FantLab ru

Роджер Желязны «Князь Света»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.61
Голосов:
3105
Моя оценка:
-

подробнее

Князь Света

Lord of Light

Другие названия: Бог света

Роман, год (год написания: 1966)

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Это история всего лишь одного мира. Мира, где, в начале своей истории, люди сражались с демонами за существование. Мира, где люди, победив демонов и обретя небывалое могущество, стали Богами. Мира, где Боги, бывшие когда-то людьми, забыли, кем они были и за что сражались.

Это история всего лишь одного человека. Человека, сражавшегося против демонов плечом к плечу с товарищами. Человека, бывшего равным среди Первых. Человека, которому достало силы отвергнуть божественность и сохранить свои мечты и идеалы. Человека, сохранившего в своем сердце любовь и дружбу.

Это история бога, оставшегося человеком. Ибо только богу достанет силы, чтобы опрокинуть Небо, и только человек имеет мужество бросить вызов Небожителям.

Примечание:

• Роман написан в 1965-1966 гг.

• Авторское посвящение: «Дэнни Плахта — за дружбу, мудрость, сому».

• В мире романа также происходит действие двух рассказов, вошедших в антологию-посвящение 2017 г.: «The Aspect of Dawn» Шариан Льюит и «Coda» Стива Перри.


В произведение входит:

  • Dawn (1967) [вторая глава]  
8.08 (24)
-
8.05 (22)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— журнал «Всесвіт 1994'03», 1994 г.

— журнал «Всесвіт 1994'04», 1994 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1968 // Роман

лауреат
Премия Лазара Комарчича / Награда Лазар Комарчић, 1985 // Зарубежный роман

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 1967 // Роман

номинант
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма (перевод)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 1998 // Parima ulmeraamatu kategooria. 2-е место (США)

FantLab рекомендует:

Роджер Желязны «Князь Света» / «Lord of Light»


Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:


Издания:

Бог Света
1992 г.
Бог света
1992 г.
Бог Света. Повелитель сновидений
1992 г.
Князь Света
1992 г.
Порождения света и тьмы
1992 г.
Бог Света
1993 г.
Сумеречный Джек
1994 г.
Миры Роджера Желязны. Том 5
1995 г.
Князь Света
1999 г.
Князь Света
2000 г.
Джек-из-Тени
2001 г.
Князь Света
2001 г.
Князь Света
2003 г.
Князь Света
2004 г.
Князь Света
2007 г.
Князь Света
2008 г.
Вариант Единорога
2013 г.
Последний защитник Камелота
2014 г.
Князь Света
2014 г.
Князь Света
2016 г.
Князь Света
2018 г.

Периодика:

Всесвіт `94. 4
1994 г.
(украинский)
Всесвіт 1994'03
1994 г.
(украинский)

Аудиокниги:

Князь света
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Lord of Light
1967 г.
(английский)
Lord of Light
1979 г.
(английский)
Lord of Light
1980 г.
(английский)
Lord of Light
1999 г.
(английский)
Lord Of Light
2010 г.
(английский)
Володар Світла
2019 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  36  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне сложно было представить, что у произведения может быть две главных жанровых принадлежности, обычно одна преобладает и диктует свои правила, а вторая воспринимается как фон и декорации. «Князь Света» — исключение из правил. Скелет романа — научная фантастика, мышцы его — мифологическое фэнтези, кожа — героическое фэнтези. Фраза «технология высокого уровня в глазах несведущего всегда сродни магии» как нельзя лучше характеризует эту книгу, однако описаны события таким стилем, что частенько просто забываешь о научной подоплеке. Роджер Желязны утверждал, что это лучший его роман. Не могу это подтвердить или опровергнуть, однако с уверенностью утверждаю, что это один из лучших романов, что я читал в своей жизни.

Перед нами предстает мир далекого будущего, когда люди покинули Землю и колонизировали новую планету. Коренных жителей своего нового дома люди окрестили демонами и заточили их в недра планеты. В то время выделились среди колонизаторов самые умные, талантливые и лучшие, и нарекли они себя Богами, и обладали они технологиями, которые неподвластны простым смертным. Так и возвышались Первые люди, играя в Богов над прочими людьми, которые вынуждены были подчиняться. И было сие до тех пор, пока не объявился среди Первых людей совершенно особый человек. Особый не по умениям своим, но по духу и образу мыслей. «Его последователи звали его Махасаматман и утверждали, что он бог. Он, однако, предпочитал опускать громкие Маха- и -атман и звал себя просто — Сэм. Никогда не провозглашал он себя богом. С другой стороны, и не отказывался от этого». И восстал Сэм против Богов, и научил он людей новой религии, и не могли Боги помешать ему. Пытались убить или одолеть его не раз, но не сдавался упрямый человек, никогда не провозглашавший себя Богом, ибо даже в поражении своем мог он увидеть победу, да и не в каждой битве стоит побеждать. Таков сюжет в самых общих словах, поверьте, в романе можно найти очень многое, настолько многое, что я буду перечитывать эту книгу чуть погодя. Структура произведения также вызывает интерес: 7 глав, из них первая преподносит основной сюжет, следующие пять — воспоминания о прошлом, и последняя глава подводит черту и завершает основной сюжет.

Двойственное чувство по поводу «Князя Света». С одной стороны, мне жаль, что я не прочитал эту книгу раньше, т.к. очень много аллюзий и заимствований идей романа я увидел в произведениях, которые мне очень нравятся. Тут и «Клинок Тишалла» Мэтью Стовера, который просто насквозь пропитан «Князем Света» (интермедии перед главами, которые пересказывают сюжет самой главы, но особым образом; главный герой — основавший собственную недогматическую религию; сама религия; а все эти игры автора с божественными сущностями и артефактами? Всего и не перечислить), тут и «Врата Птолемея» Джонатана Страуда (вспомните финал данной книги и сцену с попыткой угнать Громовую Колесницу в романе Желязны), можно припомнить еще, но думаю, что мою мысль вы поняли, и этого достаточно. С другой стороны, я полностью уверен, что книга прошла бы мимо меня. Даже сейчас я одолел ее только со второй попытки (в первый раз, скорее всего, просто не смог верно уловить настроение романа), а лет 6-7 назад и вовсе бы не стал упорствовать в попытках прочтения, а просто положил бы книгу на самую дальнюю полку.

Помнится, кто-то из знакомых утверждал, что после данной книги у человека меняется мировоззрение. Сомневаюсь в истинности данного суждения, однако впечатление роман производит очень сильное, и для его понимания требуется определенный пласт знаний. Вполне возможно, что совсем неподготовленный читатель и сменит резко свою жизненную позицию, но я в этом сильно сомневаюсь: он скорее отбросит книгу подальше и скажет что-то презрительное по поводу тупости/заумности/псевдофилософии/чего-нибудь-еще произведения. Что касается самой подготовки, необходимой для понимания романа, то я, например, не представляю, как бы обходился без знаний по философии и религиоведению, которые успешно изучал в университете. В процессе чтения, кстати, возникали ассоциации не только с восточными религиозными трактатами (что естественно), но и с «Как говорил Заратустра» Ницше (что может быть лишь личной ассоциацией, не претендующей на объективность).

Тяжело писать внятно о книгах, оставивших самый сильный след в душе. Не уверен, что сказал все, что хотел, а то, что сказал — сказал правильно, но вряд ли мне удастся лучше. Рекомендую книгу всем и искренне надеюсь, что вам она понравится так же как и мне.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У «экспериментов» цель выбить из колеи, помудрить, а здесь, за поддающимся пересказу сюжетом и красивым, почти по-азиатски, слогом, игра смыслов, простор разночтений, расхождение толкований. То есть, истинная сложность.

Автор, не оцененный поэт ХХ века, применил к разборкам во внеземной колонии далекого будущего приемы и дух старинных драм. Они в выверенных по каждому удару, хоть сейчас под софиты, поединках, аллегоричных композициях, пасторальных видах и инфернальных пейзажах, нравах кошек и намыливающихся. Высокая культура так же характерна для «Князя света», как цветы и генераторы. Тут опознают своего продолжив строку, вспомнив победу над летающими городами, пляшут, ворон зачитывает предсмертное, а коллега сыпет уподоблениями. Речи барочны, диалог прикидывающегося, что ничего не изменилось, Сэма и не забывающей ничего Мадлен, хорош по-брехтовски.

Без страха оттолкнуть, с первой главы умный разговор: экзотика и остраненность (киловаттами молитв спасают от нирваны, обезьяна лучший собеседник Ночи и Смерти). Истинность и ложность религий, просветление индивида и утомление персонала, право на власть и зарубки на луне, одержание демоном и христианские зомби. отношения реальности с памятью и иллюзиями, как «камень-ножницы-бумага» со Вселенной.

Контраст звучащих слов с контекстом Желязны пояснил в «Фэнтези и научная фантастика: взгляд писателя», мол, так и задумано, чтобы «легким смещением акцентов» смотреться то НФ, то фэнтези. Кроме жанрового смещения, цитирую финал, возможны прочтения «моралистами, мистиками, социальными реформаторами и романтиками».

Романтику лучше переживать, чем пережевывать. Мистику пусть пишут другие, как НФ роман интересней и каверзней.

Ведьмы второго континента — три слова! — делают эпичные битвы и страсти, богов, раджей, негуманоидов и наложниц частностями уголка большого мира. Позже этот же прием низведения использовали Харрисон и Вулф.

Достойное определение прогрессорства и его оппонентов. Но где оно? Возрождение смывного туалета, фрески, вызвавшие высочайший гнев — кое-что посильнее грядет из мастерских Нарады и капеллана «Звезды Индии». Их продукт, в отличие от электромеча восхитившего корееведа Асмолова, требует уймы квалифицированных человекочасов. Раз туземцы в деле, идет НТР, идет. Не так, как в земной истории, однако, парадокс, именно подпольность разрешает причислить книгу к прогрессорству.

Впрочем, Желязны заложил сюда еще и отражение аргумента Брамы: если нечто должно появиться, оно должно явиться результатом наличествующих в культуре факторов, а не вдруг вытащено за уши из прошлого? В результате наличествующих факторов, пантеон опасается бомбить Юг, им не произвести микросхем Бича, а боец, с намытой богиней защитой, загибается от болотной лихорадки.

Борьбу, не столько «за», сколько «против», ведет реалистично выглядящая группа не-идеалистов. Отвергнутый ради карьеры любовник, скверно пошутивший ветеран, его приятель и грузная хозяйка борделя. Дно элиты, без связи с массами. Никто не молод, Яма, подчеркнуто, никогда и не был. На фоне ростков мая 1968-го — прекрасно.

Победа их иллюзорна, как мышцы владыки Мары. У руля команда Вишну-Варуна, а) уже проигравшая всё, кроме морального авторитета и б) из той же иерархии. Не меняет структуры лишь смена вывесок, что-то не слышно об упразднении школы душителей. Зато историю мятежа против Небес начинает цитата «Ангуттары никая», сочинителю которой, однозначно буддисту, тирания Тримурти кажется золотым веком. Тогда «нить судьбы можно было еще извлечь из сточной канавы/угрозу судьбы еще можно было отвести в сторону» (1-й вариант Лапицкого, чем о переводах сказано достаточно). «Карма» смотрелась злой сатирой во времена «Северо-Запада». Ныне, когда отнюдь не психозонды обшаривают базы данных, возможность подправить балл игрой на автоматах стала мягкой усмешкой. И наоборот, Ян и Сэм ностальгируют по торговле телами — Мирер еще в 1969-м очертил социум общедоступной пересадки сознания, который явно опасней собак Махаратхи.

В отзывах есть утверждения, что текст требует знаний индуизма с буддизмом. Требует. В объеме внекласного чтения по истории мира. Ну, можно увидеть отражение любимой санскритологами борьбы ведийских и индуистских традиций, вот только Ниритти богиня разложения из числа локапал... Анекдот про аватару, шутки с метафизикой, ладно, но идут они в сочетании с моделью поведения типа: встретил просветленного? Продолжай заниматься своими делами. Что он ощутил «ты всюду, и ты часть всего» — его проблемы, на ценителя пино нуар и «Голубого Дуная» не подействует. А коли аудитория настроена, для промывки мозгов сойдет и «Пополь-Вух». Так что, понимание «Князя света» справочник вряд ли улучшит.

Рекомендации: абсолютно и безусловно.

Оценка: нет
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На моей памяти это чуть ли не единственный случай, когда ожидания оправдываются практически полностью. Я уже был знаком с Желязны по отличному роману «Джек-из-тени», который, конечно, не был лишен недостатков, однако обладал интересным главным персонажем, своеобразной атмосферой и достаточно занимательной сюжетной линией. Теперь вот я закончил «Князь Света». Книга стала одной из любимых. Прекрасно видно, как автор любит свое произведение и вкладывает в него свою душу! Что ж, попытаюсь передать свои мысли.

Начнем с жанровой принадлежности романа. Если взглянуть поверхностно, то сначала может показаться, что здесь этакая смесь научной фантастики и фэнтези. Однако стоит копнуть глубже, и ты понимаешь, что это всё-таки научная фантастика. Прямым текстом это, естественно, не говорится, но намеки оставлены на протяжении всего произведения. И здесь мы плавно переходим к следующему пункту: мир романа.

После гибели Земли экипаж корабля «Звезда Индии» колонизирует некую планету, изгоняя ракшасов — существ, которые являются чистой энергией и способны перевоплощаться в любой облик. Позже колонисты строят Небесный Град, создают свою цивилизацию и начинают играть в богов индуисткой мифологии, достигнув благодаря научному прогрессу бессмертия.

Завязка: главный герой, Сэм, который был отозван Ямой, богом Смерти, из нирваны, отказался от божественного статуса и стал жить среди людей. Он ненавидел Небесный Град за то, что он всячески подавлял прогресс человечества и никак не помогал продвинуть цивилизацию. И всю книгу мы наблюдаем, как главный герой борется за людей. Сама книга — один большой «флэшбек», воспоминание Сэма, исключение составляют лишь первая и седьмая главы. Теперь я буду говорить о достоинствах книги.

Первое, что мне понравилось, — проработанный мир. Интересно, как описывается эта причудливая планета, где показывается столь интересная цивилизация. Мне приходило в голову, что это антиутопия, только не такая явная, что ли.. В отличие от «Сумеречнего Джека», информация о мире не подается обрывочно, и ты узнаешь действительно много интересного. Почему-то невольно вспоминалась ролевая видеоигра Arcanum, где фэнтези тесно переплеталось со стимпанком.

Второе — персонажи. Абсолютно все. Каждый из них обладает глубиной, у каждого свои внутренние переживания, и наблюдать за их диалогами страсть как интересно. Вроде бы они высшие существа, однако смогли сохранить свою человечность сквозь бесконечное количество инкарнаций и годы.

Третье — философские размышления. Мне крайне понравилось обилие тем, присутствующих романе: смысл жизни, роль человека в мире, роль богов и их влияние на мир.

Четвертое — язык. Читал в потрясающем переводе Лапицкого. Я не знаю, насколько перевод близок к оригиналу, но если опять вспомнить «Джека», там был примерно такой же красивый стиль, только здесь он намного лучше и лишён не слишком-то приятного пафоса. Эстетично и поэтично. «Князь Света» не провисает во второй половине, как первая книга, а одинаково силен от начала и до самого конца. Невероятно увлекательно.

Особенно мне хочется подметить схватку Ямы и Рилда, за которой было очень интересно наблюдать благодаря восхитительному слогу автора. Также стоит подметить историю колонизации и рассуждения Сэма о богах, самом мире.

Роман восхитительный. Во всем. Мои впечатления улеглись не полностью, поэтому я мог о многом не упомянуть. Роман о человеке, который пошел против системы, который любил свой народ и хотел лишь светлого будущего. Если вы воспринимаете научную фантастику как нечто развлекательное, то вы не читали эту книгу. Однозначно рекомендую к прочтению.

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Даже на фоне внушительной коллекции вещей, созданных Желязны — Князь Света самый лучший из романов автора и один из лучших в фантастике вообще.

Как и во всех шедеврах, каждый найдет для себя что то особенное. Кому то больше понравится описание и адаптация индуисткого пантеона, кому-то приключения, кому-то история колонизации..... Мне больше всего в душу запала социальная часть. Своего рода это антиутопия. Роман о тоталитаризме. Причем тоталитаризме идеальном. Если в обычных тоталитариях человек не мог распоряжаться своей жизнью, но по крайней мере его смерть не принадлежала никому. То здесь группа, захватившая власть, в качестве контроля использует будущую жизнь. Причем инструмент контроля очень эффективный. В первую очередь этот инструмент используется для того, что бы ограничить прогресс. Прогресс во всех смыслах, поскольку он несет угрозу господствующей группе.

И тем не менее, несмотря на страх наказания, люди постоянно возвращаются к идее прогресса. Очевидно это в крови. Причем общество в романе индуистическое, с традициями поклонения богам. И с весьма слабыми понятиями о свободе воли.

Безусловный шедевр. жаль, что не могу поставить 20.

Оценка: 10
–  [  26  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Князь света» воистину одно из самых неоднозначных произведений в мировой фантастике, как впрочем и все творчество Роджера Желязны. Все творчество автора, это его хождение по грани, смелые эксперименты, эпичность действия, динамичный сюжет, вкупе с неглупыми мыслями и собственной точкой зрения на философские вопросы и не только. Я так творчеству маэстро Желязны, поражаюсь каждый раз с новой силой. Неуёмная фантазия помноженная на оригинальность фантастического бытия со смысловой нагрузкой, делают каждое его произведение, уникальным и как минимум достойным внимания. Но пожалуй нашлась книга, которая поразила меня больше остальных прочитанных на сей момент произведений, конечно же «Князь Света».

Роман невероятен, и пожалуй во многом благодаря авторскому замыслу и его преподнесению. История начинается, много-много лет вперед, в будущем, после нашего существования. Мы видим глазами, причудливый мир созданный автором, который словно на нас смотрит и существует рядом с нами, именно в нем развернется история Сэма, он же Будда, он Бич Демонов и Князь Света. Вся суть романа лежит в его основе религиозного видения, это скорее история революции смена порядков, новая вера сокрушающая старое бытие, которое другие привыкли видеть. Желязны, через все свои идеи, мысли и сюжет, несет простую и невероятно терпкую тему изменения мира и его порядков как должное.

Но за вихрем основного посула перед читателем возникает невероятнейший и по началу даже малопонятный фон и время действия. Перед нами во всей красе предстает пантеон индийских богов, и азиатский фон действия. Книга очень и очень похожа на фэнтези, но с огромным «но», в ней есть множество отсылок что люди давно заселили неизвестную планету, и стали пребывать там как боги, да еще множество мелких деталей указывающих на фантастичность происходящего, вроде технологий и иных приспособлений жизни. Это скорее даже не фэнтези, а фантастика под личиной фэнтези, плотно держащая покров по мановению руки автора. Но книгу это несколько не портит, лишь удивляет как качественно автор управился со сложной задачей. Приятный, харизматичный авторский язык и стиль лишь разбавляют чтение книги. Весь колорит произведения, кроется в деталях.

«Князь Света» необычное и очень самобытное произведение. Это и мифологическая фантастика, и философский роман, и немного фэнтези и религиозная притча под соусом из терпкого боевика и ориентального искусства. Это произведение словно вбирает в себя все лучшее от автора, отображает его творчество, его суть, показывает ни с одной точки зрения.

К сожалению в наше время таких книг мало, мощных и невероятно красочных и идейных. Желязны сумел переплюнуть многих, и занять своим произведением место в сердцах многих. Эту историю, я однажды перечитаю, восхищусь, удивлюсь и не перестану радоваться прекрасному роману который мировой классик фантастики подарил всему миру.

Итог: не меркнувший Шедевр, на века.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Князь света» — это волшебная поэма от Желязны; мифический мир, где наука сделала избранных людей Богами, наделенными необычайной боевой мощью и способностью менять тела без ограничений. Желязны приглашает нас в свой мир великих героев и легенд; мир, где Боги — это обычные люди с их слабостями, распрями и заблуждениями; дает почувствовать, каково это быть богом и оставаться при этом человеком, быть бунтарем и выступить в одиночку против Небес. «Князь света» — это не монументальная, детализированная эпопея, а скорее легкая, воздушная зарисовка. Желязны — непревзойденный художник, он рисует полотно эпических сражений широкими небрежными мазками, оставляя вволю пространства для полета фантазии. Эскизы отдельных сцен, как бы выхваченные направленным на них лучом света, соединяются вместе в многоцветное мозаичное панно и создают особую атмосферу, всегда с налетом грусти и иногда обреченности, присущую и многим другим произведениям автора. Нелинейный сюжет, сплетение фэнтези и научной фантастики, отсылки к мифологии и индийскому эпосу, великолепные отточенные диалоги, мудрость и принятие героями своего пути делают произведение неповторимым и пленяющим.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перед нами научная фантастика, которая умело маскируется под мифологическое фэнтези. Роджер Желязны умело обыгрывает историю Прометея, принесшего людям огонь и свет, и облекает её в индийскую оболочку.

Перед нами далекое будущее. Земля погибла, но части людей удалось спастись, переселившись на другие планеты. В ходе экспансии землянам пришлось столкнуться с местными жителями и участвовать в череде войн. В конечном итоге они победили, а туземцы были объявлены демонами-ракшасами. Справедливо будет отметить, что коренные жители подходили под это определение: не имели собственных материальных тел, принимали любой облик, вселялись в других живых существ и жили вечно. В романе об этом упоминается вскользь, так как подобные войны происходили очень давно. К моменту событий книги люди уже покорили планету, а технологии достигли такого рассвета, что люди стали практически богами. Они могли жить вечно, переселяя раз за разом в новое тело свои разум и память. При этом человечество оказалось разделено на две неравные части. Первая оказалась фактически равна богам и составила местный пантеон. Это и были те первые, прилетевшие несколько тысяч лет назад с планеты Земля. Вторая часть была куда как многочисленнее и жила во мраке Средневековья. Эти люди родились уже на этой планете. Первые, пользуясь всеми благами прогресса, укрепили своё технологическое могущество и объявили это своей божественной силой. Они построили высоко в горах свой Небесный Град и заставили прочих себе поклоняться. Наиболее подходящей религией для этого стал индуизм, и те, кто были раньше обычными людьми, стали новыми Шивой, Кали, Брахмой и т.д. Десятки богов и сотни полубогов, в которых верит весь мир. Каждый из богов обладает уникальной особенностью – Атрибутом, который представляет из себя изощрённый сплав мутации и технологий. Вечная жизнь и смена тел были доступны и простым людям, но для них действовали очень суровые правила лишь следуя которым, можно было при перерождении попасть снова в тело человека. В ином случае Властители Кармы могли дать тело собаки, обезьяны или любого другого животного. Чисто теоретически наиболее законопослушные могли через несколько перерождений попасть в Небесный Град и стать полубогами. Технический прогресс полностью остановился, т.к. боги строго следили за всеми прорывами в науке и технике и уничтожали все проявления развития общества. Богам были не выгодны развитые жители, ведь тогда они потеряют власть.

Главный герой, Князь Света Калкин, является одним из Первых по имени Сэм. Именно он когда-то сокрушил полчища демонов-ракшасов. Сэм не разделяет мнение других богов о том, как должно развиваться человечество: хочет поделиться имеющимися знаниями со всеми людьми. Это несогласие переходит в глобальный конфликт, затронувший всю планету.

В романе огромное количество потрясающих идей, будоражащих умы фантастов до сих пор. О том, что человек может с развитием технологий получить могущество равное богам, и эта огромная сила безусловно повлияет на его сущность. Об эволюции человека как вида и о гуманизме. «Князь Света» так удачно замаскирован под фэнтези, что порой забываешь о его истинной сути. А потом совершенно неожиданно видишь детали, переворачивающие картину. Например, индийский мальчик, играющий на флейте «Голубой Дунай», или французское вино, подаваемое в трактире.

Роман имеет интересную структуру. Первая глава, завязка, написана в настоящем времени. Последующие – отсылки к событиям прошлого, рассказывающие о борьбе Сэма против Небес. Последняя продолжает первую и ведет к завершению всей истории. Картина в целом вышла очень эпичной: битвы людей, богов и демонов, планы на сотни лет вперед, интриги, решающие судьбу мира.

Не обошлось и без минусов. Слишком много индийской теологии. Мне, как русскоязычному читателю, было немного сложно в этом разобраться, хотя мифология и довольно тонко вплетена в сюжет. Размышления и мотивы героев мне были не всегда понятны. В описании битв мне порой не хватало мелких деталей, типичных для современной литературы.

Итог: Возможно, «Князь света» – книга не для всех, и читателю будет сложно продираться через дебри индуистской мифологии. Однако, если же все-таки разобраться и прочитать роман полностью, назвать его заурядным уж точно не получится. Идеи, заложенные Роджером Желязны, использовались в фантастической литературе неоднократно. Взять ту же концепцию смены тел в «Видоизмененном углероде» Ричарда Моргана.

Оценка: 8
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В первый раз я прочитал «Князя Света» в ранней-преранней юности, и мне показалось, что он открыл для для меня Самую Главную Истину. Через много лет я понимаю, что он просто задавал вопросы — но такие, которых мне больше не задавал никто.

Хочу предупредить сразу: не стоит использовать «Князь Света» как увлекательный справочник по индийской мифологии. Индуистские боги там весьма далеки от своих прототипов, потому что роман не про это. Он про людей, задающих себе вопросы.

Имеет ли право человек «назначить себя богом» по отношению к другому человеку? Кто при этом кому должен — и что?

Можно ли создать религию (идеологию, миссию), не веря в нее самому? И может ли человек, искренне поверивший такому обманщику, сам стать просветленным адептом?

Что есть «я», если я могу менять тела как одежды?

Что есть мои родители в таком мире: люди, чьи гены несет мое очередное тело? Или кто-то совсем иной — но тогда кто и почему?

Что важнее — намерение или действие? Добро или красота — в мире, где и то и другое определяешь ты сам?

На самом деле, «Князь Света» задает куда больше вопросов. Настолько больше, что потянул бы на хороший учебник по философии. Если бы существовали учебники по философии, где вопросы задаются в напряженном контексте войн, интриг, усмирения демонов и разборок между богами.

Роман отличный, рекомендую.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Настоящая классика. Здесь есть все — приключения, колоритные описания разных чудес и городов, живые персонажи, интересные диалоги, а самое главное — мысли, над которыми можно поразмышлять. Вроде небольшая книжка, по нынешним то меркам, и серии нет, а по зрелищности и занимательности не уступит некоторым циклам. Всего в меру, и конец не закрытый — думай сам! А еще — уважение к обычным людям, хоть большинство главных героев и обладают разными сверхспособностями.

Превосходнейшая вещь, которую можно читать и перечитывать не один раз, и она ничуть не теряет при этом.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В 1967 году американский фантаст польского происхождения Роджер Желязны написал научно-фантастический роман, который потряс основы каноничных жанровых произведений и позволил говорить о писателе как основателе жанра «мифологической фантастики». Разумеется, о богах из разных пантеонов мира писали и до него, но именно Желязны вознес божественную составляющую на такой смысловой уровень, что роль бога в мифологии стала пониматься совершенно по-иному. Вообще-то Желязны всегда тяготел не к строго научным описаниям мира в своих произведениях, а все больше к различным сверхъестественным сущностям – боги, полубоги, демоны и прочие бессмертные, которые кочуют у него из романа в роман.

Касательно данного романа, ситуация следующая. В произведении описывается мир земного типа (не Земля), населенный людьми и богами из индуистского пантеона, отношения между которыми начинают постепенно накаляться. Боги в этом мире – не статуи, не иконы, а реальные существа, обладающие огромной мощью и силой. Конечно же, они находятся у власти, а обыкновенные люди, погрязшие в средневековье и невежестве, обязаны им поклоняться. Этот мир очень напоминает Древнеиндийское кастовое общество, в котором удивительным образом обосновываются привычные атрибуты. Например, перерождение технически возможно и реально. Никакой магии – всего лишь запредельная технология, сопоставимая с волшебством.

И вот Желязны описывает ситуацию, при которой среди людей зарождается движение акселеризма (по-нашему — ренессанс), выступающее за научное просвещение и познание. Как известно, знание сила, поэтому знание позволит людям создать технику и технологии, способные дать отпор могущественным богам. Флагманом движения выступает Сэм, некто из Первых, обладающий сверх знанием об истинном происхождении богов, и ставший Буддой, то есть просветленным, по совместительством Майтреей (по нашему – мессия, спаситель) и кучей еще всяких сущностей.

Вокруг противостояния людей и богов и строится сюжет всего романа.

Но не это главное.

А главное здесь то, что индуизм использован Желязны как хороший аналог системы власти и подчинения, которая строится в любом обществе. В любом государстве всегда будет класс власть имущих и тех, кто находится внизу. Любая система строится по типу пирамиды с широким основанием и узкой вершиной из немногих избранных. Рычагами власти будет технология, основанная на монополизированных знаниях, и религиозная система угнетения непокорных. И в любой системе найдется Просвещенный, который будет в состоянии ее опрокинуть. Но даже это не главное.

Главный вопрос заключается в том, что же будет дальше, когда люди победят, если им это удастся. И вот тут-то Желязны пытается обосновать позицию Сэма, он же Будда, о необходимости созерцательного образа жизни. Но колесо Сансары будет крутиться, и этому процессу нет ни конца ни края.

И последний финт, который остается не совсем понятным вплоть до конца романа, заставляет перечитывать строчки романа снова и снова – вопрос о происхождении богов. Откуда они пришли, и кто они? Мы не будем отвечать на этот вопрос, но можем лишь напомнить об одной очень известной истине: боги не существуют без людей.

К небольшому лично для вашего покорного слуги минусу отнесем лишь сложный язык повествования, изобилующий терминами из индуизма. Не зная индуистскую мифологию, разобраться в персонажах будет крайне сложно, придется читать книжку в обнимку с энциклопедией по религиям. В остальном очень интересный и насыщенный смыслами текст.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все-таки Желязны — автор уникальный.

Если воспринимать, например, Амбер не как десять романов (или повестей), но как единое целое, можно смело утверждать — Роджер раз за разом писал «иное», не пытаясь идти по однажды проторенной кем-то (или собой самим) дорожке, а постоянно экспериментировал. Каждая его работа отлична от прочих, своеобразна и, что греха таить — хороша.

А «Князь» — мой любимый роман «американского поляка», причем он — плод трудов именно раннего Желязны, и тем ценнее.

И пусть эпично и возвышенно, пусть кратковато (не было еще моды на бесконечные циклы), пусть индуистская мифология отлична от первоисточника, но до чего же «вкусно«!

Здесь прекрасно все — изысканный, похожий на древнюю легенду стиль; диалоги, напоминающие бои на рапирах; сильные, запоминающиеся образы; остроумные замечания; гармоничное сплавление воедино фантастики и фэнтези... да только не эстетикой единой силен «Князь Света».

В первую очередь это посредственных размеров произведение заставляет читателя размышлять. Нет, это не философский трактат, но и конкретных «правильных» ответов на им самим заданные вопросы Желязны в большинстве случаев избегает.

А темы для размышления тут как на подбор — суть, характер, мотивы и взаимоотношения личностей, подвергнутых бесчисленным перерождениям (в частности, связанных со сменой пола), а так же родственные, дружеские и прочие связи между оными; постановка «на конвейер» творческих и духовных аспектов человеческой жизни; рассмотрение, пусть и поверхностное психологии абсолютно отличных от людей существ; возможность обратить ложь в правду, поверив в нее всем сердцем...

Но в сердце самого романа спрятан главный вопрос — вопрос власти. Где заканчивается забота и начинается тирания? Стоят ли технические открытия отказа от спокойного и сытного существования? Допустима ли ложь во благо? Пожалуй, именно по этому поводу позиция Желязны более, чем однозначна.

В конце концов, каково это — жить в мире, где боги реальны? А вот это в «Князе» описано более, чем наглядно. Достоверно или нет, кто знает? Но очень показательно.

И пусть Сэм-идеалист суть развитие Сэма-бунтаря, но ведь до чего симпатичен образ, одна настойчивость чего стоит — не то Прометей, не то Люцифер.

И пусть Яма гротескно всесилен, так ведь талантлив. А его чувства к Кали, забота о Мурге и такое человеческое отчаяние...

И добродушно-мудрый толстяк Кубера.

И милая Ратри.

И обаятельный Так.

И странный, страстный, безумный Тарака.

И Рилд-Сугата. Глава с его участием, пожалуй, более других похожа на притчу, глубже прочих западая в душу, она вызывает подкожное желание посетить пурпурную рощу Алундила.

И это значит, что рано или поздно я снова встречусь с Матрейей, что означает Князь Света, которого звали так то ли за то, что мог он разбрасывать молнии, то ли за то, что старался он этого не делать; с тем, кого иные звали Махасаматман и утверждали, что он бог, но который, однако, предпочитал опускать громкие Маха– и –атман и звал себя просто — Сэм и никогда не провозглашал себя богом, с другой стороны, и не отказывался от этого.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

За таким банальным названием, «Князь Света», скрывается, как оказалось, одно из лучших произведений Мастера Желязны.

Этот довольно большой, особенно для того времени, роман, стилизация которого основана на индуистской религии. Для непосвящённого человека индуизм это что-то экзотическое, непонятное и очень сложное для понимания. Однако, автор умело перенёс антураж и элементы этой религии на иную планету, где в далёком будущем живут переселившиеся с забытой Земли люди. В сюжете сражения и битвы с участием богов, демонов, людей и других существ чередуются с красочными описаниями мира и происходящих в нём явлений и с философскими диалогами. Особая благодарность В. Лапицкому за перевод; Желязны сам по себе довольно тяжёлый для восприятия автор, но этот роман, несмотря на ещё и наличие большого количества терминов из индуизма, получился занимательным.

Позже, в «Хрониках Амбера», Желязны использует некоторые идеи из «Князя Света» — в обоих мирах мы видим коллектив людей со сверхспособностями, вершащий судьбы мира, интриги внутри этого коллектива, и, как всегда у Желязны, много философии и пищи для размышлений.

#

С той поры прошло три года, стал святым колхозный пруд,

К нему ходят пилигримы, а в нём лотосы цветут.

В поле бродят Вишна с Кришной, климат мягок, воздух чист,

И с тех пор у нас в деревне каждый третий — индуист...

(группа «Аквариум»)

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вообще не мой автор. Хотя фантастику я очень люблю. И о Желязны читала, слышала много, потому и взялась читать.

Тяжеленный текст, перегруженный индуистско — буддистской терминологией, ну просто не зашел. Мне кажется, я добрую треть смыслов даже не поняла.

Корабль исследователей с Земли нашел в глубоком космосе планету, где человеческая раса находится на уровне развития средневековых времен. Этих исследователей, обладающих самыми последними технологиями и достижениями науки, накрывает мания величия, и они решают стать богами. Бессмертными богами, которые при помощи своих знаний переносят разум из одного тела в другое. Основой своей религии они избирают индуизм. Приобретают себе десятки имен, ипостасей и начинают править. А чтоб легче было править, обрекают простых людей на вечное средневековье, запрещая и уничтожая любые проявления новшеств, изобретений и их создателей. Темными людьми править проще.

Но появляется Будда, и пытается все это изменить. Приструнить пресытившихся и обнаглевших богов. Хотя сам он тоже член команды, и , соответственно, в прошлом бог, ушедший на покой.

Улавливаются смыслы противоставления иудаизма буддизму, Прометея, который дарит людям огонь, порабощающего влияния религии на человечество.

Но удовольствия от чтения ну никакого. Дочитывала только из убеждения, что книги недочитанными бросать нельзя. Научная, техногенная фантастика настолько завуалирована Шивами, Ямами, Брахмами, что мозг просто закипает.

Оценка: 5
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из лучших романов Желязны, в моем личном рейтинге уверенно делит первые три места с «Созданиями света» и «Джеком из тени». Несмотря на внешние атрибуты фэнтези, все вполне материалистично и укладывается в рамки традиционной НФ — хотя поначалу это тщательно замаскировано.

И хотя в конце книги начинаешь жалеть, что все так быстро кончилось, все-таки хорошо, что Желязны удержался от сериализации, щедро подарив целый мир всего одной книге.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал «Князя Света» в 1999 году (Эксмо, SF-классика — такая чёрная с жёлтыми буквами) и этот роман стал моим любимым произведением в фантастике и одним из трёх (наряду с «Войной и миром» и «Историей западной философии» Б. Рассела) любимейших книг литературы. Поэтому, в порядке исключения, писать минусы не стану — надеюсь, вы поймёте эту слабость.

Книга начинается с мощного архетипического символа, когда Ночь, Смерть и Обезьяна (мелкий бес, пародия на человека) собрались, чтобы вернуть в мир сверхчеловека — Будду, Просветлённого, Сэма.

Потом происходят какие-то события, и мы незаметно оказываемся в воспоминаниях ГГ — в прошлом и узнаём, что люди — пришельцы, что окружающий мир колонизован экипажем космического корабля, члены которого обладают технологией переселения душ с сохранением памяти и навыков, что во главе мира стоят «боги» — группа людей, обладающих сверхспособностями.

Так вырисовывается первый пласт романа — сверхчеловек и его статус в обществе обычных человеков, а именно: имеет ли право группа суперменов (пусть и ради мира во всём мире) погрузить весь мир в постоянную стагнацию? О, это весьма приятный мир: Индия без нищеты. Климат, удовольствия чрева и пениса....

Далее ГГ, будучи сам суперменом, бросает «богам» вызов, мотивируя это тем, что человека нельзя лишать свободы воли, пусть он и использует её во вред. Но «боги» отправляют самого искусного среди них — Бога Смерти, Яму, лишить жизни самопровозглашённого Будду. Так встречаются Просветлённый и Смерть и вступают в диалог, а мы сталкиваемся со вторым пластом романа

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Почему ты, — говорит Будда Яме, — который самый талантливый из нас, добровольно обрёк себя на роль ремесленника у кучки пьяных теломенов, которым не достаёт квалификации мыть за тобой пробирки?

Этот пласт — подчинённость подлинной науки современным элитам и их низменным прихотям.

Одновременно в диалоге Сэма и Ямы прослеживается третий смысловой пласт: «Любая армия, — говорит ГГ, — сильна здесь и сейчас, в данной точке пространства. Идеи же могущественны во времени». Проще говоря, ГГ говорит: вы сможете меня убить, но вам не уничтожить мои идеи.

Далее события развиваются стремительно и ГГ оказывается почётным пленником цитадели «богов», чуть не погибает, бежит, бросает «богам» вызов, сражается и терпит поражение.

Однако его пребывание на небесах не прошло даром: среди «богов» — суперменов наметился разлад и многие приняли правду Сэма.

Проходит N-е время и небеса, некогда единые, ослабевают. В это время с юга начинается вторжение зомби-клонов, которым тоже руководит супермен, один и Первых, один из экипажа, который так же познал личное бессмертие, хотя и иными способами. Этот человек руководствуется истинами христианства, которые, однако, так же далеки от своего корня и так же извращены, как и псевдоиндуизм уже известных нам «богов».

Так мы сталкиваемся с последним смысловым пластом — вера должна идти от сердца, а не от догм. Справедливо и другое: Желязны косвенно указал на духовную пустыню окружающего его западного мира, который лишь исполняет религиозные обряды, но каждый его субъект в душе мечтает лишь о власти, да о том, чтобы стать «богом» — суперменом.

Люди любят литературные произведения потому, что либо видят в их героях себя, либо находят близкие своей жизни сюжеты, либо книга ассоциируется у них с определённым периодом в жизни.

Что ж, судите сами....

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх