FantLab ru

Иэн Бэнкс «Материя»

Материя

Matter

Роман, год; цикл «Культура»

Перевод на русский: Г. Крылов (Материя), 2011 — 1 изд.

Жанровый классификатор:


 Рейтинг
Средняя оценка:8.24
Голосов:234
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Принц Фербин чудом уцелел после битвы, в которой погиб его отец — король Хауск, повелитель сарлов, населяющих Восьмой уровень пустотела Сурсамен. Вынужденный спасать свою жизнь, принц покидает эту искусственную планету — одну из тысяч, с неведомой целью построенных вымершим более миллиарда лет назад видом, известным как Мантия, — и отправляется на поиски своей сестры Джан Серий Анаплиан, за годы их разлуки успевшей стать агентом Особых Обстоятельств службы Контакта сверхцивилизации Культуры. Но и Джан не может объяснить, отчего Сурсамен, особенно его примитивный по галактическим меркам Восьмой уровень, вдруг привлек такое пристальное внимание стольких могущественных цивилизаций…

Входит в:

— цикл «Культура»


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2008 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 8-е место

номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2009 // Лучший роман

номинант
Локус / Locus Award, 2009 // Роман НФ

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Материя
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Matter
2009 г.
(английский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 ноября 2011 г.

В романах о Культуре Бэнкс изображает Вселенную как

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
7-мерную «матрёшку», эффективно бесконечную последовательность вложенных друг в друга 4-мерных вселенных, каждая из которых отделена от своих ближайших соседок (по отношению к этой вселенной они выступают как ультра- и инфрапространства) квантовополевой «сеткой» (возможно, скалярным полем), предоставляющей Культуре практически неограниченный источник энергии. В «центре» всей конструкции находится первозданная сингулярность, порождающая всё новые и новые вселенные за счёт непрестанной космологической инфляции.

Макроскопическое устройство пустотела Сурзамен в точности соответствует этой схеме мироустройства. Оболочка, или Сурзамен, как её называют обитатели, выступает своеобразным аналогом Многоярусного мира Филиппа Фармера или Искусственного мироздания Ильи Тё, с тем отличием, что искусственный характер этого объекта никто никогда не брал под сомнение. На каждом уровне светит своё маленькое солнце и обитает своя цивилизация, в частности, на восьмом — гуманоидная, уровень её развития примерно соответствует показанному ранее в «Инверсиях».

Поскольку в тексте есть упоминание о событиях, связанных с Эксцессией (это относит действие к 2087 г.), планета не должна располагаться очень далеко от того региона Культуры, который был задействован тогда.

Красивая и сильная фича книжки — почти незаметный, но разительный, как только осознаёшь его свершившийся факт, переход. Как горнолыжник, лихо летящий вниз по заснеженному склону, внимательный читатель переносится от полного феодальных интриг повествования в стиле «Песни льда и пламени», озаряемого светом факелов и блеском спрятанных под камзолом клинков, к сделавшему бы честь «Пламени над бездной» космо-техногенному боевику о двух шагах до Апокалипсиса, в котором гибнут люди и боги.

Роман написан после восьмилетней паузы в работе над циклом, глубоко кризисного периода, когда Бэнкс развелся и испытал значительные финансовые проблемы. Может быть, поэтому у этой книжки

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
две концовки.

Чтобы никто не ушел обиженным.

Присоединяюсь к рекомендациям nemarat.

Читать лучше в оригинале, поскольку русский перевод кишит шедеврами вроде «блэк-ап» (в девичестве back-up, резервное копирование личности) или «Вдохновляющий, слияние, посылка вызова» (Inspiral, Coalescence, Ringdown = стадии коалесценции бинарной системы черных дыр).

И да, matter в заглавии скорее относится к выражению matter of faith = вопрос веры.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 октября 2011 г.

Для меня «Материя» (хотя в ситуации с названием романа английский язык и слова-матрешки проявили себя во всей красе — перевести одним слово невероятно сложно) — один из лучших НФ романов Бэнкса. На одном уровне со «Вспомни о Флебе».

Средневековая интрига в начале и жесткая концовка, после которой хотелось порвать последние страницы :)

Поставил бы и 10 баллов — но в очередной раз Иэн заигрался с придумыванием миров, в которые попадает один из героев. Кому-то, возможно, это нравится, но во «Вспомни о Флебе» — мне поднадоели опиания того, как Гочубул попал на остров пожирателей, в Алгебраисте — тягучее путешествие по наскерону, здесь тоже был такой эпизод — планета, на которой постоянно ведется бессмысленная война. И вроде бы ясно, зачем автор включает это в сюжет — чтобы украсить свое послание читателям, но мне это читать было скучно.

Что в очередной раз поразило и порадовало — Бэнкс умело применяет гиперболу — гигантский Мост мы уже видели, города, построенные в залах огромного дворца — тоже, здесь нас встретил неимоверной величины водопад, размывающий поверхность одного из уровней планеты и обнажающий древний город. Все что творилось вокруг — мне очень понравилось.

Может показаться, что рецензия отрицательная и непонятен высокий балл — на самом деле восторженные слова пишу с опаской — так как не получается их произноситьт, не раскрывая сюжет :)

Отличная НФ!

Рекомендую тем, кому понравились «Вспомни о Флебе» и «Выбор оружия».

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 сентября 2015 г.

Совершенно замечательная книга, пока одна из самых–самых лучших в цикле ,, Культура''. Хотя опять же мне сложно объяснить, что значит для меня эти самые–самые лучшие. Уже которую книгу в цикле читаю и не перестаю восхищаться и по–читательски радоваться воображению Автора и его умению рисовать грандиозные картины – яркие, объёмные, величественные, технически бесподобные, нисколько не стесняясь размаху своей фантазии.

Вот и в этот раз ,, Материя'' подарила шикарный мир пустотела Сурсамен: искусственно созданные уровни, имеющие свою экосистему и населённые разными видами живых существ, эти гигантские колонны–башни, поддерживающие своды, лифты, циркулирующие между уровнями и самое грандиозное творение Водопад, ниспадающий на древний город. Великолепное зрелище предстаёт, если уделить ему некоторое время и представить себе это зрелище в своём воображении, а если умеешь рисовать, то можно попробовать его воссоздать на бумаге – получится здорово.

Что касается сюжета, то по–началу кажется, что нет в истории ничего фантастического: обыкновенная средневековая интрига с варварской войной, завоеванием, предательством, гибелью, захватом власти, бегством, погоней, покушением и прочими атрибутами романов с похожим сюжетом. Но Автор тут же переносит нас в другой мир – мир Культуры, где рисуется история Джан Серий, все немыслимые метамофозы с ней, всё, что её окружало в этом мире, все эти находки описаны просто классно. И сразу видно какая пропасть отделяет варваров сарлов, несмотря на то, что они живут на созданном миллионы лет назад искусственном объекте, от цивилизации Культура. А в другой момент мы видим, как какие–то странного вида субъекты, мортанвельды и нарисцины, решают вопросы вселенского масштаба, вмешиваясь в историю, которая творится на глазах и в ней участвуют множество видов, сотни различных типовидов в самом широком употреблении этого термина. И это без учёта цивилизаций, состоящих скорее из механизмов, чем биологических организмов.

Отличнейший и показательный эпизод описан во время посещения принца Фербина давнего друга его отца Хирлиса – диалог вышел серьёзным с позиции опыта с одной стороны и порывистой юности с другой о войне и судьбе цивилизаций во времени. Ну а окончане, конечно, впечатляет по грандиозности и масштабу, по принципу ,, сам создал и сам и…'', т.е. не всё то ,,золото'', что захоронено и спрятатно очерь глубоко. Жаль очень многих, в частности Орамена – вот кому действительно не хватило времени, чтобы набраться опыта, мудрости и проявить себя во всей возможной силе. Но, как говориться, ни всё заканчивается окончательно и концовка книги тому подтверждение.

По сути вся книга это путешествие: один убегает и стремиться добраться до нужного места с нечёткой целью в голове, а другая тоже держит путь в совершенно определённое место с определённой целью. Сюжет кажется предельно простым и понятным. Но главное тут интрига – что за всем этим стоит и зачем всё это нужно. Вот в этих путешествиях, передвижениях с корабля на корабль, с одного объекта на другой мы и видим всё многообразие созданного Автором мира, благодаря чему книга и читается с большим воодушивлением и увлечением. Именно из–за богатого описания книга очень то и понравилась.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 апреля 2013 г.

Начал знакомство с творчеством Иена Бэнкса с этого романа, так как он первым попал мне в руки. Что могу сказать — это Фантастика с большой буквы, попытка более-менее вдумчиво представить разумную жизнь в галактическом масштабе. Бэнкс делает гипотезы относительно развития технологий, обществ и целых цивилизаций на тысячелетия вперед, пытается представить, как может существовать галактическое общество, состоящее из совершенно разных видов на разных же стадиях развития. Понятно, что какими-то знакомыми понятиями все равно приходится оперировать и та же Культура напоминает социализм. Но попытка смелая.

Но если Бэнкс — отличный Фантаст, то вот Писатель он просто неплохой. Ведь на впечатляющую вселенную Бэнкса наложен и более «приземленный» сюжет, за которым мы и наблюдаем большую часть времени. Не то чтобы он плох, но все же откровением не выглядит. Основной темой выступает борьба за престол в одном из «варварских» государств: мечи, принцы и коварные придворные. Если забыть про космос, а инопланетян-Менторов сделать «эльфами» — сойдет за фэнтези средней руки, так как и интриги, и герои далеко не мартиновские. К тому же есть и проблемы с динамикой: некоторые моменты скучноваты, когда десятки страниц от разных лиц описывается Водопад и раскопки рядом с ним, когда герои переходят с корабля на корабль в длинных поездках туда-сюда.

Другая тема — это глобальный конфликт на уровне высших цивилизаций, который переплетается с «местным». Его проблема в том, что он подается неровно. Сначала он вообще едва прослеживается: туманные намеки, подозрения, странности, которые к тому же имеют весьма косвенное отношение к центру конфликта. И лишь в самом конце он резко «перетягивает одеяло на себя», полностью поглощая «локальный» конфликт. Хм — может и оригинально, но в тоже время стоило ли тогда раздувать «локальную» линию на целый роман? Мое мнение — в виде повести смотрелось бы не хуже, разве что «экскурсионная программа» по Вселенной Бэнкса несколько подсократилась бы.

В общем и целом, повествование среднего качества (*) в интересной фантастической вселенной. И с эмоционально сильным (хоть и несколько голливудским) концом.

* Выражение «среднее качество», пожалуй, стоит уточнить. Это не синоним «посредственности» и «возьми любую книгу наугад — получишь не хуже». Это тоже планка именно качества, которую еще надо взять. Но при должном профессионализме это, в общем-то, не проблема.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 апреля 2012 г.

Отличная научная фантастика. Далекое будущее, разные расы космоса, развитый искуственный интеллект, и одновременно жестокие войны и интриги с физическим устранением соперников. Написано интересно, мир будущего — это действительно мир будущего, сложный и совсем непохожий на наш, а не проецирование существующей реальности, где вместо стран звездные системы, а вместо машин — звездолеты. У Бэнкса сложный и безумный космос. И отлично прописанные отдельные люди, герои книги. Интересно наблюдать изменения характеров принцев, и старшего, и младшего.

Очень хорошая книга, очень гармоничная. Нет перекосов ни в сторону чистых приключений, ни в сторону описания конструкций миров.

Для тех, кто ищет в фантастике не только стрельбу и приключения

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 ноября 2015 г.

Совершенно не моё, по-видимому. Вот эта вот грандиозность масштаба, огромное число всякого рода цивилизаций и пр и пр и пр — меня не восхищает, а утомляет. При этом начисто теряется ощущение наличия героя, поэтому судорожно цепляешься за всё, связанное с кем-то конкретным, а здесь это только троица родственников, которая и особых эмоций-то не вызывает. Дама — супергерой с такими немыслимыми возможностями, что образ её становится скорее техническим, чем живым, и пара её братьев, довольно невыразительных.

Понравился, конечно, Водопад: выразительное, яркое, едва ли не живое место, которое воспринимается кинематографически.

Повторяю — это не хорошо и не плохо, просто не моё. Мне интересны личности, переживания и эмоции, стилистические «вкусности», а не громадьё миров, не затрагивающее во мне практически ничего. Послевкусие — очень невнятное и бессмысленное, извините.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 июля 2015 г.

В этой книжке Бэнкс совершает ту же пресловутую ошибку, что и большинство его коллег по цеху: к трансгалактическим сверхцивилизациям применяет наши современные мерила и средства описания. В следствие чего, повествование изобилует различного рода атавизмами и анахронизмами, режущими искушенный глаз читателю. В этом плане Бэнкс не далеко ушел от типичного средневекового обывателя, которого спросили, как он представляет себе оружие через 1000 лет, и он отвечает что-то вроде: «Ну это будут огромные железные арбалеты, мечущие огненные стрелы». Так же и в «Материи»: столкновение сверх-цивилизаций по могуществу сравнимых с богами, сводится к традиционным киношным стрелялкам с некоторой претензией на уникальность применяемого сверх-оружия.

В художественном плане книга более привлекательна, чем в идейно-интеллектуальном. Персонажи и диалоги у автора удались весьма неплохо. Но зато сюжет, опять таки, довольно посредственный и предсказуемый, хоть и намечается некий прогресс по сравнению с ранними работами, вроде «Игрока». Очень понравилась вбоквел-линия с визитом беглого Фербина к наемнику Ксайду Хирлису,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
полководцу нарисцинов и бывшему куратору его предательски убитого отца
— весьма интересный философский диспут получился у них о войне и судьбе цивилизаций во времени и пространстве. Зато иные персонажи, как то, Тил Лоэсп, представляются полными неадекватами, мотивация которых до конца книги так и осталась для меня загадкой.

Итог: Довольно таки среднесортная в идейном плане, но добротно написанная НФ. Лучше, чем В.Виндж, сравнимо с Ч.Стросс и Дж.Кори, но бесконечно далеко от С.Лема и ранних вещей Лукьяненко. Можно сказать, читабельно, но от рекомендации воздержусь.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 марта 2013 г.

Первая фантастическая книга, что я прочитал у Бэнкса.

Произведение без излишней чернухи и трэша (как в некоторых нефантастических романах). Очень увлекательно, радует разнообразие инопланетных рас и вселенского масштаба загадки древних цивилизаций. Порадовал словарь в конце книги, в который я периодически заглядывал..помогает погрузится в книгу и изучить мир. Концовка показалась несколько смазанной..ну или не такой как мне хотелось. Но в любом случае 10 баллов.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 декабря 2012 г.

Пока читал, поймал себя на мысли... даже на двух (редкое дело, многовато, как по мне). Во-первых, периодически я пытался соотнести повествование с информацией, уже известной из других книг цикла. С Медленной Зоной, Силами и т.п. К счастью, наваждение длилось недолго и я вспоминал-таки правильную фамилию автора. Во-вторых, я убедился, что одним из самых важных элементов в романах про Культуру для меня являются имена Кораблей. Началось все в «Выборе оружия» с имени «Что Такое Гражданские Права», и вот теперь, читая каждую новую книгу, я жду новых имен («Убери все перед уходом», какая прелесть, божетымой).

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 сентября 2015 г.

Удивительная книга, читается также, как в свое время Вспомни о Флебе. По сути своей это описание мира на фоне личной истории. Куски с повествованием событий вселенной, рас, систем читаются как науч-поп. Да и в целом построение сюжета не может не впечатлять. Эти флуктуации от политических деятелей нарисцинов и мортанвельдов, занимающие высокие посты в своих мирах, больших шишек ОО, автономниках и кораблей ИР до космического бродяги Квитрилис Йюрке и отца слуги принца, делают историю, громады масштаба которой превосходит Ксилискинскую башню, да что там, и сам пустотел в целом, впечатляющей и во всех важных смыслах навсегда непревзойденной.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 марта 2014 г.

Бэнкс, как и в других своих произведениях цикла «Культура», изумителен в описании миров, планет, кораблей. В «Материи» ему удались и описания дворцовых интриг. Но! Все повествование это только описание, событий минимум. И в придачу: концовка романа — не развязка, это нечто совершенно не связанное со всем повествованием, к сожалению...

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 марта 2013 г.

Отличная фантастика, но несколько скучновата, особенно в середине. В сравнении с Алгебраистом конечно.

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх