Кларк Эштон Смит «Приключение в будущем»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Роман-катастрофа )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Революция | Ксенофантастика | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
«Приключения в будущем» — рассказчик из Америки 30-х переносится в далёкое будущее на машине времени по приглашению загадочного Конрада Элкинса, оказавшегося визитёром из будущего — Кронусом Алконом...
Земляне уже заселили несколько планет и астероидов, но и на Земле находятся чужаки — марсиане — торговцы и философы, втайне распространяющие опасные наркотики и инфекции, а также рабы-венериане. Америка теперь — Акамерия со столицей Джарма, построенной на развалинах Нью-Йорка.
Люди постепенно вырождаются, а коварные марсиане науськивают расплодившихся венериан поднять восстание против землян.
Завершён 27.12.1930 г.
Первая публикация (с поправками редакции) — апрель 1931 г., «Wonder Stories».
Входит в:
— журнал «Wonder Stories, April 1931», 1931 г.
— сборник «Other Dimensions», 1970 г.
— сборник «The Door to Saturn: The Collected Fantasies Of Clark Ashton Smith, Volume 2», 2007 г.
— антологию «Тварь среди водорослей», 2014 г.
- /языки:
- русский (5), английский (3)
- /тип:
- книги (4), периодика (1), самиздат (3)
- /перевод:
- А. Сорочан (2), В. Спринский (1), А. Хромова (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Кропус, 13 мая 2022 г.
В чисто литературном плане написано отлично, не берусь судить насколько велика здесь заслуга переводчика. Большое количество событий представлено в компактно-сжатом виде. Какое превосходство над осточертевшими современными многотомными опупеями.
Но вот с идеологической составляющей текста — проблемка. На самом деле идеология есть почти в любой книге. Просто по тому, что автор определяет как хорошее и плохое. И вот тут хорошо показана мораль амеров (не всех) первой половины двадцатого века.(Если бы только тогда) Рабства уже нет, но они, похоже, в глубине души о нём мечтают. Культура будущего была бы достойна восхищения, если бы не не одно но — она основана на махровом рабстве венериан. При этом сообщается это мельком, как нечто само собой разумеющиеся и даже тени протеста у героя не вызывает. Мы же белые англосаксы — кого хотим, того и поработим. Но если у древних греков или римлян этот строй был основан на чисто экономических причинах, то здесь впрямую сообщается, что всё что нужно люди могут синтезировать искусственно, но всё равно предпочитают естественные продукты, которые выращивают рабы ??! Что же, помнится у Пола Андерсона во вселенной Доминика Фландри была планетка, где экономически не эффективное рабство исползовалось, так как рабы считались знаком престижа. Вот только красило ли это планету?!
А потом герои Кларка искренне недоумевают «А чего это рабы бунтуют». Ну-ну! Естественно венерианцы представлены в самом чёрном свете: они бесчувственны и сами своих соплеменников продают. Но такое было и в реальной истории: африканские царьки продавали своих подданных в обмен на бусы. Оправдывает ли это работорговцев и делает ли всех негров бесчувственными? Для нормального человека сегодня ответ очевиден.
Потом люди вдруг спохватываются: «Они более развиты чем мы думали, у них есть даже секретные средства связи. А наверное это так земной воздух на них повлиял. Но всё равно они низкие и коварные»
Каннибалы — допустим. Но вот, что любопытно — даже в тексте рассказа нет сцены где они реально едят друг друга. То что они собирались поджарить захваченного в плен героя можно объяснить элементарной местью угнетателям. В любом случае согласен с montakvir7511 (предыдущий рецензент). За века владения рабами люди даже не потрудились это изменить. Англичане захватив индию по крайней мере искоренили сжигание вдов заживо, и расправились с сектой душителей, тут нет даже этого.
Невольно вспоминается эпизод из «Мира пауков» Уилсона. Кто не в теме: там люди поднимают восстание против поработивших их пауков. Наилзу, предводителю людей, удаётся заключить с пауками мир. И вот он вдруг узнаёт, что древнюю войну в результате которой люди оказались порабощены спровоцировали сами люди. При чём спровоцировали весьма серьёзно. Слушая подлинную хронику событий он даже в каком-то смысле проникается сочувствием к тогдашним паукам — которые изначально хотели только что бы их оставили в покое.
« — Что двуногий заслужили мы свою победу?
— Вы заслужили жизнь в мире. Но свобода не может быть подлинный покуда есть рабство!»
Какой контраст с данным текстом.
Как часть человечества, я, конечно, не желаю его гибели, но нельзя не признать, что люди в этом тексто-мире просто получили именно то, что заслужили. По существу рассказ, при внимательном чтении, получается антирасистским. Увы, явно против воли автора!
montakvir7511, 16 июля 2020 г.
Ну конечно! Завести венерианских рабов (каннибалов! И ничего, вообще ничего не сделать за прошедшее время, чтобы эту традицию искоренить!), обращаться с ними, как с животными, издеваться, гробить на непосильных работах, а потом удивляться, что размножающиеся гораздо быстрей коренных землян инопланетяне (знакомая картина, правда? Учитывая падение уровня рождаемости в благополучных странах и ее разницу с Африкой либо Латинской Америкой) поднимают общепланетное восстание.
«Венериане — низкие, коварные типы». Да ладно? Я бы на их месте вырезал бы под корень все население Земли в отместку за годы рабства. Автор вместе с главным героем целиком на стороне землян, мое же мнение полностью противоположное. Рабство есть рабство, в какие одежды ты его не облачай.
Как убедителен Смит в других жанрах, так предсказуем оказался в научной фантастике. Бойкая космоопера, простенькая, на один раз. Хотя даже в подобном рассказе он ухитрился выдать несколько крайне любопытных идей, например, о венерианских воздушных микроорганизмах, после захвата рабами отдельных континентов выпущенных на свободу и начинающих вовсю переделывать земную атмосферу, делая ее непригодной для дыхания человека.
Вот такой вот каламбур получился в конце. Захватили Венеру и Марс, укоренили рабство, а через несколько веков сами, своими собственными руками помогли превратить Землю в Новую Венеру.
Человечество под натиском молодой расы вынуждено бежать на астероиды и дальше, а один из человеческих вождей мстительно предрекает, что довольно скоро венериане будут порабощены марсианами, которые будут обращаться с ними еще хуже...
Единственно — не верю я, что развитая технологически, летающая в космос, обладающая огромными познаниями в различных отраслях цивилизация будет пользоваться в повседневной жизни услугами невольников. Это бред, полный и невозможный, ибо моральное развитие социума тоже будет развиваться вместе с науками.
Vlad lev, 20 июня 2014 г.
«Приключения в будущем» можно отнести к жанру антиутопии: герой-рассказчик из Америки 1930г на машине времени по приглашению загадочного Конрада Элкинса (оказавшегося визитёром из будущего — Кронусом* Алконом) переносится на 13 тыс. лет вперёд — в далёкое будущее...
Вместо Америки теперь — Акамерия со столицей Джарма, построенная на развалинах Нью-Йорка. Земляне заселили несколько планет и астероидов, но и на Земле находятся марсиане — торговцы и философы, втайне распространяющие опасные наркотики и инфекции, а также рабы-венериане — прототип неандертальцев...
Женщины будущего непривлекательны — люди вырождаются, а тем временем коварные марсиане наущают расплодившихся венериан поднять восстание против земных угнетателей... Параллельно выпускают чёрную плесень, разъедающую строения, а потом -шафраново-жёлтую едкую дымку... После боёв земляне отступают в приполярные области, а потом улетают в космос — на астероиды...
Герой-рассказчик оказывается в машине времени, чтоб возвратиться в Америку.
(* созвучно имени одному из древних богов, повелевающего временем.)