Джеффри Форд «Отличный Город»
- Жанры/поджанры: Фэнтези | Сюрреализм | Психоделика
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое | Философское
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Трилогия о физиогномисте Клэе — центральное произведение в творчестве Джеффри Форда.
Находящиеся стилистически где-то между hard fantasy, описанной Майклом Суэнвиком в своем знаменитом эссе, и новым направлением new weird, набирающим обороты с конца 90-х годов, эти романы получили признание и у критики, и у читателей.
Странный, причудливый, сюрреалистический мир. Он создан силой воображения Драхтона Беллоу. Мир, реальный настолько, что в нем живут настоящие люди и много других существ. Мир статичный и самодостаточный, на первый взгляд, но он начинает меняться... И Создателю, сотворившему его, конечно же это не нравится...
Вся трилогия — это пестрое полотно, сотканное Фордом, в котором узнаются мотивы Данте, Кафки, Мервина Пика и Стивена Кинга.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
FantLab рекомендует:
— Джеффри Форд «Отличный Город»
- /языки:
- русский (4), английский (4)
- /тип:
- книги (7), самиздат (1)
- /перевод:
- З. Вотякова (3), Г. Соловьёва (2), К. Сташевски (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Wolde, 14 октября 2024 г.
О цикле уже практически всё сказано предыдущими комментаторами, с многими из которых я полностью или частично согласен. Вставлю свои «пять копеек».
1. Произведения цикла сюжетно и стилистически неровные. Согласен с мнением, что «Запределье» вышло в целом более захватывающим и атмосферным, чем предыдущие две книги.
2. Д. Форду не откажешь в оригинальности и умении создавать атмосферу. Лично у меня только две ассоциации.
«Физиогномика» и «Меморанда» атмосферой и стилем ассоциируются с миром «Книги нового солнца» Д. Вулфа. Странно, самобытно, эклектично, психологично.
«Запределье» (сюжетная линия Клэя), пожалуй, немного напомнило атмосферой «Лавондисс» Р. Холдстока. Эдакое путешествие вглубь архетипов, живущих в общественном и групповом сознаниях.
Как по мне, цикл «Отличный город» несколько уступает как творению Вулфа, так и глубокой, ни на что не похожей прозе Холдстока.
3. Персонажи вышли запоминающимися, но недоработанными. Даже главный герой по ощущениям от книги к книге получился тремя разными персонажами.
Интересная находка очеловеченный демон Мисрикс.
Главный антагонист Белоу, имхо, так и остался нераскрытым.
Про личность Запределья (аллюзия на Солярис?) я просто молчу.
Только пёс Вуд хорош от и до.
4. Это же могу сказать о сюжетных линиях и поворотах. Слишком многие остались открытыми, а проще сказать нераскрытыми, оборвавшимися.
Резюмируя, прочёл не без интереса, особенно последнюю книгу. Но перечитывать бы не стал, не зацепило. Работа не новаторская. Есть элементы психоделики, но в целом это атмосферное героическое фэнтези, чей потенциал так и не раскрыт автором до конца.
sarthur71, 21 августа 2014 г.
Ну вот, прочитал. Не могу сказать, что «на одном дыхании», но, всё таки, с интересом. Действительно, хотелось чего-нибудь по-настоящему «странного», ирреального. Ну что же... Некоторую порцию сюрреализма я, конечно, получил, хотя и намного меньше, чем ожидал. И мне кажется, что классифицировать как «сюрреализм», в полной мере, можно только первую часть трилогии. Концентрация «сюра» во второй части намного меньше, а в третьем романе спадает почти до нуля (ему вообще больше подходит «робинзонада», если честно).
Поддержу предыдущих ораторов — описанный мир (даже — миры, если уж на то пошло) действительно безумен. Но в этом безумии есть своя внутренняя логика, уловить которую совсем непросто. Вряд ли я уловил её полностью,.. скорее уж вскрыл один-два верхних слоя, не более, и нужно было бы перечитать книгу еще один (или два) раза,.. но — вот беда — совсем не хочется это делать :( Почему? Да, наверное, потому, что описанный «безумный» мир — не более, чем антураж, оформление сцены, на которой разворачивается спектакль. А ведь мало кто пойдет второй раз на довольно средненькую пьесу только ради выдающихся декораций... Что я имею в виду? Гм... Тут кто-то вспоминал повесть «Принц Госплана» Пелевина — вот в ней-то ирреальное сплетение двух миров является сюжетообразующим: действие практически невозможно отделить от «сцены» — вот где настоящий сюрреализм. У Форда, к великому сожалению, большинство сюжетных элементов легко могут быть отделены от «сюрреалистичной» сцены и вполне успешно перенесены на другую — менее или более «реальную».
Понимаю, что очень сложно написать книгу, основанную на логике сновидения, но кажущуюся логичной и в реальном мире (при прочтении) — я бы не взялся :) ИМХО, к сожалению, и Форду это не удалось в полной мере.
»- Это мой сон!
— Да, но это мой мир!..»
К достоинствам следует отнести весьма и весьма неплохой перевод ( из минусов я бы отметил некоторые имена и названия, разве что).
Книга обязательно найдет своего читателя — и оценки красноречиво говорят об этом. Но многие ли из тех, кто поставил высшие баллы, возьмутся перечитать её еще раз?
Резюме: читать стоит, перечитывать... не знаю, не знаю...
Hell-lie, 16 декабря 2012 г.
Достаточно плотное повествование, «воды» практически нет, и это хорошо, потому как иначе я бы, наверное, не осилила. Каждая часть – новая история, отличная от других, описанная по-иному. «Физиогномика» — самая насыщенная, «Меморанда» — самая безумная, «Запределье» — самая волшебная. Воедино же цикл собирает мотив поисков Рая.
Меня не покидает ощущение, что цикл мог зацепить меня гораздо сильнее, что автор недотянул, что стоило чуть больше постараться – и была бы отличная книга. Не судьба, но что поделать, прощаем. Да, трилогия пустовата, но в этом «разреженном пространстве» я смогла-таки ухватить для себя нечто ценное, и за это автору спасибо.
Главный герой, честно говоря, прописан как-то странновато. То читатель проникается к нему уважением, то Клэю по морде хочется дать. Не понравилось, что в большинстве случаев читателя просто ставили перед фактом: герой похорошел, а теперь герой гад, а теперь герой влюбился. А где динамика, где сам процесс изменения этого героя? В результате – неверие и отстраненность.
Чего автору не занимать, так это фантазии. Мир прописан здорово, Отличный город – отличен. Атмосфера, особенно в третьей книге, шикарна.
В заключение хочется привести цитату из концовки «Физиогномики», от которой мне становится тепло на душе и в которую мне хочется верить:
Однажды я спросил его:
- Да есть ли на земле настоящий рай?
- О да, — отвечал он.
- Где же он? На что он похож?
Он опустил лук на землю и положил руки мне на плечи.
- Мы идем к нему, — сказал он. – Рай всюду, где мы его ищем.
С тех пор, завидев меня в поле, он каждый раз кричал издалека:
- Уже близко, Клэй. Мы почти дошли!
Magribinus, 8 апреля 2013 г.
Цикл этот вызвал весьма противоречивые ощущения. Скажу честно, что до последней книги сомневался, стоит ли читать дальше. И потому брал некую паузу, и затем все же продолжал.
И только по прочтении последней (третьей) книги мне стало ясно, что цикл все же имело смысл прочитать.
Почему я сомневался? Все просто. Первая книга — наиболее насыщена запоминающимися образами, но, как ни странно, в целом недостаточно занимательна и цепляюща. Чего-то ей все-таки не хватает. Вторая в плане насыщенности образами и впечатлениями несколько уступает первой (хотя внутренний мир Драхтона Беллоу весьма хорошо получился, спору нет), зато повествование в целом несколько более интересно. Тем не менее к концу ее прочтения на моем впечатлении от книги все-таки появился некий налет блеклости. Третья же книга нравится мне практически всем. Только вот мне не слишком нравятся такие, как здесь, «условно открытые» финалы.
Oswald, 11 марта 2010 г.
Главный герой цикла, физиономист Клэй, живущий в Отличном Городе, воображаемом мире, рождённом мыслью его деспотичного хозяина – Драктона Белоу. В самом начале Клэй ещё малосимпатичный пройдоха, весьма сколький тип. Если уж быть совсем точным то начинает он, как герой отрицательный, а вовсе не положительный.
Первый роман цикла «Физиогномика» рассказ о том, как он перевоспитался, отринув веру в Драктона Беллоу и лженауку физиогномику, на догматах которой держалось мнимое совершенство Отличного Города. Из-за неудачного стечения обстоятельств Клэй становится узником серных копей, куда и сам он отправил немало людей. Наконец, после череды неудач он получает возможность вновь вернуться в город. Перевоспитавшийся Клэй начинает свою собственную тайную борьбу против Беллоу, сабатируя исполнение его приказов и покрывая тайный революционный союз жителей Города, о котором узнал случайно.
Вторая книга, «Меморанда» продолжает историю Клэя в очень неожиданном направлении. Теперь его задача, с помощью приёмного сына Белоу, демона Мисрикса проникнуть в подсознание создателя, чтобы отыскать там средство против насланной им на жителей свободного поселения Вено сонной болезни. В отличие от первого романа, действие второго почти целиком разворачивается в мнемоническом мире сознания Белоу, на острове его памяти – «Меморанде». Оба мира, и реальный и мнемонический постоянно сливаются друг с другом и как бы перетекают один в другой. Иногда взаимопроникновение настолько полное, что трудно определить, где в действительности происходят описываемые события.
Третья книга, «Запределье», не только не уступает по увлекательности первым двум, но даже и превосходит их. Здесь речь пойдёт о последнем приключении Клэя, его путешествии в Запределье. История его одиссеи рассказана Мисриксом, который увидел её находясь под действием Красоты, сильного наркотика. Приём косвенного, опосредованного взгляда на реальность в этом романе доведён автором буквально до совершенства. Рассказ Мисрикса о странствиях Клэя похож на яркое, спонтанное, запоминающееся видение (каковым собственно и является). Это очень красочные насыщенные образами, отрывистые грёзы. Если первые два романа цикла просто очень хороши, то третий без преувеличения великолепен. Чего стоят только одни описания борьбы Клэя за жизнь в пустошах Запределья. Пожалуй, нечто подобное мог бы написать Джек Лондон, реши он взяться за написание фэнтези.
Джеффри Форд добился удивительного звучания пространства и материи. Мнемонический ртутный океан, реальность-за-гранью Меморанды, глушь и дикость бесконечного Запределья… этот мир обладает свойствами иллюзорного коридора без начала и конца, какой возникает во взаимном отражении установленных точно друг напротив друга зеркал. Пространство образовавшейся аркады одновременно и беспредельно и строго замкнуто в самом себе, ограничено собственным периметром. Таким образом, отличный город в сути своей не что иное, как идеальная проекция человеческого сознания, где реальность плавно перетекает в видение и снова в реальность, сплавляясь в единый целостный конгломерат, пресловутый сон разума, о котором устами Клэя частенько твердит сам Форд. Все эти инкарнации сна существуют одновременно и в воображении Беллоу (а он, как демиург незримо есть даже там, где его нет) и в жизни и странствиях Клэя, и в голове читателя. Количество же зарождающихся на этом фоне побочных вариаций и измерений неисчислимо, словно в бриллианте сверкающим мириадами граней и отражённым светом, преображённым в свой собственный и многократно усиленным. Недаром в тексте так щедро разбросаны образы многих символов бесконечности: Уроборос (змей, кусающий собственный хвост, как вариант неразрывного цикла), песочных часов, форма которых повторяет ещё один символ бесконечности – цифры 8. Аллегорический ряд романов хотя и очень богат, но строго синонимичен, пусть и допускает множество толкований и отклонений. Однако в основе остаётся сила разума как вместилища душа, памяти как инструмента творчества и воображения, как средства воплощения замысла. Роль же самого автора выступающего то в роли самого Клэя, то Мисрикса, уникальна. Он не просто описывает те или иные события, видения пейзажи или каких то людей, он как проводник ведёт читателя опасными сквозными тропами созданного им мира. Мира, где сон и явь – суть единое целое. Мира, где грань реальности и само её понятие, не то чтобы стёрты, но искусно заретушированы и спрятаны где-то между строк.
Gelena, 27 декабря 2009 г.
Цикл, который я не читала — я его проглотила и «просмотрела» именно так — просмотрела, потому что никаким другим словом я не могу определить тот уровень погружения, который сложился при прочтении «Отличного города». Сейчас стали ходить на фильмы 3D, а вот Форд написал 3D-книгу. Ты читаешь ее, а кажется, что смотришь в окно и все события происходят в пределах твоей видимости, а иногда и с твоим участием. Порой банальные, но на удивление живые герои, демоны более человечные, чем сами люди, бесчеловечные гуманисты, пытаемые палачи — вся эта на удивление гармоничная мешанина создаёт поистине ни с чем несравнимое послевкусие, и вот у вас появляется возможность наяву попробовать «Озноб» и погрузится в мир Клея и Отличного города.
met, 10 апреля 2011 г.
прочитала только первую книгу, и нет ни малейшего желания читать дальше. меня эта книга не заставила о чем-то задуматься, кроме как «чем она так всем понравилась?», но на вкус и цвет товарища нет. да читается легко, в чем заслуга не только Форда, но и переводчика. Идея книги? в том что такое немного неадекватное зло все равно будет повержено таким же неполноценным добром? Ведь это фантастика, а больше тянет на страшную сказку, для неадекватных взрослых.
mastino, 26 февраля 2008 г.
Цикл, о котором можно говорить только на эмоциях... Цикл, в котором описывается мир, созданный разумом. Разумом гениальным и злым, разумом, ненавидящим и любящим. Прежде всего, что остаётся в памяти, это авторский стиль. Романы написаны красивым языком, повествование, несмотря на то, что многие вещи ужасны и шокирующи, плавно и размерено течёт, подобно равнинной реке с небыстрым течением. Анализируя прочитанное, могу с уверенностью сказать, что этот цикл, это одно из лучших произведений, прочитанных мною...
Все три романа, составляющие цикл — разные. Разные по стилю, по жанру, по слогу.
Первый роман — немного жутковатая, мистико — фентезийная история.
Второй — сюрреалистическое путешествие по подсознанию.
Ну а третий... Третий — это праздник. Праздник стиля, праздник слова. Волшебство, заключённое в слове...
Kons, 24 сентября 2007 г.
Когда я начинал читать первую книгу цикла, я ещё не знал кто-такой Джеффри Форд. Когда я заканчивал читать последнюю, то понял, что буду следить за творчеством и постараюсь прочитать всё, что смогу найти на русском.
Это цикл, в котором каждый найдёт свое. Кто-то увидит творчество одних авторов, кто-то, как автор книжной аннотации, «по мотивам визионерских стихов». У каждого будет свое видение и виной тому безудержная фантазия автора. Перечислить всех необычных персонажей и частей этого мира не хватит места, да и наверное нет такой необходимости — каждый найдет что-то интересное лично ему.
Цикл, начавшийся как нечто нестандартное с весьма условными привязками к фэнтези в первой книге, достигает апогея во второй книге, которая по сути вообще подходит ближе к магическому реализму, в третьей, завершающей, представляет всевозможное собрание как стандартных фэнтезийных, так и авторских находок. И, в совокупности, авторский замысел раскрывается именно по прочтении всего цикла сразу. И самое интересное и исключительное — чем дальше читаешь трилогию Форда «Открытый город», тем больше она увлекает. Труден путь преодоления первой книги, но затем волшебный мир автора раскрывается в полную силу. Многие считают, что наиболее сильная трилогии это завершающая, однако моя любовь отдана безумству внутреннего мира Драхтона Беллоу и, соответственно, второй книге.
Очень безумный мир, вы либо в него влюбитесь сразу, либо он так и не подойдет вам. То, что на Западе издается как «weird» (странная) фантастика, на нашем рынке практически не представлена и наличие данного цикла приятное исключение.