Марина и Сергей Дяченко «У зла нет власти»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Спасение мира | Путешествие к особой цели | Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой | Подростковая литература
И снова Лена Лапина, обычная ученица в нашем мире и маг дороги в Королевстве, берет в руки свой волшебный посох. Королевство — в беде. Случилось невероятное — король Оберон исчез. И исчезла сама память о нем. Королевство понемногу разрушается, а здесь еще и ужасное войско Саранчи, сметающее все на своем пути, движется к Королевству и осталось ему идти три дня. Но зовет Лену на помощь молодой маг-некромант Максимилиан, который не то друг, не то враг. И верить ему опасно. Лена решает сама разобраться в проблемах Королевства и помочь, чем сможет. Снова перед ней путь, полный опасностей и приключений.
Входит в:
— цикл «Ключ от Королевства»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 253
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2676 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 54 знака — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Звёздный Мост, 2009 // Лучший цикл, сериал и роман с продолжением. 2 место («Серебряный Кадуцей») |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Кира Булычева, 2009 // (роман) | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2008 // Книги — Лучшее продолжение отечественного цикла | |
номинант |
Сигма-Ф, 2009 // Крупная форма, романы |
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 3 октября 2014 г.
Один из очень немногих циклов, в котором после отличной первой книги каждая следующая оказывается еще лучше.
Роман «У зла нет власти» мало того, что очень интересен и прекрасно читается — он еще и удивляет совершенной необычностью замысла. Забыть своего короля — надо же было авторам придумать такой оригинальный сюжетный ход. Ну, а о мастерстве Дяченок реализовывать свои идеи в тексте и говорить не приходится — получилось не просто интересно, но, даже, и с некой как бы и детективной составляющей.
И, конечно, еще раз об образе главной героини романа — Лене Лапиной. Ну до чего же хорошо он удается авторам на протяжении всей трилогии: с одной стороны, обычная девчонка со всеми своими страхами и сомнениями, с другой — уже человек, умеющий не отступать от цели, которую считает правильной и очень нужной.
И..., спасибо авторам за эту трилогию. Сейчас так мало хороших добрых книжек для подрастающего поколения — книг, которые могут дать что-то хорошее тем (увы, немногим) ребятам, которые их прочитают.
ivan2543, 23 февраля 2012 г.
О третьем романе серии трудно сказать что-то определенное. Похоже, Дяченко решили сделать его еще более «взрослым», чем предыдущий. Теперь это выражено не только в мрачном антураже (который, кстати, стал еще более мрачным), но и в смысловом наполнении.
От сюжета приключенческого Дяченко отказались в пользу сюжета детективного. Оберон пропал, к границам Королевства приближается непобедимая орда чудовищ – и, если короля не вернуть, Королевство будет уничтожено. С одной стороны, детективный сюжет позволяет более тонко раскрыть психологию персонажей, их мотивы, поведение, стремления, убеждения. Другое дело, что не зря Агата Кристи считала такое явление, как фантастический детектив, несостоятельным. Ведь вся притягательность этот жанра в том, что читатель может провести своё расследование, а если действие происходит в фантастическом мире, законы которого знает только автор, то всякие догадки теряют смысл. Что уж говорить о детективе в сказочном мире, весьма далеком от реализма.
Перед нами вновь, как и в большинстве дяченковских книг, ситуация выбора. Захочет героиня остаться в гибнущем мире и попытаться его спасти – или вернется назад, в нашу реальность, где у неё есть родные и друзья? Впрочем, несмотря на то, что решение Лена принимает с понятным трудом, ответ очевиден – иначе, о чем писать книгу? Всё же подобная возможность придает действию определенное психологическое напряжение. Одно дело – сражаться за свой единственный дом и свой мир, а другое – рисковать жизнью ради друзей из далекой страны. Понятно, что выберет смелый и честный человек, но не стоит думать, что этот выбор легок.
Есть и другие дилеммы. Максимилиан может спасти страну, но превратиться в чудовище, или остаться собой, и, возможно, погибнуть. К тому же, путь к власти неизбежно лежит через предательство и убийство. Придется ли ему все же стать тем беспринципным мерзавцем, которым он любил себя воображать раньше?
Образы героев наконец-то стали по-дяченковски сложными. Даже у Оберона обнаружились свои «скелеты в шкафу» — что уж говорить о прочих. Максимилиан, похоже, приходит к принципу «цель оправдывает средства». Гарольд находится на грани отчаяния, понимая, что он не заменит Оберона, и думает только о героической смерти. Похоже, только Уйма остается по-прежнему цельной личностью, и даже бунт подданных не способен его сломить.
Вот что вернулось из первой части – так это ощущение сумбурности происходящего. То ли слишком много миров, по которым скачут герои, то ли слишком часто они перемещаются между ними. То ли дело в атмосфере безысходной паники, овладевшей Королевством и его обитателями. Но героиня постоянно мечется, то пытаясь отыскать короля, то что-то придумать для спасения Королевства от Саранчи. Конечно, сам сюжет обязывает к этим метаниям, но временами от чтения романа в голове образовывался полнейший кавардак.
Что порадовало – разгадка тайны оказалась действительно сложной. Причем отгадка заставит вспомнить еще первую часть трилогии.
Что вызвало недоумение, так это навязчивая мысль о том, что некромантия – это ужасно. Эта мысль красной нитью проходит через всю книгу, а между тем о том, что подъятие мертвяков грозит некроманту перерождением в чудовищную нежить, мы узнаем только в конце романа. Доходит до смешного:
Так что стоило бы сделать акцент на то, что некромантия ведет к перерождению в злобного монстра, или вовсе поумерить антинекромантскую пропаганду. А то странно как-то, честное слово.
И всё же – о чём книжка-то? А о том же – «у зла нет власти», хорошие, дескать, победят и надо верить в победу и т. д. и т. п. И все эти общие мысли как-то неконкретно и ненавязчиво разбросаны по тексту, так и не проявляясь четко. Как по мне, так это скорее книга о том, что даже сильные и мудрые ошибаются. И их ошибки могут дорого стоить многим. А еще о том, что последствия некоторых ошибок могут быть неочевидными, но при этом нарастать как снежный ком и напоминать о себе через годы. И трагическая тайна Оберона куда как важнее, чем вся героическая истерия в Королевстве. «У зла нет власти, кроме той, которой мы его наделяем сами» — но вот беда, зачастую мы передаем власть злу, не подозревая об этом.
Достоинства произведения:
наконец-то в этом цикле мы видим глубокий психологизм, свойственный «взрослым» книгам авторов;
«закрученный» детективный сюжет;
любопытный образ «изнанки»;
легко читаемый, лаконичный и выразительный язык.
Недостатки:
некоторая сумбурность действия;
странные акценты на ужасе некромантии;
общая идея романа обозначена неясно.
Итог: нет, третья часть, может быть, и «взрослее» второй, но уже не столь увлекательна. Авторы явно перемудрили с сюжетом, не сумев гармонично связать все его линии воедино. Ситуацию спасает серьезная проработка характеров персонажей и некоторые оригинальные образы. 7 из 10 баллов, как и предыдущая – уже не развлекательное чтиво, но до шедевра далеко.
Крафт, 29 ноября 2010 г.
Что хотите со мной делайте, но после «Слова Оберона» соавторы сами почувствовали, что цикл выдыхается, и, выдав «на гора» всего за год сразу два романа (давайте их считать таковыми, несмотря на объём), они приняли решение сделать передышку. Следующая книга – заключительная часть трилогии появилась только спустя три года. И это явно пошло книге на пользу.
Отринув шаблоны и клише, на основе которых строились фабулы двух предыдущих книг, на это раз из под пера Дяченок вышло оригинальное и самостоятельное произведение. И давайте здесь не будем зацикливаться на извечной теме глобального противостояния Добра и Зла – в принципе, данный сюжет характерен всему классическому фэнтези.
Это как раз нормально. Плохо, когда в таких книгах друг другу противостоят в лучшем случае трафаретно-хорошие и плохие, а в худшем – дистилированно-идеальные и отвратительные персонажи. Именно поэтому мне же из фэнтезийных реалий в первую очередь запомнился образ юного черного мага Максимилиана, чей не совсем понятный, но, в целом, независимый статус и наследственное увлечение некромантией позволили авторам до самого финала поддерживать у читателя неясность относительно его личных планов в борьбе, идущей в том мире. И этот герой, несомненно, один из самых ярких персонажей книги.
А вторая удача – Меч-Игла. Может быть я ошибаюсь, но если в этом жанре сам образ волшебного меча достаточно традиционен, то использование такового не для военных целей, а для сшивания миров – идея совершенно оригинальная. И процесс этот на порядок интереснее эпического полотна противостояния Королевства нашествию деперсонифицированного зла Саранчи с последующей в финале ужасно-кровавой и героически-магической битвой.
Лично меня умиляют отзывы на роман тех почитателей фэнтези, которым именно это больше всего пришлось по вкусу. Как справедливо замечал в таких случаях Юлий, конь богатырский: «Не смешите мои подковы!» Со времен Профессора этого добра наворотили горы. И красная цена ему – пятьдесят копеек пучок.
Положа руку на сердце, честно ответьте: кто-нибудь сомневается в исходе? Финал книги совершенно закономерен: Зло наказано, Добро восторжествовало, справедливость восстановлена.
Вспоминая утверждение: «для детей надо писать как для взрослых, только лучше», — скажу, что в данном случае выполнить это требование вряд ли удалось. К шедеврам и сам роман, и весь цикл я не отнесу, но как всегда в таких случаях, наиболее точно оценить их смогут только те, кому эти произведения адресованы. Поэтому позвольте напоследок самоцитату из отзыва на «Недотёпу» Лукьяненко: «Окончательный приговор этой фэнтезийной сказке может дать только самый беспристрастный читатель или слушатель – ребёнок-подросток. Опробуйте на них и узнаете результат».
Отзыв — часть обзора, размещённого в АК http://fantlab.ru/blogarticle10929
Yazewa, 28 октября 2013 г.
Совершенно не детский роман. Чего стоят одни подробные описания эволюций разных этих... умертвий. Или надрывная любовь Эдны. Пожалуй, даже мешает несолидный возраст героини, тем более, что он регулярно не коррелирует с мыслями и поступками.
Сюжет показался мне несколько нудноватым. Бесконечно тянущееся описание битвы, однообразные выходы в Изнанку... Я проскакивала глазами эти эпизоды, они уже не вызывали эмоций.
И похоже, авторы оставили себе возможность для продолжения сериала?
VAI, 18 октября 2008 г.
Да не детская это книга! Легкая сказка перешла на совершенно другой уровень — уровень взаимоотношений между героями, уровень описания характеров, да и уровень происходящих приключений. Вторым главным героем становится повзрослевший некромант Максимилиан — очень непростая личность. Некромант, панический боящийся покойников, готовый и на предательство и на самопожертвование. Человек, сама сущность которого у подавляющего большинства населения Королевства вызывает отвращение, страх, ненависть. И с этой ненавистью окружающих он живет, взрослеет — да кем можно вырасти в такой обстановке?!! И в том, кем же он все-таки стал, Лена, да и он сам тоже, пытаются разобраться на протяжении всего романа. Лена, хотя и не стала старше, тоже повзрослела — очень уж многое ей довелось перенести.
Роман написан очень напряженно, динамично, без каких-либо затягиваний и пауз в действии. И постепенно в нем обнаруживаются черты того жанра, который Дяченки впервые опробовали в «Дикой энергии.Лана» — ритм-романа. Тяжелая поступь Саранчи, проходя лейтмотивом через всю книгу, создает ощущение тревоги, опасности, даже страшновато читать. И это не просто образ страшных завоевателей — это именно ощущение, настроение, созданное удивительным мастерством замечательных писателей.
Эта книга — о дружбе. И эта книга — о любви. Любви, которая может спасти мир, а может — уничтожить.
И вот такой вывод после этой книги — никогда не забывайте тех, кто вам дорог. Ни на день, ни на час, ни на миг. И тогда они будут с вами всегда...
Crazy wind, 5 июля 2011 г.
Прочитала на одном дыхании. Всю трилогию. Самое начало первой книги показалось совсем наивной, думала,что детская книжечка про добрых волшебников. а дальше пошел экшн. авторы держат читателя в напряжении на протяжение всей трилогии. всегда была какая-то недосказанность, ощущение новой угрозы. в принципе, подозревала, что хеппи енд обязательно будет, но Дяченко умудряются дотянуть счастливую развязку чуть ли не до последних предложений. плюс резкие повороты на виражах-герой то может показаться лучшим другом, а потом-предателем и врагом. или наоборот. очень интересеый роман. жаль, что нет продолжения
Solvejg, 28 февраля 2011 г.
Никогда стараюсь не читать книги Дяченок подряд, обычно даю себе перерыв и разгрузку, чтобы не замутнять впечатление, осмыслить, переварить. Но с этой трилогией так не получилось — не смогла успокоиться до последней страницы. Начало цикла — увлекательная детская сказка — быстро и безапелляционно затягивает в перипетии сюжета, вдруг обрывается в стремительный экшн второй части и взрывается ослепительным финалом. Нет лишних деталей, мир ужасно сложен и в то же время необычайно прост для восприятия, открывая ищущему глубокие подсмыслы чуть не в каждом абзаце, а любителям легкого чтива, предлагая именно его. Образы яркие и настоящие, персонажи почти сразу становятся старыми знакомыми, с которыми ни за что не хочется расставаться, а очень метко и правдоподобно прописанные диалоги, отдельные фразы, жесты и т.д. выдают у персонажей такие сложные эмоции, какими редко могут похвастаться герои самых качественных фэнтезийных романов. Сегодня, в долгожданный выходной, наконец улучила полдня, чтобы дочитать последнюю книгу трилогии, и поняла почему эта книга называется детской. Сидела, смотрела в окно на сосульки под ярким солнцем и чувствовала, как возвращается кусочек детства, и мир снова прост, светел, и открыты все дороги, и конечно же, конечно, у зла нет никакой власти... Они очень нужны — такие книги. И взрослым намного больше, чем детям...
Gallina, 23 августа 2010 г.
Обычно продолжения всегда хуже начала. Это касается и книг, и фильмов. В цикле о Королевстве — с точностью до наоборот. Третья книга понравилась больше всего. Из сказки, рассказанной для детей, эта история неожиданно превратилась в серьезное произведение, заставляющее задуматься взрослых. Лена Лапина в третьей части — по-прежнему тринадцатилетняя школьница, но только по возрасту. По мироощущению она воспринимается ровесницей Максимилиана, которому здесь около семнадцати. Максимилиан в этой книге, безусловно самый главный герой. Словно летаешь на гигантских качелях, устремляясь то вверх, то вниз, так меняется мнение об этом человеке на всем протяжении чтения. Пока, наконец, не наступает прозрение, и хочется воскликнуть, как и Лене: «Ведь он все это делал, чтобы спасти Королевство!» Психологически очень точно обрисованы характеры всех героев. По-настоящему сочувствуешь и переживаешь. Действительно хорошая книга.
biohazard, 22 мая 2010 г.
Неожиданно взрослый роман. И дело не в том, что и сама Лена начинает убивать врагов и ее друзья куда серьезней, чем кажется. И даже не в том, что вера в хэппи энд романа все время под вопросом на протяжении всего чтения. А в том, что здесь гораздо серьезней продуман мир. И недетские метафоры используются. Одна идея про изнанку мира чего стоит.
Прочитать стоит. Будь ты хоть трижды взрослый.
nostradamvs, 9 ноября 2009 г.
Третья часть трилогии про Мага Дороги Лену Лапину – это то же самое, что первая и вторая. Читается быстро, легко, интересно, без отрыва; всё время – не оторвёшься – думаешь, что же дальше. Но в целом – та же сказка. Естественно, по всем фэнтезийным законам в третьей части должно быть в конце монументальное сражение двух титанических армий – и оно есть. И, конечно, некоторое «овзросление», то есть появляение массового полчища мертвецов и прочей нечисти. Суммарно дети будут не менее довольны, чем по прочтении первых двух романов трилогии. Наш мир – мир Оберона – Королевство – некромант Макс – принц-деспот – волшебники и драконы – древнее колдовство. Полный набор детского фэнтезийного романа. Очень хорошего для своего жанра.
oldwise, 17 сентября 2008 г.
Замечательный роман, завершающий трилогию о Лене Лапиной. Книга получилась более взрослой, чем ее две предшественницы, более мрачной, и издание ее сразу же в «Стреле времени» совершенно оправдано. Но...окончательной точки все также нет. Может, нас ждет еще один роман о Королевстве? :smile:
квинлин, 13 декабря 2008 г.
Ну вот и подошла к концу история Лены Лапиной!
Мир, описанный в эьтой книге. заметно разнится с тем, что мы видели в двух предыдущих. В нем стало больше полутонов, так как поменялась сама Лена и ее взгляды на окружающих. Не стоит ждать здесь односторонних персонажей, кто-то может показаться и последним гадом, и величайшим героем- хотя здесь просто люди, ни абсолютно чёрные, ни абсолютно белые.
Думаю, авторам удалась их задумка!
ThorisaZ, 4 декабря 2008 г.
Книга... и детская и недетская. И это замечательно — когда книгу может прочесть и ребенок и взрослый, и понять ее по-разному, а потом еще перечесть...
Зашла, собственно, сказать спасибо за книгу. За очередную замечательную книгу Дяченко, которая принесла еще одну бессонную ночь в невозможности оторваться от страниц.
Что касается чевертой части... Да, мне тоже очень бы хотелось. И пространсва для нее оставлено хоть отбавляй. Самой развивающейся личности трилогии — Максимилиану — предоставлено абсолютно новое пространство. Мне честно очень бы хотелось читать дальше.
UlitaVedma, 1 ноября 2008 г.
Лена заметно выросла, ее отношение к миру поменялось.И ее отношения с окружающими изменились. Мне очень нравится вся трилогия и я искренне надеюсь на продолжение, ведь как сказал сам Оберон, скоро и это королевство потеряет магию и снова начнется путь...
elent, 6 октября 2008 г.
Да, книга куда серьезнее, но все — таки, книги для взрослых у Дяченко куда лучше. Да и ляпов там меньше. А здесь они начинаются с первых строчек.