Марина и Сергей Дяченко «Алёна и Аспирин»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Городское фэнтези )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Аспирин — ди-джей на попсовом «Лапа-радио», являясь классическим холостяком средних лет, живет в свое удовольствие, заботясь о себе и только. Однажды ночью возвращаясь с работы, встречает он девочку с плюшевым мишкой, к которой приставали хулиганы, и решил вступиться. Зря! Девочка оказалась в состоянии защищаться сама, ведь у нее такой славный друг. Зачем он пошел этой дорогой? Ведь всё пошло наперекосяк: и личная жизнь и работа. Что делать, если уже через день девочка живит в его доме и учится играть на скрипке, а мрачный плюшевый мишка кушает мед на его кухне. Главное не сойти с ума и остаться в живых, но для этого надо помочь девочке в ее планах, какими бы абсурдными они казались.
Украинское издание («Олена й Аспірин») вышло в свет в 2006 г. на несколько месяцев раньше, чем русское.
Входит в:
— цикл «Крысолов»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 205
Активный словарный запас: средний (2793 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 48 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Розетта / Science Fiction and Fantasy Rosetta, 2021 // Переведённое произведение крупной формы (перевод с русского Юлии Мейтовой Херси) |
Номинации на премии:
номинант |
АБС-премия, 2007 // Художественное произведение |
- /языки:
- русский (3), английский (2), украинский (2)
- /тип:
- книги (7)
- /перевод:
- И. Андрусяк (2), Ю. Мейтова-Херси (2)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
nattsorg, 8 сентября 2022 г.
«Алена и Аспирин» – воздушный роман, а упоминающиеся в нем классические композиции прекрасно аккомпанируют творчеству супругов Дяченко. Перед нами очередная интерпретация старинной немецкой легенды о Дудочнике – интересная, написанная легким слогом, складывающемся в знак вопроса – «Куда же мы все идем?..».
Горькая правда сквозит в словах Алены: «Зато сочиняются новые песни, – она улыбнулась. – Складываются слова… Поднимаются новые стены, строятся новые города… Ужасный мир. Нет гармонии». Как так, имея за спиной выдающееся культурное наследие, люди продолжают лгать, обманывать, предавать? Что бы произошло с нами, если отбросить всю ненужную злободневную мишуру и посвятить жизнь гуманистическим идеалам? Дяченко пытаются найти ответ на этот вопрос и со всем своим мастерством направляют к этому читателя. Алена ведь не только носитель чистой духовности, но вместе с Аспирином и его радио – пример того, как все-таки легко управлять массами, ведя их на слепом поводке, свитом из мелочных побуждений и сиюминутных порывов.
Технически произведение безупречно – четкий ритм, приятная атмосфера, укутывающая осенним пледом, яркие персонажи только подчеркивают искусство супругов. Придраться можно лишь к метаниям Аспирина. Но ввиду свалившегося на его голову «счастья» можно лишь сокрушенно произнести: «Каждый свихнулся бы по-своему».
tapok, 2 ноября 2020 г.
Музыкальный вейрд-фикшн
***
Гамельнский крысолов – архетипичная легенда, к которой обращались многие деятели искусства. Про него пел «Северный флот», про него писал Мьевиль. А еще раньше о нем очень здорово высказался Браунинг. И это далеко не весь перечень, к слову. В этот раз к тематике флейтиста решил обратиться тандем (и супруги) Дяченко.
…ди-джей Аспирин (Алексей) – мужчина 34 лет, холостяк и повеса. Однажды он в подворотне видит маленькую девочку, которая держит на руках плюшевого медведя. И дернул же черт его за ногу, Аспирин не просто подходит к девочке, но и…забирает ее домой. Девочку зовут Алена, а ее игрушку – Мишутка. Всё бы ничего, да вот Алена не из этого мира. И нужно ей найти кое-кого… Вот вам и нравоучение – девочки с медведями во дворах да по ночам – опасная затея.
Роман по объему довольно короткий, здесь один ПОВ – Аспирин. По жанру это фэнтези. Ну или магический реализм. Географически всё действие проходит в одном городе (на самом деле список локаций скудный), по времени – линейное движение от конца лета к весне. В плане экшена книга очень неровная. Есть отрезки откровенной воды, есть моменты с экшеном высокого накала. Но вторых определенно меньше.
Чем же «Алена и Аспирин» выделяется на фоне других книг? Во-первых, здесь нет какого-то определенного антагониста. Это не битва добра со злом. Во-вторых, главный герой – Аспирин – не особо-то и светлый. Его нельзя назвать и негативным героем, нельзя назвать и серым. Вполне себе такой живенький персонаж. В-третьих, тематика книги – музыка. Необычно. Аналогов сходу и не подобрать. Еще один плюс – смысловая нагрузка. Здесь сразу несколько занятных моментов. Надо ли реально помогать ближнему? Ведь порой последствий не разгребешь. С другой стороны, Аспирин помогает. И не сказать, что он делает это из-под палки. Еще один подтекст – управление людьми. Третья проблема – проблема выбора. Его надо делать самостоятельно и сознательно. Нельзя навязывать свою волю другим людям.
Что касается минусов, то первый был озвучен выше – неровное повествование. Воды в романе реально хватает, но захлебнуться ею не получится. Второй минус – книга неожиданно оказывается из раздела вейрд-фикшн. Почему это минус? Начиная читать «Алену и Аспирина» (не увидев ярлык вейрда!), не ожидаешь, что не получишь ответы на вопросы. Так вот знайте – вы их тут не получите. От слова «совсем». Кто такой Мишутка, кто такая Алена, кем был ее брать, из какого мира они пришли – вот малый список вопросов, на который Дяченко не дают ответ. Увы.
Заключение: это неплохой роман. Необычная тематика, занятный список проблем. Но все это портится отсутствием ответов на вопросы. Конечно, любой роман не сводится к ответам на вопросы. Но здесь авторы реально многое умалчивают, остается недосказанность, которая раздражает. Если знать об этом заранее и мысленно подготовиться, то, возможно, негативный эффект будет ниже. Определенно не стоит начинать знакомство с творчеством Дяченко с этого романа.
7 крысоловов из 10.
Gayer, 27 декабря 2019 г.
Пожалуй первая моя такая низкая оценка ибо все что ниже 5 и дочитывать не стоит. Но все же дочитал.
Прежде всего бесит
Аспирин, то нормальный человек, то редкостная скотина с садистскими склонностями когда от души бьет по лицу ребенка или оставляет девочку ночевать на полу в прихожей (несмотря на наличие второй комнаты). То мечтает избавиться от ребенка, то когда есть возможность вернуть не пользуется ей, и тд и тп
Алена, то прожженая циничная девка «– Звони, – пробормотала Алена ему в спину. – Я скажу, что ты заставлял меня ходить перед тобой голой. И принимать всякие позы. А за это кормил. И еще…»
то «Она взяла медведя на руки и прижалась лицом к короткому светло-коричневому меху. Через секунду Аспирин с ужасом обнаружил, что она плачет.
– Ты чего?!
– Здесь… страшно, – пробормотала девочка. – Там, ночью… я очень… испугалась.»
То она разбирается в этом мире, то ничего не знает и так далее, нет ладно еще когда это пару раз, а тут весь собственно текст посвящен нескладухам главных героев и происходящим по этому поводу проблемам.
Кокша, 31 октября 2021 г.
Первая моя книга авторов. Зацепило сильно. В какой-то момент из-за симпатии и антипатии к обоим героям противоречия разрывали настроение. Казалось, что залип и не можешь вырваться из этой вязкости и в то же время сюжет рвётся вперёд. Аспирин вызывает жалость и сочувствие. Алена — возмущение ее поведением и сочувствие. Хочется ещё почитать авторов
arturramires, 8 декабря 2018 г.
Книжка в меня попала.
Понятны все нюансы (до самых последних нот) настроений и переживаний героя. Да и вся драматургия держит от начала до конца.
В «положительной» Алёне нахожу массу несимпатичных черт, а вот Аспирин вызывает настоящее сопереживание. Видимо, потому что я, во-первых, мужчина, а во-вторых — более чем среднего возраста. Авторы мастерски показывают сочетание желания отстоять границы крайнего жизненного индивидуализма с одной стороны, а с другой — попытки сохранить лицо перед самим собой.
__Сюжетно мне роман очень сильно напоминает развёрнутую вариацию рассказа Трумэна Капоте «Мириэм».
P.S. кстати, вот, почему пишут в классификаторе место действия, мол, Россия/СССР?
По всему — может быть и Киев (время же действия — нулевые), например...
Iriya, 22 марта 2019 г.
«Я боюсь людей, которые кажутся живыми, а потом оказывается, что они не просто мертвецы — они уже сгнили.»
*
«Все, что имеет старт, должно иметь и финиш, иначе хоть какой выносливый бегун сдохнет на маршруте, так и не порвав ленточку.»
*
Никогда не отучу себя от дурной привычки ценить книгу по обложке, а точнее, по названию. Так случилось и с этой книгой. «Аспирин..., ерунда какая-то!» — подумала я. Однако, прочитав немало книг этих авторов, я решилась. И, поверьте мне, нисколько не пожалела.
*
Представьте: ночь, ди-джей радио Аспирин (он же Алексей) возвращается домой после вечернего эфира и в темном переулке встречает...Кого бы вы думали??? Маленькую девочку с плюшевым медведем. Что это: игра воображения, усталый мозг или чья-то дурная шутка??? Не ясно!!! Ясно одно: ей надо помочь! С этого момента привычная жизнь Аспирина переворачивается с ног на голову.
*
Книга с первых страниц затягивает читателя невероятно захватывающим сюжетом. События разворачиваются быстро и динамично и, вместе с ними, меняется и главный герой. Если в начале книги его образ вызывает скорее ироничную улыбку, то к финалу книги Алексей вызывает уважение, а иногда даже — восхищение.
*
Дяченко снова умело вытащили на поверхность много злободневных вопросов: о предназначении и цели в жизни, о любви и, конечно, об ответственности. Об ответственности не только за себя (что съесть на завтрак и с кем провести ночь), но и за окружающих тебя людей.
*
Хочется отметить особый юмор авторов, который я просто обожаю. Я давно так не смеялась, читая книгу. Отличная вещь для поднятия настроения. Ну и о главном. Интрига романа сохраняется до самого финала. Книга нам говорит о том, что, зачастую судьба в нашу жизнь приводит людей и события, проверяя тем самым нашу готовность к новым изменениям в жизни. Ах, эта девочка с мишкой...Кто она? Целеустремленный демон, готовый взломать вашу налаженную жизнь или кто-то другой...? Ответ на этот вопрос вы сможете получить, прочитав книгу «Алена и Аспирин». Роман написан Мариной и Сергеем Дяченко, и этим все сказано!
Eva, 6 июня 2015 г.
Самое неприятное для меня произведение Дяченок. Я буквально ломала себя, чтобы дочитать его. Так что заранее прошу прощения за несколько эмоциональный отзыв.
Человек человеку — зверь.
Я не могу понять произведения, где меня почему-то хотят заставить симпатизировать и сопереживать такому главному герою. Человеку, который кроме ненависти, страха и безразличия ничего не несет в этот мир. Человеку, у которого под боком оказалось чудо в белых полосатых носочках, в футболке «Krakow. Learning to fly», и который даже не интересуется этим, его это не трогает — лишь вызывает страх. Все, что он умеет — это бить ребенка и называть ее дрянью, девочку 10 лет, выставлять в подъезд, пока он куролесится с очередной девчонкой и, напившись, забыть ее там до утра..
Какие чувства и эмоции он может вызвать? Правильно, только презрение. Презрение за то, что испугался единственного своего благого поступка — когда по недоразумению совершил хорошее дело — привел маленькую, запуганную девочку к себе в дом. Да и заботился он о ней только лишь потому, что переживал, что скажут о нем окружающие.
При всем при этом, когда он сам сталкивается с родственными ему существами, его мысли звучат так:
«И он вдруг заревел, горестно, слюняво и сопливо, и Аспирин осознал свою полную власть над этим жалким, скверным, трусливым и жестоким созданием, которое будет жить и портить все, к чему прикоснется, ломать и топтаться, плевать и гадить, а если осмелится – то, возможно, и убивать. Ему захотелось еще раз его ударить. Бросить на замлю и бить ногами. Раз и навсегда указать червяку его место. Смешать с дерьмом.»
При этом Аспирин не осознает, что по отношению к Алене — он такой же, он тоже червяк. Он даже был готов ее убить. Так стоит ли удивляться, что она одаривает его презрительным холодным взглядом?
Тут многие пишут, что Алена — манипулятор. Но я не совсем согласна с этим. Да, у девочки есть цель — спасти своего брата. Вполне логично, что она готова на многое, чтобы выполнить свою миссию. К тому же для нее это — единственный путь домой. Но ей нужен кров, нужны реальные человеческие деньги для этого. Аспирин связал себя с ней, позволив остаться на ночь. И она шантажирует его. Довольно взрослыми и грязными вещами. Но разве Аспирина можно пронять еще чем-то? По доброй воле и по доброте душевной он готов помогать лишь привлекательным девушкам с перспективой ночи вдвоем.
Его метания в конце романа, намеки на проснувшуюся душу, в моем понимании тоже вызваны лишь страхом. Мир этого романа существует именно под знаком «Страх».
Так может именно в нем, чуть позже, Саша Самохина произнесет свое «Не бойся»...
analdr, 4 сентября 2017 г.
Для того, чтобы читать М. и С. Дяченко, надо иметь душу, однозначно ориентированную на любовь и жажду, не веру в..., а жажду строить будущее без имеющихся сейчас пресловутых недостатков. Казалось бы, несовместимость жанра фентези с социологическими и философскими потугами, не дает средств для исправления тех пороков, в которых погрязло человечество. Но это только кажется. На самом деле всё, ВСЁ творчество Дяченко направлено на созидание Человека будущего. Не удивительно, что есть разные оценки, порой диаметрально противоположные. Как нет двух деревьев с одинаковой кроной, так и нет людей с одинаковым умом и способами размышлений и оценок. Поэтому и не всем дано увидеть и глубоко прочувствовать ту высоту морали, этики, нравственности и культуры, которую несет в себе творчество этих фантастически талантливых писателей-гуманистов. Пословица «Что ищешь, то и находишь» справедлива и в отношении к читателям. Изначальный настрой на поиск недостатков, предубеждение, непременно помогут найти негатив. Но искреннее стремление к добру и совершенству, к любви и поиску путей к счастью, обязательно откроют те сакральные стороны сюжетов и действий их героев, которые авторы преподносят нам как элементы совершенствования человечества. Я полностью принимаю все книги М. и С. Дяченко, как вклад в строительство будущего мира без войн и насилия на всех уровнях от власти до бытовых отношений. И в этом понимании их творчество сверхценно. Я боготворю их и желаю продолжать в том же духе любви к жизни и людям.
Lidonel, 23 марта 2017 г.
А мне книга напомнила раннего Лукъяненко, те его романы, которые тоже «городское фентези». Но именно напомнило. Не умаляя достоинства авторов, но не хватает чего-то, о чём потом никогда никогда не забудешь.
При этом читается интересно, сюжет держит.
Интересно вот, как многие так негативно отзываются о главном герое! Наверное все привыкли к драконам и героям, да? По нашим человеческим меркам — ему только крыльев не хватает! Да не только в страхе дело же, а кому на его месте было бы не страшно? А ГГ тащит домой, содержит, защищает. А то такое впечатление, что все уже меряют людей только книжной, а не обычной человеческой меркой.
Я бы никогда не подошла к чистенькой 11 девочке с мишкой ночью в подворотне!
Помните в «Люди в чёрном», там где он в самом начале проходит тест на стрельбу по нарисованным монстрам? Помните кого он застрелил? Праааавильноо — маленькую девочку с учебниками. Потому что такая девочка в таком месте явно не спроста и явно не к добру!
Можно подумать Алёна ГГ что-то дала по жизни, кроме седых волос, нервов и нежеланной дочки. Теперь уже настоящей.
Green_Bear, 18 апреля 2012 г.
К чтению этого произведения стоит приступать сразу после рассказа «Горелая Башня», относящегося к тому же циклу — «Крысолов». Без него сложнее понять книгу, а таинственный персонаж с глазами — щелочками так и остается загадкой.
Наш мир не совершенен, утверждает героиня романа. Но именно благодаря этому в нем возможно совершенствование, творчество — проще говоря, движение вперед. Или назад. Впрочем большинство выбирает топтание на месте, ведь оставаться неразборчивым потребителем, готовым съесть все, что предложат, проще и, главное, не так тяжело и мучительно.
И когда частица иного, совершенного мира попадает к нам, наш мир выстраивает вокруг нее, как организм против занозы, толстый слой гноя. Но не останавливаясь на этом, он изменяет и ее, превращая первоначально чистую и светлую девочку, в резкое, высокомерное чудовище, которое, не взирая ни на что, смело идет к своей цели. И Аспирин, случайно связавшийся с Аленой, не может ничего поделать с ее уверенностью. Ему, привыкшему сидеть в своей уютной раковине обустроенного быта, тяжело и больно, когда все это рушится у него на глазах. Повседневное, привычное борются с тем необычным, что принесла в его жизнь Алена. Принесла невольно, на миг поверив, что этот человек не полностью прогнил внутри, в отличии от большинства.
Два мира, один затягивающий в монотонный круговорот жизни, второй вырывающий из него, заставляющий увидеть подлинную мерзость собственных поступков и желаний, сталкиваются, разрывая главного героя на части. Дяченко великолепно изобразили идеального потребителя, привыкшего брать от жизни все. И то, как ему приходится делать выбор, вновь и вновь, то ошибаясь, то борясь, то поддаваясь душевным порывам.
Кроме того, в роман вплетается и другой мотив. Тот, что потом в полной мере заиграет в «Цифровом». Манипуляция, ее подоплека и результат. Особенно хорошо раскрыта эта тема, в том момент, когда Аспирин сидит за пультом диджея. Даже такое, казалось бы неказистое творчество, но каково погружение, каковы эмоции! Словно ты сам чуть заметно дергаешь за ниточки, контролируя расслабленную, неистовствующую толпу. Но и на этих мотивах соавторы не остановились. Порой, в определенный момент, кажется, что ты начинаешь понимать больше, чем написано. Что сквозь белый лист и черные ряды буковок доносится таинственная мелодия скрипки, замершей в руках Алены. Ты тянешься, надеясь, что вот-вот рухнет барьер и перед тобой откроется что-то, что ты не знаешь... А потом мелодия затихает, и ты, чувствуя, как угасает надежда, все же чего-то ждешь.
И в самом конце симфония, которая звучала все книгу, становится громче. Сюжет вытягивается в туго натянутую нить, и та, пронзительно вибрируя, рвется, мешая Дяченко доиграть до конца. И мелодия остается незавершенной. Если бы не это чувство, наверное, я бы оценил книгу куда выше, но от него никуда не деться.
Итог: книга-жизнь обычного, мечтающего творить человека, мечта которого получает шанс сбыться.
Kasandra, 22 июля 2012 г.
То, что для вас развлечение, буквы на страницах — для меня является жизнью, хоть и прошлой
Пусть я тут выставлен безответственным эгоистом, лентяем, и просто человеком, не понимающем своего счастья — вы такие же. Посмотрел бы я на вас, свались вам на голову эдакое чудо в футболке с надписью Краков, и с этий чертовой игрушкой.
Конечно, уж вы бы ее обогрели, накупили игрушек, затем уволились с работы и пошли вместе искать ее братика.
А потом бы обоих уговорили остаться жить у вас
Так, о чем это я? Ага, вспомнил — я скучаю. Ужасно скучаю.
Приходи, когда сможешь, я научился играть Счастье на моем стареньком пианино.
Твой Аспирин
Марсианский_Енот, 2 июля 2013 г.
Очень сложно было воспринять это произведение. Фантастика ли это? Вряд ли. Слишком реалистично описан быт холостяка-диджея, слишком реален его образ. Линия фантастики,скорее, заключена в поведении Аспирина с девочкой. Вряд ли обычный человек, увидев ночью ребенка, станет вести его к себе домой. Да и их совместное проживание притянуто за уши. Образ Алёны — достаточно непонятен. Авторы до конца не раскрывают интриги — кто же этот ребенок, откуда она пришла, что же это за мир, где судьбы вершатся звучанием песни? Девочка с недетским упорством стремится научится играть, с нечеловеческим цинизмом «вертит» Аспирином, находя нужные больные места, манипулирует в открытую.
Вообще, вся книга пропитана манипулированием — Алена шантажирует Аспирина, обычные люди вертят друг другом,и даже финальная сцена — это принуждение.
Книга сложна для восприятия, на самом деле ломает мозг. Для меня до этого самой...трудновоспринимаемой книгой авторов был «Пандем». Здесь же сюжет более динамичный, черт возьми, ее интересно читать! Но подсознательное отвращение вызывает поведение девочки, описание жизни Аспирина, клубы — быт. От фантастики ждешь больше...фантастики. На любителя, ОЧЕНЬ большого любителя. Не скажу, что не понравилось, но перечитывать не буду
aldanare, 7 июня 2010 г.
Ух. Три дня жила в книге. В собственную квартиру приходила как в квартиру Аспирина и пыталась вспомнить, в каком углу у меня пианино, которого нет. И — честное слово, выйди сейчас на меня из подворотни девочка с плюшевым мишкой, я бы не знала, что ей сказать...
Дяченки все-таки изумительно пишут: вроде ничего особенного, никаких словесных изысков — а в итоге ни одного лишнего слова и упругий, мягкий и четкий ритм повествования, вырваться из которого сложно, притом что никакого особого экшена в тексте нет, это скорее приключения чувств, чем «приключения тела». Вряд ли они ди-джеи, как Аспирин — скорее уж музыканты, как Алена и ее... хм, скажем так — опекун. В книге он безымянный, но если хорошо подумать, то... спойлер, господа. Об этой книге вообще тяжело рассказывать без спойлеров.
О чем «Алена и Аспирин»? Во-первых — о творчестве, настоящем и пластмассовом, созидательном и разрушительном, и всегда — волшебном, потому что оно — единственная магия, доступная в нашем несовершенном мире («наш несовершенный мир» — это дяченковский постоянный лейтмотив, пунктик, можно сказать).
"— Я музыкант, — Аспирин, опомнившись, сунул булку обратно в хлебницу. — Всякий музыкант — немного манипулятор. Тебе ли не знать.
— Нет, — тихо сказала Алена. — Музыкант... особенно если он композитор. Он берет кусок себя, и кровавый кусок... со вкусом жизни, любовью и страхом смерти. И он консервирует... нет, не так, он переводит лучшие — или страшные — моменты своей жизни в другую... знаковую систему. Другой код. И посылает в пространство. Или записывает значками на бумаге. И ему при этом наплевать, раскупают ли у бара спиртное, подрыгивают ли ноги у сидящих и вибрирует ли танцпол».
Во-вторых — о чуде. О том, как обычные (те, кого принято называть «нормальными») люди реагируют на странное, не вписывающееся в привычную картину мира. О попытках подвести это странное под рационалистический знаменатель. О том, как сама реальность начинает на эти попытки реагировать. В тексте есть два почти равнозначных объяснения происходящего, каравай-каравай, кого любишь, выбирай. И... да, почему же все-таки бультерьер остался жив?..
В-третьих — о любви и ответственности. О набившем оскомину «мы в ответе за тех, кого приручили, даже если они сами напросились». О том, что два незнакомых и не очень-то доверяющих друг другу человека (даже если один из них — как бы и не совсем человек) не обязаны за неделю научиться любить друг друга и быть счастливы вместе, как в какой-нибудь голливудской семейной комедии. О том, что рано или поздно приходится брать на себя ответственность хотя бы за собственную жизнь, если уж с чужой не складывается.
P.S. Книга очень любопытно рифмуется с «Крысиным королем» Чайны Мьевилля — но это, конечно же, просто совпадение.
amak2508, 12 октября 2012 г.
Конечно, это далеко не лучшая вещь авторов. Но и в ней им удалось многое. И в первую очередь образ главного героя книги — Аспирина, дискжокея и радиоведущего Алексея Гримальского. Аспирин, законченный эгоист и бабник, оказывается перед дилеммой — сохранить свой мирок в целостности, отказав в помощи десятилетней девочке или изменить свой устоявшийся годами уклад и взгляды на жизнь. И как же здорово это выписано: и он сам, и весь этот процесс ломки его жизненных принципов на фоне таких странных, таких удивительных, таких интересных для читателя отношений с девочкой Аленой.
Понравилась и достаточно простая и в то же время нетревиальная мысль о том, что только в несовершенном (читай нашем) мире возможно творчество. Чтобы творить, человек должен пропускать боль своего мира через себя..
А вот все остальное, похоже, удалось Дяченкам в гораздо меньшей степени: само повествование получилось достаточно монотонным и однообразным, а поэтому и не очень интересным, герои романа малосимпатичны (Аспирин — в силу своей отрицательности, Алена — из-за какой-то общей странности и непонятности ее образа) и чувства сопереживания не вызывают, финал произведения вполне ожидаем и не очень эффектен.
Джейана, 27 октября 2011 г.
Странное впечатление производит эта книга. Изначально я решила, что попала в число тех, кого она «не зацепила». Написана (что собственно не удивительно) очень интересно, читается легко – но вот герои… Они не вызывают теплых чувств. Аспирин, с его нежеланием нести ответственность за что-либо, некоторой истеричностью и нежеланием принять что-либо новое и необычное. Его отношение к Алене удивляет – да, она для него непонятная, он ее боится, не говоря о ее игрушке, — но ведь Аспирин видит ее маленькой девочкой – и столько грубости и жестокости. Сама Алена (так и не поняла, почему ее так часто называют «дрянью») – чужая и отстраненная от этого мира, поглощенная своей целью, но немного сочувствия и доброжелательности к окружающим людям ей все же не помешало бы.
А в какой-то момент я поняла – книга вызвала во мне непрекращающийся внутренний диалог. Почему герои именно такие? Откуда столько недоверия ко всему и равнодушия? Как могла повлиять музыка Алены на тех, кто ее услышал? Может и в самом деле, люди вокруг «мертвы»? Если бы я была в том переходе, захотелось бы мне остановить музыку? И произойдет ли что-то прекрасное,
Смешанные чувства. Но впечатление оказалось неожиданно сильным. Так что, да – зацепило.