fantlab ru

Фрэнк Герберт, Билл Рэнсом «Фактор вознесения»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.62
Оценок:
128
Моя оценка:
-

подробнее

,

Фактор вознесения

The Ascension Factor

Роман, год; цикл «Пандора»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Мир Пандоры расколот надвое. Диктаторскому режиму Раджа Флэттери, капеллана-психиатра всея Пандоры, противостоит тайная организация людей, занимающихся возрождением келпа, мыслящей водной субстанции, называющей себя Аваатой. Противники режима не знают, что цель диктатора — покинуть враждебный мир, бросив его население на произвол судьбы. Ради достижения цели Флэттери не жалеет ни сил, ни средств на осуществление грандиозного проекта по постройке нового безднолета, прообразом которого стал «Землянин», корабль, доставивший на Пандору первых людей и объявивший себя божеством.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Пандора»


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Фактор вознесения
2004 г.

Самиздат и фэнзины:

Пандора
2014 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, «Фактору вознесения» не тягаться с первым романом цикла, мрачным и прекрасным либретто симфонии боготворчества и богоборчества, из которого до финала цикла добрались только капеллан-психиатр Раджа Флэттери (причем неясно, оригинальный это Раджа или клон, а если клон, то с каким порядковым номером) да безжалостно переработанная им в органический компьютер Элис Марш, и дорога их изобиловала реткон-вывертами, провоцирующими протестующую отрыжку. Тем не менее это весьма добротная работа, лишь выигрывающая от того, что вклад Фрэнка Херберта в ее создание наименьший во всем пандоранском цикле: позднему творчеству мастера, начиная примерно с «Бога-Императора Дюны», слишком часто вредили сексуальная фрустрация, граничащая с болезненным эротоманским бредом, да идеализация рейганомики.

Пару бонусных баллов можно добавить за чудесную Беатрис Татуш, одну из самых боевитых, умных, веселых и сексуальных журналисток-стрингерш всея НФ, но тут же снять за чрезмерно читерский финал, где, как и не менее полудюжины раз до того, из-за кулис на сцену бесцеремонно запускает свои щупальца Эйва... простите, Аваата 2.0, восстановленный по резервной копии коллективный разум пандоранского келпа, зародившийся при порочных экспериментах безумного генетика Хесуса Льюиса по гибридизации биоматериала человека и инопланетных водорослей. (Хотя я испытал разочарование, узнав, что «Аватар» никакого отношения к пандоранскому циклу формально не имеет, определенное влияние работы Херберта и Рэнсома на голливудскую декларацию о намерениях 3D-кинематографа XXI века трудно оспаривать даже сейчас, допрежь сиквельных подводных экскурсий.)

Кроме того, если вам захочется покритиковать авторов, не забывайте, что читаете вы (на русском) текст хотя и гладкий, но имеющий подчас мало общего с плодом их творческого союза.

Приведем случайный выразительный пример (адаптировано из заметки для Medium https://bit.ly/3mWyqnS). На Земле наших дней водородную энергетику прилично тормозит дороговизна процесса получения водорода: необходимую для электролиза воды энергию нельзя даже компенсировать сжиганием водорода в двигателе, поскольку некоторые потери при электролизе и работе двигателя неизбежны и для высокоэффективных устройств, а энтальпия образования воды самая низкая из соединений кислорода с водородом, то есть формирование воды наиболее энергетически предпочтительно. Итак, водород для водородного двигателя нужно получить где-то в другом месте, а потом заправить в бак, и уже на это “другое место” перекладываются экологические тяготы и повышенное энергопотребление.

Но что делать, если массивы суши на вашей планете не слишком обширны, а залежей нефти и природного газа вовсе кот наплакал? Именно такова Пандора — преимущественно океанский мир, чья стабильность едва не потерпела крах после гибели значительной части келпового конгломерата в начале цикла. Волей-неволей придется подумать и об извлечении водорода из воды для транспортных нужд. Скажем, при помощи келпового фермента навроде HoxEFUYH.

И русский перевод Ольги Васант сообщает нам, что при попытке спастись от повстанцев диктатор Пандоры Раджа Флэттери, решивший наконец сматывать удочки, пользуется как раз таким “вечным двигателем” на водороде.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Запас пищи на борту был рассчитан на экипаж из шести человек — ему этого может хватить на месяц, а горючее амфибия сама производит из морской воды — так что сидеть в ней можно до тех пор, пока мембраны держат… И тут одновременно произошло несколько событий, изрядно поколебавших решимость Флэттери плыть в космопорт. Последний километр он прошел на максимальной скорости, не жалея горючего, и все показания аппаратуры были в норме. Но мотор вдруг неожиданно заглох, амфибия беспомощно повисла в центре становища, а концентрация водорода в кабине резко увеличилась. Мембраны очистки воздуха работали, но уже на пределе. «Я болтаюсь посреди келпа без горючего, а мои очистные мембраны вместо кислорода фильтруют из воды водород!»

Заглянем в оригинал и попробуем понять, что произошло с Флэттери и его лодкой-амфибией в действительности:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
The foil had full rations for six, enough to last him months, and it could continue to manufacture its own fuel and air supply as long as the membranes held out… Several things happened at once, any one of them enough to shake Flattery’s resolve to regroup at the launch site. He ran out of fuel less than a kilometer from the perimeter of the site. Instruments showed all fuel-filter membranes functioning normally. Before the foil stalled out and left him adrift in the kelp, Flattery noticed that the CO2 in his cabin was higher than usual. The gas diffusion membranes were functioning, but seemingly in reverse. «I’m out of fuel, in the kelp, and my foil is filtering CO2 instead of O2 to the cabin.»

Как видим, в оригинале не заявлено однозначно, что мембранная установка производит водородное горючее именно из морской воды (а запасов еды хватит, в отличие от русского варианта, не на один месяц). Чего она точно не делает, так это не фильтрует из нее растворенный водород, тем паче растворимость его в воде весьма невысока, ведь водород — неполярное соединение.

На самом деле Флэттери потрясен кажущимся переключением в “инверсный режим” мембранного газодиффузора, удаляющего из воздуха внутри лодки (а не забортной воды) углекислый газ.

Далее Флэттери, зевнув, испуганно констатирует (в переводе) “Ну вот, уже надышался” (по контексту перевода — водородом; в чистом виде, но не в смеси с кислородом и воздухом, водород действительно производит удушающее действие). В оригинале это утверждение выглядит чуть-чуть информативнее: “CO2’s getting me already”, но из русской версии указание на углекислый газ исчезло, как, впрочем, и на любые другие газы...

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот и прочитана последняя часть. Даже жаль покидать этот мир... Пожалуй, через пару годков можно будет всё перечитать заново.

В последней книге наиболее ярко культивируются две мысли:

1 — любая форма жизни имеет право существовать во Вселенной

2 — к чему может докатиться общество, что позволило Чужаку управлять собой.

Чужак здесь с большой буквы не просто так. Тот, кто пришёл к власти на Пандоре, абсолютно ни в чём не разделяет мировоззрение большинства. Он действительно чужак и одинок на все 1000 процентов в обществе, что ставит превыше всего какую-то там жизнь. Флеттери из другого мира, где принято при любых обстоятельствах воспринимать жизнь, лишь как одну из разновидностей ресурсов со всеми вытекающими из этого последствиями.

Эти мысли тесно переплетены и даже приводят к абсурдности происходящего — пандорцы не хотят убивать своего диктатора, даже не смотря на всё то, что он творит вокруг... В сущности, они стали заложниками своей ментальности. И этот момент чем-то напоминает, например, чувство долга у японцев, которое грамотный правитель легко применит так, как будет выгодно ему...

А вообще, если подумать, то изначально все человеческие попытки полностью управлять планетой заведомо обречены на провал. Пандора (да и любой обьект подобных масштабов) в принципе неподвластен контролю со стороны своего же «детища». Этот, как молоко попытается управлять коровой (уж простите меня за «бородатость» данной фразы). На примере Пандоры автор показывает, что есть то, чью силу можно лишь признать, бороться с этим или пытаться покорить — бесполезно. Хозяева жизни — не мы.

Книга очень понравилась, но читать Герберта, как всегда — довольно сложно. Думаю так — если мысли о важности каждой жизни для вас имеют хоть какое-то значение, то книга и весь цикл обязательно зацепят и будут тревожить мыслительный аппарат ещё не один день. Тяжеловатый стиль в таком случае помехой не станет.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как по мне, самая слабая книга цикла «Пандора».

Такое ощущение, что этот роман написан советскими писателями, годах, эдак, в 30х, XX века.

Сплошная революция.

Начинался цикл с твёрдой научной фантастики, про проблемы использования искусственного интеллекта, затем, Ф. Герберт уже на пару с Б. Рэнсом перешли к войнам между «морянами» и «островитянами», а закончили (вернее, дописывал книгу уже один Билл Рэнсом) — социальной революцией.

И переводчики постарались — откопали словечки, давно позабытые — «охранка», «продуктовые карточки».

В общем — сюжет:

На далекой-далекой планете, власть захватил диктатор. (Точнее — «директор»).

Население — голодает. Беженцы, лагеря для переселённых. Цензура телевидения.

А революционеры готовят переворот. И, вряд ли, у них что-нибудь получилось, если бы...

Да, как и остальных книгах этого цикла — на помощь героям всегда приходит келп — некие разумные водоросли.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мне, правда, было несколько смешно читать, как некое подобие «морской капусты», заинтересовалось судьбой революции.

Не знаю, что-то у авторов не сложилось.

То ли тема мне эта неинтересна, то ли, герои получились плоские. В общем, не взволновала меня эта книга. Оставила равнодушным. Финал предсказуем, классовая борьба показана как в голливудских фильмах. Сюжетная линия затянута.

Но, заканчивается все хорошо, диктатор повержен, демократия победила.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но, главную мысль книги я так и не понял — зачем главный злодей боролся за власть на Пандоре и «закручивал гайки», доведя народ до революции, если он давно собрался навсегда улететь с этой планеты на звездолете? Ради вредности?

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Четвертый и последний роман цикла «Пандора». В чём-то копия третьего романа «Эффект Лазаря». Хотя и отстоит от событий третьего романа на 25 лет. Тот же авантюрист у власти, то же сопротивление ему, снова келп -разумные водоросли — помогают человечеству, снова симбиоз человека и келпа. Снова келп стараются приручить и уничтожить.

Я насчитал 7 (семь) сюжетных линий!!, не считая разовых мелких. Поэтому роман масштабен и интересен. Такая подача материала позволяет полностью представить общество людей на чужой планете. Общая слабость цикла и романа -слабое описание местной флоры и фауны — почти не показана пищевая цепочка планеты и это в трёх романах! Можно было бы где-то и вклинить такие сюжеты более подробно .А так мир Пандоры не очень ярок. Сильно описан, но не ярок!

Общими усилиями людей и келпа директор планеты Флэттери свергнут и отправлен на перевоспитание. Планетный Разум -келп — овладевает всей планетой в содружестве с людьми, но он приобрёл такие сверхсвойства, что становится тревожно за судьбу людей, одна надежда на гуманизм Разума.

Финал подчёркивает бесполезность и обречённость любых автократий и диктатур — и это авторы ( а последние главы писал только Билл Рэнсом) преподносят убедительно. Какие бы защитные схемы и сооружения не соорудил диктатор для спасения своей никчемной душонки, все они преодолеваются восставшим народом. Техническая часть описания преодоления рубежей и форпостов на высоте.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Несколько сумбурный роман. Безусловно, интересный и многогранный. Но что-то тут не так. Есть расхождения в плане «матчасти» с предыдущими романами. Да и в самом «Факторе...» есть внутренние противоречия.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Так в начале говорится, что после событий «Эффекта Лазаря» прошло около 60 лет, потом используется «несколько десятков лет», в итоге оказывается 25 лет или около того. Местами утверждается, что Флэттери оригинал, местами — клон, и в разных местах клон под разными номерами
.

На мой взгляд описание мировосприятия келпа его «глазами» несколько все упрощает и убивает определенную толику загадочности и таинственности, окружавшую его в предыдущих книгах. Безусловно, это не философско-теологический роман, как «Ящик Пандоры», который был наполнен символами, аллюзиями и отсылками к христианскому учению. И рассуждений о морали и нравственности тут гораздо меньше, чем в «Эффекте Лазаря». Я бы назвала «Фактор...» именно приключенческим романом.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

много слабее 1-й части и, даже, слабее 2-й

возможно, причина в том, что влияние самого Герберта здесь было минимальным...не знаю..

безусловно, интересно, безусловно, с идеей, но все-таки не то, чего хотелось бы

не так захватывающе, не так увлекательно, не так мудро, как первая часть

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Достойное, эффектное завершение масштабной трилогии о судьбе человечества и его потомков во враждебном мире далекого будущего. Замечательный роман, как и вся трилогия, которую обязательно стоит прочесть.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх