Владимир Венгловский «Геноморф»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Мозг – огромная сила, с ее помощью мы можем менять структуру собственного генома. Но меняя тело, мы меняем и мозг. И где та черта, за которой перестаем быть людьми?
Опубликован в журнале «Galaxies» № 85, март 2024 г.
Перевод на французкий Viktoriya et Patrice Lajoye.
Входит в:
— цикл «6-я фантЛабораторная работа» > цикл «Основной конкурс (6 конкурс)»
— цикл «6-я фантЛабораторная работа» > цикл «Финал (6 конкурс)»
— антологию «Русская фантастика 2015», 2015 г.
Номинации на премии:
номинант |
ФантЛабораторная работа, 6-я ФантЛабораторная работа // Лучший фантастический рассказ |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
god54, 1 февраля 2016 г.
Первое, что хотелось бы отметить, это оригинальность сюжетной идеи. Сама по себе идея изменения человеческого тела не нова, а вот в сочетании с психологией последствий такой возможности — это необычно. Да, следует отметить скоропись... Но, это рассказ, а у него свои законы. Хотя вполне можно было бы переделать в хороший роман. Неплохое литературное обрамление, есть удачные выражения и красивые словосочетания. Одним словом рассказ очень даже интересен, увлекателен и читаем.
puma444, 28 сентября 2015 г.
Представьте себе, друзья, что люди — это не просто высший разум. А разум сила которого непостижима в своих возможностях. И нам, людям, ее не объять в полной мере.
Одна из этих невероятных возможностей — это преобразование физического тела в различные виды животных, млекопитающих, птиц и т.п. Только посредством нашего разума — как сможем его направить, то и выйдет. Слон, или обезьяна, или рыба. Или хищник.
И это дает многогранный выбор для человека — оставаться в прежнем, родном теле. И сохранять человечность. Жить только тем миром, который представлен для людей. Или же изменяться то в льва, то в осьминога, и изучать океан, плавать среди других его жильцов. Ведь согласитесь, как это прекрасно и как это манит — поглядеть на океан глазами какой-то рыбы. Изучить его, как будто это естественная среда для тебя.
А так же вам не нужно больше страдать и мучиться в предсмертный час в теле человека. Вы можете превратиться в бабочку, или какое-то фантастическое существо, чья кончина менее тяжела.
Но запомните! Изменяя физическое тело вы также подвергаете преобразованию свое сознание. Чем дольше вы будете оставаться в теле другого существа, тем меньше вы будете осознавать, что вы — человек. Вы постепенно превратитесь в того, в кого превратились, и забудете навсегда, что когда-то были человеком. Вы останетесь им навсегда. И забудете все, что было для вас дорого. Забудете о проблемах человеческого мира, и заботах. И получить свободу. Полную свободу. Будете парить в облаках в теле орла, или мчаться по полю конем, или лежать не дереве коалой. Или же окунуться навсегда в океан...
И больше никогда не увидеть этот мир таким, каким он создал вас. И для вас.
Потерять человеческий облик, что это для вас — легкая забава, ни к чему не обязывающая, или же бегство от проблем? Сможете ли вы обменять себя, со своими привязанностями, со своей жизнью, на что-то другое, на кого-то другого? И забыть то, кем вы были, и кем вас создали?
Всем приятного чтения.
Roland23, 7 апреля 2013 г.
Неплохо так. Тут тебе и потерянная любовь, и непохожесть детей, и тоска по утраченному детству, и необходимость сдержать обещание и дождаться — всё вроде есть. Но чего-то не хватает. Слегка удивляет пассивность всех взрослых в начале — ни тебе попытаться исследовать, ни понять, продумать последствия — нет, надо рыбу ловить, хотя уже давно дети для этого более приспособлены.
А вот с грозовиком хорошо, грозовики — гуд.
zmey-uj, 7 апреля 2013 г.
- Кто здесь бог —
Создатель, который дал людям возможность меняться, но не хотел, чтобы они полностью превращались в других существ. Бонус тоже присутствует, потому что постоянные изменения ведут к тому, что человек забывает, что был человеком.
- По делу —
Долгие воспоминания о детстве. Геноморфы изменяются всё быстрее и удачнее с каждым новым поколением.
Детские игры и тревоги сменяются юношескими влюблённостями. Потом – взрослая месть, зрелое понимание того, что происходит.
Не самая оригинальная идея в добротном читабельном рассказе, написанном грамотно (хотя можно поменьше «прил. + сущ.» и «прич. + глагол»), продуманно, и честно отрабатывающем конкурсную тему и бонус. Мир будущего придуман подходяще для геноморфов, идея выражена, что человеку лучше оставаться человеком. Вот только переживания всех героев показаны слишком мимолётно, как-то они меня не коснулись.
- Личное (вкусовщина и предвзятость) —
Не зацепило и, честно говоря, слабовато, но за серьёзный подход к конкурсу и теме – оценка на балл выше.
Оценка средняя.
maxxx8721, 5 апреля 2013 г.
Написано хорошо, красочно, особенно автору удается описание природы.
Однако, при всех превосходствах, рассказ меня не зацепил. На фоне отлично прорисованной природы, т–станция и прочие НФ-термины нарушают органичность существования природы и человека, делая само существования, процессы превращения не как Богом данную особенность, а как действительно дополнительный технический апгрейд в жизини. Мне бы хотелось увидеть в рассказе больше естественного, изначального, природного, нежели искусственного и технического, хоть и прогрессивного.
«сотни кузнечиков брызгали в стороны зелеными лоскутками.» В отзывах уже было это отмечено. Мне сложно представить, как что-то брызгает лоскутами.
«Жрать, жрать!» — требовательно пищали птенцы–красноротики.»
Про красноротив было сказано. При этом такие крики как жрать, жрать у меня слабо ассоциируются с писком, больше с ором или криком.
«гриджампиха» — это меня повеселило, как-то это смешно звучит. (подозреваю, что это просто лягушка, просто составленная из двух английских слов green — зеленый и jump — прыгать)
Да, еще мне сложновато представить, как морской паук прорезает толстенную кожу кита. Если это только не древний мега-гигантский морской паук.
В целом, хорошо, но мой вкус немного другой.
Кар Карыч, 22 марта 2013 г.
Не разделяю восторгов коллег. Слабый текст. Для меня этот рассказ — перепевы «Белого платья Золушки», написанного лет сорок назад. Там биоформы — здесь геноморфы. Кем быть? Кем оставаться? Но Кир Булычев писал гуманную фантастику, его биоформы делались для работы в чрезвычайных условиях — и работали. А здесь эти фантастические идеи сопровождаются штампованным американизмом: человека нельзя победить, его можно только уничтожить. И вот юноша-герой бросает дом, мать, девушку, друзей и бросается в море — мстить за отца. Несколько лет мстил — и отомстил. Молодец! Победил кита! Только вот ни матери, ни девушки, ни друзей больше нет. В итоге он ввязывается в новое сражение с роком: надо дождаться Создателя. Сто лет сидит сиднем у станции, ноги превратил в корни дерева, ждет. И дождался! Победил! Ну сейчас что будет! Развязка: «Я — человек! Думаю, что им остался. Я дождался тебя. А теперь уходи. Мне тоже пора». Во бляха-муха! А зачем ждал-то? Чтобы тут же превратиться в птичку (откуда силы?). Ради чего рассказ сочиняли? Герой — банкрот изначально, Создатель — тем более. Он просто преступник. А автор вдохновенно лепит штампы: молнии на крыльях и тому подобный романтический мусор для девочек.
Совершенно непонятно мне, почему несколько поколений не воспользовались т-станцией. «Накопитель гудел, снабжая т-станцию энергией». Это с той стороны Создатель сбил настройки. У людей с этой стороны не было ни идей, ни целей, но они предпочитали превращаться в лягушек, чем попытаться уйти в цивилизованный мир — хоть через станцию, хоть по морю. Хоть взрослые, хоть подростки. Невозможно такое представить.
О языке. Это не язык, а сплошные ребусы и шарады.Типичная фраза: «Копна Марийкиных волос шевелилась, когда девчонка на мгновение останавливалась, загребая щупальцами, чтобы тут же мощным толчком послать тело вперед.» Так и хочется перестроить это громоздкое предложение, но бог с ним. Меня тут другое забавляет: «девчонка»... со шупальцами? с копной волос? Может быть, не стоило так называть промежуточную биоформу? М.б, просто бы по имени? И далее: «Девчонка рванулась, гибкое тело начало обрастать чешуей. — Не в рыбу! — завопил Илька. Рот наполнился водой, которую он выпустил через жабры. Так нечестно. Мы договаривались только в октопусов!» Здесь хотя бы Ильку не называют мальчиком, но зато непонятно, как может кричать человеческим голосом осьминог? У него жабры, речевой аппарат человека исчез — а он кричит? Ну не ребус ли? У Булычева, кстати, действуют преобразователи речи. А далее отец гладит на кухне мать щупальцами, и читатель закатывает глаза: ой, хто это? И вот это причастие «сидящий» пару раз — не лучше ли «сидевший»? Автор называет лягушек все время по-разному: «гриджаМП, гриджаПМиха, гриджаПы». Ну выдумали слово — так следите за ним!
maribass, 3 апреля 2013 г.
Очень интересная идея, автор – молодец. Читалось увлекательно. Придерусь по мелочи:
«…Они пристально смотрели на беловолосого, подсказывая, как он выглядел раньше.
Потому что это было его лицо.» — зачем это? И так очевидно, что это «его лицо».
«…и сотни кузнечиков брызгали в стороны зелеными лоскутками.» — лоскутками? Это как-то слишком для сотни кузнечиков. Разлетались брызгами.
А вот концовка рассказа несколько неубедительна: старик призывал дождаться Создателя, чтобы тот объяснил свой замысел. Дождался, но не задал Ольхерту ни одного вопроса. Зачем ждал? Где реакция Ольхерта на результат эксперимента? Смазан финал.
Alexx777, 30 марта 2013 г.
Ну, в целом, неплохо. Мне понравилось.
Мотивация местами страдает.
Плюс за Моби Дика.
Минус за мелкие несуразицы, о которых уже писалось и до меня.
По уровню чуть выше гипотетического среднеконкурсного, но чуть ниже ожидаемого от хорошего рассказа.
abSinThium, 28 марта 2013 г.
Первая половина рассказа мне очень понравилась. Ярко, атмосферно, живо. Но после того, как ГГ отправился на поиски кита, рассказ стал каким-то скомканным. Такое чувство, что автор спешил дописать. Герой вроде как борется за то, чтобы люди оставались людьми, но не очень ясна его мотивация. А чем быть лягушкой хуже? Я могу найти сотни доводов, почему люди хуже зверей или растений, могу найти обратные доводы, но ГГ вообще не рассуждает на эту тему. И мне не до конца ясно, зачем он сидел столько лет и ждал ученого, а когда дождался, то просто улетел. Не самый разумный поступок, на мой взгляд. В общем, из этой идеи, да еще и с таким языком, можно было сделать изумительную вещь.
stogsena, 28 марта 2013 г.
Групповой отзыв.
Тема есть, даже с бонусом. Фантдоп есть. История есть.
В основном, мне понравилось, как автор исподволь нагнетает. Но не дотянул, сорвался на. В третьем с конца отрывке, если кто еще не проникся, автор устами ГГ вдруг вербализирует тему, а потом, в предпоследнем, объясняет конечный результат. Видимо, потому, что сам сомневается в его логичности. Мне такой напор показался излишним, ведь до этого автору удавалось давать динамику психологии через ситуации, а не прямо. Плохой рыбак. Водил рыбку, водил, и дернулся. У меня финал не «сыграл».
Что изменить? Я бы или продолжил водить, или, наоборот, резко, до пунктира сократил 2 предпоследних отрезка.
Miloneg, 28 марта 2013 г.
Очень хорошо написано.
Тема и бонус в порядке.
Фантастический элемент не вызывает сомнений.
Весьма напомнило рассказ Шекли с похожим же названием, «Форма»: там тоже все герои выбрали в итоге свободу формы. Из относительных недостатков: да, обожествление главного инженера как-то слишком быстро произошло; вопросы по закону сохранения массы во всех этих превращениях. В целом же, очень благоприятное впечатление.
Bizon, 27 марта 2013 г.
Один из немногих рассказов где есть и тема и бонус.
Один из отзывов говорит: об ответственности ученых за свои открытия. А в чем тут безответственность? как раз наоборот: есть выбор — хочешь становись лягушкой, хочешь обитателем моря, хочешь грозовиком, хочешь деревом. Выбор за тобой. Лейтмотив: с каждым новым поколением человек становится все менее человечным. А если есть возможность преобразится в нечто-то иное, на кой ляд оставаться человеком? это дает какие-то преимущества? какие? Поэтому логика ГГ вполне понятна: он дождался Создателя, увидел его и понял, что, собственно говоря, терял время занимаясь ерундой, вместо того, чтобы принять тот облик который ему по душе. А после осознания этого принял образ грозовика.
Если бы рассказ был построен по обратному принципу: изменчивость — это возможность твоего выбора, ты не скован ограниченностью человека как биологического вида, то рассказ бы получил больший балл.
Yazewa, 26 марта 2013 г.
Из форума:
Грамотно сделанный, крепкий, добротный рассказ. Тема, в принципе, есть. Хорошо читается, легко воспринимается, при доработке готов к изданию в какой-нибудь тематической подборке.
Для меня — не хватает эмоции. Все читается отстраненно, не увлекает, не включает сопереживание. Мне безразлична судьба этого поселения, вот ведь как. А суть истории как раз (ИМХО) в проблеме утери людьми человеческого, а это очень сильная эмоциональная штука...
Хороший середняк. Но явно будет в топе, а то и дальше. Где-нибудь рядом с ОКНОМ.
olleco, 25 марта 2013 г.
Очень много нестыковок.
«Мутные глаза подслеповато щурились — такой взгляд бывает у людей, долгое время проведших в криосне тюремных камер.»
Для кого это пояснение. ГГ не должен знать о криотюрмах, читатель тем более.
«Сто лет криосна — долгий срок, ты прав, — продолжил Ольхерт. — Скоро мое тело начнет быстро стареть, догоняя время, и я умру.» Какой смысл тогда в таком заключении.
«Я уходил в океан, где мне явилось знание.»
Какое, если истину знал только Создатель.
Соглашусь с AntonAbramov, изюминка рассказа – фраза “Абсолютная мимикрия избавляется от разума”.
Думаю идея рассказа не «безответственность ученых», а то, что без смысла и без цели человек не живет, а существует, тогда какая разница как. «Быть зверем — это свобода — говорят они. Нет придуманных проблем. Есть только жизнь и борьба за эту жизнь»
Не найдя тех кого любил, ГГ хотел понять смысл своего существования и обрести цель. (Далее цитирую AntonAbramov) «Дождался. Понял – никакого особого смысла не было. Хаос поглотил разум.»
Потому оценка: 6 из 10
Бамбр, 25 марта 2013 г.
Хороший рассказ с массой этических проблем и различных решений. С проскальзывающим мимоходом «Моби Диком». С неразумными детьми, способными принять любые перемены, и взрослыми, которые заложили основы этих перемен, которые сами, увы, не способны пережить. Тема – вполне. И основа (опять уже привычное на этом конкурсе «создатель-творение»), и бонус (лягухи таки да, прыгают во весь рост).
Хорошо. Немного предсказуемо, но — хорошо.