fantlab ru

Стивен Эриксон «Сады Луны»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.74
Оценок:
1844
Моя оценка:
-

подробнее

Сады Луны

Gardens of the Moon

Роман, год; цикл «Малазанская империя»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 117
Аннотация:

Это — огромный мир.

Мир, в котором выше всего ценятся две доблести, две силы — власть мага и боевое искусство воителя. Мир, в котором могущественнейшая из Империй стонет теперь под властью Императрицы-узурпатора, бывшей главы Ордена убийц-ассасинов. Мир, где войска, принявшие сторону новой повелительницы, захватывают одни за другим Свободные Города — но принуждены отступить перед нечеловеческим могуществом таинственной Алой Гвардии воинов-магов.

Мир, в котором люди ведут бесконечную безжалостную войну... и даже не подозревают, что в войну их с недавних пор вступили еще и боги.

Тот, кто правит Пустотой Теней, — и тот, кто с древнейших, предвечных времен покровительствует убийцам, начинают собственную тайную игру.

...И тогда девочка-подросток превращается в величайшую из убийц, каких только знал тот мир...

...И тогда свора Собак-монстров, посланная Троном Теней, учиняет в воинском лагере Империи кровавую бойню...

...И тогда отправляется в путь по тайным магическим тропам кукла, в которую заключена душа легендарного волшебника.

...И тогда начинается тайная миссия соратницы Императрицы, посланной на далекий юг, чтобы пробудить там к жизни веками дремавшее древнее Зло...

Правила игры еще неизвестны участникам.

Исход игры решит — Случай!

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Ле Блана / Prêmio Le Blanc, 2018 // Зарубежный роман (Канада)

Номинации на премии:


номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2000 // Роман

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2001 // Зарубежный роман года. 2-е место

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2014 // Книги: Самая долгожданная книга

Похожие произведения:

 

 


Сады Луны
2002 г.
Сады Луны
2007 г.
Сады Луны
2014 г.
Сады Луны
2022 г.

Самиздат и фэнзины:


Издания на иностранных языках:

Gardens of the Moon
2000 г.
(английский)
Gardens of the Moon: Book One of the Malazan Book of the Fallen
2004 г.
(английский)
Gardens of the Moon
2005 г.
(английский)
Gardens of the Moon: The Malazan Book of the Fallen, Book One
2009 г.
(английский)
Gardens Of The Moon: 10th Anniversary Limited Edition
2009 г.
(английский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  68  ] +

Ссылка на сообщение ,

Величественное десятикнижие о суровой земле, о магах и воинах, о Богах и смертных, бла-бла...

Скоро эта серия пойдет в эксмовской «Черной Фэнтези». Третья попытка, так сказать... Первых две были неудачными. На вопрос «почему» принято кивать на жуткий перевод от АСТ и его менее ужасный, но щедро посыпанный отсебятиной переводчика, вариант ЭКСМО. Или наоброт, не суть.

Мол, загубили, ироды...

Ни фига подобного! (с)

На фантлабе у некоторых рецензентов Эриксон чуть ли не первый после Мартина. А то и... ну, вы понимаете.

Я, соблазнившись на подобные сентенции, книги эти купил. Сначала эксмовское издание, затем три первых тома в оригинале.

Чтобы понять, что из себя представляют «Сады Луны», первая книга данного цикла, достаточно сказать, что русский вариант я бросал читать раз пять-шесть, а английский (ну, ведь говорили же, что это совсем другие ощущения!) домучил (именно так) буквально пару дней назад. Каждая страница давалась с боем, с мясом. Можно было, конечно, все это дело забросить, но я страсть как не люблю недочитанных книг. Да и денег, потраченных на английские экземпляры очень жалко.

Говорят (с) опять же, что дальше автор раскочегарится и будет регулярно срывать читателю башню, но как, простите, продраться до «умопомрачительной» «Памяти Льда» (3-я книга) через еще 800 страниц откровенной графомани. Тем более, что никто не даст гарантии, что следующая книга будет лучше, чем предыдущая. Ведь некоторые и «Сады Луны» оценивают в 8 баллов из 10. Как?

У «Садов» плохо все.

Герои — их тут десятки — картонки. Они регулярно «хмурятся», «чешут переносицу», «смотрят внимательным взглядом», но жизни в них, огонька — ноль целых ноль десятых. Это особенно странно и потому, что plot романа никакой динамики читателю не предлагает. Невыразительные герои в фэнтези часто маскируются динамикой сюжета. Побоища, спекулятивные фишечки и пр. Это нормально, все привыкли. Но тут... Вязкое, скучное повествование с постными героями на фоне серых, безликих декораций.

Большая часть романа — это ни к чему не обязывающая тягомотина. В ней тонешь, вязнешь... Мелким деталям, описывающие фэнтезийную действительность этого романа, больше подходит определение «дребедень». Все это уже было, просто свалено автором в одну кучу. На форуме фантлаба недавно кромсали Креса (хе-хе) за нереалистичность его Громбеларда, но Малазан, Генабакис Эриксона этой участи заслуживает гораздо больше. Мало того, что это все шаблоны, так еще и швы на месте их сварки зияют прорехами и дырами.

Отдельное «фи» заслуживает слог автора и структура книги». «Сады Луны» у Эриксона книга дебютная. Корявые, «сухие» предложения. Пафос. Убогая подача POVов: подряд, то в один абзац, то в десяток страниц. Извините, г-н Эриксон, но на такое рваное повествование хочется только рвать. Венец всему гаденькие стишки, цитаты с претензией на... эпичность?, предваряющие каждую главу или часть книги.

Ужасно. Просто ужасно.

Как ими нужно пользоваться показал Бэккер со своим «Князем Пустоты». Там они были к месту, были тонки и умны. А тут «чтобы было». «Епт, — подумал Стив. — Это ж фэнтези».

Не ждите от этой книги ничего кроме разочарования. Бэккер и Мартин на фоне «Садов» — небожители. Аберкромби, Линч, Ротфусс просто лучше в разы.

Кто знает, может потом действительно «все будет», но первая книга цикла — это сырой, слабый сценарий заштатной фэнтезийной ерунды. Садясь за её чтение отталкивайтесь от этой мысли. Будет лучше всем.

«Врата Дома Смерти» читать буду (придется), но не скоро.

Меня вон Морган ждет. И Аспект-Император.

Убого, серо, наивно, наиграно... плохо. 4 из 10.

Оценка: 4
– [  39  ] +

Ссылка на сообщение ,

РАЗОЧАРОВАНИЕ..., просто одно огромное и гадкое разочарование. Я так долго откладывал Эриксона в большой надежде на того самого, своего автора, что поставил его в свой приоритетный список и отложил до лучших дней. И как итог — снова прогадал, клюнув на возможную похожесть с другими понравившимися мне фэнтези и рекомендации других.

И штука в том, что я даже не ждал чего-то гениального, я не ждал что будет лучше или оригинальнее, а просто надеялся на крепкий середнячок, на хорошую интересную историю и сюжет. И вот наконец, получив так долго откладываемое, я начал погружаться в историю и потихоньку в неё вникать, не замечая как попал в собственную ловушку.

Хотя уже в начале я стал догадываться, что что-то тут не так, и всё идёт как-то вязко и туго, всё же дал себе установку — продолжать, но где-то к середине, лелея надежду, что это всё просто надо претерпеть и дальше будет уже то самое, я настойчиво обманывая себя сам просто уже пёр на пролом через не могу. С упорством и скептицизмом, до последнего держа в руках интерес, скрепя зубами я тонул в тексте наворотов и нагромождении, пока где-то там конкретно в глубине души уже начал тихонько понимать, что испытываю нарастающее разочарования.

Мешанина и скомканность — вот один из лозунгов книги. Сюжет прыгает от одного к другому, путая ещё сильнее. Автор намеренно не идёт на встречу читателю, делая всё специально сложнее, мол разберётесь не обломитесь. Персонажам сопереживать не удаётся, потому что они плоски как бумага и введены что бы двигать скорее общую картину сюжета, нежели самих себя. Все эти очень древние божества раздуты настолько неестественно и уныло, что за ними не видишь личности и как итог не испытываешь сопереживания, не говоря про банальные штампы, которые тут во всём что можно нашпигованы. Пафосно туда-сюда летает посредственная не оригинальная магия, усугубляя всё окончательным убийством хоть какой-то интересной задумки.

Поведения и эмоции героев или тех самых могучих богов, которые якобы за свою жизнь навидались жёсткой такой жести, почему-то скачет к крайностям и перегибам, где на их лицах либо страшный ужас, либо гротескное удивления как у детей. Много присутствуют диалогов и разговоров про то, что ты не понимаешь, как будто вводную в мир случайно удалили при редакций за ненадобностью. Так же замучился вдумываться в логику действие персонажей, то они сначала говорят и делают одно, а потом тут же переобуваются и поступают по другому. Но больше всего убивает количество персонажей, которые вплетены неизвестно зачем, дабы добавить ещё большей неразберихи и сумбура. Не понятна и не ясна мотивация всего происходящего. Что все хотят и куда идут? Вопрос как и ответ, оставляет в недоумений. Ну и вода конечно, много воды, пафосной струящейся теплой водички славолюбия.

Я не люблю раздутый пафос стоячий ни на чём, с простым объяснением и несколькими словами — типа у меня всё тут круто, просто потому что. Но автор так не думает, так как чрезмерное его эго струится из всех щелей. Не понимаете, что происходит? Ваши проблемы, значит мой безупречный эпик не для таких как вы, непонимающих плебеев. Особенно это касается его неких стихов с претензией на глубинный смысл, что я вскоре стал пропускать, не видя в них ни красоты, ни это самого смысла. Я всё думал, на что мне это всё напоминает, на что-то знакомое с той же безудержной графоманией и постановкой, а потом уже к середине понял — на Бэккера, етить колотить, с его этим «князем».

Интересно ли наблюдать за всем этим бедламом? — лично мне нет. Чернуха, ради чернухи — тоже нафиг не нужна. Эпик, ради типичного эпика — уже давно не привлекает.

Как итог: Автор летит со своим шедевром в топку и вычеркивается с досадой обманутых ожиданий. Печаль-тоска-куда-бы-деться.

Вообщем, Спасибо за внимания. Критика всего и вся приветствуется. Как обычно.

Оценка: 5
– [  39  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга-комбикорм :)

Потому что в ней всего много, так что читатель откармливается под завязку, едва прочитав четверть книги. С самого начала на твою голову обрушивается тонна имён, событий, понятий, люди, нелюди, боги, магия такая, магия сякая, порталы, пути, какие-то непонятные «садки», битвы, узурпаторы, переселение душ, маленькая девочка идёт в армию...

Это вам не Джордж Мартин, у которого тихонько плетутся интриги, неспешно делаются дела, стабильно умирают персонажи, под шумок появляются новые... Это скорей похоже на то, если бы Чуковский вдруг посерьёзнел, взялся за фэнтэзи, но никак не смог побороть в себе желание в одном произведении заставить кошек хрюкать, поджечь море, закидать его пирогами, а тут ещё комарики на воздушном шарике, свадьба у мухи с комаром прямо над ещё неостывшим телом паука и телефон звонит надрывается, надо лететь в Лимпопо кормить крокодилов галошами, а штаны убежали и улетела простыня, тогда как на другом краю этого же мира звери собирают рейд на босса таракана и Федора в гордом одиночестве ведёт неравный бой с посудой. А теперь добавьте к этому всему словоохотливость Гюго, вот только подробностей хотелось бы не там, где они используются в книге.

Прямо читаешь и ощущаешь себя чужой на этом празднике ̶ж̶и̶з̶н̶и̶ смерти.

Кстати, «Память льда» читается проще. Хотя всё равно про более-менее понравившихся героев читаешь живенько, а про других еле-еле, по диагонали, лишь бы уже дальше продвинуться.

Оценка: 6
– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень тёмное фэнтези. Такое местами тёмное, что я как ни старался — ничего толком разглядеть и не смог. Ни внятного сюжета, ни интересных персонажей, ни оригинальных идей. Зато эпичности хватает. Эпичная концентрация невразумительного текста и занудства. Даже отзыв дальше писать неохота. Но я вас по крайней мере, предупредил))

Оценка: нет
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

О «Садах Луны» сказано много. И я с удовольствием прочитал все отзывы. Соглашусь с теми коллегами, которые посчитали данное произведение весьма неоднозначным.

Могу понять читателей, обладающих хорошей памятью и хватающих смысл на лету. Они, безусловно, могут получить удовольствие от прочтения, ведь градус страстей здесь действительно зашкаливает. Скажу более, снять бы киношку по этой книге, с возможностями современного кинематографа в отношении спецэффектов, вышло бы супер. Но перед нами не киносценарий, а художественная развлекательная литература и разбираться во всех тонкостях хитросплетений, лёжа на диване, не всегда охота из-за ограниченности времени на отдых у современного человека. Поэтому попытаюсь раскрыть свою точку зрения по прочтении без переворачиваний страниц в обратном направлении.

Начать, пожалуй, стоит с того, что «Сады Луны» — не самое тёмное фэнтези на современных книжных просторах. Здесь, большая часть «тёмного» приходится на пафос, а основные тягости войны рассмотрены вскользь, как бы издалека. Да, мрачная атмосфера налицо, описана великолепно и эффект погружения присутствует. И хрен с ним, с пафосом. В конце концов, не такое уж это ругательное слово. Более того, без определённого пафоса не обойтись при погружении читателя в водоворот каких-либо революций или завоеваний. Хуже то, что не у всех авторов получается разбавить сей пафос простыми событиями и героями.

Если мрачная атмосфера вполне достоверна, то в отношении сеттинга и персонажей просматривается очевидная кусковатость. Масштабность Малазанской Империи ощущается слабо, а славный город Даруджистан (не менее значимый, чем Троя или Константинополь), такое впечатление, что включает в себя, лишь, въездные ворота, трактир, колокольню и усадьбу советника, причём всё это настолько неяркое, что впору сравнить сей мегаполис с панельным кварталом советских времён. С персонажами ситуация немного лучше. Их много, и в основном они хороши. Но назвать «живым на 100%» никого не получится. Пожалуй, только Крупп где-то рядом. В этом вижу один из главных недостатков произведения. Заставь автор колдуна чувствовать себя некомфортно в теле куклы (к примеру, как Аберкромби мучил одного известного героя, поместив его в тело развалюхи) или влюбить Крокуса в знатную даму по-настоящему, чтоб без сна напролёт или т.д и т.п., то было бы — ух!

Я не против магии как таковой, но здесь её слишком. Какой-то системы, как у Сандерсона, здесь нет. У каждого — своя магия, причём, любой мало-мальский колдун может открыть свой Путь в любое время и выкатиться по нему из неблагоприятных обстоятельств на большом рояле. Мне понравились «объятия» Рваной Снасти, я не против переселения души в куклу, но когда колдуны начинают летать подобно героям «дешёвых» фильмов, мне охота запустить книгу в воздух вслед за птицами.

Основным девизом Малазанской Империи смело можно считать выражение: «Анархия — мать порядка». Вы посмотрите, что творят подданные императрицы. Грубо говоря, что хотят, то и творят. Приказы хоть как-то выполняют только рядовые мостожёги, остальные же делают то, что считают нужным — шляются по карте, кого-то мочат, общаются с богами, не редко даже угрожают им... Координации в действиях захватчиков нет ни какой. Адъюнкт с трудом поднимает из могилы сурового яггута, и для чего? Чтобы её же подчинённые в таких же мучениях его устранили? На что, защитники Даруджистана отвечают не меньшей тупостью. Зная о скором вторжении, что вы думаете они делают? Конечно же, ремонтируют дороги и отмечают праздник Весны... Вам не кажется, что ремонтировать дороги в осаждённом городе и идти в бой с начищенными доспехами это не одно и тоже? По мне, такая ситуация больше напоминает чистку канализации во фраке. Из всей команды врагов: адъюнкта, капитана и взвода мостожёгов, провезших в город тонны взрывчатки, контрразведка выслеживает только первую. Хотя, это как раз и не странно, поскольку служба эта состоит из двух человек — забавного Круппа и стражника на воротах.

От количества роялей эту книгу раздувает до размеров пивной бочки. Подобно Мартину Эриксон иногда убивает своих героев, но посмотрите зачем. Чтобы воскресить, переродить, переселить... Остальные выживают не потому, что тренеруются или планируют своё будущее, а потому, что в нужный момент на помощь придут боги или откроется Путь или под рукой окажется нужный кирпич... И тут, иногда, рояли выстраиваются в ряд. И Крокус главный тому пример. Сначала его спасают, невесть откуда взявшиеся, бойцы Багровой гвардии, затем он останавливает нехилого мага, с которым не могут справиться два других мага, двумя кирпичами. Смешно? Ни капли, ведь у него в кармане монета с двумя орлами. И т.д.

На мой взгляд, ценностью обладает не та литература, в которой, как гласит аннотация: «Исход игры решает — Случай!», а в которой человек сам вершит свою судьбу!

Как итог. В погоне за эпичностью, автор теряет в мелочах и упускает логику. Мы же, читатели, получаем неплохую для тёмного фэнтези атмосферу с хаотичным, броуновским движением персонажей внутри.

Оценка: 6
– [  34  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что это было?

Я люблю фэнтези. Я очень люблю фэнтези. Но чтобы чтение проходило с таким скрипом и так тяжко... Это, пожалуй, впервые. Тут и вазелин не помог бы. :(

Я честно пыталась дочитать, не хотелось бросать книгу. Однако, в какой-то момент насилие над мозгом стало чрезмерным и я поняла, что если каждая страница даётся с таким боем, не вызывает ничего кроме раздражения, то лучше прекратить. Просто категорически не мой автор.

Есть, правда, тут и свой плюс. На фоне «Садов луны» недочитанные «Хроники сиалы» и «Песнь крови» начинают казаться шедеврами, которые я зря забросила.

И ещё один просто-таки «КРИК ДУШИ». Некоторые читатели в своих отзывах сравнивают Эриксона с Мартином и Куком. Ребята, вы серьёзно, вы не шутите, не стебётесь и не троллите? Если так, остановите, пожалуйста, Землю, я сойду.

Я даже не могу поставить нейтральную оценку «Садам луны», потому что «Крадущийся в тени» и «Песнь крови» на порядок лучше даже при условии того, что они мне не понравились. К сожалению, 4 балла.

Оценка: 4
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

В старом советском фильме режиссёра Георгия Данелия «Я шагаю по Москве» есть забавный эпизод, когда молодой начинающий писатель-сибиряк вместе со своим другом-москвичём заходит в дом известного писателя, к которому собственно он и приезжал, а там его встречает полотёр и тут же начинает критиковать его рассказы. У полотёра вид настолько серьёзный и уверенный, что всем кажется будто это и впрямь тот самый писатель, к которому приехал главный герой, но когда появляется сам писатель, то всё становится на свои места. Так вот этот полотёр, в пух и прах разгромивший произведения молодого парня, сказал одну очень умную фразу: «Если можешь не писать, то не пиши». Именно так, а не «Если не можешь писать, то не пиши». Вот эту самую фразу мне очень хочется сказать Стивену Эриксону после того, как я прочитал роман «Сады Луны». Видимо автор собирался создать комикс, а не полномасштабный роман. Потому что по своему сюжету и содержанию «Сады Луны» напоминают именно комикс. Бесконечное множество персонажей — боги, герои, колдуны, воины, убийцы, воры и т.д. Психология ни одного из них не прописана совершенно, даже психология Жали или скажем Рваной Снасти, героинь, внутренний мир которых должен быть обязательно раскрыт в соответствии со всеми канонами литературы. Главных героев как таковых нет, но в отличии от Мартина тут своего любимца выбирать не приходится, так как ни одному из персонажей не уделено достаточное количество внимания, так к тому же и положительных среди них нет и вовсе. И Паран, и Рваная Снасть то и дело то умирают, то возрождаются, но толку от этого никакого. События в произведении не следуют чёткой логической линии, а происходят эпизодически, подобно лоскуткам на пёстром полотне. То это Даруджистан, то Малазан, то ещё что-нибудь. Так до конца романа и остаётся нераскрытым кто же на самом деле эта загадочная императрица, которая когда-то так ловко узурпировала власть. В общем всё сбито в кучу лишь бы как, мол читатель пускай сам додумает что к чему.

Теперь, когда пишу отзыв, на ум приходит старый анекдот про чукчу. Написал чукча книгу, принёс в редакцию чтобы издавать, через какое-то время его снова вызывают в редакцию на собеседование и спрашивают: «Скажите, а сами то вы читали то, что написали?». А чукча им в ответ: «Зачем? Чукча же писатель, а не читатель.» Вот и складывается впечатление, что Эриксон точно так же не читал свой роман, а издал комикс в графоманском оформлении. Меня всю дорогу не покидает вопрос: «О чём же всё-таки этот роман?» О чём он? О противостоянии простых смертных и высших сил? О жизни рыцарей, колдунов и магов? О том как Малазанская империя пытается покорить вольный город Даруджистан? О том какой бывает борьба за власть? О том как с помощью магии можно сделать из подростка профессиональную убийцу? Всё это в романе присутствует, но логики никакой. Складывается впечатление, что автор просто взял да и пересказал свой страшный сон. Это на мой взгляд не фэнтези, а издевательство над фэнтези. Ещё удивляет такое количество высоких оценок и полных восхищения отзывов. Не знаю, может я просто ещё не дорос до такой литературы, а может быть тут что-то ещё, чего я не могу понять. Не ставлю единицу только потому, что местами чтение действительно ненадолго увлекает, но таких эпизодов в романе очень немного.

Оценка: 3
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последние несколько лет «Песнь льда и пламени» выступала своеобразным мерилом эпического фэнтези. Надо отрекламировать новую книгу? Поставьте на обложку слоган, типа: «Как «Игра престолов», но в Африке/по-русски/мрачнее» и дело сделано. Да хоть «в космосе» припишите, читатель все равно поведется на громкое сравнение. В жанре ужасов то же самое произошло с именем Стивена Кинга, причем не только в нашей стране. Но вот если отринуть все поделки «по мотивам» произведений Джорджа Мартина и поискать по-настоящему самобытных современных авторов эпического фэнтези, то их найдется не так уж много. Мне пока что удалось найти четверых: Р. Скотт Бэккер, Роберт М. Вегнер, Брендон Сандерсон и Стивен Эриксон. О произведении последнего сегодня и пойдет речь.

В первую очередь Стивен Эриксон известен благодаря циклу о Малазанской империи, который сейчас уже состоит из пары десятков романов, а также нескольких рассказов и повестей. Основу цикла составляет десятикнижие «Малазанская «Книга Павших», путь которого на российский рынок настолько тернист, что сам по себе напоминает эпический рассказ с трагикомедийными нотками. Но об этом поговорим в другой раз, сейчас же сосредоточимся на самом первом романе серии, начале всего и авторском дебюте – «Садах Луны».

Чтобы как-то выделиться в жанре, надо чтоб в твоих произведениях была изюминка. Сандерсон придумывает необычные магические системы, Бэккер разрабатывает целые философские течения, Эриксон же пошел другим путем. Его «Сады Луны» занимают более семисот страниц, и знаете, сколько из этих страниц отведено завязке? Как минимум треть, хотя, учитывая общую неторопливость повествования, я подозреваю, что вся первая книга является одной большой завязкой. Понимаете, Эриксон разработал отличный фэнтезийный мир с глобальным сюжетом, но забыл прописать ему дружелюбный интерфейс. У «Садов Луны» высокий порог вхождения, потому что автору очень нравится вывалить на читателя ряд интригующих сцен в одной главе, а в следующей главе переключить свое внимание на других персонажей, пропустить пару лет, а то и вовсе перескочить на другой континент. В итоге загадки и непонятности возникают в каждой главе, зависают в пространстве и получают ответы спустя кучу страниц, когда обычный читатель о них уже забыл. Помнится, я отмечал, что читая Бэккера, мне впервые пришлось заглядывать в глоссарий, потому что не получалось запомнить все термины сразу. Читая Эриксона, я впервые мотался по книге туда-сюда, стремясь понять, что же хотел донести до меня автор.

Но давайте перейдем уже к сюжету. Его в книге одновременно слишком много и преступно мало. Такая парадоксальная ситуация возникла из-за обилия персонажей, находящихся в фокусе внимания автора. Их много, но глобальный сюжет при этом двигается неспешно. Что-то подобное было в последних томах «Песни льда и пламени», вот только Мартин к этому пришел к середине цикла, а Эриксон с этого начал.

Итак, Малазанская империя существует уже сотню лет и все это время она ведет достаточно успешную завоевательную политику. К началу романа малазанские войска перекинулись на соседний континент, и может показаться, что до глобальной победы осталось не так уж долго. Вот только жители города городов Даруджистана оказывают яростное сопротивление. Вот только легендарный маг на летающей крепости вполне успешно противостоит войскам Малазана и лучшим магам империи. Вот только Боги ведут собственную игру и ходят среди людей. Вот только внутри имперской армии зреют недовольства и, возможно, даже мятеж. Вот только… Можно еще продолжать и продолжать, но я ограничусь тем, что скажу очевидную вещь: ситуация сложная.

Своим подходом к фэнтези Эриксон сильно напоминает Вегнера: у обоих Боги играют в свои игры, используя людей как пешек, оба стремятся показать читателю громаднейшее полотно с большим количеством персонажей, оба уделяют особое внимание простым солдатам и пренебрежению, которые выказывают сильные к слабым, а также последствиям этого пренебрежения. Вегнер правда увеличивал ставки постепенно, оттого у него персонажи и более живые, и раскрыты лучше.

И, несмотря на все вышенаписанное, читать «Сады Луны» интересно. Если первую половину книги мне приходилось заставлять себя возвращаться к этой истории, то всю вторую половину я читал каждую свободную минуту своего времени. И после прочтения, я жалею только о том, что познакомился с Малазаном только сейчас, когда найти книги цикла в магазинах – та еще задача. А в остальном книга стала очень приятным открытием, и следующий год я начну с «Врат Мертвого Дома».

Оценка: 8
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пхахах. В общем тут всё уже написали.

Книга сложная, скомканная и очень не понятная.

Говорю с высоты своей колокольни, прочитавших весь цикл: если вы думаете, что это только первая книга такая, то нет. Дальше будет также или даже хуже, потому что повествование растянется на большие территории, колличество непонятных слов и действий увеличится вместе с количеством персонажей.

Малазанский мир действительно один из лучших миров в фэнтези. Но далеко не для каждого.

Все минусы перечислены.

Я бы даже не знал, кому можно посоветовать такое? Опытному читателю, уставшему от простеньких однообразных приключений, готовому погрузиться в кашу из ...всего.

Оценка: нет
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

О. Боже. Мой. Наконец-то я добила эту книгу. Или, скорее, она меня.

Я наслышана о якобы великолепном цикле «Малазанская книга павших» и уже как-то начинала читать «Сады луны», но пошло со скрипом, да, в итоге, не дошло. И вот вторая попытка увенчалась успехом. Но как же это было тяжело. Литературное насилие в чистом виде.

Книга, собственно, о Малазанской империи и покорении вольного города Даруджистана. Большая часть повествования происходит на территории этого города. В книге очень много персонажей, событий и огромное количество лора. Очевиден потенциал автора, обладателя богатой фантазии, вот только у него есть одна огромная проблема — дикая, просто невероятная скомканность абсолютно всего: событий, персонажей, языка.

Встречаются интересные описания, которые помогают представить себе яркую живую картинку, но тут же эта картинка сменяется плоской схематичностью и мешаниной действий. Складывается впечатление, что автор куда-то очень торопился. Часто приходилось перечитывать один и тот же абзац, чтобы понять, что, чёрт возьми, происходит. Текст подан столь тяжеловесно и невнятно, что едва ли не четверть, а то и больше, смысловой нагрузки попросту ускользнула от меня бесповоротно.

Что касается персонажей, то всё странно и неоднозначно. Я не могу сказать, что они картонные и шаблонные, но вся их живость теряется под грудой словесных наворотов. Пока осмыслишь суть одного предложения, забудешь, о чём прочёл в предыдущем. Автор попросту не дал своим героям раскрыться и утопил в буквах. Ещё один минус персонажей — отвратительные диалоги, из чего проистекает и существенный недостаток всей книги в целом — пафос. Невероятный пафос, которым пропитаны и речи героев (ну не разговаривают так люди), и весь остальной текст. Притом, пафос грубый и топорный, который не украшает произведение, придавая ему эпичности, а портит.

С сюжетом и событиями та же боль: часть происходящего я просто не поняла. Что, куда, зачем, почему? Книга объёмная, и читать её можно три года, если сидеть над каждой страницей и укладывать прочитанное в голове. Контрольным в голову автор добивает тем, что меняет персонажей, от лица которых излагает события, на каждой странице. Вот только что ты читал про колдунью Рваную Снасть, происходит резкий скачок, и читаешь уже про другого персонажа, который пробегал в это время мимо, и так всё время. Невозможно настроиться и сложить цельную картину о персонажах или мире, когда тебя постоянно кидают из стороны в сторону, лишая возможности хотя бы попытаться проникнуться происходящим. Иногда у меня возникало желание открыть окно и выбросить книгу. Просто потому, что я хочу читать связный текст, а не ковыряться в отходах мыслительной деятельности автора, который слепил куски набросков в один комок и назвал это романом. #зачто

Зачем-то в начале каждой главы автор приводит эпиграфы, которые сам и сочинил. Поначалу я пыталась их читать и проникаться, но, в итоге, плюнула и стала пропускать. Пустой пафос.

Пару слов об издании: очень красивое, но с кучей опечаток. И мне не совсем понятно, какое отношение «Сады луны» имеют к чёрной фэнтези. Ничего чернушного в книге нет, классическое фэнтези про магию и драконов. Немного напомнило по атмосфере «Чёрный отряд» Глена Кука, но до «Отряда» «Садам» очень-очень далеко.

Как итог: книга плохая, но оставила после себя несколько приятных моментов. Меня заинтересовал мир, который автор накидал на страницы рваными неряшливыми кусками, и который может оформиться во что-то стоящее. Заинтересовали персонажи, которым можно придать глубины, обтесать, избавив от авторской графомании. Кроме того, многие хвалят цикл, начиная с третьей книги, а это значит, что мне предстоит пережить второй том, который, скорее всего, будет немногим лучше «Садов луны». Удачи мне.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Существует некая Малазанская империя, задавшаяся целью завоевать весь мир. Оным завоеванием она и занята на протяжении всего сюжета книги. На стороне малазанцев: солдаты, морпехи, офицеры, крутые офицеры, маги, высшие маги, оживленные мертвецы и некоторые боги. Противятся малазанцам те города и народы, которых пока еще не завоевали, а также летающий колдовской город Семя Луны (подаривший книге название).

На что похоже повествование?

Я бы сказал, на голливудский блокбастер. Автор приложил большие усилия для того, чтобы все происходящее было максимально зрелищно. Масштабные сражения, магические артобстрелы, защитные экраны, авиация в виде гарпий… Регулярные погони и поединки, драматические беседы (посвященные либо стратегическим планам, либо головоломной интриге), а если вдруг попалась хотя бы страница без всего этого, то на ней обязательно появится труп. Как сказала некогда Агата Кристи, «если читатель заскучал, новое убийство оживит его внимание». Стивен Эриксон сделал все, чтобы читатель не скучал ни одной минуты.

Хорошо ли это?

Пожалуй, масштабность событий – великую войну, многоступенчатую интригу – я бы отнес к достоинствам. Этого и ждет от фэнтезийного романа читатель, разве нет? Вот изобилие магии (непредсказуемой и непостижимой – волшебство же!) лично меня слегка утомляет. Я предпочитаю менее магические миры с более предсказуемыми способностями героев, чтобы можно было слегка представлять себе ход событий наперед, а не только хлопать глазами в ожидании нового фейерверка. Однако Эриксон все же не переступил той грани, за которой магия окончательно портит книгу. Магические бои гладко вплетены в ткань сюжета, случаются в уместные кульминационные моменты и акцентируют собою завершение каждой большой главы. Что касается трупов… опять же, лично я предпочитаю их в меньшем количестве, но готов смириться с ними: война все-таки. И за Эриксоном я не замечаю откровенного любования мертвечиной (как, например, за Мартином или Гленном Куком). Трупы есть, но не подаются как лакомство. Вот и ладно.

Так почему же сложно читать?

Проблем я увидел две, и первая, меньшая из них – это персонажи. Их очень много, повествование ведется от лица кого попало, в произвольный момент времени камера может внезапно переключиться на трансляцию глазами какого-нибудь нового парня. И это еще ладно, скверно то, что персонажи почти не имеют индивидуальности. На первый взгляд видится как раз обратное: будто бы герои Эриксона безумно ярки. Например, один из них – деревянная кукла, другой – ворона, третий – восставший мертвец, четвертый — погибшая волшебница, которая вселилась в тело другой волшебницы… ну и так далее. На экране эти ребята смотрелись бы как стая супергероев Марвел: все в пестрых плащах, все со сверхспособностями. Но то на экране, а в тексте довольно быстро замечаешь, что характеров у персонажей нет. Автор ограничился тем, что дал им яркие оболочки, а вдумываться глубже не стал. Герои отличаются друг от друга лишь двумя параметрами: крутизной и степенью жестокости.

Вторая проблема усложняет чтение куда больше первой. Это – излишек пафоса. В мире Эриксона нет места маленьким событиям. Что происходит – то эпично. Что не эпично – то не происходит. Штурмы, баталии, вселенские заговоры, сожженные города, погибшие армии, колдуны-гиганты, боги судьбы – это да. Сесть и поесть, смешно пошутить, сыграть в картишки, влюбиться – это нет, это лишнее. Для иллюстрации приведу, например, список действующих лиц. Лосиин – императрица. Тайшрен – высший маг. Рваная Снасть – мертвый маг. Анамандр Рейк – владыка летающего города (и супермаг, естественно). Лорн – адъюнкт императрицы (не имею понятия, что такое «адъюнкт»; судя по сюжету, нечто дико крутое). Скворец – сержант (но раньше был верховным полководцем). Жаль – девушка, в которую вселился бог. Паран – капитан гвардии (казалось бы, просто офицер, но нет! Его кто-то убил, а потом боги удачи оживили и сделали своим помощником). Простые люди (не супергерои) появляются в тексте лишь с одною целью: зрелищно умереть и украсить своим трупом новую страницу.

В результате всего сказанного происходит, так сказать, инфляция пафоса. То, что должно выглядеть величественно и поражать воображение, быстро приедается в виду массовости. Этак на половине книги, когда новый сверхмогучий воин ведет в бой свои легионы, думаешь: шо, опять?.. Когда с неба спускается очередной посланник очередного бога, пожимаешь плечами: ну, бывает… Просто-таки белым пятном выглядит старый мошенник Крупп, который и говорит характерно (в отличие от прочих героев), и порою позволяет себе мирно посидеть в кабаке. Но он там один такой, все остальные – велики и ужасны…

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начинал этот шедевр с таким рейтингом не единожды мягко говоря, но осилить его так и не смог, и никак не мог понять да что не так?? Всё смешалось......прошлое , будущее, боги убивают другие воскрешают, переселение души в куклы, похотливые колдуньи, генералы которые сержанты, подчиняются сержантам которые были генералами........ роты из трёх человек идут на штурмы городов, убийцы магов сами маги, кто, куда, зачем......не важно. Просто набор персонажей куда то передвигающихся. Но прочитав в биграфии автора о том что он интересуется квантовой физикой, антропологией, археологией, Чингизханом, Византией, рыбалкой, и еще имеет несколько десятков таких же смежных и пересекающихся интересов, мне стало понятно что не так не с книгой, а со мной, и оценивать книгу права не имею, хоть отзыв и написал, из солидарности с такой же не целевой для этого автора аудитории

Оценка: нет
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это, рука не подымается назвать это, книгой, некое ведро с мусором в котором все перепутано и смешано. Автор сбросил сюда все что у него накопилось на тот момент. И копаться в этом не представляется возможным. Вот эти вот десятки персонажей за которыми неинтересно следить. Действие мотающееся туда сюда. Порой полностью отсутствующая логика. Не смог дочитать. Не жалею, что бросил (первая книга в жизни, что бросил читать).

Проходите мимо этой книги, здесь ничего важного нет.

Оценка: 5
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Авторы хотели сделать настольную РПГ, а сделали книгу. Уж лучше б делали РПГ, так как книга вышла просто отвратительная.

Нас сразу начинают грузить кучей мест, имен и названий, как будто у нас под рукой уже есть несколько книг этой самой неизданной РПГ и мы там легко можем посмотреть кто есть кто. Ничего толком не объясняется, герои в основе прописаны крайне бедно. Как работает тут магия, что представляют из себя местные боги... Догадайся сам или потерпи еще томов надцать. Много тратиться на описание мира, но он абсолютно неинтересен. За вычурными названиями рас по большому счету скрываются все те же эльфы и орки. Ну и авторы страдают клинической стадией гигантомании и избытка пафоса в организме, свойственного для подобных сеттингов. И приписывают лишние нолики где можно и нельзя. Тут к примеру есть персонаж которому 20 тысяч лет...

Ну и довершает унылую картину абсолютная бредовость поступков многих героев. Такое ощущение, что они ведут себя так или иначе просто потому, что так кубики выпали. Эта девушка минуту назад была одержима и до этого зарезала пару наших? Что делать? Прогнать/убить/принять в партию? Что там у нас выпало... А, принять в партию. Почему? Потому что. Так выпало. Или взять к примеру «гениальный» план местных злодеев. Это просто «Бэтмен против супермена».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Давайте вызовем сильного монстра, которого мы вообще никак не контролируем, и будем надеятся, что он убьется о нашего врага раньше, чем пойдет убивать нас...
Малазанские злодеи: мы тупили как Лекс Лютер образца 2016 еще в 1999...

Но и этого нашим демиургам показалась мало. Во второй книге (которую я так и не дочитал, поэтому отдельно описывать не буду) они решили «понагнать мрачности» и давай описывать свои нереализованные половые фантазии в стиле приснопамятного Гудкайнда. И оно как бы имеет место в темном фентези, но авторы увлекаются их описанием так, что вообще забывают про сюжет и логика поступков героев окончательно пускает себе пулю в висок. Пару глав мы терпели всяческие унижения и извращения, чтобы спасти конкретного персонажа, а теперь готовы его съесть (правда съесть). Почему? Ну кубик очень неудачно выпал при броске на мотивацию...

В общем некоторым РПГ лучше так и оставаться в виде сеттинга. Не приняли в издательстве — пишите лучше, а не плодите кадавров. А то «Сады луны» выглядят как изуверская попытка натянуть совомедведя описания придуманного мира на глобус художественного произведения.

Оценка: 3
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начиналось все просто как плохо написанное фентези. Но потом оно превратилось в просто ужасно написанное фентези в духе «Черного отряда» Кука. Почувствовал, будто читаю фанфик. Тут тебе и Темная Императрица, и куча магов с непроизносимыми именами, уникальные как снежинки, и конечно же с Историей. И персонажи, говорящие о какой-то абсолютно непонятных и что важней неинтересных похоже даже им вещах. В «Черном отряде» подобное было еще в диковинку. Но спустя столько лет писать подобное убожество?

Вот есть девочка, которую использует в своих планах какое-то божество. Причем все это знают. Потому что, ну, девочка в отряде спецназовцев. К ней даже приставляют капитана, чтобы Следил. И сержант отряда знает.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он, кстати, был когда то генералом. И даже Императрица этого сержанта опасается. Но не убивает. Хотя главу убийц кто-то замочил вообще мимоходом. «А, кстати, нашего главного вчера убили». Как то так.

Так вот, девочка мочит своего капитана спустя пол часа после его появления. Но вмешивается еще одно божество, и капитана оживляют. И все вместе они должны отправиться захватывать какой-то город. Недобитый капитан, психованая девочка и генерал-сержант.

Потом капитан как-то внезапно влюбляется в толстую волшебницу, которая умирает, лишь затем, чтобы переселиться в труп другой умершей волшебницы. Который затем пытаются реинкарнировать. Что это за многоходовочка вообще?

А еще тут есть Инквизиторша Императрицы, которая Нейтрализует Магию, и ее все бояться, хотя она чуть не дохнет столкнувшись с тремя папуасами. И сопровождает ее воин-скелет, которому триста тысяч лет. Не знаю, почему важно именно триста тысяч, а не тридцать тысяч, или сто тысяч. Но вот триста тысяч лет. И они идут раскапывать гробницу, которую не могли раскопать три тысячи лет. Весь этот временной размах, пусть даже в фентези, меня очень смущает. Люди в нашем мире за десять тысяч лет прошли путь от кремниевых копий до iPhone'ов, а тут за три тысячи лет только бывшая служанка ставшая ассассином и Императрицей (ничего не выдумал) до этого додумалась?

Видно, что автор хотел написать с фентези с размахом. Тут где-то тридцать одновременно действующих персонажей. Но вот в виду убедительности мира у него полный пролет.

Вызывает маг (бывший верховный Темный Маг, но Верховных Магов в этом мире как грязи) демона, который «может уничтожить целый город». Так и написано. А потом это демон умирает, за минуту. Сущность, которая сидит в гробнице, кстати, «может уничтожить целый континент». Становится даже интересно, сколько страниц она продержится. На самом деле — страниц двадцать, не больше.

Меня не покидало ощущение, что автор и сам толком не понимал что хочет написать, настолько беспомощно обрываются его многоходовочки.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот два темных бога вырезают пятьсот солдат и две деревни, чтобы похитить одну девочку. Лишь затем, чтобы спустя пол книги ее отпустить.

Вообще, боги — самые несчастные существа в этом мире. Их все норовят обмануть, обидеть, а то и вообще убить. Все время появляются сущности, способные стереть целый город, а то и поработить весь континент. Лишь затем, чтобы сгинуть спустя несколько страниц.

Знаю, что некоторые считают, будто автор пишет с размахом. На мой взгляд, это скорее гигантизм. Легко написать про триста тысяч лет. Трудней объяснить, почему за триста тысяч лет технология продвинулась от кремниевых мечей до стальных. Легко написать, что из отряда в четырнадцать тысяч выжило только пятьдесят человек. А потом вообще оставить в сюжете пятерых. Массовка ради массовки. И так во всем.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх