FantLab ru

Аластер Рейнольдс «За Разломом Орла»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.17
Голосов:
518
Моя оценка:
-

подробнее

За Разломом Орла

Beyond the Aquila Rift

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 68
Аннотация:

Корабли возят пассажиров и грузы по скоростным тоннелям, оставленным древними инженерами Млечного Пути. Система обширна, маршруты сложны, и переходы между линиями не на 100% надёжны. Один из страхов навигаторов — очутиться на линии, не отмеченной на картах. Так можно попасть за Разлом Орла — вернуться возможно лишь к надолго постаревшим родным и любимым, если оттуда вообще можно вернуться.

Однажды капитан выходит из анабиоза; двигатели корабля молчат, а на борту находятся посторонние. Неужели случилось страшное?

Входит в:


Экранизации:

«За Разломом Орла» / «Beyond the Aquila Rift» 2019, Франция, реж: Леон Берель, Доминик Бойден, Реми Козыра, Максим Луер



Похожие произведения:

 

 


Лучшее за год XXIII. Научная фантастика, космический боевик, киберпанк
2008 г.
Медленные пули
2020 г.

Периодика:

Если № 3, март 2007
2007 г.

Издания на иностранных языках:

The Year's Best Science Fiction: Twenty-Third Annual Collection
2006 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-Third Annual Collection
2006 г.
(английский)
Zima Blue and Other Stories
2006 г.
(английский)
Zima Blue and Other Stories
2006 г.
(английский)
The Mammoth Book of Best New SF 19
2006 г.
(английский)
Zima Blue
2009 г.
(английский)
Zima Blue
2010 г.
(английский)
Beyond the Aquila Rift: The Best of Alastair Reynolds
2016 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На первый взгляд – ничем не примечательный рассказ, но очень быстро можно понять, насколько ошибаешься на его счет. И дело не столько в авторстве, сколько в заложенной идее.

Один из стандартных рейсов экипажа корабля оборачивается почти «диковской» неуверенностью в реальности – и подтверждением опасений.

Затем следует главное достоинство рассказа. Примечателен выбор героя, отказывающегося от настоящего, чужого, одинокого и окончательного настоящего ради иллюзии, населенной знакомыми людьми и привычными явлениями.

Перед нами яркий пример отказа выхода из зоны комфорта, предпочтение уютной лжи. А если есть возможность забыть об этом выборе, так вообще замечательно.

В общем, текст хорош, как почти все творчество автора. Интересен мир и его устройство, интересны персонажи и их поведение.

По прочтении можно даже сказать: «маловато будет» — а значит, идея усвоена и требуется новая порция.

Оценка: 9
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Красиво написанный рассказ, в котором важны не столько события (сюжет относительно прост), а способ подачи и постепенного открытия всей правды. Вместе с героем мы последовательно проходим через все новые и новые слои иллюзии — и за каждым таким слоем скрывается новая тайна и новое несоответствие. Есть в этом рассказе место холодной пустоте, одиночеству и хрупкости человеческого разума перед лицом слишком больших масштабов. Но есть место и доброте, попытке помочь, ставшей целью чей-то очень странной жизни. Есть место красоте космоса (вспомним звездное небо на стеклянном куполе местного космического ресторана), но также и его холодности и неумолимости. Также при желании идею этого рассказа можно рассматривать с точки зрения, что же лучше: жестокая правда или успокоительная ложь иллюзии. Если честно, есть своя печаль в обоих вариантах.

Остается сказать спасибо экранизации, которая и привлекла внимание к этому рассказу.

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А мне понравилось! Локальный пузырь, вокруг Солнечной системы, внутри которого в 20 раз меньше плотность космической пыли. Галактические тунели, да еще разрушенные в результате какого-то катаклизма. Забота о ближнем как способ преодолеть собственные проблемы. Ну и конечно, игра с реальностями — постепенное открытие реальности, вплоть до чего-то невообразимого. И в итоге — окончательная потеря героя среди фиктивных реальностей.

Присутствует все, что нужно для хорошей НФ — интерсный сюжет, оригинальная научная идея, парадоксальная ситуация.

Захотелось еще что-нибудь почитать Рейнольдса.

Оценка: 8
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Более, чем уверен, что я, как и многие, не смогу теперь воспринимать шикарную экранизацию этого рассказа в первом сезоне сериала «Любовь, смерть и роботы» отдельно от текста, а текст — соответственно — отдельно от экранизации. О самом рассказе сказано в отзывах предостаточно — и о некоторой суховатости повествования, и о некоторой «глуповатости» героя, который так долго осознавал, что с ним произошло, и о потрясающем описании картин космоса, который наглядно показан невообразимо-огромным, и много о чём ещё. И когда я читал рассказ впервые, ещё не видя экранизации, мне было всё это довольно сложно представить и удержать в голове. Другое дело, когда видишь картинку на экране, с буйством красок и компьютерной графикой, практически приближающейся к собственно кинематографу, а потом снова читаешь, и держишь эти образы в голове, и всё, происходящее на экране становится понятно в мельчайших деталях, пусть некоторые любопытные подробности, важные для развития сюжета, в экранизации и упустили.

Разумеется, отличия первоисточника и экранизации имеют место быть. Но, во-первых, никто не отменял довольно скромного хронометража эпизодов сериала, а во-вторых, нужно чётко понимать, что создатели немного гнались за маркерами «для взрослых», поэтому замена сцен осознания главным героем масштабности Космоса сценой секса на фоне его самого выглядит вполне оправданно. Ну а финал, переворачивающий с ног на голову всё происходящее, одинаково шикарен в любом виде. И это несмотря на тот факт, что реальность, ожидающая главного героя, весьма разнится в литературном первоисточнике и экранизации, хотя которая из них предпочтительнее — тот ещё вопрос...

Конкретно за финал рассказа 10 баллов не жалко. Вроде, и страшно, но в то же время с глубоким смыслом.

Хороший рассказ, который можно смело рекомендовать для знакомства с «малой формой» Аластера Рейнольдса.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличная вещь, емкая, сильная и смелая. Переписать бы ее в роман — и впечатление могло смазаться. Хорошо, что Рейнольдс воздержался от этого шага.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Владычица станции в концовке — по сути аналог греческой Персефоны.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Меня эта вещь сильно зацепила. Шаг за шагом главному герою открывается все более ужасающая правда, волна за волной. Автор мастерски раскручивает сюжет, и в конце развязка настолько неожиданная и отрезвляющая, что после прочтения остается чувство бесконечной безысходности и одиночества. Не спасает даже то, что ГГ в итоге должен быть вполне себе счастлив. Скорее наоборот, это только усиливает общий эффект. Небольшое, но очень мощное произведение.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Созданную выходцами с Земли хрупкую сеть планет и колоний соединяют гиперпространственные врата – подарок неизвестной расы. Навигаторы задают верный курс прыжка, декодируя сложный синтаксис инопланетных рун. И дураку понятно: эксплуатация малоизученной чужой технологии ни к чему хорошему привести не может. Но корпорации продолжают гонять грузы по известному крылу галактики, не заботясь о судьбах отдельных экипажей, по неясным причинам выпадающим из вроде бы налаженной системы логистики. Космос позаботится о них, но всем ли придется по душе такая забота?

Аластеру Рейнольдсу удалась малая форма. В отличие от его романов, рассказ не перегружен описанием технических деталей, но имеет хорошую историю, в рамках которой автору даже не пришлось придавать объем персонажам. Сюжетный твист обставлен небезынтересно, хотя и раскусить его читателю труда не составит. Тем более что главный герой, повинуясь авторскому произволу, слишком очевидно пропускает детали, прямо указывающие на истинное положение вещей.

Главное не в этом. Ценность рассказа в простом выводе, который делает Рейнольдс. Сколько веков, тысячелетий минет прежде, чем космос перестанет быть для нас пугающим холодным чуланом, где во мраке неизвестности мерцают никому не принадлежащие звезды? Единичные проекты по колонизации Марса или высадке на спутниках Юпитера – даже изучение экзопланет, пусть известных науке, но находящихся в невероятно удаленных точках галактики, – капли в море. Ничтожные шаги, если сравнить их с неспешным последовательным превращением Млечного Пути в дом для человечества. Человек робко высовывает голову из уютной пещеры, припадая к земле от ослепительного солнечного света. Глаза утопают в бесконечности зеленых равнин, тщеславие толкает выйти наружу – завладеть всем этим. Но среда враждебна, обманчива. Она может позволить выстроить здесь дом, но право объявить его собственностью, повесить замок на двери мы должны завоевать сами.

Если бы не скупой и нудный авторский язык (с ужасом вспоминаю «Звездный лед»!) и нежелание Рейнольдса прорабатывать персонажей, поставил бы «8»

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вышло так, что вначале я посмотрел экранизацию из телеантологии «Любовь, смерть и роботы», а рассказ прочитал уже потом. Поэтому ничего неожиданного в сюжете для себя не обнаружил, но должен признать, что все злоключения «Синего гуся» и его капитана в рассказе объяснены гораздо подробнее и чётче. Даже в столь далёком будущем не утеряют актуальности жемчужины народной мудрости:«Семь раз отмерь — один раз отрежь!» и «Поспешишь — людей насмешишь!». Ну и в связи со знанием сюжета в голове во время чтения крутились строки припева известной песни «Всё хорошо, прекрасная маркиза».

Если же взглянуть на рассказ с расстояния Большого Магелланова облака, то он окажется пропитанным светлым духом гуманизма, присущем Разуму, какую бы форму тот ни принимал.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ. По странному добрый. Теперь так почти не пишут, оттого напомнил мне какие то олдскульные вещи. А еще хорошо показывает человеческую ксенофобию в буквальном смысле — боязнь чужого, боязнь иного, может даже излишне упирая на это. Но все равно хорошо.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитанный давным-давно в журнале «Если», этот рассказ мне хорошо запомнился, как говорится — «запал в душу». Так что я пришел в восторг, когда увидел знакомое название в списке серий анимационного сериала «Любовь, смерть и роботы«!

Итак, теперь есть и экранизация, и очень неплохая, хотя немного упрощенная по сравнению с оригиналом (что, в частности, привело к небольшим сюжетным ошибкам — в оригинале их нет). Если не знакомы ни с тем, ни с другим — советую сначала прочесть рассказ, а мультфильм смотреть как дополнение, с учетом той информации, которую узнали из рассказа.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Потенциально — очень хороший рассказ. В чем-то даже берущий за душу. Но развить бы идею в совершенно другом направлении. Автор же увлекся игрой с многочисленными пробуждениями героев и любимым многими американцами психоанализом. Наворотить столько всего, только чтобы сгладить у одного человека шок от случившегося? Ну, не знаю...

Итог: Тем не менее, своей атмосферой рассказ обладает. За что и повышу на балл оценку.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Меня больше впечатлила Грета. Она здесь уже так давно. Судя по всему, одна из первых, если не самая первая. Тоже по-своему сбрендила. Нашла свое спасение от безумия (или якорь себе в нём) в заботе о тех, кто оказался в таком же положении. Как умеет, как может. В меру своего понимания. И не ожесточилась, не озлобилась. Даёт то утешение, какое может, потребность в каком находит в подсознании попавших к ней. Есть в ее образе что-то трагичное, печальное и очень человечное.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как оказалось, у меня есть оба издания рассказа, и журнал, и антология. Но я об этом и знать не знал, когда посмотрел экранизацию. Этот эпизод сразу же стал любимым во всей первой антологии Любовь, смерть и роботы (и вовсе не из-за крутой постельной сцены))). Поэтому очень интересно было прочитать литературную основу истории.

Впечатлило! Рассказ, конечно, написан простенько, но с душой и вкусом. Особенно меня цепляют описания космоса, они автору удались на славу! Будоражит, тормошит воображение. При этом герои довольно плоские, но Грета расписана весьма чувственно. От этого веришь и реакции на нее главгероя. Кстати, мне экранный образ капитана корабля понравился больше. Там это суровый и тертый жизнью космический волк, а в рассказе какой-то нудный тип, нежно любящий жену. Конечно, это обыгрывается автором в финале рассказа и потому убедительно, но все же киношный круче!

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ очень понравился. Особенно конец ради него стоит читать и перечитывать. Идеи галактического пузыря, тоннелей, и станции на мой взгляд очень оригинально, без излишней заморочки.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохая идея легла в основу неплохого рассказа. Описан интересный мир, в котором живут неинтересные люди. Может быть, поэтому почти ничего в рассказе не затрагивает и не цепляет, кроме скрытого (до поры) главного героя этого рассказа. И в этом тоже заключена определенная изюминка — главным действующим лицом оказывается не то, которое казалось поначалу. Собственно, ради концовки расссказ и написан. Получилось неплохо, но не более того.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх