Фольклорное произведение «Лошадиная голова»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа (Восточная Европа ) | Не определено )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой | Детская литература
У злой бабы было две дочери, родная и падчерица. Баба приказывает деду отвести его дочь в лес на погибель. Оставшись в ничейном доме, девушка встречает Лошадиную голову и получает за гостеприимство справедливую награду... Следом за наградой отправляется и дерзкая бабья дочь...
Входит в:
— условный цикл «Фольклор народов мира» > цикл «Фольклор народов Европы» > цикл «Славянские сказки» > цикл «Русские народные сказки»
— условный цикл «Фольклор народов мира» > цикл «Фольклор народов Европы» > цикл «Славянские сказки» > цикл «Украинские сказки»
— сборник «Русские народные сказки в пересказах А. Н. Толстого»
— антологию «Русские сказки», 1956 г.
— антологию «Украинские сказки. Книга 1. «Золотой черевичек», 1992 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Vishchun, 19 августа 2018 г.
Типичный сюжет о награде за бескорыстие и наказании за жадность. Если бы не Лошадиная голова. В детстве меня эта сказка больше всех пугала именно неизвестностью — что такое эта Лошадиная голова? Почему не целая лошадь? Как это «грюкотит-стукотит, лошадиная голова бежит»? Ведь она без тела!
И вот уже взрослым я нашел статью о семиотике сказок и поразился сколь стройная и глубокая основа у этой сказки. Лошадиная голова — это череп, не столь редкий в сказках, вспомните черепа вокруг избушки Бабы-Яги. Ксати, Лошадиная голова живет в избушке в лесу, как и Баба-Яга, котрая не только Костяная нога, но и Глиняная Морда или же погребальный кувшин. Череп, пустой кувшин, пустой дом — суть взамозаменяемые сиволы смерти, нечто бесполезное, непродуктивное. Однако именно Лошадиная голова благодарит за гостепреимство щедрыми дарами дедову дочь. Почему? До сих пор мы оставляем умершим в определенные дни ритуальную еду, а в древности это важнейшее действо — принимать мертвых как живих, за что они из своего потустороннего мира приносят урожай и благополучие. Ведь похороненное в землю мертвое зерно во влаге прорастает живым растением, мертвое яйцо в тепле рождает живого птенца. И чем важнее було живое (а конь жизненно необходим кочевникам, как корова земледельцам. Вспомним сказку «Крошечка-Хаврошечка»), тем могущственнее оно мертвое. Круговорот жизни и смерти очевиден для древнего человека, как и возможность способствования ему. Как и предвидения, начинается новый цикл, о чем «грюкотит-стукотит» природа и хранители культа. Дедова дочь исполняет ритуал чевствования предков — дом подмела, ужин пидготовила, Конскую голову через порог пересадила (тоесть пригласила, ведь потусторонние жители не входят без приглашения), за что получает от них награду. Бабья же демонстрирует неуважение к ним — сами заходите, сами еду готовьте, за что и получает свою «награду». В разных версиях сказки это либо голодная смерть (что посеешь, то пожнешь), либо еще и выскакивают хлопцы с плетями (не жрецы ли, следящие за исполнением ритуала?).
Изобразить такую обширную категорию бытия как мертвое во всех его проявлениях в едином образе Конской головы — вот уж действительно народная мудрость, до которой не всякий писатель сможет дойти. Вот так читаешь сказку и понимаешь, что она не просто сказ, а настоящий миф, целая философия древнего человека, описанная простым языком, не созданная отнюдь не примитивным разумом.