FantLab ru

Роджер Желязны «Спящий»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Голосов:
642
Моя оценка:
-

подробнее

Спящий

The Sleeper

Повесть, год; цикл «Джокер», цикл «Дикие карты»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Вирусы бывают разными. Одни — максимум, вызывают насморк. Другие — убивают. А некоторые, инопланетные, вызывают странные реакции. Например можно стать мутантом, заснуть и не знать кем проснёшься. Что и произошло с героем романа...

Входит в:

— цикл «Джокер»

— цикл «Дикие карты»  >  антологию «Дикие карты», 1987 г.

— сборник «Nine Black Doves», 2009 г.



Миры Роджера Желязны. Том 11
1996 г.
Джокер
2000 г.
Имя мне - Легион
2003 г.
Кладбище слонов
2004 г.
Дикие карты. Книга 1
2005 г.
Дикие карты
2013 г.
Дикие карты. Книга 1
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Wild Cards
1987 г.
(английский)
Wild Cards
1987 г.
(английский)
Wild Cards
1989 г.
(английский)
Wild Cards
1990 г.
(английский)
Wild Cards
2003 г.
(английский)
Wild Cards I
2012 г.
(английский)
Wild Cards 1-3: The Epic Beginning
2015 г.
(английский)
Жокери
2018 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 июля 2011 г.

Пожалуй, лучший рассказ антологии. И идея, и исполнение на высоте, хотя и несколько отличаются от прочих произведений сборника, однако, если читать «Спящего» отдельно, то ничего не теряется, кроме мимолетного упоминания о дальнейшей судьбе главного героя в одной из интерлюдий.

Роджеру Желязны удалось отлично написать историю про мальчика, получаюшего сверхспособности в каждое свое пробуждение и использующего их во благо своей семьи, пусть это и шло во вред всех окружающих. Но у каждой медали есть две стороны, и потому иногда вместо получения сверхсил он становился безобразным монстром (джокером), и в таком виде тоже надо как то выживать в мире, где джокеров боятся, ненавидят и презирают.

Итог: отличный фантастический рассказ, несмотря на его комиксовость.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 января 2014 г.

История не понравилась абсолютно, возможно я конечно не любитель комиксов.. (хотя мне почему-то кажется, что некоторые комиксы мне могли бы и понравится, склоняюсь все таки больше к качеству реализации и уровню проработки мира). При этом, начало было очень даже ничего, атмосфера нагнеталась, несмотря на осознание полной невозможности и нереальности (казалось что это некий дурной сон, тем более, что повесть и начинается описанием проблем со сном, и парни вот-вот должны проснуться), фантасмагорический ужас всего происходящего был описан очень живо и реалистично и я с нетерпением ждал раскрытия, в чем же смысл и какое объяснение всего происходящего. Кройд неумолимо засыпает, что же нас ждет, это один из упомянутых сначала его кошмаров?

На этом месте все оригинальное и интересное закончилось. Дальше пошел сплошной комикс, который просто поражает своей нелепицей: все дальше живет и происходит как ни в чем не бывало, никто не удивлен, никаких новостей, реакции правительства, общественности... Коммунальные службы просто не успели еще весь мусор и разбитые машины убрать с улиц.., даже не упоминается постигла ли эта беда лишь данный город, всю страну, либо весь мир. Сам Кройд тоже не чувствует ни удивления ни страха, ни психологического дискомфорта (просто жуткий контраст с реалистичными картинами первой части), просто едва проснувшись посреди ночи, повторюсь, ничему не удивляясь, 14-летний парень, 5 минут как монстр, идет в город выломать пару складов. Родня Кройда реагирует тоже — верх лаконичности: о проснулся? — Иди покушай.

Надо, правда, сказать, что читал я его как отдельное произведение и понятия не имел ни про какой мир Диких карт, так и оценивать его буду как отдельное произведение, потому как отношение произведения к некому циклу, конечно, некоторые нюансы расставляет на места, но знакомиться с остальным циклом ради их прояснения, я, после «Спящего», пока не планирую:).

Удивляться как 14-летний подросток без вопросов стал зарабатывать себе на существование, я уже не буду (мальчику, конечно не хотелось причинять охраннику боль, тем более убивать его, но...). Упомяну лишь концовку, настолько нелепую, что я даже решил, что она должна иметь продолжение в следующей части желязновского «Джокера» и прочитал и ее. После чего убедился, что части самостоятельны и концовка первой части своего продолжения в последующей не имеет. Более того, после нее остается стойкое впечатление, что именно из-за нее и городили весь огород — это же надо столько всего исписать только ради того,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
чтобы выпустить вампира (ну пускай просто гигантскую летучую мышь — обыватель все равно не отличит) в церкви на свадебной церемонии???

Я в шоке, иного объяснения зачем тянуть за уши мутанта в процессе преобразования на церемонию, когда все кажется стоит против этого и мешает этому, я не нахожу. Но такой примитивизм меня добил и разочаровал окончательно.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 марта 2011 г.

Как не грустно, но Кройд — самый «никакой» персонаж «Диких карт». Туз-бандит, так и не ставший чем-то большим, чем получивший сверхсилу восьмиклассник. Первый рассказ о нем заслуживает более высокой оценки, чем последующие, но все равно — далеко не шедевр.

Возможно, дело в том, что Желязны не принял участия в написании ни одного полноценно «мозаичного» тома, ограничившись отдельными рассказами на заданную тему, а другие авторы не были способны дать этому персонажу какое-то развитие, но у меня возникло именно такое впечатление.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 февраля 2011 г.

Комикс — жанр интересный. Массовый. Если он массовый, значит, шедевров в нём, мягко говоря, немного. Не является шедевром и представленный рассказ.

Переболев странным вирусом, Кройд Кренсон стал мутантом, причём весьма любопытным. Каждый раз засыпая, его организм претерпевает трансформацию, и он приобретает подчас весьма странный облик, и сверхчеловеческие способности. Желязны в подробностях описывает то, как Кройд привыкает к своим сверхчеловеческим способностям, как он пытается наладить хоть какое-то подобие нормальной жизни среди людей. В результате он становится вором. Желязны отказался от классической схемы комикса, не пожелав сделать ГГ супергероем — просто отборазить жизнь нормального человека, попавшего в несколько необычные обстоятельства.

Я не знаю специфику «Диких карт», да и жанр комикса оставляет меня равнодушным. В целом — обычная история о сверхчеловеке, приправленная желязновской стилистикой.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 ноября 2016 г.

Очень сложно сказать понравилась мне это повесть или нет, но положительные моменты в ней все таки есть. После того момента как упоминается бомба с бактериями, стал ожидать продолжение Долины Проклятий. Но если в Долине проклятий уже наступил полный апокалипсис, то в Спящем был нанесен лишь частичный урон. Кройд Кренсон особых симпатий не вызвал, но и осуждать его за поступки я бы не стал, так как парень действовал на благо родных. Другое дело его характер и темперамент, тут Желязны немного все таки увлекся и наделил парня как через чур взрослыми манерами, хотя в момент нахождения в школе мальчик еще был совсем ребенком и спорил со сверстниками о герое Джетбое. Ну и собственно говоря конец смутил, ожидал немного иную развязку.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 ноября 2014 г.

Я несколько затруднился с классификацией. Конечно, сам цикл «Джокер» не о постапокалиптическом мире, но! в этом, первом, произведении есть все признаки глобальной катастрофы: массовая гибель людей, массовая трансформация, заброшенные магазины, грабежи и т.п.

Довольно яркий безыдейный рассказ. Приключения, описания, возможные превращения, да, взросление ГГ, но без какой-либо социальной или философской нагрузки. «Рождение» крылатого демона в церкви во время бракосочетания — вот вершина образности. Красиво, безусловно. И как разрыв с прошлым, и как образ сам по себе.

Что напрягло: не понял я терминологии (может, перевод был дурной, Ибрагимова переводила), все эти джокеры, тузы, карты шальные, козырные — совсем непонятно.

Условно можно считать «Спящего» описанием ГГ: кто он, что умеет, как жить собирается. Вот и всё.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 октября 2013 г.

Вторая часть, в целом, оказалась на уровне первой (местами чуть слабее). Конечно, еще чувствуется, что мир не до конца проработан, есть шероховатости в сюжете. Тем не менее, начинаясь там, где закончился предыдущий рассказ, повесть с первых строк приковывает к себе бешеной динамикой. Пожалуй, самая сильная сцена в «Спящем» — путь из школы домой:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
хаос, всеобщая давка, людское безумие, и в центре всего этого — два маленьких мальчика
. Главный герой повести — ребенок/подросток, в один момент превратившийся во взрослого мужчину. Не скажу, что характер Кройда был хоть немного раскрыт. В этом плане он сильно уступает Джетбою. Второстепенные персонажи вообще созданы только «для фона». Моральный облик героя оставляет желать лучшего:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
он, не задумываясь, грабит банки, квартиры, склады с продовольствием, калечит людей...
Он эгоист.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Даже на свадьбу сестры Кренсон идет только для того, чтобы убедиться в крушении СВОЕГО привычного мирка.
Но, с другой стороны, давайте подумаем: как бы мы поступили на его месте? Например, я уже не инфантильный подросток, но, будь у меня подобные способности (любая из постоянно меняющихся способностей Кройда), то я бы делал вещи куда более жуткие. Брр... Не в ту степь занесло. В любом случае, очень интересная история одной внутренней метаморфозы, показанная на фоне множества внешних метаморфоз.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 марта 2013 г.

Пожалуй, самая запоминающаяся из «карт». Здесь абсолютно живые герои, хотя и в совершенно немыслимых обстоятельствах. Занятно видеть, как человек совершенно не меняет своей человеческой сущности, практически теряя человеческую физиологию. Отношения между героями описаны очень жизненно. И удачный финал.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 сентября 2008 г.

Может быть самое главное читать этот рассказ не как часть антологии, а как отдельное произведение. Великолепная идея (Мартина? или всё же Желязны?) была замечательно реализована таким мастером слова как Желязны. Очень интересный герой, который вызывает симпатию с первых минут. И даже его промысел в роли Тузов не вызывает отвращения. А концовка просто блеск. Такое превращение в Таком месте ;)))

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 октября 2007 г.

Очень интересный вариант, казалось-бы избитой темы. Понравилась «лотерея«с пробуждением. Засыпать, не зная кем проснёшся, какими способностями будешь обладать....

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 марта 2013 г.

Получилось очень увлекательно и читалось с удовольствием. Только кульминации как-то не получилось. Свадьба ведь, по сути, проходной момент.

А, не, оказывается, в другой книге есть продолжение. Тогда всё классно, да =) Интересно, что главгерой умудряется не вызывать отторжения, не смотря на свои преступные делишки.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июля 2008 г.

В какой-то мере, трагически-лирический рассказ о последствиях воздействия инопланетного вируса.В центре внимания тринадцатилетний мальчик Кройд Кренсон, становящийся то «тузом», то «джокером» в результате мутаций после каждого своего сна.Каждый раз, после очередного пробуждения, ему приходиться заново адаптироваться к окружающей среде, а это ох как не легко.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 апреля 2008 г.

Задумка рассказа с «лотереей» действительно понравилась. Конец же предугадывался (ну честно :)), но вышел эффектным.

Про характер и особености героя, однако, сложно что-либо сказать, потому что они почти не выражены; мир Карт так же показан очень фрагментарно, но на то, видимо, это всего лишь один рассказ из целого межавторского сборника.

В общем и целом — на удивление хорошо. :)

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 июля 2007 г.

Самый интересный туз. И самый лучший рассказ первой книги «Дикие карты».

Описание действия вируса у Желязны получилось просто отлично, но к сожалению выпадает из общей картины мира.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 октября 2006 г.

Не знаю, как кому — а мне понравилось. Ведь малейшее изменение в физиологии и способностях человека дает ему возможность властвовать над всеми остальными, и не подчинятся законам общества. А вот сестру Кройда жалко...

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх