FantLab ru

Эдуард Геворкян «Правила игры без правил»

Правила игры без правил

Повесть, год

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 40

 Рейтинг
Средняя оценка:7.96
Голосов:232
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Чудом напечатанная и нашумевшая в застойные времена повесть. Полицейский под видом школьного инспектора проникает в интернат для асоциальных подростков, чтобы выяснить, куда исчезают его выпускники, успевшие стать беспощадными убийцами.

© Sadt

Входит в:

— условный цикл «НФ: альманах научной фантастики»  >  антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 28», 1984 г.  >  Повести и рассказы

— антологию «Тёмная охота», 1990 г.

— антологию «Современная фантастика», 1988 г.

— сборник «Правила игры без правил», 2001 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 67

Активный словарный запас: чуть выше среднего (3000 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 17% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Великое Кольцо, 1983 // Средняя форма

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)
/языки:
русский (5)
/тип:
книги (5)

 Сборник научной фантастики. Выпуск 28
1984 г.
Современная фантастика
1988 г.
Темная охота
1990 г.
Правила игры без правил
1990 г.
Правила игры без правил
2001 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 мая 2008 г.

В сборник старых повестей и рассказов московского писателя-фантаста Эдуарда Геворкяна вошли вещи старые и новые, апробированные, не раз печатавшиеся в сборниках и периодике, и от того чрезвычайно интересно смотреть на них под одной обложкой. В «четвертой волне» отечественной фантастики не принято было много писать — один-два рассказа в год, повесть — чуть ли не в пятилетку, а о романах и вообще речи быть не могло. Печатали-то в основном по научно-популярным журналам и редким антологиям, книжного бума никто и представить себе не мог (об этом, кстати написано эссе «Бойцы терракотовой гвардии», помещенное в сборник). Тем интереснее читать книжку, собравшую под одной обложкой разновременные произведения, написанные от 1973 до 1996 года.

Заглавная повесть, «Правила игры без правил», привлечет любителей динамичного и остросюжетного чтения: инспектор по школам и приютам натыкается в детдоме закрытого типа на странные распорядки, приличествующие скорее элитарным армейским подразделениям, нежели пенитенциарному заведению для подростков. То пушку в мехмастерской на уроке труда они делают, то каратэ изучают, а уж на полигоне такие стрельбища устроили… В ходе расследования выясняется, что воспитание в интернате имеет целью не возвращение малолетних преступников к полезной деятельности, а, напротив, ставит задачу перековать их в универсальных киллеров: ведь во всей галактике нет расы, более приспособленной для убийства… Поразительно, но повесть, написанная почти двадцать лет назад, читается и сейчас на одном дыхании. Не зря в 1983 году она получила приз «Великое кольцо», присуждаемый по итогам голосования КЛФ страны, и была даже издана в ФРГ отдельной книгой.

Повесть «Черный стерх» написана, как сказали бы сейчас эстеты, в диковской манере: злой колдун закидывает четырнадцатилетнего мальчика в иной мир, где нет ничего надежного, все рушится, крушится и тотчас же восстанавливается, и где каждый встречный-поперечный оказывается тем самым ненавистным колдуном.

Лирическая история «До зимы еще полгода» не напоминает ни одно из вышеперечисленных произведений, но несомненно понравится любителям «городской сказки»: во дворе дома выпал снег. Заурядное событие было бы событие, если б только на дворе не стояло жаркое лето. Да еще и следы на снегу каждый жилец оставляет свои, особенные — стукач семенит собачьими лапками, за влюбленной мадам — остается нотная запись скрипичной партитуры, а завскладом оставляет истории четкие рублевые отпечатки.

«Прощай, сентябрь» описывает любопытную социальную систему, при которой за провинности человека полную ответственность несет… его учитель и воспитатель.

«Чем вымощена дорога в рай» рисует утопический мир с плановой экономикой, во главу угла которой поставлено три задачи: Продовольствие, Педагогика, Порядок. С голоду никто не умирает, рожать разрешают только после строгих генетических проверок (и так уже двухголовые собаки бегают), воспитывают детей все лучше и лучше. Планету поделили на сектора, каждым районом заведует свой чиф… К такому устройству пришли не сразу, жизнь заставила: половина населения Земли вымерла после пандемии 2034 года, но кое-как выбрались, однако каждая новая техногенная катастрофа рискует подвести черту под существованием рода человеческого.

Одно из любопытнейших произведений сборника — эссе «Бойцы терракотовой гвардии» — начинается с воспоминаний о семидесятых годах, когда нынешние фантастические мэтры были молодыми и только учились писать рассказы. Мемуар не был бы мемуаром фантастическим, если б Эдуард Вачаганович не закрутил его вокруг любопытной идеи: есть, мол, у каждого государства своя Душа, определяющая характер и привычки своего народа, но иногда, по причине вмешательства разных сил, страны душами меняются, и получается невесть что. Прорубит, например, Петр Первый окно в Европу, а русская душа возьми и испарись, а место ее занимает душа китайская… «Все мы — китайцы», делает вывод один из персонажей, поэтому-то никакие европейские модели социального устройства у нас не приживаются.

Если продолжить рассуждения по схеме, предложенной Э.Геворкяном, можно найти и то место на глобусе, куда ретировалась общероссийская духовность. Нет, российская государственная душа не переселилась в Китай, а, будучи изгнана мистиком Сунь Ятсеном, перешла к антиподам, и воплотилась в странах Латинской Америки. Доказательством тому служат занятные параллели, найденные несколько лет назад В.Андреевым при изучении латиноамериканской литературы. Особым специалистом быть не надо, факты лежали на поверхности, надо было только их сопоставить:

А.С.Пушкин родился в 1799 году, Х.Л.Борхес — 1899. Ю.М.Лермонтов — 1814, Х.Кортасар и А.Бьой Касарес — 1914, Л.Н.Толстой — 1828, Г.Г.Маркес — 1928…

Интересно, в какой же стране пару лет назад родился Гений XXI века?

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 января 2016 г.

Тут всё хорошо, в этой повести — и сюжет, и язык, и персонажи, и идеи. И отсутствие «развестистой клюквы» в описании иностранных реалий. И саспенс вполне на уровне лучших образцов жанра. В общем-то, только эта повесть смогла составить полноценную конкуренцию книгам Стругацких в советской НФ. Иногда говорят, что это лучшая вещь Эдуарда Геворкяна. Но, наверно, более корректно сказать, что это одна из лучших вещей Эдуарда Геворкяна.

Я бы даже рискнул сравнить «Правила игры без правил» с «Ульем Хеллстрома» Херберта. Такое сравнение повесть выдерживает с честью.

PS. (дополнение, вписанное через несколько лет после рецензии) В общем-то, повесть оказалась трезвым социальным прогнозом. Инопланетяне и порталы на другие планеты Галактики — совершенно необязательная сюжетная виньетка, завлекалочка для любителей фантастики. Если заменить инопланетян на сайентологов, масонов, сотрудников ФСБ или каких-нибудь православных или исламских сектантов, в восприятии повести не изменится почти ничего.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 января 2011 г.

«Правила игры без правил» — лучшее у Геворкяна, хоть и раннее. Помню, меня поразила сама идея курии — глобальной мафии, о которой речь заходит на первых страницах повести, а потом еще круче — пришельцы пестуют из наших отроков жестоких наемников, чтобы дети землян учиняли «силовые акции» у иных звезд. Тут и чудо, и тайна, и достоверность. И напряг, и герой на манер агента 007, и мысль, и чувство — прелесть! Вот только конец куцеват, и «туалетная бумага»... В любом случае — 9

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 апреля 2008 г.

Правила игры без правил / Эдуард Геворкян

История, наследующая лучшие традиции бр. Стругацких. Ещё «папа ХЭМ» учил, что во всей мировой литературе есть всего пять тем, которые, подобно алхимическим компонентам, надобно смешать в правильной пропорции — вот тебе и книга всех времён и народов. А, что до фантастики, то их ещё меньше от Жюля Верна и до наших дней. Фантастическое(ие) изобретение(ия) + остросюжетный экшн. (неплохо бы с детективной завязкой) и, желательно, неопределённая концовка, позволяющая читателю причаститься к неразгаданной тайне, а недобросовестному автору и впредь доить свою корову, клепая продолжения. Ну, и, особо выдающиеся добавляют к этому ещё хемингуэевский коктэйль. Несмотря, что пишу я это так, казалось бы, цинично, на мой взгляд — это конструкция хорошей фантастической книги. Здесь главное —, несомненно, качественное фантастическое изобретение. Возможно, его и достаточно. У Геворкяна это есть, а также атмосфера саспенса и неопределённая концовка. Ну, смехотворно было бы, в самом деле, если бы Принц Гамлет в конце пьесы разобъяснял нам ответ на загадку о потустороннем мире, сформулированную в монологе «Быть или не быть...» И позитивизм, так раздражающий в большинстве произведений бр. Стругацких у Геворкяна более оправдан сюжетно. А что до элементов боевика и персонажа-в-стиле-007, то я лично, их только приветствую (в разумных, конечно, пределах) — всё ж-таки фантастика. Ведь, главное здесь — качественное фантастическое изобретение. Так-то вот. Извините, что без смайликов.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 января 2017 г.

Похоже, у этой повести и недостатков-то нет. И написана она на удивление реалистично, и нелепостей и графоманства в ней совершенно не наблюдается, и сюжетообразующая идея о

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
земных подростках, подготавливаемых в, казалось бы, обычных земных спецшколах для трудных подростков для использования инопланетными цивилизациями в качестве «цивилизаторов» на несговорчивых планетах
совершенно оригинальна. А ведь кроме этого вещь еще и динамична, увлекательна, а интрига в ней закручена так ловко, что читатель каждые несколько страниц узнает новую порцию правды, полуправды или вранья. Что и держит его в постоянном тонусе:).

Некоторые претензии можно высказать только к последним строкам финала: последний поступок главного героя получился несколько «картинным» и не очень вяжется с тем образом инспектора, который у читателей уже возник в процессе чтения повести....

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 июля 2008 г.

«Правилам игры без правил» исполнилось в этом году ровно четверть века! А помнится она до сих пор. Да, детектив, да, саспенс, да, в лучших традициях АБС. Но выбор главного героя, поставленного перед неразрешимой моральной дилеммой — знаменитое

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Если тебя заставляют играть в игру без правил, придумай собственные правила!
ничуть не потерял актуальности!

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 июня 2017 г.

Если обнажить сюжетную схему данного эпохального текста (прочитанного мной только что, но, подозреваю, в 1983 году оставившего у многих любителей фантастики весьма яркие впечатления), она проста: если чужие хотят сломать цивилизацию, они начинают с детей. Не знаю, хотел ли автор поспорить с другим эпохальным текстом советской фантастики — романом Мирера «Дом скитальцев» (и составной его частью «Главный полдень»), — но спор явно получился и он выигран автором, как говорится, за явным преимуществом. У Мирера именно дети выступали в роли спасителей цивилизации от чужих, — «невинные» дети с их «незамутнённым» детским сознанием и их детской «бескорыстностью». У Геворкяна дети — глина в руках чужих, с которой те делают что хотят — при явном потворстве взрослых, которым на своих детей плевать. И если обществу плевать на то, что оно производит, — а главный продукт общества — именно дети, то это общество явно обречено. Конечно, автор не доводит сюжет до глобальных последствий для человечества, чужие просто используют то, что плохо лежит, т.е. детей, в своих неблаговидных целях за пределами Земли, — однако послевкусие после повести не из приятных: если в любой момент какой-то чужой дядя может прийти и забрать твоих детей, тебя не спросив, — что-то, видимо, не ладно в твоём королевстве. Безусловно, текст, действие которого происходит в неназванной западной стране, писался автором с той самой фигой в кармане — на самом деле имелось в виду именно позднее советское общество с его тотальным равнодушием ко всем и, главное, к собственным детям. В реальности всё это обернулось той самой схемой: пришли чужие дяди и украли у страны всё её подрастающее поколение, которое теперь, повзрослев, в массовом порядке служит чужим интересам и платит свои родные рублики за сказочки про чужие миры и чужих героев. Точнее, про мир Чужих и про героев-Чужих. И этому выросшему украденному поколению даже в голову не приходит, что когда-то было иначе и что может быть иначе. И что Чужие не должны править этим миром. Как не приходит в голову детишкам, воспитанным инопланетянами в спецшколе из этого опуса, что работать на Чужих — нехорошо.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 апреля 2015 г.

Мощная книга! Помню, читать я ее закончил в полночь. И тут же, перекурив принялся перечитывать вновь. Это же надо такое завернуть! Экзекуторы, палачи Галактики. И кто?!

Встряхивает не шутейно. Да, у Геворкяна это несомненно, большая удача.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 декабря 2016 г.

Отличная повесть.

В СССР из-за дуболомной цензуры многие авторы писали книги, формально обличающие пороки капитализма. Так иногда появлялись блестящие фантастические детективы, никак не отягощенные официальной идеологией.

Эта вещь — на уровне лучших из них. И ничуть не устарела. Советую!

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 декабря 2010 г.

«За ручку я взялся мокрый от пота, и не страх, нет, не страх терзал меня, а сознание своей ничтожности и никчемности. Оно раскаленным гвоздем сидело в мозгу — стоило мне много лет выбиваться и карабкаться, чтобы в такой момент оказаться разменной фигурой, меньше, чем пешка, меньше, чем самая поганая пешка в чужой игре. А игра серьезная, и в

правилах разобраться трудно, если они вообще есть, эти правила..»

Мощнейшая вещь. +10

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 августа 2007 г.

Читал в 1990 и до сих пор помню эту повесть очень хорошо. «Туалетная бумага» — элемент системы телепортации, миры не паралллельные, а просто в других звёздных системах. А идея книги актуальна и сейчас: солдаты — вчерашние школьники, которым ещё нельзя покупать водку, но которым дали оружие и сказали, что убивать — это КРУТО! КАК примут нас те кого они убивали, и КАКИМИ они вернутся назад.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 августа 2007 г.

Достаточно типичная остросюжетная повесть 80-х. Мафия, необычное расследование, возможно параллельные миры, подростки, становящиеся элитными бойцами...

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 августа 2007 г.

В свое время читала — не могла оторваться, да и сейчас нравится. Хотя это может, ностальгия:wink:

Конец правда, какой то немного смазанный. И про «туалетную бумагу» — неясно, для чего конкретно она предназначалась, автор завлек, но не расссказал:glasses:

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу