Дэвид Фостер Уоллес «Старый добрый неон»
Перед тем как совершить самоубийство, главный герой вспоминает эпизоды своей жизни, свои отношения с сестрой, психологом, приёмными родителями. Пытается понять — почему он стал «фальшивкой» — человеком, совершающим поступки не из собственных побуждений, а из желания произвести определённое впечатление на окружающих, понравиться им, сделать так, чтобы на него обратили внимание.
Сетевой перевод Сергея Карпова.
Входит в:
— антологию «The O. Henry Prize Stories 2002», 2002 г.
— сборник «Забвение», 2004 г.
— сборник «The David Foster Wallace Reader», 2014 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия О. Генри / O. Henry Award, 2002 // Лауреаты |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ansicht, 29 ноября 2022 г.
Для меня это, пожалуй, один из лучших текстов о природе сознания.
Главный герой нарцисс и манипулятор, это лежит на поверхности. Но кое-что спрятано глубже — его убеждённость в том, что остальные люди не так уж и сильно отличаются от него. Что на самом деле все те импульсы, что движут Нилом, на самом деле присущи абсолютно всем людям, и принципиальное отличие между ним и остальными заключается не в этих импульсах (желание любить и быть любимым, принимаемым остальными) — а в наличии намного более мощного самосознания.
Уровень интеллекта и саморефлексия — вот то единственное, что не позволяет главному герою обмануть себя, в отличие от остальных людей, которые счастливо живут в мире с теми плохо осознаваемыми импульсами, которые они удовлетворяют на ежедневной основе.
«Ты не тот, кто произносит свои мысли, ты — тот, кто слышит их» — говорил Элиезер Юдковский.
Способность смотреть на себя со стороны — это и есть сердцевина самосознания. Но эта же способность раздваивает твоё «я», заставляя постоянно спорить с самим собой.
Рекурсия.
Саморефлексия, доведённая до совершенства, создаёт рекурсию. И в этом главная ловушка.
Mishel78, 10 мая 2019 г.
Не приходилось ли вам замечать, что самая завалящая мысль, появившаяся в сознании, ощущается нами как вспышка, как озарение, уже вполне оформленное и не требующее каких-либо пояснений. Но стоит лишь начать облекать эту мысль в слова, как мы с ужасом осознаём, что мысль разрастается до гигантских размеров и чтобы донести её до слушателя, проходит очень много времени. А теперь вспомните слова о том, что перед смертью, так сказать за секунду до..., перед человеком проносится вся его жизнь. А теперь попробуйте соединить вместе мгновение до смерти и объяснение всей проносящейся за это мгновение жизни. Попробовали? Каков результат? Думаю, что в результате получится то, из чего состоит сюжет рассказа «Старый добрый неон», в которой жизнь главного героя проносится за мгновение до его смерти, и за это мгновение он рассказывает читателю о своей жизни вплоть до настояшего времени, когда от смерти разделяет всего лишь миг...
Рассказ вывернул мою жизнь наизнанку. В прямом смысле. Вместе с главным героем мне вдруг пришлось осознать, насколько я фальшив и насколько фальшивы те цели, за которыми я следую. Думаю, что это произойдёт и со многими другими читателями. Существование в социуме среднего класса как раз и обусловлено тем, что с детства нам приходится становиться фальшивыми не только для окружающих, но и для самих себя. Мы стараемся изо всех сил, чтобы понравится старшим, повзрослев становимся фальшивыми для противоположного пола и фальш так и следует за нами до гробовой доски. Добавьте ещё склонность человека к саморефлексии, наличие различных психотреннингов и помощь психологов — и вот психологический портрет среднестатистического образованного, подкованного в различных областях знаний современного человека, предстаёт перед нами во всей красе. Но, опять же, даже если с помощью психологии и научиться распознавать фальш в других, не начнём ли мы замечать её в самом себе? И это знание — не будет ли оно нам во вред?
Конечно, можно сказать, что в любом произведении поведение человека можно гипертрофировать, чтобы придать текстам драматизма, но читая рассказ я понимал, что автор вкладывал в текст свои собственные мысли, поскольку я узнавал и свои собственные осознания и умозаключения. Реалистичности рассказу добавляет и то, что авторский поток сознания рассказчика очень напоминает разговоры, возникающие, к примеру, спонтанно во время разговоров «по душам» с приятелем, когда мысли роятся в сознании и ты хочешь их все высказать так, чтобы слушатель тебя понял, но в результате ты от объяснения одной мысли переходишь к другой и так может длиться часами, которые пролетают как один миг.
В общем, быть может вам и не стало понятно, о чём же всё таки рассказ и при чём здесь «старый добрый неон», но прочитав мысли человека, нашего современника, находящегося за мгновение до смерти вы всё поймёте и уже не останетесь прежним. Всем читателям новых осознаний!