Александр Бушков «Слепые солдаты»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Технофэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Путешественники (попаданцы) (в другой мир ) | Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В пышных церемониальных встречах идет парадная жизнь Сварога, поочередно выступавшего в роли аж семи королей и одного великого герцога. Венценосные особы безмятежно съезжаются в резиденцию Виглафского Ковенанта — величественный замок, сейчас самое безопасное место на всем Таларе.
Все вульгарные пикантности и пороки — измены, ревность, насилие и обман… — скрыты за ставнями королевских покоев. Где-то там зреет заговор, а в ответ ему – праведная месть!
Пусть легкий ветерок лениво колышет многочисленные флаги, гордо реющие над королевскими резиденциями. Но, рассвирепев над морями и океанами, он запросто может превратиться в огненный шквал. Который сорвет белый флаг с черным солнцем на башнях далекого острова Дике.
Авторы стихов, приведенных в романе: Александр Величанский, Ольгерд Довмонт, Хорхе Манрике.
Входит в:
— цикл «Сварог»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 408
Активный словарный запас: средний (2896 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 84 знака, что близко к среднему (81)
Доля диалогов в тексте: 43%, что немного выше среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
StasKr, 7 октября 2013 г.
Так уж повелось, что я чаще критикую книги Бушкова, чем хвалю их. Что поделать в течение многих лет автор откровенно разочаровывал меня своим творчеством и читал я новые книги лишь по инерции. Дошло до того, что у меня полгода не возникало желания ознакомиться с новым романом о Свароге. Так что от «Слепых солдат» я не ждал ровным счётом ничего кроме пары-тройки глав в начале книги, как в случае с «Чёртовой мельницей», чтобы поностальгировать по старым добрым временам когда Бушков писал хорошо. Однако, несмотря на весь мой негатив по отношению к автору мне приходится признать очевидное: книга удалась! Вот такой Сварог мне по душе, вот таких книг от Бушкова я ждал многие годы.
Начало книги не удивило меня ни чем. Стандартное, ровное описание событий из королевской жизни Сварога I. Темп событий довольно невысокий, частые экскурсии в прошлое, обстоятельные диалоги. Однако чем дольше я читал, тем выше было моё недоумение, которое только росло от главы к главе: текст был РОВНЫМ. Не выскакивали из-за кустов рояли, не громоздилась одна нелепица на другую, Сварог не совершал идиотских поступков, наоборот, он всё делал ПРАВИЛЬНО. И этим «Слепые солдаты» разительно отличались от трёх предыдущих книг цикла.
Отличительным признаком этого романа для меня стало объяснение тех или иных эпизодов из прошлых книг, которые раньше казались нелепыми или экскурсии в прошлое некоторых персонажей.
Помнится в отзыве на «Чёртову Мельницу» я смеялся над Бушковым. Мол, компьютерная сеть на Таларе выглядит нелепо, а ещё более нелепо выглядит девочка шести лет, способная самостоятельно проникать в социальные сети. Беру свои слова обратно: то что в «Чёртовой Мельнице» представлялось откровенным идиотизмом в «Слепых солдатах» стало частью сюжета, получившего своё объяснение. Снимаю шляпу Александр Александрович, мне действительно стыдно за те слова, что я писал пару лет назад.
Неожиданно в романе возник образ предыдущего короля Хелльстада, которого Сварог убил ещё в «Летающих островах». Образ покойного Фаларена в итоге утратил наиболее карикатурные черты и стал более человечным и, одновременно, более отталкивающим.
Понравился рассказ о детстве Яны-Алентевиты. И пускай её история не имеет особого значения для сюжета, зато она добавляет глубины в образ этого, скажем прямо, не слишком проработанного персонажа. Хотя, конечно, как минимум три УСПЕШНЫХ заговора ларов (убийство прежнего императора, заговор против маленькой Яны и современная эпопея с Горротом), которые прошляпили небесные спецслужбы за какие-то жалкие десять лет, просто поражают. Чем дальше читаешь цикл, тем больше идея о том, что восьмой департамент можно со спокойной душой разогнать и хуже от этого уже не будет, кажется всё менее и менее глупой. Слишком уж велико количество провалов спецслужбы ларов.
Основной сюжет цикла хоть никуда и не спешит, но и не стоит на месте. Сварог с единомышленниками раскрывая древние тайны и вскрывая многочисленные политические заговоры последних лет, постепенно идут к истине. Противостояние Горротом продолжается. Близится решающая схватка с Токерангом. Установлено воплощение Воздуха (неожиданно ещё две, казалось бы оборванные, ниточки сюжета из первых романов цикла дали о себе знать). Так что не смотря на невысокий темп событий нельзя сказать что в книге много воды. Наоборот, многочисленные отступления от основного сюжета лишь украшают книгу, позволяя, как и в случае с «Летающими островами», окунуться в мир Талара.
Пожалуй единственное моё замечание к «Слепым солдатам» состоит в том, что уже порядком достали Приложения, которые вставляются в книгу исключительно ради увеличения её объёма. Нет, ну правда, с 1996 года автор не добавил ни строчки к уже написанному, так что особого смысла размещать их в четырнадцатой (ну или в седьмой, это смотря как считать) книге цикла нет ни малейшего. Лучше бы Бушков добавил бы какой-нибудь новой информации о Таларе, например изложил бы историю Лауберта Третьего и его Ордена Дракона. Если история об этом короле слишком длинна, что бы включать её в текст романа, то в приложениях можно было бы и расписать эту легенду подробнее.
Итог: всё-таки я был прав, когда писал в отзыве на «Нечаянного короля», что описание грядущего превышают литературные способности Бушкова. Стоило ему расплеваться с Багряной Звездой и цикл получил второе дыхание. «Слепые солдаты» не идут ни в какое сравнение с вымученными и нелепыми «Железными парусами», «По ту сторону льда» или «Чёртовой Мельницей». С нетерпением и некоторым скептицизмом (как бы не пропал лихой кураж автора) приступаю к чтению «Из ниоткуда в никуда».
beskarss78, 4 мая 2013 г.
Редко так бывает, чтобы на 14-м тексте (или какой он там) цикла автор немного притормозил, подумал, и решил, что неплохо бы взяться за ум.
Не скажу, что получилось на 100%. Как и раньше, нагромождение тайн, из-за каждого второго куста выскакивает черт знает кто, и даже с королевой/актрисой главный герой в очередной раз спит (черт, даже поспать не успели, только секс), принимая оную в качестве перебещицы.
Но! Из старых закромов откопана генеральная линия развития сюжета. Есть, как и раньше, идея объединения всех королевств, идея единства земли и неба (т.е. брак с императрицей), борьбы с нечистью и с маленькиим подземными человечками, оснащенными ядрёной бомбой — то есть все заделы старых лет получают свое развитие.
Есть даже характеры персонажей, дьявольщина, тут есть характеры персонажей, а не просто описание орденов и гнилых исторических прецедентов.
Тут даже есть толика экзистенциальности, когда главный герой печенкой ощущает, что жизнь ему еще предстоит долгая, и все его земные друзья умрут раньше него, и как бы не оскотиниться на этой почве, не стать примитивным садистом, как прежний король Хелльстада.
Есть даже чрезвычайно необходимое ресурсное ограничение — наконец-то сказано, что запасы апейрона фактически невозможно пополнять, собственно, потому цивилизация ларов и не наступает на Земле «в полный рост».
Это не укол адреналина в сердце или разряд триста вольт. Скорее, вошебный пендель — зомби заковылял быстрее и стал чуть больше походить на человека. Оживет ли он? Не уверен.
П.С. Анахронические ляпы лично майора ВДВ — присутствуют: словосочетание «здешняя флэшка» (я помню, что в какой-то из частей Сварога на Землю забросило, на современную, а не в 1991-й год, из которого он попал, но ведь уже давно, еще СД в ходу были ;) ).
george1109, 6 мая 2013 г.
Рискну предположить, что вернулся «старый, добрый» Бушков. Времен «Охоты на пиранью», «На то и волки», а главное, первой дилогии о Свароге. Судите сами. После невнятных «чужих корон», исключительно финансово оправданных повестей-близнецов о советских похождений Мазура, мутной серии об Алексее Карташе и десятка квазиисторических разнокачественных опусов последовала весьма добротная трилогия «Антиквар» и, наконец, долгожданное возвращение Сварога в Талар – воспринятая многими с осторожностью «Черная мельница».
«Слепые солдаты» эту осторожность отринули. Приключения майора ВДВ (хотел написать «экс-майора», но бывших десантников не бывает!) вновь читаются запоем, без отрыва, зато с трепетом и придыханием))). Вновь целостен язык и дивно вкусны герои. Вновь стремительны интриги и новы сюжетные повороты. Даже секс-эпизоды, на которые так набросились коллеги, думаю, вполне уместны для общей картины. Главное, так же, как и в «Летающих островах», Бушков вновь походя создает и зачастую тут же безжалостно разрубает гордиевы узлы завлекательно-жутких легенд. Вот, к примеру, Лотан. Семиголовый змей, знающий ответы на все вопросы, каждая голова которого раз в семь дней может ответить на один. Нашел его Сварог – а тот при смерти. Шесть голов сдохло, последняя выставила условие: я отвечаю и ты меня рубишь, что б не мучиться… Все, Лотана нет. Кто он, откуда, зачем, кому теперь задавать вопросы?..
Но сногсшибательные легенды и загадки продолжают неумолимо множиться. Хватит ли у автора силы и фантазии объяснить их все, или, как минимум, лихо закрыть, и в обозримом будущем достойно завершить цикл? На сегодня, это главный вопрос, ответ на который вполне может дать уже следующий роман. Который кстати, судя по тому, как в угоду быстрейшего издания обрублены «Солдаты…», практически готов.
Дон Румата, 9 июля 2013 г.
А вот умеет Бушков завести читателя. Так что б взахлеб читали. Не хотели оторваться. И не важно, что отложив прочитанное, Вы задумаетесь о том, что прочитали. И мигом и разом всплывут в голове все огрехи и ляпы. Но, это действительно не важно. Потому что когда очень не плохой бойкий язык Бушкова наложится на занимательный динамичный сюжет, то рождается чрезвычайно добротное развлекательное чтиво. Но, ни в коей мере не макулатура.
Вот и эта книга отличный пример хорошей беллетристика от Бушкова. Книга явно на уровне начала цикла. Однозначно понравится всем поклонникам автора. Ну, а у тех кто таковым не является, но читал предыдущие книги, может возродить интерес к циклу. Приятного отдыха, с этой книгой в руках.
Enciso, 6 мая 2013 г.
Не могу скрыть — когда узнал, что издана новая книжка про Сварога, то несмотря на все разочарование от прошлых нескольких выпусков, поспешил ее прочитать. Итог ... амбивалентен. Прежде всего нельзя не отметить отрадный факт: Бушков, наконец, начал сводить концы с концами. Бесчисленные загадки и интриги накапливавшиеся в ранних книгах наконец-то начинают получать свое объяснение. В «Слепых солдатах» лейтмотивом действующих лиц, в т.ч. и высших сановников становится разговорчивость (даже, скорее, болтливость) и откровенность. Столько информации на читателя в книжках Бушкова не вываливали, кажется, никогда. Отчасти это имеет и оборотную сторону: концы с концами часто не сходятся, объяснение выглядит надуманным и неестественным — сляпанным на скорую руку, чтобы побыстрее закрыть «интригу».
Другой отрадный факт — книга написана качественно, динамично, но без идиотских изысков, типа раздвоения личности Сварога или превращения его в собаку. Нормальный такой Сварог, пусть и не дотягивающий до образа первых двух книг, но вполне себе на уровне «Нечаянного короля». Так что читать можно.
Пара достаточно субъективных недостатков: неумеренное количество алкоголя и секса на страницах романа. Оно понятно, Бушков всегда любил посублимировать, и Сварог с первых же страниц запомнился страстным любителем женщин и выпивки. Но когда в книге герои через страницу и по любому поводу хлещут «келимас» — это уже попахивает бытовым пьянством. Никогда такого не было.
Не было ранее и множества совершенно «желтогазетных» постельных историй. Совершенно не несущих сюжетной нагрузки — ну, разве кроме случая с Яной. Не хватило автору умеренности и желания остаться в пристойных рамках.
Но в целом, книга неплохая. Совершенно определенно — лучше «инопланетных» похождений майора.
Daini, 5 мая 2013 г.
Событий в книгах этого цикла все меньше и меньше, а загадок все больше и больше... Если все будет развиваться по канонам жанра, то книг пять еще, как минимум, впереди. И это при условии, что новых загадок не будет. Неразрешенными тайнами на данный момент являются Горрот, Токеранг, балкон во дворце в Латеране, Хелльстад (прибавилась четверка золотой доштормовской молодежи), магия Яны, Безумный Зодчий, Керуани, Древние дороги и конь Горлорг... Многовато. Автор, как мне кажется, больше любит загадывать загадки, чем их решать.
мрачный маргинал, 5 мая 2013 г.
Условие долгой жизни романного цикла — в искусстве автора обеспечивать известное равновесие между раскрытием старых загадок и тайн и — появлением новых, не менее захватывающих. В этом — залог того, что полюбившийся читателям сериал не наскучит им. — Хотя бы из-за того, что изобретённый автором мир стал пресным и однообразным и утратил мистическое очарование.
Сварог — без преувеличения — самый любимый герой не только читателей, но и автора, — похождения майора и короля королей начались ещё когда остальные, созданные писателем «серийные» персонажи едва появились. И А. Бушков с любимейшим Героем расставаться не намерен. Об этом говорит и умножение «зависших» сюжетных линий, продолжения которых с нетерпением ждут читатели. А у автора наверняка хватит мастерства, чтобы пространство и ореол Тайны вокруг главного героя не иссякали и множились...
Нойкед, 7 мая 2013 г.
«Скачки по кругу». Радость по по поводу выхода долгожданного продолжения таларского цикла после прочтения первой трети произведения сменилась сначала недоумением, затем разочарованием.
Справедливости ради, ближе к концу произведения события опять начали развиваться в соответствии со многими любимым «бушковским» стилем и негатив от порнушных экскурсов как то спал. Тем не менее, пожалуй, это единственное произведение таларского цикла, после прочтения которого не возникло желания через какое то время, после выхода продолжения его перечитать.
Всё больше и больше обязанностей, титулов и чинов наваливается на Сварога в итоге и всё тяжелее ему со всем этим совладать становится и за всем успеть. Есть почва для многочисленных продолжений.
Feanor Ajwen, 3 мая 2013 г.
Хороший фэнтезийный роман. Достойное, довольно качественное продолжение цикла произведений о Станиславе Свароге.
Интересный сюжет. Несколько старых тайн будет раскрыто, но несколько новых появится. Также читатель узнает страшную тайну из детства императрицы Яны-Алевтины. А ещё нам расскажут при каких обстоятельствах умер её отец.
Язык написания хороший, читается легко. Сюжет развивается с приемлимой динамикой.
Не понравилось слишком подробное описание половой жизни «королевы Горрота», не имеющее значение для развития сюжета. Также роману «Слепые солдаты» чуть-чуть не хватает яркости и легкости, чтобы подойти к уровню первых произведениях цикла.
ФАНТОМ, 8 ноября 2013 г.
Единственная претензия к произведению — это его фрагментарность: слепому видно, что СС — часть книги, а не книга.
А в остальном — старый добрый Бушков.
Сюжет, герои, юмор, загадки и планы, медленное, но неуклонное движение к финалу, когда все будут счастливы и всё будет ясно.
Жаль расставаться с Таларом, с главным героем и остальными участниками событий, но всё на свете кончается.
k2007, 12 марта 2014 г.
Сварог здесь больше похож на себя старого, из прежних времен, но рассказ при этом получился какой-то рваный. Мы здесь, потом — бац — мы уже здесь, и так далее. Картина, конечно, более-менее складывается, но видно, что книга является частью цикла. В конце нет никакого промежуточного финала
Bychenin_AP, 2 мая 2013 г.
Наконец-то старый добрый Сварог, безо всяких «особачиваний» и левых приключений. Очень понравилось. Со времен «Нечаянного короля» так не увлекался. А посему, в знак возродившейся надежды — 10.
VovaZ, 31 июля 2013 г.
Вообщем, я не хотел бы чрезмерно хвалить «Солдат», однако, для Алесандра Бушкова, образца 2013 года, вышло вполне и вполне достойно.
Построение произведения напомнило мне середину таларского цикла. Автор поочерёдно продолжает сюжетные линии прежних романов серии, переходя от одной к другой, но ни одну не завершает. Не всегда выходит интересно, иногда, даже, нудно. Однако, роман меня захватил, заставил читать до конца, не отрываясь, заставил ждать продолжения, а следовательно, удался. Для любителей серии Сварога читать следует обязательно. Для тех же, кто не читал всё предыдущее, не рекомендую, роман самостоятельного значения не имеет.