Николай Гоголь «Петербургские повести»
Данные повести объединены в цикл самим Гоголем к моменту выхода его первого собрания сочинений в 1842 году. Их объединяет не только общность места действия — красочные картины северной столицы России первой половины 19-го века неподражаемо исполненные автором, но и тема «маленького человека» в этой самой столице, его бесправие и угнетенность; сатирическим языком Гоголь показывает социальные противоречия, изображает нравы и быт различных слоев современного автору общества Петербурга. В этом ряду несколько особняком стоит лишь повесть Рим, навеянная впечатлениями автора от пребывания за границей и оформленная в виде отрывка из запланированного, но так и не написанного, романа «Аннунциата».
Третий том четырехтомного Собрания сочинений.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
циклы (сворачиваемые)
циклы, сборники, антологии
романы
повести
рассказы
графические произведения + примыкающие, не основные части
- /языки:
- русский (134), английский (2), французский (2), итальянский (1), эстонский (1)
- /тип:
- книги (130), аудиокниги (10)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 22 июня 2019 г.
Петербургские повести Гоголя задумывались и писались одновременно с написанием и переработкой повестей из Миргорода, и стали третьим циклом в его небольшом, но ярчайшем творческом наследии. Самым полным произведением Гоголя называл «Невский проспект» Пушкин, а из «Шинели», как известно каждому сдатчику ЕГЭ, вышел весь русский критический реализм. В общем, этот цикл один из весомейших вкладов русской культуры в мировую копилку истории искусства. Но это не груда энзэшного золота. Перечитав после долгого перерыва свежими глазами, я увидел, что это все еще — к счастью или нет — остроактуальные произведения.
В эпоху Гоголя 90% населения России жило в сельской местности. Энциклопедия Пушкина «Евгений Онегин» как раз и описывает это житье-бытье. Пушкин же, а вслед за ним и Гоголь стали родоначальниками городской прозы. Заложили основы «Петербургского текста» нашей литературы. Возможно нам повезло, что дуайенами текста о Городе стали два величайших гения, а возможно так положено по законам природы.
Главное, что у нас есть эти ориентиры, азимуты ,точки отсчета ,которые помогут нам не сбиться в новых условиях нашего существования, справиться с новыми вызовами и угрозами нашего существования. Но с новыми ли?
В 1991 году мы, славься Кей!, обрели Россию, которую некогда так удручающе просто потеряли. В конце века вернулись к его началу, периоду становления русской буржуазии, полной экономической зависимости от коллективного Запада, утрате суверенитета и первоначальному накоплению капитала. Но не остановились на достигнутом! Двигаясь по стреле времени вперед, мы цивилизационно с радостным гиканьем и самодовольством откатывались назад. И добрались, наконец, до эпохи Николая Павловича Романова (Палкина). Полное бесправие обывателя, полицейский произвол, тотальная коррупция, чиновничий гнет и разложение самых основ государственности. Все, что так ярко описал в своих повестях Гоголь и за что его лютой ненавистью ненавидели власть предержащие (Напомню, что Тургенева закатали в тюрьму и отправили в ссылку за некролог Гоголю!). Не хватает нам для полной коллекции только дворян-революционеров и двух-трех гениальных перьев, что сверхточно могут описывать реальность и предвидеть нелегкие времена. Но в чем-то же должен быть прогресс, не так ли?
Впрочем, думаю, умным и чувствующим людям и Гоголя с Белинским хватит, чтобы рассеять обступающую духовную и интеллектуальную тьму. А ведь еще есть Островский, Тургенев, Толстой, Достоевский, Гончаров, Чехов и многие множества других талантов всемирно-исторического значения. Они могут стать тем твердым основанием, на которое мы ступим твердой ногой и, наконец, сможем двинуться и впрямь вперед к давно заслуженному народом российским светлому будущему. Читайте классику!))
be_nt_all, 18 декабря 2010 г.
«Петербургские повести». Главные герои этих повестей — жители Петербурга и сам этот город. Столица Российской Империи. Город, где красота смешивается с уродливой «прозой жизни», реальное — с нереальным, смешное — с трагическим… И весь этот смех сквозь слёзы, вся эта мистика и фантасмагория вперемешку с очень живыми портретами Петербурга и петербуржцев — всё это сплетается в чудесный, неподражаемый, будоражащий чувства и заставляющий думать магический реализм от Гоголя (хотя никто из российских критиков так и не озаботился тем, чтобы как то обозначить жанр петербургских повестей, и теперь отцами-основателями магреализма считаются латиноамериканцы).