Карл Саган «Голубая точка. Космическое будущее человечества»
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
negativecharge, 5 сентября 2020 г.
Космическое прошлое человечества.
Меня не устаёт удивлять, как серьёзные люди, умные учёные, опытные уже мужи, считают своим долгом обязательно оскорблять религию и верующих. Причём делают это с таким ярым фанатизмом, что это пугает. Кроме самой религии, церкви, верующих их ещё раздражают теологи и даже (!) философы. А когда эти же учёные к тому же начинают говорить о терпимости, то тут уж моё удивление становится ещё больше. Если уж вы — учёные, несущие свет науки в массы, не надо тратить время своей лекции/книги/беседы на нападки, тем более не надо с этого её начинать. И дело не в том, что я пытаюсь защитить религию. Я просто обращаюсь к логике. Где больше всего людей, которым учёные хотят донести свои популяризированные для простого населения знания? Судя по их нападкам, среди верующих. Кого эти учёные отталкивают от своих знаний оскорбительными выпадами в сторону церкви? Верующих. Неужели не хватает терпимости даже ради науки. Ведь она же важнее всего?
Итак, история борьбы Коперника, Галилея и других славных, опередивших своё время по мировозрению, учёных с церковными чиновниками на странице 99 завершается интересным обещанием. Я его приведу здесь:
«Факты, по крайней мере известные на настоящий момент и с поправкой на законы Природы, не требуют наличия Создателя. Возможно, он все-таки существует и прячется, ни за что не желая выдать себя. Иногда такая надежда кажется очень слабой.
В таком случае важность нашей жизни и нашей хрупкой планеты зависит только от нашей же мудрости и отваги. Мы – стражи смысла жизни. Мы тоскуем по Отцу, который заботился бы о нас, прощал бы нам наши ошибки, спасал нас от наших детских промахов. Но знание предпочтительнее неведения. Гораздо лучше принять горькую истину, чем успокоительную сказку.
Если мы жаждем какой-либо космической цели – давайте же найдем себе такую достойную цель.»
«Ничего себе! — подумал я, — Карл Саган сейчас мне откроет смысл жизни человека и даст цель, ради которой присутствие смерти покажется лишь достойной платой за неё!» Мой интерес, уже слегка угасший рассказами о прошлом в духе советской детской энциклопедии о космосе, возродился и даже стал выше. Напрасно.
Рассказы о прошлом продолжились. Это были какие-то отдельные эпизоды по истории возникновения Солнечной системы в целом, каких-то её частей по отдельности. То автор рассказывал о том, как исследовали атмосферы планет. То — с какими трудностями сталкивались инженеры во время отдельных экспедиций к каким-то планетам или их спутникам. То внезапно приравнивал Гитлера и Сталина в каком-то странном сравнительном образе. То вдруг перескакивал на озоновый слой и глобальное потепление.
Читая рассуждения об экологических проблемах Земли в изложении гражданина США, я всё ждал, когда же он свою страну призовёт к умеренности. Ведь тогда планете действительно полегчает. Но нет, обращение было скорее ко всем, а при современных реалиях это скорее видится так: вы затяните пояса, а мы позже присоединимся. Конечно, сам учёный не это имел ввиду. Но решат не учёные, а политики. Единственное историческое отступление, которое меня заинтересовало — финансирование программы полёта американцев на Луну и сравнение бюджета НАСА и оборонного бюджета США. Исходя из этого можно сказать, что космическая программа на нашей планете свёрнута, так как никому она не интересна ни с политической, ни с экономической точки зрения. Нет денег — разбежались или состарились инженеры и учёные — новые не пришли на их место — надо звать на помощь Илона Маска, чтобы начать с начала. Но как бы не были интересны те или иные исторический эпизоды освоения космоса, те или иные истории из личной практики Карла Сагана, это ни на шаг не приближало меня к пониманию космического будущего человечества и уж тем более к пониманию достойной космической цели.
В итоге никакого стратегического плана развития космической программы человечества в книге я так и не нашёл. Есть задел на ближайшее будущее в виде пилотируемого полёта на Марс без каких-либо глобальных целей. Перед этим рекомендуется осуществить полёт на астероид Нерей и обратно в качестве пробного шага. Но это же даже не яблоки на Марсе. При понимании автором гигантских временных масштабов Вселенной строительство МКС — это не будущее, это завтрашний (на момент выхода книги) маленьких шаг на основе другого шага — станции «Мир». Ориентация на ближайшее будущее губит книгу. Её губит само время, унося в прошлое. Но прошлое — это не то, ради чего я читал данную работу. «Голубая точка» будущего устарела, остались лишь экскурсы в историю и чувство одиночества человека и человечества среди холодной, равнодушной Вселенной. Маленькая голубая планета на окраине Галактики. Нас никто не ждёт там, среди хаоса и безжизненности. Мы там чужие, так как мы живые. Не самая притягательная цель для освоения в то время, когда не изучен Мировой океан. В то время, когда внутри каждого человека есть своя Вселенная, которую можно познавать и улучшать всю его жизнь.
Карл Саган был прав, когда в начале книги заявил: «Если мы жаждем какой-либо космической цели – давайте же найдем себе такую достойную цель.» Последняя глава показала, что учёным действительно есть к чему стремиться. Что касается человечества в целом, то поиски цели продолжаются. И тут, возможно, учёным поможет какой-нибудь философ.
Кропус, 31 октября 2017 г.
Последнии главы, это настоящий гимн возможной космической экспансии человечества.