять, насколько ошибаешься на его счет. И дело не столько в авторстве, сколько в заложенной идее.
Один из стандартных рейсов экипажа корабля оборачивается почти «диковской» неуверенностью в реальности – и подтверждением опасений.
Затем следует главное достоинство рассказа. Примечателен выбор героя, отказывающегося от настоящего, чужого, одинокого и окончательного настоящего ради иллюзии, населенной знакомыми людьми и привычными явлениями.
Перед нами яркий пример отказа выхода из зоны комфорта, предпочтение уютной лжи. А если есть возможность забыть об этом выборе, так вообще замечательно.
В общем, текст хорош, как почти все творчество автора. Интересен мир и его устройство, интересны персонажи и их поведение.
По прочтении можно даже сказать: «маловато будет» — а значит, идея усвоена и требуется новая порция.
fail of reality, 4 мая 2021 г.
Меня, как и многих из вас, привела сюда серия из «Любовь, смерть и роботы». Про качество экранизации можно спорить, но, как мне кажется, общий дух повести передан хорошо. Сериальщики могли бы, правда, нарисовать меньше секса и больше атмосферы -- в повести первому уделяется строчка, а для создания второй автор не жалеет описаний.
Рассказ строго рекомендуется к прочтению, очень рад находить такие алмазы, теперь хоть моя электронная книжка пылиться перестала...
vanishrap, 14 августа 2024 г.
Это был невероятный опыт. Рассказ увлекательный и интересный от начала и до конца. Повествование многослойное, постепенно погружает читателя в происходящее, позволяя ему чувствовать себя наравне с персонажем, который просыпается на космическом корабле.
Сначала ты, как и один из героев, не понимаешь, что пошло не так, и постепенно тебе раскрывают предысторию, словно ты сам вспоминаешь события. Информация подается слоями, и каждая новая деталь меняет восприятие сюжета, создавая эффект гонки за разгадкой, которая всё время ускользает.
Сеттинг далекого будущего с космическими путешествиями и технологиями гибернации добавляет глубины истории. Рассказ произвел огромное впечатление.
vd1991, 28 сентября 2021 г.
Безысходность... Именно это слово проходит сквозь все произведение. Начинается рассказ с подготовки к обычному космическому перелету, которых происходит бесчисленное количество раз, и ничто не предвещает чего-то неординарного. Но далее происходят удивительные вещи. Сначала кажется, что сюжет подобен роману «Звездный лёд», но в реальности оказывается все намного мрачнее и таинственнее. Ну а главный вопрос, который Рейнольдс поднимает в рассказе, считаю, заключается в выборе: знать жестокую правду или продолжать жить в иллюзии, что все хорошо. Причем рассматривается это с двух противоположных сторон: о необходимости сказать правду, и о возможности ее принять.
SeverianX, 20 сентября 2021 г.
Продолжаю знакомиться с малой прозой Аластера Рейнольдса. Перед нами прекрасный образец научно-фантастического рассказа.
Человечество покорило космос. Но действительно ли это так? В галактике существуют так называемые «пузыри», где плотность космической пыли намного меньше, и поэтому в них возможны космические полёты. Вокруг солнечной системы существует подобный пузырь, названный локальным. Космические корабли путешествуют по системе частично разрушенных «туннелей», созданных когда-то неизвестной высокоразвитой расой. Принцип работы этих «туннелей» изучен слабо, что не мешает во всю их использовать. Да, иногда случаются сбои, и корабли пропадают, но что такое пара несчастных случаев в сравнении с доходами транспортных корпораций.
Главный герой, капитан корабля, отправляется в стандартный торговый рейс с двумя своими сослуживцами. Перед «прыжком» они погружаются в стазис, а после пробуждения капитан понимает, что произошел сбой, и их забросило куда дальше, чем планировалось. Подобное случается нередко, и поначалу главный герой не особо беспокоится. Их корабль попадает на ремонтную станцию, где он встречает свою бывшую возлюбленную Грету, помогающую ему освоиться на новом месте пока корабль будет в ремонте. Правда о происходящем накатывается на главного героя постепенно, как штормовые волны. Однако способен ли он примириться с новой реальностью?
Итог: Рассказ написан мастерски, и мы вместе с капитаном плавно погружаемся в пугающую тайну. Он оказывается в такой ситуации, что ему проще поверить в ложь, чем принять чудовищную действительность. Хотелось бы отметить прекрасную проработку психологии главного героя и интересную идею межзвездных перелётов.
lammik, 8 марта 2020 г.
Вышло так, что вначале я посмотрел экранизацию из телеантологии «Любовь, смерть и роботы», а рассказ прочитал уже потом. Поэтому ничего неожиданного в сюжете для себя не обнаружил, но должен признать, что все злоключения «Синего гуся» и его капитана в рассказе объяснены гораздо подробнее и чётче. Даже в столь далёком будущем не утеряют актуальности жемчужины народной мудрости:«Семь раз отмерь — один раз отрежь!» и «Поспешишь — людей насмешишь!». Ну и в связи со знанием сюжета в голове во время чтения крутились строки припева известной песни «Всё хорошо, прекрасная маркиза».
Если же взглянуть на рассказ с расстояния Большого Магелланова облака, то он окажется пропитанным светлым духом гуманизма, присущем Разуму, какую бы форму тот ни принимал.
paperstreet7, 27 июня 2024 г.
Не сказал бы, что я был в восторге от прочитанного, но все таки рассказ понравился довольно свежей для меня идеей и ее реализацией. Не понравился стиль повествования. Он как раз из тех, которые я не люблю. Автор начинает с каких-то диалогов не введя читателя в положение дел даже минимально. Что, куда, зачем? С самого начала сыпет терминами. И только заставив себя с силой продираться сквозь непонятные диалоги медленно начинаешь понимать о чем вообще разговаривают герои. По началу и имена как будто все одинаковые. Я их путал и не понимал кто где. В общем не каждый осилит.
Теперь об «экранизации». В кавычках потому что экранизацией это собственно очень сложно назвать. Какая-то невзрачная короткометражка с элементами эротики.
йокумон, 13 мая 2019 г.
Хороший рассказ. По странному добрый. Теперь так почти не пишут, оттого напомнил мне какие то олдскульные вещи. А еще хорошо показывает человеческую ксенофобию в буквальном смысле — боязнь чужого, боязнь иного, может даже излишне упирая на это. Но все равно хорошо.
smith.each, 20 марта 2019 г.
Созданную выходцами с Земли хрупкую сеть планет и колоний соединяют гиперпространственные врата – подарок неизвестной расы. Навигаторы задают верный курс прыжка, декодируя сложный синтаксис инопланетных рун. И дураку понятно: эксплуатация малоизученной чужой технологии ни к чему хорошему привести не может. Но корпорации продолжают гонять грузы по известному крылу галактики, не заботясь о судьбах отдельных экипажей, по неясным причинам выпадающим из вроде бы налаженной системы логистики. Космос позаботится о них, но всем ли придется по душе такая забота?
Аластеру Рейнольдсу удалась малая форма. В отличие от его романов, рассказ не перегружен описанием технических деталей, но имеет хорошую историю, в рамках которой автору даже не пришлось придавать объем персонажам. Сюжетный твист обставлен небезынтересно, хотя и раскусить его читателю труда не составит. Тем более что главный герой, повинуясь авторскому произволу, слишком очевидно пропускает детали, прямо указывающие на истинное положение вещей.
Главное не в этом. Ценность рассказа в простом выводе, который делает Рейнольдс. Сколько веков, тысячелетий минет прежде, чем космос перестанет быть для нас пугающим холодным чуланом, где во мраке неизвестности мерцают никому не принадлежащие звезды? Единичные проекты по колонизации Марса или высадке на спутниках Юпитера – даже изучение экзопланет, пусть известных науке, но находящихся в невероятно удаленных точках галактики, – капли в море. Ничтожные шаги, если сравнить их с неспешным последовательным превращением Млечного Пути в дом для человечества. Человек робко высовывает голову из уютной пещеры, припадая к земле от ослепительного солнечного света. Глаза утопают в бесконечности зеленых равнин, тщеславие толкает выйти наружу – завладеть всем этим. Но среда враждебна, обманчива. Она может позволить выстроить здесь дом, но право объявить его собственностью, повесить замок на двери мы должны завоевать сами.
Если бы не скупой и нудный авторский язык (с ужасом вспоминаю «Звездный лед»!) и нежелание Рейнольдса прорабатывать персонажей, поставил бы «8»