Г. Ф. Лавкрафт, Зелия Бишоп «Проклятие Йига»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое | С использованием мифологии (Североамериканских индейцев )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века) | 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Исследователь змей приезжает в Оклахому, где доктор Мак-Нейл показывает ему жертву проклятия Йига — бога, создавшего змей. Доктор рассказывает историю появления этого жуткого существа...
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «The Spawn of Cthulhu», 1971 г.
— журнал «Weird Tales, November 1929», 1929 г.
— антологию «Switch on the Light», 1931 г.
— антологию «Not at Night Omnibus», 1937 г.
— журнал «Weird Tales, April 1939», 1939 г.
— сборник «Beyond the Wall of Sleep», 1943 г.
— антологию «The Macabre Reader», 1959 г.
— антологию «Not at Night», 1960 г.
— сборник «The Horror in the Museum and Other Revisions», 1970 г.
— антологию «A Treasury of American Horror Stories», 1985 г.
— антологию «Tales of the Dark 3», 1988 г.
— сборник «Ужас в музее», 1989 г.
— антологию «The Weird Fiction Megapack», 2014 г.
Экранизации:
— «The Curse of Yig» 2011, США, реж. Paul von Stoetzel
- /языки:
- русский (8), английский (17)
- /тип:
- в планах (1), книги (20), периодика (2), аудиокниги (1), цифровое (1)
- /перевод:
- М. Куренная (4), Г. Шокин (3)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ynona, 16 января 2023 г.
История, которую рассказывает доктор о том, что на самом деле произошло с парой первопроходцев, была довольно жуткой, но вступление было слишком длинным. Леденящая холодная тишина, бой племенных барабанов, шуршание змей, скрывающихся за камнями и под песком. Рассказ произвел бы столь же сильное впечатление, даже если бы источником ужаса были только змеи. Страшные существа сами по себе для большинства людей. То, как главный герой сходит с ума от рассказов о таинственных знаниях и мстительных проклятиях, вращающихся вокруг демонов-змей в пустыне, произвели сильное впечатление. Меня не покидает уверенность, что эта история может стать основой для хорошего фильма ужасов. Йиг — бог змей. Рассказчик пытается установить связь между Кетцалькоатлем и Йигом, поэтому он отправляется в больницу, чтобы узнать больше о мифологии индейцев. Финал истории был особенно интересным.
Стронций 88, 5 января 2018 г.
Продолжаю я путешествовать по соавторским произведениям Мастера. И после откровенно визионерских вещей написанных с Уинифердом Джонсом и явно прицепленных (путём правок) к мифам Ктулху совместных работ с Адольфом де Кастро, это уже тот самый, настоящий Лавкрафт. Что немудрено, если заглянуть в примечания, в которых сказано, что Зелия Бишоп участвовала тут в основном как «автор идеи», ограничиваясь лишь короткими набросками. Так что этот рассказ – плоть от плоти Лавкрафт. И это видно даже в манере письма – в этой почти научной холодности и одновременной атмосферности (и как ему это удавалось совмещать?). По самому сюжету, сначала казалось, что ничего удивительного тут не будет. Ну, посудите сами – «чудовище» нам показали в самом начале и, казалось бы, осталось только соединить его появление с легендами о мстительном змеебоге индейцев, что, положа руку на сердце, после убитых женой Уокера змеёнышей казалось легче лёгкого. Однако – к счастью! – к концу, к самой кульминации напряжение возросло, прямо-таки дыхание захватило! Да и концовка эта вышла неожиданной, таким интересным кульбитом, что сбило напрочь ощущение предсказуемости! И это было просто здорово!
avsergeev71, 1 декабря 2016 г.
- Змеи, змеи кругом, будь им пусто! —
Человек в иступленьи кричал.
---
Один из трех рассказов, написанный в соавторстве с некой Зелией Бишоп. Собственно соавторство Зелии сводилось к заказу рассказа и заданию темы, так что рассказ по праву может считаться Лавкрафтовским. Что вполне подтверждается многими признаками.
В целом, рассказ понравился, хотя шедевром я бы его не назвал (в том же самом соавторстве есть и более сильные произведения). Эдакий крепкий середнячок. Интригующее начало и мощный финал — вообще безупречны. А вот середина, на мой взгляд, немного подкачала. Слишком уж затянута: сюжет фактически начинает развиваться только на последних страницах (их бы только и оставить). Да и логическое обоснование концовки показалось мне каким-то расплывчатым: я так в итоге и не понял, что же произошло на самом деле. Как говорится, полный простор для догадок. Обычно Лавкрафту это не свойственно.
Но почитать, однозначно, стоит.
8 баллов.
Vindermur, 23 декабря 2017 г.
Пожелать и лучшего не приходится, чем то, что Лавкрафт произвёл такое. Только вот повествовательных повторов много в других местах, это и рождение существа, которое тоже случалось и в Данвиче, но это ладно, так как очень хороший был выбран заданный курс. Доисторический культ змеиного Бога и его отголоски в наше время........
wertuoz, 19 февраля 2014 г.
Данный рассказ идеально отражает суть человеческого страха, его источников и нелепых последствий, а так же проводит тонкую грань между реальностью и мистикой. Оставляет надежду на то, что все таки была какая-то сверхъестественная сила и мистическая предопределенность, по которой судьбы персонажей в этой истории должны были так трагично оборваться.
Если взять основную тематику данного сюжета, посвященную жизни одной необычной семьи, которая искала свой дом и свое место в жизни, то на первый план выходит совершенно стандартная проблематика. Это офиофобия — боязнь змей. Именно из-за этого недуга у главного персонажа начались проблемы, повлекшие за собой череду случайностей, ну или нелепостей, которые и произошли в финале. Ведь по сути если разобраться, никакой мистики нет. Просто муж, постоянно говорящий о змеях и о неком проклятье, просто внушил своей собственной жене те же самые страхи, по воле которых она и совершала те или иные поступки во благо собственного супруга. Ну а в конце, когда герои столкнулись лицом к лицу с опасной ситуацией, которая просто напросто требовала от них рассудительных и осторожных действий, которая по своей сути и не являлась смертельной, страх и фобии взяли верх над рассудком супруги, предзнаменовав ужасную кровавую трагедию.
Но это был бы не Лавкрафт, если не оставил бы для читателя на вкусное самую главную интригу, ту, о которой говорилось в самом начале, о том существе в клетке лаборатории, которое с самого старта истории характеризовалось, как нечто сверхъестественное. Самой последней фразой, которой и завершается данный рассказ, автор ставит жирную запятую в этой истории, оставляя смутную надежду на то, что все вышеизложенные события имели свои мистические и ужасающие корни. Ведь узнав, какую же роль играет это существо в череде произошедших событий, мы уже не сможем со 100% вероятностью исключить сверхъестественную составляющую. 9 из 10
Oswald, 13 октября 2010 г.
Рассказ довольно среднего уровня, что впрочем объясняется соавторством Зелии Бишоп. Взявшись разрабатывать её идею, Лавкрафт сумел детально нарисовать картину помешательства и впадения в безумие под воздействием суеверий и мнительности характера (что удалось ему особенно хорошо, ведь он и сам обладал схожим темпераментом). А те самые суеверия, что послужили толчком к жуткой развязке, всё же не лишены под собой некоей почвы, причём весьма основательной. Не зря ведь рассказ доктора Макнейла завершается столь неожиданной и абсолютно лавкрафтовской по стилю загадкой, которая всё объясняет и совсем не соответствует версии о сумасшествии.