FantLab ru

Джек Макдевит «Военный талант»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.61
Оценок:
669
Моя оценка:
-

подробнее

Военный талант

A Talent for War

Роман, год; цикл «Алекс Бенедикт»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

200 лет как закончилась война между планетами землян и расой телепатов ашиурами. Но главная загадка войны до сих пор не разгадана — куда подевался флагманский корабль с главнокомандующим. Официальная версия — гибель корабля и экипажа. Но Алекс Бендикт ищет...

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2003 // Книги — Лучшая зарубежная фантастика

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)
/языки:
русский (4)
/тип:
книги (4)
/перевод:
Н. Ибрагимова (4)

Военный талант
1995 г.
Военный талант. Послание Геркулеса
2003 г.
Военный талант
2015 г.
Военный талант
2018 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Завязка «Военного таланта» Джека Макдевита сильно напоминает завязку фильма «Индиана Джонс и последний крестовый поход»: главный герой, чья профессия связана с артефактами прошлого, получает сообщение, что близкий ему человек пропал. Также становится известно, что незадолго до своего исчезновения этот человек подобрался совсем близко к разгадке древней тайне, настолько важной для общества, что предание её огласке способно перевернуть представления всего мира. Главный герой берётся закончить дело пропавшего, но сталкивается со множеством препятствий и опасностей. Забавно, что такое совпадения является чистой воды случайностью, так как «Военный талант» вышел на несколько месяцев раньше третьего фильма об Индиане Джонсе, да и после завязки сюжеты произведений идут разными путями: книга напирает на детектив, а фильм – на приключения.

Но, перейдём непосредственно к роману. «Военный талант» открывает цикл историй об Алексе Бенедикте. И судя по тому, что второй роман вышел спустя пятнадцать лет после первого, изначально продолжение не предполагалось. Да и сюжет в «Военном таланте» вполне самодостаточный. Кстати, о нём. Основное действие романа разворачивается примерно в 11600 году нашей эры, но много внимания уделено и событиям, происходящим на двести лет раньше. Алекс Бенедикт работает торговцем антиквариатом. Он довольно успешен, во многом благодаря своему дяде, Гейбу Бенедикту. Вся юность Алекса прошла на археологических раскопках, куда Гейб брал его с собой. Но, к глубокому сожалению Гейба, вместо стези учёного Алекс выбрал стезю торговца. Это несколько ухудшило их отношения. Но однажды становится известно, что исчез межзвёздный лайнер, в числе пассажиров которого значился и дядя Алекса. Главный герой, будучи единственным наследником, получает и дом, и коллекцию артефактов, и тайну, над которой работал Гейб. Но взявшись за последнее дело пропавшего родственника, Алекс не предполагает, к чему оно приведёт, и как высоки окажутся ставки в финале.

Да, основной сюжет в большей степени развлекательный. Персонажи не могут похвастаться глубиной, главный герой большую часть времени читает какие-либо документы и разговаривает с различными людьми. Ближе к финалу начинается ещё и экшн, не зубодробительный, но достаточно приятный. Гораздо интереснее здесь расписаны события прошлого. Первую версию конфликта с инопланетянами читатель получает ещё в начальных главах книги, и она весьма романтизирована и драматична. Однако, чем глубже копает главный герой, тем больше неприглядной правды вскрывается. И вот это преображение истории производит по-настоящему сильное впечатление.

Джеку Макдевиту удалось создать достаточно нетривиальный роман, удачно совмещающий научную фантастику и детектив. Да, персонажи несколько картонные, а действие — неторопливое, но интрига отлично выдержана, а за развитием истории очень интересно следить.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это не столько фантастика, сколько детектив — классический детектив, где детектив (извините за каламбур) неспешно так обходит свидетелей, неспешно их опрашивает и собирает детали в общую картину. Слава богу, не нуар, и герой вообще-то не из органов, а так — частное лицо, с большой неохотой выполняющее долг перед покойным родственником. То, что перелеты здесь межзвездные, особой роли не играет.

Впрочем, расследуется и не убийство какое-нибудь, а загадочная загадка, связанная с историей легендарного восстания и войны-основания, астроархеологическими раскопками и правительственным заговором, так что ставки высоки, звезды — холодны, а оружие — массового поражения.

Написано весьма недурственно, Джек Макдевит никуда не торопится, экшена здесь нет, все очень неспеша и с достоинством. Даже в описании сражения в космосе превалирует ожидание, а не сам бой. Поэтому единственная сцена, насыщенная саспенсом и напряжением, очень сильно выделяется в череде спокойных, основанных на размышлениях и воспоминаниях.

Как и в большинстве космоопер, сам по себе космос здесь особо не нужен и больше напоминает картину над очагом в каморке папы Карло. Например, противостояние человеков и ужасной расы пришлецов-телепатов легко заменить советско-американским в разгар Холодной войны — благо одним из основных камней преткновения является разница в мировоззрении и менталитете. Также стоит покритиковать один из основных минусов — все страсти здесь происходят из событий войны двухсотлетней давности; это как если бы мы сейчас бегали с будоражащими кровь вопросами «а был ли Кутузов действительно одноглазым?» или «не император ли Александр лично поднес факел к облитой бензином Москве?» На этом пепле давно уже цветы выросли и не один раз.

Книга вполне себе философична, ибо во флэшбэках и реконструкциях здесь много нерешаемых дилемм вроде пацифизма во время войны, этичности коллаборационизма, оправданных целями средств, цене слезинки ребенка (не в буквальном смысле) и тому подобному, что, впрочем, подается мягко и ненавязчиво. Многогранность героев раскрывается постепенно, информация подается дозированно и сложившийся уже паззл может пересложиться и по-иному.

Сказать, что детектив очень уж сложный и весь такой внезапный, не получится — все эти хорошо похороненные военные тайны и скелеты в шкафах у прославленных героев, спасших человечество, на оригинальность не тянут, ибо многократно использованы в истории, литературе и журналистике, но читать интересно и интересно следить как автор снимает слой за слоем, делая четче характеры, судьбы и события. Впрочем, самый последний скелет все-таки производит знатный эффект.

Приятное впечатление оказывает реализм описанного мира — массовка и эпизодические персонажи вполне убедительны и попадающиеся в романе города да села живут своей жизнью, не останавливающейся после отъезда героя. Не возникает ощущения декораций, как это часто бывает у авторов межпланетарной фантастики — возможно именно потому, что акцент не на приключениях, не на экшне, а на людях.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Любопытный текст. «Talent for war» написан учителем истории и рассказывает о торговце антиквариатом, который получил в наследство от дяди не только богатство, но и загадку. Это космофант, немалая часть которого проходит в библиотеке, где главный герой восстанавливает по кусочкам историю самопожертвования национального героя в войне с инопланетянами-телепатами. Чем дальше он копает, тем сильнее легенда показывает второе дно внутри неспешного суховатого детектива. Все, кому поставлены памятники, делали не то, за что их восхваляют, но правда по прошествии лет никому не нужна, даже если она сияет, словно взорванное солнце.

В «Военном таланте» присутствует момент неловкости, ведь герой войны, прошлое которого расследуется, тоже был учителем, но потом был вынужден превратиться в стратега. Такое сближение автора и легенды вызывает у меня напряжение. Однако несмотря на свою сухость, неопытность автора и деревянные женские образы, книгу Макдевита выделяет неожиданный угол зрения, в котором вместо кровавого замеса идет копание в документах и экскурсии в древние музеи. Оболочка мира (множества населенных планет, сосуществование телепатов и людей) выглядит богатой и интересной. Неудивительно, что затем Макдевит написал множество романов в этой вселенной, один из которых принес ему Небьюлу.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересный роман, хоть и в чём-то слабый.

Перечитывал его несколько раз в разном возрасте. Впечатление менялось от восторженного до умеренно приятного.

Сюжет чрезмерно растянут, а идея достаточно проста. Можно было реализовать замысел и через повесть, но автор всё-таки растянул до романа.

Можно отметить хороший детективный задел и неудачное начало. Самая первая сцена на монастырском кладбище вызывает уныние и подбивает чтение бросить. Надо было вставить этот эпизод ближе к середине — чтобы читатель уже вошёл в курс дела. А вот старт детективной ветки, раскручивающейся вокруг главного героя, наоборот, даёт интригу и не отпускает до конца книги. Все эти перекапывания архивов, переписка с университетами, опрос очевидцев и экскурсии «по местам боевой славы» наполняют историю живой плотью событий, выглядят убедительно и позволяют неторопливо скармливать читателю информацию о мире, в котором разворачивается история.

Также удачей автора можно назвать несколько острых эпизодов: гибель Квинды Арин, историю Мета Олландера, испорченную симуляцию битвы у Ригеля и финальное противостояние с кораблём ашиуров. Всё это очень неплохо прописано — эмоционально, красочно, созвучно ходу событий. Неплоха развязка интриги, которая выливается в напряжённые поиски загадочного древнего артефакта, сулящего большие выгоды. Другой большой плюс — фонетика названий. Редко кто добивается настолько красивого звучания, гораздо чаще в фантастике можно встретить весьма незамысловатые имена собственные. Здесь же Макдевит расстарался: Корморал, Деллаконда, Саргалия, Токсикон — в этих словах можно услышать и загадку, и экспрессию, и угрозу. Названия из «Военного таланта» хочется перебирать, как драгоценные камни, даже не вникая в их смысл. Очень здорово подобраны эпиграфы к каждой главе — они умеют задать настроение и являются почти самостоятельным аспектом романа, ощутимо дополняя его реальность; многие высказывания сами по себе афористичны. Браво!

Хорошо передан тезис о политизированности и ложности истории — стоит только Алексу Бенедикту копнуть в самых разных местах, как выясняется, что герои прошлого не так уж монументальны, как принято считать. Подвиг часто соседствует с предательством, победа с преступлением, а обман с мудростью. Всё, о чём трубят официальные глашатаи или озвучивают хронисты, имеет свою изнанку.

Несколько слабее удалась обрисовка мира — как живёт Конфедерация, кто ей управляет, как работает экономика, кто так чудесно согласует взаимодействие десятков населённых миров, кто командует войсками и проводит общую политику космического человечества? Таких вопросов автор избегает. Вырисовывается определённая наивность: все живут очень хорошо, но есть отдельные ренегаты.

Ещё хуже вышло с идейно-философским посылом романа. Сравнение Конфедерации и эллинских городов-государств слишком беглое и поверхностное, автор постоянно указывает на эту аналогию, но ничем её не подтверждает. Даже очевидное сравнение Кристофера Сима с царём Спарты Леонидом выглядит довольно натянутым. А уж претензии к Сократу — и вовсе абсурдными. Читателю почти ничего не известно как о начале войны с ашиурами, так и о политической обстановке на планетах, подвластных человечеству, поэтому оценить правоту и точность воззрений самого Сима не представляется возможным. Макдевит просто постулирует, что Сим во всём прав и предлагает принять это на веру. Можно было бы ещё многое сказать о «исторической» части романа (сопротивление вторжению ашиуров предстаёт перед читателем опосредованно — в виде комментариев главного героя к давно прошедшим событиям), есть здесь как сильные, так и слабые стороны, на эту тему затрачено большое количество объёма книги, но в целом история войны человечества с иной цивилизацией выполняет в книге роль эпоса и отчасти второй сюжетной линии. Всё это достаточно сложно расплести и проанализировать. Проще принять как есть — с достоинствами и недостатками.

Самым же слабым местом «Военного таланта» будут центральные фигуры: Алекс Бенедикт, его соратница Чейз и романтическое увлечение — Квинда Арин. Все они настолько слабо подсвечены авторским вниманием, что играют роли статистов. Их поступки, стремления, характеры, мысли отображены крайне слабо. Любовная линия только намечена. Акцент на главного героя и вовсе не ощущается. Не то, что это портит книгу (наоборот, в какой-то мере придаёт ей некоторый шарм), но роман в общем получается довольно сухим, ему не хватает столкновений или противоборства героев. Исторические личности выходят на первый план, а ведущие персонажи принимают на себя роль рассказчиков и комментаторов. Заметно и некоторое однообразие во взаимодействии между людьми: так, Алекс часто оценивает сексуальность почти всех встреченных женщин, но это никак не отражается на его характере или поступках; по отношению же к мужчинам слишком часто звучит фраза «он мне сразу понравился» — что не вполне натурально: слишком уж разные собеседники вызывают симпатию мистера Бенедикта.

А вот финал удачен — он разом завершает и слабо прописанную линию археолога Скота, и досказывает историю Кристофера Сима, и плавно закрывает роман, придавая всему повествованию нужную глубину.

«Военный талант» читается как увлекательное расследование с погружением в псевдоисторию. Простые люди внезапно оказываются захвачены последствиями давно совершённых дел и поступков, будничные сцены перемежаются с напряжёнными эпизодами или драмами прошлого. Хорошо выражена приключенческая составляющая, но долгие отступления, уводящие сюжет в сторону, могут заставить заскучать. Книга рассчитана любителей поразмышлять на досуге, ценящих интриги и неспешное развитие событий. Во многом это «приключение духа, а не тела», как иногда говорили о поздней советской фантастике.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый роман в цикле «Алекс Бенедикт». Космическая, приключенческая фантастика не частый гость на наших книжных полках, к сожалению. Эта книга написана как раз для любителей разнообразных приключений в космосе, а точнее в самых разных уголках нашей вселенной.

Я знаю, что это длинный авторский цикл, состоящий уже из 8-ми книг. Но не стоит переживать, тем кто не любит слишком длинные серии. Это полностью завершённая история, с начала и до конца. Если не понравится, то на этом знакомство можно и закончить. Дать шанс этой серии, нужно обязательно, а вот читать дальше или нет, каждый решит для себя сам.

Сразу начну с небольшой претензии к автору. Действие неимоверно медленное, чересчур подробные описания всего и всех, иногда сбивают с ритма. Можно сделать скидку, что это первое знакомство с героями, миром и в дальнейшем будет более активное развитие событий.

Сюжет построен в виде детективного расследования событий, имеющих отношение к войне с иной расой двести лет назад. Главному герою предстоит разобраться с неожиданным наследством, которое кроме больших денег, сулит и не менее большие неприятности. Древние тайны и загадки не так просто решить, это потребует полноценного расследования и каждое действие несёт опасность, как для главного героя, так и для других участников событий.

На мой взгляд, автор справился с поставленной задачей. Сюжет логичен, никакого супергеройства, только здравый смысл и прагматичный подход к каждому действию. Мир имеет огромный потенциал, есть о чём рассказать дальше, чтобы читателям было интересно. Такая фантастика мне нравится, хотя и с некоторым оговорками.

Оценка: 8
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне не думалось, что после замечательного ,,Берега бесконечности'' этот роман Автора окажется ещё более захватывающим. Но этa книга превзошла все мои ожидания. Она невероятно интересна, полна загадок, драматизма, ошеломительных открытий и неожиданных поворотов, которые читатель пройдёт и откроет вместе с торговцем антиквариатом Алексом Бенедиктом. Который, в общем то и не стремился ни к какому расследованию, которому нравится своё собственное дело. Но судьба приподнесла ему сюрприз в виде ,,наследства'' дядюшки, который и взвалил на его плечи решение непосильной, казалось бы, задачи – ни много ни мало выяснить загадку далёкого прошлого, которая принесёт переворот в истории, достоверность которой ставится под сомнение, где истинные события, подвиги и герои оказываются куда более сложными и неоднонозначными, чем трактует история.

И работать Алексу придётся в условиях, когда информация является засекреченной, утаивается, похищается, и вокруг неё вращается множество мифов, легенд и двусмысленных объяснений. Ему придётся по крупицам собирать нужную информацию, разыскивать файлы, отыскивать нужных людей, читать историю, просматривать реальные события прошлого, читать стихи, написанные в то время и сопоставлять, и выстраивать картину, и подвергать свою жизнь риску, и понимать, а что же всё–таки он должен найти и что искал его дядя Гейб. Но в результате перед читателем предстаёт картина, полная драматизма.

Эта история следствие войны между двумя расами – ашиурами и людьми, предназначенными для противостояния, для решения проблем выживания только в битве, которое явило двухсотлетие беспрерывной вражды и периодически вспыхивающих войн. Войн, в которых переламываются жизни и судьбы, а последствия непоправимы. В нужный момент человечество не нашло сплочённости, но нашлась горстка людей во главе с лидерами самоотверженного движения братьев Кристофера и Тариена Сим, которые нашли силы начать борбу с врагом и за умы, мысли и жизнь людей. Спустя двести лет глазами главного героя мы увидим жизнь, борьбу и обстоятельства последних дней Сопротивления и его лидеров, раскроется образ отчаявшегося Кристофера Сима, который был обыкновенным человеком, который первый из всех людей смог подвергнуть сомнению исход войны. И в его отчаянии, в его беспокойстве о жизни товарищей и людей, которых он пытался защитить, кроется часть разгадки всей тайны.

В итоге Автор не дает прямых ответов и простых разъяснений за принятые решения, за правильность и неправильность выбора, но недосказанным не остаётся ничего. Щедро рассыпая события по всей книге, Автор очень достойно, деликатно и чувственно закончил историю. Возможно кому–то в повествовании будет не доставать динамики и напряжения, но это постепенное, шаг за шагом, раскрытие истины и складывания пазлов картины явилось для меня очень привлекательным. Для меня это одна из самых интересных книг жанра, прочитанных за последнее время.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман — расследование.

Немного философии, немного детектива, немного экшена, хороший язык автора (переводчика).

Это не «боевая фантастика с голым экшеном». Большая часть романа — интересные размышления об истории, политике, истории на службе политике.

В целом — увлекательно.

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Будь у меня более устойчивые к потрясениям нервные клетки, я бы только и делала, что читала такой сай-фай. Роскошная, растянувшаяся на невероятные расстояния космоопера насыщена детективной составляющей, которая ведет читателя за руку элегантно и неторопливо, чтобы в конце раскрыть карты в такой взрывной ярости и запредельной меланхолии, что попеременно руки сжимаются в кулаки и захлестывают ледяные волны безмолвия и одиночества. Я все еще пребываю в состоянии эйфории после прочтения, поэтому меня штормит положительными эпитетами, но сомневаюсь, что даже по прошествии времени смогу разглядеть в книге что-то страшнее, чем небольшие недостатки (сметенные ураганом восторга и оттого абсолютно нерелевантные).

Первые двести страниц – это аккуратный и выверенный квест, стягивание ниточек из самых разных источников, попытки героя понять, чего же от него хотят и незаметная расстановка акцентов. Вводный курс в политические и военные терки, песни о подвигах и превратностях истории. Этот медленно развертывающийся и практически безопасный квест держал меня в таком неимоверном напряжении, что я засыпала и просыпалась с мыслями о том, что же на самом деле к чертям происходит. На последней сотне страниц почти все мои надежды были оправданы, карусель завертелась с такой скоростью, что мне оставалось только не отставать. В итоге несколько вопросов и сомнений у меня все же осталось, но я не жду ответов, мне и так рассказали даже больше, чем обещали.

При тщательной проверке исторических фактов из учебников оказывается, что были не только упущены важные детали, но и переписаны по необходимости целые страницы. Эта горькая мысль лежит на поверхности, но не каждому суждено докопаться до истины. Рецепт Алекса Бенедикта на 95% состоит из чистого везения, потому что иначе такому раздолбайскому герою в жизни бы не раскрыть мощную аферу с политической подоплекой. Не будь у него под боком девицы, которую надо впечатлять, он бы давно сдулся ;) Но вместо лишних романтических страданий в книге зашкаливающее количество суровых и прекрасных героев прошлого и отчаянных исследователей настоящего. Отдельное спасибо за Лейшу Таннер – такого любовно выписанного сильного женского персонажа надо еще поискать. Повествование раскидано на множество систем, планет, городов и муниципалитетов, неизменно сопровождаемых библиотеками и тайными обществами. Воссоздаются целые космические битвы, от которых замирает сердце. А до нового конфликта только один шаг, и потеря ложного идеала может стоить дорого.

В целом – прекрасный образчик сай-фая, превзошедший мои самые смелые надежды.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый роман из цикла «Алекс Бенедикт». Из семи романов цикла только три не были номинантами премии «Небьюла», в том числе и этот. Хотя я не читал остальные романы цикла и нет общего впечатления от всей этой описываемой истории, данный роман на мой взгляд слаб и не создаёт стартовую площадку для читателя прочитать всё остальное.

Как во многих романах Макдевита начало затянуто до невозможности , а потом следует ускорение, приключения и разгадки. Здесь 200 страниц книги тягомотина: незнакомые названия массы планет, звёзд, личностей без их характеристик. И непонятно , что герой ищет? Какие-то странные следы погибших героев войн 200 лет спустя.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Каков же результат -найден космический корабль с иным принципом перемещения в подпространстве, чем существующие на то время. Всё, финал!

Оценка: 5
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как поступил бы среднестатистический герой книги, не важно, какого жанра, если бы неожиданно получил огромное наследство от дяди, а вместе с ним – «место на карте, помеченное крестом», которое может обернуться величайшей исторической находкой (помимо ценности в денежном эквиваленте)?

Кто-то пустился бы проматывать состояние, продав на стороне первому попавшемуся искателю информацию о местоположении предполагаемого сокровища; другой сам, недолго думая и быстро собравшись, отправился бы на поиски, а уже на месте вволю «наприключался», а потом богатым героем вернулся бы домой.

У Макдевита герой совсем другой, и этим уникален и ценен. Во-первых, он торговец антиквариатом, который и так уже живет неплохо. Во-вторых, вместо того, чтобы действительно сразу отправиться в неведомую даль, за сотни световых лет, к ответам, он, как и подобает представителю своей профессии, прежде начинает собирать информацию. Но чем больше ее, тем больший масштаб обретают события. Приводятся новые причины исчезновения лайнера, на котором «официально пропал без вести» дядя главного героя, одна другой необычнее. Следом выясняется, чем занимался в последнее время пропавший, что раскрывает новые подробности войны двухсотлетней давности, а также новый взгляд на участие самых разных личностей с обеих сторон конфликта. Всплывают такие факты, которые могут не только переписать историю, но обрушить и без этого нестабильную политическую ситуацию на территории людей и в межрасовых отношениях. Поиски ответов все плотнее обволакивает ореол опасной тайны, скрывающей что-то грандиозное…

Большая часть книги состоит из вполне приземленного детектива, написанного увлекательно и убедительно. Стоит, однако, признать, что в какой-то момент описание посещения архивов, разговоров со знакомыми и коллегами пропавшего родственника, перемещение на другие планеты, опять же, с целью сбора и разговоров начинает приедаться.

Видимо, такое торможение было сделано намеренно, чтобы ближе к финалу встряхнуть читателя превращением расследования в космический боевик с фрегатами, крейсерами, ядерными торпедами, электро-магнитными пушками и всем таким прочим. От книги вновь становиться сложно оторваться, поскольку на свет выплывут еще более неожиданные подробности прошлого, идущие в разрез с общепринятыми.

Мы видим новые грани личностей ашиуров – врагов людей в той войне и говорим с ними устами главного героя. Мы понимаем, сколь много совершил в то время, и что осталось от деяний всего одного человека, бывшего учителя и ценителя греческой философии, командира фрегата «Корсариус», выигрывающего многие неравные битвы, но погибшего в итоге…

А погибшего ли в том месте и в то время, как утверждает история? Его окружение – герои или дезертиры, ведь на каждой планете множество убеждений на этот счет. Банальный вопрос: «Как все происходило на самом деле?»

Хорош и финал, отнюдь не грандиозный и шокирующий, а только дающий прозаичный, совсем не таинственный ответ, что же находится в «месте на карте, помеченном крестом», который не понравиться обществу.

А также – мы увидим истинное лицо и степень вероломства обеих рас в конфликте, итог истории о герое, который через призму прошлого пытался посмотреть в будущее – не только человечества.

Еще раз убедимся, что истории не стоит доверять – разве что только той, в которой сам принимал участие.

Книга начиналась с тайны исчезновения лайнера и точки на карте, затем автор последовательно и интригующе вписал новые вязи возможных вариантов развития событий и завершил логичным ответом на одни вопросы, другие же подвесив в воздухе. Отличное начало цикла о герое с нетипичными для НФ профессией и методами достижения цели.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нечасто авторы настолько детально прорабатывают и воссоздают в книге воображаемый ими фантастический мир, что мы, прикасаясь к нему, можем достичь тотального погружения.

При чтении романа я раз за разом ловил себя на мысли: «Постой, парень, а ведь он это всё придумал!» Действительно, просто удивительно, что автор придумал ЦЕЛУЮ ИСТОРИЮ, пускай и относительно небольшой эпохи деятельности человечества в далёком-далёком будущем, с огромным количеством подробностей, которые к тому же ещё и изобилуют противоречиями и хитросплетениями, создающими полную иллюзию реальности!

Возникало стойкое ощущение, что автор там был и разбирался сам, что к чему в этой запутанной истории, а потом лишь изложил нам через приключения и мысли ГГ своё вИдение.

В этом смысле, очень выигрышным приёмом было изложение истории от лица ГГ, который как бы открывает ранее не имеющий для него значения пласт реальности, обусловленный делами давно минувших дней, преданиями тайны глубокой...

Воистину, такой всеобъемлющий охват описываемой автором реальности является показателем высокого уровня вовлечённости его в собственное произведение и, по всей видимости, в любимое дело.

Такой подход выдаёт в авторе книги большого мастера, заслуживающего уважение.

Медленный неторопливый стиль повествования гармонирует с псевдо-флегматичным характером ГГ. «Псевдо» — потому, что таким вяло-вальяжным он предстаёт пред нами в первой трети романа. По итогу же он больше всего напоминает героя русской сказки Емелю, который из житейского увальня в силу жизненных обстоятельств превращается в волевого героя с харизмой, и который, скорее всего, уже не будет больше тем, кем был прежде.

Общее приятное впечатление от грандиозности проделанной автором работы скрашивает кажущиеся мелкими шероховатости романа, к которым можно отнести следующие.

Местами уж очень затянутые эпизоды копания ГГ в исторических хрониках, не разбавленные никаким вообще драйвом.

Не вполне объяснимое для меня (неадекватное) поведение отдельных представителей подпольных обществ, проводящих параллельные исследования по направлению, в которое активно включился ГГ.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
К чему, например, было той же Квинде вставлять активно палки в колёса ГГ на пути его расследования? Если она была так заинтересована, чтобы дойти до финала самой, то что же ей мешало самостоятельно идти к нему, учитывая огроный гандикап, имевшийся у неё по сравнению с ГГ, который долгое время только вникал в суть проблемы? Если же у неё не было тех возможностей, что были него как у богатенького наследника, или не хватало для этого ума, то можно было, по крайней мере, присоседиться к победе «по дружбе» или постараться в самом конце обойти ГГ у самого финиша, заручившись его поддержкой на пути к финалу. В общем, тут много вопросов.

Наконец, кажущееся не слишком убедительным соотношение показанной в романе действительности и сознания человека будущего. Поясню. Автор описывает события далёкого-далёкого будущего. Настолько далёкого, что человек уже успел научиться преодолевать пределы не только нашей Матушки-Земли, но и солнечной системы, и т. д., успел встретить на своём пути сопротивление разумного внеземного вида и даже выстроить с ним какие-то послевоенные отношения.

Этот событийно-временной пласт, хотя и является фантастическим, а не реальным, тем не менее, очень радикально отделяет нас, прежде всего в психологическом плане, от людей того будущего, которое описывает автор, а, следовательно, должен неумолимо отличать нас от них.

Они просто не могут быть такими как мы. Как и мы не можем быть полностью такими, как люди начала двадцатого века, не говоря уже о людях, например, десятого века и так далее в глубину веков.

Между тем, показанные в романе люди в морально-психологическом плане и в плане сознания, как будто бы ничем от нас особо и не отличаются. Это будто бы те же мы, только снабжённые более крутыми технологиями...

Для иллюстрации контраста я бы сделал отсылку, например, к роману «Квантовый вор» Ханну Райаниеми, в котором описание определённой человеческой общности будущего приведено каким-то удивительным и даже непостижимым. По крайней мере, сделана попытка заглянуть за грань обозримого будущего и разглядеть в нём трудно вообразимые сегодня структуры человеческого общества и самого человека.

В настоящем же романе автор настолько заморачиваться не стал и показал человечество и человека настоящего в событиях будущего. На мой взгляд, в этом присутствует некий диссонанс.

Однако, безусловно, роман имеет свою оригинальность и изюминку, заслуживает высокой оценки и рекомендован к обязательному прочтению.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный роман!

В истории правдивы только даты, цифры — все остальное может быть искажено, переврано и подано в угоду победителям или тем личностям, коим это выгодно... Эта идея идет сквозь всю книгу: не стоит верить аксиомам, убеждениям, которые все считают верными — необходимо все подвергать сомнению. Этот совет кстати очень действенен и в жизни, проверено). Сколько лжи, неправды в исторических данных, которые мы принимаем за чистую монету.. Одному Богу известно.

Роман очень нестандартный, интересный, свежий, в меру запутанный. Читается сие действо крайне увлекательно и напряженно) Хорошие, проработанные персонажи, нету излишней чернухи, интересный мир со своими законами. Также здорово, что Макдевит не стал перегибать палку с геройствами и суперспособностями ГГ: он обычный человек с интеллектом выше среднего, со своими сильными и слабыми сторонами. Эта цитата лучшая его характеристика:«Он злоупотреблял выпивкой, курил и был бабником — мне он сразу понравился» (с)

Совет: читать обязательно!

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Попытка № 2. Дело в том, что были куплены и прочтены в далеком 95 (возможны варианты) оба романа Макдевита — «Двигатели Бога» и «Военный талант» — именно в таком порядке. И насколько «зацепил» меня роман о космоархеологах (хотя узнал я о том, что это цикл, только оказавшись здесь, на фантлабе), настолько же не «пошел» у меня «Военный талант». Казалось, что романы написаны разными авторами. Может быть, дело в переводах, не знаю. И ведь по тематике есть сходство — космический поиск, артефакты, «чужие». Поэтому, когда Азбука затеяла переиздание Макдевита, очень обрадовался, ибо надеялся, что следом за «Военным талантом» издадут и «Космоархеологов». Но увы и ах.

И все-же чем же мне так не понравился «Военный талант»? Все вроде бы в наличии — и закрученый сюжет, и масса приключений в космосе «далеком» и на разных планетах. И даже вскользь появляются ашиуры — те самые «чужие», но не чужие. Но мне было НЕ ИНТЕРЕСНО, потому что я сравнивал с первым романом.

Что же изменилось теперь, спустя 30 лет? Теперь это цикл из 7 книг с шикарным «родным» оформлением. Правда, первый роман остался в том же переводе. Возможно, отредактированым, не знаю. И на этот раз я не стал сравнивать с «Двигателями Бога», а начал просто читать. И в конце концов, «вчитался» в книгу, ИНТЕРЕС появился. Действительно, очень неплохо. Хорошее фантастическое приключение, расширенное поиском и запутанными отношениями. История о том, что учебники по истории (а особенно современные) все врут в угоду политике. Это пожалуй основной посыл романа. Поэтому, ознакомится стоит. А продолжения цикла читать всенепременно.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый роман самого популярного литературного цикла Джека Макдевита о Алексе Бенедикте являет собой хороший образец приключенческой научной фантастики.

Сюжет романа строится вокруг тайн давно минувшей войны человечества с расой ашиуров и, в частности, вокруг личности главного полководца людей Кристофера Сима. На пути к разгадке доставшихся в наследство от дяди загадок, Бенедикт узнает правду о тех временах и вынужден будет переосмыслить многое из того, что не только он, но и все люди считали непогрешимой правдой.

Вселенная, описанная Макдевитом, достаточно детально проработана, по ходу повествования ярко прослеживается атмосфера в духе «давным-давно была война». Сюжет, немного сероватый в начале, уже скоро начинает захватывать и заставляет читать страницу за страницей, чтобы вместе с Бенедиктом узнать, что же случилось на самом деле двести лет назад.

В целом роман оставляет хорошее впечатление, возможно даже, что я вернусь к нему через некоторое время. И, естественно, после такого неплохого вступления, продолжу читать о приключениях Алекса Бенедикта в следующих книгах цикла.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не читаемо.

Поставил 1.

Прочел 10 страниц — скучно, неинтересно.

Почитал отзывы, подумал — ну наверно это начало такое.

Почитал 100 страниц — очень скучно, очень неинтересно.

Удивился. Еще почитал отзывы — вроде хвалят. Ну может после половины интереснее.

Прочитал чуть больше половины — ОЧЕНЬ скучно, абсолютно неинтересно, тупые люди, тупые события, написано протокольным языком. Писал двоечник?

Нечитаемо. Скучный бред про скучных людей.

Оценка: 1


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх