Алексей Николаевич Толстой «Хмурое утро»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
По всей России продолжаются бои между теми, кто хочет вернуть старое, и теми, кто поверил в силу и правду нового порядка.
Военные дороги наконец-то сводят вместе Дашу и Ивана Ильича на царицынском фронте, но Катя и Рощин еще долго не встретятся. В конце концов судьба сводит всех в Москве.
Входит в:
— роман-эпопею «Хождение по мукам»
— антологию «Русская советская проза», 1977 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 371
Активный словарный запас: высокий (3220 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 85 знаков, что близко к среднему (81)
Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)
Экранизации:
— «Хмурое утро» 1959, СССР, реж: Григорий Рошаль
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 30 декабря 2017 г.
В принципе, мы просто продолжаем отслеживать судьбы наших главных героев — Толстой поочерёдно сближает нас то с Дашей, то с Катей, то с Телегиным, то с Рощиным, при этом перенаправляя наших визави то в одну точку российской географии, то в другую, то сближая их друг с другом, то вновь разводя в разные стороны. При этом с каждым из них происходят значительные и даже решительные перемены и случайности, и только к концу романа мы получаем надежду, что всё будет хорошо. Хмурое утро всё-таки наступает.
Подытоживая общее впечатление: в моём представлении это один из лучших романов о революции. Где герои совсем не революционные рабочие и крестьяне, а люди из российской интеллигенции и мелкопоместного дворянства, т.е. те, кто наверняка неоднозначно воспринял революционные события 17-18 гг, и долго определялся со своими принципами и приоритетами. И посредством наблюдения за перипетиями жизненного пути наших героев мы видим, какими разными и порой совсем запутанными могли быть (и были) эти метания и искания и самоопределения. Кто ты и с кем ты — вот на какие вопросы нужно было ответить каждому такому человеку в то время, ответить, не лукавя, прежде всего, перед самим собой. И не просто ответить словами, но физически и осмысленно прийти туда, куда выбрал и начать делать Дело — воевать и строить новое общество или пытаться сохранить старое.
Конечно, поскольку Толстой в окончательном виде закончил роман в 1941 году, то он не мог нам показать судьбу наших героев в последующие годы. Но, к сожалению, мы знаем, как часто судьбы старых военспецов и просто старых спецов заканчивались для них драматично и трагично. И потому, скорее всего, для Рощина (прежде всего для Рощина) вряд ли можно прогнозировать долгую и счастливую жизнь. Но это уже просто догадки и предположения. Хотя с удовольствием почитал бы варианты развития толстовского сюжета...
Пара ласковых слов об аудиокниге. Вся трилогия великолепно прочитана артистом Иваном Литвиновым. По сути, вместо прочтения романа вслух мы получили мастерски выполненный, сыгранный моноспектакль в аудио формате. Сделанный актёром так искусно, что когда он читал за женские персонажи, то ни тени сомнения не возникало, что говорит женщина. Да и вообще, Литвинову удалось придать индивидуальные особенности практически каждому персонажу книги, где таких персонажей множество. В общем, этот роман «сделал» мне весь октябрь!
amak2508, 4 июня 2013 г.
В третьей книге «Хождения по мукам» лирическая линия полностью отходит на второй план. Да это, в общем-то, и понятно: гражданская война — время настолько страшное, насыщенное и интересное одновременно, что писать надо, конечно, в первую очередь именно о нем, а герои произведения должны лишь оттенять и связывать отдельные моменты в повествовании автора.
Получилось действительно интересно: за тем, как об этом времени рассказывают в школе, живые люди, как правило, не видны. Здесь же вся эта кровавая трагедия не просто выписана гораздо подробнее, но и, с помощью героев книги, несет определенную эмоциональную окраску.
Несколько смутило только одно — весьма ненавязчиво, как бы к слову, но Толстой пытается убедить читателя, что успехи к Красной Армии приходили именно там, где в этот момент был товарищ Сталин. Понятно, что писалась эта третья книга в то время, когда написать по другому было, наверное, и нельзя, но сегодня эта ангажированность как-то уж очень бросается в глаза. А может быть и на самом деле все было именно так?
yemets, 26 августа 2015 г.
Третья часть романа — уже неприкрытое тенденциозное проповедование большевизма в стиле «монументального реализма». Враги же советской власти, а точнее те, кого такими назначат чуть позже описываемых событий, например, Махно и Троцкий (его имя в романе не упоминается, здесь он Предвоенсовета), изображены нарочито отталкивающе. В финале на сцене в президиуме тов. Сталин «с чёрными усами... тот, кто разгромил Деникина», что как бы намекает. Символична указанная дата завершения третьей книги — 22 июня 1941 года.