FantLab ru

Джо Хилл «Пожарный»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.06
Голосов:
281
Моя оценка:
-

подробнее

Пожарный

The Fireman

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Никто не знает, где и когда это началось. Новая эпидемия распространяется по стране, как лесной пожар. Это «Драконья чешуя» — чрезвычайно заразный грибок вызывает прекрасные черно-золотые пятна на теле, похожие на тату, а потом сжигает носителя в вспышке спонтанного возгорания. Миллионы инфицированы, а вакцины нет. Безопасности нет. Команды добровольцев убивают и сжигают разносчиков спор.

Но есть загадочный Пожарный, его кожа покрыта «чешуей», он контролирует горение своего тела и использует это для защиты других больных. В эти отчаянные времена, медсестра Харпер Грейсон должна раскрыть тайны Пожарного прежде чем обратится в пепел.

Входит в:

— журнал «Cemetery Dance, Issue #74/75, October», 2016 г.


Награды и премии:


лауреат
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2016 // Хоррор (23 289 голосов)

лауреат
Локус / Locus Award, 2017 // Роман ужасов

Номинации на премии:


номинант
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2017 // Хоррор

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги — Мистика и хоррор года

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2018 // Зарубежный роман (США)

Похожие произведения:

 

 


Пожарный
2017 г.
Пожарный
2021 г.

Периодика:

Cemetery Dance, Issue #74/75, October 2016
2016 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

The Fireman
2016 г.
(английский)
The Fireman
2016 г.
(английский)
The Fireman
2017 г.
(английский)
Пожежник
2017 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читать на английском вот это вот все так же скучно, как и на русском.

Ну а в целом... В целом, жЮть: Джо Хилл на глазах превращается в Дина Кунца, причем в худшей своей ипостаси. Роман плох всем. Загибаем пальцы: словоблудие (томище, да), раздражающая слащавость (умирающие расходятся на такие пространные и душещипательные монологи, что хочется накрыть этот фонтан подушкой и давить-давить-давить), куча т.н. лулзов и фейспалмов (от доктора Солженицына и Сары Пэйлин до бесконченой гиковщины и типа-оммажей папке, Брэдбери, Роулинг, Гейману, Маккарти и т.д. и т.п.)... Истории как таковой нет, персонажей — убедительных — нет, оригинальности не ноль даже, а сильно в минус. Предсказуемость с большой буквы П!!!, каждый — КАЖДЫЙ — следующий поворот считывается на раз-два. Автора не чувствуется. Вместо него Дин Кунц. Осталось лишь дождаться золотистых, мать их, ретриверов.

Кстати, может это заразно вообще? Кунцовщина, в смысле? Koontz Incendia Trychophyton. Ибо Кинг-старший тоже подхватил этот позорный трепак. Достаточно полистать крайнюю трилогию Мерседеса.

Дин, прекращай.

Оценка: 3
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если взять роман, не зная автора и прочитать несколько страниц, то безоговорочно ты будешь уверен в том, что это Кинг. Да это точно Кинг, тот же текст, те же обороты, повествование, и флешбеки по мотивам его вселенной. Но формируется уверенное чувство, что это какой то слабый, местами пародийный и посредственный Кинг. Да в чем черт побери тут дело?! А дело в том, что это его сын Джозеф взялся за перо, и как утверждают критики и маркетологи блестя яркими фразами на обложках его книг, что это лучшая версия его родителя. Пффф…..вы серьезно?!

По факту о романе:

Это не тот постапокалипсис который возможно ты представил и начал сравнивать с другими и чего то ожидая, то эти ожидания не про эту работу. На мой взгляд это готовый сценарий среднего мало серийного остросюжетного сериала для всеми известной платформы. Все начинается и далее завязывается вокруг медсестры, у которой как полагается проблемы в личной жизни и с остальным миром в целом.

Нет глобальности, весь упор на медсестру и таких же душевно раненых компаньонов, остальное все ширма и массовка. Тот самый пожарный что на обложке крайне противоречивый персонаж с неубедительной мотивацией.

Бесконечные разборки в лагере угнетают, следуя друг за другом напоминая дешевую драму. Помнишь сериал The Walking Dead?! Где они пару сезонов пребывали в опустошенной тюрьме? Вот что-то похожее, первая половина книги полностью алогична, утомляет неимоверно!

Постоянные отсылки к «Гарри Поттеру» и «Мэри Поппинс» меня попросту травмировали. Манера общения у всех героев типажная и подростковая. Частенько в словоблудии автора встречается Брэдбери и Маккарти, казалось бы, ну сколько можно заимствовать, ан нет, ему все мало. Бактериальный вирус, пение, эйфория, все это в купе огромный бред. Я не против если б было интересно, так нет, наоборот ужасно скучно и вяло, без доли оригинальности. Это худшее что я читал за этот год.

Кинг безусловно талантливый писатель, есть работы, от которых я получаю удовольствие перечитывая их. Но Джозеф совсем другая история. Было бы абсолютно простительно будь эта работа дебютным фанфиком, без единого намека на оригинальность, в этом случае дилетантство простительно. Но этот случай не тот. Не берусь утверждать на сколько он талантлив, да и талантлив ли вообще. Но та ниша, которую он выбрал, ступая по следам отца, где-то заимствовав в чем-то дополняя, обрекла его на графоманию. Для интереса я бы почитал другого Хилла, который в работе перестанет оглядываться на родителя, и пойдет своей дорогой. Но будет ли так?!

Оценка: 3
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Какой только Конец Света ни устраивали писатели-фантасты для человечества: вторжение пришельцев из космоса или иных миров, зомби-апокалипсис, восстание машин, пришествие антихриста и демонов, распространение смертельно опасных вирусов, ядерная война и т.д. Выдумать причину Армагеддона несложно, сложно ее грамотно обосновать и реалистично показать последствия. У Джо Хилла это получилось.

Своими предыдущими работами Хилл зарекомендовал себя как хороший рассказчик мистических историй. Беда в том, что ему не везло с переводами на русский язык. Поэтому, начиная с «NOS4A2», я решил читать романы автора в оригинале. Должен сказать, Хилл умеет удивлять своего читателя. По сравнению с предыдущими книгами, «The Fireman» идет по несколько иному пути и воспринимается иначе. Уверен, что большинство читателей будут сравнивать этот роман с «Противостоянием» С. Кинга, выискивая родственные связи и заимствования, но я старался воспринимать книгу только через призму предыдущих работ Джо Хилла. Хотя меня позабавило его высказывание на этот счет: «Это моя версия «Противостояния», облитая бензином и подожженная» («it’s my version of «The Stand», soaked in gasoline and set on fire.»).

В мире началась новая сверхопасная пандемия: «Draco Incendia Trychophyton». В народе болезнь окрестили Драконьей чешуей (Dragonscale). Распространялась она чрезвычайно быстро, отмечая своих носителей блестящими черными с золотым чешуйками по всему телу, а затем сжигая их заживо. Мир превратился в настоящий пылающий ад.

Посреди всего этого инфернального безумия нам показана жизнь обычной медсестры Харпер Грейсон, которая жила себе спокойно, любила своего мужа и работу и потихоньку готовилась стать мамой. Но ее размеренная жизнь обратилась в пепел после того, как она обнаружила, что инфицирована. Муж бросает ее одну в агонизирующем городе, боясь заразиться, сама Харпер теперь живет в постоянном страхе. Масла в огонь подливает появление на улицах города самопровозглашенных Отрядов Кремации (Cremation Squads): вооруженных групп людей, взявших на себя обязанность истребления всех инфицированных.

Но Харпер неожиданно заводит крайне необычное и полезное знакомство с загадочным мужчиной в куртке пожарного, который заражен Драконьей чешуей, но умеет управлять своей болезнью и контролировать огонь, не сжигая себя, а направляя его на защиту тех, за кем охотятся Отряды Кремации. Вместе они попытаются найти безопасное место для зараженных в мире, охваченном огнем болезни, ненависти и отчаяния. Только вот кто этот таинственный Пожарный?

Я уже и так написал слишком много про сюжет, но не могу удержаться от упоминания еще одного момента, однако его уже закину под спойлер:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Пожарный уводит Харпер в место, где зараженные учатся управлять своей болезнью. Это место — лагерь Уиндем. Члены лагеря обнаружили, что при определенных обстоятельствах их болезнь позволяет им вступить в восхитительный групповой экстаз, который они назвали Сияние (The Bright) (если постигнуть дзен, то вместо самосожжения будет Сияние). Это влечет за собой потерю своего «я», однако данный факт пугает далеко не всех, потому что ощущения уж больно приятные: цвета становятся ярче и богаче, а вкус и эмоции — сильнее. Одна из героинь второго плана описывает Сияние так:

«Иногда, когда я в Сиянии, я могу поклясться, что я чувствую мою сестру [умершую], стоящую рядом, так близко, что я могу положить голову ей на плечо, как я делала это когда-то. Когда мы сияем, они все возвращаются к нам. Свет, который мы излучаем все вместе, освещает все, что мы потеряли во тьме.»

(«Sometimes when I’m in The Bright, I would swear I feel my sister standing right next to me, close enough so I could lay my head on her shoulder, like I used to. When we shine, they all come back to us, you know. The light we make together shows everything that was ever lost to the darkness.»)

Очень интересный момент, как мне кажется.

Таким образом, роман делится на три неравные части: убойное и очень напряженное (почти взрывное) начало, размеренная, полная внутренних размышлений, социальных взаимодействий и самокопаний, середина и финал, который увеличивает угол обзора происходящих событий. Концовка, кстати, имеет определенную недосказанность и при желании историю можно будет продолжить.

Ну и Хилл не был бы самим собой, если бы не поместил в свой роман тонну отсылок на все, что только можно. При первом и несколько поверхностном прочтении я уловил:

• Аллюзии на Мэри Поппинс (Харпер носит свои вещи в саквояже, у нее есть пес Берт и в воображаемом автобиографическом фильме роль Харпер досталась бы Джулии Эндрюс);

• Аллюзия на Джона Уиндема, автора «Кукушек Мидвича» и «Дня триффидов» (тут все очевидно, достаточно присмотреться к лагерю Уиндем);

• Аллюзии на «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери (образ пожарного, который поджигает, а не тушит, эпиграф романа, в основу “451 градуса” лег неизданный рассказ, который назывался именно «Пожарный» («The Fireman.»));

• Аллюзии на предыдущие работы Хилла (куда без этого);

• Отсылки к творчеству Стивена Кинга также в наличии (легко просматриваются параллели с “Сиянием”, “Туманом”, да и с “Противостоянием” тоже);

• Аллюзии на современную американскую поп-культуру, но я большинство из них просто не понял (одна только Марта Куинн чего стоит), так что искренне надеюсь на добротный перевод, в котором в сносках будут пояснены все отсылки, непонятные русскоязычному читателю.

Ладно, пора уже заканчивать отзыв. Роман я рекомендую всем ценителям хорошей (пост)апокалиптики. Он объемный, временами провисающий сюжетно, но поднимающий очень страшные и болезненные темы, имеющий в активе отлично прописанных и живых персонажей, да и попросту очень захватывающий и интересный. Заслуженные 9 баллов.

P.S. Лозунг книги, используемый в рекламной кампании был «The Fireman is coming. Stay Cool.». Забавно, что полностью его смысл раскрывается только при прочтении.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дети бывают похожи на родителей − это обычное дело. Не как близнецы, не один в один, но семейные черты часто бросаются в глаза. Посмотрите на фото Джо и на фото Стивена − сходство есть. Даже если бы я не знала, чей сын Джо, его внешность мне показалась бы смутно знакомой. И этот его роман − тоже. «Пожарный» очень смахивает на знаменитое «Противостояние» Стивена. В обеих книгах людей поражает вирус/грибок, эпидемия охватывает весь мир, а выжившие организуют общину, где устанавливают свои законы. Джо откровенно кивает на отца. У него тоже есть парень Гарольд, которого никто не любит и который тайком писал дневники; есть глухонемой мальчик Ник; даже второе имя главной героини − Френсис − явный кивок на Френ из «Противостояния». Манера письма тоже очень напоминает кинговскую.

Теперь собственно о романе. Мир атаковал смертоносный грибок «драконья чешуя». Зараженные имеют способность воспламеняться и сгорать заживо. Повсюду бушуют пожары, в мире по идее должен царить хаос. От «Противостояния» было потрясающее и глобальное впечатление конца света. Когда я в дни чтения этого романа услышала по радио упоминание Денвера, первой мыслью было «Какой Денвер? Там же все умерли!» Здесь такого впечатления нет, «Пожарный» − камерный роман. Большая часть действия разворачивается в общине зараженных, куда попадает главная героиня. Тут народ распевает песни, слившись в едином экстазе сияния. Такая благость, прямо как в тоталитарной секте. Впрочем, примерно так и оказалось. И опять же Кинг-старший отношения в замкнутом мирке («Под куполом») показал гораздо круче.

Персонажи. Для писателя-мужчины, конечно, вызов − писать от лица женщины, да еще и беременной. Харпер − обычная женщина, в ней нет ничего выдающегося, она просто хочет выжить и дать жизнь будущему ребенку. В общем-то нормальный персонаж, которому колорит особый и не нужен − безумный мир уже достаточно колоритен. Пожарный − человек, давший название роману. Вот он по идее должен быть ярким и выдающимся. Он англичанин, он умеет гореть не сгорая и вытворять разные другие штуки с огнем. Но я его как персонажа не увидела. Он просто не сложился в моем воображении, равно как и его отношения с Харпер. Муж Харпер получился лучше, как оно часто бывает с отрицательными героями. Но он целиком списан с безумных мужей Кинга, которые гоняются за своими женами, чтобы их убить.

Момент «не верю»:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как могли ликвидаторы месяцами отстреливать больных, присутствовать на пожарах и так и не заразиться?

Финал… Что ж, Стивен тоже никогда не был мастером финалов, он просто ставил точку, а запоминалась всегда середина.

В общем, «Пожарный» − неплохой роман, а Джо − неплохой писатель, но он не гений, как его отец. Понятно, у кого Джо Хилл учился писательскому мастерству. Но есть что-то, чему научиться нельзя. Роман производит впечатления Стивена Кинга… который не дотянул до уровня Стивена Кинга.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первые книги Хилла мне очень нравились. Он умел писать одновременно и жутко и интересно. Но вот «Носферату» показался неудачным фанфиком по Кингу, а «Пожарный»... Он какой-то бессмысленный и беспощадный. Читать было интересно, к технической стороне вопроса вообще никаких претензий нет, но, перевернув последнюю страницу, получаешь такой заряд разочарования, что хоть иди в душ плакать, ей богу.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Открытая концовка — это хорошо, но епрст, это не открытая, это распахнутая концовка. Из разряда «однажды я проснулся и понял, что роман надо заканчивать любой ценой». С главной мыцслью у меня тоже проблемы: спасенья нет, по крайней мере здесь, оно то ли где-то там, а может, и нет, а может, в нас самих или в любви, а может и вообще на том свете. Какого черта автор не дал мне даже нормального завершения истории, почему я, продравшись через всю эту типичную для Кинга муть, через все эти бесконечные вывихнутые и вправленные конечности пожарного, через обидки и прощения, через типичных кинговских «детей-экстрасенсов», должен довольствоваться огрызком? Да лучше бы он убил всех персонажей в финале — действительно утопил всех в воде — это был бы шокирующий, но очень сильный ход. А так, просто разочарование. Ну и душ, само собой.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман хороший, но затянутый. Периодически хочется пришпорить автора: давай, дружище, у тебя получается классная история, жги по-полной! Но нет. Пока ты прокручиваешь в голове сотни вариантов развития сюжета, переживаешь за героев и ждешь неожиданных сюжетных ходов — повествование неспешно дрейфует дальше и страница за страницей абсолютно ничего важного не происходит. В итоге ты сидишь с ощущением, что абсолютно зря переживал, ничего не будет, можно идти спать. Или даже почитать другую книгу, чтобы вернуться к Пожарному через пару недель, когда соскучишься.

В принципе, и со Страной Рождества было ровно то же самое: хотелось либо сократить роман на треть, либо добавить событий. Наверное, секрет в том, что у Стивена Кинга объем текста помогает сильнее погрузиться в сюжет и создает удивительную атмосферу, а после Джо Хилла остается ощущение «воды», которую можно было бы безболезненно пролистать, но ты не можешь этого сделать — а вдруг пропустишь что-то важное! Коробка в форме сердца в этом плане получилась более «плотная» и насыщенная. Как, пожалуй, и Рога.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Джо Хилл – это псевдоним сына Стивена Кинга. Джозеф Хиллстром Кинг решил, что ему не стоит паразитировать на славе своего знаменитого отца. Несмотря на то, что тайна быстро раскрылась, путь к признанию не был простым. Писательское искусство давалось Джо с большим трудом: книги выходят гораздо реже, чем у отца.

Главная героиня романа – медсестра Харпер Грейсон. Именно её глазами мы будем видеть события, происходящие в мире. Происходит же настоящий апокалипсис: человечество стремительно вымирает от неизлечимой болезни. Новый вид паразитического гриба Draco incendia trychophyton заражает человека при помощи спор. После этого тело покрывается чешуей, а через некоторое время заболевший вспыхивает и заживо сгорает, разнося новые споры. Весь мир охвачен паникой, начинается смута и беззаконие. Зараженных преследуют и жестоко уничтожают. Ученые и врачи бессильны против новой угрозы, найти лекарство не удаётся, а всё неизвестное, как правило, пугает людей. Организуются целые бригады добровольцев, выслеживающих зараженных. Правительство ссылает людей с «драконьей чешуей» в специальные резервации, что опять же плохо заканчивается. Дело в том, что когда загорается один, окружающие «детонируют» и также сгорают, возникает цепная реакция, уносящая жизни десятков людей. Это приводит к сильным пожарам, и здоровые люди гибнут от огня. Человечество стремительно движется в сторону варварства.

Харпер работает медсестрой и ухаживает за зараженными. Ее молодой человек Джейкоб против, но она видит свое призвание в помощи нуждающимся. Дополнительным фактором риска является состояние самой Харпер – она беременна. Однажды больница сгорает, а через пару дней Харпер находит у себя «драконью чешую». Джейкоб в ярости, считает, что она заразила и его. После ссоры мужчина уходит из дома, чтобы обезопасить себя на случай, если всё же здоров. Их отношения стремительно рушатся под напором проблем, не выдерживая испытаний.

Харпер убегает из дома и встречает странного человека, которого все зовут Пожарным. Именно он помещен на обложку книги и фигурирует в названии. Джон, а именно так зовут Пожарного, провожает Харпер в общину зараженных – лагерь Уиндем. Во главе его стоит Том Стори, которого чаще всего называют отцом Стори. Под его руководством обитатели лагеря живут в мире и согласии. Они разработали способ сосуществовать с «драконьей чешуей» и не боятся сгореть. Пару раз в день они поют вместе, вступая в некий резонанс, и начинают светиться изнутри. В лагере царит полная идиллия, но Харпер никак не удаётся войти в нужное состояние, достичь единства. В лагере живет довольно много интересных и ярких персонажей, упомяну лишь наиболее запомнившихся. Ник – глухонемой мальчик, внук отца Стори. Али – юная, но очень смелая девушка, сестра Ника. Джон – тот самый Пожарный, в лагере не живет, но присматривает за ним со стороны. Он научился еще более эффективно сосуществовать с грибком, получив возможность управлять огнем. Кэрол – дочь отца Стори, тетя Ника и Али, фанатично заботится о благополучии лагеря и собственном отце. Бен Патчет – отставной полицейский, следит за порядком в лагере Уиндем. Рене Гилмонтон – бывшая пациентка Харпер, нашедшая спасение в общине. В общем и целом, персонажей много, и каждый играет свою роль, проходными их не назовёшь.

Беда приходит в лагерь, когда неизвестный покушается на жизнь отца Стори, отправляя того в кому. Власть переходит в руки Кэрол, и её тёмная сторона, ранее сдерживаемая отцом, выходит наружу. В лагере начинаются репрессии и гонения. Под удар попадают все, кто не согласен с новой политикой лидера, которую теперь называют мать Кэрол. Уиндем, по сути, превращается в религиозную секту, и Харпер планирует оттуда сбежать. Только вот куда идти в рушащемся мире беременной женщине?

В романе много отсылок к произведениям других авторов: Рэя Брэдбери, Стивена Кинга, Кормака Маккарти и т.д. В начале события идут довольно быстро, но ближе к середине сюжет несколько провисает, давая нам время лучше узнать героев. После прихода к власти Кэрол сюжет постепенно всё ускоряется и ближе к финалу становятся очень динамичным.

Итог: В романе присутствует много аспектов, интересных для меня: выживание в условиях постапокалипсиса, взаимодействие людей в замкнутой общине, поиски лучшей жизни в разрушенном мире и так далее. Интересна сама идея со спорами гриба и особенностями их жизнедеятельности – зависимость от человеческих гормонов. Хотелось бы отметить очень поэтичный слог автора. Только вот нужен ли он триллеру? Решить сложно. Концовка романа наводит на мысли о возможном продолжении: общество будущего, живущие в симбиозе с «драконьей чешуей». Звучит неплохо.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если человек вырос в семье талантливого писателя и в какой-то момент решил посвятить свою жизнь литературе, то нет ничего удивительного в том, что его произведения могут быть похожи на работы его родителя.

Джо Хилл не стал исключением.

Все его романы так или иначе содержат в себе отголоски сюжетов, придуманных его отцом — Стивеном Кингом.

Правда, с книгой «Пожарный» Джо слегка перегнул палку по части отсылок к «Противостоянию» Короля Ужасов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Вот те, что удалось обнаружить:

1) Полное имя главной героини романа Хилла — Харпер Френсис Уиллоуз.

Сокращенный вариант имени «Френсис» — Френни.

Именно так звали одну из главных героинь «Противостояния» (Френни Голдсмит).

_____

2) Харпер как и Френни беременеет накануне глобальной катастрофы.

После чего обеих девушек бросают их половинки (в случае Харпер — ее муж, в случае Френни — ее парень).

_____

3) Монолиты для Мемориального парка были привезены в лагерь Уиндем из Оганквитской каменоломни.

Оганквит — родной город Френни Голдсмит.

_____

4) Прибыв в лагерь Харпер узнает о печальной судьбе Гарольда Кросса (Harold Cross) — не самого симпатичного на свете парня, часто конфликтовавшего с другими людьми и ведшего в свободное время дневник, на чьи страницы он изливал свои злобные мысли.

Данное описание весьма подходит для Гарольда Лаудера (Harold Lauder) из «Противостояния».

Более того, в романе Кинга с Гарольдом дружила некая особа по имени Надин Кросс (Nadine Cross). Ближе к финалу книги они вместе перешли «на темную сторону силы».

Хилл просто объединил имена двух отрицательных героев Кинга, получив таким образом «Гарольда Кросса».

_____

5) Кстати, о похожих персонажах.

Глухонемой мальчик Ник явно был придуман Хиллом с оглядкой на глухонемого Ника Андроса из «Противостояния».

А Рене Гилмонтон — добродушная и по-житейски мудрая чернокожая женщина — является «двойником» 108-летней негритянки Абагейл Фримантл (Матушки Абагейл).

Самое интересное, что Хилл даже дважды назвал Рене «пожилой» (older woman), хотя ранее писал, что ей сорок лет.

_____

6) Рене Гилмонтон организовала в подвале столовой лагеря Уиндем читательский клуб для бывших заключенных, где познакомила их с романом «Обитатели холмов» Ричарда Адамса — любимой книгой Стюарта Редмана из «Противостояния».

_____

7) В видеоролике на сайте Марты Куинн была показана фотография пожилой пары с сыном. Подпись под ней гласила: «Салли, Нил и Джордж Воннамейкеры явились в пункт приема в Макиасе и готовятся отбыть на остров Свободного волка».

В «Противостоянии» Томми Воннамейкер был одним из завсегдатаев заправки Хэпа, который впоследствии, как и миллионы других людей, умер от супергриппа.

В общем-то в этом нет ничего плохого.

Однако количество различных «пасхалок» говорит о том, что Джо пытался создать произведение, способное встать в один ряд с одним из лучших трудов Мастера.

И, на мой взгляд, потерпел практически полную неудачу.

А все потому, что взял за основу своего текста только одну составляющую «Противостояния».

Как многие наверняка знают, роман Кинга можно условно разделить на две части.

В первой нам рассказывают о начале эпидемии смертоносного вируса и ее плачевных последствиях, а также представляют основных персонажей эпопеи.

Во второй — показывают процесс образования новых крупных поселений переживших апокалипсис людей.

Именно этот процесс, пускай и в несколько измененном виде, и изобразил Джо Хилл в «Пожарном», уделив ему почти 80% объема книги.

Я ничего не имею против «бытовухи» в художественной литературе, но, честное слово, во всем надо знать меру.

Повествование в романе настолько вялотекущее, а разговоров так много, что иной раз приходилось заставлять себя продираться через мелко исписанные страницы в надежде на хоть какие-то интересные действия со стороны героев.

Бесконечная болтовня в «Пожарном» чем-то напомнила аналогичное словоблудие персонажей в сериале «Мгла» (The Mist, 2017), снятом по повести «Туман», принадлежащей перу все того же Стивена Кинга.

Кстати, в книге Хилла присутствуют мотивы и из этого произведения Короля.

Возможно, о лагере Уиндем было бы не так скучно читать, если бы автор подробно проработал принципы его функционирования.

Но похоже, что писателя они не очень-то волновали.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

До сих пор не понимаю, почему защиту лагеря доверили неопытным подросткам с оружием в руках.

Т.е. неопытные взрослые с оружием в руках справились бы хуже?...

А ситуация с продуктами питания — так вообще какая-то нелепая.

Вместо того, чтобы с наступлением ночи отправлять небольшие группы вооруженных людей на поиски пищи, было решено ничего не делать и тупо экономить еду.

Самое забавное, что в какой-то момент Хилл сам же забыл про то, что продуктов в лагере стало не хватать.

Только что они заканчивались, а потом проходит несколько месяцев и все по-прежнему здоровы и никто не умер от голода.

Отдельно хочется отметить странный образ главной героини романа, от лица который ведется рассказ.

По-хорошему, Харпер должна быть женщиной с крепкими нервами, поскольку будучи медсестрой «навидалась смертей в Портсмутской больнице».

К тому же «она обретала спокойствие, когда большинство впадали в истерику; хладнокровно наблюдала, когда остальные даже смотреть не могли на происходящее».

Но если это так, то откуда тогда взялись тошнота и оцепенение, когда в одном из эпизодов она была вынуждена защищать свою жизнь?

Куда подевались ее стойкость и бесстрашие?...

Короче говоря, я думаю, вы уже поняли, что «Пожарный» меня совсем не впечатлил.

Крушение цивилизации в нем свелось к описанию разборок в одном отдельно взятом лагере беженцев, а сами разборки — к унылой мелодраме.

Ближе к финалу темп событий начинает ускоряться, но печальное положение дел это уже не меняет.

Вот если бы вся книга была как последние главы — яркой, динамичной, атмосферной...

К сожалению, «Пожарный» совсем не такой.

В качестве заключения могу посоветовать только одно: не стоит ждать от романа какого-то мощного и сурового постапокалипсиса, а иначе рискуете обжечься так же как и я.

P.S. Интересно, когда же Хиллу надоест писать с оглядкой на творчество своего отца.

Даже посвящение в «Пожарном» копирует посвящение в «Сиянии».

Просто сравните:

«Итану Джону Кингу, который пылает ярко. Папа любит тебя»

и

«Посвящается Джо Хиллу Кингу, чье сияние неугасимо»

Что-то насчет сияния Джо я стал уже сомневаться...

Оценка: 5
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Человечество — микроб, процветающий на краю катастрофы». ©

Сюжет: Америка горит в огне — повсюду царствует грибок, покрывающий людей подобием чешуи. Человек существует ровно до тех пор, пока не сгорает в пламени, порождаемом грибком. Однако есть Пожарный — чья кожа покрыта чешуей, что не мешает ему комфортно существовать с ней в симбиозе и даже выкидывать фантастические штучки типа метания фаерболов.

Интригует, не правда ли? Честно говоря, эта книга попала мне в руки случайно — опасаюсь читать авторов, которые пока еще не прогремели на весь белый свет. К «Пожарному» меня подвели два фактора:

1. Джо Хилл — сын маэстро Стивена Кинга, и, как огромному поклоннику старика Стива, мне было как воздух необходимо выяснить — сможет ли Джо писать хотя бы вполовину так же хорошо, как его великий отец?

2. Я чертовски люблю жанр «Постапокалипсис», хотя жить предпочел бы в спокойных, мирных и комфортных условиях, что уж тут.

Итак, ответы:

1. Да, еще как может. И не вполовину, а вполне себе на уровне Кинга. Живой язык, богатый на метафоры — книга написана качественно — более точно характеризующего ее термина и не подобрать. Я верю героям, я верю мотивации их поступков, я верю в фантастический грибок «Draco incendia trychophyton». Большего для понимания книги не смею и просить.

2. Это не совсем постапокалипсис. Я бы охарактеризовал книгу как «социальный апокалипсис», поскольку она эксплуатирует прежде всего не образ окружающей действительности, как ярких декораций, наталкивающих на глобальность произошедшей катастрофы (например, «Безумный Макс» или «Водный мир»), а образы людей, приспособившихся под складывающуюся ситуацию. Читая эту книгу вы встретите общины зараженных, учащихся выживать с грибком на теле, отряды зачистки, жестко уничтожающие предыдущих, простых людей, вынужденных существовать под каждодневным страхом оказаться покрытым чешуей уже на следующий день. Самое важное — у каждого из них своя правда. Каждую сторону можно понять, даже законченных садистов вы будете ненавидеть, но понимать. Это — безусловное преимущество книги. К тому же она крайне кинематографична — здесь есть даже некоторое подобие популярных ныне сцен «после титров» — небольшого кусочка, продолжающего, казалось бы, открытый финал уже после списка авторских прав, затронутых в книге. Рад, что заглянул за сухие страницы, перечисляющие песни и книги, на которые ссылался автор. Сказать по правде — получилось чертовски здорово и оригинально.

Главный же недостаток книги — неровность. Роман больше всего напоминает «Американские горки». То он мчится с горы так, что захватывает дух, и вы оказываетесь не в силах оторвать глаз от страниц, то медленно ползет на месте, рефлексируя и философствуя. Я не скажу, что это плохо — это именно что неровно. Любители боевиков проглотят первые сто страниц и вполне вероятно забросят книгу до следующего стремительного спуска. К счастью, заканчивается она правильно — судорожно, ярко и стремительно, подтасовывая ситуации настолько захватывающие, что я оказался не в силах прерваться. Это, в конечном счете, сказалось на оценке, которая без финальных двадцати страниц едва ли поднялась бы выше «6», но уж очень здорово Хилл все закрутил — Джоржд Р. Р. Мартин и его «Игра престолов» нервно покуривают в сторонке.

Итог: В чем-то очевидный, в чем-то шокирующий и впечатляющий, но всегда качественно написанный фантастический роман. Частенько меняя темпы от «скучно», до «ОХРЕНЕТЬ!!!» — он все же провел меня через шестьсот страниц истории и не заставил об этом сожалеть.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Раман с двойным дном. Оба уровня не слишком укладываются в наш жанр. Тему апокплипсиса автор ведёт на основе полного неверия в способность современного общества справится с кризисом такого масштаба. Изображает полный крах, как физических ресурсов, так и общественной морали. Это вполне традиционное сюжетное развитие апокалиптического жанра. Роман написан за три года до пандемии «короны». Интересно, как бы автор написал его сейчас?

И все же, это не фантастика, а драма, с ясно выраженной женской энергией. Главной сюжетной линией являются не сам апокалипсис, и даже не бытовой триллер, линия которого так же присутствует. Главная здесь линия — переживание самой главной героини. Начало эпидемии, беременность, болезнь, дальнейшие события — на эмоциональное отражение всего этого ушло более половины текста.

Литературные качества драматической линии, на мой вкус не плохи. Сюжет, колорит сцен и диалогов, хорошо продуманные образы персонажей, их поведение в критических ситуациях. И все же, роман чрезмерно женский, что бы мне понравиться.

Образ ГГ вызвал у меня ряд вопросов. В начале трагедии мы видим мужественную медсестру, самоотверженно помогающую пациентам. Однако, далее появляется инфантильная персона, любующаяся цветочками на кладбище, на фоне мировой трагедии. Возможно, так автор изображает внутреннее состояние при беременности.

В финале автор ограничивается ответами на пару второстепенных вопросов, не завершая основной линии.

В рамках нашего жанра, роман не понравился. Но любителям драмы и женского романа, рекомендую.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший роман, но наследие волей-неволей давит, заставляет сравнивать с произведениями Стивена Кинга. Но надо привыкнуть к тому, что у Джо Хилла свой стиль, свой ритм, который порою кажется излишне медлительным. По своему мне понравился роман «Пожарный». Интересная идея с болезнью возгорания для постапокалиптики. В целом суть романа — это показать как люди ведут себя в экстремальных ситуациях. И в принципе все показано вполне достоверно.

В первой части мы наблюдаем только начало кризиса, мне очень понравилась сцена в больнице — первое знакомство главных героев. Честно говоря, сам кризис пройдет стороной, мы не увидим крупных сцен бедствий, глобальных катастроф. Все будет происходить где-то на заднем фоне.

В середине романа — это обычная ситуация в сообщества выживших. Классика жанра как говорится. Стандартный набор ролей: умный, но слабый лидер, плохиш и его помощник, предатель и т.д. Но вот чего мне не хватало, так это связи с внешним миром, явной угрозы, антураж немного проседал.

В конце назревает кризис власти и страсти накаляются, мне чем-то напомнило повесть Стивена Кинга «Мгла» из-за религиозных ноток, наверное. Я думаю, религиозный фанатизм это больная тема в такого рода произведениях.

Концовка романа меня однозначно порадовала, но тут уже спойлеры. Я не в особом восторге от романа, но для четвертого романа и такого давления читателей, которые постоянно пытаются увидеть здесь нового Стивена Кинга, я думаю, автору удалось написать отличный цельный роман, не без огрехов конечно, но вполне себе достойный.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

О ЛОЖКЕ, ПОЛНОЙ САХАРА.

Ценность человеческой жизни априорна. Наша культура аршинными буквами написала это на знамени. Как «Свобода. Равенство. Братство» было на знамени Французской Революции; «Миру — мир. Землю — крестьянам. Заводы и фабрики — рабочим» Великой Октябрьской; «Все лучшее — детям» советской эпохи. И что, получили они в итоге свою свободу, мир etc? Ну, некоторые получили: много званных, да мало избранных. Тут понимать надо — лозунг не гарантирует непременного наступления того, к чему призывает. Он лишь фиксирует то, к чему мы стремимся и что имеет шанс воплотиться при идеальном положении вещей.

А при не идеальном? Возвращаемся к закону джунглей. Напомнить? Сами вспомнили, молодцы. В мире The Fireman. описанном Джо Хиллом все очень скверно, взамен четырех апокалиптических всадников пришел один — dragonskale (драконья чешуя). Болезнь, переносимая не вирусом, но спорами — грибок, передается при тактильном контакте с зараженным или вещами, которыми он пользовался. Инкубационный период до восьми недель, после на коже конечностей проступают прихотливо изогнутые линии, красивые абстрактные рисунки, похожие на многоцветные тату. После человек начинает дымиться — из всех физиологических отверстий струйки дыма. А в один непрекрасный день все заканчивается спонтанным самовозгоранием.

Молодая женщина Харпер медсестра-доброволец. Она окончила специальные курсы, чтобы бороться с эпидемией — медперсонала стало категорически не хватать. Кто заразился в первые дни болячки, когда еще не знали способов предохраняться (костюм химзащиты), кто благоразумно уволился — группа риска. Наша героиня работает в отделении dragonskale по велению сердца, передний край борьбы, а риски можно свести на нет, если пользоваться всеми мерами предосторожности.

И она такая, знаете, Мэри Поппинс. У нас своя культовая Мэри — Андрейченко, а у американцев своя — тоже очень симпатичная и она поет песенку про A Spoon Full of Sugar — Ложку сахара. Это целая философия: любую скучную работу можно сделать вдвое быстрее, да еще и получить от нее удовольствие, если добавить элемент игры. Просто добавь ложку сахара и любое горькое лекарство не покажется таким уж противным. И вот, Харпер работает в своем госпитале посреди рушащегося мира и встречает замечательного парня Джейкоба, который любит ее, а она его. И они женятся, и он говорит ей замечательные слова о том, что много с кем можно лечь в постель, но тех, с кем хочется проснуться рядом, и просыпаться из года в год — таких почти нет. А они встретились, Ура!

И все идет хорошо, пока у Джейкоба не возникает подозрение, что он заражен (знаете этот психоз, когда при слове «вши» все начинают почесывать голову?), а Харпер не выставляет его из дома на карантин. Потому что это совпадает по времени с новостью о ее долгожданной беременности. А дальше все пойдет совсем-совсем не так, как ожидалось и никакая ложка сахара не подсластит горечи пилюли, которую судьба выпишет героине. Ее и тонны сахара не сделают вкуснее. И терриконы.

Сильная жестокая горькая книга, полная неожиданных сюжетных поворотов. Высочайшая степень психологической достоверности. Он умничка. Джо Хилл и он не боится ткнуть палкой в осиное гнездо, на сей раз даже не одно, здесь их будет три: мир, ополчившийся на часть себя, вся вина которой в том, что заразились; изолят по типу секты; грандиозная лицемерная афера правительства — заговор, приводящий на память не то «Шоу Трумена», не то пелевинского «Смотрителя». Но главное — счастье возможно и в аду — просто добавь ложку сахара.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Зажигательный Апокалипсис от постепенно приобретающего нового мастера мистики и хоррора. Саспенс и драйв, головокружительные повороты сюжета буквально на каждом шагу, постоянное предчувствие новой беды -- даже когда у героини все, казалось бы, начинает налаживаться. Но стоит автору в конце главы бросить: «И потом несколько недель все было почти хорошо» или ««Потом», -– сказала себе Харпер, не представляя, что не будет никакого «потом». По крайней мере, для отца Стори.» -- и ты уже понимаешь: ничего хорошего ждать не приходится -- но не знаешь, откуда и какая беда свалится на этот раз. В общем, книга держит в напряжении от начала до конца, не давая расслабиться ни на минуту. Жестокость и насилие, милосердие и самопожертвование, лучшие и худшие стороны человеческой натуры, что пробуждает в героях катящийся по Земле огненный Апокалипсис. Коллективное и личное, «улей» и индивидуальности. Спасение и самопожертвование. Тайны, завеса над которыми понемногу приподнимается. Скелеты, что один за другим выбираются из своих шкафов. А еще -- суперспособности, которые дарит некоторым смертоносная «драконья чешуя». Куда ж без суперспособностей? Вот только они отнюдь не делают героев всемогущими и неуязвимыми. Они не спасают от пуль и колес тяжелого грузовика, а от предательства -- тем более.

Как писал в свое время Станислав Ежи Лец: «Есть вещи настолько серьезные, что по их поводу можно только шутить.» Джо Хилл тоже придерживается этого принципа. Гибель Человечества и, что куда страшнее -- человечности. Что может быть серьезнее? Тем не менее, в книге есть и юмор, и ирония -- правда, местами черные до полной обугленности.

Оторваться от чтения было практически невозможно, но местами (со)переживание настолько зашкаливало, что приходилось делать перерыв хотя бы на пять минут и выбегать на балкон перекурить, чтобы успокоить разбушевавшиеся эмоции.

Книга приключенческая и увлекательная -- и одновременно жестокая и страшная. Но отнюдь не беспросветная, не «чернушная», несмотря на полыхающий на страницах огонь и вздымающиеся к небесам черные столбы человеческого пепла. А еще здесь полно литературных аллюзий: Джо Хилл, нисколько не скрываясь, передает большой привет Джоан Роулинг с ее «Гарри Поттером» и Памеле Трэверс с ее «Мэри Поппинс», Толкиену и Брэдбери, и еще многим, многим другим...

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну что ж, Джо Стивович (да, я из тех засранцев, кто не забывает девичью фамилию Хилла) тоже оказался не промах.

Гибель мира он придумал крайне занимательную и внятную. Скрупулёзный подход к описанию скатывания мира в чёрную (от гари) пропасть, перехода от попыток людей сдерживать хаос до непосредственно самого хаоса – всё на высшем уровне. И автор не облегчал себе задачу, меняя фокальных персонажей, как например в «Противостоянии» того же Хилла-ст. (кстати, возможно, поэтому объём, хоть он и достаточно весомый, не вышел за пределы разумного). Правда, при появлении шизанутой сектантки вспоминается подобный персонаж из папкиного «Тумана», и там героиня пофактурней выглядит.

Главные герои фактурные, живые, а вот второстепенные – в частности, те, что были в лагере Уиндем, — порой превращались в безликую массу. Кстати, часть про лагерь оказалась местами немного скучноватой.

Обратил внимание на развешивание крючков-заманиловок по типу: «Она вышла на пять минут. Она ещё не знала, что больше никогда сюда не вернётся» в конце глав — в стиле папки, но в гораздо больших размерах. Порой – до смешного. Но это так – претензия, вызванная постоянным невольным сравнением с отцом.

Есть некоторые претензии к переводу (возможно, объективно безосновательные, поэтому повешу тут табличку «ИМХО»), и в частности, что меня коробило на протяжении всего текста, – это выбор переводчика в пользу обращения «вы» вместо «ты». По себе знаю, что практически везде этот вопрос нужно решать и выкручиваться, и, тем не менее, вопрос решаем. Здесь же получается так, что герои, прошедшие вместе огонь и воду, видевшие исподнее друг друга по сотне раз, миндальничают и «вы»кают меж собой. Отчего и в когниции диссонанс образуется.

В целом, Хилл не про хоррор, Хилл про психологическую составляющую человеческих взаимоотношений в экстремальных условиях. И в этом он преуспел. В привязке к позднему Кингу Хилл смотрится выигрышней, да и безотносительно он хорош. 8 из 10.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожарный – роман-знакомство с Джо Хиллом, сыном многими любимого Стивена Кинга. И точно могу сказать, что Хилла продолжу читать, хоть Пожарный и читался довольно продолжительное время.

Перед нами постапокалипсис. И причина его наступления, должна признать, меня очень заинтересовала. В мире появился некий грибок, который дарит своему носителю черные полосы по всему телу, которые, в свою очередь, имеют свойство самовозгораться, убивая тем самым своего носителя. В общем, идея очень интересная, пугающая, и избежать заражения довольно трудно. И если по началу казалось, что для зараженных конец всегда предопределен, то по мере развития сюжета, мы понимаем, что этот вирус еще не приговор.

На фоне полыхающего мира, нам противопоставляется жизнь двух видов – зараженных, как кто-то из них опускает руки и сгорает, а кто-то учится жить с вирусом, приручает его, и здоровых, которые преследуют и истребляют носителей вируса, или тех, кто учится жить в новом мире, всеми силами пытаясь избежать заражения.

На самом деле, в романе очень много таких взаимоотношений. А как бы мы поступили в таком мире? Боялись бы зараженных или хотели бы их истребить? А если бы заразились, то попытались бы подружиться с болезнью или бы просто сдались? Это не какой-то зомби-апокалипсис, ведь зараженные остаются теми же самыми людьми. Мне нравится, что идею такого мира, можно рассматривать с многих точек зрения.

Но герои романа у меня не вызывают таких положительных эмоций, как мироустройство. Нет, они не плохие, они живые, настоящие, но все-таки что-то не то. Не могу сказать, что мне понравилась главная героиня Харпер (и она не пожарная). Не представляю, как в одном человеке может уживаться такая наивность и командный характер, не верю. Ну и мои заморочки, но мне просто не понравилось, что главная героиня беременная. Пожарный, бравый парень с вечными подколами, но ранимый в душе, Алли – девочка-подросток с трудным характером, и ее глухонемой брат Ник с печальным происшествием в детстве, к которому он якобы имеет прямое отношение. В общем, типичный набор персонажей с душевными травмами.

Финал книги меня тоже не разочаровал, на мой взгляд, история закончилась именно так, как и должна была, хоть и не без неожиданных моментов. Очень эмоционально. И я бы с большим удовольствием посмотрела бы экранизацию. Очень кинематографично, на мой взгляд

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх