Антон Чехов «Маленькая трилогия»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Три небольших жизненных истории, две из которых переповедают друг-другу охотники-любители учитель гимназии Буркин и ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский, а третью — их приятель помещик Алехин, у которого охотники остановились погостить и переждать дождь.
Замысел серии возник, очевидно, летом 1898 г., когда Чехов в короткий срок закончил всю трилогию. Однако сюжеты отдельных рассказов долго жили в его творческом сознании: запись, относящаяся к «Крыжовнику», находится в Первой записной книжке среди материалов 1895 г. (см. комментарии Е. Н. Коншиной — Из архива Чехова, стр. 130—131). Рядом с записями 1897—1898 гг., сделанными в Париже и Ницце, внесены и первые заметки к рассказу «О любви».
К «Человеку в футляре» в записных книжках относится лишь одна заметка: «человек в футляре: всё у него в футляре. Когда лежал в гробу, казалось, улыбался: нашел идеал» (Зап. кн. III, стр. 30). Перенося эти строки в Первую записную книжку, Чехов несколько распространил их: «Человек в футляре, в калошах, зонт в чехле, часы в футляре, нож в чехле. Когда лежал в гробу, то казалось, улыбался: нашел свой идеал» (Зап. кн. I, стр. 86).
Точно установить время этой записи трудно; несомненно, однако, что она была сделана по возвращении из-за границы.
Содержание цикла:
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
циклы (сворачиваемые)
циклы, сборники, антологии
романы
повести
рассказы
графические произведения + примыкающие, не основные части
- /языки:
- русский (94), английский (1), болгарский (2), эсперанто (1)
- /тип:
- книги (85), аудиокниги (13)
- /перевод:
- А. Корженков (1), А. Пентус (1), М. Пентус (1), В. Райчев (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
artem-sailer, 24 июля 2021 г.
При чтении постоянно вспоминалась хрестоматийная картина «Охотники на привале» Василия Григорьевича Перова, хотя именно такая сцена, как на картине, в текстах не описана. Но всё равно, сюжет упорно вызывает ассоциации: три охотника, в перерывах между основным занятием, травят байки. Ну, да, у Чехова вовсе не байки, а реальные жизненные ситуации, зачастую — очень даже драматические, но всё же.
Все три рассказа объединяет тема футлярности, как, впрочем, и многие другие произведения Антон Палыча. Тема устоявшихся условностей, в которые впихивает себя человек, тема социальных традиций, которые вносят искажения в жизнь.
Тема эта животрепещущая, болезненная и вечная. Читая классика, находишь много аналогий с нашей современной жизнью. Это и делает произведения великих авторов тоже великими — ведь произведения эти вне времени.