Андрей Волос «Возвращение в Панджруд»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Философское | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Центральная Азия ))
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
X век. Бывший придворный поэт Рудаки изгнан из Бухары в родное село. Он встречает множество простых людей и одновременно вспоминает начало своей поэтической карьеры и её расцвет при дворе Саманидов.
Посвящение автора: Иветте Ивановне Воропаевой — дорогой моей маме, многие годы терпеливо ждавшей завершения этой книги, с любовью и благодарностью.
Рецензии на роман:
Станислав Секретов. Дорога жизни — «Знамя» 2014, №1
Даниил Чкония. Возвращение к себе : (А. Волос. «Возвращение в Панджруд») // Дружба народов. — 2014. — № 12. — С. 224-230
Галина Ребель. Цена слова — «Вопросы литературы» 2014, №4
В произведение входит:
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Награды и премии:
лауреат |
Русский Букер, 2013 // Русский Букер | |
лауреат |
Русский Букер, 2013 // Студенческий Букер |
Номинации на премии:
номинант |
Большая книга, 2013 |
- /языки:
- русский (2), сербский (1), македонский (1)
- /тип:
- книги (4)
- /перевод:
- Л. Милинчич (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kagury, 12 марта 2018 г.
Дочитала совершенно прекрасную книжку, точно лучшую из всего, что попалось мне в руки в этом году, и даже в прошлом. Всячески рекомендую!
Вообще-то, я давно уже на нее смотрела, пару раз собиралась купить, столько же передумывала. Уж больно аннотация пугала:
Справедливости ради надо сказать, что она вообще-то вполне соответствует содержанию (особенно последняя фраза), но акценты расставлены как-то не совсем правильно.
Во-первых, книга написана отличным языком и легко читается. Первая половина так и вообще проглатывается на одном дыхании, потому что увлекательно, приключенчески, не без иронии и вообще очень интересно, ведь Средняя Азия — это совершенно иной мир, в том числе в бытовом смысле.
Например, вы знали, что в Бухаре существовала стена поэтов? Каждый мог прийти и прикрепить на стену свои стихи. А остальные приходили читать, оценивать и запоминать. Писали их на подсушеных капустных листьях, бумага была слишком дорога. Эти стихи учили наизусть и цитировали затем на базаре. Стихи. Наизусть. На базаре. Впечатляет, да? А эмир имел целую команду придворных поэтов, и получить место в этой команде — означало сделать отличную карьеру.
История про то, как два эмира соревновались в великодушии — это вообще маленький шедевр.
В плане атмосферы — тоже все хорошо, у меня прямо перед глазами стояли Бухара и Хива, казалось, что почти ощутимы запахи нагретого пыльного города и прохлада маленьких квадратных прудов. И матовый изюм, и лепешки, и зеленый чай, и теплые камни...
Так что не верьте, что вам будут рассказывать только про путешествие слепого и поводыря (хотя именно эта часть написана чуть ли не занимательнее всего, и я бы с удовольствием про это путешествие почитала еще, особенно про изучение арабского языка и стихосложение). На самом деле это книга про азиатский восток, в самом широком смысле этого выражения. Жесткая и неумолимая Бухара, немного блистательного Самарканда, восточные базары, караван-сарай, медресе, верблюды, огромные чинары, система наказаний, свадьба и похороны, интриги, поэзия, уважение к старшим, религия, философия, пророки, джины. Вот, например, считается, что последние нашептывают поэтам стихи, в свою очередь подслушивая речи ангелов.
Может быть чуть многовато политической борьбы (про поэзию и быт все-таки интереснее), но в целом, это действительно прекрасная вещь. И довольно уникальная. Одновременно немного сказочная и совершенно реалистичная. Кстати, хотя действие и происходит во времена Мавераннахра, книга не воспринимается историческим романом. Вовсе нет. Зато читается взахлеб. Попробуйте просеять муку ее страниц через сито своего внимания. Это стоит того.
И да, это тот случай, когда Букер дали абсолютно заслуженно.
Upd. Прочитала ниже, что мол у Иванова в «Парме» все куда лучше. Не могу согласиться. «Парма» может и атмосферна, но тяжеловесна, уныла и полна крови. На мой взгляд, «Возвращение в Панджруд» выше на две головы. Изящнее, умнее, тоньше. Эту книгу просто интересно читать, в конце-концов.
Линдабрида, 31 марта 2017 г.
Ай-вай, и у нас такое пишут? Неформат же, совершенный неформат! Никакой же жалости к несчастному современному читателю, знать не знающему никаких улемов да гулямов. Да что там — и самого имени Рудаки не слыхавшему. А Андрей Волос попросту берет читателя и бросает в ту самую яму, где эмир благородной Бухары держит своих преступников и откуда вместе с главным героем придется выбираться. Да еще искать для себя новую жизнь, а может, и новое счастье. И вьется-кружится пыльная дорога в благословенном Мавераннахре. И пусть лишь в памяти Рудаки, но будут еще капустные листья с певучими строками на Стене Поэтов, и «восточный Ренессанс» при дворе просвещенного эмира Назра тоже будет, и придворные интриги — да мало ли, что. Целая жизнь будет. И как же это здорово на самом деле — словно сработала наконец машина времени, и ты оказался за тысячу лет и тысячу фарсахов от дома. И увидел невиданное, и узнал незнаемое... А еще в романе таится мудрость, горькая мудрость поэта, выстраданная и в славе, и в опале. Как хорошо, что такие книги бывают!
И вместо спойлера:
Однажды время мимоходом отличный мне дало совет
(Ведь время, если поразмыслить, умней, чем весь ученый свет)
«О Рудаки, – оно сказало, – не зарься на чужое счастье.
Твоя судьба не из завидных, но и такой у многих нет».
ConstS, 20 октября 2018 г.
Главное достоинство произведений Андрея Волоса — это прекрасный русский язык. Образный, легкий, достаточно эмоциональный, грамотный и, что совсем сейчас не в моде, абсолютно без модных игр со структурой текста.
Остальное Волос тоже умеет отлично — построение сюжета, диалоги, характеры.Умение отстраниться от героев, не залезать им в голову, а показать чувства через поступки, жесты, слова. Отсутствие публицистичности и морализаторства.
Ну и, конечно, собственно, сюжет, сеттинг, и доскональное погружение в действие.
Shai-Hulud, 3 ноября 2016 г.
Исторический материал великолепный, действительно, и период и сама культура Средней Азии 10 века — крайне любопытны, но творческая реализация очень не высокого уровня.
Скучно.
Меня удивили высокие оценки у этой ремесленной подделки — так себе язык, ходульные герои, предсказуемые сюжетные ходы. А главное, Волосу ни разу не удалось создать ощущения, духа времени, атмосферы, что, например, смог Иванов в Парме.
Так что если Вы рассчитываете провалиться в другую реальность, испытать какой-то серьезный эмоциональный опыт, то это не Ваш вариант.
Фантастиш, 7 декабря 2013 г.
Понравится любителям фэнтези. Тут и путешествие, тут и битвы, тут и пафосные диалоги. Отдельно доставило описание встречи литераторов с национальным лидером.