Николай Гоголь «Невский проспект»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Невский проспект — чудесное место для гулянья, знакомств и приключений. Всё это в полной мере испытали друзья — поручик Пирогов и художник Пискарев. Вот только увлечение двумя дамами закончилось для них по-разному.
Входит в:
— сборник «Арабески», 1835 г.
— сборник «Петербургские повести», 1842 г.
— антологию «Повести о любви», 1975 г.
— сборник «Н. В. Гоголь. Повести», 1986 г.
— антологию «Worlds Apart», 2007 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 38
Активный словарный запас: низкий (2585 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 103 знака — на редкость выше среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 10% — на редкость ниже среднего (37%)!
- /языки:
- русский (217), английский (4), французский (3), итальянский (1), эстонский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (212), аудиокниги (13)
- /перевод:
- П. Вийдинг (1), А. Туллох (1), Б. де Шлёцер (2)
В планах издательств:
Издания:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 12 ноября 2023 г.
Меняется мир, но люди те же самые… почти...
Своеобразная ода Невскому проспекту от Николая Гоголя. Ибо начинается вся эта история двух молодых повес именно с воспевания этой центральной коммуникационной артерии города. Конечно воспевание это весьма специфическое и своеобразное, однако же ведь такое внимание этой улице города чем-то да вызвано. Наверное отчасти тем, что это центральная заглавная улица города столичного, а значит этот проспект является символическим центром всей огромной страны, Российской Империи — так, как сейчас мы считаем таким условным центром Красную площадь в Москве.
Ну и конечно же в центре внимания автора становятся нравы. И на примере двух молодых людей с их страстью поволочиться за хорошенькой молодой женщиной в надежде иметь какие-то перспективы на развитие отношений мы получаем два разных варианта. Один романтико-драматический с трагическим финалом, а другой романтико-приключенческий с финалом скорее ироническим и фарсовым. И вот вам два разных человечка примерно одного возраста, но совершенно разные по своим психологическим конструкциям. Один — романтик и трагик, доведший свою жизнь до самого крайнего финала, а другой легковесный циник, который даже нанесённое ему унижение в конечном итоге стерпел — вытерся да и пошёл жить дальше. И кстати, по поводу вот этого самого поручика Пирогова — ведь схлопотал-то он вполне заслуженно, а то что это за манера при муже страстно пожимать ручки да всячески склонять молодую даму к связи и супружеской измене!
А Невский проспект по-прежнему живёт и шумит, и рокочет теперь уже не колёсами пролёток и карет, а моторами бензиновых монстров. И точно также снуют туда-сюда толпы уже современных Пискарёвых и Пироговых, в других званиях и одёжках, но не исключено, что ровно с такими же целями… Меняется мир, но люди те же самые… почти...
zotovvg75, 26 марта 2022 г.
Для каждого человека существуют свои особые места, где он всегда чувствует себя по иному. Это ощущение имеет особый «привкус» сакральности, ощущаемой каждой индивидуальностью по своему, в зависимости от способа восприятия лежащего за гранью обычных жизненных эмоций. Невский проспект Гоголя-это место впитывания коллективных эманаций общественного сознания, это нечто одушевленное, обладающее способностью двустороннего взаимообразного обмена впечатлениями с посещающими его людьми. Недаром Гоголь говорит, что каждый человек на Невском менее эгоист, чем на других улицах. Для Николая Васильевича, Невский проспект и его люди есть единый организм, живущий и дышащий. Уличные тротуары являются как бы подиумом для общества и проспект выгуливает на них своих питомцев, наполняя свое чрево разношерстной компанией в зависимости от разного времени суток. Как же велик Гоголь в своей способности вызывать подобные ассоциации! Да собственно это показывается практически буквально в тексте повести. Мелькание усов, бакенбард, тонких талий, улыбок, шляпок есть самый настоящий театр жизни, в котором мы все актеры, играющие свои большие и малые роли. И Гоголь показывает в повести ежечасную смену декораций и актеров на подмостках Невского.
И раз уж речь зашла о актерах, играющих свои роли на сцене театра именуемого жизнью, то история художника Пискарева, очертя голову бросившегося за очаровавшим его идеалом, заслуживает большой премьеры. Красота и порок в одном лице есть безусловно дар дьявола, стремящегося возвышенную глубину чувств переплавить в похотливое желание. Бедный, бедный Пискарев, рухнувший с вершины Олимпа созданного романтического образа, в бездну Аида примитивного разврата. Прав Гоголь, говоря в повести о превосходстве мечты над действительностью. Но эта правда опасна и коварна в слабых и неверных руках. Мечта, вновь воплотившаяся во сне художника дала счастье вновь увидеть желаемый идеал. И Пискарев провалился в этот иллюзорный мир, растворился в нем без остатка. Если обыденность не приносит удовлетворения, то понятно желание уйти в вымышленную реальность, однако всему должны быть свои пределы, не допускающие крайности фанатизма. Иначе итог будет печален, что впрочем и произошло. Тем не менее Пискарев мне дорог своей детской наивностью и чистой мечтою, к сожалению всегда идущей вразрез с действительностью.
Совсем иное дело Пирогов, также пустившийся вдогонку за своим увлечением. В нем выразилась полная противоположность натуре его товарища. Претендуя на близость к высшему обществу, подобные типажи остаются мелкими, пошлыми натурами с такими же примитивными желаниями и мечтами. Пирогов понес заслуженное позорное наказание, что в общем-то особенно не задело его чести, потому что у подобных пустышек таковой и нет.
И опять в концовке повести Гоголь показывает Невский проспект в виде подмосток театра кипения жизненных страстей, трагизма и комизма людских судеб. И как отдалена от истинной жизни театральная постановка, также неверен и Невский проспект, на мостовых которого вдребезги разбиваются великие и пошлые мечты, грандиозные вдохновения и суетные желания. Все зыбко, иллюзорно, расплывчато. В этом сюрреалистическом окончании повести для меня выразился весь Гоголь, в своем оригинальном видении действительности, с волнующим мистическим налетом и великим талантом гения.
AlisterOrm, 28 октября 2020 г.
...Невский проспект!
Гоголь пытался сохранить свою южную иронию, лёгкий смешливый прищур Рудого Панька, острый язык малоросса. В конечном счёте, ночь для всех едина, что украинская, что ингерманланландская...
Но нет, Гоголя смертельно пугал Питер, это была не его земля и не его ночь. «Серенький мутный колорит» «страны финнов» — так пытается иронизировать Николай Васильевич над низким свинцовым небом Северной Пальмиры, которое давит своим тяжким прессом на тусклое многоцветье Невского проспекта, который почти всегда кипит жизнью, поражая обилием шляпок, рукавов, напомаженных усов, которые, впрочем, представляют из себя просто внешний лоск, которые являются обманом вокруг настоящей, подлинной жизни, которая не отличается той задорной и весёлой живостью, как, скажем, разнузданные гуляния на Сорочинской ярмарке или покоем Старосветской усадьбы. Нет, люди здесь под стать — закрытые, прикрытые блестящей красотою, но скрывающие в глубинах своих что-то тёмное и страшное.
Тонкая душа художника Пискарёва не могла выдержать такого дикого различия между миром, созданным его воображением, чистым и светлым, и реальностью, где падшая девушка, отдающаяся за деньги, даже не способна осознать своего падения, встречая невинный лепет художника насмешкой... О, сколько сил потратили великие русские писатели впоследствии, чтоб всё же вдохнуть жизнь в этот образ, чтобы доказать всю красоту человеческой души даже в плотском грехе!
Пирогов? Вот это действительно дилемма, потому что этот поверхностный и неумный человек на питерских улицах чувствует себя как рыба в воде, и куда лучше приспособлен к этой тихо-агрессивной среде продуваемого холодным ветром неуютного города. Соблазнял он такую же глупую немку, как он сам, попал под розги её пьяненького мужа... Не получилось с одной, получится с другой — чего переживать?
Так что повесть... Странная. Она пытается сохранить южное мироощущение там, где тебя пронизывает холод, однако это ощущение «не того» всё равно прорывается, раз за разом, в каждой строке этого произведения. И, конечно, обострённый страх перед женщиной, которая является настоящим, концентрированным воплощением всего пугающего для Гоголя — внешняя красота и блеск, к которым его влечёт, как магнитом, и опасение омерзительных бездн, которые могут скрываться в этих прекрасных головках...
Но это уже продуманное и зрелое произведение человека, который пытается осмыслить, что же не так в окружающем его мире.
vfvfhm, 21 июня 2019 г.
Перл создания! как любил говаривать сам Николай Васильевич о подобных вещах. Удивительной поэтической силы вещь. Два главных героя повести, конечно, очень разные и по мировоззрению и по судьбам. Но все же, думаю, каждый человек, пусть и хоть единожды оказывался в подобных ситуациях. Пискарев — это наш пубертат, когда жизненного опыта еще нет, а фантазировать мозг уже научился на всю катушку. Вот конфузы и «страшные переживания» нас в нежном возрасте и одолевают)) Поручика Пирогова с давних пор принято ругать за конформизм и бойкую вздорность, невесть как сочетающихся в одном характере, но кажется мне, что даже титаны духа вроде Цезаря, Наполеона или Дарвина с Эйнштейном бывали в ситуации, когда их днем высекли, а вечером они отличились в мазурке. Гоголь таки работал с архетипами субличностей, которые есть в каждом человеке.
Повесть я эту читал в электричке по дороге домой с работы. Напротив меня сидела изумительная красотка, эдакая рыжая бестия, раз... одетая в полном соответствии с несносной московской жарой. Так что я очень проникся и полностью сочувствовал переживаниям и стремлениям Пискарева и Пирогова. Гоголь тут был потрясающе точен!))
Vindermur, 26 июня 2021 г.
Вот он Петербург девятнадцатого века. Такой, каким был, без машин, с немецкими ремесленниками.... и вот он такой же дальше в повести, по-гоголевски пёстрый Невский проспект, но это только снаружи...... внутри будет ждать лёгкий обман Дьявола, бесцветность улиц и сон.....
Стронций 88, 20 марта 2013 г.
Надо сказать, Гоголя я люблю безмерно, но читал последний раз отчего-то очень давно. И тут взялся… И был в восторге! Я обожаю его язык, его стиль, его сарказм. Но каким психологом он тут себя выказал! Каким манипулятором! Как заставлял то посмеиваться, то пугаться, то ухмыляться, то жалеть. Начал с восхваления полного тонких подмечаний, тонкого остроумия. Невский проспект раскрылся праздником, карнавалом. И эта прогулка двух молодых людей обещала приключение радостное, забавное… Но… для Пискарева пойти за этой красавицею закончилось адом, агонией. «Вечный раздор мечты с существенностью» так разметал ему душу, так разорвал… И эти грёзы… Во всей истории было столько рока, столько фатума, что от простых вещей тянуло жутью. Эти превращения, так мучительно резанувшие, оказавшись всего лишь сном – в них было что-то от нечистой силы… И падение. Опиум. Грёзы, так мало имеющие общего с жизнью. И финал – трагический финал… А вот Пирогов, вздумавший соблазнить красивую немку. Ну как тут не улыбнуться, как тут не засмеяться всей его «обходительности», да и этому Шиллеру (который «не тот Шиллер»), да и Гофману (который «не тот Гофман»). Ну, чистая комедия… Да и Пирогов получив взбучку, отобедал, да и обо всём забыл … Какие две разные истории, начатые на Невском проспекте. Какие две волны. Две противоположности. И как автор ведёт по ним, с каким замираньем – с какой-то жаждой всё это читается. Ну, манипулятор! Как бросает из одного настроения в другое. Как обманывает (все чувства) и как удивляет! От холодного к горячему. Из мрака к свету, из света во мрак. И вот уже Невский проспект превращается из праздника в какое-то мрачное зазеркалье, в котором всё не то, что кажется, в котором всё – обман. Превращается в место, в котором нечистая сила правит бал (и вот уже и вспомнилось «Почему опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту» Одоевского). И да – лучше ускорять шаг, да, дальше от фонарей и ни в коем случае не заглядывать девушкам под шляпки… А ощущение, ощущение после этого (нового) Невского проспекта, туманно-мрачное оседает, надолго оседает в памяти… Вот так Гоголь! Приотличнейшая повесть! Какая-то многослойная в своём психологизме, лабиринтная и… Ну, просто великолепная, одним словом! Поразила меня – будто стрелой пробила!
ivan2543, 1 июня 2011 г.
Прочитал первый раз «Невский проспект» еще когда учился в старших классах. До этого не обращал на повесть особого внимания: прочитал начало и подумал, что это что-то «бытописательное». А как-то открыл книгу на середине – и попал на отрывок из злоключений Пискарева; вернулся к началу и прочитал до конца.
Собственно, основная мысль повести незамысловата: чистым душой и наивным людям живется намного тяжелее, чем бесчестным хамам. Для того, чтобы погубить Пискарева, хватило несоответствия между внешней красотой незнакомки и ее социальным, и, что хуже всего, моральным падением. Пирогову же все нипочем: даже высеченный простолюдинами, немецкими ремесленниками, продолжает он себя уважать настолько, что ему даже не хочется этим ремесленникам мстить. Ну что же, одно хорошее качество в Пирогове есть: он умеет проигрывать. Другой бы на его месте еще и немцев оклеветал бы; хотя, может быть, Пирогов просто чином не вышел для таких проделок и трезво представлял, что недостаточно влиятелен, чтобы провернуть такое дело.
Если вернуться к Пискареву, то, при втором-третьем прочтении его трагическая история уже кажется немного надуманной. Похоже, автор сильно сгустил краски и в облике бедного художника начало проглядывать что-то карикатурное. Забавно как-то, что для него стало потрясением вполне очевидное – что красавица может оказаться «девицей легкого поведения». Каким-то слишком уж утрированным получился из-за этого образ Пискарева.
Немаловажен и третий «герой» повести – сам Невский проспект. Описание одного дня из его жизни, подробное, по часам – практически отдельное литературное произведение, ценное и в отрыве от приключений двух приятелей.
Итог: отличная повесть, хотя и послабее «Портрета» или «Записок сумасшедшего».
Именно здесь мы видим тот призрачный, мистический Петербург, который Гоголь подарил русской литературе и который позднее раскрылся в романах Достоевского; город, где люди сливаются с тенями, где безумные художники продают душу дьяволу, где проститутки читают Евангелие, а в головах студентов носятся призраки будущих мировых войн; где за каждым поворотом ожидаешь встретить Мефистофеля.
Oreon, 27 ноября 2013 г.
Хотел процитировать мысль автора — «Дивно устроен свет наш! — думал я идя... Достигаем ли мы того, к чему, кажется, нарочно приготовлены наши силы?...». Но шибко обширная цитата получается. Суть же повести, исходя из этой цитаты и опуская отличное описание Невского проспекта, сводится к тому, насколько привратна наша судьба или случай, насколько тяжело порой одному получить предмет своей мечты, коим другой может и не замечать, что обладает им. Так и в повести два приятеля прогуливаясь Невским, почти одновременно замечают каждый свою девушку, которая привлекла их внимание. Но какова, и сколь различна их дальнейшая судьба! И каково коварство случая! Ведь определи художник предметом своей страсти девушку понравившуюся поручику Пирогову,
Но судьба распорядилась по другому. Ну почему тонким и возвышенным натурам, излишне идеалистично настроенными к окружающему миру так не везет и столь больно им приходится переживать и разочаровываться в реальности?
Ну и как всегда у Гоголя, отдельной строкой требует упоминания язык автора. Здесь, как и в Мертвых душах, нет и следа от атмосферы столь понравившейся мне в цикле повестей про Диканьку и Миргород, но каков трогательный слог автора по отношению к прекрасному полу, как умилительно и вместе с тем иронично он звучит! Мне как-то интересно подмечать подобные нюансы авторского, мужского отношения, прямо интригует. Так что не удержусь и приведу несколькими цитатами:), тем более здесь они просто блеск в несколько штрихов:
- ... и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу...
- Тысячи сортов шляпок, платьев, платков, — пестрых, легких, к которым иногда в течении целых двух дней сохраняется привязанность их владетельниц...
- А какие встретите вы дамские рукава на Невском проспекте! Ах, какая прелесть! Они несколько похожи на два воздухоплавательные шара, так что дама вдруг бы поднялась на воздух, если бы не поддерживал ее мужчина; потому что даму так же легко и приятно поднять на воздух, как подносимый ко рту бокал, наполненный шампанским.
И это конечно, лишь малая, хоть и яркая, толика — ведь всего не перецитируешь. А описания мужчин?, этих «черных жуков» в окружении «будто целого море мотыльков поднявшихся вдруг со стеблей» дам тоже не менее правдивы и живописны:)
saga23, 20 декабря 2011 г.
Говорят, Гоголь, провинциал, был шокирован Петербургом. Видимо, острые впечатления сподвигли писателя на столь дотошное описание Невского проспекта и его обитателей.
Надо сказать, у него получилось блестяще. До сих пор повесть удивляет глубиной погружения в проблемы городского бытия.
Да и другой философии хватает. по-моему, это явно рановато для школьников. Грубо говоря, они за домами города не видят...
Nog, 11 февраля 2009 г.
Это смешно сказать, не то что подумать, но повесть «Невский проспект» я впервые прочел только сейчас, при том, что Гоголя я любил больше, чем любого другого писателя в школьной программе. И другие повести его читал с большим удовольствием, но «Проспект» по какой-то необъяснимой причине прошел мимо моего внимания.
Эта замечательная повесть делится на две или, при желании, три части — вначале мы видим просто общее описание ежедневной эволюции городской жизни на Невском проспекте, очень живое, яркое и образное; а затем автор предлагает читателю целых два коротких приключения из жизни двух очень разных людей, пожелавших познакомиться со встретившимися им дамами. Тут повесть приобретает еще и не слишком сильно выраженный, но заметный сатирический подтекст.
Yazewa, 20 января 2008 г.
Очень люблю именно ту часть рассказа, где описывается проспект «вообще», без конкретных действующих лиц. Когда хорошо знаешь Невский современный, читается с особым ностальгическим оттенком... Чудесно написано!
Konst, 25 октября 2008 г.
Рассказ можно назвать «литературной фотографией» города и нравов того времени.