Джеффри Форд «Физиогномика»
- Жанры/поджанры: Сюрреализм
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Социальное
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Мир-за-гранью, построенный Драхтоном Беллоу по мотивам визионерских стихов...
Мрачный, замкнутый внутри себя Город, окруженный древним мифическим лесным Запредельем...
Тропы, ведущие сквозь пространство и время...
Медленно зреющий за границами Города бунт...
Входит в:
— цикл «Отличный Город»
Награды и премии:
лауреат |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1998 // Роман |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第36回 (2005) // Переводной роман |
- /языки:
- русский (2), английский (1)
- /тип:
- книги (2), самиздат (1)
- /перевод:
- Г. Соловьёва (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Gelena, 19 июня 2009 г.
Роман-шок – да! Роман-бред – да! Роман на грани восприятия, а иногда и за ней…
В принципе, до знакомства с Фордом, психоделика, как жанр не воспринималась мной вообще. Просто не понятно было, что это такое и с чем ее едят. А физиогномика ассоциировалась лишь с астрологией, нумерологией и хиромантией – с чем- то глуповатым и недалеким. Открыла Форда и меня как по голове ударило. Вот же она — психоделика. Вот же она — физиогномика – совсем не смешная лженаука, а страшное оружие, когда за форму губ или носа можно умереть или отправиться на каторгу на Доралис – страшный остров с сумасшедшим то ли охранником, то ли охранниками. Именно с ее помощью можно превратить красивое лицо молодой женщины в маску смерти, такую ужасную, что один лишь взгляд на нее несет смерть.
Роман полон потрясающих образов, которые воспринимаются скорей на подсознательном уровне. Ты как будто не читаешь текст, а смотришь гипнофильм. И именно образы здесь, на мой взгляд главное, а совсем не герои, которые если выдернуть их из контекста Форда были бы довольно банальными: дорвавшийся до власти самодур и наркоман Беллоу, типичный чиновник Клэй, вдруг посыпавший голову пеплом и ставший борцом с режимом, Ада и ее любовь. И вот здесь на сцену выступает автор – как гениальный художник, сумевший раскрасить эти кусочки и помочь нам сложить их в паззл.
Но! У «Физиогномики» есть один существенный недостаток – ее ну совершенно не получается читать на ходу и между делом – заблудитесь или забудете про важную встречу. Так что отложите дела, заправьтесь «красотой» или «ознобом» и добро пожаловать в «Отличный город».
kkk72, 17 сентября 2008 г.
Вот рецепт успеха от Джеффри Форда. Возьмите холодную бездушность абсолютной власти из оруэлловского «1984». Порежьте на мелкие кусочки и добавьте бессмысленную, запредельную жестокость из «Заводного апельсина» Берджесса. Обильно полейте соусом из сююрреализма романов Филиппа Дика. Тщательно перемешайте. Теперь вдохните поглубже и пробуйте. Ну как? Глаза полезли на лоб? Примерно такого эффекта автор и добивался.
Ну а теперь более серьезно. Роман произвел на меня весьма сложное впечатление. С одной стороны, произведение действительно очень нестандартно. Задачу не оставить читателя равнодушным оно выполняет более чем успешно. Деятельность главного героя — физиономиста первого ранга просто шокирует. Мир, сотворенный безумным Создателем, шокирует еще больше. Крайний сююрреализм происходящего не позволяет сразу понять — все происходит на самом деле или просто мерещится герою в наркотическом бреду. Однако, дальше накал страстей понемногу спадает. Произведение достаточно четко делится на три части, действие которых происходит в провинциальном городке, на далеком островке и в столице — Отличном городе. И если первая часть написана крайне жестко, вторая — наиболее сюрреалистична, то третья показалась мне самой слабой. Превращение, которое произошло с главным героем, выглядит неправдоподобным. Мотивация действующих лиц зачастую выглядит непонятной или весьма натянутой. Развязка же после всего, что случилось, кажется и вовсе странной. Все-таки по мастерству Форд заметно уступает тем же Оруэллу или Берджессу.
Персонажи Форда весьма причудливы. На меня самое сильное впечатление произвели два капрала и молчаливая обезьяна. Хотя каждый из персонажей по своему интересен.
Вывод. Давно мне не было так сложно поставить оценку произведению. По степени воздействия на читателя — баллов 9. По ощущениям, оставшимся от книги — балла 2. Ставить банальную 6 не хочется. Пока все-таки негативные моменты для меня перевсили, посему 4. Хотя возможно, когда я получше переварю произведение и все-таки надумаю читать продолжения, поставлю и баллов 8.
Если у вас крепкие нервы, которые хочется как следует пощекотать, вы хотите прочесть что-то совсем нестандартное и готовы разбираться в сюрреалистических хитросплетениях сюжета — эта книга для вас. Если вам хочется прочесть что-то доброе, приятное или просто отдохнуть с книжкой — обходите Форда десятой дорогой.
Elessar, 22 сентября 2012 г.
Представьте себе мир, словно сошедший с безумных полотен Босха. Город, вызванный к жизни наркотическим бредом демиурга-садиста. Людей, задыхающихся в липком кошмаре помешавшегося миродержца, как мухи задыхаются в янтаре. Искаженную, противоестественную систему, позволяющую своим адептам с легкостью читать в сердцах и душах людей, прозревать будущее и совершать вещи, далеко выходящие за рамки человеческих возможностей. И, при всей своей чуждости нормальному рациональному миру, систему потрясающе логичную, основанную на незыблемом фундаменте математики и геометрии. Представьте бескрайние леса, населённые древесными людьми и таинственными предками-прародителями, стерегущими путь в рай. Чудотворный плод, малый кусочек которого способен равно наделить смертного божественной силой и убить бога. Солдат с огнемётами наперевес и цепного оборотня, доносчиков, высматривающих вечерами в барах недовольных и сочувствующих, и демона, что выбирается на улицы города, когда вечер уступает дорогу непроглядной тьме ночи. Представьте людей, плоть которых изувечена работающими на пару заводными механизмами, стимпанк-киборгов, обречённых сражаться на потеху толпе. Жертв вивисекции, скрывающихся в глубоких подземельях, спотыкаясь бегущих навстречу мраку, прочь от патрулей. Представьте тонкую грань, где гротескное безумие реальности и утончённый наркотический бред дают начало новым кошмарам. Представьте агонию марионетки, отчаяние галюцинации, бросившей вызов сновидцу. Разлагающийся в безумии своего создателя мир и мир, чей балансирующий на грани смерти демиург бьётся в конвульсиях, сотрясая реальность вокруг. Величайшего из эскапистов, нашедшего приют в успокоительном солипсизме, но утратившего однажды контроль над голосами в своей голове. Отличный Город, изысканный гибрид Амбры и Нью-Кробюзона, физиономиста первого класса Клэя, которого иногда невольно хочется назвать Джоном Престоном. Представьте всё это — и вы представите Физиогномику.
Восторг.
Claviceps P., 19 июня 2007 г.
«Физиогномика» — это, по сути дела, наверное она и есть — искомая мною когда-то «психоделическая фэнтези»… Ну, или почти фэнтези :smile:
Сейчас, спустя почти 2 года после прочтения, я стал относится к книге немного поспокойнее и оценку уже не ставлю такую высокую. Но в целом от своих прежних слов не отказываюсь... Тогда «Физиогномика» произвела на меня просто ошеломительное впечатление! Напичканная необычностями и странностями, озаренная неординарной фантазией… Она показалась такой неоднозначной... Зыбкой, дурманящей… Обволакивающей и пронизывающей… Жутковатая атмосфера покорила меня… Я был взбудоражен :insane:
Сейчас отношусь спокойнее. Замечаю несостыковки, ощущаю некоторое неверие в такое раскаяние героя. Наверное я и в тот раз (со мной бывает такое) был всего лишь покорен антуражем, и не заметил особых сюжетных недостатков. Порой мне хватает только мира и его атмосферы. А на ум, кстати, приходят скорее даже не упомянутые в аннотациях Данте, Кафка, Йейтс, Кинг, Эко, Пик, а почему-то «Град обреченный» Стругацких. Только градус драйва что ли повыше тут… Жалобы на триллерообразность некую, хэппи-энд, картонных героев, банальность сюжета как такового — это все субъективные претензии, я думаю. Книга написана довольно просто, но мир прорисован очень интересно и своеобразно. Он необычен.
Единственное, что точно не помешало бы — перевод и корректура получше. Но это уже не к писателю претензии...
suhan_ilich, 19 июня 2007 г.
Роман построен вокруг судьбы физиогномиста Клея, верного служителя живого бога Драхтона Беллоу, существа построившего Мир-за-гранью, во всех аннотациях присутствует словосочетание по мотивам визионерских стихов, увы подтверждения в тексте не нашел. Хотя нельзя не отметить, что визионерство или психоделика, кому что больше нравится ;-), сыграло важную роль в построение романа. Повествование перенасыщено придуманными, неестественными образами, в том числе кстати среди них и несуществующий наркотик «Красота», странные животные, растения, странные люди и что самое интересное с совершенно странными, кажущимися довольно выдуманными поступками. Есть довольно интересные находки, мне очень понравилась пластическая операция, превратившая лицо одной из героинь в оружие,способное убивать своим видом, и еще отличная находка дневной и ночной тюремщик, братья близнецы, главный герой так до конца и не стал уверен, действительно ли это так, или это один человек примеряюший разные маски днем и ночью, непонятно с какой целью. И в этом ИМХО скрывется второй важный элемент, который использует Форд помимо создания образа, картинки, созданные в «Физиогномике», подчеркнуто нереальны, практически всегда остается некоторая толика сомнения в том, что они были на самом деле, по настроению и задумке немножко напоминает Дика ;-). Это ИМХО Форд специально подчеркивает, стирая следы событий, происходящих в жизни Клея. Провинциальный городок, в котором начинается действие, уничтожают слуги Беллоу, труп гладиатора исчезает в реке и т.д. Атмосфера создана безупречно, и еще хороши штришки безумия, которые щедро добавляет Драхтон Беллоу, его совершенно безумные поступки — спускание чудовища в свой собственный город, странные операции и эксперименты
Среди роскошества визальных образов и разворачивается собственно действие, в нем и скрывается главный недостаток книги, сюжет ужасающе или вопиюще)) даже не предсказуем а банален, до зубного скрежета и тьмы кромешной в глазах. История негодяя в конце концов раскаявшегося проходила в литературе неоднократно. И Форду не удалось внести в эту историю не капли чего то оригинального и нового, а кроме того внутреннее преображение Клея и какие то глубокие душевные механизмыпоказано очень плохо, я не поверил в него совсем, если бы следующие книги доказали что на самом деле это был хитрый ход для того чтобы занять место Беллоу я бы не удивился, а так...
Wormwood, 29 октября 2013 г.
Оценку этому роману я ставлю как рядовой читатель, а не как критик или логик. Потому что прочитав книгу, я была и в полном восторге, и возненавидела автора.
Первые две трети истории -- потрясающие, невероятные, исключительные, непередаваемо прекрасные. Я категорически не согласна с тем, что от кошмаров стоит просыпаться. Кошмары -- самая захватывающая, самая объемная форма сна. И основная часть романа как раз и есть этот самый затягивающий сон, пугающий, нереальный, не перестающий удивлять. Психоделия кошмарного сна, психоделия наркотического бреда, психоделия запредельно жестокой реальности. Я была захвачена книгой, я утонула в ней, я переживала все события и была каждым из персонажей -- и я не хотела просыпаться. Это было божественно.
А потом автор все разрушил.
И это было не продолжение умопомрачительного полета, начавшегося в начале книги. Это был тот момент, когда прекрасная птица, летящая на гребне ветра, впечатывается в скалу и превращается в скучный кусок перьев, мяса и треснутый клюв.
Автор бульдозером разровнял мир, ставший частью меня. Автор смял, переделал, выбелил в чистом хлоре и отутюжил мозги прекраснейшему садисту Клэю. Автор из абсолютно шедевральной реальности сделал скучную и плоскую, идилитическую и идиотическую концовку.
Я ставлю оценку не автору. И не роману в его законченном виде. Я ставлю оценку Клэю, Создателю, рукотворно созданной Смерти, Копям, великой науке физиогномики... Этому прекрасному миру -- бесспорное 10.
Но все же, чтобы не вводить читателей в заблуждение, исключительно как среднее арифметическое --
5 из 10.
horseman, 22 апреля 2008 г.
Одна из самых необычных книг, которые я читал. Такое ощущение, что действие происходит где-то даже не в альтернативном мире, а в некоем внутреннем пространстве, скорее психическом, нежели физическом. И поэтому меня лично ничуть не огорчила «банальность» трансформации главного героя от ничего не понимающего, а потому самодовольного и жестокого чиновника к страдающему и действующему на благо других человеческому существу. Ведь подобная трансформация так или иначе происходит в душе у многих людей, по мере духовного взросления и осознавания своего места в этом мире — и для «духовного» пространства романа такой сюжет выглядит совершенно естественным.
Вообще же мир, антураж романа выписан чрезвычайно талантливо. По необычности и безумности деталей книга напомнила мне суэнвиковскую «Дочь железного дракона» — впрочем, как видно из отзывов, она приводит на память множество других произведений, и в то же время остается совершенно самобытной. Думаю, это служит только еще одним указанием на ее необычайную талантливость.
evridik, 21 ноября 2013 г.
У меня до сих пор в голове не укладывается, как можно было сочинить то, чем является «Физиогномика». Это же бред чистейшей воды, имитация представлений укуренного автора – представлений о собственном рае, об избранных и богах, о правосудие. Воплощение страхов и суеверий с одновременной надеждой свалить с ног самого создателя – нет, я столько не выпью.
Джеффри Форд – один из немногих авторов, за творчеством которых я слежу. Он чем-то напоминает мне Рэя Брэдбери с его «Тёмным карнавалом» (высветленного, если можно так сказать) и в целом, на мой взгляд, крепко стоит на фантастических ногах. То есть если бы вы спросили меня, кто является неплохим современным фантастом, то я бы вспомнила Форда, но, может, не сразу. «Физиогномика» же, к моему удивлению, обнажила такую изворотливость выдумки этого автора, что я пришла в восторг. А вы бы не пришли? Вот вам Отличный город, воплощённый в жизнь фантазией Создателя (но не того, о котором вы подумали), вот вам физиогномист Клэй, поддерживающий жизнь вливаниями в кровь красоты, вот вам провинция, куда Клэй послан самим Создателем для поисков преступника, похитившего таинственный плод. Мрак и роскошь – основные составляющие декораций романа, в которых прячутся герои. Верные пребудут верными до определённого момента, слепые прозрят в нужное время, наказание настигнет преступников там и тогда, где и когда они не будут к этому готовы; и всё это – искусственно созданный мир, искусственные люди и чувства, чужие мечты и планы, собственная вина и собственная смерть. Такие вот чудненькие пироги.
И вот, когда я уже причислила Форда к уникальным фантастам, он вдруг жутко меня подвёл. Он взял и почти собственными руками уничтожил мой восторг и свой мир. И это невозможно описать, потому что это обидно. Поэтому, восторгаясь первой половиной романа, я до сих пор пребываю в недоумении и спрашиваю себя, почему тот укуренный автор, который начал «Физиогномику», не засмолил косячок по второму кругу, чтобы дотянуть феерию до конца? Почему?
+7
Kalkin, 21 декабря 2008 г.
Странный роман, при прочтении которого во мне постоянно всплывали ощущения двойственности и неопределенности. Из-за этой противоречивости восприятия, из за резкого, режущего контраста между субъективным и объективным мне очень сложно было выставить ему оценку. И получившийся результат, вероятно, нельзя назвать полностью адекватным.
Несмотря на то, что роман написан явно талантливо и весьма умно, избранная автором стилистика мне совершенно чужда. Психоделичные, сюрреалистические образы, странные картины мироздания могут привлечь, но атмосфера дурного, грязноватого сумасшествия, иррациональной, нереалистичной и неоправданной жестокости только лишь отталкивает. Если бы не было этой удушающей, безумной атмосферы, то за созданную автором яркую галерею образов, где копи, существующие в реальности воображения — в центре, а на задворках сознания — окаменевшие шахтеры глубокого синего цвета, нелепый Рай и безумная профессия Клэя, можно было бы поставить твердые 8 баллов, ведь недостатки сюжетной мишуры в таких произведениях меня волнуют мало. Впрочем, это тоже неправда. Исключи автор из романа нездоровое, злое начало, мы получили бы выхолощенную книжицу, лишенную доброй доли своей притягательности. Эстетика стала бы другой.
И абстрагироваться от иррациональной грязи романа просто бессмысленно — это неотъемлемая, нужная его часть! Ее можно замечать, принимая относительно спокойно (вероятность такого исхода была бы для меня выше, если бы роман был целостней). Ее можно не замечать вовсе. Наконец — и это мой случай — она может вызывать резкое неприятие. Вот отсюда — такая спорная оценка.
mastino, 16 февраля 2008 г.
Роман, содержание которого напоминает мозаику, причудливо и умело сложеную из прекрасных, чарующих, необычных, порой пугающих и шокирующих образов. В этом романе органично сплелись элементы научной фантастики и фэнтези. Создатель предстаёт перед нами неким безумным гением, и несмотря на то, что его образ не является главным в романе, больше всего вопросов вызывает именно его личность. Физиогномист — чрезвычайно яркий и эмоциональный образ. Человек, успевший по ходу сюжета побывать практически на вершине, упасть на дно, и снова поднявшись на вершину, сделать всё возможное, для уничтожения вознёсшей его силы... Город — настолько же прекрасен, как и ужасен. Создатель — гений и творец, а в то же время жестокий и бессердечный палач — вот на таких контрастах построен роман.Интересный сюжет, яркие и очень интересные герои, а главное — блестящий, великолепный авторский стиль и язык — вот составляющие успеха этого романа.
baroni, 19 июня 2007 г.
Роман «Физиогномиrf» — очень литературоцентричная вещь. В аннотации упоминается «Замок» Кафки, но мне вспомнился Йейтс, прежде всего его стихотворение «Византий» — своего рода Отличный Город, идеальное создание поэта. Кроме того, роман Форда можно рассматриватьи как антитоталитарную книгу — напрашиваются аналогии с Оруэллом, Хаксли. Создатель Отличного Города Драхтон Беллоу — настоящий Поэт и Творец (т.е. человек обладающий тоталитарным мышлением, со своими абсолютными, категорическими представлениями о Прекрасном. Он творит собственный вариант Прекрасной Утопии, воплощенный в Отличном Городе и его жителях. Но связь Создателя-Беллоу и его творений оказывается взаимной. Беллоу начинает зависеть от своих выдуманных персонажей. Фантомы, химеры, порожденные его творческим сознанием вдруг оживают, обретают способность мучаться, любить, страдать. .»...Мое божественное творение, моя великая столица переполнена людьми... Я слышал, как горожане ропщут! Они считают себя несчастными». Фантомы сознания Беллоу выходят из под его контроля. Город, выстроенный под черепом Создателя начинает жить собственной жизнью... Как воплощенное Слово писателя, поэта, творца обретает собственную жизнь? Роман Форда, по-моему, прежде всего, об этом.
После прочтения книги у меня лично осталось много вопросов, неразрешенных загадок, темных мест. Обязательно надо будет перечитать.
SaniaL, 25 июня 2016 г.
Очень сложно писать рецензию на книгу, которую кажется не до конца понял и тем не менее я попробую.
Физиогномика — безусловно необычное произведение. Это не очередная работа в рамках переполненного штампами жанра фентези. Это нечто большее. Кажется автор в первую очередь решал именно эту задачу — создать что-то необычное и оригинальное. На мой взгляд это вполне ему удалось.
Начинается все с главного героя. Плохой парень в центре оказывается не так уж редко, но чтобы настолько самовлюбленный, высокомерный и ограниченный гад вел повествование от своего имени явление уникальное. Впрочем последующие изменения в характере ГГ не кажутся мне правдоподобным. Остальные персонажи под стать главному герою — яркие, необычные и почти все с «двойным дном». Некоторых из них, наверное, запомню на всю жизнь.
События в книге развиваются не по литературным законам (если таковые вообще имеются) и не согласно логики, скорее сюжетом движет желание удивлять и шокировать читателя. На первый взгляд это здорово, когда не знаешь, что героев ждет дальше, с другой стороны уже к середине понимаешь, что автор намеренно водит тебя за нос. Да и способность удивляться имеет пределы. Точно также шахтер из Физиогномики попавший в Запределье в конце концов тупеет от чудес и перестает обращать на них внимание.
Книга переполнена символами. Предметов и мест с которыми сталкиваются персонажи не так уж много и каждый из них я уверен, что-то символизирует и как то отражает замысел автора. Не буду останавливаться на этом подробно, так как четкого понимания у меня не сложилось, да и тема слишком обширная.
Многие проводят аналогии между Физиогномикой и 1984 Оруэлла. На мой взгляд что-то общее у них есть, но различий больше. Да и в целом эти книги о разном.
К явным недостаткам книги я бы отнес скудное количество описаний. Если собрать их в кучу, то вряд ли их наберется больше, чем на две-три страницы. Для фентези — это преступление. Наверное поэтому, очень многое в ней воспринимается, как символ и возможно это тоже часть замысла автора.
Планирую прочитать продолжение и рекомендую Физиогномику всем кто хочет прочесть, что-то необычное, может вам и не понравится, но разочарованы вы не будете.
Smithers, 3 августа 2009 г.
Странное дело — вполне достойную нестандартную фэнтези мешают в одной серии со всяким, к примеру, «Дерьмом» И.Уэлша. Ничего не могу сказать об Уэлше и его «Дерьме» — отзывы, во всяком случае, слышал положительные, но ведь и оно, оказывается, имеет название в оригинале несколько другое по смыслу. Как же тут отличить название от сути? То есть, понятно, что «Физиогномика» вышла в подсерии «алтернатива-фантастика», но попробуй-ка разгляди мелкую подпись «фантастика» на однообразных желтых обложках, а как ни откроешь книжку из желтой серии — обязательно что-нибудь мерзопакостное попадется. Всякую же дребедень, а она там, судя по аннотациям, чаще всего такой кажется — читать не всем охота.
А тут вот, спасибо Фантлабу, обратил пристальное внимание на Джеффри Форда как на нестандартного писателя-фантаста и не разочаровался. Одно могу сказать точно: «Физиогномика» из тех книг, которые затягивают в с первых же строк в свои странные фантасмагорические видения, рождающиеся из слов, и не отпускают до самого конца (это, конечно, на любителя подобного чтива так действовать должно).
Пересказывать суть книги и сильно искать в ней смысл, пожалуй, не стоит, ибо в ходе чтения сложно различить грань между сном, галлюцинациями и выдуманной реальностью, но если кому нравятся произведения Балларда, Пауэрса, Блэйлока, Ши и т.п., а даже и самого Желязны — самое то, поставить «Физиогномику» где-то рядом.
Адресовать можно тем, кому хочется почитать чего-то нестандартного и необычного, и, хотя мрачняка и психоделизма в романе много, при этом попадается и кое-что абсурдно-забавное, да и язык образов довольно богат, так что сильно гнетущего впечатления при чтении не возникает.
armitura, 10 ноября 2008 г.
Очень неожиданный роман. Очень нестандартный роман. и еще — роман, в котором автору, к сожалению, не удалось до конца сложить ту впечатляющую сюрреалистичную мозаику, на которую он, похоже, замахивался. Если разобрать все по деталям, то многое Форду удалось — жуткая профессия физиогномиста, совершенно ирреальные копи на острове (ИМХО, сильнейший эпизод романа), Создатель, в результате сильнейших головных болей разрушающий свое творение, Отличный город.
А все вместе не складывается... Как говорил в таких случаях мой отец — «замах на рубль, удар на копейку». Мне кажется, Форду элементарно не хватило мастерства уложить такое количество идей и картинок в не самом большом по объему произведении. Вот и читал я словно бы конспект к роману, черновой набросок, который еще только предстоит переписывать в нечто большее. Как будто поучаствовал в обзорной экскурсии по Лувру, право слово — все кругом-бегом, взгляд тут, взгляд там и по факту вроде и посмотрел много шедевров, а впечатление все равно смазанное.
doozza, 12 марта 2010 г.
Прочитал, вновь довершившись рекомендации фантлаба. Что ж, добрая половина перечисленных в рецензиях плюсов разваливается, стоит задать только один вопрос — «и что?». Да, психоделично. Да, некоторые ситуации и образы надолго врезаются в память. Разве этого достаточно для «десятки»? Увольте. Это не того рода чтиво, которое можно перечитывать только ради картинки.
А что здесь вообще есть, помимо картинки? Я сейчас перечислил (про себя) ключевые эпизоды/сюжетные ходы, и история ну ни капли не убедительная. Цельность некоторых персонажей отсутствует полностью. И вообще — кто главный герой? Клэй? Сначала я им был заинтригован. Потом все ждал, когда же его убьют. Беготня и каторга вовсе напомнили «Питомца» Булычева — там так же неубедительно изменяется герой... Может, гг это Злой и Страшный Темный Властелин? Я надеялся, что фокус перейдет на него... в один момент даже перешел, хотя чуда не вышло. Сперва Властелин кажется вездесущим полубогом, а в конце напоминает избалованного подростка-дилетанта...
От обилия подобных несуразностей под конец книги можно застать себя за вопросом, а не подсунули ли нам два черновика, писавшиеся в разное время и с разной целью, слепленные на коленке в метро?.. Ну а концовка книги просто сразила меня...
Продолжать читать цикл даже не буду, ибо «а дальше еще лучше!». Спасибо, что предупредили.