Александр Громов «Менуэт святого Витта»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Робинзонада | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
«Ошибки? Они были. Быть может, самой крупной ошибкой Бруно Лоренца было решение о посадке на эту планету. Все могло обернуться иначе, не окажись рядом с точкой, где из схлопнувшегося Канала был выброшен «Декарт», звездная система с единственной, зато — на первый взгляд — чрезвычайно благоприятной для человека планетой...»
Входит в:
— сборник «Вопрос права», 2000 г.
— журнал «Wydanie Specjalne Fantastyka №3 2005», 2005 г.
— сборник «Змееныш», 2007 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 164
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2983 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 26%, что гораздо ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Фанкон, 1997 // Средняя форма |
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 1998 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 1998 // Крупная форма |
- /языки:
- русский (4), польский (1)
- /тип:
- книги (4), периодика (1)
- /перевод:
- Э. Дембская (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
flying_kitten, 25 сентября 2024 г.
«Не взрослея там играют дети,
И один из них, наверно, я.»
А хотели бы вы быть вечно молодыми (и вечно пьяными)? А вечно-детьми? Приходят иногда в голову такие мысли с возрастом, знаете ли. :) Трава вот эта вот зелёная, небо синее, вода водянистая. Забот никаких опять же...
На некую неизвестную планету, как это ни странно, с кислородосодержащей атмосферой, аварийно садится космический корабль с земными колонистами, изначально направляющимися совершенно в другое место. Где эта планета — науке неизвестно, связи с обитаемым миром нет. Ну да что ж делать, надо обживаться, хоть и не очень то она гостеприимная. Кое-как обустроились, а тут новая беда — в результате непонятной эпидемии всё взрослые поумирали и остались дети незадачливых колонистов в одиночестве, их неизвестный вирус не тронул. Шли годы, складывались в десятилетия, а дети то не взрослеют и не стареют — в каком возрасте были на момент прибытия, в таком по всем признакам и остаются. Вроде как и жизненный опыт появляется, но мышление — всё равно детское.
Книга при чтении вызывает массу ассоциаций, тут и «Повелитель мух», разумеется, и «Посёлок», и Стругацкие в какой-то мере. Каких-то супер оригинальных идей нет, всё это мы уже где-то в том или ином виде встречали. Невзрослеющие дети вызывают некоторое чувство неверия — в одном эпизоде они все такие опытные, в другом — прямо детишки-детишки. Ну и любит Громов «сильную руку», очень любит. И так и эдак показывает — с ней может и не очень, без неё же — вообще катастрофа. Но это у него во всех книгах, что я читал.
Не сильно оригинальная, но достаточно неплохая вариация на тему «дети, как взрослые». Ну а может «взрослые, как дети». ;)
Darth_Veter, 28 августа 2021 г.
Приличная фантастика, адресованная не только взрослым, но и подросткам. Читайте ее, если вам понравились лукьяненковские «Рыцари сорока островов» или хотя бы другой роман Громова — «Феодал». Пассажирский космолайнер «Декарт», совершавший обычный рейс до недавно открытой Новой Тверди, терпит аварию возле незнакомой планеты. Сев на ее поверхность, экипаж понимает, что совершил ужасную ошибку: из-за необычной аномалии местного светила на планете выживают только те, кому еще не исполнилось 13 лет. Только дети живут здесь долго, практически не меняясь внешне. А вот внутри них происходят такие изменения, что уже никому не придет в голову назвать их детьми...
Конечно, главная заслуга автора — это описание общества «взрослых детей», которые сумели в одиночку выжить на негостеприимной планете. Должен сказать, описания их мыслей, поступков и бесед между собой — самая сильная сторона романа. В тех же диалогах четко слышится как детская наивность, так и взрослая прагматичность. Вроде поседневный быт этого общества ничем не отличается от быта обычной человеческой колонии, только все свои проблемы эти великовозрастные колонисты решают всё же по-детски — криком, дракой и вынужденным подчинением младших старшим. А вот недостатки этого «пионерлагеря» такие же, как и у взрослых — зависть, обида, расхождение во мнениях и острое желание командовать всеми. В итоге складывается интригующий конфликт между старым (Стефан) и новым (Питер) лидером, который должен стать кульминацией романа. К сожалению, развязка вышла послабее самой завязки, что немного испортило финал. Наверное, зря автор сделал его «двойным» — это заметно снизило градус интриги. Зато остальные сцены в романе выписаны отменно и никаких нареканий не вызывают. Животный мир планеты весьма необычен и оригинален — у каждого животного свои характерные черты и особенности поведения. Хотя, если честно, мне кажется немного надуманным образ «водяного слона»: вряд ли такое огромное по размерам животное будет представлять из себя примитивное одноклеточное. А мыслит оно тогда чем? Непонятна и логика в его поведении: сначала делится, как амеба, на несколько частей, а потом отыскивает их и... съедает! У меня возникает только одна аналогия: людоед, который съедает себя сам. Вряд ли одноклеточные так поступают.
Необычным выглядит встроенный в канву произведения диалог автора со своим потомком из будущего, который якобы и предложил автору идею самого романа. Такой взгляд на происходящее акцентирует все события, придавая им определенную пикантность. Получается своеобразная «обратная связь» с реальностью. Мне кажется, что формы изложения, использованные в романе, оказались даже богаче его содержимого. Снимать фильм по такому произведению будет непросто, зато смотреться он будет определенно на «ура».
В заключение — о научности сюжета. Насколько реальны подпространственные туннели (каналы) и можно ли по ним перемещаться космическим кораблям? На первый вопрос физика Эйнштейна-Минковского, скорее, дает положительный ответ. Только вот сама форма реализации этих каналов пока неясна и весьма гипотетична (особенно, с поправками от Стивена Хокинга). Но если допустить их существование, перемещаться по ним вряд ли будет возможным — имеется целая куча ограничений (на массу, скорость и ее направление в пространстве, особенности преодоления «горизонта событий» и проч.). Скорее всего, каждое прохождение по Каналу будет уникальным и неповторимым — два раза войти в эту реку не удастся. Не думаю, что такая особенность будет способствовать развитию космического туризма. Гибернация кажется мне более приемлемым решением проблемы. Впрочем, будущее всё прояснит и расставит по своим местам.
--------------------
РЕЗЮМЕ: увлекательная и хорошо продуманная история о жизни детской внеземной колонии. Романтикам и любителям инопланетной экзотики определенно понравится, хотя руководством для выживания ее всё же назвать нельзя.
ash945, 18 мая 2018 г.
Мне понравилось.
Даже так — весьма понравилось!
Конечно, отдает поздними Стругацкими, но это вовсе не минус.
Невзрослеющие телом дети, затерянные на далекой планете пытаются выжить в непростых и не очень дружелюбных условиях неизвестной планеты. Взрослые все умерли еще сорок лет назад и остались только они — дети от 1 до 12 лет, в которых заключен разум 40-50 летних людей и которые не взрослеют физиологически, благодаря излучению звезды, на планетной системе которой удалось сесть их кораблю. Борьба за выживание отнимает у них все силы и два лидера стараются изо-всех сил, чтобы победить друг-друга в борьбе за власть.
Сильно, небанально, впечатляюще!
azathoth, 30 июля 2015 г.
Крепкая социальная фантастика. Описана модель небольшой замкнутой группы, десятилетиями не подвергающейся влиянию извне. Оригинальная особенность — то, что члены группы — дети и подростки. Это придает внутригрупповым конфликтам остроту и рельефность, позволяет автору несколько утрировать напряженность ситуации. Опять же, практически отсутствуют конфликты, связанные с сексуальностью — на первое место в описываемом микросоциуме на первое место выходит борьба за власть. Мир планеты выписан не детально, штрихами. В этом романе он — лишь антураж, механизм для создания необходимых условий в группе. Коротко: правдоподобный социальный эксперимент автора. Рекомендую к прочтению любителям «мягкой» социальной НФ.
Dan-Master, 9 сентября 2012 г.
Очень сильное но сложное и оставляющее неоднозначное впечатление произведение. Очень нетривиальная «закрутка» сюжета с выжившими и не взрослеющими, но стареющими детьми, великолепное описание социума в замкнутом мире с борьбою за власть наложенной на детское сознание. Поражает образ младенца. Это безусловно пытка — думать, знать и не иметь возможность сказать, и не иметь никакого шанса вырасти....
Меня немного смутил финал. Волшебное избавление посредством науки- чудо разрывающее замкнутый круг. Однако автор оставил много места для раздумий после финала...
Frigorifico, 28 ноября 2011 г.
Терпеть не могу «робинзонады». Но Громов очень порадовал яркими характерами, что лишний раз доказывает — важнее «кто пишет» чем «на какую тему». Вообще произведениям этого автора очень подходит слово «добротные». Они не шокируют, не переворачивают сознание, после прочтения не ходишь несколько дней в прострации, но они всегда на хорошем среднем уровне :super:- в самом добром и положительном смысле этого слова.
видфара, 31 марта 2011 г.
Пожалуй, это одна из лучших вещей у Громова. Несмотря на простоту и внешнюю линейность, повесть постоянно заставляет читателя вспоминать то одно, то другое своё любимое произведение... Лично мне «Менуэт...» одной из своих граней напомнил «Заповедник гоблинов» К.Саймака. Здесь уже отмечали сюжетное родство «Менуэта...» с «Повелителем мух», «Рыцарями 40 островов» и «Перевалом». Всё верно, но идейное наполнение тут совсем другое. Одни дети-старички чего стОят! Ну, прямо «Сказка о потерянном времени» С.Михалкова!)) Вообще дети получились очень настоящими (особенно младенец Джекоб, конечно). Пока читал, их было очень жалко. Всех и каждого...
Интерлюдии, конечно, сбивают ритм, но они же заодно и расширяют пространство повести! А за финал Громову отдельное спасибо. Весь пессимизм, к этому времени насквозь пропитавший читателя, улетучивается без следа, едва глаза пробегают последнюю строчку из новостей будущего (и правильного!) мира, которую явно пропустит мимо ушей счастливая внучка главных героев...
duke, 6 февраля 2008 г.
Гнетущее впечатление осталось после прочтения этого романа. И написано вроде хорошо, и сюжет неплох, и динамика (не только внешне-событийная, но и внутренняя) впечатляет, а что-то не то. Какой-то осадок эмоциональный нехороший остается. Короче, пессимизм здесь правит бал, и, даже не смотря на «счастливый» финал, положительных эмоций он особо не добавляет. Мрачная атмосфера пронизывает книгу от начала и до конца. «Легкое чтиво» — фраза не про это произведение. Поэтому рекомендуется к прочтению чересчур жизнерадостным типам, чтобы хоть немного привнести равновесия в их «расшатанные» безудержным весельем нервы.
Kamima, 21 января 2008 г.
Громова стоит читать, чтоб потом надолго задуматься над «исключительностью» человечества. Главное не допустить передозировки пессимизмом... Младенец Джекоб впечатлил. Имеешь здравые мысли, пытаешься ими поделиться, и бьешься головой о глухую стену...
kkk72, 9 ноября 2007 г.
Необычная жизнь спасшихся в космической катастрофе. Необычные персонажи — наполовину взрослые, наполовину дети. Жестокая борьба за власть в замкнутом мирке. Есть некоторое сходство с Рыцарями 40 островов, но значительно более безнадежно. Стоит прочесть всем, не склонным впадать в депрессию после прочтения мрачных книг.
Эдди, 30 июня 2008 г.
Некоторая тривиальность сюжета (вспоминается и «Перевал» и «Рыцари сорока островов») еще искупается довольно интересной прорисовкой характеров. Но вот интерлюдии, да и завершающая часть кажутся совершенно излишними.
zatonskma, 25 августа 2007 г.
Схожий сюжет про подростков помню у Лукьяненко и Хайнлайна, но Громов смотрит на все со стороны хорошо информированного пессимиста. И дети у него не совсем дети, а какая-то гремучая смесь из недостатков детей и взрослых. Очень часто при прочтении колеблешься от «не может быть» до « не хотелось бы верить, но…» Вроде хэппи-энд. Но какой — то уж очень с оговорками.
klan, 15 мая 2006 г.
Грустная вещь, идея напоминает «Властелина Мух», но акценты чуть другие.