fantlab ru

Джон Райт «Неспящий в ночи»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.77
Оценок:
362
Моя оценка:
-

подробнее

Неспящий в ночи

Awake in the Night

Повесть, год; цикл «Ночная земля» Уильяма Хоупа Ходжсона»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 63
Аннотация:

Телемах, неспящий в ночи, слышит голос, который зовет его... Это Перитой, что ушел из Последнего Редута в Ночные Земли много лет назад.

Вокруг одного из пристанищ остатков человечества — гигантской пирамиды из серого металла — кромешный мрак, вечная ночь, полная странных и ужасных созданий. Жив ли Перитой? Не утратил ли душу? Как спасти его, и не погубить себя и других? И во имя чего?

Голос в ночи зовет...

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Лучшее за год: Научная фантастика. Космический боевик. Киберпанк
2005 г.

Самиздат и фэнзины:

Золотой век
2018 г.

Аудиокниги:

Созвездие Льва-3: Приход ночи
2017 г.

Издания на иностранных языках:

William Hope Hodgson's Night Lands, Volume I: Eternal Love
2003 г.
(английский)
Best Short Novels: 2004
2004 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-First Annual Collection
2004 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Twenty-First Annual Collection
2004 г.
(английский)
The Mammoth Book of Best New SF 17
2004 г.
(английский)
Modern Greats of Science Fiction: Nine Novellas of Distinction
2006 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Здесь, на ФантЛабе, основная масса восторгов от повести «Неспящий в ночи» Джона Райта, сдобренных максимальными оценками, пришлась на те времена, когда перевод на русский язык самой «Ночной земли» У.Х.Ходжсона (фанфиком на который рассказ Райта, собственно, и является) ещё не был опубликован. С тех пор миновало немало времени, роман «Ночная земля» в замечательном — несмотря на сокращения, а может и благодаря им! =))) — переводе Юрия Ростиславовича Соколова выдержала два издания, роман обзавёлся немногочисленными, но верными поклонниками...

А «Неспящий в ночи» всё равно от этого ни в коем случае не становится хуже!

Перечитал с огромным удовольствием, вернувшись в неуютный, но по-настоящему завораживающий мир Ночной земли. Повесть действительно хороша: филигранная вязь слов, мощный эмоциональный и нравственный посыл, впечатляющие описания пейзажей и локаций, правильные мысли, вложенные в голову главного героя, и — разумеется! — шикарнейший финал. А что ещё нужно для хорошего произведения малой формы?

Итак, перед нами Последний Редут спустя много (сотен? тысяч? миллионов?) лет, когда история спасения Наани давно стала легендой, но обитателями последнего убежища человечества по достоинству были оценены её знания, принесшие много пользы, поэтому родством с ней — гордятся. Очень многие, поскольку у безымянного героя «Ночной земли» (сам Райт его имя, кстати, называет, но я как-то уже привык к тому, что он безымянен) и Нааани было пятьдесят (!) детей. Одна из таких потомков Наани, Элленор из Высокого Замка, способная провидеть прошлое и будущее, является одной из трёх главных героев повести. Два других — Телемах и Перитой, друзья детства, влюбившиеся в Элленор. Классический, как вы понимаете, любовный треугольник. Девушка предпочла красавца-атлета Перитоя, молодым и буйным головам было тесно в рамках традиций Редута, поэтому последний помог ей покинуть убежище, предполагая, что последует за ней через каких-то полчаса. Но всё пошло не так, Перитоя задержали, а триста юношей (в числе которых был и Перитой), отправившихся спасать Элленор, постигла страшная участь. И теперь, через много лет, Телемах слышит мысленный зов старого друга, который просит спасти его. Но Перитой не может произнести Главное Слово, а это значит, что он — уже не человек... Понимая всю безнадёжность сложившейся ситуации, — ведь Элленор чётко предвидела, что к Последнему Редуту ведёт лишь одна цепочка следов, а значит выживет лишь один из друзей — Телемах, следуя давней детской клятве, принимает решение выйти на поиски друга. Пусть и ценой собственной жизни...

Повторюсь: отличная повесть! Вот именно так фанфики и надо писать — с бережным отношением к оригиналу, ничего не добавляя и не придумывая (имя главного героя «Ночной земли» — не в счёт), оставаясь в чётко очерченных рамках первоисточника. Максимальную оценку не ставлю по одной причине — это всё-таки не оригинальная вселенная. Однако, факт остаётся фактом — Джон Райт написал очень достойное произведение

P.S. И ещё один момент. Сложилось мнение, Что «Неспящий в ночи» — про «этих». Насколько я понимаю, первая об этом упомянула Мария Галина (повесть наверняка не читая) в широко известной в узких кругах любителей творчества Ходжсона лекции. Потом, непонятно с чего, безмерно уважаемый мной Сергей Крикун в статье из DARKER'а, посвящённой графической адаптации «Дома в порубежье» всё того же Ходжсона, написал следующее: «Ночная земля» продолжает будоражить умы любителей мрачных приключений, и фанаты обсасывают текст, как могут – даже на русском языке в серии «Лучшее за год» публиковался рассказ «Неспящий в ночи», о похождениях во тьме двух парней, которые дружат, так сказать, «нежной» дружбой».

Так вот, заявляю практически официально: ничего подобного в повести нет и в помине! Какая гомосексуальная подоплека, если Телемах влюблён в женщину?! Так что, позвольте процитировать ничуть не менее уважаемого Claviceps P. (составителя непростой библиографии Ходжсона, между прочим): «Чистейшей ж дружбы образчик, с детства. Где — в рукопожатии ладошек с размазанной кашей что ли, или обратный путь с ношей-другом на спине — где это там можно найти? Уж на что я себя чутким к таким мотивам считаю, но здесь — увольте, их нет».

Именно об этом и я говорю — никакой гомосятины в повести нет и близко! Увидите её там — смело отправляйтесь к психиатору!

А сам я, кстати, тоже весьма чуток к подобным мотивам, так что...

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Писателям-новичкам советуют придерживаться правила «show, don't tell» (показывай, а не объясняй). Я считаю, что этот рассказ просто эталонная демонстрация, как применять это правило на практике. Чтение этого рассказа подобно чтению текста на малознакомом языке: среди потока незнакомых слов вдруг проскакивают известные вам (где-то вы распознаете гипотезы об устройстве вселенной, а где-то поймете, что речь идет о космических полетах), а затем снова тайна. Информация выдается дозированно, и ваше активное воображение необходимо на протяжении всего рассказа. Мне запомнилось описание оружия: сначала узнаем, что оно гудит и светится фиолетовым, потом что оно живое и очень страшное, им можно рубить. Создается впечатление, что это какой-то световой меч. Как в самом конце узнаем, что у оружия есть колесико, и его можно на нем катить. Советую читать рассказ на сон грядущий, сновидения будут захватывающие.

При погружении в мир автор использует варварский метод обучения плаванию: выбрасывает вас за борт, и если захотите жить то сами научитесь. Огромное количество терминов (столько заглавных букв, что возникает ощущение, будто читаешь немецкий текст).

Отдельно отмечу перевод — он очень талантливо сделан. Будто читаешь «Илиаду» в переводе Гнедича, только в меньших масштабах, конечно.

Сюжет крепкий и интересный, но не вызывает восторга. Концовка меня совсем не удивила. По ходу текста органические вплетены философские мысли, но не глубокие и их достаточно. Герои интересные и необычные.

Читать советую.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Красивая и мрачная повесть.

Читать ее довольно сложно. «Порог вхождения» в эту историю, по-моему, очень высок. Трудно, поначалу, понять всю предысторию происходящего, слишком много разных слов, образов и названий, смысл которых неуловим.

Но, если немного потерпеть, то, повесть заиграет волшебными красками.

Ну, на мой взгляд, ничего, особо, головоломного и заумного в этой истории нет. Рассказ о любви и дружбе. Вечный мотив любовного треугольника, где два верных друга соперничают из-за прекрасной дамы. Правда, действие разворачивается в далёком будущем, через миллион лет, истекших после конца света.

Повесть многогранная. Тут и психологическая составляющая о природе любви и дружбе. И, некие моральные размышления о долге и законе, о справедливости и обещании, о верности и предательстве. Потом, это — серьезная фантастика о будущем человечества.

Но, для меня, все это в данной повести вторично.

В первую очередь — это грандиозная и зрелищная картина постапокалиптического мира. Даже — целая серия таких картин. Атмосферность — зашкаливает. Зрелищность, визуализация образов — выше всяких похвал.

Монументальные циклопические строения. Древние руины. Мрачный мир, где царит тьма. Какие-то, неописуемые монстры, невыразимо огромные и жуткие. Страшные голоса и звуки в царстве вечной ночи...

В общем, сюжет о романтической любви и верной дружбе меня не особо зацепил, но, вселенную автор нарисовал мощно и талантливо!

Как шикарный зрелищный фильм посмотрел.

Здорово.

Оценка: 8
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Полагаю, этот рассказ прекрасен сам по себе, но все же его главной заслугой является то, что он открыл российским читателям мир «Ночной Земли» и даже сподвиг некоторых (в том числе и вашего покорного слугу) на прочтение оригинала.

Однако и в отрыве от оригинального произведения рассказ заслуживает самой высокой оценки. Это — своего рода короткий рыцарский роман, где нет места никаким порокам и даже трагические ошибки проистекают не от темных черт личности, а от благих намерений, которыми, как известно, бывает вымощена дорога в ад.

Юный книжник, верный данной в детстве клятве, направляется на поиски пропавшего друга, чей голос зовет его из глубин Ночи. Он покидает безопасное убежище последних людей и направляется навстречу безликим и безымянным ужасам.

Описания погибшей Земли — пугающи и полны жутко-сладкой атмосферы Непознаваемого. Философствования не чрезмерны и не вызывают скуки. Любовная линия уместно вписана в сюжет и не раздражает. Немногочисленные герои описаны хорошо. Путешествия Телемаха по Ночным Землям захватывающи и описаны напряженно.

Очень понравилась умело сотканная автором атмосфера таинственности. Многие вещи в рассказе остаются непонятными — кто такие Молчаливые и почему они так люто ненавидят людей? Что находится в загадочном Доме Безмолвия? Какие цели преследуют таинственные силы, губящие людей? Рассказ оставляет массу вопросов, но в этом заключается и определенная прелесть.

Кстати, рассказ прекрасно переведен, что в наше время — уже достоинство само по себе. Переводчице удалось блестяще передать довольно выспренный стиль повествования, но не переборщить при этом с пафосом — мое почтение.

Единственное, что может несколько испортить впечатление, это несколько реминисценций к оригинальному роману, которые непонятны, если его не прочитать, но тут уж ничего не попишешь.

Оценка: 9
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ошеломительно! Really mindblowing! :pray:

Райт сотворил невозможное. Он написал пронзительную, мрачную и поэтичную повесть о любви, дружбе и долге, искуссно вплетя ее в оригинальную историю из романа Ходжсона. И автору просто замечательно удалось передать дух «Ночной земли», так что даже не читая первоисточник (его на русском все равно не было) это произведение можно оценить, оно самодостаточно и там многое объясняется по ходу дела.

Одна из любимейших моих вещей о далеком будущем. Шикарный слог. Потрясающая атмосфера. Отличный перевод. Безоговорочный шедевр.

Я читал эту вещь уже раза 4, и каждый раз она пробирает меня до дрожи как впервые. Буквально от каждой строчки, от каждого слова... И концовка! Одна из самых правильных хороших концовок, какие только могут быть написаны. От начала и до последней точки — кладезь чувств и мыслей. Пусть главная из этих мыслей наверное и не нова — сколько бы не прошло времени, как бы не менялся мир вокруг нас и мы сами — человек всегда должен оставаться человеком.

«Души людей порочны и больны, они — не тот материал, из которого бы следовало бы строить дружбу, семьи, дома, города, государства, цивилизации. Но нам приходится строить их из того, что есть под рукой, — возводить редуты, прочные и несокрушимые, иначе ужасы Ночи возобладают не через миллионы лет, а сейчас...»

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильный рассказ. Великолепный слог, поэтический, с налётом тревожной мрачности, строгий, очень похожий на тот, каким писали Легенды и саги, манил, завораживал, и даже пугал время от времени. Не скажу, что читалось легко и непринуждённо, — всё-таки некая тяжеловесность и небольшие по началу трудности в прочтении для меня лично имели место быть, — но оно и понятно, я просто не был готов к подобной манере изложения. Постепенно втянулся, и получил большое удовольствие. Прекрасно.

Прибавить сюда тот факт, что я вообще люблю такие темы, как «постапокалиптика» и «умирающая Земля», так выходит, что я должен был быть в восторге от этой истории. Я скажу так: мне очень понравилось, очень, но был ряд моментов в повествовании, которые на данный момент прочтения отказались быть понятыми мной (очень надеюсь, что пока), и оттого впечатление было несколько смазано. Но, думаю, что при последующих прочтениях (а то, что я буду «Неспящего…» перечитывать, сомнений у меня нет) эти непонятые сюжетные ходы откроются-таки мне, и картинка станет более цельной.

Едва начав читать, я сразу же попал в совершенно незнакомый мне мир, мир жуткий, страшный, тёмный, безнадежный. Атмосфера, конечно, передана великолепно. Исполинские Левиафаны, неусыпные Стерегущие и тёмные фигуры Молчаливых вселяли если не страх и ужас, то некий не-уют в виде покалывания в области позвоночника совершенно точно. Давненько, наверное, ещё с моего увлечения Стивеном Кингом, мне не приходилось испытывать подобные ощущения. Это несомненный и большой плюс этой истории. Потрясающие воображение временные рамки: не тысячелетия даже, уже которые нелегко себе представить, но сотни тысяч лет, миллионы, даже миллиарды (!) и вовсе разрывали мозг. Пройдя такой путь, человек уже даже не просто существо высшего порядка, но нечто большее, что мы и видим в повести.

Три образа, на которых держится повествование – Телемах, Перитой и Элленор — очень притягательны своими взаимоотношениями, загадками и невероятными способностями помнить и знать прошлое, заглядывать и видеть будущее, и читать мысли. Кто из них сильнее, могущественнее, божественнее? Хм, сложно сказать, но мне приглянулся, конечно, Телемах: человек с потрясающим чувством долга, слова и дела. Верность данной клятве, да и способность помнить прошлые жизни не такой уж и лёгкий груз, судя по всему, но он нёс эту ношу с достоинством.

Что до тех непонятых мной моментов, так это, главным образом, имена и названия. Заимствованные из вполне известных нам мифологий и религий, они вроде должны были нести некий отпечаток, и думается мне, иметь какие-то параллели что ли, и быть, наверное, намёком на какие-то ответы на загадки повествования. Однако, допустим, ни Телемах, ни Перитой в этой истории ничего общего с древнегреческими «тёзками» не имеют. Для чего это и почему так сделано, вопрос, скорее даже не к Джону Райту, а к первоисточнику, к Ходжсону, но сие пока нам, как я понял, недоступно.

С большим интересом продолжу при случае знакомство с этим невероятным, самобытным миром «Ночной земли», очень уж это завораживающее зрелище, интригующее, пугающее…

PS: Ну, и концовка! Ах, какая концовка! Блеск! Просто конфетка!

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, определенно повесть достойна внимания.

С подобным кошмарным вариантом заката человечества я столкнулся можно сказать впервые.

Казалось бы, в этом мире человек потерял все что только возможно. И нет больше надежды — дальше только конец, однако и он не близок, миллионы лет угасания во тьме еще предстоят. Постоянная боль, мучительное увядание — вот к чему пришли люди в конце времен... Окружающий их мир не просто жесток, это просто концентрация невообразимого ужаса. Ад на земле. Последний Редут — циклопическое сооружение, пристанище человека в мире, погрузившемся в бездну. Ампулы Освобождения, зашитые в руку – все что остается безумцу, вышедшему за его пределы. Однако, до сих пор живо чувство долга, жива любовь, несмотря ни на что… «Только благодаря любви бесконечная зима энтропии стоит того чтобы жить».

Романтика и ночной кошмар в одном флаконе.

Очень хотелось бы почитать первоисточник, роман Ходжсона, до сих пор, к сожалению, не переведенный.

Пускай в повести и была использована уже готовая идея, меньше десятки поставить не могу.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Незнакома с творчеством Ходжсона, поэтому вынуждена рассматривать данный рассказ как самодостаточное произведение. Собственно, оно самодостаточно в любом случае: даже если и вторично в исходных принципах построения этого мира.

Повествование некоторым образом завораживает. Сложное, тяжелое, густое, оно затягивает в себя, при этом не открывая и не объясняя мира, в котором разворачивается. Мне он был совершенно непонятен, при этом не скажу, что возникло желание разбираться, вдумываться и задавать вопросы. Нисколько! Словно логичное и разумное объяснение (если оно в принципе существует) разрушило бы темное очарование этих описаний, жуткую и загадочную атмосферу Ночного Мира. Может быть, потому, что мир этот не кажется мне реальным, вообще сколько-нибудь возможным, и вся история представляется то ли сказкой, то ли легендой. Да и поступок главного героя абсолютно подходит именно под эту классификацию; собственно, как и поведения всех действующих лиц, включая отца Телемаха.

Не скажу, что я в особом восторге, но работа безусловно сильная и запоминающаяся. Не удивительно, что у нее столько горячих поклонников.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и многие, я не читал оригинального произведения Ходжсона, но, несмотря на это, рассказ Райта мне настолько понравился, что я не могу описать всех чувств, которые он у меня вызвал. Давно я не ставил 10-ку, всё ждал чего-то, что должно было меня поразить. И вот свершилось, «Неспящий в ночи» полюбился мне практически с первых страниц и дочитывал его я уже практически в экстазе.

Неспешное повествование, скачки в прошлое и настоящее, рассказ как исповедь главного героя, легкий налёт пафоса, ну и конечно любовь, всё это в нём понравилось мне.

Как жаль, что другие рассказы из мира Ночной земли, написанные Райтом, по сей день не получили русского издания.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я пишу эти строки, в то время как перед глазами все плывут и плывут странные, тревожащие разум и душу картины Ночной земли. Относительно героев рассказа я живу в далеком прошлом, когда за окном еще можно было увидеть зеленые холмы, когда холм не мог быть живым существом, чуждым человеку чудовищем, застывшим в янтаре времени…

Я поставил произведению высшую оценку, но кого мне за это благодарить? Творца Ночной земли Уильяма Ходжсона, о котором я только слышал, или Джона Райта? Последний сумел меня удивить, построив на основе чужого мира удивительно выдержанное произведение. Впрочем, не все ли равно, кого благодарить за штучный товар?..

Главное достоинство рассказа – это его сбалансированность. Идеи, сюжет и описания завязаны друг на друга и при этом одинаково важны. Стоит лишь немного изменить существующее соотношение между ними, и рухнуть может всё. Впечатляющие картины Ночной Земли, поэтика и изящность слога в отрыве от всего остального способны создать превосходный этюд, но и только. Как бы ни был интересен сюжет, не будь у него идейной подоплеки, основанной на таких вечных ценностях, как дружба и чувство долга, он производил бы сильное впечатление только в первый раз…

У Джона Райта получилось свести все три линии воедино, и это колоссальная удача. В моих глазах, по крайней мере, этот рассказ уже стал классикой фантастики.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть на форуме тема «В какой из вселенных вы бы не хотели жить?» (может немного по иному называется, заранее прошу прощения)... Я писал про Вархаммер 40к... но теперь я точно знаю, что я не хотел бы жить в ТАКОМ будущем. пусть и в нашей Вселенной. Это как по мне худший из всех концов этого мира. Вся остальная постапокалиптическая тема меркнет на фоне сего мира.

Можно только гадать что привело к такому... но четко можно уследить весьма весомую религиозную подоплеку как-то «Архонт Великой Тьмы, Антисерафим и другие всемогущие силы Великой Ночи вооседающими на руинах Последнего Редута как на троне» — как пример сатанинских сил покоривших этот мир... превративших его в ад. Ибо описания «пейзажей» сией несчастной земли приводят в трепет и ужас.

Концовка — хорошая и напомнила одну библейскую притчу (привожу вкратце и по памяти):

«Когда я шел, где же ты был Господи?? ведь лишь пара моих следов видна на песке... — Ибо нес я тебя на руках своих сын мой»

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Горький, мрачный, эмоциональный рассказ о любви, дружбе, судьбах человечества, о людях далеких и чужих, которым сопереживаешь, как самым родным... Безупречны стиль и слог, а образы «Ночной земли» настолько впечатляют, что хочется взять кисти и краски и этот мир запечатлить, чтобы он не ускользнул и не растаял подобно миражу. Сказать, что я оказался впечатлен, значит ничего не сказать. Одновременно красивые и столь эмоциональные рассказы — большая редкость, есть несколько таких у Желязны, Дилени. Их я время от времени перечитываю. Уверен, «Неспящего в ночи» также захочется прочесть еще, быть может, даже не один раз. Чтобы вновь осмыслить и еще раз представить величественные картины странного и далекого мира «Ночной земли». Настоятельно рекомендую!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот эта вещь мне крышу снесла начисто. Не знаю даже с чего и начать. Бездна времени разделяющая меня и героев рассказа такова, что уместно говорить не о умирающей Земле, а скорее о умирающей Вселенной, из-за этого весь сюрреализм, окружающий Последний Редут, уже не кажется чем-то необыкновенным, наоборот — всё воспринимается ужасающе обыденно.

Люди, живущие в этом жутком, безнадёжном мире, всё же остаются людьми, об этом собственно здесь и говорится, т.е. рассказ — не просто картина тёмного, величественного Конца Времени, а именно повесть о Человечности с большой буквы, о том как важно всё-таки суметь простить, несмотря ни на что.

Произведения такого уровня встречаются нечасто, не пропустИте.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не читал ничего Ходжсона, поэтому оценить рассказ могу как самоценную вещь. Почерк и слог (равно как и перевод) — на высшем уровне. Стилевое мастерство автора также впечатляет. Небрежная игра миллионами и миллиардами лет завораживает. Бредовые, на первый взгляд, конструкции и создания оживают в воображении и начинают пугать. А банальным истинам о вечной любви и несокрушимой дружбе придано новое значение, покрытое пылью бесчисленных веков.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поэтичная история о любви и героизме, да и вообще о вещах, которые вечны и неизменны... История непростая, перекликающаяся как с древнегреческими мифами, так и с произведениями Ходжсона (которые мне еще нужно прочитать :)) История о вере в счастливую звезду человечества, вере, которая не покидает даже в самых тёмных глубинах Ночи...

Изъянов нет — высшая оценка!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх