Кларк Эштон Смит, Эрнест Милтон Джонстон «Посланец с Марса»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса | Венера ) | Наш мир (Земля)
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Контакт | Терраформирование
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
С Марса на Землю прилетает корабль-автомат, посланный удивительным обитателем красной планеты...
Но чем прогресс, который был обещан землянам, окажется в итоге?
Завершён 20.07.1931 г.
Рассказ был написан на основе сюжета канадского преподавателя Э. М. Джонстона (Эрнест Милтон Джонстон (1873-1946), Коллингвуд, Онтарио), явив своеобразный альтернативный бэкграунд для других марсианских рассказов Смита.
Оригинальным названием наброска Джонстона и рассказа Смита было «The Martian». Впервые опубликован под названием «Планетарная сущность» («The Planet Entity») в осеннем выпуске «Wonder Stories Quarterly», 1931.
При отборе произведений для сборника «Tales of Science and Sorcery» (1964) Смит сменил название на «Seedling of Mars».
Входит в:
— журнал «Wonder Stories Quarterly, Fall 1931», 1931 г.
— сборник «The Last Incantation», 1982 г.
— антологию «New Horizons: Yesterday's Portraits of Tomorrow», 1999 г.
— сборник «A Vintage from Atlantis: The Collected Fantasies Of Clark Ashton Smith, Volume 3», 2007 г.
- /языки:
- русский (4), английский (6)
- /тип:
- книги (9), периодика (1)
- /перевод:
- Д. Кальницкая (1), С. Федотов (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
keellorenz, 17 мая 2024 г.
Сам рассказ примитивный, но именно тут впервые подробно и в привязке к космическим путешествиям описана планета, целиком покрытая единым разумным живым организмом, как в «Солярисе» Лема и в 'Живой планете» Лейнстера. Т.е. автор журнальной фантастики опередил великого Лема лет на 30. В 30е годы ,также ещё до рассказа Лейнстера ,такой же сюжет был в «Создателе звезд» Стэплдона (эпизод с живыми планетами в империи симбиотической цивилизвции арахноидов-наутилоидов), но Смит был перый. Приоритет ему.
AlisterOrm, 19 декабря 2021 г.
Рассказ-инверсия, где автор от души играет с читателем, настраивая его на разные лады, и стараясь сбить с толку.
Загадочный корабль с Марса добровольно-принудительно отправляет к своему творцу делегацию с планеты Земля, где гигантское дерево-сверхразум вкрадчиво предлагает им обмен знаниями, за небольшую дольку гидро- и атмосферы родного зелёного шарика. Предложение невинное, корабль симпатичный, диванчики, напитки, еда, всё такое... Перед нами два учёных — один не спешит с выводами, открыт новому, с охотой идёт на контакт с новым разумом, короче говоря — настоящий исследователь, эталон. Второй — заскорузлый и консервативный, узколобый догматик, видящий в марсианском дереве нечто нереальное и опасное, угрозу всему человечеству. Всё ясно?
Но кто же в итоге оказывается прав? Мирно настроенное, казалось бы, всемогущее и не могущее нести агрессию растение творит такое, что не под силу никакой ядерной войне — со своей точки зрения, оно, быть может, и право, но для человечество оно обернулось абсолютным злом, перед которым они оказались бессильны. Чуждый человеку разум оказался куда опасней и безжалостней любого земного диктатора и любой идеологии, что и привело к бесславному концу всего живого на планете, под какофонию взрывов почек бесконечных побегов Мирового Дерева. Открытый и яркий учёный, как оказалось, способствовал гибели своих соотечественников, судьбой который он даже не интересуется, а догматик и консерватор оборачивается их защитником.
Оригинально?
god54, 31 июля 2019 г.
Идея достаточно оригинальная: марсианское растение-сверхразум, желающее заключить договор о сотрудничестве с землянами. Сюжет очень даже интересен: консерваторы и прогрессисты, противостояние и гражданская война, проблемы... А вот текст и стиль изложения просто убивает: длинно, медленно с переходом в нудность, без психологии и человеческих деталей, героев практически не видно, общее описание всех событий, потеря смысла всего рассказа из-за концовки. Я представлял себе, что новый Бог будет, а оно оказалось всё не так, не поймешь как.
sergej210477, 26 апреля 2018 г.
Этот рассказ хоть и называется «Посланец с Марса», к циклу произведений «Марс» этого писателя никакого отношения не имеет. По-жанру и стилю совсем другая вещь.
Хоррора и мистики здесь нет. Это фантастика, наверное, больше, социальная.
Существо, обитающее на Марсе, почти всемогущее как Бог, решает колонизировать Землю.
По смыслу, есть много общего с рассказом «Валтум» из «марсианского» цикла К. Э. Смита. Можно сказать, его продолжение. Но написано это произведение совсем в другом ключе. Герои схематичные, атмосферности, присущей работам этого автора, совсем нет.
Мне подобные рассказы данного писателя не нравятся. Вот произведения, наполненные жутким ужасом, тайнами погибших цивилизаций, внеземными монстрами, мистикой — это мое.
А этот рассказ ничем не выделяется из множества подобных.