FantLab ru

Генри Райдер Хаггард «Дочь Монтесумы»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.55
Голосов:
793
Моя оценка:
-

подробнее

Дочь Монтесумы

Montezuma's Daughter

Другие названия: Дочь повелителя Анахуака

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 100
Аннотация:

Юный Томас Вингфилд решает отомстить таинственному убийце своей матери и отправляется вслед за ним – в Испанию, где властвует Инквизиция. Оттуда он попадает в Мексику, где становится мужем индейской принцессы Отоми и оказывается свидетелем покорения Кортесом ацтеков. И там, в горящей стране Монтесумы, все же свершает свою месть.

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:


Издания:

Дочь Монтецумы
1903 г.
Дочь повелителя Анахуака
1927 г.
Дочь Монтецумы
1928 г.
Дочь Монтесумы
1960 г.
Дочь Монтесумы
1964 г.
Дочь Монтесумы
1981 г.
Дочь Монтесумы
1987 г.
Дочь Монтесумы
1989 г.
Дочь Монтесумы
1990 г.
Дочь Монтесумы
1990 г.
Дочь Монтесумы
1990 г.
Дочь Монтесумы
1990 г.
Дочь Монтесумы
1991 г.
Дочь Монтесумы
1991 г.
Дочь Монтесумы
1991 г.
Райдер Хаггард. Сочинения. В восьми томах. Том 5
1991 г.
Романы
1991 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 3
1991 г.
Дочь Монтесумы
1992 г.
Дочь Монтесумы
1992 г.
Дочь Монтесумы
1992 г.
Дочь Монтесумы
1992 г.
Дочь Монтесумы
1992 г.
Дочь Монтесумы
1992 г.
Дочь Монтесумы. Копи царя Соломона
1992 г.
Дочь Монтесумы. Лейденская красавица
1992 г.
Клеопатра. Дочь Монтесумы
1992 г.
Прекрасная Маргарет. Дочь Монтесумы
1992 г.
Рассказы охотника. Дочь Монтесумы. Сердце Мира
1992 г.
Дочь Монтесумы
1993 г.
Дочь Монтесумы
1993 г.
Дочь Монтесумы
1994 г.
Дочь Монтесумы
1994 г.
Дочь Монтесумы. Священный цветок. Дитя из слоновой кости
1994 г.
Дочь Монтецумы. Клеопатра
1995 г.
Дочь Монтесумы
2001 г.
Дочь Монтесумы
2002 г.
Дочь Монтесумы
2003 г.
Дочь Монтесумы
2003 г.
Дочь Монтесумы
2004 г.
Дочь Монтесумы
2005 г.
Дочь Монтесумы
2005 г.
Копи царя Соломона. Дочь Монтесумы. Прекрасная Маргарет
2006 г.
Дочь Монтесумы
2007 г.
Дочь Монтесумы
2010 г.
Копи царя Соломона. Дочь Монтесумы. Прекрасная Маргарет
2010 г.
Копи царя Соломона. Дочь Монтесумы. Прекрасная Маргарет
2010 г.
Приключения в Америке и Южной Африке
2010 г.
Дочь Монтесумы
2011 г.
Дочь Монтесумы
2011 г.
Дочь Монтесумы
2012 г.
Дочь Монтесумы
2012 г.
Дочь Монтесумы. Жемчужина Востока
2012 г.
Дочь Монтесумы
2014 г.
Дочь Монтесумы
2015 г.
Дочь Монтесумы
2015 г.
Дочь Монтесумы
2015 г.
Дочь Монтесумы. Сердце Мира
2017 г.
Дочь Монтесумы. Прекрасная Маргарет. Перстень царицы Савской
2019 г.
Дочь Монтесумы
2020 г.

Аудиокниги:

Дочь Монтесумы
2005 г.
Дочь Монтесумы
2006 г.
Дочь Монтесумы
2009 г.
Дочь Монтесумы
2011 г.
Приключения и фантастика. Лучшее
2011 г.
Дочь Монтесумы
2012 г.
Дочь Монтесумы
2013 г.
Библиотека приключений
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Копальні царя Соломона. Дочка Монтесуми
2004 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда приезжаю к родителям, то частенько хватаюсь именно за эту книгу. Даже как-то полностью её перечитывал.

Произведение, конечно, запросто можно обозвать классическим и романтическим приключением.

ГГ и все, кто вокруг него «вращаются» хорошо прорисованы и позволяют проникнуться той или иной ситуацией именно с их стороны.

За описание древней культуры автору отдельный респект. Там реально есть что почитать. Может, сюжет в этих местах и теряет в плане развития, однако драматическая составляющая благодаря всей этой «тёмной» жестокости только усиливается.

Книга наполнена массой ярких (возможно, даже слегка утрированных) чувств. Вероятно, этим за душу автор и берёт.

В общем и целом, роман придётся по вкусу всем, кто любит приключения и истории, в которых линейно, шаг за шагом ты идёшь рядом с ГГ всю его жизнь.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я очень рада, что не читала эту книгу в более юном возрасте, не смотря на то, что приключенческие книги традиционно считаются рассчитанными на подростков. Потому что тогда я бы её так и не дочитала. Сейчас я не могла прочитать её две недели, но вовсе не потому, что книга написана плохо или скучно. Напротив, в начале чтения у меня возникли ощущения, как при прочтении «Властелина колец». Сюжет захватил с начала и не отпускал до конца (не смотря на то, что и так было ясно, чем всё закончится). Единственное, что тормозило процесс — это судьба Ацтеков! Я знала заранее, что все они погибнут и проиграют в этой войне, но читать о том, как эти практически беззащитные люди методически и безжалостно уничтожаются, я не всегда была в состоянии.(Даже боюсь представить как подробно и тщательно были бы описаны все эти ужасы, если бы книга была написана в наше время!!!) Потому приходилось делать длительные перерывы. Я никак не могла отвлечься на приключения и не думать о той несправедливости, которой сопровождалась колонизация. Многие думают, что ацтеки получили справедливое наказание, за свои кровавые жертвоприношения. Если это действительно так, то страшно подумать, что заслужили европейцы!

Но вернусь к книге. Может она и наивна немного. И предсказуема. Но читать было большим удовольствием. Думаю, что продолжу знакомство с этим автором. И культура Ацтеков меня очень заинтересовала.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Р-романтика, чёрт побери!.. С первых же страниц: невеста (ну, или почти невеста), про которую ясно, что герой ее покинет, найдя на свою голову новых приключений. Мать — вечно печальная, ибо тайны прошлого... Кровавая месть. Поединки, блеск шпаг (щелчок по носу другого кумира юношей — Толкина: у него битвы есть, а один на один — никак. А тут есть!!) И вот — не успеешь опомниться — ты на корабле смертельного врага. Даже — в его руках. В общем, все то, что нужно, чтобы начать увлекательное приключение.

А что дальше?.. Новый Свет. И этим все сказано. То, с чего начиналась история — интриги почтенных (и не очень) сквайров и донов друг против друга — оказывается, лишь завязка. Главное — это: выживет ли государство благородного Монтесумы, или «просвещенные» варвары Кортеса оставят от них одно воспоминание?.. (Никаких ассоциаций со вторжениями современной Америки на Бл. Восток? Ну похоже же, актуально до крайности...)

Кто не сопереживал индейцам? Кто не был — в 12 — 14 лет — влюблен в Отоми и не хотел, чтобы она спасла Томаса? Кто не сочувствовал благородному Куатемоку (которому, прямо скажем, не особо-то весело во всей этой грызне пришлось).

В детстве мы с подругой по переписке во всё это играли — она была императором ацтеков, а я собратом-монархом. Карты, помнится, рисовали, «договорами о дружбе» обменивались...

У всякого в детстве должна быть своя «Швамбрания». Или — своя «Нарния». Повезло тому, кого глубоко впечатлила в этом смысле книга Хаггарда.

(Томас, конечно, вернется к Лили. И получит то счастье, которого заслуживал. Но образ Отоми — пожертвовавшей ради него собою, «лишней» в этой истории, остается на заднем плане. Томас его не видит, но видим мы — читатели. «Ох, был бы я там — отбил бы ее у этого мямли!..» Вы так не думали?.. Когда читали... нет? никогда? Серьезно? А я думал). Вон как глубоко может книга зацепить...

Скромное наблюдение: девочки больше любят «про мушкетеров», мальчики — «про индейцев и пиратов». Я был одним из таких мальчиков... Наверно, это и хорошо:wink:

зы http://fantlab.ru/edition15204 -- из всех изданий имхо самое лучшее: много красивых иллюстраций, дух эпохи передают на ять... истинное удовольствие.

(простите за пафос, я просто слишком люблю этот роман и все, что с ним связано:glasses:)

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал и думал про себя: «Нет, дружище — ты не Томас... Андрес де Фонсека — вот кто ты». Но это — сегодня, когда мне почти тридцать... Поразительно, как мог автор в одной маленькой главе передать всю сложность характера старого врача, не будь уроков которого, Вингфилд не прожил бы у ацтеков и часа. Цитировать эту главу можно абзацами... А вот сам Томас, честно говоря, не впечатлил. И Монтесума. Но если первого «учит жизни» юношеская горячность, и это еще как-то можно понять, то второй оказался абсолютно бесхарактерной марионеткой, которого ничуть не жаль.

Минус чисто субъективный: не люблю прозрачную последовательность повествования. Это, пожалуй, единственное, что осталось в далеком детстве. Тем не менее 10 баллов.

PS. И да, мужская любовь действительно сиюминутна, как ни прискорбно сознавать.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классических приключений я не читала очень-очень давно, наверное, с класса 5-6. И, скорее всего, я бы ещё долго к ним не возвращалась, если бы волею судеб в руки мне не попало произведение Хаггарда. «Дочь Монтесумы» стала первым романом, прочитанным мною у этого классика приключенческой литературы. Признаюсь, бралась я за него с немалой долей скепсиса: я предполагала, что такая литература уже не сможет заинтересовать меня так, как это было в подростковом возрасте. Однако моим сомнениям было суждено развеяться уже на первых страницах.

Автор сразу же погружает своего читателя в бурное действие: тут вам и семейные тайны, и любовь, и убийства, и, конечно же, двигатель всей этой истории — месть, которая и забрасывает главного героя в Новый Свет. Тем не менее, значительная часть книги читалась мною со сдержанным интересом, однако затем по до сих пор не совсем ясной мне причине повествование меня по-настоящему затянуло, и я с истинным удовольствием наблюдала за перипетиями Томаса Вингфилда.

Если честно, какое-то время я опасалась, что у меня может возникнуть антипатия к главному герою, который, как мне казалось, забудет свою возлюбленную-англичанку и воспылает любовью к индейской принцессе, на которой и женится (если что, это ни разу не спойлер, герой сообщает нам об этом уже в первой главе). Однако, к счастью, всё оказалось совсем не так, как я ожидала. Отношения героя с Отоми очень хорошо обоснованы и обусловлены, всё очень логично и ничуть не притянуто за уши, что не могло меня не радовать.

За что я по-настоящему благодарна этой книге, так это за то, что она заставила меня взглянуть на индейцев совершенно иными глазами. Все мы затрагиваем индейские государства на уроках истории в школе, я же более подробно изучала их в университете, но всё равно все эти ацтеки, майя и инки были для меня какими-то таинственными и непостижимыми цивилизациями, абстрактными образами из учебников истории. Я не задумывалась, что за этими названиями стояли реальные люди, такие непохожие на нас, но одновременно так с нами схожие, ведь они так же любили и ненавидели, радовались и страдали, сопереживали и завидовали. Всё это показывает нам Хаггард, давая возможность увидеть в индейцах не абстрактный образ, а обычных, живых людей. Лично мне особенно интересно было наблюдать за размышлениями автора о том, что чувствовали ацтеки во время испанского завоевания, ибо Хаггард позволяет взглянуть на ситуацию не со стороны завоевателей, как это обычно делается, а со стороны завоёвываемых.

Также ещё раз хочу отметить, что несмотря на давность написания произведения, оно не очень-то устарело и всё ещё читается с большим интересом. Конечно, некоторые вещи современному читателю будет трудно воспринимать всерьёз, например, многочисленные пафосные речи. Однако мне кажется, что это нестрашно.

В итоге я осталась очень довольна тем, что эта книга оказалась на моём читательском пути. Сразу становится понятно, почему Хаггард является классиком приключенческой прозы, он действительно достойный писатель. Как минимум ещё одну книгу я у него прочитаю точно, а дальше уже как пойдёт.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это было мое первое знакомство с Хаггардом. И, думается, весьма удачное. Роман попался мне в первом издании на русском языке. Географгиз в 1960-м издал замечательно иллюстрированную книжку. Что-то в романе было от Даниэля Дэфо с его Робинзоном Крузо, от Стивенсона и от многих других английских писателей-приключенцев, популярных в то время. Наверное, это была традиция, традиция колониального романа, но не французского, а именно английского, чуточку мрачноватого, грустного. Смерть, любовь, возмужание, и самую малость таинственного и мистического — что еще нужно, чтобы впечатлить подростка. Отличная книга.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все же хорошо читать это произведение в детстве-юности, когда менее критично относишься к высокопарным речам героев, «правильному» языку (русскому, английскому или испанскому?) отоми (даже учитывая передачу речи отоми устами ГГ), наивности европейцев и ацтеков, а также невероятным стечениям обстоятельств, благодаря которым ГГ удается более-менее благополучно выбираться из множества переделок. А сейчас, когда подкрался средний возраст и организм отравлен цинизмом, уже сложно получить удовольствие от приключений Томаса Вингфилда в период завоевания Мексики. Кстати, на фоне жизни в племени отоми его приключения в Испании и фрагменты, посвященные инквизиции, показались мне более интересными и сильными. Описания испанских завоеваний вполне адекватны общей истории того времени. Некоторые персонажи (в основном второстепенные) получились невнятными, особенно Кортес. Любовная линия показалась мне вялой и неестественной. Не верю я предлагаемому обоснованию описанных отношений между героями романа. Т.е. возможность возникновения отношений нареканий не вызывает, а вот персонажам, объясняющим внутренние и внешние причины, не верю. Еще хотелось бы разобраться с правами женщин у ацтеков 16 века, потому что есть вопросы :)

Вывод: детям 8-15 лет посоветовать обязательно, им это будет и интересно, и познавательно. Взрослым читать, ибо классика. Остальным — по желанию :) Можно прослушать аудиокнигу — она сделана очень добротно (читает Сергей Кирсанов, если не ошибаюсь).

P.S. Первый раз я прочитал «Дочь Монтесумы» в юности, был в восторге. Недавно купил аудиокнигу для дочки (7+ лет) — она сейчас слушает её с удовольствием. Прослушал и я, чтобы освежить в памяти сюжет, но впечатление уже не то...

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман интересен не только интригой, описанием экзотических обычаев, больше всего впечатляет сам ГГ, ведь он внезапно лишился матери, в юном возрасте размеренная жизнь сына английского лорда сменилась на жизнь авантюриста. Да его приключений могло хватит на десятерых закаленных жизнью мужчин. И всё-таки в самых тяжелых испытаниях юноша остается верен своим понятиям о долге и чести, а повествование от первого лица усиливает впечатление.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это одна из самых моих любимых книг. Великолепный приключенческий роман, читать его, по-моему, интересно в любом возрасте.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Так получилось, что сначала был прочитан «Ацтек«Г. Дженнингса, а через пару лет решился все таки прочитать «Дочь Монтесумы». До этого у Хаггарда читал «Копи» и «Прекрасная Маргарет» и сложилось неоднозначное впечатление об авторе. Этот роман меня завлек с первых строк. После прочтения прошло уже год-полтора, но впечатления еще не потускнели. Главный герой человек понятный, для меня по крайней мере, со всеми достоинствами и недостатками, мотивами и стремлениями. Отоми меня покорила, на мой взгляд, это один из немногих ярких и цельных образов женщины в литературе.

Казалось бы, многие уже знают историю конкисты, кто читал хроники Диаса дель Кастильо или другие источники, кто смотрел фильмы BBC, однако эта книга все равно остается актуальной, хоть там есть значительные промахи. Автор буквально погружает в ту эпоху, образы, рождаемые в процессе чтения, яркие, живые. Переживания героев не кажутся пустыми и ты им сочувствуешь. Картина бессмысленной кровожадной резьбы, падение великого города, конец целой эпохи становится перед глазами...

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В этой книге есть всё — убийства, любовь, падение империи, удивительные приключения и не менее удивительные герои. Настоящий приключенческий роман, оторваться невозможно, и это при том, что стиль изложения совершенно отличается от современного подробным и неторопливым описанием событий и впечатлениями ГГ от них.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Исторические произведения чем-то сродни фантастике: за давностью лет писатель должен многое выдумывать, связывая воедино разрозненную последовательность хроник и чьих-то воспоминаний. Так появляются сомнительные с исторической точки зрения трактовки событий, новые персонажи, которых не было в реальности, и вольные интерпретации мыслей и поступков ключевых исторических персонажей. В конце концов, все диалоги и внешний облик произносячщих их героев — также авторская вольница. Чем «глубже» во времени, тем больше догадок и меньше достоверности, тем ближе к фантастике исторической. Так что историки — это те же фантасты и читать их произведения не менее увлекательно, чем обычные сказки.

Генри Хаггард совмещал в себе оба жанра: он писал произведения, в которых исторические факты причудливо переплетались с выдумкой. Если «Копи царя Соломона», «Клеопатра», «Луна Израиля» и «Владычица зари» больше похожи на современные хроники Минувшего, то «Ледяные боги», «Древний Аллан» и «Люди тумана» уже напоминают откровенные авторские фантазии на историческую тему. Читая их, не можешь отделаться от мысли, что где-то ты уже слышал о подобном — скорее всего, на уроках истории и географии. В этом и заключается настоящее волшебство Мастера Сказаний — его творения многие воспринимают как утерянную когда-то истину. Недаром Генрих Шлиман так верил слепому Гомеру — и не прогадал! Читая «Дочь Монтесумы», я удивлялся тому, насколько точно и детально автор раскрывает самый интересный и трагичный период в истории латиноамериканских стран — Эру Завоеваний Вест-Индии, известную под испаноязычным эквивалентом как Конкиста. (Справедливости ради следует сказать, что американская Конкиста была второй по счету — первой была Конкиста Канарская, начавшаяся на 30 лет раньше). Автор был хорошо знаком с историческими хрониками того периода, из-за чего его рассказ о мытарствах и скитаниях Томаса Вингфилда выглядит необычайно ярким и правдоподобным. Нужно отдать должное и авторскому стилю: он работал над каждым словом своего повествования, огранивая его, словно драгоценный камень, до абсолютного совершенства. То есть, в отличие от современных «писак от коммерции», он читал написанное на следующий день и заменял неудачные фразы или описания более подходящими. В итоге ему удалось создать практически идеальный текст, в котором нет ничего лишнего. Читать подобный шедевр — ни с чем не сравнимое удовольствие! Даже читая его повторно спустя 20 лет, я не переставал восхищаться авторским мастерством и трудолюбием. Сложно поверить, что роману уже более ста лет! Он кажется гораздо более современным, чем написанные позже произведения, такие как «Таис Афинская» Ефремова, «Алтарь победы» Брюсова и «Александр Великий» Маршалла. Если вы еще не читали его — прочитайте обязательно!

Как ни странно, приключенческий по сути роман написан в трагическом ключе: герой вынужден отправиться в долгое и опасное путешествие, чтобы отомстить убийце своей матери. Дав обет покарать убийцу, Томас обрек себя на многочисленные страдания. Пока он скитался по Испании, умер его отец, а брат начал «подбивать клинья» к его возлюбленной, давшей в свою очередь обет верности своему герою. Даже получив на чужбине богатое наследство, Томас не мог им воспользоваться: его vis a vis сбежал в Америку, лишая героя возможности вернуться домой с честью. В Америке у него тоже «не завязалось» поначалу: крушение судна, рабство и постоянная угроза лютой смерти самого разного типа — от неизлечимой болезни до жертвоприношения. Фабула закручивается так плотно, что невероятно сложно оторваться от чтения и вернуться в нашу реальность. Несмотря на минорный тон изложения, в душе нет места обреченности и пессимизму, ибо своими словами автор внушает читателю надежду на будущую удачу, которая придет вот-вот. Количество врагов героя всё же меньше числа его друзей и доброжелателей, а число его неудач равняется числу везений. Ни одна встреча не проходит даром — все они имеют свои последствия, которые скажутся в то время, когда герою будет наиболее трудно. В силу этого трагедия приобретает привкус легкой грусти, меланхолии, которую легко может развеять утренний бриз. Томас не тонет в океане, не умирает от многочисленных болезней, избегает ужасной гибели на ацтекском алтаре, остается цел во время штурма Теночтитлана и Города Сосен, его не берут ни пули конкистадоров, ни севильские клинки. В то же время автор дает читателю понять, что герой вовсе не неуязвим — смерть просто заменяет свидание с собой на другие беды. Кто знает, что на самом деле хуже — быстро умереть или долго мучиться... Очень эмоциональны и запоминающи сцены принесения Томаса в жертву, его взаимоотношений с ключевыми фигурами ацтекской истории, а также многочисленные сражения ацтеков с конкистадорами. Чтобы у читателя не возникало никаких сомнений в правдивости описанных событий, в книге помещены карты завоевательных походов Кортеса и даны четкие ссылки на исторические хроники. По инерции сам персонаж Вингфилда также воспринимается как реальный, хотя на самом деле это не так. Мастерство писателя делает его живым и настоящим. Он не супермен или везунчик — жизнь бьет его при каждом удобном случае и всё время попадает по самому больному месту: гибнут друзья, умирают дети, исчезает любовь и могущество. Кажется, что обет не будет выполнен никогда. И вот наконец... Финальная кульминация на вулкане Хака потрясает своей выдумкой и динамикой: в одной точке сходятся природная стихия, человеческая ненависть и мистическая предопределенность. Хотя итог и предсказуем, читатель не чувствует себя обманутым, потому как автор готовил его к такой развязке с самых первых страниц, медленно и верно доводя до кондиции. Эта сцена была выстрадана читающим и потому не кажется надуманной или фальшивой. Также оправдан и затянутый эпилог, занявший отдельную главу: все элементы мозаики, щедро разбросанные автором вначале, точно ложатся в отведенные им места. Сказано всё и по делу — больше добавить нечего. Аминь!

Напоследок о фантастической составляющей произведения. Конечно же, никакого Томаса Вингфилда в природе не существовало. Просто автор должен был описать Конкисту глазами европейца — это проще, чем писать роман от лица какого-нибудь дикаря, чья психология никому не известна. Подходящий пример тому был — это Джон Блэкторн из клавелловского «Сёгуна». Япония для нас — та же terra incognita. Так что выбор главного героя романа вполне логичен и оправдан. Второе допущение — собственно, сама дочь Монтесумы (точнее, Мотекузомы Хокойцина). У императора ацтеков действительно была дочь, и не одна, но никакую из них не звали Отоми. Старшую звали вообще кошмарно — Миахуашочицин! Позже испанцы крестили ее, дав более пристойное имя — Исабель. Скорее всего, образ Отоми был взят с нее, хотя и не полностью. А кто сможет описать, как выглядели остальные, если даже историкам их количество сегодня точно не известно? Естественно, не было и никакого племени отоми, как и их столицы — Города Сосен. Всё это понадобилось, чтобы вписать в историю Конкисты персонаж Томаса Вингфилда. Выдумкой писателя является и т.н. «клад императора», который в романе от испанцев прятало три человека (одним из которых был, естественно, Томас). Ацтеки, как и майя с инками, относились к богатству с чисто философским спокойствием: оно не служило мерилом величия человека, а было одним из атрибутов его быта. По этой причине и прятать было нечего. Как авторскую гипотезу можно записать и параноидальное стремление Монтесумы отговорить Кортеса от посещения Теночтитлана. Сложно сказать, воспринимал ли он на самом деле испанцев как «детей Кецалькоатля» или считал их «ложными богами» — почти все документы ацтеков были позже уничтожены инквизицией. Но факт остается фактом: Монтесума был уверен, что испанцы пришли вернуть «свое законное», и так просто от них не откупиться. Но объединить все народы Мексиканского плоскогорья он не сумел — необычайно жестокая политика Тройственного Союза, практиковавшая массовые человеческие жертвоприношения, заставила в решающий момент отвернуться от него всё остальное население. Конец империи ацтеков был лишь вопросом времени.

--------------

РЕЗЮМЕ: исторический роман эпохи американской Конкисты посвящен Любви, перед которой пасует время, и Мести, которую не страшат никакие расстояния. Один из лучших исторических романов, когда либо написанных человечеством. Рекомендуется к обязательному прочтению и несмышлеными новичками, и убеленными сединами мудрецами — каждый найдет в нем свою прелесть и повод для размышлений.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Превосходная книга, затрагивающая одну из глобальных проблем того времени — открытие новых территорий, и связанное с этим истребление коренных народов. Точка зрения автора, разумеется, воплощена в главном герое Томасе, который за годы жизни среди ацтеков полюбил этот многомерный народ.

Прочла я ее, недавно, в отличие от большинства, которые читали ее в юношестве. Поэтому мнение о ней соответственное.

Не буду описывать достоинства книги, т.к. об этом сказано уже предостаточно. Перейду к недостаткам. Ведь у любой, даже классической, литературы они есть.

1) Промежутки и сочувствие герою. Началось все прекрасно, жизнь 16-летнего Томаса в Англии, первая любовь, убийство матери.. На глаза слезы наворачивались. Потом отчаянное путешествие по следам Гарсиа, которое привело героя в страну Монтесумы. Но после этого начались большие «паузы» в повествовании: «и так прошло несколько лет..», «прошло десять лет...». Я понимаю, что в один роман вмещена целая жизнь героя, и если бы господин Хаггард расписал каждый год его жизни, начиная с 16, получился бы местами скучный 20-томник. Но данные паузы лишили меня того, что я люблю в книгах больше всего — сопереживание герою:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
я не испытала практически никаких чувств в моменты смерти Отоми, смерти их сыновей, даже в правосудии над Гарсиа..
Из-за кромсания повествования, я не получила большей части удовольствия от чтения прекрасной книги.

Однако, скорее всего, господин Хаггард и не стремился к тому, чтобы читатели лили слезы по трагичным моментам данной истории, а скорее, чтобы поняли: в те времена все считали индейцев дикарями и варварами (и многие считают так до сих пор), хотя их завоеватели-христиане проявляли варварства и жестокости гораздо больше....

2) Спойлеры! Постоянные спойлеры на протяжении всей книги!!) Даже описание романа начинается со спойлера: «роман повествует о борьбе древнего населения ацтеков с испанскими завоевателями и поработителями — конкистадорами...» Ну, разумеется, это значит, что в конце книги все ацтеки или погибнут, или станут рабами!

Далее. Когда автор в первой главе отвечал на вопрос «почему Томас пишет свою историю» он рассказал о смертях всех значимых для сюжета персонажей. Неужели нельзя было без этого обойтись.. Почему Том Вингфилд не смог оставить загадку на конец своего повествования?!

Написанная прекрасным языком оригинала, насыщенная историческими моментами, несправедливостью, верностью, любовью, местью, и приключениями.. но, увы, не затронувшая мое сердце книга.

Может, нужно было прочитать ее раньше...

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Около часа назад, как окончил чтение рассказа «Дочь Монтесумы», давно хотел прочитать с целю познания ацтекской культуры, дабы понимать чем отличаются инки от майа и ацтеков. Подстегнуло к прочтению и то, что на https://www.litres.ru/ эта книга бесплатна, однако бесплатная версия полна грамматических ошибок, по видимому появившихся в результате сканирования и распознавания, тем не менее читается вполне комфортно. Итак к рассказу..... а он как оказалось так захватывает, что читая его забываешь о времени, читал утром, перед сном, днем, как только выдавалась свободная минута. Конечно рассказ это в целом — драма и это не спойлер, так как исход всех этих приключений в самом начале рассказывает сам автор, от лица своего персонажа Томаса Вингфилда или как его называли жители Ануака — теуль. Являясь поклонником Джека Лондона с его детальнейшими описаниями всего окружающего мира и персонажей, заметил скромность описаний, лишь в общих чертах Хаггард описывает мир, но думаю, что столько смен обстановок, столько различных ситуаций, в стиле Д.Лондона заняли бы много томов бумаги.

Рассказ трогателен до глубины души, приключения не дают скучать, каждое мгновение в рассказе может что-то произойти, что от него сложно оторваться. Рекомендую однозначно.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я довольно долго не решался прочесть хоть одну из книг Хаггарда. Думал что книги в приключенческом стиле, после большого количества прочитанных всевозможных фэнтези покажутся слишком поверхностными или просто направленными на подростковую аудиторию. Но оказалось все очень даже не плохо.

В романе нет детального описания жизни и культуры ацтеков,не так уж и много внимания уделяется описанию жизни главного героя и окружающих его людей, но зато темп выбранный автором не дает долго скучать и дает возможность, хоть и вкратце, узнать об исторических событиях и исторических личностях в ходе завоевания испанцами народов ацтекской империи.

Больше всего меня удивил языковой стиль автора.Было такое ощущение что эту книгу писал наш современник. Хотя возможно что это очень умелая адаптация данного произведения.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх