Генри Лайон Олди «Чёрный Баламут»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Мифологическое | Эпическое фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Индийской ) | Философское | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Южная Азия ))
- Время действия: Древний мир
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Сверхъестественные способности, супергерои
- Возраст читателя: Только для взрослых
Мир стоит на пороге Кали-юги, Эры Мрака. Зарницы небесного оружия полыхают над Полем Куру, ставшим ареной величайшей из битв, один за другим гибнут герои и простые бойцы, и даже боги-Миродержцы уже не в силах остановить эту бойню. Мир катится в пропасть, в райских садах объявляются демоны, души мертвых отказываются идти в миры блаженных и в геенну огненную, а над пепелищем встает призрак мира нового — Господь Кришна, Черный Баламут с неизменной флейтой в руках. Кто он на самом деле, мятежная аватара небожителя, существо с Богом в душе, с царем в голове и с камнем за пазухой?! Чего он хочет?!
А перед могучим Индрой-Громовержцем шаг за шагом разворачиваются жизни трех учеников великого аскета Рамы-с-Топором — кшатрия Гангеи Грозного, брахмана Дроны и Карны-Секача, сына возницы, самого свободного человека державы Кауравов.
Судьбы обычных людей и царей Хастинапура, судьбы небожителей и их земных воплощений, о чем повествовали и умалчивали древнейшие мифы Индии, — стали основой для этого романа-эпопеи.
История от Дмитрия Громова:
...Это были времена, когда мы писали «Черного Баламута». Тогда мы с Олегом жили ещё не в одном подъезде, и нам нужно было от одного до другого идти минут двадцать. Интернета не было, мы ходили друг к другу с дискетами, обменивались фрагментами текста, обсуждали и писали дальше.
И вот иду я через площадь бывшую Дзержинского, теперь Свободы с этой самой дискетой, в голове крутится очередной кусок текста. И тут ко мне подходит кришнаит и предлагает свои книжки, как он, собственно, всем и предлагает, говорит, вот вам, типа, святые тексты, оригиналы, купите недорого... Какие же это, говорю, оригиналы, когда это всё сплошь комментарии вашего А. Ч. Шри Чайтаньи Бхактиведанты Свами Прабхупады? Он уже так подозрительно на меня посмотрел, потому что выговорить подобное нормальный человек обычно не может. Ну ладно, говорит, вот вам Песнь Господа, Бхавадгита — это самый настоящий первоисточник! Какой же это первоисточник? — отвечаю я, — если сама она вот такая тоненькая? Вы её в оригинале, в Махабхарате внутри, смотрели? А этот ваш толстенный том — это всё комментарии опять же. И тут меня пробивает: у меня в голове крутится кусок текста, я всё думаю, как действует Кришна, который приезжает в Хастинапур — и говорю своему собеседнику: «Слушай, друг, давай, я тебе лучше расскажу, как оно было на самом деле! Приезжает, значит, Кришна в Хастинапур, и как всегда опаздывает...»
И вот тут он сбежал. Книжки подмышку — и ноги в руки. А я ещё как дурак шагов десять за ним гнался и кричал: «Да погоди ты! Я тебе сейчас всё расскажу!..»
Нет, не догнал. ?
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
Номинации на премии:
номинант |
Мраморный фавн, 1998 // Роман | |
номинант |
Мечи, 1999 // Меч в камне | |
номинант |
Интерпресскон, 1999 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 1999 // Крупная форма |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
glupec, 16 мая 2017 г.
Преамбула. Я опечален, друзья мои :( Разъярен и возмущен. Тем не менее... Попробую не брызгать ядом (хотя мог бы), а отнестись к данному опусу с пониманием, насколько это вообще возможно. Но все-таки -- ув. Олег и Дмитрий, не ждите от меня пощады... Старая любовь не ржавеет (я про «Бездну«!), ну так и старые обиды не забываются.
Теперь -- амбула.
...Вот откуда растут ноги у моих любимых [псевдо]философских [псевдо]боевичков -- «Сильных», «Ойкумены», «Циклопа». Не напиши Ол. и Ди. в свое время бешено-экшенный, не слишком-то глубокомысленный и (пока еще) не слишком стильный пересказ индийских мифов -- не уварилось бы оно все в Кроновом котле, да и не переродилось бы в гениальные психоделические эксперименты 2010-х... Титаны и кентавры в древней Якутии -- чем они так уж отличаются от Дива, кличущего с вершины древа Ветаса?
(Я уж молчу про влияние, к-рое «Черный Баламут» оказал на Валентинова. Помните, в «Ории»: Братья Панды, Агарджун, и пр. -- из этого всего могла вырасти чисто наша, постсовейская ФЭНТЕЗИЙНАЯ МИФОЛОГИЯ, не хуже Говарда или Муркока ;) Ан нет, не срослось. Задел был хороший, но в итоге все свелось к паре-тройке пасхалок в «Печати на сердце»). Ну а все-таки, все-таки... Как было бы круто, если бы это получилось!..
Ну и еще из хороших моментов... вот, например, сцена с Латником. (Помните?.. «Когда от всего войска Кауравов останутся трое, среди них будет некий Критаварман, чье взрослое имя означает Чудо-Латник. Царь из рода бходжей, военачальник объединенных сил бходжей, ядавов и вришнийцев.
Еще спустя несколько лет его попытка отомстить клеветнику-Правдолюбу послужит причиной земной смерти Черного Баламута.
Чудо-Латник плохо прощал обиды»). Фирменные олдевские приколы\«примочки»: как именно погиб Правдолюб? Когда?.. И причем тут Критаварман, к-рого в сцене гибели Баламута вроде как забыли упомянуть? (Ан нет, -- не забыли!.. Все это в книге е с т ь, просто читать надо очень внимательно. Скрупулезно, не упуская мельчайших деталей. И тогда -- поистине нечаянной радостью будет: о Бхагаван, да вот же оно!.. Почему я раньше не видел?!)
С другой стороны -- я не могу не признаться, что не люблю «баламутовщину» (т.е., творчество Олдей среднего периода -- после «Пути меча» и... примерно до «Одиссеи»). Так же рьяно, злобно и оголтело не люблю, как обожаю их поздние вещи. Первый том, правда, начинался за здравие. (Про нас про всех -- какие к черту боги?.. Великая Бхарата трещит по швам... Индра, бравый супермен-разведчик, пробавляется теориями заговора, ища виновника в среде собратьев-богов... а в это время на земле начинается Нараяна, т.е., «беспутство народа» -- и поневоле задумаешься, а не стоит ли за всем этим бардаком кто-то с о в с е м другой?..)
Понемногу героям становится не до живописания индийских красот (вместо ослепительно-тантрического путешествия назад во времени Индра представляет, как будет подгонять нагую Калу плетью -- потому что сейчас он больше ни на что не способен. Вместо изысканно-романтичного блужданья по Свастике Локапал -- «она кружится перед моим взором, превращаясь в огненный диск»). Война, война!.. Сложное, конфликтное время. «Скоро все накроемся дырявым Атманом...»
И пусть -- подражание мэтру Желязны (что ни говорите, а Индра все-таки похож на Корвина ;)
Пусть -- неуместные сравнения Гангадаты Грозного с русским царем, носившим то же имя. Пусть даже -- «на горе стоит ашрам, из него торчит лингам» (так и представляю себе Олега с Димой, пьяно ржущих над компом. Это ж надо, гы-гы-гы... ну да не будем об том. Я люблю Олдей совсем за другое).
И не будем ворчать понапрасну, что вот, скажем, в 1-м томе была интереснейшая тема -- конфликт самодержца Чакравартина и истинного владыки Дьяуса, усмехающегося в бороду при виде мега-амбиций Вишну и Грозного, -- короче, была тема, и нет ее. Слили внаглую. Только и осталось, что мимолетное появление Д. в конце 3-го романа.
Словом, -- пусть бы все это было; не беда. Первые 2 книги таки могли вырасти в нечто интересное.
А вот третья... Это отдельный разговор. Ее, по-моему, сгубил переизбыток пафоса. Посудите сами -- можно ли вот э т о читать без сардонической ухмыбки на лице?
«Мы похожи с тобой, Карна: рожденные для неба, мы родились в дерьме. С младых ногтей я, новорожденный молокосос, Господь с пролежнями на заднице, ... понимал, что живу под Опекой. Ты никогда не знал, что это такое — быть перчаткой для чужой руки, дверью для почетного гостя, который волен входить и выходить, когда ему вздумается, и пусть чернь молится потом на опустевшую перчатку или покрывает лаком дверные створки! Я царь, я раб, я червь, я бог!»
ИЛИ:
«ну, тварь небесная, давай рази перуном, бей громовой ваджрой — вот он я! Будешь потом сынку на ночь сказки сказывать, как шутил на полянке с грязным парнем и дохлым дедом, как тешился-грыз мое бедро, как я успел тебе в горло вцепиться, прежде чем подохнуть, и невесел будет ваш смех, кривой получится улыбка, а я и из пекла выкрикну, захлебываясь смолой, будто слюной:
- Черви! Черви вы все! Зови всю Свастику, мразь»
Такое (как любят говорить в интернете) хорошо читать не позже 18 лет. Потом -- возникает желание ухмы_б_нуться ;) и ответить автору: да что ты говоришь?!
Но дело, собс-но, в другом даже... Цитируя самих же Олдей, есть такая вещь -- ТЕМПОРИТМ. Действие внешнее -- и действие внутреннее. Сильные доли ритма -- и слабые. В приведенной выше цитате про «тварь небесную», например, можно было просто написать «Карна молча глядел на Индру». Что' он при этом думал -- читатель должен понять сам. Если не поймет, значит, это плохой читатель. Ему нужны только сильные доли...
Это же, кстати, погубило и те главы, в которых Карна беседует с Экалавьей о «внешней» и «внутренней» свободе. 8-) Слишком много сказано вслух, слишком мало осталось МЕЖДУ СТРОК. Вот и получается, как тут уже сказали в отзывах, что вся суть трилогии с легкостью умещается в один абзац.
«Замужем? Можно подумать, я не знаю! И мужа ее знаю, сосед он мой! Как нам не стыдно? А никак не стыдно! И так не стыдно, и сяк не стыдно, и вот эдак тоже! Вон поглядите, кстати: муж ее куда направился? В блудилище, ясное дело! Там моя супружница в окошке деньги принимает, а когда запарка, то и пособит...»
«Гуляй, братва, однова живем! И-эх, а мал-ладого падагоптра несут с пр-рабитой головой!.. Разлюли малина...»
ДО и ПОСЛЕ этого можно было ничего не писать. (Не будем бурчать понапрасну, что Дьяус... А-а, да. Я ведь уже сказал про это). И несмотря, что прекрасная сцена с Чудо-Латником (ох, и это уже говорил...) Короче, несмотря на все это, -- не прощу. Нельзя, нельзя вот так -- прямо, грубо, в лоб, опускаясь до уровня непонятливых читателей. Это не «Черный Баламут». Это -- «Зараз я вам покажу, як не надо книжки писать». Извините, друзья, если кого обидел :(((
з.ы.: А, кстати. К вопросу о «достоверности, как ее нет». Царя «Герода Великого» в реальности не существовало. Его звали Хордус. Радже Тростнику (= Нале) мстила не Кали-Темная, а ее тезка -- бог игры в кости.
«Су асти-ка» значит не «Хорошо есть» (а пить, братцы мои, хорошо весьма :D ), это значит «Воистину прекрасно бытие!» Сам же А. Шмалько нам-студентам в свое время и рассказывал.
«Ом мани» -- никакой не «аминь», потому как «аминь» по-индийски будет «Хум!» Ну и тэ дэ.
То есть, я понимаю, что Олди с т е б а л и с ь, -- матчасть они изучили хорошо, это действительно заметно. Но -- всему есть предел, и стебу тоже. «Махабхарата» -- серьезная книга, нечего ее превращать в развеселый балаган.
з.з.ы.: Можете ставить минусы. Я не возражаю.
WoroH, 6 мая 2022 г.
Аналитики
В очередной раз обращаюсь к творчеству Олди. Очень привлекает у них именно нестандартность сюжетов и частая в них «фентезийная популяризация» мифов. Будь то греческая, китайская, а вот тут индийская мифология. Мифология для меня практически новая, не изъезженная, и тем более интересная.
Прежде чем что-то понимать в пантеоне богов, пришлось копошиться в дебрях википедии и других сайтов. Да и процессе чтения понятнее становилось не очень значительно. Вот в греческом пантеоне четко прослеживается иерархия богов. Кто на вершине олимпа, кто по-ниже, кто чей сын (дочь, жена) и кто сильнее. Может для индийцев и всё понятно, но даже после прочтения Черного Баламута в голове до сих пор не уложатся лакапалы, адитьи, суры, асуры и троица. Как раньше троица была во главе с Индрой, теперь с Бхармой. Вроде как все боги, но вот встретятся на арене Вишну и Индра, кто победит, у кого больше жара? Как будто два пантеона, два мировоззрения индусов (лакапалы и троица) переплелись и существуют параллельно друг от друга одновременно. Получается понятно как появился бог Кришна, но почему он до сих пор остается почитаемым в Индии не понятно. По мне так он оказался отрицательный герой.
спойлер
И вот Кришна — Бог. Что он может? Кроме того, что народ за непонятные заслуги наградил его кучей титулов самый красивый, самый богатый, самый, самый и самый отрешенный. У него всё есть, но ему ничего не надо. Просто потому, что он сбежавшая аватара Вишну? Воплощение мечт бедного народа Индии, не несущее ничего позитивного.
Ну и добавлю очередную ложечку дегтя в отзыв. Читаю книги Олди, и каждый раз продираюсь сквозь них как через дебри. Плакал и кололся, но продолжал жрать кактус. Недавно увидел ролик Харламова и Галыгина Аналитики. Очень характеризует. Языком Олди либо восхищаются, либо ненавидят. Я скорее отношусь ко второму типажу. Эти бесконечные потоки сознания, не имеющие смысла, вычурные словесные обороты вперемешку с быдлятиной. Пытаюсь отключить свое сознание и транслировать себе в мозг эти слова, не обращая внимание на смысл. Как смотреть на абстрактную картину и видеть, видеть... Но можно и не увидеть, и потратить время и силы.
Шербетун, 19 октября 2018 г.
Там чудеса: ракшасы бродят, якшини на ветвях сидят…
Признаюсь честно, лет пять назад я прочитала сокращенный вариант древнеиндийского эпоса «Махабхараты», но мало что поняла — знаний не хватило. И когда мне в руки попала книга «Черный Баламут» Генри Лайона Олди (замечательного дуэта фантастов Дмитрия Громова и Олега Ладыженского) я надеялась раскрыть для себя тайны ведической культуры, да и очень уж хотелось узнать насколько далеко могли зайти авторы, используя богатый материал невероятно сложного и необычного эпоса. Оказалось, что не только далеко зашли, но и успешно прошли лабиринт, изваяв попутно прекрасную историю о Трехмирье.
В трилогии много отступлений от оригинального сюжета «Махабхараты», но все они выполнены столь мастерски, что даже не чувствуется их чуждость. Древнеиндийский эпос под пером писателей-фантастов Громова и Ладыженского приобретает нотку лукавства и кажется таким родным, а вовсе не пришедшим из далекой пряной Индии. Да и чему удивляться, если даже пословицы и поговорки, звучащие из уст героев переделаны на славянский манер, или напротив, славянские поговорки переделаны на индийский лад, – тут уж не разберешь, настолько органично все получилось.
Трилогия «Черный Баламут» («Гроза в Безначалье», «Сеть для миродержцев», «Иди куда хочешь») представляет собой превосходный образец мифологического фэнтези. Описанный Олди мир невероятно сложен и населен богами, героями, легендарными персонажами. Каждый персонаж имеет свой добротно прорисованный характер, каждый играет немалую роль в мирополагающей цепочке «Любовь-Закон-Польза-Мрак», каждый на самом деле является больше символом, чем живым существом, ведь тут боги как люди, а люди как боги. Авторы позволяют не только заглянуть за изнанку мироздания, но и поучаствовать в процессе смены эпох, понять, почему приходят Погибель и Мрак, рождаемые распрями, подлостью, рвачеством, эгоизмом.
Единственное, что давалось мне с трудом – имена героев, ведь самих героев множество, да и каждый имеет несколько имен, то родовых, то приобретенных, то пожалованных как аватаре какого-либо божества. Я путалась, чертила схемы, не выползала из интернета, но… получала огромное удовольствие от складывающихся пазлов.
«Черный Баламут» — прекрасная стилизация, добротный философский роман, дающий обильную пищу для ума и помогающий разобраться в хитросплетениях отношений внутри многоликого индийского пантеона, понять основы ведической культуры.
З.Ы. Прочитано давненько, отзыв вытащен из прошлого:)
Сказочник, 18 июня 2021 г.
Сказания Махабхараты... Как много в этих звуках для сердца индийского сплелось... Получилось хорошо, и хорошо весьма. На самом деле, после того, как привыкаешь к стилю повествования в первые страниц пятьдесят, потом всё идет как по маслу.
Несмотря на то, что Махабхарата — произведение серьезное, Олди нашли место и стебу, и юмору, и философии. Никто не ушел обиженным. При этом, трилогия получилась монументальная. И ее следует рассматривать как плацдарм для следующих эпопей авторов.
tyz, 5 июля 2013 г.
то ли не мое, то ли возраст не тот ...
такое впечатление что высокие оценки ставят те кто прочитал, пожалел потраченное время и решил, что и другие должны тоже так попасться
повелся на сервис рекомендаций, первую книгу еле прочитал, вторую из-за жалости к уже потраченному времени, третью из-за того же и малой толики интереса.
но при всем этом, книгу (в единственном числе, потому, что это все таки надо воспринимать как 1 книгу, а не 3) плохой назвать нельзя, и написано интересно, и мораль на высоте, и еще много чего, чего нет у современных книг.
итого мое мнение: читать не рекомендую, разве что вы фанат или интересуетесь этой темой
i-pot, 3 апреля 2013 г.
Пришел на этот сайт, чтобы получить рекомендацию, о том, что можно еще интересного прочитать из фэнтези.
Честно проставил 60 оценок книгам, которые первые пришли на ум, и вот результат — сайт предлагает мне прочесть Генри Лайон Олди — Чёрный Баламут.
Вняв советам нашел сию трилогию и начал читать. Честно признаться, первые 30 процентов первой книги давались трудно. В основном из-за того, что с индийской мифологией я незнаком, и приходилось постоянно лазить в словари и википедию , чтобы хоть как-то понять кто есть кто и с чем его едят :). Но к середине «Грозы в Безначалья» роман меня уже захватил полностью, и я понял что не успокоюсь пока не прочитаю всю трилогию.
На мой взгляд, Генри Лайон Олди прекрасно смог передать атмосферу древне индийских эпосов, трилогия вышла замечательная.
Немного разочаровала своей холодностью, расчетливостью и странным изложением (в виде записок от разных авторов) вторая книга про Дорну, но по окончании прочтения всей серии, я понял, что по-другому ее написать было просто нельзя.
В благодарность сайту решил написать этот отзыв. Спасибо, Ваша рекомендация меня порадовала.
perom, 24 сентября 2018 г.
Три дня из жизни богов, пара сотен лет из жизни людей. Путь меж Любовью, Законом и Пользой. Может не особо точно вписывается в оригинальную мифологию, не слишком глубока и тонка философская тема. Но... безумно интересно! Это первый цикл у авторов, который «зашел» сразу, целиком, с полным погружением. Кабирский, Ахейский циклы, Безда, Ойкумена, шли с переменным успехом или вовсе застряли на пол-пути. А тут — сразу, с головой и не отпускало до последней строчки.
вигаук, 19 мая 2019 г.
Почему цикл называется «Чёрный баламут», когда о Кришне там упоминается совсем немного. Как полноценно действующее лицо, он появляется только в третьем томе («Иди куда хочешь»). И сразу ломает устоявшиеся отношения к этому богу вайшнавов (кришнаитов). Большая часть цикла является вольным переложением Махабхараты — индийского эпоса. С его бесконечным сонмом богов, полубогов и героев. Запутаться в именах и событиях легко. Поэтому желательно до прочтения или в течение его обратиться к первоисточникам. У Олди в конце каждой книги имеется небольшой словарик имён. Но этого мало. Книги читаются с трудом. По-моему, если бы Олди остановились только на Кришне, было бы понятнее и проще для чтения.
У Олди странный юмор. Для меня это сильно мешает восприятию повествования. Книга-то серьёзная.
Очень мало в цикле отводится описанию великой битвы на поле Куру. В Махабхарате это центр повествования.
Очень мало героев имеют собственную предысторию. Многие появляются и исчезают эпизодически. Повествование не линейно, а разорвано на части. Что также идёт в минус.
Философия текста Олди следующая. Люди способны через накопление жара попадать в мир богов, активно действовать там и даже проклинать последних. Жрецы способны залавливать богов в сети и заставлять исполнять желаемое. Мир Махабхараты относится к перелому эпохи Закона и эпохи Пользы, где никакие Законы уже не соблюдаются. Первым это понял Кришна, поступая вероломно по отношению к Закону и соотнося свои действия только с Пользой. Аватар — это проекция какого-либо бога на землю, марионетка в руках бога. Кришна перестаёт подчиняться богам и начинает действовать самостоятельно, что ему же обходится боком, но таковы законы Калиюги, когда боги отворачиваются от людей и перестают слушать их.
За исключением вышеописанных недостатков текст Олди мне понравился. Рекомендую к прочтению.
Helix, 9 июня 2011 г.
Одна из тех потрясающих книг, переворачивая последнюю страницу которых, надолго и с удовольствием погружаешься в некое облако чувств, разрозненных впечатлений и неоформившихся мыслей, где передвигаясь от одного фрагмента к другому можно отыскать части, складывающиеся в мозаику ответов на Вечные Вопросы.
Итак, мысль первая. Окутан мир коконом жара-тапаса, и пронизывает его насквозь, и все, что есть в мире, из того же жара и создано. А сам жар-тапас — это боль, страдания, страсти, неудовлетворенные желания и пр. Спрашивается, зачем это мир так мерзко устроен? Неужто творец не мог создать его из чего нибудь получше? Другого материала не нашлось?
Думаем дальше. Мысль вторая. Сменяется цикл за циклом в круговороте жизни и времени, но в начале каждого цикла Золотой Век — эра Любви и Гармонии. Как это, в основе мира — боль, и вдруг всеобщее счастье? Странно... За эрой Любви следует эра Закона. Каждому воздастся по делам его, следуй установленным правилам, и будет тебе счастье. В следующую эру и Любовь и Закон уже побоку, главенствует Польза. Кто успел, тот и съел; волка ноги кормят; закон как дышло и тому подобные жизненные премудрости. Ну, и последняя эра – это уже полный Мрак. Любовь осталась разве что в литературе, да и оттуда вытесняется цинизмом; законы существуют, чтобы кучка властьимущих могла угнетать все остальное народонаселение; многие еще продолжают шустрить в поисках каких-то выгод, но польза от этого хитрож.., извините, поведения весьма и весьма сомнительна. В конечном итоге каждый так или иначе оказывается у разбитого корыта. В конце всего этого безобразия следует конец света, и снова акт творения и сияющее начало. Это демиург так развлекается? Сначала создает игрушку, а потом ломает? Или ее ломает кто-то другой?
Мысль третья. Особенно угодные богу(богам) люди – всевозможные аскеты, отшельники и прочие святые подвижники. Их подвиги вознаграждаются райскими кущами,(после смерти), лучшим социальным положением в следующей реинкарнации,(если таковая планируется), исполнением заветного желания или иным особо ценным призом (в текущей жизни). Под подвигами следует понимать: нанесение себе телесных повреждений разной степени тяжести; исключительно длительное пребывание в неудобных позах, ( например, стояние на одной ноге наклонясь вперед с руками, сомкнутыми над головой); голодовки; воздержание от мытья и других гигиенических процедур; и т.д.; и т.д. В общем, мораль и нравственность богов, получающих удовольствие от созерцания подобных «подвигов», находится на недосягаемой высоте. Славься, Господи! Алилуйя!
Н-да… Невесело… Нехорошо, и нехорошо весьма!
Ладно, а если попробовать с другой стороны? Допустим демиург не сволочь, а вполне себе приличный дядька.:smile: Вот Творец, а вот его творение. В свежесозданный мир вложена масса труда. Вот здесь чуть-чуть подправить, и здесь, и все! Шедевр! Хорошо, и хорошо весьма! А вот и существа, населяющие мир. — Дети мои, любите друг друга, плодитесь и размножайтесь! Вы не марионетки, вот вам свобода воли, действуйте! А я помогу, если что.
Но дети есть дети. Вот кто-то упал, ушиб коленку. Кого-то оса укусила, кто-то ошпарился. Рев до небес. Больно! Обидно! Но у нас же эра Любви, Золотой Век. Никто не должен быть обижен. Поэтому: — Не плачь, зайчик мой! На вот тебе конфетку, попробуй, какая вкусная, не надо плакать!
Опять таки, дети есть дети. – А почему это ему дали, а мне нет? Я тоже хочу! Ну и что, что он поранился и ему больно! Я хочу!! А, понял, чтобы получить конфету, надо пораниться! Ну, я сейчас.
Первое время наивный и любящий родитель будет раздавать конфеты. Со временем до него дойдет, что его фактически шантажируют. Раздача конфет прекратится. Если маленький хитрец будет упорствовать, нарочно причиняя себе боль, чтобы выманить желаемое, то в конце концов вместо конфеты его накажут, чтобы неповадно было. А потом, считая неисправимым лжецом, будут наказывать постоянно. Вот вам и эра Мрака…
Опять грустно…Ну что ж, мы живем в эру Мрака ,мы – глупые дети. Но эта книга – одна из вех на пути к взрослению. Спасибо авторам.
Elessar, 16 июля 2012 г.
Современное мифотворчество — процесс нелёгкий и неблагодарный. Своды мифов и преданий формировались веками, составляя самую суть менталитета нации, своеобразный корпус мировоззренческих установок и этических норм. Мифология — метафорический голос народа, пульс жизни. И потому-то интерпретация и переиначивание мифов на свой лад для одиночки невероятно сложны. Это поистине титанический труд, который по плечу лишь гениям. Таким, например, как единый в двух лицах Генри Лайон Олди.
Написанная на основе Махабхараты и корпуса индийской мифологии вообще, трилогия по глубине, размаху и эпичности стоит вровень с оригиналом, ни в чём ему не уступая. Мастера рисуют нам несущийся навстречу катастрофе мир, в котором давно забыта Любовь. Мир, который лишь ржавые и непрочные цепи Закона удерживают от падения в пропасть. Лежащая в основе всего сущего любовь попрана, творения забыли своих творцов. Теперь балом правят не преклонение, но страдание. В пароксизме аскезы отшельник способен заставить богов исполнить его волю. Божественная помощь, бывшая раньше наградой за любовь, стала платой за страдание. Этот мир уже далёк от золотого века, но в нём ещё есть место благочестивым мудрецам и отважным воителям. Но грядёт эпоха пользы, когда каждый сам за себя, когда никто не верит в богов и не ждёт награды за добродетель. Эра, когда творения выродятся и станут тварями. Эра угасания, когда на смену огню любви и жару аскезы придёт холодный расчёт чистой выгоды. Наша с вами эпоха, одним словом.
Под стать окружению и герои трилогии. Индра-громовержец, уставший бог с телом юноши и душой старика. Разрушитель Шива, танцующий бог, чьи пути воистину неисповедимы. Шут Дьяус, некогда бывший Одним и Единым, ровесник вечности. Вишну-опекун, задумавший свою жестокую игру, в которой смертные лишь пешки на шахматной доске вселенной. И, конечно, главные герои, с каждым из которых нам суждено прожить целую жизнь. Гангея Грозный, бесстрашный воитель, хранитель Хастинапура, для которого честь воина и клятва верности превыше власти и собственного блага. Гомункулус Дрона, бык среди подвижников, рождённый без любви в сердце. Мудрец, который отрёкся от пользы и преступил закон во имя призрачного шанса стать человеком, способным чувствовать и плакать. Карна-секач, дитя свободы, добровольно отказавшийся от божественного могущества, чтобы идти своим путём, чтобы победить в равном бою, а не бойне. Аватары, воплощения и креатуры, они бросили вызов богам в борьбе за собственные души. Своей жизнью и смертью каждый из них доказал: предопределения нет. Этому миру не нужны костыли и цепи, только огонь сердец способен удержать его от падения в пропасть.
Одна из лучших вещей харьковского дуэта, мощнее и чище даже моего любимого «Героя...» И пусть вокруг бесчинствуют слуги пользы и рабы выгоды, я верю не смотря ни на что: пока пишут и читают такие книги, мир не погибнет.
AlisterOrm, 30 декабря 2014 г.
Олди замахнулись на толкование одного из самых сложных эпосов древности — «Махабхарату». С греческими мифами как-то попроще, а здесь... «Эффекта узнавания», как в случае с гомеровскими творениями, от читателя не дождёшься. Тогда Олди поступили по другому. Они попросту взяли общий, весьма экзотический антураж, канву эпоса, персонажей — но предпочли не концентрироваться на духе, философии Древней Индии.
Мир чувствуется плохо. Это своеобразный аналог театральной сцены, где в минимуме декораций разыгрывается сложная человеческая драма, однако эффекта погружения нет. Есть впечатление экзотики, эклектики, однако происходящее на сцене, а уж тем паче, диалоги, оставляют желать лучшего. Действие могло бы происходит где угодно и красивости могли бы быть какими угодно — суть не изменилась.
Может быть, это философское произведение? Отчасти — да. Однако особо глубинных сентенций авторы не произносят. Это повесть о крушении старого мира, о Демиурге новой эпохи. О рабстве и ответственности за свои поступки. В принципе, ничего гениального здесь нет, основные мысли трилогии можно изложить в одном абзаце, но оформлено всё талантливо, врать не буду.
Персонажи — удались, каждый из актёров ровно и достойно играет свою роль, хотя в иных моментах она «смазывается». Грозный Дед — идеальный хранитель государства, «серый кардинал», воплощение Пользы, Брахман-из-Ларца — наставник, всегда поступающий по меркам Закона и Ушастик-Секач, олицетворение Любви, которая позволяет делать правильные решения по зову сердца. Человек, чьим именем назван цикл — Чёрный Баламут — скорее «потрясатель основ», сокрушающий раки привычного во имя собственной свободы, вернее, собственного рабства. Создающего мир, где нет Закона, Пользы и Любви... Где мир так же пуст, как и его создатель-революционер, не способный ничего построить на хрупком фундаменте.
Герои, как и положено в пьесе, играют чисто символическую роль. Так же, как и довольно неубедительные декорации, как словесные красивости, вышедшие из индийского эпоса, но напрочь теряющие свою роль на фоне богов, беседующих между собой, скажем так, на «русском простонародном». Антураж есть антураж, и за всё вышеперечисленное оценку можно было бы и снизить. Однако... Написано хорошо, завершено логично, философская составляющая, хоть и простенькая, доведена до логичного конца (у Олди часто бывает и по иному). Что ещё надо-то? Поэтому — твёрдая 4.
Svartex, 8 февраля 2016 г.
Очень сильный роман-эпопея. Это пища не только для ума но и для души.
Кто не читал, советую, будете находится в полном восторге и экстазе, как во время прочтения так и долгое время после.
Лoki, 15 ноября 2015 г.
Битва на поле Куру идет. Бьются бывшие друзья, бывшие родственники и близкие. Казалось вся трилогия будет посвященная экшену. Тот догнал того. Этот этого убил. И экшен действительно есть. Экшен человеческой души, экшен стремлений, экшен чувств. Замечательная книга
Shutzmann, 24 января 2015 г.
Очень хороший роман.Захватывает от первой до последней страницы!Фирменный стиль Олди,есть все что нужно.И героика и философия и конечно ирония и юмор.При этом затрагиваются очень серьёзные проблемы.Для почитателей Олди-обязателен к прочтению!
U.K., 20 июля 2012 г.
Просто Великая вещь. даже не так — Великое творение. Гангея Грозный и Брахман-из-Ларца. Теперь ходят за мной попятам. Я и сам теперь воодушевленно всем объясняю, почему у нас мир такой плохой. Ибо живем мы после конца света...