fantlab ru

Фольклорное произведение «Лошадиная голова»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.77
Оценок:
44
Моя оценка:
-

подробнее

Лошадиная голова

Кобиляча голова

Другие названия: Кобылья голова

Сказка; цикл «Фольклор народов Европы»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 7
Аннотация:

У злой бабы было две дочери, родная и падчерица. Баба приказывает деду отвести его дочь в лес на погибель. Оставшись в ничейном доме, девушка встречает Лошадиную голову и получает за гостеприимство справедливую награду... Следом за наградой отправляется и дерзкая бабья дочь...

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Полное собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 12
1948 г.
Русские сказки
1956 г.
Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. Том 1
1957 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 8
1960 г.
Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. Том I
1984 г.
Русские народные сказки
1985 г.
Русские народные сказки
1985 г.
Русские народные сказки
1985 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 8
1985 г.
Русские народные сказки
1990 г.
Украинские сказки. Книга 1. «Золотой черевичек»
1992 г.
Народные русские сказки
2008 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Типичный сюжет о награде за бескорыстие и наказании за жадность. Если бы не Лошадиная голова. В детстве меня эта сказка больше всех пугала именно неизвестностью — что такое эта Лошадиная голова? Почему не целая лошадь? Как это «грюкотит-стукотит, лошадиная голова бежит»? Ведь она без тела!

И вот уже взрослым я нашел статью о семиотике сказок и поразился сколь стройная и глубокая основа у этой сказки. Лошадиная голова — это череп, не столь редкий в сказках, вспомните черепа вокруг избушки Бабы-Яги. Ксати, Лошадиная голова живет в избушке в лесу, как и Баба-Яга, котрая не только Костяная нога, но и Глиняная Морда или же погребальный кувшин. Череп, пустой кувшин, пустой дом — суть взамозаменяемые сиволы смерти, нечто бесполезное, непродуктивное. Однако именно Лошадиная голова благодарит за гостепреимство щедрыми дарами дедову дочь. Почему? До сих пор мы оставляем умершим в определенные дни ритуальную еду, а в древности это важнейшее действо — принимать мертвых как живих, за что они из своего потустороннего мира приносят урожай и благополучие. Ведь похороненное в землю мертвое зерно во влаге прорастает живым растением, мертвое яйцо в тепле рождает живого птенца. И чем важнее було живое (а конь жизненно необходим кочевникам, как корова земледельцам. Вспомним сказку «Крошечка-Хаврошечка»), тем могущственнее оно мертвое. Круговорот жизни и смерти очевиден для древнего человека, как и возможность способствования ему. Как и предвидения, начинается новый цикл, о чем «грюкотит-стукотит» природа и хранители культа. Дедова дочь исполняет ритуал чевствования предков — дом подмела, ужин пидготовила, Конскую голову через порог пересадила (тоесть пригласила, ведь потусторонние жители не входят без приглашения), за что получает от них награду. Бабья же демонстрирует неуважение к ним — сами заходите, сами еду готовьте, за что и получает свою «награду». В разных версиях сказки это либо голодная смерть (что посеешь, то пожнешь), либо еще и выскакивают хлопцы с плетями (не жрецы ли, следящие за исполнением ритуала?).

Изобразить такую обширную категорию бытия как мертвое во всех его проявлениях в едином образе Конской головы — вот уж действительно народная мудрость, до которой не всякий писатель сможет дойти. Вот так читаешь сказку и понимаешь, что она не просто сказ, а настоящий миф, целая философия древнего человека, описанная простым языком, не созданная отнюдь не примитивным разумом.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх