FantLab ru

Джо Хилл «Пожарный»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.07
Голосов:
222
Моя оценка:
-

подробнее

Пожарный

The Fireman

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Никто не знает, где и когда это началось. Новая эпидемия распространяется по стране, как лесной пожар. Это «Драконья чешуя» — чрезвычайно заразный грибок вызывает прекрасные черно-золотые пятна на теле, похожие на тату, а потом сжигает носителя в вспышке спонтанного возгорания. Миллионы инфицированы, а вакцины нет. Безопасности нет. Команды добровольцев убивают и сжигают разносчиков спор.

Но есть загадочный Пожарный, его кожа покрыта «чешуей», он контролирует горение своего тела и использует это для защиты других больных. В эти отчаянные времена, медсестра Харпер Грейсон должна раскрыть тайны Пожарного прежде чем обратится в пепел.

Входит в:

— журнал «Cemetery Dance, Issue #74/75, October», 2016 г.


Награды и премии:


лауреат
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2016 // Хоррор (23 289 голосов)

лауреат
Локус / Locus Award, 2017 // Роман ужасов

Номинации на премии:


номинант
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2017 // Хоррор

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги — Мистика и хоррор года

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2018 // Зарубежный роман (США)

Похожие произведения:

 

 


Пожарный
2017 г.

Периодика:

Cemetery Dance, Issue #74/75, October 2016
2016 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

The Fireman
2016 г.
(английский)
The Fireman
2016 г.
(английский)
The Fireman
2017 г.
(английский)
Пожежник
2017 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Какой только Конец Света ни устраивали писатели-фантасты для человечества: вторжение пришельцев из космоса или иных миров, зомби-апокалипсис, восстание машин, пришествие антихриста и демонов, распространение смертельно опасных вирусов, ядерная война и т.д. Выдумать причину Армагеддона несложно, сложно ее грамотно обосновать и реалистично показать последствия. У Джо Хилла это получилось.

Своими предыдущими работами Хилл зарекомендовал себя как хороший рассказчик мистических историй. Беда в том, что ему не везло с переводами на русский язык. Поэтому, начиная с «NOS4A2», я решил читать романы автора в оригинале. Должен сказать, Хилл умеет удивлять своего читателя. По сравнению с предыдущими книгами, «The Fireman» идет по несколько иному пути и воспринимается иначе. Уверен, что большинство читателей будут сравнивать этот роман с «Противостоянием» С. Кинга, выискивая родственные связи и заимствования, но я старался воспринимать книгу только через призму предыдущих работ Джо Хилла. Хотя меня позабавило его высказывание на этот счет: «Это моя версия «Противостояния», облитая бензином и подожженная» («it’s my version of «The Stand», soaked in gasoline and set on fire.»).

В мире началась новая сверхопасная пандемия: «Draco Incendia Trychophyton». В народе болезнь окрестили Драконьей чешуей (Dragonscale). Распространялась она чрезвычайно быстро, отмечая своих носителей блестящими черными с золотым чешуйками по всему телу, а затем сжигая их заживо. Мир превратился в настоящий пылающий ад.

Посреди всего этого инфернального безумия нам показана жизнь обычной медсестры Харпер Грейсон, которая жила себе спокойно, любила своего мужа и работу и потихоньку готовилась стать мамой. Но ее размеренная жизнь обратилась в пепел после того, как она обнаружила, что инфицирована. Муж бросает ее одну в агонизирующем городе, боясь заразиться, сама Харпер теперь живет в постоянном страхе. Масла в огонь подливает появление на улицах города самопровозглашенных Отрядов Кремации (Cremation Squads): вооруженных групп людей, взявших на себя обязанность истребления всех инфицированных.

Но Харпер неожиданно заводит крайне необычное и полезное знакомство с загадочным мужчиной в куртке пожарного, который заражен Драконьей чешуей, но умеет управлять своей болезнью и контролировать огонь, не сжигая себя, а направляя его на защиту тех, за кем охотятся Отряды Кремации. Вместе они попытаются найти безопасное место для зараженных в мире, охваченном огнем болезни, ненависти и отчаяния. Только вот кто этот таинственный Пожарный?

Я уже и так написал слишком много про сюжет, но не могу удержаться от упоминания еще одного момента, однако его уже закину под спойлер:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Пожарный уводит Харпер в место, где зараженные учатся управлять своей болезнью. Это место — лагерь Уиндем. Члены лагеря обнаружили, что при определенных обстоятельствах их болезнь позволяет им вступить в восхитительный групповой экстаз, который они назвали Сияние (The Bright) (если постигнуть дзен, то вместо самосожжения будет Сияние). Это влечет за собой потерю своего «я», однако данный факт пугает далеко не всех, потому что ощущения уж больно приятные: цвета становятся ярче и богаче, а вкус и эмоции — сильнее. Одна из героинь второго плана описывает Сияние так:

«Иногда, когда я в Сиянии, я могу поклясться, что я чувствую мою сестру [умершую], стоящую рядом, так близко, что я могу положить голову ей на плечо, как я делала это когда-то. Когда мы сияем, они все возвращаются к нам. Свет, который мы излучаем все вместе, освещает все, что мы потеряли во тьме.»

(«Sometimes when I’m in The Bright, I would swear I feel my sister standing right next to me, close enough so I could lay my head on her shoulder, like I used to. When we shine, they all come back to us, you know. The light we make together shows everything that was ever lost to the darkness.»)

Очень интересный момент, как мне кажется.

Таким образом, роман делится на три неравные части: убойное и очень напряженное (почти взрывное) начало, размеренная, полная внутренних размышлений, социальных взаимодействий и самокопаний, середина и финал, который увеличивает угол обзора происходящих событий. Концовка, кстати, имеет определенную недосказанность и при желании историю можно будет продолжить.

Ну и Хилл не был бы самим собой, если бы не поместил в свой роман тонну отсылок на все, что только можно. При первом и несколько поверхностном прочтении я уловил:

• Аллюзии на Мэри Поппинс (Харпер носит свои вещи в саквояже, у нее есть пес Берт и в воображаемом автобиографическом фильме роль Харпер досталась бы Джулии Эндрюс);

• Аллюзия на Джона Уиндема, автора «Кукушек Мидвича» и «Дня триффидов» (тут все очевидно, достаточно присмотреться к лагерю Уиндем);

• Аллюзии на «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери (образ пожарного, который поджигает, а не тушит, эпиграф романа, в основу “451 градуса” лег неизданный рассказ, который назывался именно «Пожарный» («The Fireman.»));

• Аллюзии на предыдущие работы Хилла (куда без этого);

• Отсылки к творчеству Стивена Кинга также в наличии (легко просматриваются параллели с “Сиянием”, “Туманом”, да и с “Противостоянием” тоже);

• Аллюзии на современную американскую поп-культуру, но я большинство из них просто не понял (одна только Марта Куинн чего стоит), так что искренне надеюсь на добротный перевод, в котором в сносках будут пояснены все отсылки, непонятные русскоязычному читателю.

Ладно, пора уже заканчивать отзыв. Роман я рекомендую всем ценителям хорошей (пост)апокалиптики. Он объемный, временами провисающий сюжетно, но поднимающий очень страшные и болезненные темы, имеющий в активе отлично прописанных и живых персонажей, да и попросту очень захватывающий и интересный. Заслуженные 9 баллов.

P.S. Лозунг книги, используемый в рекламной кампании был «The Fireman is coming. Stay Cool.». Забавно, что полностью его смысл раскрывается только при прочтении.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читать на английском вот это вот все так же скучно, как и на русском.

Ну а в целом... В целом, жЮть: Джо Хилл на глазах превращается в Дина Кунца, причем в худшей своей ипостаси. Роман плох всем. Загибаем пальцы: словоблудие (томище, да), раздражающая слащавость (умирающие расходятся на такие пространные и душещипательные монологи, что хочется накрыть этот фонтан подушкой и давить-давить-давить), куча т.н. лулзов и фейспалмов (от доктора Солженицына и Сары Пэйлин до бесконченой гиковщины и типа-оммажей папке, Брэдбери, Роулинг, Гейману, Маккарти и т.д. и т.п.)... Истории как таковой нет, персонажей — убедительных — нет, оригинальности не ноль даже, а сильно в минус. Предсказуемость с большой буквы П!!!, каждый — КАЖДЫЙ — следующий поворот считывается на раз-два. Автора не чувствуется. Вместо него Дин Кунц. Осталось лишь дождаться золотистых, мать их, ретриверов.

Кстати, может это заразно вообще? Кунцовщина, в смысле? Koontz Incendia Trychophyton. Ибо Кинг-старший тоже подхватил этот позорный трепак. Достаточно полистать крайнюю трилогию Мерседеса.

Дин, прекращай.

Оценка: 3
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дети бывают похожи на родителей − это обычное дело. Не как близнецы, не один в один, но семейные черты часто бросаются в глаза. Посмотрите на фото Джо и на фото Стивена − сходство есть. Даже если бы я не знала, чей сын Джо, его внешность мне показалась бы смутно знакомой. И этот его роман − тоже. «Пожарный» очень смахивает на знаменитое «Противостояние» Стивена. В обеих книгах людей поражает вирус/грибок, эпидемия охватывает весь мир, а выжившие организуют общину, где устанавливают свои законы. Джо откровенно кивает на отца. У него тоже есть парень Гарольд, которого никто не любит и который тайком писал дневники; есть глухонемой мальчик Ник; даже второе имя главной героини − Френсис − явный кивок на Френ из «Противостояния». Манера письма тоже очень напоминает кинговскую.

Теперь собственно о романе. Мир атаковал смертоносный грибок «драконья чешуя». Зараженные имеют способность воспламеняться и сгорать заживо. Повсюду бушуют пожары, в мире по идее должен царить хаос. От «Противостояния» было потрясающее и глобальное впечатление конца света. Когда я в дни чтения этого романа услышала по радио упоминание Денвера, первой мыслью было «Какой Денвер? Там же все умерли!» Здесь такого впечатления нет, «Пожарный» − камерный роман. Большая часть действия разворачивается в общине зараженных, куда попадает главная героиня. Тут народ распевает песни, слившись в едином экстазе сияния. Такая благость, прямо как в тоталитарной секте. Впрочем, примерно так и оказалось. И опять же Кинг-старший отношения в замкнутом мирке («Под куполом») показал гораздо круче.

Персонажи. Для писателя-мужчины, конечно, вызов − писать от лица женщины, да еще и беременной. Харпер − обычная женщина, в ней нет ничего выдающегося, она просто хочет выжить и дать жизнь будущему ребенку. В общем-то нормальный персонаж, которому колорит особый и не нужен − безумный мир уже достаточно колоритен. Пожарный − человек, давший название роману. Вот он по идее должен быть ярким и выдающимся. Он англичанин, он умеет гореть не сгорая и вытворять разные другие штуки с огнем. Но я его как персонажа не увидела. Он просто не сложился в моем воображении, равно как и его отношения с Харпер. Муж Харпер получился лучше, как оно часто бывает с отрицательными героями. Но он целиком списан с безумных мужей Кинга, которые гоняются за своими женами, чтобы их убить.

Момент «не верю»:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как могли ликвидаторы месяцами отстреливать больных, присутствовать на пожарах и так и не заразиться?

Финал… Что ж, Стивен тоже никогда не был мастером финалов, он просто ставил точку, а запоминалась всегда середина.

В общем, «Пожарный» − неплохой роман, а Джо − неплохой писатель, но он не гений, как его отец. Понятно, у кого Джо Хилл учился писательскому мастерству. Но есть что-то, чему научиться нельзя. Роман производит впечатления Стивена Кинга… который не дотянул до уровня Стивена Кинга.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К новому роману Хилла отнеслась прохладно (вот уж забавное чувство с учетом накала температур в романе). Не могу сказать, что NOS4A2 сильно впечатлил, не оценила я реверанс в сторону основополагающий истории его отца, что в этом произведении, что в предыдущем. Считаю, что Джо и так достаточно тяжело дистанцироваться от Сияния Короля Ужасов, чтобы обращаться к папиным творениям. Или в его ситуации это бессмысленно, поскольку он настолько близок к Сиянию, насколько это возможно. Как бы то ни было, Джо Хилл продолжает строить свой мрачный уголок хоррор вселенной. Если это не Темная Башня, то уже что-то солидное из гранитных камней с далеко идущей перспективой. И сейчас я попробую рассказать почему.

Не буду повторять слова критиков, горячо встретивших книгу, скажу только, что есть порох в пороховницах, и градус Хилл умеет поднимать, когда надо. Общую идею, что будет жарко, дает нам начало романа, в котором мы встречает Фаренгейт Бредбери, но главная идея нас ждет то в другой фразе, а ведь мало, кто обратил на нее внимание. И здесь кроется простота и гениальность идеи автора. Если бы Хилл не воплотил бы ее в книге, до этого додумался бы кто-то другой. Кто-то другой бы написал комикс, снял сериал, сделал бы фильм. Черт побери, эта идея настолько заслуживает жизни, что она должна была быть придумана и увидеть свет. И я рада, что поделиться ей с миром удалось именно Хиллу.

Рассказчик из него классный, словом он владеет, ссылки цитаты наводят мостики в актуальные для любого возраста читателя места из общей культуры 20-21 века.

Отдельной похвалы заслуживает глубина идеи, масштаб трагедии, так сказать. Нет дыма без огня, гласит известная поговорка, а тут полыхает аж со временем самих динозавров! Хилл смело дает ответы на все возникающие вопросы, со временем,конечно, подогревая интерес читателя к новой смертоносной проблеме, с которой пришлось столкнуться человечеству.

На этот раз мы начинаем с того, что любимый всеми штат Мэн, известный многими бедами и ужасами, благодаря Кингу, выжжен до тла. Вот как! Нет его больше! Зато есть неизвестное заболевание, переедающее стремительно быстро от человека к человеку.

Начинается все достаточно просто, вы обнаружили у себя на коже небольшое темное пятнышко, очень скоро их станет больше и добавятся золотые вкрапления, вот только это не флэш тату на лето, чтобы выложить в инстаграм, а кое что более впечатляющее. Как только вы приобрели ваш уникальный узор из золотых и черных чешуек (не пытайтесь оттереть их, или снять кожу, они у вас в ДНК) вы инфицированны.

Вы подлежите сначала госпитализации, врачи и мировое сообщество еще надеется найти лекарство и стабилизировать ваше состояние, затем изоляции, лекарства так и нет, но остатки цивилизации не сдаются, ну а когда эпидемия превратилась в пандемию вам уготована одна участь — уничтожение. С учетом того, что вы горите заживо, вы дышите огнем, вы — горящий факел, бывшие бригады пожарников вас кремируют до того, как вы самопроизвольно возгораетесь!

Или не так уж самопроизвольно, а? Ходят легенды про инферно в форме демона и живое пламя в виде феникса, еще был один сумашедший в Лондоне, который перед тем, как его прорешетили свинцом, хотел поделиться с остатками здоровых англичан секретом огня. А может это вообще эволюция? И вы-избранный, вы -новая ступень развития человечества? И надо воспринимать вашу Чешую Дракона, как дар к бессмертию и новой жизни? Все ли так однозначно?

Ох, и непростые вопросы стоят перед медсестрой Харпер Грейсон. Меньше всего этой любительницы французского красного винишка и книжек про Мери Поппинс хочется искать на них ответы, но выбора то у нее нет.

Не поймите неправильно, она неплохой человек, любящая жена, последний волонтер в недавно сгоревшем последнем госпитале, но не тянет она на спасителя мира. Она всего лишь еще одна вновь зараженная. Впрочем, на данный случай, у них с мужем (несостоявшимся писателем) есть план,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
они умрут вместе, если заболеют. Двойное самоубийство, без боли и страданий
Казалось бы, прагматичность такого радикального решения не вызывает противоречий у покладистой и спокойной Харпер, но в один еще ясный день все меняется,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Харпер узнает, что беременна

Но разве есть смысл жить дальше в мире, объятом пламенем?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Справедливо ли обрекать ребенка на верную смерть, если она сожжет раньше родов себя и его.
И на удивление самой героини, у Харпер впервые есть четкий ответ. Да, она будет бороться до конца,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
да она сохранит ребенка и будь, что будет.

Так, Харпер начинает новую главу книги, где вопрос выживания и взаимодействия с окружающей средой приобретает знакомый всем прозаичный характер. Преследуемая и вне закона, рассудительная медсестра находит убежище в забытом детском лагере на берегу моря. Простой поступок человечности во время работы в госпитале в невероятно адских условиях подарил ей билет в новую жизнь. Однако обещание безопасности и сытости очень быстро заканчивается новыми ужасами и испытаниями. Снова из огня, да в полымя. Но именно в этом пламени Харпер найдет мужество жить и не сдаваться, противостоять слепому фанатизму и бесконечной жестокости людей, она узнает правду о болезни и познает

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сияние
, она встретит друзей и даже любовь.

А вот какой конец ждет ее, мы узнаем, вероятно, из продолжения истории. Финал произведения открытый, с одной стороны он достойно завершает путешествие Харпер к тому, чему она стремилась, с другой стороны дает возможность продолжить историю. Весьма типично для современных американских романов. А вдруг второй сезон надо будет снимать? Если Голивуд еще не приобрел права на экранизацию, то советую кабельным каналам поторопиться и запустить тв-шоу. В меру цинично, средне эпично, достаточно понятно и вполне захватывающе. Плюс феминистично.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
беременная героиня ставит жирную точку в подавляющем ее потенциал браке, надирает зад своему мужу неудачнику-психу, одержимому местью, в процессе влюбляет в себя английского доктора с безупречным чувством юмора и добрым сердцем.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Человечество — микроб, процветающий на краю катастрофы». ©

Сюжет: Америка горит в огне — повсюду царствует грибок, покрывающий людей подобием чешуи. Человек существует ровно до тех пор, пока не сгорает в пламени, порождаемом грибком. Однако есть Пожарный — чья кожа покрыта чешуей, что не мешает ему комфортно существовать с ней в симбиозе и даже выкидывать фантастические штучки типа метания фаерболов.

Интригует, не правда ли? Честно говоря, эта книга попала мне в руки случайно — опасаюсь читать авторов, которые пока еще не прогремели на весь белый свет. К «Пожарному» меня подвели два фактора:

1. Джо Хилл — сын маэстро Стивена Кинга, и, как огромному поклоннику старика Стива, мне было как воздух необходимо выяснить — сможет ли Джо писать хотя бы вполовину так же хорошо, как его великий отец?

2. Я чертовски люблю жанр «Постапокалипсис», хотя жить предпочел бы в спокойных, мирных и комфортных условиях, что уж тут.

Итак, ответы:

1. Да, еще как может. И не вполовину, а вполне себе на уровне Кинга. Живой язык, богатый на метафоры — книга написана качественно — более точно характеризующего ее термина и не подобрать. Я верю героям, я верю мотивации их поступков, я верю в фантастический грибок «Draco incendia trychophyton». Большего для понимания книги не смею и просить.

2. Это не совсем постапокалипсис. Я бы охарактеризовал книгу как «социальный апокалипсис», поскольку она эксплуатирует прежде всего не образ окружающей действительности, как ярких декораций, наталкивающих на глобальность произошедшей катастрофы (например, «Безумный Макс» или «Водный мир»), а образы людей, приспособившихся под складывающуюся ситуацию. Читая эту книгу вы встретите общины зараженных, учащихся выживать с грибком на теле, отряды зачистки, жестко уничтожающие предыдущих, простых людей, вынужденных существовать под каждодневным страхом оказаться покрытым чешуей уже на следующий день. Самое важное — у каждого из них своя правда. Каждую сторону можно понять, даже законченных садистов вы будете ненавидеть, но понимать. Это — безусловное преимущество книги. К тому же она крайне кинематографична — здесь есть даже некоторое подобие популярных ныне сцен «после титров» — небольшого кусочка, продолжающего, казалось бы, открытый финал уже после списка авторских прав, затронутых в книге. Рад, что заглянул за сухие страницы, перечисляющие песни и книги, на которые ссылался автор. Сказать по правде — получилось чертовски здорово и оригинально.

Главный же недостаток книги — неровность. Роман больше всего напоминает «Американские горки». То он мчится с горы так, что захватывает дух, и вы оказываетесь не в силах оторвать глаз от страниц, то медленно ползет на месте, рефлексируя и философствуя. Я не скажу, что это плохо — это именно что неровно. Любители боевиков проглотят первые сто страниц и вполне вероятно забросят книгу до следующего стремительного спуска. К счастью, заканчивается она правильно — судорожно, ярко и стремительно, подтасовывая ситуации настолько захватывающие, что я оказался не в силах прерваться. Это, в конечном счете, сказалось на оценке, которая без финальных двадцати страниц едва ли поднялась бы выше «6», но уж очень здорово Хилл все закрутил — Джоржд Р. Р. Мартин и его «Игра престолов» нервно покуривают в сторонке.

Итог: В чем-то очевидный, в чем-то шокирующий и впечатляющий, но всегда качественно написанный фантастический роман. Частенько меняя темпы от «скучно», до «ОХРЕНЕТЬ!!!» — он все же провел меня через шестьсот страниц истории и не заставил об этом сожалеть.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если человек вырос в семье талантливого писателя и в какой-то момент решил посвятить свою жизнь литературе, то нет ничего удивительного в том, что его произведения могут быть похожи на работы его родителя.

Джо Хилл не стал исключением.

Все его романы так или иначе содержат в себе отголоски сюжетов, придуманных его отцом — Стивеном Кингом.

Правда, с книгой «Пожарный» Джо слегка перегнул палку по части отсылок к «Противостоянию» Короля Ужасов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Вот те, что удалось обнаружить:

1) Полное имя главной героини романа Хилла — Харпер Френсис Уиллоуз.

Сокращенный вариант имени «Френсис» — Френни.

Именно так звали одну из главных героинь «Противостояния» (Френни Голдсмит).

_____

2) Харпер как и Френни беременеет накануне глобальной катастрофы.

После чего обеих девушек бросают их половинки (в случае Харпер — ее муж, в случае Френни — ее парень).

_____

3) Монолиты для Мемориального парка были привезены в лагерь Уиндем из Оганквитской каменоломни.

Оганквит — родной город Френни Голдсмит.

_____

4) Прибыв в лагерь Харпер узнает о печальной судьбе Гарольда Кросса (Harold Cross) — не самого симпатичного на свете парня, часто конфликтовавшего с другими людьми и ведшего в свободное время дневник, на чьи страницы он изливал свои злобные мысли.

Данное описание весьма подходит для Гарольда Лаудера (Harold Lauder) из «Противостояния».

Более того, в романе Кинга с Гарольдом дружила некая особа по имени Надин Кросс (Nadine Cross). Ближе к финалу книги они вместе перешли «на темную сторону силы».

Хилл просто объединил имена двух отрицательных героев Кинга, получив таким образом «Гарольда Кросса».

_____

5) Кстати, о похожих персонажах.

Глухонемой мальчик Ник явно был придуман Хиллом с оглядкой на глухонемого Ника Андроса из «Противостояния».

А Рене Гилмонтон — добродушная и по-житейски мудрая чернокожая женщина — является «двойником» 108-летней негритянки Абагейл Фримантл (Матушки Абагейл).

Самое интересное, что Хилл даже дважды назвал Рене «пожилой» (older woman), хотя ранее писал, что ей сорок лет.

_____

6) Рене Гилмонтон организовала в подвале столовой лагеря Уиндем читательский клуб для бывших заключенных, где познакомила их с романом «Обитатели холмов» Ричарда Адамса — любимой книгой Стюарта Редмана из «Противостояния».

_____

7) В видеоролике на сайте Марты Куинн была показана фотография пожилой пары с сыном. Подпись под ней гласила: «Салли, Нил и Джордж Воннамейкеры явились в пункт приема в Макиасе и готовятся отбыть на остров Свободного волка».

В «Противостоянии» Томми Воннамейкер был одним из завсегдатаев заправки Хэпа, который впоследствии, как и миллионы других людей, умер от супергриппа.

В общем-то в этом нет ничего плохого.

Однако количество различных «пасхалок» говорит о том, что Джо пытался создать произведение, способное встать в один ряд с одним из лучших трудов Мастера.

И, на мой взгляд, потерпел практически полную неудачу.

А все потому, что взял за основу своего текста только одну составляющую «Противостояния».

Как многие наверняка знают, роман Кинга можно условно разделить на две части.

В первой нам рассказывают о начале эпидемии смертоносного вируса и ее плачевных последствиях, а также представляют основных персонажей эпопеи.

Во второй — показывают процесс образования новых крупных поселений переживших апокалипсис людей.

Именно этот процесс, пускай и в несколько измененном виде, и изобразил Джо Хилл в «Пожарном», уделив ему почти 80% объема книги.

Я ничего не имею против «бытовухи» в художественной литературе, но, честное слово, во всем надо знать меру.

Повествование в романе настолько вялотекущее, а разговоров так много, что иной раз приходилось заставлять себя продираться через мелко исписанные страницы в надежде на хоть какие-то интересные действия со стороны героев.

Бесконечная болтовня в «Пожарном» чем-то напомнила аналогичное словоблудие персонажей в сериале «Мгла» (The Mist, 2017), снятом по повести «Туман», принадлежащей перу все того же Стивена Кинга.

Кстати, в книге Хилла присутствуют мотивы и из этого произведения Короля.

Возможно, о лагере Уиндем было бы не так скучно читать, если бы автор подробно проработал принципы его функционирования.

Но похоже, что писателя они не очень-то волновали.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

До сих пор не понимаю, почему защиту лагеря доверили неопытным подросткам с оружием в руках.

Т.е. неопытные взрослые с оружием в руках справились бы хуже?...

А ситуация с продуктами питания — так вообще какая-то нелепая.

Вместо того, чтобы с наступлением ночи отправлять небольшие группы вооруженных людей на поиски пищи, было решено ничего не делать и тупо экономить еду.

Самое забавное, что в какой-то момент Хилл сам же забыл про то, что продуктов в лагере стало не хватать.

Только что они заканчивались, а потом проходит несколько месяцев и все по-прежнему здоровы и никто не умер от голода.

Отдельно хочется отметить странный образ главной героини романа, от лица который ведется рассказ.

По-хорошему, Харпер должна быть женщиной с крепкими нервами, поскольку будучи медсестрой «навидалась смертей в Портсмутской больнице».

К тому же «она обретала спокойствие, когда большинство впадали в истерику; хладнокровно наблюдала, когда остальные даже смотреть не могли на происходящее».

Но если это так, то откуда тогда взялись тошнота и оцепенение, когда в одном из эпизодов она была вынуждена защищать свою жизнь?

Куда подевались ее стойкость и бесстрашие?...

Короче говоря, я думаю, вы уже поняли, что «Пожарный» меня совсем не впечатлил.

Крушение цивилизации в нем свелось к описанию разборок в одном отдельно взятом лагере беженцев, а сами разборки — к унылой мелодраме.

Ближе к финалу темп событий начинает ускоряться, но печальное положение дел это уже не меняет.

Вот если бы вся книга была как последние главы — яркой, динамичной, атмосферной...

К сожалению, «Пожарный» совсем не такой.

В качестве заключения могу посоветовать только одно: не стоит ждать от романа какого-то мощного и сурового постапокалипсиса, а иначе рискуете обжечься так же как и я.

P.S. Интересно, когда же Хиллу надоест писать с оглядкой на творчество своего отца.

Даже посвящение в «Пожарном» копирует посвящение в «Сиянии».

Просто сравните:

«Итану Джону Кингу, который пылает ярко. Папа любит тебя»

и

«Посвящается Джо Хиллу Кингу, чье сияние неугасимо»

Что-то насчет сияния Джо я стал уже сомневаться...

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения «Страны Рождества» с особым интересом продолжил следить за творчеством Джо Хилла и с нетерпением ждать информации о выходе его новых книг. «Пожарный» на тот момент уже был анонсирован (шел 2014 год) и уже тогда было чувство скорейшего предвкушения и удовольствия от новой книги автора.

Время шло, и спустя три года книга появилась на прилавках отечественных книжных магазинов. В аннотации указано, что роман получил премию Locus как лучший роман ужасов 2017 года. При этом элементов ужаса в романе как таковых и нет, а по жанру он больше походит на социально-научно-фантастический роман.

Сюжет повествует о людях, которые в силу обстоятельств заразились неизвестной раннее грибковой болезнью, способной сжигать больного заживо. Крутости этой идее добавляет еще то, что по догадкам героев болезнь была искусственно выведена — да да догадайтесь где – в России. Увы на этом тема развития сюжета про болезнь и заканчивается. Автор переносит нас в лагерь беженцев, которые по своей инициативе организовали пристанище для зараженных людей, не захотевших отправится в карантинные зоны, организованные властями.

В отличии от своих прошлых романов Хилл в «Пожарном» не делает камбеки в прошлое. Действие романа развивается в течении года, а антураж мира позволяет сделать выводы о том, что события происходят в современное время. Странным для меня было встретить в романе знакомые обороты от любимого папы Хилла – великого и ужасного Стивина Кинга – тут не только штат Мэн, где происходит все основное действо романа, но и Нозз-А-ла, забытые лица своих отцов и Хей Джуд. В романе описывается (привет Роланду!) целебная сила аспирина и просроченных антибиотиков, которые способны поднять на ноги взрослого мужчину с серьезными переломами и другими увечьями не совместимыми для жизни. Да на это можно закрыть глаза, но увы герои, за которых надо радоваться их восстановлению увы прописаны не так хорошо, как в прошлых романах. До «Пожарного» считал Хилла самодостаточным автором. Увидев отголоски «Темной башни» был очень удивлен и даже не много расстроен.

В остальном Хилл остался верен себе. Тут снова бесчисленные упоминание американских актеров, певцов, писателей и телеведущих, которые не факт, что окажутся знакомы широкому кругу зарубежных читателей, куда в том числе попал и я. Главная героиня фанатеет от Мэри Поппинс, и обладая дипломом медсестры виртуозно делает операции на мозге в условиях полной антисанитарии.

Сам сюжет двигается очень медленно и невразумительно. По сути это обычное описание жизни поселенцев в изолированном лагере, но настолько упрощенное и поверхностное. Порой читая описание жизни в лагере хочется сделать жест рука-лицо, настолько все выглядит смешно и банально и тем более неправдоподобно. Конфликт, с которым сталкиваются персонажи, живя в лагере остался для меня не понятным – вместо того чтобы объединится перед лицом опасности, герои придумывают условности и невразумительные правила – как-то – класть камни в рот и молчать, отстранение от общих пений, благодаря которым больные начинают «сиять» и т.п. Непонятны мотивы героев, которые все же пошли искать другой лагерь, хотя на протяжении всего романа ясно и четко указывалось, что правительство не поддерживает такие лагеря, предпочитая уничтожать зараженных. Способностям, которые способен дать патогенный грибок, также уделено незначительное место. Увы это была одна из самых интересных веток сюжета, которая почему-то снова не была до конца раскрыта.

Концовка оказалась немного предсказуемой и ожидаемой. Хилл остался верен себе и не стал разочаровывать читателя и даже оставил возможность для продолжения романа.

Подводя итог, хочется сказать, что лично мне роман не очень понравился. Возможно виноваты завышенные ожидания, навеянные предыдущими книгами Хилла. Для тех, кто собирается знакомится с творчеством Хилла рекомендую все же начинать знакомство с его ранними романами и произведениями, а «Пожарного» читать с оглядкой на впечатления от предыдущих романов автора.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Зажигательный Апокалипсис от постепенно приобретающего нового мастера мистики и хоррора. Саспенс и драйв, головокружительные повороты сюжета буквально на каждом шагу, постоянное предчувствие новой беды -- даже когда у героини все, казалось бы, начинает налаживаться. Но стоит автору в конце главы бросить: «И потом несколько недель все было почти хорошо» или ««Потом», -– сказала себе Харпер, не представляя, что не будет никакого «потом». По крайней мере, для отца Стори.» -- и ты уже понимаешь: ничего хорошего ждать не приходится -- но не знаешь, откуда и какая беда свалится на этот раз. В общем, книга держит в напряжении от начала до конца, не давая расслабиться ни на минуту. Жестокость и насилие, милосердие и самопожертвование, лучшие и худшие стороны человеческой натуры, что пробуждает в героях катящийся по Земле огненный Апокалипсис. Коллективное и личное, «улей» и индивидуальности. Спасение и самопожертвование. Тайны, завеса над которыми понемногу приподнимается. Скелеты, что один за другим выбираются из своих шкафов. А еще -- суперспособности, которые дарит некоторым смертоносная «драконья чешуя». Куда ж без суперспособностей? Вот только они отнюдь не делают героев всемогущими и неуязвимыми. Они не спасают от пуль и колес тяжелого грузовика, а от предательства -- тем более.

Как писал в свое время Станислав Ежи Лец: «Есть вещи настолько серьезные, что по их поводу можно только шутить.» Джо Хилл тоже придерживается этого принципа. Гибель Человечества и, что куда страшнее -- человечности. Что может быть серьезнее? Тем не менее, в книге есть и юмор, и ирония -- правда, местами черные до полной обугленности.

Оторваться от чтения было практически невозможно, но местами (со)переживание настолько зашкаливало, что приходилось делать перерыв хотя бы на пять минут и выбегать на балкон перекурить, чтобы успокоить разбушевавшиеся эмоции.

Книга приключенческая и увлекательная -- и одновременно жестокая и страшная. Но отнюдь не беспросветная, не «чернушная», несмотря на полыхающий на страницах огонь и вздымающиеся к небесам черные столбы человеческого пепла. А еще здесь полно литературных аллюзий: Джо Хилл, нисколько не скрываясь, передает большой привет Джоан Роулинг с ее «Гарри Поттером» и Памеле Трэверс с ее «Мэри Поппинс», Толкиену и Брэдбери, и еще многим, многим другим...

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читая этот роман, меня не отпускало ощущение, что я наблюдаю вариацию сериала «Ходячие мертвецы», причем самые его нудные. нелогичные и бесячие моменты. Эта беременная тетка, жаждущая всем помочь и лезущая на рожон каждый раз, община с недопастором и как обычно с психовонными родственниками. И моя «любимая» тенденция в новых постапокалипсисах — идеалистические подростки с оружием разгребающие весь апокалипсис, пока взрослые страдают своими взрослыми выяснениями отношений, дележки продуктов и сидением в загоне.

Автор старался нагнать психологизма и объемов своего известного родственника, но увы, объем получился с графоманским душком, да и психологизм у картонок — штука редкая.

Про самого Пожарного вообще говорить не хочется, так невнятно идеализировать, наделить весьма странной мотивацией и под конец

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
так все слить? А здоровые люди во время эпидемии делятся едой с больными, гонят и как барашков и все для того чтобы потратить бензин, продукты и тупо утопить их? Серьезно? Еще и «Локус» за такое давать?

Оценка: 4
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман хороший, но затянутый. Периодически хочется пришпорить автора: давай, дружище, у тебя получается классная история, жги по-полной! Но нет. Пока ты прокручиваешь в голове сотни вариантов развития сюжета, переживаешь за героев и ждешь неожиданных сюжетных ходов — повествование неспешно дрейфует дальше и страница за страницей абсолютно ничего важного не происходит. В итоге ты сидишь с ощущением, что абсолютно зря переживал, ничего не будет, можно идти спать. Или даже почитать другую книгу, чтобы вернуться к Пожарному через пару недель, когда соскучишься.

В принципе, и со Страной Рождества было ровно то же самое: хотелось либо сократить роман на треть, либо добавить событий. Наверное, секрет в том, что у Стивена Кинга объем текста помогает сильнее погрузиться в сюжет и создает удивительную атмосферу, а после Джо Хилла остается ощущение «воды», которую можно было бы безболезненно пролистать, но ты не можешь этого сделать — а вдруг пропустишь что-то важное! Коробка в форме сердца в этом плане получилась более «плотная» и насыщенная. Как, пожалуй, и Рога.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странная книга, но интересная, но не всегда, а иногда даже наводит тоску. И вот почему. Слишком затянуто, нормальное начало о мире, катящемся во тьму, вдруг превращается в милые посиделки замкнутой общины, которая вроде и не замечает анархии вокруг. А вроде и замечает, но особо ни к чему не готовится. Поют песенки, играют в скаутов... Получается, что динамика происходящего скачет как на горках от «что же там дальше», до «когда же это закончится».

Автор постоянно неумело и назойливо манипулирует чувствами читателя, а это неприятно. Большинство событий целенаправленно доводятся до состояния крайне эмоционального отторжения, когда ты уже сам готов придушить виновников. А он все продолжает и продолжает внушать тебе несправедливость этого мира.

Ну и в конце книги понимаешь, что тут очень много штампов из голливудских блокбастеров. Типа мужа через всю книгу и других «ружей», развешанных там и тут и ждущих своего шанса. Это мне тоже не очень понравилось, потому что все это похоже на одну большую головоломку, где у каждого элемента свое выверенное место, и ничего не происходит просто так. Чувствуется сценарный замысел, и все воспринимается менее естественным ходом вещей. В кино за 2 часа тебе не успевает это особо надоесть, но в такой здоровой книге уши торчат отовсюду.

Как-то так не специально вышло, что после я стал читать папино «Противостояние», и, оказывается, в этих книгах слишком много общего. Я ни на что не намекаю, но это получилось очень странное совпадение.

ПС

Как же надоело, что если постапокалипсис, то значит кругом одно дерьмо, маньяки, убийцы, насильники и психопаты. Ну хоть кто-нибудь написал бы про быт нормальных людей, не отражающих волны каннибалов-мутантов с пустошей. Понято, что это самый простой и примитивный способ создать драму и конфликт на пустом месте. И все же одно и тоже ведь в каждой книге!

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На данный момент у Д. Хилла я читала только «Коробку в форме сердца», которая мне не особо зашла. Посмотрела правда еще экранизацию романа «Рога», но уже ничего не помню, кроме того, что на момент просмотра фильм меня не впечатлил, но все мы знаем, что фильм и книга — это как говорится — две большие разницы.

Буквально пару часов назад, на обеденном перерыве дочитала «Пожарного». Пишу по горячим следам...

Впечатления после прочтения двойственные:

На одной чаше весов — интересный сюжет, герои за которых я искренне переживала, динамика и в достатке всяких пасхалок и отсылок.

На другой чаше: — видно, как похожа манера написания на стиль его отца С.Кинга (хотя это тоже можно отнести к плюсам), есть некоторые спорные моменты и полуоткрытый финал... хотя вроде о продолжении разговора не было.

В любом случае прогресс автора виден, приятно что у Кинга растет достойная смена.

Продолжу знакомство с Джо Хиллом.

Ну а «Пожарному» ставлю твердую 8/10. Так как удовольствие от истории я получила.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший роман, но наследие волей-неволей давит, заставляет сравнивать с произведениями Стивена Кинга. Но надо привыкнуть к тому, что у Джо Хилла свой стиль, свой ритм, который порою кажется излишне медлительным. По своему мне понравился роман «Пожарный». Интересная идея с болезнью возгорания для постапокалиптики. В целом суть романа — это показать как люди ведут себя в экстремальных ситуациях. И в принципе все показано вполне достоверно.

В первой части мы наблюдаем только начало кризиса, мне очень понравилась сцена в больнице — первое знакомство главных героев. Честно говоря, сам кризис пройдет стороной, мы не увидим крупных сцен бедствий, глобальных катастроф. Все будет происходить где-то на заднем фоне.

В середине романа — это обычная ситуация в сообщества выживших. Классика жанра как говорится. Стандартный набор ролей: умный, но слабый лидер, плохиш и его помощник, предатель и т.д. Но вот чего мне не хватало, так это связи с внешним миром, явной угрозы, антураж немного проседал.

В конце назревает кризис власти и страсти накаляются, мне чем-то напомнило повесть Стивена Кинга «Мгла» из-за религиозных ноток, наверное. Я думаю, религиозный фанатизм это больная тема в такого рода произведениях.

Концовка романа меня однозначно порадовала, но тут уже спойлеры. Я не в особом восторге от романа, но для четвертого романа и такого давления читателей, которые постоянно пытаются увидеть здесь нового Стивена Кинга, я думаю, автору удалось написать отличный цельный роман, не без огрехов конечно, но вполне себе достойный.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Двойственные впечатления. Автор сумел обрести сосбственный почерк, при этом поместив в свой творческий багаж то лучшее (не всё, но многое), что присуще Королю ужасов: рефлексия героев, психологизм, травмы, алогичные поступки непутевых и неказистых обывателей, которые придают реалистичность повествованию, живые и сочные диалоги. Одновременно, это НЕ king-core роман. Есть своё: фишки Пожарного — они не тривиальны. Не понравилось излишнее внимание на грани плаксивости к феминистским стенаниям героини вплоть до того, что читатель готов поверить Джеку из крайней кинокартины Ларса фон Триера, «что мужчины всегда виноваты». Наверное, такой внутриамериканский маркетинговый ход. И наконец! Финал1 все-таки достоверен своим цинизмом и прагматизмом. Даром что неэффективное расходование ресурсов подрывает стопроцентную веру в возможность подобной технологии «окончательного решения» и исхода истории. А Финал2 — худшеее и мерзкое намерение (подсознательное желание?) потрафить Старику. Этого не может быть в контексте описываемых событий и сформировавшегося нового общественного порядка и социокультурного фона. Даже не (анти)утопия, фантазм.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

О Кинге-отце и Кинге-сыне, иль про по-истине адский Зэ Энд.

Не малых габаритов томик Джо Хилла, сына легендарного Короля Ужасов и просто хорошего писателя не без своих провалов Стивена Кинга, под заглавием-аллюзией-отсылкой к более легендарному творцу, «Пожарный», и вправду вышел адским. Но не адски крутым, интересным, оригинальным, прекрасным и т.д. Нет, просто постапокалипсис тут, довольно шаблонный в плане общего развития сюжета, и впрямь грозится превратить мир и грешное человечество в во истину Ад. И подана данная история скатывания в пламя конца света скучновато и чересчур претенциозно. Да, кстати, графоманство тоже присутствует, а после в свое время прочтения расширенной версии «Противостояния» Кинга-старшего так и тянет к мысли о наследственности данной болезни. При том же именно по мужской линии.

Особо пересказывать сюжет смысла не вижу. Скажу только, что в общих чертах совпадает с уже названным «Противостоянием» и в принципе напоминает кинговский слог. Насчет слога самого Хилла я без понятий — это первая, и, наверное, последняя прочитанная мной его труд. Нет-нет, это не полный провал, это не плохая книга. Просто она скучная и слишком шаблонно-предсказуемая, хотя, по сути дела, главная идея романа оригинальна. Собственно, вирус непроизвольного самосгорания, человек, который может контролировать свое «самогорение», возможная мистическая подоплека всего этого и ребенок, который должен появиться на свет у зараженной женщины. Из этой комбинации можно было вывести что-то более лучшее, как лично мне кажется. Жаль, что красивый и перспективный замысел потерпел кораблекрушение об айсберг самоповтора и самокопирования. И, черт его возьми, графоманства — болезнь творцов, что уж и сказать.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх