fantlab ru

Виктор Пелевин «Бэтман Аполло»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.32
Оценок:
849
Моя оценка:
-

подробнее

Бэтман Аполло

Другие названия: Batman Apollo

Роман, год; цикл «Рама II»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 57
Аннотация:

Приключения молодого вампира Рамы Второго продолжаются! К гламуру и дискурсу присоединяется протест, и всё это ради того, чтобы бесконечный поток человеческого страдания не пересыхал. Однако Рама не желает мириться с таким положением дел и при помощи новообретённых undead-способностей отправляется искать ответы на свои вопросы. На тернистом пути его ждут новая привязанность, потеря древнего тела, а также встречи не только со знаменитым Дракулой, но и с самим бэтманом.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Рама II»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 373

Активный словарный запас: низкий (2617 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 57 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 48%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2013 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора

номинант
Интерпресскон, 2014 // Крупная форма (роман)

номинант
Филигрань, 2014 // Большая Филигрань

Похожие произведения:

 

 


Бэтман Аполло
2013 г.
Бэтман Аполло
2015 г.
Полное собрание сочинений. Том 12. Бэтман Аполло
2016 г.
Бэтман Аполло
2017 г.
Бэтман Аполло
2017 г.
Бэтман Аполло
2018 г.
Batman  Apollo
2021 г.
Empire V. Бэтман Аполло
2021 г.
Batman Apollo
2022 г.

Аудиокниги:

Batman Apollo
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Batman Apollo
2014 г.
(польский)
Apolló batman
2015 г.
(венгерский)
Батман Аполо
2015 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  33  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Как истинный буддист, я считаю, что этот роман — ничего» (с)

После прекрасного «Снаффа» я было подумал, что дядя Витя отошёл от буддистско-кокаинового трипа и научился снова давать стране угля, как в 90-е. Увы, не научился. Что-то символическое есть в написании сиквела самого слабого на тот момент романа — и неудивительно, что сиквел оказывается ещё слабее. Тот же алкогольно-наркотический угар, те же псевдофилософские пассажи об иллюзорности всего сущего, увидеть глубину в которых способен только тот, кто не читал не только «Упанишады» и Марвина Мински, но и Уоттса с Бэккером. Те же «злободневные» темы — олигархи, чиновники, секс, интернет-сленг, протест, секс, Ктулху, компьютерные игры. Ах, да, и ещё секс. То же измазывание коричневой субстанцией всего вокруг, словно в результате на контрасте автор хочет показаться ярче, чем есть на самом деле.

Из нового — Пелевин показал себя как отъявленного женоненавистника. В предыдущих книгах я по наивности списывал откровенно оскорбительные эскапады в адрес женского пола на unreliable narrator-ство протагониста, но, видимо, нет — это действительно мысли автора. Равно как и анальные комплексы, щедро выпирающие из любого наблюдения за представителями меньшинств (даже там, где меньшинств нет). Почему автор именно сейчас решил, что читатель жаждет подробно изучить его церебральных тараканов, мне как-то совсем непонятно — видимо, больше просто писать было не о чем, а контракт требовал на-гора книгу в год.

В итоге имеем нечто, лежащее ближе к всяким минаевым и прочему поп-глянцу, чем к классическим прекрасным вещам Пелевина. Не рекомендовал бы эту книгу никому, не страдающему лютым мазохизмом.

Видимо, вот и ещё у одного мэтра вышел срок годности. Заслуженные три балла.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В общем Бэтмэн Аполло — это такая история о Гарри Поттере от вампиров, из отличительных черт которого можно выделить разве что мизогинию (хотя она, вероятно, авторская). Почему Гарри Поттере? Ну потому что, как там, так и здесь, герой самых средних способностей, практически необучаемый, но зато Избранный, и на него постоянно валятся всякие ништяки. И буддизм. И немного про комп игры. И все.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Надеюсь никто всерьез написанное не воспринимает. Потому что это полная дурка. Вся эта восточная дзенско-даосская метафизика, которая позиционируется как путь к свободе, истина о устройстве мира и освобождение от страданий.

На самом деле это просто очень сложный механизм эскапизма. Водителю Григорию для защиты достаточно религии.Неплохо, но в современном мире есть и куча других способов убежать от реальности: компьютерные игры, сериалы, порнуха, ставки, вещества, да даже просто рыбалка или в гараже с мужиками пива попить.

Но что делать когда ты нищий индус, который живет на улице и ест руками с пола. В таких нечеловеческих условиях никакая психика не выдержит. Вот тут то и были придуманы все эти ультраэскапические мировозрения, потому что по другому, в условиях такого сильного стресса человеку не выжить.

А как оно на самом деле? Да все просто. Возможно наука никогда и не найдет все ответы на загадки сознания, ну и что, «мы» это наше тело — это неоспоримый факт.

И если у вас возникают мысли о устройстве вселенной, дзенском просвещении, жизни после смерти и прочей псевдо философии это значит что мы не правильно обращаемся с нашим животным телом. Попробуйте наконец то нормально поесть, поспать и потрахаться.

Оценка: нет
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прежде всего, это твёрдая десятка, особенно после неоднократного прослушивания аудио книги в исполнении Александра Клюквина. В бумажном варианте книга заходит сложнее, т.к. слишком много мыслей, которые нужно обдумывать, и слишком много чеканных формулировок, которые хочется запомнить как афоризмы высокого качества. (В аудио формате пришлось бы слишком часто нажимать на паузу). «Аполло» — тот случай, когда продолжение оказывается много лучше основы, которая в данном случае выглядит как затравка. Да, всё лучшее, что могут поведать людям вампиры — здесь, во второй части. И самое тяжёлое конечно. Пелевинский человек снова и снова остаётся один на один с холодной пустотой космоса и ничто, а русскому человеку кроме всего прочего приходится тащить сквозь эту пустоту ещё и широкий щит Родины. Тем более если это вампир, русский вампир.

И конечно, это чистый Пелевин. Подделать или поручить писать за него умной машине невозможно. «Бэтман» — великолепная смесь соц-полит-злободневности, чапаевско-пустотной нереальности происходящего и русского духа стареющего поколения 3,14. И во всём лисий прищур, сильно затрудняющий без определённого умственного усилия отделение чистой сатиры от горькой иронии. Кроме шуток, чем плоха идея перенесения столицы куда-нибудь в центр страны в целях уменьшения запредельной интенсивности боли, которую вынужден излучать Владивосток, чтобы быть услышанным в Москве? Но нет. Отчасти мы все вампиры и для нас гуманизм к самим себе — это сбой в системе.

Удивительно, но эту книгу можно абсолютно серьёзно рекомендовать всем: патриотам и либералам, западникам и славянофилам, вате и цивилизации, политтехнологам и тем, кто радостно и убеждённо становится их жертвами. В России вопросы на общую тему «Как нам обустроить Россию» всегда стояли особенно остро просто потому, что она как кисель всегда невольно расползалась за свои границы, ибо «естественных» границ у неё нет. По-моему книга и об этом тоже. И Путин с его границей, которая «нигде не заканчивается» — истинно русский вампир. Теперь я это знаю. И ведь веришь, глядя вокруг, что кто-то намеренно культивирует здесь рафинированный, всё понимающий ум «Б» и с большим удовольствием ставит его в нечеловеческие условия. Нам внятно всё. Виктор Олегович объяснил почему.

Острые, насущные проблемы «общества», которого, как известно, мы никогда до конца не понимаем пока сами в нём живём, легче воспринимаются, если они поданы в качественном художественном виде. И «Аполло» в этом качестве для меня пока вне конкуренции.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало убойнейшее — под песню «Позови меня с собой» синий автобус с «Голубым огоньком» внутри рухнул в пропасть на Рублёвке. К сожалению, выдержать градус праздника на протяжении всего романа автору не удалось. Про гламур и дискурс в первой книге было сказано гораздо больше, чем про протест во второй. А ведь именно эта летописная составляющая и делает книги Пелевина интересными спустя годы — читая, вспоминаешь события и смыслы тех лет. Что же касается второй составляющей романа, философской, то она не более чем развёрнутый парафраз слов Экклесиаста: «Vanitas vanitatum et omnia vanitas».

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

«- Жизнь — коллективное мероприятие. А в лимбо мы одни... Вернее, ты один.

- Меня здесь вообще ни одного, — отозвался я. — Здесь просто никого нет. Никого и ничего.

- Точно, — сказал Озирис и шагнул к двери. — Но это не повод расслабляться...»

Продолжение приключений Рамы вышло своеобразным возвращением к ставшей привычной последние годы схеме романов автора (после сюжетного и идейного успеха «S.N.U.F.F.») — главный герой, который хочет понять нечто важное, и перемещаясь из одной локации в другую, выслушивает монологи разных персонажей, изредка задаёт уточняющие вопросы, чтобы услышать неизменное «Ты что, так ничего и не понял?». Таким был «Empire V», и таким же стало его продолжение. Но можно взглянуть на похождения Рамы и по-иному.

Герой Пелевина скитается по миру (будь это мир, которым правят вампиры или какой-то иной), в поисках ответов, которые занимают любого человека в любой реальности, но в большинстве случаев эта реальность наша с вами — возможно, это одна из причин, почему роман похож на путешествие по трактату буддистской философии или загробному миру из «Божественной комедии».

А может быть, это оммаж на видеоигры (которыми, как известно, очень увлекался автор), в особенности ролевые. Этим можно объяснить виртуальность локаций, в которые попадают его главные герои, равно как и помочь читателю напрямую ассоциировать себя с центральным персонажем (и точно также ничего не понимать в происходящем вокруг и в монологах встречаемых им NPC, что очень забавно подаётся именно в «Бэтмане» — специально приготовленный препарат крови и приспособление, отправляющее вампира в разновидность виртуальной реальности).

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

И вновь реальная реальность преподала мне важный и глубокий урок. Опять оказалось, что я не снежинка, и вообще не один такой умный. Судя по отзывам многие лаборанты оценили роман Пелевина трезво и адекватно. Поэтому решил не рассусоливать и не гнать многостраничные филлипики, ограничившись — пока — пятью копейками.

Правильно отмечено, что по форме роман — эзотерический трактат о бренности всего сущего. Но по сути это политическое заявление. Гласит оно не мудрствуя лукаво — мир неизменен и вообще не существует, поэтому надо смириться со своим положением угнетенного раба и думать только про то, «где взять деньги?»

Это философия мелкого лавочника, трепещащего перед властью мира сего. По Пелевину — Великим Вампиром. Но кому же принадлежит эта мировая власть? Если отринуть всякие эзотерические загонки, только затуманивающие взгляд (именно поэтому разные персонажи книги талдычат Раме одно и то же разными словами — чтобы спутать сознание), власть сейчас принадлежит наиболее реакционным и наиболее шовинистическим кругам финансового капитала, то есть фашистам. И Виктор Олегович Пелевин, якобы поклонник и ученик Кастанеды и прочих Чжуан-цзы, со своей идеологией смирения и принятия якобы неизбывного положения вещей, является лакеем и пособником фашистов. За что имеет свой вполне осязаемый материальный гешефт.

Лакеем и оппортунистом он стал из-за своего происхождения из советской мещанской среды самого высокого полета (родители — московские совслужащие), потом на это наложились переживания и думы по поводу одновременного краха Советской системы и чтения буддийских мудрецов. Явился миру новый циник и мизантроп вооруженный лучшим в мире образованием и обладающий великолепным литературным талантом. И поставил осознанно свои таланты и знания на службу зла. Совершенно конкретного, а не высосанного из подземных нетопырей.

Есть старый диагноз Горького, высказанный в связи с первыми книгами Селина, о том, что эстетствующий и играющий в духовность буржуа, разочарованный как будто бы крахом европейской культуры после Первой мировой войны, готов к принятию фашизма. И этот диагноз все еще работает на новом витке глобальной политической реакции в мире победившего либерально-финансового капитализма. Фактически Пелевин — Луи-Фердинад Селин нашего времени и локации. Чтобы не стать заодно еще и новым Йозефом Геббельсом ему не хватает только соучастия в массовых убийствах, но он УЖЕ их оправдывает.

Вот только помимо прочего вранья, переполняющего страницы «Бэтмана Аполло» есть одно важное умолчание. Неизменный и вечный мир медийно-сенсорного угнетения, где важен только вопрос «где взять деньги?», возник приблизительно в 1975 году, как реакция финансового империализма на глобальную революционную ситуацию второй половины 1960-х годов. И уже сейчас, как старый зомби, этот «вечный» мир трещит по швам и расползается. Его крах скор и неминуем. И не важно насколько остроумно и едко будут стебаться и опровергать это персонажи вроде Пелевина. Перед каждым из нас встает выбор — последовать сладкоречивым советам Виктора Олеговича, смириться и в коленопреклоненной позе (привет БЛМ!) встретить драматические изменения в общественной эволюции человечества или занять активную жизненную позицию и осмысленно участвовать в позитивной перестройке дольнего мира.

При всем при том «клоун у пидарасов» хорошо отработал свой номер, обеспечив мне гневно-позитивную реакцию и творческую бессонницу на несколько суток. Роман написан на высоком художественном уровне, интересны приключения Рамы и оригинальны локации мистериального действа. Если бы роман был раза в полтора короче, получился бы увлекательный эзотерический боевик с реакционной подкладкой. А так нам достался иногда скучный до зевоты трактат, проповедующий солидаризм а ля Бенито Муссолини.

Так что после талантливой, умной и мерзопакостной книжонки Пелевина мне захотелось прочитать что-то светлое, жизнеутверждающее и доброе о хороших людях. Пойду примусь за Ирвина Уэлша.

Оценка: 7
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обычно я стараюсь не писать рецензии на недочитанные книги, но тут, кажется, ста страниц более чем достаточно, ситуация предельно ясна.

Пелевин издал очередной роман про буддизм, кокаин, гламур, мистические видения и олигархов.

Он ничем не отличается от всех предыдущих романов Пелевина про кокаин, вампиров, буддизм и ментов.

Если вам нравятся романы Пелевина про буддизм, симулякры, баблос и кокаин — читайте «Batman Apollo».

Если дискурс, менты, баблос и буддизм (старательно перемешиваемые в разных сочетаниях), вам уже поперек горла — не читайте «Batman Apollo».

Больше про эту книгу сказать просто нечего.

Оценка: 4
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если Пелевин всё время пишет один и тот же роман, то почему бы мне не писать на него один и тот же отзыв?

Итак. Ожидаемо. Ничего нового. Вариации на тему старых текстов. Эксплуатируются всё те же стандартные штампы массового сознания: криптократия, мировой заговор банкиров и вампиров — бессмысленный и беспощадный. На злобу дня к последним на этот раз пристёгнуты пусси райот и менты. Не сомневаюсь, что выйди книга на пару месяцев позже — и приснопамятный эпизод с Платоном Елениным в неё бы тоже вошёл. [Добавление от 2021 года: Кто такой этот Еленин? Убей, не помню. Sic transit gloria mundi...] Утром в газете, вечером в куплете. По мне так всё это скучновато и, главное, непонятно зачем писано.

И беда не в том, что это действительно написали... э-э-э... литературные афроамериканцы — не думаю, что это так — но в том, что тексты такого уровня они теоретически вполне могли бы создавать при минимальной поддержке со стороны мэтра.

Хотя есть и более весёлое предположение — Пелевин просто издевается над читателем. Точнее, экспериментально исследует вопрос о том, насколько можно снизить планку, не потеряв при этом интереса таргет-группы.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дочитал «Бэтмен Аполло» и должен заявить, что считаю книгу лучшей из всех пелевинских.

При это догадываюсь почему книгу считают неудачной: автор загрузил читателя по полной программе, соотношение между «бу-га-гашечками» и философией оказалось сильно в пользу последней (а многим хотелось бы видеть Пелевина просто рассказчиком анекдотов и автором метких афоризмов, и чтобы всё это было в лёгком психоделичном антураже), десакрализация оппозиции.

В общем, Пелевин решил перемолоть всё мироздание в виртуальную пыль и проделал это немного болезненно для читателя и достаточно неторопливо.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Может конечно я тупой, но я так и не понял, зачем автор большую часть книги пишет одно и то же. Глав герою раз объяснили что нет субъекта, два, три, но когда ему уже наверное раз в шестой говорят одно и тоже немного другими словами при других обстоятельствах я уже откровенно недоумевал. Нет субъекта, точка, что непонятного-то? Зачем это размусоливать на сотни страниц? В общем мне совсем не понравился баланс между сюжетом и философией. Основная философская мысль рассказана в самом начале, а потом по мере очень вялого развития сюжета пересказывается многократно не привнося ничего нового. Даже баблос не получалось вырабатывать, скукота.

Первая часть цикла в этом смысле по-интереснее была, хотя уже и там были видны эти проблемы.

К слову, заметил что по сюжету этот роман похож на СНАФФ, и там и тут классические «попаданцы», как я для себя это понимаю. Главный герой со своим мировозрением, попадает в новое для себя окружение, где ему открывают глаза на привычный мир. Самый простой для автора приём, все свои идеи можно высказать в рамках диалогов главного героя с более осведомлёнными товарищами. Но в Империи В к сожалению, кроме этих диалогов нет ничего. Слабенькая любовная история, которая и не любовная вовсе... ну высмеял всяко разно всех сильных мира сего. Но на «подвиг» в литературном смысле это всё-таки не тянет.

В общем по итогу, Снафф понравился гораздо больше Империи, там тоже всех высмеяли, тоже затронута тема свободы воли и смысла жизни, но кроме этого там ещё куча всего, а здесь ничего.

Оценка: 6
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пелевин, несмотря на то, что давно выстраивает собственный мир в слабо пересекающихся сюжетно, но идейно идентичных произведениях, впервые сочинил продолжение. «Бэтман Аполло» прямо продолжает (с кратким экскурсом в основные понятия) роман «Ампир В», который про вампиров.

Фантастическая часть обоих романов довольно оригинальна и неплохо проработана, обычно Пелевин миростроительством (как и построением сюжета) не увлекается, но концептуально вампирская тема сводится к стандартной для Виктора Олеговича русифицированной дзен-Дерриде: та же мешанина популярного буддизма, современной радикальной мысли и постсоветских реалий. Старые песни просто актуализируются под изменяющийся медиаконтент: Болотная/Поклонная, Pussy Riot, оккупаи, Удальцов, Немцов, Сорокин, Быков… Странно, что не отражена осенняя «анатомия протеста» (возможно, уже была стадия постпродакшна), но случись «закон Димы Яковлева» или смерть Березовского чуть раньше, им-то точно нашлось бы место в псевдоконспирологических построениях Пелевина. Что любопытно, сущность своего метода (в романе – мемокода), он не то что не скрывает, а выставляет напоказ.

«Мемокод – такой спецтэг, который указывает, что данная информация исходит от молодых, светлых и модных сил. Из самых недр креативного класса. С помощью таких тэгов можно повышать уровень доверия к своей информации», – рассказывает халдей, отвечающий за провокации. Собственно, это стандартные приёмы Пелевина, рассчитанные на target group, как и живописание мерзости существования в России (что компенсируется, впрочем, констатацией аналогичных ужасов в первом мире и гораздо худших – при тоталитаризме, что должно в какой-то мере примирять активного читателя с действительностью). Множество архиверных высказываний, раскрывающих подлейшую сущность политики, экономики, искусства и других областей человеческой деятельности должны, очевидно, порождать какой-то квазиманихейский эффект в сознании представителей креативного класса и направлять их возмущение внутрь.

«Бэтман Аполло» исполнен безысходности и крайне пригоден для чтения в тяжелых психологических ситуациях. У власти – кровососы. Везде. Жизнь – дерьмо. Везде. Протестовать бессмысленно. Человек – это фабрика боли. Личности нет. Человека нет, всё иллюзия, есть только свет вечный, которому временами кажется, что он – что-то бесконечно меньшее. Все эти построения подкреплены искусной словесной эквилибристикой, в основе которой – представление об иллюзорности любого субъекта, в том числе и выступающего с критикой представления об иллюзорности. Как и любой софизм, неопровержимый в рамках собственной логики, данный постулат многократно воспроизводится в книге (и не только в этой) и приобретает характер факта.

Пелевин отстаивает невозможность любого сопротивления, сколько-нибудь обращённого вовне. Только внутреннее сопротивление, только благотворительность, только самосовершенствование, только несуществование. Какой возможен протест, если любой протест в современных условиях – постановка с целью монетизации чьего-то интереса. Какая возможна борьба, когда на её острие находится Князь Мира Сего, и все революционеры вольно или невольно выполняют его волю и повсеместно укрепляют систему, выявляя её слабые места. Какое возможно сопротивление, если всё есть Великий Вампир, и сопротивляться он может лишь сам себе. Возможен лишь маленький подвиг и пассивный бунт Рамы в рамках разумного, выразительно контрастирующие с недавними S.N.A.F.F.ом и «Зенитными кодексами…».

P.S. Ещё цитата из книги: «Деньги – это алхимизированное человеческое страдание. Если у тебя его слишком много, ты просто сидишь всю жизнь на огромной горе человеческой боли». В связи с этим вспоминается поговорка о том, что денег много не бывает. Как и боли.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Искренне надеялся, что преимущественно негативные отзывы на книгу вызваны чем-то субъективным, или хотя бы просто усталостью читателей от пера Виктора Олеговича. Но нет. Тягомотина продолжилась, как и пелевинский вампирский цикл «Рама II».

Мне нравится поздний Пелевин, возможно, не меньше, чем ранний. Его крепкая «Ананасная вода», великолепные «t», «Лампа Мафусаила» и «S.N.U.F.F.» наглядно демонстрируют, что при желании автору есть чем удивить фаната или просто читателя. С другой стороны, роман «Бэтман Аполло» одним махом объясняет всё, за что в позднего Пелевина упорно летят гнилые помидоры. Ибо если кому-то захочется раскритиковать творчество Пелевина, выделив все худшие стороны автора — ему достаточно просто беспристрастно пересказать основную мысль этой книги, не забывая так же объективно перечислить все её особенности. Грубо говоря, «Бэтман Аполло» — настоящая паршивая овца в прекрасном стаде книг одного из моих любимых авторов.

Рама Второй продолжает своё путешествие, если его можно так назвать, по ещё большему количеству локаций, ещё более беспредметных, бессмысленных и скучных, затевая ещё больше бесед с разного рода вампирами, халдеями и андэдами, чем в первой книге «Ампир В». Первый недостаток в том, что действительно все перемещения главного героя абсолютно бессмысленны и, конечно же, не вызывают сопереживания, так как они ничем сюжетно не обусловлены, они максимально внезапны и необходимы лишь для очередной беседы о «правильном понимании мира». Второй глубокий провал в том, что такого рода подача своего видения устройства мира невероятно скучна. Я хорошо отношусь к той части книг Виктора Олеговича, где он задвигает о солипсизме и буддизме, и меня всегда радовало, что до этого, в большинстве случаев, подача одного и того же разнопланова. Вспомнить хоть «Шлем Ужаса» — прекрасная подача своих идей в форме чата о внутреннем лабиринте ума, «S.N.U.F.F.» — подача солипсизма через сур и глаза видеохудожника, «Священная книга оборотня» — через хвост и культурное наследие мира в маленькой головке лисицы. Пелевину это удавалось много раз. Но не сейчас. Эксплуатация достаточно вымышленной, с одной стороны, и крайне безынтересной, с другой, фабулы не играет на руку донесению очередного трактата. Третий недостаток — вторичность социальных подколок, которые свойственны книгам Пелевина, здесь они повторяющиеся то из «t», то из «Generation П». Четвертый — глумление над «протестом» и над событиями на Болотной площади, как бы мы к ним не относились, вышли недоработанными, символическими, маркетинговыми ради большей продажи своего философского труда. И последний, пятый, недостаток... Представьте... Рома/Рама в течение почти двух книг объемом страниц по 300-400 слушает и слушает тех, кто его учит жизни, слушает и слушает. Сколько раз ему говорят учителя и собеседники: «Ты так ничего и не понял, Рама». Даже в мыслях Рамы частенько проскакивает после обильного загруза подобный абзац: «Я решил не спрашивать у него, что это такое, а он тем временем продолжал...» Понимаете, да? То есть автор сам как бы расслабляет своего слушателя, чтобы он особо и не заморачивался над ментальными выкладками. Не понял? Автор объяснит немного другими словами. Снова не понял? Автор объяснит метафорой. Блин, опять не понял? Автор объяснит шуткой или сведёт к шутке. И что самое смешное... Вот слушал все эти трактаты Рама в течение почти двух книг цикла. Что же происходит в самом конце? А я напомню: наконец-то Рама Второй стал настолько способным умничать, что сразу же научил жизни и своего водилу Григория, и затем мента полковника. Осознание этого меня просто выбило из колеи. Получается, автор прямым текстом говорит своему читателю: «Послушал урок в течение 700 страниц? Молодец. Теперь можешь ходить по улицам и умничать столь ценным и исключительным Знанием.»

Среди моря скучной тягомотины и вторичности могу выделить три кусочка, которые для меня имеют ценность в этой книге: 1) разговор с Дракулой (глава 11 «Dionysus the Oracular»); 2) разговор с Бэтманом Аполло (глава 15 «Omen»); 3) подколка в адрес Владимира Сорокина (приложение «Сркн»). Но эти фрагменты, естественно, не спасают.

Оценка: 5
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Batman Apollo» — это не литература в привычном понимании этого слова, это художественная философия на заданную тему, пускай она одна и та же. Впервые взявшиеся за Пелевина читатели встретят на страницах много сложных слов, значение которых можно будет понять по ходу сюжета без помощи других источников. Ныряя в текст, неподготовленный человек рискует впасть в нирванический ступор: настолько всё внутри сверхкреативно и местами даже странно. Оттого и интересно.

На первый взгляд кажется, что автор вернулся к вампирской теме только потому, что это модная тема последних лет, ведь даже адресуется роман в первую очередь читательницам (СНАФФ был явно для мужчин). Но вникая в суть произведения становится понятно, что вампиризм — самое точное определение подпитки Высших сил страданиями своего народа. Выходит, автор и в тренды влился, и пример хороший привёл. Но не будем забегать вперёд.

Фирменный пелевинский стиль остался неизменным. Читать его антиутопию не скучно даже несмотря на то, что «Batman Apollo» не отличается динамичностью. Чтению способствует довольно остроумный текст. Возможно, в сравнении роман кажется слабее предшественников, но сам по себе очень неплох. СНАФФ воспринимается бодрее из-за рассуждений о секретах женского сердца, а с протестами на баррикадах далеко не уйдешь. Множество замысловатых метафор в оригинале смотрятся хорошо, как всё это переводить — неизвестно. Для затравки чуточку приоткроем сюжетную линию.

Человечество прочно закабалено вампирами: людям закрыто для понимания действительное положение дел. В любом национальном языке предусмотрены баги, мешающие понятливо объяснить самое главное. Контроль над людьми зиждется, как обычно у Пелевина, на гламуре и дискурсе. Однако в наше время многие стали посмеиваться над тем и другим, и появился риск утраты контроля. Обеспокоенные вампиры придумывают ввести настроение протеста и привлечь в него бомонд, дав гламуру второе дыхание. Протест становится модным реалити-шоу и не представляет угрозы, а контроль над людьми вновь обретён.

И тут на второй круг познания выходит Рама из романа «Еmpire V», в котором его умышленно оставили недоучкой. Этот 20-летний вампир-новичок решает разрушить систему и постепенно получает ответы на многие вопросы мироустройства. Зачем нужен этот контроль, кто стоит во главе, как его избежать и независима ли сама верхушка власти — всего лишь некоторые из многих раскрытых им загадок.

Выражаясь интернациональным языком музыки, «Batman Apollo» — это настоящий панк (стремление к полной независимости, личной свободе), но при этом очень психоделический. Пелевин, конечно, прав. Что бы он ни имел ввиду. Чтение его романов — отличный способ расширить сознание, ничего при этом не употребляя. Вероятно, он занимается какой-то серьёзной духовной практикой, чем и объясняется уникальность и в некотором роде однобокость его творчества. В конечном счёте читатель снова получает что-то между тоталитарным «1984» Оруэлла и потребительским «Дивным новым миром» Хаксли в переложении на российскую действительность. Страдания от пыток меняются на переживания от поражений в виртуальных играх и общей зацикленности на Интернете. И вроде бы акцент актуальный, но нынче модно Пелевина ругать за однообразие в творчестве. А ведь повторения в данном случае — это осознанное закрепление информации. Так что всё в полном порядке.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Закрыв эту книгу на последней странице, я ощутил тягостное недоумение. Зачем вообще я читал ее?! Пелевин поступил по рецепту столь охаивамого им Голливуда: в сиквеле того же, но побольше. Конечно, мир вокруг Рамы Второго раздвинулся, он познакомился с Великим Вампиром, продвинулся по карьерной лестнице и совершил подвиг, но по сути ничего не изменилось, кроме того, что количество поноса, коим Пелевин поливает все и вся вокруг себя, увеличилось на порядок. Он просто повторяет все то, что уже изложил в «Ампир V», причем теми же самыми словами. Несмотря на определенные удачные фразы и пару смачных шуток, все это очень быстро скатывается в скучное и убогое самоцитирование. Мне могут возразить — мол, я не способен увидеть истину в том, что мне было разжевано, мол, мой ум Б отказывается увидеть настоящее положение вещей. Однако отказываться не от чего. Я согласен с основными идеями Пелевина — о том, что мир вокруг нас иллюзия, крутится на словах, а сознания не существует. Дальше постулирования этого весьма несвежего материала Виктор Олегович не идет, и что с этим бастардом субъективного идеализма делать — непонятно. Надо либо убиться о стену либо забить ржавый болт на тщетность страдания и пустой адреналин видеоигр и жить дальше. Поскольку убиваться я не хочу, а другой альтернативы вампирская романтика не предлагает, возникает вопрос: к чему все это было? Автор, несомненно, получил за свои усилия пресловутый баблос, точнее, бабло. С ним все понятно, а что насчет меня? Зачем я читал эту книгу?

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх