fantlab ru

Межавторский цикл «Saga of the Gray Death Legion 2»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.03
Оценок:
59
Моя оценка:
-

подробнее

Saga of the Gray Death Legion 2

Цикл; цикл «Боевые роботы»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 5
Аннотация:

Катерина Штайнер-Девион, младшая сестра Виктора Штайнера-Девиона, действуя тайно, всячески провоцирует гражданские и военные власти Федеративного Содружества на раскол между мирами Лиры и планетами Дома Девионов. Маршрут Скаи (стратегически важный коридор между территориями Домов-союзников) прикрывает соединение наёмников «Серый Легион Смерти», лояльное правительству Содружества (в конечном счёте — Виктору Девиону). Однако планета Гленгарри (база «Легиона») когда-то была ленным владением семьи фон Бюлов, примкнувшей к мятежному блоку за отделение и независимость Маршрута Скаи. Сепаратистское движение за независимость региона объявляет о возвращении Бюловым их собственности. Войска сепаратистов Скаи во главе с войсками генерала фон Бюлова оккупируют Гленгарри. Виктор Штайнер-Девион, в свою очередь, стремясь заручиться поддержкой наёмников, объявляет Гленгарри владением командира «Легиона» Грейсона Карлайла. Гарнизон планеты, верный Девиону, не сдаётся, ожидая помощи от мобильного резерва «Легиона» и «Горцев Нортвинда», обещанных Виктором.

Несмотря на то, что «Легиону» удаётся сохранить Гленгарри за собой, над планетой вновь нависает угроза. Федеративное Содружество балансирует на грани распада и гражданской войны. Принц Виктор Штайнер-Девион с трудом удерживает альянс от раскола, а его амбициозная сестра Катерина, всё больше набирает политический вес, желая отхватить свой кусок наследных владений. Коварный план по созданию собственного независимого государства лелеют и высшие военные офицеры дома Штайнеров.

Фельдмаршал Гарет разработал хитрую комбинацию ходов с целью скомпрометировать и уничтожить «Серый Легион Смерти». Таким образом, старшие штабные чины пытаются добиться личной власти, получить материальные ценности наёмников, славу победителей «Легиона» и повернуть политическую ситуацию в нужное русло. Коварство политиков и стратегов сталкивается с интуицией командира и отвагой солдат «Серого Легиона Смерти». Операция «Экскалибур» начинается среди кровавого бунта на Каледонии и заканчивается руинами крупнейшего завода по сборке боевых роботов на Гесперидах II.

© Ny

Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


7.62 (85)
-
1 отз.
  • + Sticks in the Wind  [= Трава на ветру] (2010) [3056] // Автор: Джейсон Шметцер  
4.00 (1)
-
7.75 (79)
-
2 отз.
7.78 (68)
-
2 отз.
  • + The Dying Time  [= Время умирать] (2002) [3065] // Автор: Томас Грессмен  
6.67 (6)
-
2 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— цикл «Боевые роботы»  >  Классический период: 2784-3067 годы  >  цикл «Saga of the Gray Death Legion»



Издания: ВСЕ (4)

Кровь героев
1996 г.
Тактика долга
1997 г.
Кровь героев
2002 г.
Операция «Экскалибур»
2002 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая часть истории о Сером Легионе Смерти, как и первая, читалась долго, с трудом.

Ощущения остались не слишком приятные. Такие книги, действительно, лучше читать лет в 15, когда в глаза бросаются только приключения, перестрелки и пафос.

Не мастак я писать структурированные отзывы. Больше хочется поделиться впечатлениями.

Нельзя сказать, что Уильям Кейт совсем плохо поработал (как-никак он специализируется именно на теме гигантских боевых машин), но и назвать данный цикл романов «хорошим» язык не поворачивается. Скорее всего, романы, посвящённые Вселенной «BattleTech» стали пробным камнем (или первым блином) этого автора.

В первую очередь, раздражает авторский способ рассказывать историю: Кейт нередко начинает описывать какую-нибудь сцену, быстро перескакивает с действия на мысли очередного героя, потом на сиюминутную политику, а на закуску делает краткий исторический экскурс, умещая всё страниц в 5, после чего первоначальная сценка доигрывается. И вспоминаешь: «Ах, да! Идёт же бой.»

Вторая отличительная авторская черта — обсасывание мотивов «Легион опять подставили» и «мне нужна планета, где живет Серый Легион Смерти» из книги в книгу. Первый раз, если мне память не изменяет, подставили ещё отца Грейсона Карлайла (с чего и началась история «Легиона») и далее в каждом из шести романов это дело повторяется сызнова. Сколько можно-то?! Да и редкостная нелогичность (даже глупость) военно-политических авантюр в романах изрядно отравляет чтение. Чего только стоит совершенно идиотский план регента Ком-Стар Рашана по овладению планетой Хельм из «Цены славы» или нерациональный план операции «Экскалибур» по захвату Гленгарри. Мало того, что они однотипны по замыслу (фантазии автору не хватило?) так оба ещё и жутко затратны по исполнению, что вообще ставит под сомнение какую-либо реальность подобных прожектов даже в условиях выдуманного мира.

В-третьих, к моему удивлению, во всех произведениях виден дикий контраст между заявленным и реально осуществлённым. Вероятно, автора сковывали какие-то ограничения, оговоренные заказчиком – так я могу объяснить для себя явную несуразицу прочитанного. Достаточно просмотреть введение к самому первому роману о Легионе — «Битве», чтобы понять, что во главу угла всего цикла были положены политика и феодальные черты общества Будущего, но отнюдь не реалистичность – это коснулось и военной техники. Вот Кейт описывает технологии XXXI века: межзвёздная связь, спутники-шпионы, миомерные волокна, портативные атомные реакторы, лазерное и плазменное оружие, подпространственные двигатели, терраформирование и т.п. — всё это в повседневном обиходе, как сотовые телефоны. И тут же рядом какая-то дичь: роботы, которые по идее должны перемещаться с помощью искусственных мышц, почему-то завывают сервоприводами и снабжены какими-то ещё «двигателями»; при потрясающих возможностях систем наблюдения и связи, системы захвата цели и ведения огня эффективны на расстоянии не более нескольких сотен метров; на столичных планетах существуют огромные научные центры, но за десятки веков (!) образцы вооружений и техники не только не изменились, но даже ухудшились. Как вам видеомониторы (электронно-лучевые? в 31 веке?), взрывающиеся при аварии и осыпающие пилота осколками стекла, или отсутствие устойчивой связи из-за помех (про оцифровку сигналов автор, видимо, ничего не знал) или латунные гильзы унитарных боеприпасов к автопушке (в 31 веке?!) боевого робота? А «эстонская» динамика боёв? Машины иногда успевают обменяться десятком залпов или только сблизиться на расстояние рукопашной схватки, как узнаёшь, что оказывается прошло 10-15 минут (при заявленных скоростях боевых роботов от 60 до 100 км)! Даже не буду перечислять — книги под завязку набиты такими контрастами. Совершенно непонятно, почему одни технические направления так развиты, если научная и производственная база не способна обеспечить другие. Не менее нелепы некоторые объяснения принципов работы оружия или событий. Например, протонно-ионные излучатели стреляют именно высокотемпературной плазмой (чем автору не понравилась низкотемпературная?), т.е. раскалённой до температуры звёздного ядра: да это пострашней атомного взрыва будет. После вылета плазменного сгустка из магнитного поля всё и вся вокруг просто обратиться в пар, включая машину самого стрелка. Кроме того, желание автора «подыграть» своим героям иногда лезет в глаза: боевые роботы легионеров перестают перегреваться, когда требуется совершить что-то героическое, или враг вдруг в самый ответственный момент теряет выдержку, терпение, безупречно демонстрировавшееся им ранее. Хотя нужно отметить, что в книгах второй трилогии это происходить гораздо менее отчётливо, чем в первых романах.

Наконец, подход автора к планированию и ведению военных действий XXXI века, сразил меня наповал. Это просто мрак! Я прекрасно понимаю, что хорошо ругать и трудно придумывать, но, читая Кейта, создаётся ощущение полной утраты человечеством (в лице героев книг) всего военного опыта. Таких вещей как штабная работа, постановка боевой задачи, боевое донесение, оперативный резерв, тактическое взаимодействие родов войск и т.п. в книгах почти не существует. Старший командир (обычно в ранге майора или полковника, хотя попадаются даже маршалы) полчаса смотрит на карту (видимо запоминает где «белые»), потом лично садиться за рычаги боевой машины, кричит «За мной!» и одерживает победу в стиле Чапаева. Трындец! Так воевали в только те времена, когда командовать приходилось огромным числом низкодисциплинированных и слабоорганизованных бойцов. Возможности техники в книгах позволяют в режиме реального времени (!) воспроизводить бой на карте, мгновенно получать и передавать исчерпывающую (!) информацию о цели (иногда — вплоть до марки и года выпуска отдельных частей механизма!!!) и своевременно отдавать команды с учётом изменений обстановки. Пилоты роботов (опять же, как описано в книгах) готовятся к своему ремеслу годами, некоторые имеют даже высшее техническое образование. Вопросам тактики в их подготовке уделяется превалирующее внимание. Всё это в разы должно облегчать принятие тактических и оперативных решений командира старшего звена, сводя сложность командования полком или бригадой (например, современной бронетехники) до уровня сложности командования взводом. Однако! Гениальные полководцы Кейта считают, что командир способен выиграть битву, только находясь в гуще боя. Единственное исключение – Брандел Гарет, но он все свои сражения против «Легиона» проиграл :smile:. Автор или бесконечно далёк от военных реалий или я чего-то не понимаю. Лучше бы его герои читали Гудериана и Фуллера, а не Клаузевица и Сунь-Цзы (того, который древний :smile:), ибо офицеры из книг практически не пользуются возможностями, имеющимися в распоряжении боевых машин, и владеют лишь основами тактического искусства. Господи, да если уж авторитет командира играет такую важную роль, что ему приходится возглавлять войска в бою, то почему бы за оперативный пульт командования сражением не посадить офицера-координатора?! И этого в книгах почти нет. Я бы посмотрел на полковника, которому одновременно приходится отдавать приказы сражающимся батальонам, курировать действия отдельных рот на важнейших направлениях, подгонять тыловое обеспечение, выслушивать доклады разведки, отдавать команды артиллеристам и указывать цели для авиации, держать в голове план боя, успевать раздумывать над действиями противника и при этом ещё управлять собственным боевым роботом, что само по себе даже в компьютерной игре (где всё предельно упрощено) достаточно непросто. У Кейта такая несуразица сплошь и рядом: он почему-то не чувствует технической «почвы» фантастического произведения, отрывая тактику и характер боя от возможностей боевых средств и прочей механики, в буквальном смысле опуская своих героев в Средневековье. Почти каждый, изобретённый ещё греческими стратегами, элементарный тактический ход (например, обход с фланга) преподносится автором словно гениальное озарение персонажа из книги. Ладно, критика сражений в фантастических романах сродни борьбы с ветряными мельницами — бесполезное занятие. Скорее всего, это следствие работы «на заказ», по шаблону, допускающему лишь ТАКОЙ мир с ТАКИМИ особенностями. Хотя доля вины автора здесь явно есть.

Ещё одной неприятной чертой автора является сосредоточенность на избранных героях, остальные лишь на краткие мгновения выскакивают из тени. История громко называется «Вторая Сага о Сером Легионе Смерти», отряд насчитывает несколько тысяч человек. В текстах же 90 % времени уделяется 5 главным персонажам, бледно прорисовываются ещё 5-7 человек и… всё. Остальных просто нет – они статисты. Таким образом, прочитав очередную книгу, постепенно понимаешь, что Карлайл – это «Легион», а «Легион» — это Карлайл. Получается рассказ о военных приключениях семьи и друзей командира наёмников, но не о самом отряде. Даже отношения Александра Карлайла с его девушкой или самого Грейсона с женой (казалось бы – какой замечательный случай разбавить боевик любовной линией) используются в действии там, где это необходимо для основного сюжета и практически не освещены. Несколько спасают положение детализированные и хорошо привязанные к идее произведения «крупные кадры» — эпизоды, раскрывающие черты характера и мотивы героев (главным образом, Грейсона Карлайла), в которых подробно описываются важнейшие моменты романов. Но в целом тексты выходят нудными, неритмичными, холодными. Атмосфера произведений тускловата. Исключением назову «Кровь героев» (правда, здесь У. Кейт был только соавтором или автором замысла), но этот роман имеет непродуманный сюжет и слишком «суперменский» тон, что оборачивается действием, зашедшим в тупик, и отсутствием развязки (по-хорошему книга осталась незавершённой). Таким образом, трилогия к литературным недостаткам имеет композиционный — «яму» в событиях между «Кровью героев» и «Тактикой долга». Вероятно, кто-то должен был написать книгу про освобождение Гленгарри «Горцами Нортвинда» (в хронологии цикла «BattleTech» и книгах есть упоминания об этом событии), но что-то разладилось и романа не получилось.

К плюсам, с моей точки зрения, можно отнести чередование (хоть и не сбалансированное) политики, боевых сцен, психологических зарисовок, детективных эпизодов и пафосной героики. Опять же, автор излишне перегружает тексты разговорами о политике или истории. Делает он это в своей многословной, скучной манере, изливая море воды, там, где достаточно горсти слов по существу вкупе с краткой обрисовкой международной ситуации. И больше запутывает начинающего читателя, чем просвещает: с ходу из пояснений Кейта совершенно нельзя разобраться почему Федеративное Содружество дошло до такой жизни (Карлайла дважды вызывают на суд работодателя в столицы разных государств), а понять политические тонкости (и, кстати, ошибки планирования) операции «Эскалибур», а так же её значение для Внутренней Сферы, не зная истории 3020-60 годов, вообще невозможно.

Стоит отметить слабость Кейта как писателя. Не умеет (или не хочет?) он вычленить побочные линии в сюжете; пишет монотонно, пресно; всегда от третьего лица. Если присмотреться, то даже в разных переводах заметно однотипное, шаблонное описание сцен и сражений. Персонаж обязательно «подавляет вспышку раздражения» или «находиться в полной растерянности»; снаряды обычно «с грохотом попадают в броню» или «прошивают подлесок» и т.п. В историях Кейта всегда стоит хорошая погода (если дело происходит на планете земного типа), почти всегда лето. Люди могут получать раны, но никогда не болеют, могут страдать депрессией из-за безысходного положения, упрямо двигаясь к цели, намеченной автором, но никогда не скажут: «Да ну оно всё к черту! Надоело!» и не отчебучат что-то своё, личное. Детективная составляющая всегда надуманная, незавершенная: мотивы власть имущих и шпионов не раскрыты или оказываются до смешного наивными, автор по ходу сюжета оставляет невыстрелившие ружья. Например, какие цели преследовал двойной агент Йошитоми, нанятый для внедрения в штаб Гарета на Гесперидах? Он ведь явно не для «Легиона» старался! Другой неприятный момент — Карлайл в любой ситуации практически сразу придумывает план спасения и приступает к его исполнению (обычно, не посвятив в подробности даже ближайших сподвижников), но автор ограничивает рассказ лишь описанием его действий и распоряжений, не раскрывая (иногда даже намёками) суть плана. В результате, читатель вынужден с полным непониманием наблюдать за чередой странных поступков персонажей (апогей этого безобразия отмечается в романе «Операция «Экскалибур»»). Чрезвычайно странный и плохой способ создать эффективную развязку, на мой взгляд. Стакпол, работающий в подобной же манере, делает это значительно лучше, без многих недостатков, свойственных Кейту.

Не понравилась сериальность книг. Кейт в конце почти каждого романа оставляет место для дальнейшего продолжения истории. Это ещё смотрится в начале цикла, но когда последний роман заканчивается открытым финалом… Ну победил опять «Легион» всех кого можно, врагов уже на горизонте не осталось, а намёк на дальнейшие интриги, которые продолжаются уже в пустоту, остается. Зачем тянуть резину?

Не понравились сами легионеры. Как персонажи фантастического боевика выглядят они вполне нормально. А как люди… Грейсон Карлайл, который вечно трындит насчёт необходимости сохранения знаний и технологических ресурсов человечества, подготавливает атаку на уникальную орбитальную энергостанцию, грозя её разрушением и превращает в развалины цеха завода по производству военной техники на Гесперидах. Александр Карлайл, «отличный» солдат и командир, не уверенный в себе настолько, что не может устроить даже личную жизнь. Прочие бойцы высококультурного «Легиона», не гнушающиеся вести огонь прямо по рубке горящего боевого робота противника, стараясь наверняка убить пилота. Я понимаю, что они солдаты, а война – дело такое: ты или тебя, но те же «Горцы» из романов Пардоу или «дикие» кланеры Торстона и Стакпола, точно так же рискуя собственной жизнью, ведут себя вполне по-рыцарски, предлагая противнику сдаться.

И всё же, при массе недостатков, положительные стороны у трилогии есть. Она вносит свой неповторимый вклад в описание Вселенной «BattleTech», рассказывает о похождениях удачливого, умного и харизматичного командира наёмников и его людей, подсвечивает (пусть даже бледно) политические игры и конфронтации в агонизирующем Федеративном Содружестве, несёт определённый заряд оптимизма и романтики. Если снизить планку требовательности и закрыть глаза на некоторые несуразицы, то можно с определённой долей восхищения внимать рассказу об изворотливости и стойкости командира «Серого Легиона Смерти» и его людей.

Итог: трилогия представляет собой своеобразную замедленную и укрупнённую хронику жизни отряда наёмников Будущего (точнее небольшого её куска) с изрядной примесью боевика и политической интриги. Хорошо продемонстрированного и любопытно изложенного философского подтекста или глубокого нравственного смысла романы не несут. Ярко выраженного окончания нет. Читается всё это легко, но требует хорошего знания фантастического мира. Написано неровно, местами скучно, части не всегда удачно стыкуются между собой. История имеет, как мне кажется, несомненные претензии к логике событий. Благодаря многоступенчатости действия и остроте пиковых моментов может прилично увлечь читателя. Общий замысел романов (о небольшом военном отряде, интересы и действия которого оказывают решающее влияние на исход крупных военно-политических событий) не нов, но вполне удовлетворительно обыгран для Вселенной боевых роботов.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх