FantLab ru

Александр Громов «Погоня за хвостом»

Погоня за хвостом

Повесть, год

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 51

 Рейтинг
Средняя оценка:7.43
Голосов:281
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Остатки человеческой расы живут на отдалённой планете, куда их выгнали их же собственные творения, мирмикантропы. Уже два поколения людей ничего не слышали про них, но в один из дней над планетой показался корабль.

© ZiZu

Входит в:

— цикл «Галактическая империя»  >  Рассказы и повести


Номинации на премии:


номинант
Бронзовая Улитка, 2002 // Средняя форма добавлен решением Оргкомитета

номинант
Интерпресскон, 2002 // Средняя форма (повесть)

номинант
Сигма-Ф, 2002 // Средняя форма, повести


Антология мировой фантастики. Том 1. Конец света
2003 г.
Глина господа бога
2003 г.
Вычислитель
2009 г.

Периодика:

Если № 11, ноябрь 2001
2001 г.

Аудиокниги:

Ватерлиния. Погоня за хвостом
2007 г.




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 июня 2011 г.

При чтении этой повести у меня были проблемы с верой :smile: как у Станиславского, восклицавшего: «Не верю!» при плохой игре актеров. Так и здесь: то ли герои немного «недовыписаны», то ли сюжет «недопродуман». Непонятны мотивы крайне расчетливых и очень рациональных мирмикантропов убить горстку людей, не беря во внимание ни собственные огромные энергетические затраты (прилет корабля только чего стоит!), ни потери своей живой силы. Да и вообще, из текста неясно чем так люди помешали этим сверхсуществам. Интересно описание ловушек в доме ( в стиле фильма «Индиана Джонс и последний крестовый поход») , но и тут сюжетная идея дает слабину. К чему эти хитроумные ловушки, если дом вместе с его обитателями можно уничтожить банальной бомбой или, что еще проще, с космического корабля?

Концовка, как говорили уже до меня, — слаба.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мирмикантропа-самца долго-долго приучали к одному виду мирмикантропа-самки, а потом вдруг в один момент изменили ее визуальный образ, и самец моментально на все согласился.

Ожидал лучшего, а получил чтиво для подростков.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 июня 2008 г.

Прочитав повесть, я в очередной раз убедился, что творчество А.Н.Громова очень сильно разнится от произведения к произведению с точки зрения сбалансированного суждения о нём. Иногда бывает такое: прочитаю рассказ и думаю, что весьма и весьма заслуженно писателя называют (ну, или называли) лучшим в отечественной НФ. А порой, с трудом одолев тяжелый, плотный текст, понимаю, что это совершенно, ну вот АБСОЛЮТНО не моё.

Вот и в данном случае: потратил на чтение несколько дней (ну никак не шло) с мыслью поскорее добраться до финала и приступить к чему-нибудь другому. А когда дочитал, понял, что лучше бы не мучился и бросил на середине, потому что концовка была и так ясна. Правда в одном месте я почувствовал что-то вроде азарта. Это когда очень уж долго не удавалось разбудить в мирмикантропе хоть что-то «человеческое». За это немного повысил оценку. А вот основная идея... Вот послушайте в кратце: человечество сумело создать генетически модифицированных существ. Практически идеальных, эмоционально уравновешенных, с нечеловеческой силой, почти неуязвимых, иначе размножающихся и т.д. И эти зачеловеки тут же решили истребить своих «предтеч», что и стали вполне успешно проделывать. И даже когда крошечные остатки человечества решили укрыться на отдаленных планетах, зачеловеки и тут не успокоились, а стали истреблять всех подчистую. Почему? В чём причина? Я так и не понял. Не поверил.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 октября 2009 г.

Судьба человечества, конечно нарисована, мрачная: 180 ПОСЛЕДНИХ людей, ютящихся под землей безвестной планеты. Здесь человек изображен не существом, находящимся на вершине эволюции, а как существо более слабое, а значит в соответствии с законом о выживании — сильнейшие истребляют слабейших... Повесть хороша, но немного сказочна! План главного героя безусловно удивил, а его реализация — буквально восхитила, но эта победа — мелочь: треть населения погибло, будущее так и не ясно. Несмотря на попытку автора сделать позитивный финал, понимаешь, что человек не выживет, его место жительства обнаружено, и за этим кораблем прибудет другой! Это не победа — это отсрочка... Обидно даже не быть, а ОСОЗНАВАТЬ себя динозавром, и что время твоего рода заканчивается... остаются считанные годы до окончательного вымирания...

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 июня 2009 г.

Перед этой книгой читал тысячу и один день, в предчуствии хорошей повести — включил на плеере данное произведение, заинтересовало название романа — почему пришла мысль что произведение названо так не случайно, но название не отображает содержание книги, как в мягкой посадке, которая мне очень понравилась. В книге сразу же насторожило очень затянутое начало — это же повесть, а следовательно по объему книга не велика — так что это сразу не понравилось — вот к примеру в Вычислителе произведение сразу вступает в активную фазу, а тут ничем не оправданная резина. Потом вроде стало интересней — когда начался эксперимент, а вот концовка получилась крайне скомканной, дочитав книгу возникает ряд вопросов по сюжету и вопросы общие : К чему это было написано — какова смысловая нагрузка? Где привычные, действительно интересные размышления Громова, которыми так блещут многие из его произведений. Вообщем как то слабенько и нудноватенько...

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 августа 2007 г.

Пиррова победа. Погибла одна треть населения. У них и так уже начинались проблемы с генофондом, а теперь вымирание рассы гарантировано. Но идея довольно симпатична.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 июня 2017 г.

Не претендуя на «открытие Америки», скажу, что любое талантливое литературное произведение нельзя воспринимать поверхностно; всегда есть скрытые смыслы, что-то нужно читать между строк, что-то обнаруживается на втором, а то и на третьем дне. «Погоня за хвостом» в этом плане произведение абсолютно прозрачное (при наличии как скрытого смысла, так и второго дна) и его правильное восприятие может показаться сложным только для людей, свалившихся недавно с Луны. Интересное совпадение — «Погоня...» появилась в ж-ле «Если» в ноябре 2001 г., через два месяца после первого серьёзного нападения «мирмикантропов» на людей. У Громова их преимущества перед людьми биологические, у наших, современных, идеологические и культурологические в том смысле, что культура для них пустое место. «Вот они, новые хозяева Вселенной, — умелые, настойчивые, агрессивные, всегда конкретно мыслящие! Никто ни разу не замечал, чтобы они занимались искусством, философией и вообще чем-нибудь абстрактным. Зачем оно? Разве поэмы и скрипичные концерты — необходимое условие для победы в межвидовой конкурентной борьбе? Мозг мирмикантропа очищен от ненужной шелухи для выполнения основной задачи — служить виду и популяции. А стало быть, подвиньтесь, люди!»*

Сейчас люди, не желающие подвинуться, спохватились, начали открывать университеты, построили в Москве мечеть (высочайшего уровня храм). Не опоздать бы. Настойчиво зазвучал призыв «ОСТАНОВИТЬ МИРМИКАНТРОПОВ НА ДАЛЬНИХ ПОДСТУПАХ!** Остановить, разбить и отбросить!». На примере Израиля ничему не учились, Арафат был в числе лучших друзей; дожили до начала экспансии мирмиков в Европу, написан роман «Мечеть Парижской Богоматери». Ницца, Париж, Петербург, Манчестер...Кто следующий?***

Повесть Громова — яркий пример предупреждения. Ясно, что остаток человечества, которое в сущности уже погибло, долго не протянет. Рассуждения Бранда о причинах победы и о том, что враг может начать применять методы людей — это не более, чем эйфория, которая быстро пройдёт. По моему эти слова Бранда — ошибка Автора, но если говорить о повести в целом, то ему удалось донести свой набат до каждого, знающего, по ком звонит колокол.

*) После «скрипичных концертов» естественно вспоминаются архитектурные памятники Пальмиры и выступление там симфонического оркестра под управлением Гергиева.

**) Эта выделенная мной фраза звучит почти дословно в выступлениях президента и дебатах на телевидении, касающихся борьбы с международным терроризмом, т.е. постоянно цитируется написанное Громовым 16 лет назад.

***) Пишу через несколько дней. Следующим стал Лондон. Не особенно пристально следя за мировой политикой, только сейчас узнал, что мэр Лондона Садик Хан — мусульманин. Вспомнил прекрасного человека Мустафу из антиутопии Хаксли «О дивный новый мир». В общем, мои поздравления вам, господа англичане! Ну и соболезнования, конечно.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 августа 2011 г.

С одной стороны я — человек, а потому просто не могу не испытывать сочувствия к людям, чувствуя своё с ними родство. А с другой стороны — мне нравится рационалистичность общества мирмикантропов, их сплочённость, наличие единой объединяющей всё их общество цели — продолжение экспансии, борьба за выживание в соперничестве с другими видами, нравится более совершенное выносливое тело, более развитые органы чувств и т.д. Плохо к ним относиться заставляет в первую очередь то, что они убивают людей, а уже во вторую — латентная зависть, в которой сам себе не хочешь признаться. В глубине души хочется быть более совершенным, рационалистичным, с рождения знать свою цель, работать на благо общества.

Почему мирмикантропы так настойчиво преследуют даже жалкую сотню людей? Просто они способны видеть дальше людей, они не хотят повторить ошибку людей — дать шанс конкурентам развиться и стать сильнее их, как это в своё время сделали люди, упустив мирмикантропов из виду и тем дав им шанс стать сильнее своих создателей.

Эта повесть замыкает цикл «Галактической империи» и является фактически некрологом по человеческой цивилизации.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 декабря 2010 г.

Слабо, по-моему. Именно идея сюжетная — слабая.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Во всяком случае, заведомо некчемное обращение к литературным произведениям. И то, что пришельцы стали охотиться за этой жалкой кучкой людей. Да начни они просто заселять эту планету, не обращая внимание на них, потихоньку уничтожая по мере пересечения — и все дела. Стоило ли тратить время? Не верю абсолютно.
Читалось скучновато, уже просто по обязанности дотянуть до конца...

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 сентября 2014 г.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Поймали люди двух разнополых сверхчеловеков из ульевого общества. Стали пичкать гормонами и показывать слезливые мелодрамы пополам с эротикой, чтобы из мужчины сделать Ромео, а из женщины Джульетту. Потом Джульетту начать зверски пытать, а Ромео предложить слетать и взорвать родной корабль-улей. «Нас на бабу променял!» ©

«Всякий ребенок знает, что половой диморфизм у рабочих особей мирмикантропов развит крайне слабо, о половой жизни речи нет вообще, а особенности поведения разнополых особей выражены настолько нечетко, что не выходят за рамки обычных флуктуации.»

Вопрос: Зачем вообще улью особи с половым диморфизмом, половыми железами и прочим? Не проще ли сразу рожать одних женщин и немного трутней для оплодотворения маток. Ну хорошо, страховка на случай аварии и гибели всех маток и трутней, чтобы с помощью гормонов можно было развить рабочих особей до генеративных.

* * *

«Самец, судя по биотокам, был встревожен, но не более того. Ни звука, ни движения. Что-то опять было не так.»

По-настоящему Джульетту пытать побрезговали. Сделали кино на компьютере, стали Ромео показывать. Феромоны страха синтезировали, допустим. Ромео не купился, что впрочем логично: при современном развитии компьютерной графики можно хоть Папу Римского пытать на экране. Но неужели люди в самом деле думали, что это сработает?

* * *

"– Каноны красоты — как я раньше об этом не подумала! Матка колонии — вот их канон красоты, иначе и быть не может! Не спи! Как выглядит матка колонии?

– Поищи в фильмотеке, там должны быть документальные кадры. Но я и так скажу: груди по арбузу, обширное отвислое чрево и зад в полтонны. Кажется, они даже не способны сами ходить, мирмикантропы их носят…»

Тогда люди заменили изображение пытаемой Джульетты на изображение пытаемой матки. И Ромео как миленький полетел взрывать свой корабль.

А как собственно у предельно рационального рабочего мирмекантропа возникло такое чувство к матке? Искусства с изображением маток у них нет. Поклонения маткам — тоже нет. Ранее, если рабочий матку и видел, то у него гормональный и эмоциональный фон отсутствовал.

Перековку или ломку сверхчеловека, Громов не смог описать нормально. Хочется кричать: «Не верю!».

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 августа 2012 г.

Как-то не совсем понятно, почему рассказ включили в цикл «Галактическая империя». Я не заметил никакой связи.

И сам по себе рассказ как-то не очень. Концовка вовсе глупая. Победили один корабль и все ... ура, победа. А другие корабли уже не прилетят?

И народу совсем не осталось. Это вам не библия — вымрут все. Финита ля комедия.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 ноября 2007 г.

Хорошая, но, на мой взгляд, достаточно слабо раскрытая, идея.

Сложно писать «коротко и в точку», и в данном случае автору это не совсем удалось.

Сильнее всего пострадала концовка.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 августа 2007 г.

Мне тоже понравилось начало и середина,а вот концовка как то не впечатлила.Но в общем очень и очень неплохо.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июня 2007 г.

Сначало было очень интересно, но концовочка какая-то слабая... не поверил.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 октября 2010 г.

Как всегда у Громова отличные завязка и развитие сюжета, но концовка заметно слабее, что вызывает изрядную досаду. Но читается всё равно с удовольствием, благодаря тщательно выписанным миру и героям, с массой «вкусных» подробностей. Один вход в жилище главного героя чего стоит;о)

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 августа 2006 г.

Как говорил Суворов, побеждай не числом, а умением. Повесть — замечательная иллюстрация к этому высказыванию

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу