Дмитрий Быков, Валерия Жарова «Сигналы»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Фантастические существа (Реликты и криптиды ) | Экспедиция/подготовка к экспедиции
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
«История пропавшего в 2012-м году и найденного год спустя самолета «Ан-2», а также таинственные сигналы с него, оказавшиеся обычными помехами, дали мне толчок к сочинению этого романа, и глупо было бы от этого открещиваться. Некоторые из первых читателей заметили, что в «Сигналах» прослеживается сходство с моим первым романом «Оправдание». Очень может быть, поскольку герои обеих книг идут, не знаю куда, чтобы обрести не пойми что. Такой сюжет предоставляет наилучшие возможности для своеобразной инвентаризации страны, которую, кажется, не зазорно проводить раз в 15 лет» (Дм. Быков)
В произведение входит:
|
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 2014 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Интерпресскон, 2014 // Дебютная книга Дебютант В. Жарова | |
номинант |
Созвездие Аю-Даг, 2014 // Премия "Созвездие Большой Медведицы" (номинируется только Быков Дмитрий) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Podebrad, 2 сентября 2023 г.
По уральской тайге бродят пятеро интеллигентов. Ищут самолёт, который пропал два месяца назад, но продолжает выходить в эфир. Находят много всего. Находят забытые секретные заводы, продолжающие выпускать неизвестную продукцию в никуда, находят деревни с крепостными, находят дикие племена, находят снежных людей, мамонтов, летающие тарелки и пр., и пр. У каждого из пятерых какое-нибудь приключение находит отклик в душе. Каждая находка получает в какой-то момент рациональное объяснение. И в этих объяснениях есть что-то иррациональное. А вот самолёта нет.
Если коротко определить характер книги, то у меня есть для этого только одно слово — фарс. Умный, интересный, грамотный, с кучей открытых финалов. Дмитрий Быков на это мастер. Собственно, проблемы современного мифотворчества и могут решаться только через фарс. Он здесь поднимается над конкретными байками. Поднимается над околополитическими рассуждениями, которых, кстати, тут немного. Поднимается над извечными проблемами нашего народа, да и других народов тоже. Уходит куда-то в космос. И изложено всё это лёгким ясным богатым языком, которым теперь мало кто владеет.
strannik102, 18 августа 2018 г.
До этого читал несколько книг Дмитрия Быкова. Если точнее, то три написанные в разные времена книги. И диапазон оценок раскатился по трём базовым школьно-привычным уровням — три, четыре и пять. Но даже там, где была троечка, всё равно отмечалось искусство владения Дмитрием Быковым русским литературным языком. И потому ожидалось как минимум удовольствие, полученное от чтения этой книги автора. Однако, увы мне и ах, не случилось. То ли сказалось соавторство, то ли сам автор писал с легонцой и вальяжной ленью. В результате получилась этакая своеобразная фантасмогорически-сатирическая ода на тему соцреализма и совдействительности. Но хрен бы с ней, с темой, талантливую книгу примешь с любой темой. А тут вышла унылая невнятная мешанина-смешанина-дребедень. Которую хотелось поскорее дочитать и немедля забыть. Так и поступим.
AlisterOrm, 11 февраля 2016 г.
«Кому на Руси жить хорошо?»
Да кто его знает? Мало ли. Когда наблюдаешь за жизнью, упорно складывается впечатление, что никому. Те, кто едят, страдают, кого едят, тоже страдают, и всё это сливается в единый и полный противоречий клубок россиянской жизни. И тут уже на далёкие-далёкие задние планы уходит вопрос о том, кто будет сидеть в Кремле через 10 лет, какое будет государственное устройство, какая партия будет у власти... Народ останется тем же, ничего не изменится.
Пять человек пошли искать упавший самолёт. Вопреки здравому смыслу, вопреки пользе для себя. И, уйдя от родного города в дремучие таёжные леса, в двух шагах от цивилизации, они мгновенно попадают в дико фантасмагорический мир, где вполне узнаётся причудливые капризы человеческой жизни. Помещик, который не помещик, таёжное племя, которое не таёжное племя, завод, который не завод... Всё вокруг пропитано притворством, игрой в смысл жизни, в светлое будущее, смелыми и абсолютно бесполезными прожектами...
Если не растекаться мыслью, то этот роман — о том, что в России лучше сидеть и ничего не выяснять. Потому что за каждой мелочью скрывается столько противоречий, что о них лучше никому не знать. Люди у нас... Своеобразные. Каждый придумывает себе собственный мир — уютный, приятный, и, самое главное — единственно верный не только для самого себя, но и для всей остальной страны. «Только так, не иначе...» говорят встреченные героями люди, строящие свой Дивный Новый Мир, понимая, что лгут они даже не самим гостям, но и самим себе...
Очень ироничная вещь, и, кстати, не особенно политическая по содержанию. Скорее — философская. И даже не о современной России, а о нашей цивилизации вообще. Сатира есть сатира, её не стоит воспринимать слишком близко к сердцу, но кое-что взять на заметку надо.
Михаэль, 11 января 2017 г.
к сожалению, в этом произведении публицистичность, фельетонность Быковской музы особенно сильно дала о себе знать.
и дело уже не в том, нравится, или не нравится вам мировоззрение автора, а в том, что перед нами прямолинейная, лобовая сатира, даже не старающаяся прикинуться художественным текстом.
конечно, публицистика имеет право на существование.
к тому же Быков пусть и «столичный» и «либерал» и конечно же «еврей», но самом деле Россию, которая не сидит в фейсбуке и не попадает в репортажи центральных медиа, знает получше многих фейсбучных страдальцев за Отечество.
так что его выкладки на тему параллельных, почти непересекающихся реальностей имеют право на существование.
но это меня неумолимо тянет в «политоту», а политота не имеет отношения к качеству текста.
текст же здесь стандартно-быковский, гладкий, легкий, остроумный.
вроде бы и герои при всей своей карикатурности «как живые», и скитания по «параллельным реальностям» потаенной, скрытой от глаза России увлекательны.
но вспоминается, ей богу, избитая шутка про ненастоящие елочные игрушки.
есть у Быкова вещи намного сильнее.
причем как в художественном, так и публицистическом измерении.
Mishel5014, 11 июля 2016 г.
Интересный роман. Спасибо предыдущим рецензентам за отсылку к Некрасову. Как по мне, то многое связывает книгу со Стругацкими — в частности, со школами мира Полдня и «Улиткой на склоне» — тоже мир, когда приходишь не туда, куда шел.
Мир книги необычен и своеобразен. Читается легко. Часто с авторами хочется поспорить, но книга и этим тоже хороша.
Dentyst, 28 декабря 2013 г.
Почему-то рафинированно грамотные тексты, с длинными предложениями, обилием эпитетов у меня идут гораздо легче, чем тексты с «легким слогом», над которыми не задумываешься, потому что не над чем. Вот и этот новый роман имеющий в соавторах Дмитрия Быкова прочитался легко, быстро и с удовольствием за всего два с половиной дня. Захватило. Наверное потому что про нашу страну, наше государство, нашу жизнь.
Нового-то конечно немного. Даже сюжет, имея в основе квест, традиционен. Но, как известно, — повторенье, мать ученья... ,«значит стоит повторить»(с).
Вот Быков с Жаровой и повторяют и напоминают нам о бескрайних просторах нашей необъятной Родины, на которых возможно все, даже невозможное.
Авторы снова тычут нас в абсурдизм творящегося в стране. И глядя на него становится не только смешно, но горько и тошно. Политизация всей жизни, за которую проклинали большевиков, продолжается и в наши демократические дни. Но к ней добавляется еще и самодурство и глупость и жадность и жажда власти и.... Много чего еще добавляется.
Но все же не все так беспросветно. Остается еще и вера в человека. В его природную доброту, в его способность любить. Да в конце концов в желание простого человека помочь попавшим в беду.
Но, к сожалению, это все на личностном уровне. На уровне властном простого понятного человечного уже не остается.
Приятная книжка. Неглупая.
Если бы не некоторые самоповторы, — поставил бы десятку.
deti, 24 марта 2014 г.
Помните у Некрасова?
«В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков»
У Быкова в новой книге «Сигналы» тоже сошлись пять мужиков. Пять оттенков современной русской интеллигенции. И пошли они родимые искать
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?
Читая Сигналы, я все время вспоминал поэму Некрасова.
Знаток русской классики, и отчаянный журналюга Дмитрий Быков под видом «…триллера с элементами пародии» издал очередную попытку разобраться в том, что же происходит с человеком в современной России. Чем он живет, что ему хорошо, а что смерть, что он все время ищет в окружающих и в самом себе? Какие сигналы получает каждый из нас? На какой частоте?
У каждого свой ответ на все эти и другие вопросы.
Забавный микс жанров, весьма прозрачные аллюзии на Стругацких, ироническое подтрунивание над Сергеем Алексеевым и его «Валькириями» и конечно же отсылки к собственным «Оправданию» и «ЖД».
Небольшая, юркая такая, книжка. Мне понравилась.
Lartis, 12 декабря 2013 г.
«Иной человек шел в комнату, попал в другую, за триста километров, а почему туда попал сказать не может, пришла внезапная блажь; двадцать лет спустя вернулся на родное пепелище – семья давно уехала, соседи позабыли, – и с ужасом узнал, что никто его не искал: дело возбуждается по факту трупа, а факта трупа нет, ещё не умер или не нашли;пропавшего без вести взрослого мужика не станут искать никакие добровольцы, это девочку малолетнюю ищут с собаками по всему району, подвергают самосуду отчима, который нехорошо на неё поглядывал и наверняка растлил где-то в лесополосе, и находят несчастную через двадцать лет почтенной матерью семейства, почему-то в удивительном посёлке с названием Примыкание, Саратовской области; что заставило её туда примкнуть, или туда все примыкают, кого вдруг закружило по России? Из Карабулака в Октябрьск выехал на поезде некто повидаться с тёткой, которая его растила, но по дороге встретил женщину своей мечты, та его опоила, раздела, разула, пихнула в полусознательном состоянии в автобус Равенство – Чёрные Камни, он по дороге встретил женщину своей мечты, та его накормила, одела, обула, он через год поехал с ней в город покупать новые штаны и другую одежду, в магазине встретил женщину своей мечты, та была пропойца и шлюха, пила с грузчиками, грузчики его избили, раздели, разули, он очнулся в доме у тётки, подобравшей его на улице, но не узнал старуху и только всё повторял «Не буду, не буду». Какой роман можно было бы об этом написать, какой скучный, бесконечный, никому не нужный роман…»
Это не есть краткое содержание нового романа Дмитрия Быкова «Сигналы», написанного в соавторстве с Валерией Жаровой, это – цитата из него. О чём роман? Если коротко: отправиться на поиски, следуя зову загадочных «Сигналов», конечно, можно, но нужно быть готовым к тому, что вы найдёте совсем не то, что искали. Особенно у нас в стране...
nostradamvs, 28 апреля 2014 г.
Ну так, прикольненько. Всё время вспоминается быковское же «Оправдание» — это сейчас удобно, повторять самого себя, многие так делают, и слава богу, что Быков иногда умеет и по-другому. «Сигналы» — это история о том, как пять трагикомических персонажей идут незнамо куда через трагикомическую русскую глушь к трагикомическому русскому городу, которого нет, зато есть мамонты и йети. Всё это очень легко читается — от секты, повторяющей такую же, бывшую в «Оправдании» (но та была сильнее), до нехорошего машиниста с пистолетом. Всё это такая вот русская неизбывная тоска, очень приятная, но ведущая в пустоту. И так после этого хочется в прекрасную Европу, так хочется.
Ochevidec, 17 декабря 2013 г.
Нормальный такой дмибыковский роман.
Ещё одна история про Параллельную(-ые) Россию(-и) и про то, что «очевидности лгут, и только несбыточности абсолютно надёжны». Продолжает, дополняет и уточняет более ранние книги Быкова (прежде всего «Оправдание» и «ЖД»).
Тем, кто срезонировал с предыдущими романами Быкова, «Сигналы» наверняка понравятся.