FantLab ru

Йен Макдональд «Река Богов»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.92
Голосов:
326
Моя оценка:
-

подробнее

Река Богов

River of Gods

Роман, год; цикл «Индия»

Аннотация:

Индия. Новая Мекка компьютерных технологий... Новый рай для любителей экстремальных развлечений, признанных незаконными во всем остальном мире... Страна, вновь расколовшаяся на десятки крошечных независимых княжеств, постоянно балансирующих на грани вражды и открытой войны — войны, в которой «пушечным мясом» становятся не люди, а мехи, а полководцами и стратегами — Искины. Индия. Матерь Богов. Земля, где на берегах священного Ганга появляются новые Махадеви — боги, созданные машинами и для машин. Боги, созданные компьютерным брахмой для одного из бесчисленных обитаемых миров — мира виртуального. Но виртуальность вот-вот станет сильнее реальности...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Индия»


Награды и премии:


лауреат
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2005 // Роман

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2006 // Книги — Лучшая зарубежная фантастика

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2009 // Книга года (Великобритания)

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2009 // Научная фантастика (Великобритания)

лауреат
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2011 // Роман, переведённый на французский

лауреат
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2011 // Переводной роман (Великобритания, 2004)

Номинации на премии:


номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2005 // Роман

номинант
Хьюго / Hugo Award, 2005 // Роман

номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2005 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 9-е место

номинант
Европейская премия «Утопиалии» / Европейская премия «Страна Луары» / Prix Utopiales européen / Prix Européen Utopiales des Pays de la Loire, 2011 // Лучший роман (Великобритания)

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2011 // Зарубежный роман года. 2-е место

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2011 // Книга года. 10-е место

номинант
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2013 // Переводной роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Река Богов
2006 г.
Река Богов
2006 г.

Издания на иностранных языках:

River of Gods
2006 г.
(английский)
River of Gods
2009 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я не хотел писать отзыв на эту книга, равно как и, по возможности, на все последующие запланированные к прочтению… Долго это и зачастую очень трудно…

Но что-то подвигает нас на это… Наверное мы, сами того не понимая, делаем так, как хотели бы, чтобы другие поступали в отношении нас…. В данном случае, поделиться опытом, знанием, советом… Ввиду невозможности прочесть за короткую жизнь все книги и написать в итоге всеобъемлющее руководство-рекомендации «что лучшее прочесть в первую очередь» мы и обращаемся за чьим-то опытом, хотя бы в виде субъективных отзывов, оценок, рейтингов…

Этот роман заслуживает и прочтения, и рекомендаций…, но и предупреждения о нелегком чтении для более-менее адекватного понимания…

Настолько он глубок и сложен…

Я бы осмелился охарактеризовать, классифицировать его, как драму… Не трагедию, как событие, а именно драму… возможного будущего человечества…Апокриф, евангелие, пророчество, немного предупреждение, судьба…

Что-то грустное, но в то же время … оставляющее надежду…

Трудно сказать, чем вызван замысел автора избрать местом действия Индию… Ведь глубинный смысл, идея романа не связаны с будущим какого-либо государства, нации, национальности, этноса, народности. Казалось бы, зачем перегружать книгу сотней непривычных для читателя терминов, отсутствующих в жизни читателей Америки, Европы, России….Уж больно даже современная Индия специфична со своей образом жизни, со своими богами… Неудобно читать роман, постоянно обращаясь к глоссарию за расшифровкой того или иного термина, слова… Да, конечно, по мере чтения начинаешь догадываться о значении многих слов… но … мне это все-таки чуть-чуть мешало… Как-то эксцентрично всё это. Осмелюсь предположить, что не часто основной российский, «западный» или европейский читатель прикасается к чтению откровенно индуистской литературы, написанной индийцами или о жизни в Индии… Я не говорю, что это плохо – я говорю, что непривычно, требует дополнительной, не относящейся к пониманию фабулы, мыслительной деятельности… Но, черт возьми, как же этот колорит выглядит поэтично в конце романа… на берегу Ганга!… Как пронизывает! Я не был в Индии, но, кажется, побывал там, кажется что-то понял в мироощущениях, жизни… населяющих её людей…И ощущение сложилось, что оказывается они что-то знают такое, что нам, осмелюсь сказать европейским жителям, христианам, не ведомо…а заслуживает внимания… И неспроста название романа. Ганг – действительно река большого числа богов, страны богов, причем, как мне показалось, равных по могуществу, числу последователей, верующих…А может все-таки речь идет о … человечестве? Может быть, и люди для кого-то боги… Да еще большое число виртуальных божественных аватаров, заставляющих мышцы людей нажимать на спусковые крючки…Я совсем не уверен…

Вместе с тем, роман не архаичен. Индия в романе – это не только жара, пыль, нищета, моторикши (фатфаты), грязные мальчишки-носильщики, деревни …и слоны… Ни для кого не секрет, что Индия сегодня – одна из самых продвинутых стран в области вычислительной техники, в первую очередь программирования. Индия в романе – это Индия недалекого будущего (2039-…)… где наряду с обычными людьми есть имплантированные люди, киборги, ньюты (да простит меня искушенный читатель – некогда люди, совершившие с помощью медицины добровольно такие дорогостоящие преобразования над своим телом, после которых их нельзя в полной мере назвать ни мужчинами, ни женщинами, напичканные сенсорами, приборами, наделяющими сверхчувствительностью, сверхчувственностью…), презираемые многими, относящимися к ним с брезгливостью и даже ненавистью, а также так называемыми сарисинами – сущностями, наделенными или являющимися искусственным интеллектом, искусственным разумом, распределенными как в компьютерных сетях, так и в конечных объектах: роботах и, скорее всего, разумных – людях… Во как! Сарисины подразделяются по функциям и уровням искусственного разума. Как правило, сарисины с низким уровнем выполняют простые функции (да простят меня уважаемые люди этих профессий): уборщики, водители, посыльные, возможно средний медицинский персонал, полиция, военные-рядовые, актеры, ди-джеи и т.п. Специальное оружие, наряду с танками, суперсовременные летательные аппараты, в том числе космические…Палмы у всех…

Законодательством запрещено производство или достижение путем саморазвития (вроде как) уровня больше 2,8. Ведь сарисины даже уровня 2,8 в тысячу раз умнее и компетентнее человека…а ИИ 3-го – в миллиарды (Бог). И что от таких ожидать? Сыщики Кришны (один из них Нандха) выслеживают таких и уничтожают…

А теперь самое сложное…

Драмы две, причем они переплетаются, пересекаются…

Первая, самая сложная, возможно неразрешимая, с неопределенными логически рисками, действиями и последствиями, – это драма, связанная с перспективой отношений человека и созданного им искусственного интеллекта, неважно в виде робота или процессора, вживленного в живого человека…. А вопросы таковы: что придет в голову сарисину 3 уровня? Может быть, они посчитают человека мешающим, вредным, ненужным, губителем живого мира, уничтожат? Или окажутся гуманистами, помощниками человека? На чем будет строиться их сосуществование? На жалости сарисинов к глупым людям, на любви, на преданности? Что такого останется в людях интересного для сарисинов? И люди решают, как я уже сказал, на всякий случай, запретить… развитие-появление сарисинов 3 уровня…

Вторая, уже много раз описанная в литературных произведениях драма, мысль – это неприязненные, нетерпимые, постоянно в состоянии войн взаимоотношения людей, наций, национальностей, политических и (или) религиозных мировоззрений, отношение к природе…окружающему живому миру планеты… Правящая партия, возглавляемая или приведшая к власти династия Рана, придерживается умеренных консервативных принципов баланса индуистских и мусульманских традиций, общественно-политического строя. Из-за разногласий, в том числе по вопросам регулирования климата (айсберг даже дотолкали вроде бы с целью увеличения частоты дождей), строительства дамбы (забыл уже), а главное религиозных, с правительством ведут военные действия некие авадхи, военизированное «индуистски» настроенное движение, состоящее из карсеваков – индуистских фундаменталистов. Карсеваки (грубо говоря религиозные экстремисты-националисты) не только в этом военизированном движении – они и в городах, и в деревнях, подконтрольных правительству… И кроме этого есть еще шиваджисты – фундаменталистская индуистская партия Шиваджи с ее лидером Эн Кей Дживанджи,…. Я так и не понял, являются ли авадхи членами партии Шиваджи, или это так сказать «леворадикальное крыло»…Наконец, судя по всему, Бхарат (в действительности второе, древнее название всей Индии) является всего лишь провинцией, штатом, республикой, государством, находящимся на территории сегодняшней Индии наряду с другими государствами, например Объединенными Штатами Восточной и Западной Бенгалии… То есть Индия разделена…и это не вызывает у автора удовлетворения…

Немалое место в романе уделено государственному устройству и отношению к религиям Индии, политике, в том числе международной в отношении Индии.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Еще один персонаж, научный специалист компании «Рэй пауэр» Соня Ядав говорит:

– Отвечу прямо и просто. Джати и варна в течение трех тысячелетий ослепляли наш народ. Касты – не дравидское изобретение. Их создали арии, преклоняющиеся перед властью и социальной иерархичностью. Вот почему англичанам так здесь нравилось, и до сих пор их приводит в восторг все то, что так или иначе связано с нашей страной. Классовое разделение у них в крови.

– Но только не в той Англии, которую я знал, – парирует Вишрам.

– Для меня Эн Кей Дживанджи символизирует национальную гордость, Бхарат для бхаратцев, а не распродажу национального достояния американцам вразвес…»

Клонирование, генные модификации, подпольная купля-продажа органов, приводящая зачастую к смертям, наркотики, проституция…

Котовые бои (бойцовые саблезубые коты), сетевой эксперимент по моделированию эволюции «Альтерра» («Альтернативная земля») типа игры, якобы готовящийся (как ширма) космический полет к планете Тьерра с водой, похожей на Землю и биологической активностью в системе Эпсилона Индейца, а на самом деле полет к астероиду Дарнли-285, названному иначе Скиния, траектория которого должна была опасно приблизить его к Земле, являющемуся в действительности артефактом инопланетян или посланием-предупреждением человечества из будущего в прошлое, возраст которого семь миллиардов лет (вдвое старше Солнечной системы) и который зачем-то демонстрирует астронавтам лица 3 человек – персонажей романа Аж, профессора Томаса Лалла и Лизы Дурнау (посетившей артефакт)…

Аж (Ажмер Рао) – «подопытный кролик», инкарнация Калки – десятой аватары Вишну, экспериментальная модель для создания новой интерфейсовой тезнологии «человеческий мозг – машина», обладающая сверхестественными способностями (еще бы, останавливающая атаку боевых роботов-убийц авадхов), ищущая своих настоящих родителей…помогающий ей Лалл, …сыщик Кришны Нандха, неистовый (возможно на это влияют и разногласия в семье) «крестоносец», разыскивающий и убивающий сарисинов, созданных без лицензии, журналистка Наджья Аскерзада и спасаемый ею от преследования ньют Тал…Про информационных, компьютерных богов см. ощущения Аж на стр. 571.

Лиза Дурнау приходит идея о том что «жизнь и разум возникли из неких фундаментальных принципов вселенной – так же, как физические силы и материя. Что Кибер Земля представляет собой модель иной вселенной, которая может существовать в пространстве поливерсума, то есть вселенной, где разум является не случайно возникающим феноменом, а фундаментальной составляющей, как константа тонкой структуры, как омега, как размерность пространства. Вселенная, которая мыслит. Как Бог»…из машины».

Встреча-интервью Наджьи с Дживанджи, оказывающимся…. сетевой сущностью, меняющей аватары, в результате которой журналистка понимает политические планы сарисинов, цель создания мыльной оперы «Город и деревня» и многое другое…

Медленно, разрозненно формируемая в начале романа интрига нарастает к концу произведения…

Вишрам Рэй, сын основателя и (или) мажоритарного владельца «Рэй пауэр компании» («Король Лир»), оставляющего пост президента, выкупает долю брата, чтобы сохранить традиции компании неприверженности прибыли, как основной цели, продолжает научный эксперимент-демонстрацию в области так называемой нулевой точки с целью получать огромную энергию от «параллельных» вселенных более высокого уровня (непередаваемая сложность понимания), вместо вселенной-224 вселенная-212255 (!!!) — захват контроля над процессом …., который приводит…к катастрофе, созданию вселенной, …и…исходу…Скиния. «Она показала, что здесь, в нашем мире, им искать не чего, – говорит он. – Здесь просто люди, мерзкие проклятые твари. Мне хочется думать, что она сделала выбор в пользу человечества. В нашу пользу. Даже несмотря на то, что… Даже несмотря на то, что…».

Семейный драмы… предательства… политическое убийство… политические скандалы и отставки… коалиционное правительство национального спасения с Партией Господа Шивы (ох, как это все узнаваемо)… бегство … народные волнения… уличные беспорядки…убийство Нандхой сарисина…арест и освобождение… избавление, фиаско человечества, или все-таки надежда остается?

Грусть, печаль…Финальный еженощный ритуал жертвоприношения множества людей на берегу Ганга…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«У реки все – желанные гости». Я уже говорил об исключительной поэтичности этого момента… «Армии сталкиваются в сражениях, династии приходят к власти и свергаются, правители умирают, рождаются новые народы и новые вселенные, а река продолжает течь – и к ней продолжают стекаться люди…»… «И я хочу, искренне хочу верить, что с нами все в порядке, что мы нечто большее, чем просто планетарная слизь…»… «Машины, стремящиеся понять, что значит быть человеком, оказываются более человечными, чем мы, люди. Я не питал никакой надежды на нас, Лиза Дурнау, но полагал, что в ходе эволюции у представителей третьего поколения сформируется некое нравственное чувство. Увы, я ошибался – они все бросили, поняв, что никогда не может быть мира между плотью и металлом. Они хотели узнать, что значит быть человеком. И они узнали все, что им было нужно, – в одном акте предательства».

Не обошлось, на мой взгляд, и без «заумной» псевдонаучности:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«…на фундаментальном уровне, где во взаимодействие вступают квантовая теория, теория «М звезды» и кибернетика. Оказалось, что квантовые компьютеры, которые мы используем для поддержания полей сдерживания – а именно эти поля структурируют особую геометрию мембран, – могут воздействовать на структуру Вольфрама Фридкина новой вселенной. На фундаментальном уровне вселенная – явление чисто математическое…».

Очень красивая, нешуточная и в то же время умеренная по количеству эротика…

Местами время от времени напоминал то Геймана «Американские боги», то Стругацких «Волны гасят ветер», то Гисбона «Джонни-мнемоник» и даже Митчелла «Облачный атлас»... Уж не знаю почему...

Единственное, что меня удивляет, почему я смог купить такую книгу 2006 года, почти 700 страниц, тиражом всего 2500 экз. в марте 2014 года свободно, дешево, и почему ее еще так много почти во всех Интернет-магазинах?

Фуууххх… 2 дня, или 9 часов, занял этот отзыв…

И все-таки из-за чрезвычайной сложности, непонятности, ощущений беспомощности при чтении я не могу поставить роману больше 7,6 баллов…Хотя понимаю, ощущаю, сравнивая этот роман с каким-нибудь романом Хьюстон, Мелкоу, Бачигалупи и даже Макдевита,…насколько он ГЛУБЖЕ, философичнее… драматичнее…Надеюсь меня не разочарует и «Дом дервиша»…

Оценка: 8
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Действие романа разворачивается в 2047 году в Индии. Люди воюют за воду, государственные Сыщики Кришны ведут борьбу с нелицензионными искусственными интеллектами, в космосе обнаружен таинственный артефакт, возраст которого превышает возраст Солнечной системы, располагая деньгами, желающие могут родить генномодифицированного ребенка или избавить себя от признаков любого пола, в закрытых лабораториях проводятся исследования новых форм энергии, создаются виртуальные саморазвивающиеся вселенные, в мире введен запрет на разработку искусственных интеллектов выше разрешенного уровня сложности, простые граждане запоем смотрят сериалы, создаваемые на компьютерах, в которых роли исполняют актеры, созданные также на компьютерах, политики пытаются преодолеть водный кризис, оппозиция не дремлет, а рядом со всем этим безумием медленно течет обмелевший Ганг.

Ганг — река Богов Древней Индии, дающая воду для жизни и принимающая трупы тех, кто недостоин кремации. Она рядом, на глазах, и как-то ускользает от сознания тот факт, что кроме видимых рек Боги давно уже используют иные реки — информационные. Потоки информации, масштаб и уровень сложности которых не осознают даже их создатели, сливаются в единую Реку новых Богов. Большинство считает этих Богов враждебными людям и ждет войны. Единицы понимают, что новым Богам война с людьми не требуется, ее могут спровоцировать только люди. Новые Боги стремятся прорвать плотины законов физики, на определенном этапе препятствующие движению их Реки. Люди стараются помешать новым Богам. Боги уходят, и уносят с собой воспоминания о людях, которые для них также являются Богами. Рождаются новые Вселенные, а мир претерпевает масштабные катастрофы, не глобальные, но весьма разрушительные. Рушатся здания, районы, семьи, судьбы. Рушатся выстроенные физиками границы энергетических полей, финансовые компании и политические режимы. А Река Богов течет. И уже непонятно, что это за Река: Ганг, информационные потоки или разрушитель всего — Время.

Роман содержит оригинальный взгляд на зарождение и сущность искусственных интеллектов, их соотношение с людьми — именно соотношение, поскольку отношения необходимыми не являются. Он охватывает множество событий, проблем, сюжетных линий, идей и точек зрения. Все это представлено хаотически, как огромная мировая свалка. В нашем мире в отсталых странах устраивают могильники радиоактивных отходов. А в мире романа в отсталую Индию сбрасываются все проблемы, которые цивилизованные страны не в состоянии разумно разрешить. И все это варится в котле цивилизации с древнейшей самобытной культурой и жесткой стратификацией. Получается гремучая смесь, способная прорвать законы физического мира и вырваться в иные Вселенные, сжигая все, что не спряталось и не сбежало подальше.

Роман производит впечатление вещи эпической, грандиозной по охвату картины мира. Но читать его невероятно сложно, утомительно и скучно. Нагромождение сюжетных линий и деталей мешает выделить главное, рассеивает внимание. Затянутость повествования утомляет и лишает действие динамики. В итоге трагические события не вызывают никакого эмоционального отклика. Слишком длинные подходы к сути, докопавшись до которой, чувствуешь усталость и опустошенность. Атмосфера давящей опустошенности, бессмысленности и взаимосвязи всего и вся к финалу книги просто изматывает. Перевернув последнюю страницу, вздыхаешь с облегчением. И вспоминаешь главное: искусственный интеллект третьего поколения, созданный людьми, попытавшийся их понять и уяснивший для себя только опыт человеческого предательства.

Неоднозначная вещь. Безусловно глубокая, но чрезмерно усложненная, чтобы можно было в полной мере осознать эту глубину.

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не люблю сорить высшими баллами, но это именно Он — Большой Роман из рода НФ.

Уильям Гибсон стронул лавину.

Ее подхватили, как сумели, в основном, заигрывая с десятком архетипов, сноровисто упакованных в «Нейроманте» (да-да, Стерлинг тоже гуру и Отец, но Гибсон, на мой вкус, лучше, как писатель, и для вживления мир эстетики и стиля киберпанка сделал больше; прости, Брюс!).

Но мало кто выдавил экстракт киберпанка (и его проблематику, а не чистой воды триаду: корпорации-Вирт-кибер-ковбои) на реально оригинальную почву.

Макдональд смог.

Он вообще без обиняков говорит о понятных и логичных вещах: что ИИ никогда не будет похож на человека (ни сознанием, ни потребностями, ни оценками), что культура детерминирует выбор между честью и выигрышем, что, как бы люди ни боялись, что машины их сожрут, вытопчут и уничтожат, но человеку свойственно самоубийственно лезть за кулисы и обнаруживать там приводы и шестерни вселенной.

Отменный роман.

Книга для таких, как я.

Спасибо!

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Действительно, капитальная, эпичная, глубокая книга. К моему крайнему удовольствию, вижу пару блеяний типа «непонимэээ», что еще один плюс. Быть некультурным и должно быть дискомфортно.

С описательной точки зрения выше всяческих похвал. Роман захватывает целую кучу слоев из невообразимой толщи индийских способов жизни, и успевает показать, насколько это — малая часть, и сколько остается за кадром. Современные проблемы, вечные конфликты, коды и пароли на немыслимом количестве вербальных и невербальных языков (что надо сделать, если вас несет воющая толпа мимо равнодушных вооруженных солдат? Достать губную помаду. Нарисовать точку на лбу). Фантастические дополнения — киберреальность, уже не эксперименты а процедуры над генами и взрослыми телами — не то, что бы теряются, но уравновешиваются фантастичностью древней и вечно современной культуры. Вау.

а вот над фантдопущениями я скучала. По большей части скелет романа — набор кусков из трехтомника «Нейромант-Счет Ноль-Мона Лиза Овердрайв». И тебе новые сущности со старыми именами, сходящие к людям из киберпространства, и цифровые поп-идолы, и девочка с прошитыми мозгами (даже зовут Аж и Анжела — почти одинаково), и мачовитые сумрачные стрелки разной степени везучести, и и даже прием со сходяще-расходящимися сюжетными линиями. И «сценарный» гибсоновский стиль глаголов в настоящем времени. И те же, практически неудачники в мире людей, чувствительные носители эстетического чувства, вдруг оказывающиеся способными дать могущественным существам что-то, чего они желают даже больше, чем банального уничтожения человечества — причастность? смысл?.. В общем, и это у Гибсона было. Ну, йомайо.

Суммарно «хорошо, но не шедевр», как говаривал еще Жюль Верн, «мясо кролика уже должно было бы всем приесться, но Наб умел разнообразить соуса»

Соус, кстати, таки потрясный.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сразу оговорюсь — прочитал 5% текста. Дальше просто не смог. Любителям научной фантастики не читать однозначно. Любителям киберпанка не читать однозначно. Не знаю есть ли такой жанр как научно-фантастическое фэнтези (да-да, такой оксюморон), но думаю ради подобных произведений его стоило бы ввести... ну или не использовать эвфемизмы, а прямо назвать хренью. Вот отрывок текста в самом начале:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Верхний ствол убивает «дух». Его действие основано на электромагнитном импульсе. Луч гугльваттной мощности изрыгается в течение трех миллисекунд. Протеиновые чипы превращаются в чипсы. Квантовые процессоры дематериализуются. Углеродные нанотрубки испаряются. Именно этот пистолет и предназначен для уничтожения неконтролируемых сарисинов. Направляемый гироскопами, ориентируемыми глобальной системой позиционирования и управляемый визуальной аватарой Индры, бога грома и молний, пистолет господина Нандхи никогда не дает промаха.

«Гугльваттный» пистолет явно произошел от термина гугол, единицы со ста нулями. Во Вселенной нет столько атомов (АТОМОВ, Карл!), а здесь вся эта мощность излучается даже не фемто, а миллисекунды. Цивилизация, способная родить подобные невообразимые технологии самостоятельно, не может остаться похожей на существующую. Это, конечно, не показатель творческой ценности произведения, но автор, позволяющий себе подобные ...эксперименты, пишет фэнтези и ничего кроме.

Оценка: 3
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Добротный научной фантастический роман, чье действие разворачивается в Индии в середине двадцать первого века. Не так уж далеко от наших дней, но картинка рисуется просто удивительная.

Основная тема – развитие искусственного интеллекта и отношение к нему людей. Приятно, что Макдональд не стал обращаться к идее о «восстании машин» или просто описывать жизнь человека и дружелюбного робота-напарника, как часто бывает. Не Азимов и тем более не Терминатор. Что-то между ними. По Макдональду человек и искусственный разум слишком разнятся между собой, чтобы между ними могла возникнуть какая-либо конфронтация. Разные среды обитания, разное осознание своего «Я», разные понятия о существовании (в отличие от людей, ИИ способен копировать свою личность бессчетное число раз, бессмертие, проблема копий) и даже отличное понятие передвижения. Почти нет общих точек соприкосновения, чтобы устраивать вражду, но мы сами в будущем способны их создать, коли подобные разумные машины действительно появятся. В том варианте будущего, что предлагает читателю Макдональд, создание и существование сарисинов подчинено акту Гамильтона, по которому развитие ИИ не должно превышать определенного уровня. Все что выше подлежит уничтожению – экскоммуникации, так называют этот процесс. Вполне обдуманное и логичное предупреждение конфликтов, ведь даже сарисины низшего уровня способны выйти из-под контроля и причинить вред окружающим людям. Что уж говорить о машинах, чей интеллект на порядки превосходит человеческий. Но вот вопрос: что будет делать подобное существо, если само его существование поставлено вне закона? Вариантов ответов на этот вопрос много: война с человечеством на истребление, взятие под свой контроль искусственным интеллектом мировой экономики (когда все управляется и живет посредством компьютеров и глобальной сети подобное не представляет никаких сложностей), попытки договориться, подкупить и прочее. Главное одно – стремление выжить и то, какой путь для этого выберет ИИ будущего. Макдональд предлагает весьма любопытный и немного ошеломляющий в плане размаха вариант.

Множество сюжетных линий, множество персонажей. Среди героев замечены: Господин Нандха, сыщик Кришны, правительственный охотник за сарисинами — устройствами с САмоРазвивающимся ИСкусственным Интеллектом; его жена Парвати; советник премьер-министра Бхарата Шахин Бадур Хан, журналистка Наджья Аскарзада, профессор Томас Лалл – один из самых гениальных людей своего времени, представитель искусственной расы ньютов Тал и многие, многие другие. Множество научных теорий, объектов, терминов, гипотез и прочих штуковин, которые так нравятся нам, читателям «твердой» научной фантастики. От клеточных автоматов и развития М-теории до параллельных Вселенных и виртуального мира «Альтерры», созданного для изучения эволюции. Особенно хороша в этом плане первая половина книги, когда Макдональд вводит в повествование необходимый материал, во второй же части больше внимания уделяется действию. Множество проблем, вопросов, начиная с личных, внутрисемейных и заканчивая глобальными, общечеловеческими. Иногда даже кажется, что в «Реке богов» всего слишком много.

Все вышеперечисленное сплетается в яркий калейдоскоп чуть ли не эпического размаха. Все очень хорошо, очень интересно, но вот… Индия… У Макдональда неплохо показано сосуществование друг с другом и друг в друге старых, патриархальных укладов Индии и передовых технологий будущего. Интересно понаблюдать за индийскими реалиями, а их в романе хватает. Карсеваки, далиты, заминдары; ваджра, варна, васус, ваханы – есть даже маленький глоссарий в конце книги. А вот чувства другого народа с другими обычаями, той экзотической атмосферы, что свойственно Индии – почти нет. По большей части лишь внешние атрибуты. Хоть Джон Ирвинг и писал в своем предисловии к «Сыну цирка», что это «мой роман – не об Индии, я не знаю этой страны», но, когда открываешь его, то сразу оказываешься в каком-то другом измерении. А у Макдонольда все больше по-западному, хочется большей экзотики. Продуманная культурная глобализация будущего? Или «реалии» англоязычной фантастики свою роль сыграли?

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После восторженных фантлабовских отзывов, продирался сквозь книгу уже из принципа, дочитать чтобы поставить оценку.

После прочтения есть ощущение что просеял стог сена в поисках осколков иголки, которые еще и не складываются в целое.

Огромное количество совершенно ненужной воды, на фоне хромающей логики и сюжета.

Что в книге отлично — это хорошо созданная и описанная атмосфера, тут даже возразить нечего. Зато все остальное... увы.

Никто из героев не вызвал сопереживания. Жаль потраченного времени.

Если бы книга не затрагивала любимое мной направление взаимоотношения людей и искусственного интеллекта, поставил бы оценку 3, а так — 6 с натяжкой.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот такой мощно спрессованный эпический роман, который можно и нужно перечитывать, каждый раз находя новые слои смысла, близок моей душе.

Объём радует — эту кучу идей можно было разбавить тома на три, и испортить впечатление, а в одном томе насыщенно и глубоко.

Персонажи не похожи друг на друга, скупо, но живо прописаны.

Обстановка экзотическая и яркая.

Сюжет держит в тисках и не даёт отрваться от книги, но ритм событий переменный, это не даёт пресытиться драйвом.

Короче, ставлю 10 и всем рекомендую читать!

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Брюс Стерлинг придумал хорошее название для книг подобного жанра и духа — «старомодное будущее».

От себя добавлю — теплый ламповый посткиберпанк. Классический набор персонажей — ИскИны, хакеры, самураи-ронины, аналоговые интерфейсы. Плюс для эпичности -таинственная космическая аномалия. Сюжет тоже стандартный: интриги в виртуальной реальности, политика, крупный бизнес, дно криминального общества. Для остроты все это приправлено индийской экзотикой из подробного путеводителя и ментальностью Южного Востока, уже хорошо отрефлектированной и влияющей на ход рассказанной истории.

Большое количество ПОВов придает повествованию масштабности, но честно говоря, из-за этого я пару раз терял линию сюжета, забывал к чему это рассказывается и на каком этапе пути сейчас находится такой-то персонаж. Автор увлекается подробностями своего мира, да так зажигательно, что и читателя увлекает, заставляя забывать о генеральной линии повествования.

Персонажи характерные, яркие, с бэкграундом, но для романа подобного масштаба им не хватает дуги характера. Какие они в начале, такие же и в конце романа. Разве что советник Хан, жена копа Парвати и журналистка Наджья что-то там для себя «сегодня много поняли», но их линии обрываются на пороге новых этапов и никак толком не осмыслены.

Написано просто, очень хорошим ясным языком, но обилие фрактальных подробностей создают иллюзию сложности текста. Он не сложный, просто очень плотный. При этом практически везде присутствует яркая кинематографическая визуализация происходящего. Подчас казалось, что смотришь высокобюджетный минисериал от Нетфликс, типа Видоизмененного углерода. Немного любви, немного войны, криминала и качественного научпопа. Густая наваристая солянка, заправленная пышным разнотемьем.

Все очень реалистично, без игры в поддавки с чувствами читателя, с адекватной мерой жестокости, но и без всяких слезодавилок. Кто смог выжить в войне богов и людей, тот смог. Остальные отправились вниз по течению Ганга.

Вообще, очень справедливо, что роман номинировался на кучу премий, но не получил их. Он классный, масштабный, эпичный, но никаких таких откровений о былом и грядущем, о судьбах человечества вам не сообщит. Заслуженно ему дали Британскую НФ -премию в номинации «а ведь мы говорили чумазым дикарям, что независимость им не нужна, но нас не послушались», и хватит с него.

По итогу — всем олдовым любителям киберпанка и жестких историй про жестокий мир будущего рекомендовано к прочтению. Главное не ждать от текста эпохальных открытий и откровений.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга, с самого начала, цепляет своей необычностью и атмосферой. Сюжет разворачивается не спешно, но и не тормозит. Сначала читателя знакомят со всеми героями, которых не мало, и соответствующими сюжетными линиями. События начинают разгоняться, герои и сюжетные линии переплетаются и уже не можешь оторваться. Роман держит в напряжении до самого конца.

Чем же книга хороша. Множество интересных и разносторонних персонажей, от жестоких бандитов, до генетических мутантов. При этом каждый из них является яркой личностью, которой сопереживаешь и понимаешь причины поступков.

Основные события развиваются в Индии будущего. Индийские названия городов, имена героев, культурные традиции, придает роману особую атмосферу — мрак и красота, хаос и упорядоченность.

Очень хорошо проработан мир, политика, есть крупные корпорации, космический артефакт. Есть интересная техника. Генетика, искусственный интеллект и др.

Отдельно хочется отметить, что в книге автор практически не дает оценки событиям и поступкам героев. В этой книге все показано очень естественно — мир такой, какой есть, люди и их поступки такие, какие они есть, события и тд. Без напускного негатива, приукрашивания или морализаторства.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

:super:Смело уподоблю «Реку ...» огромному многогранному кристаллу сквозь который мы вместе с автором с опаской,с недоверием но в то же время и с надеждой вглядываемся в не такое уж и далёкое будущее.Слегка поворачивая этот магический кристалл мы через каждую грань видим разные стороны этого грядущего.По Й.М. это «прекрасное далёко» как раз и будет к нам если и не «жестоко» ,то очень жёстко... И ,ведь ,глядя на тенденции современной жизни, коварно закрадывается мысль — «а вдруг...?» Тем более написано (и описано) всё это настолько убедительно (и достоверно) ,что ПОЧТИ не остаётся сомнений ,что будет именно так.С возрастом начинают развеиваться восторженные иллюзии «Полдня...» и «Туманности...», начинаешь легче верить в «кошмары будущего».Ну ,а ,говоря по делу — написано очень качественно ,убедительно ,захватывает с первой страницы и держит до последней строки.Я в полном отпаде.Рекомендую...

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ранее я прочитал только один роман Йена Макдональда — «Дом дервиша», он мне понравился и запомнился своей атмосферой и колоритом.

В «Реке богов» автор для создания атмосферы использует аналогичные приёмы, и зачастую успешно. Однако этот роман мне понравился гораздо меньше чем «Дом дервиша», мне очень трудно далось его чтение. Конечно, как на сегодняшний день, роман не назовёшь огромным, но всё же он достаточно объёмный. Мне, как любителю жанра киберпанк, тема романа была весьма интересна. Но вот исполнение разочаровало — на мой взгляд киберпанк в восточном антураже не слишком удался. Слияние техногенного недалёкого будущего и мистического колорита Индии не состоялось. Не помогли роману ни краткие экскурсы по индийской истории и мифологии, ни загруженность индийскими словами и понятиями (глоссарий не спасает), ни повсеместное, даже чрезмерное и навязчивое, использование имён индуистских божеств. Последнее навевало мысль что порой автор просто стебётся...

Действие романа происходит в одном из независимых государств, возникших после распада нынешней Индии. В этом государстве ввиду определённых национальных, политических и экономических особенностей игнорируются многие всемирные правила и запреты в отношении разработок и использование искусственного интеллекта самых последних поколений. Здесь также бурно развиваются исследования в некоторых передовых научных направлениях. Интересы сильнейших корпораций и крупнейших держав мира пересекаются в этой небольшой стране, и без того разрываемой внутренними противоречиями и назревающим военным конфликтом с соседями. Ожесточённая борьба всех со всеми идёт на различных уровнях и всевозможными способами. И всё это происходит на фоне затяжной засухи, практически — экологической катастрофы. Атмосфера романа тревожная и напряжённая... Подробнее пересказывать сюжет не вижу никакого смысла.

Действующих лиц в романе довольно много, явного главного героя (или героев) нет. Все персонажи выразительные и хорошо прописаны, но они не более чем статисты в разворачивающихся событиях. Множество сюжетных линий, являющихся почти самостоятельными сюжетами и вроде бы далёких друг от друга, постепенно переплетаются к финалу романа. Порой кажется, что их чересчур много, как минимум несколько сюжетных линий совершенно не нужные, ни на что не влияющие, они резко обрываются самим автором. Повествование неровное, сюжет часто перескакивает от одних персонажей к другим, он движется рывками — то бешено ускоряясь, то медитативно зависает. В романе довольно часто (и непонятно зачем) описываются весьма разнообразные сексуальные отношения между персонажами(иногда — бурные, иногда — несколько извращённые), но одинаково никак не влияющие на сюжет. Смешение восточного мистицизма с развитием (даже — обожествлением) искусственного интеллекта показалось мне неудачным и местами даже нелепым. Финал романа драматичный, запутанный и не совсем вразумительный.

В целом роман неплох, в нём множество удачных и запоминающихся эпизодов, но впечатления он оставил слишком неоднозначные. На протяжении чтения меня не покидало ощущение, что рассматриваешь мозаику, которую создали ради самой мозаики и которая никак не желает складываться во вразумительную картину. Я не против такой формы произведений, но в данном романе я не получил от этого удовольствия. Многочисленные размышления и идеи, встречающиеся в романе, так же не вызвали у меня никакого отклика.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Герои — схематично набросанные функционеры, как у раннего Гибсона. Только их больше раза в три/четыре.

Окружающий мир — куча-мала из локальных сцен, приправленных множеством отвлечённых деталей и замечаний. Что-то среднее между ранним Гибсоном и «Взрывом» Желязны, но, опять же, стивенсовский объём.

Сюжет — как у позднего Гибсона, мутный и закрученный в авторском изложении, но бедный и несвязный в переводе на общечеловеческий.

Индийский колорит отсутствует. Индия и индуизм у Макдональда такие же, как христианство в аниме — золотые кресты, белые плащи, огромные глаза и восьмые размеры.

Большая часть образов и подробностей преследует единственную цель — быть броскими. У некоторых даже получается. Из них могла бы сложиться неплохая атмосфера и собственный колорит пострационального общества.

Будь повествование более структурированным, а количество персонажей меньшим раз в пять, книга бы мне, скорее всего, понравилась. Но как есть.

Оценка: 4
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Получил огромное удовольствие. Соглашусь с Дубровским — книга очень яркая и насыщенная.

Конечно, не все идеально. А кто совершенен?

Главное — написано прекрасным языком — «весомо, грубо, зримо» — наверное, можно поставить рядом с «Лавиной» Стивенсона. И уж в любом случае по литературному уровню значительно выше классического Нейроманта (я уже не говорю о «Схизматрице»).

Трудно пробираться сквозь индийскую терминологию. Это сильно затрудняет чтение, поскольку все термины вынесены в глоссарий. Лучше бы были примечания. Если учесть, что еще масса всяких неологизмов — первую треть книги ошалело оглядываешься по сторонам.

Что не все узлы получили явную развязку — да, это есть. Но, с другой стороны, времена Жюля Верна или, скажем, Беляева, когда в обязательном порядке в конце все просто и понятно разъясняется, явно уже давно прошли.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший НФ роман... получился бы если урезать «Реку богов» раза эдак в два. А так оно производит впечатление хорошо приготовленного блюда, похороненного под парой килограммов специй и приправ. Много, очень много подробностей, отступлений, рефлексии и секса. Основной сюжет подо всем этим просто теряется. Линии Шива и Парвати (каждая размером с добрую повесть) практически не нужны и скорее вредят роману. Особенно хочется отругать за линию Парвати — уж очень смахивает на это самое «мыло» которое героиня смотрит: — уныло, затянуто, наигранно, предсказуемо и непонятно зачем это все.

Концовка, с точки зрения композиции, тоже вышла кривой

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
После сцены убийства Аж, читать о том, как Вишрам думает о сиськах можно только по диагонали.

Что касается НФ — составляющей, то тут полно непонятного. Начиная с пленного киберраджи, который умудряется собирать миниатюрных роботов непонятно чем и из чего и ньютов (если можно изменять человеческое тело в таких широких пределах, то почему все используют только один вариант модификаций?) и заканчивая непонятными «научными» теориями Лалла, часть из которых выглядит лютой ахинеей. Нет, возможно они и вправду оказались бы вполне научными, если бы автор описывал их них хотя бы с половиной той тщательности, с которой он описывает рефлексии и секс, но увы.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх