FantLab ru

Владислав Крапивин «Ампула Грина»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.82
Голосов:
304
Моя оценка:
-

подробнее

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 28
Аннотация:

Чтобы механизм общественной машины вертелся без скрипа, надо вовремя избавляться от попадающего внутрь мусора. Перед властями встает вопрос: а не является ли мусором для восстановленной Империи те, кого нельзя назвать полноценными членами общества, — неизлечимо больные и беспризорные дети, инвалиды, одинокие пенсионеры? Не удалить ли их из механизма во имя прогресса и блага социально полноценных граждан?.. Но не все жители согласны с мнением властей.

Примечание:

Роман имеет подзаголовок: «Роман о песчинках времени».


Входит в:

— цикл «Безлюдные пространства»

— цикл «Великий Кристалл»  >  примыкающие к циклу произведения

— журнал «Если 2006'10», 2006 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 271

Активный словарный запас: средний (2919 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 45 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 42%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Сигма-Ф, 2007 // Средняя форма, повести

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2007 // Книги — Лучшая отечественная фантастика

номинант
Созвездие Аю-Даг, 2008 // Премия "Золотая цепь"


Ампула Грина
2007 г.
Струна и люстра
2007 г.

Периодика:

Если № 10, октябрь 2006
2006 г.

Аудиокниги:

Ампула Грина
2014 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Надпись на заборе «Регент — пиписька», оставленная детьми... :confused:

Эта книга стала последним, что я прочитаю из позднего Крапивина. Вместе с «Рыжим знаменем упрямства», которое я вообще не осилил, потому о нём промолчу («Мальчик со шпагой» зачитан до дыр!).

Большая часть того, что есть в этой повести, уже давно знакомо поклонникам творчества писателя по ранним книгам.

Главный герой сирота-детдомовец (объединённые в одном лице безынды из «Гусей»?) — по-современно-так-детдомовски грубоват и страдает заниженной самооценкой (реализьм, ага). Самое оригинальное, что есть в «Ампуле» (и чему она обязана названием) — т.н. «residual poison», придуманный в «Дюне» Френка Герберта ментатом Питером де Вризом. Это не намёк на плагиат, просто замечание в духе известной статьи «Так умирают Ёжики».

Практически все события — откровенно бредовы. Можно было бы назвать их «сказочными», в духе тех же поздних (но ещё вменяемых) «Чоки-чок...» или «Серебристого дерева с поющим котом», но на фоне имперского мрачняка и чекистов — бред чистой воды. И не говорите о контрасте, что-де в Инске как раз всё замечательно ВОПРЕКИ... Так было бы, если бы в Инске делали что-то полезное для борьбы с Империей, а не строили дурацкую крепость-НИИ, не пользовали психоделлические плитки и самовары, сносящие крышу неместным, не сбивали спутники самодельными фонариками... Но не подумайте чего, я могу понять, почему в «Голубятне» манекена можно убить детским мячиком, а «Тополиная рубашка» и «Ковёр-самолёт» — одни из моих любимых сказок...

А куда делось напряжение, которое было ещё в «Корабликах...»? В «Ампуле» все проблемы решаются по щелчку пальцев — надо мальчику архиредкое противоядие? На, пожалуйста, на следующий же день.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(Кстати, я так и не понял, зачем его не ввели сразу же, а ждали целый месяц?)
Нужно оградиться от вражеских агентов — баба-Клава включит плитку, а какой-то ещё старикан раскочегарит самовар... и бац! все агенты разбежались кто куда.

А этот псевдостаринный высокопарно-игривый тон, которого придерживается большинство героев («Чуден ты, город Инск» и т.п.) — к чему он, откуда?

Т.о. Инск предстаёт не как оплот чего-то доброго, а как место бегства от страшной реальности. Мне скорее верится, что в первой ампуле был какой-то галлюциноген...

ИТОГ: Трагедия позднего Крапивина состоит в том, что созданный писателем мир чудесного, доброго и чистого, когда-то ранее незримо соединявшийся с нашей повседневной жизнью, теперь настолько от неё далек, что может показаться кому-то неестественным...

И, да — отвратительный неологизм — «ментухай». :insane:

Оценка: 1
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для Владислава Крапивина фантастика всегда была в первую очередь методом, допущением, выразительным средством — иными словами, той связующей нитью, на которую нанизывалась идейная составляющая сюжета. В этом смысле, «Ампула Грина» является очень «выпуклой», здесь контраст между острой социально-политической проблематикой на грани антиутопии и чудесами Великого Кристалла отчетлив и резок.

Обе грани сюжетного повествования переплетены в книге очень тесно. До тошноты мерзкая реальность Империи с такими знакомыми беседами о «чистке рядов», мере полезности каждого на благо системы и элитарности меньшинства, — сменяется иной: светлой, доброй, сказочной атмосферой городка Инска. Здесь люди не запирают двери по ночам, доверяют друг другу и не обманывают этого доверия. Они открыты и всегда готовы помочь... и самое нехорошее, что можно увидеть в этом городе — надпись на заборе «Регент — пиписька», оставленную детьми... Заслуженную надпись.

Но автор не дает раствориться в светлой, умиротворяющей атмосфере Инска до конца. С курсанта Валерия, сбежавшего в Инск из столицы Империи, повествование переключается на подростка Грина — мальчика, рано потерявшего обоих родителей (отца — по вине все той же Империи) и отданного в детский дом. Благодаря тому, что повествование ведется от лица самого Грина, реальность Империи окрашивается совсем уж черными красками. Боль, грязь, унижение — и стойкое, упорное стремление сохранить в себе что-то важное, что-то, оставшееся от прошлой счастливой жизни, — эти противоречия раздирают Грина, но ему удается удержаться, не потерять самого себя — и по мере возможности, спасти еще хоть кого-нибудь.

Грин тоже попадает в Инск и, подобно Валерию, проникается особой атмосферой этого города, забывая о том, что окружало его совсем недавно. Город будто бы сам стремится помочь Грину — хотя и магия Кристалла не всесильна. Город с трудом сдерживает натиск извне: на него «наступает» Новозаторск, Имперские ультра-радикалы запускают самые разнообразные устройства слежения, людям вводятся смертельные инъекции... Впрочем, Содружество Вольных Городов всё равно выстоит. И всё будет хорошо, так или иначе...

Многие критикуют позднего Крапивина за то, что его герои стали эгоцентричными, «они уже не помогают другим, они спасают себя». «Ампула Грина» как никакая другая книга Крапивина опровергает этот тезис. Тот же Грин еще находясь в детдоме пытается помочь другим детям, а потом искренне пытается спасти всю Империю. И в итоге жертвует собой не просто ради другого — а ради того, кто действительно способен дать что-то значимое всему человечеству, на что-то открыть глаза, как-то помочь...

Другой герой — Май — мечтает о храме-шаре, который висел бы в воздухе и был равно доступен каждому. Этот храм должен объединить всех людей, аккумулируя в себе самое лучшее, самое чистое, что есть в человеческих душах...

Но самое главное — то, что пронизывает всю книгу на некоем «надсюжетном» уровне, — это каждодневный подвиг многих и многих, совершающих трудное паломничество к Пирамидам — устройствам, благодаря которым можно выравнивать ход времени, приводить в порядок само Мироздание. Если ранее, в книге «Лето кончится не скоро», Крапивин «доверял» подобное единицам, то здесь он словно бы призывает как можно большее количество людей нести эту ношу. Потому что только совместными усилиями можно чего-то добиться, что-то изменить к лучшему.

ИТОГ: Единственная трагедия позднего Крапивина состоит в том, что созданный писателем мир чудесного, доброго и чистого, когда-то ранее незримо соединявшийся с нашей повседневной жизнью, теперь настолько от неё далек, что может показаться кому-то неестественным...

И тем не менее, он есть. И во многом благодаря тому, что мы храним в себе эти частички Чуда и несем эту тяжелую ношу, мир продолжает существовать.

Книга однозначно рекомендуется к прочтению.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Крапивин очень любит детей. Нет, не так. Крапивин крайне сильно любит идеальных детей. Опять не то. Крапивин патологически любит идеальных, выдуманных им самим и несуществующих детей. Как Пигмалион, он влюбляется в собственное творение — совершенное... и безжизненное. В книге нет живых героев: при всем несомненном таланте автора и предпринятыми им усилиями в детализации биографий, персонажи выглядят ходячими конструктами, каждый из которых имеет свою, вполне конкретную цель и не может сделать ничего, противоречащего программе. Город Инск, похожий на массовую галлюцинацию — ни истории, ни географии, жители делают раз разом одни и те же движения — как и любой маленький провинциальный город любую муху превращает в слона, а любое действие топит в болоте. Явления, не существующие в реальности — Информаторий, гиперболоид, плитка бабы Клавы — работают только в Инске, а что там, за пределами этого эскапистского рая — бог весть, кого это волнует. Попытка срастить определенные политические тенденции и сказку оборачивается не постмодернизмом, как по идее должно, а каким-то монстром Франкенштейна: голова от одного, туловище от другого, ноги вообще не понятно откуда. Впрочем, очевидно, что основная целевая аудитория книги — подростки, для которых мои придирки — как старческое брюзжание, и возможно, я просто слишком опоздал прочитать ее.

Оценка: 6
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Разочарован. Поздний роман Крапивина и при неизбежных перепевах и самоповторах за долгие годы пистаельства уж как-нибудь ждешь от автора стилистически набитой руки, виртуозности, каких-то проверенных технических трюков. Ну вот на позднего Кинга посмотрим. А вот «Ампула Грина» очень простоватая работа, без эффектных сценок, большой индивидуальности в статистах подросткового возраста ( сущие симулякры, идеальные типы, несопоставимые с известными мне школьниками) и очень тоже ннехитрой схемой борьбы периферийного НИИЧАВО с имперским центром. Несмотря на зловещих истребителей детей и беспринципных политиков провинция выстояла. Книга рассчитана на средний школьный возраст, однако для каких-то целей один из персонажей — Валерий — переросток сравнительно с тимуровцами. Есть даже и намек ( о, весьма целомудренный) на эротическую сцену. Судьбоносный пароль зашифрован в песне про елочку. Тема множдественности миров, Дороги и Кристалла обозначена. Я допускаю, что книги о добрых и изобретательных пропагандистах доброты и бесконфликтности в детском обличье могут и добиваться каких-то этически важных целей, могут кого-то и вдохновить. Но это определенно расцвеченная дидактика, ни в малой степени не художественно интересная детская книга если ее сравнивать с классикой Твена, Коваля и Роулинг.

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Написал довольно большой текст. И похвалил, и покритиковал, и порассуждал.

Потом перечитал, удалил и понял — я просто хочу жить в Инске.

Бывать в Старогорске, на Лугах, в Кан'Орра, в Византийске, в Реттерхальме.

Хочу приходить на Институтские Дворы, ехать в поезде через толщу Полуострова, работать в обсерватории «Сфера».

Я не литературный критик, да и, в общем, вовсе не критик. Достоинства и недостатки произведений Крапивина для меня имеют значение только в том смысле, что я хочу жить в мире, созданном им — со всеми сложностями, нелепостями, печалями и радостями этого мира.

Наверное, это высший критерий оценки (как мне лично кажется).

Благодарю Вас, Капитан и Командор.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга о городе в котором хочется жить! О странном городе, где все люди добрые. Где драка между мальчишками становится сенсацией! Где вершатся только добрые дела. Непонятно зачем было автору «изобретать» какую-то Империю за пределами города. Вполне можно было бы использовать нашу реальность. Нисколько не хуже и не лучше! И проблемы те же, и люди те же! И так же здорово было бы попасть в такой вольный город! Куда нет пути злу. Где живут нормальные люди. Где хочется жить...

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так получилось, что это первая прочитанная мной книга Крапивина. Честно говоря, прочитал текст влёт и невольно испытал некоторый шок. С одной стороны, шок приятного свойства: неожиданно для себя открыл мастера русского слова, которого теперь буду читать обязательно. С другой стороны, шокировала оторванность Владислава Петровича от сегодняшних реалий детства в частности и нашей жизни в целом. В общем, это не детская книжка в современном понимании. Это, скорее, книга «взрослым о детях», причём в некой идеальной резервации реального мира. Опробовал на племянниках и убедился, что нынешним детям такие произведения малоинтересны, увы. Крапивин — несомненный мастер слова, и очень жаль, что его время уходит в даль точно так же, как герой «Ампулы Грина» уходит по Тропе от родного мира...

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как это ни банально, но мы все родом из детства, и наши детские полярные взгляды, не различаюшие оттенков, а делящие весь мир на черное и белое, во многом отражены в этой повести.

Отличная повесть, читается на одном дыхании, все фантастические элементы (летающие стулья, Информаторий, гиперболоид из елочной игрушки и т.д.), на первый взгляд кажущиеся неожиданными, очень тесно вплетаются в сюжетную интригу, и ждешь развязки, но хэппи-эндом здесь не пахнет, и это, кстати, меня немного угнетает — очень хочется, что бы Грин в итоге выжил на этой Дороге.

Крапивин как всегда очень точно описывает детский мир восприятий, полный не только ярких красочных впечатлений, но и разочарований.

Очень советую. ))))

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как и все книги Крапивина эта книга не оставляет равнодушным. Путем погружения в мир созданный автором писатель показывает нам, что возможна другая жизнь, другие идеалы и другие взаимоотношения людей кроме тех, которые правят бал на Земле. Читая книгу вспоминаешь детство когда деревья были выше и все было прозрачней и ярче. Этого у книг Автора не отнять. Увы в деталях «Ампула Грина» намного не дотягивает до первых книг и лучших книг Писателя. Ушла достоверность, ушли мелкие детали которые роднили нас с героями книги, ушло детство. Невидимые чудеса происходившие на страницах например Летящих сказок сменили более зримые и весомые предметы — шар храм, иконостас, пушечные шары итд. Смущает и попытка слить сказку и религию. Впрочем это не получается и у других авторов. Не могу не отметить и некоторую схематичность персонажей. В ранних произведениях автора герои живые, порой даже более живые чем реальные люди. В Ампуле Грина этого ощущения нет.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нежность, лирика и чудеса, являющиеся отличительными особенностями текстов Крапивина, тут поданы в настолько мощной концентрации, что от сладости и сказочности слипаются зубы. Количество самоповторов зашкаливает. К перечитыванию не рекомендуется однозначно.

Оценка: 3
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читала — не могла оторваться. Критиковать не хочется, но...

В мерзкой реальности Империи крапивинские мальчишки выглядят «попаданцами» из прошлого. Из семидесятых лет. Нет, они не «позавчерашние», они просто нормальные, но КАК можно сегодня вырасти НАСТОЛЬКО нормальным?

Очень люблю раннего Крапивина и очень хотелось бы прочесть ещё что-нибудь уровня «Всадников со станции Роса»...

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень понравился роман.

Актуален, трогателен, как и все написанное этим замечательным автором.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

»...Город хороший, добрый, и ментухаев совсем не видать...»

Хороший неологизм — «ментухай»...

Из самых Лучших книг, прочитанных мной за последнее время...

10 — за чудо возвращения в детство! Талант Крапивина не стареет

Кстати, 14 октября у Владислава Петровича — День Рождения!!! ;) 69

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Помню, какое неожиданное удовольствие испытал, когда случайно увидел в продаже совершенно новый, ни разу мною еще не читаный роман Крапивина!

И радость была двойной, потому что это не сказка для детей младшего возраста, которые уважамый автор тоже пишет, но читать которые я уж никак не могу, а большой и серьезный роман. Книга написана в классическом крапивинском жанре «романа воспитания» очередного простого, искреннего пацана, попавшего волею судеб в сложную фантастическую ситуацию...

Прочтение не очень разочаровало. Хотя, заметные любому постоянному читатею Крапивина самоповторы автора, и его фирменные, страндартные сюжетные ходы вполне очевидны, роман производит самое благоприятное впечатление.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Где-то есть город в котором тепло

Наше далёкое детство там прошло

Эти слова можно ставить эпиграфом к любой книге В. Крапивина. Знаю и читаю его произведения с детства.

Еще начинал знакомиться с журналов «Пионер», «Костер», «Уральский следопыт».

Крапивин не теряет мастерства, не впадает в современные «мистические» или «техно» отклонения. Всегда читается легко, интересно и с долей настальгии для старшего поколения.

Роман «Ампула Грина» очередная прекрасная жемчужина в коллекции МАСТЕРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх