fantlab ru

Ричард Морган «Чёрный человек»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.38
Оценок:
515
Моя оценка:
-

подробнее

Чёрный человек

Black Man

Другие названия: Thirteen

Роман, год; цикл «Чёрный человек»

Аннотация:

Карл Марсалис — тринадцатый, плод генетических экспериментов, человек, созданный для сражений в последних конфликтах XXI века. Но после второй гражданской войны в США, после раскола Северной Америки на три государства, после голодных бунтов и восстаний на Земле наступил мир, и тринадцатых стали считать опасными мутантами. Кого-то казнили, немногие стали работать на правительство, но большинство сослали на Марс. Когда в Тихий океан падает космический корабль, а внутри обнаруживают изувеченные и наполовину съеденные трупы, полиция приходит к выводу, что один из тринадцатых сбежал из марсианской колонии, и теперь на Земле оказался опасный психопат, каннибал и серийный убийца. Его мотивы неясны, поступки необъяснимы, а жестокость невероятна. Не в силах найти или даже понять столь страшного противника полиция прибегает к помощи охотника за тринадцатыми — Карла Марсалиса. Он еще не знает, что с этим делом далеко не все так просто, а расследование вскоре обернется настоящим кошмаром. Оно проведет Карла по всему дивному новому миру и вплотную столкнет с вопросами о том, где же кроются истоки человеческой жестокости и можно ли вырваться из плена собственных генов.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2008 // Роман

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2007 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 4-е место

номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2008 // Роман

номинант
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2009 // Роман (Великобритания)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книги — Научная фантастика года

номинант
Вавилонская рыбка / Babel Fish, 2020 // Выбор жюри. Произведение (Перевод с английского Ольги Кидвати)

Похожие произведения:

 

 


Черный человек
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Вариант 13
2007 г.
(болгарский)
Black Man
2007 г.
(английский)
Black Man
2007 г.
(английский)
Thirteen
2007 г.
(английский)
Black Man
2007 г.
(английский)
Skorpion
2007 г.
(немецкий)
Trzynastka
2008 г.
(польский)
Trzynastka
2008 г.
(польский)
Thirteen
2008 г.
(английский)
Black Man
2008 г.
(французский)
Varianta 13
2011 г.
(чешский)
Black man
2011 г.
(французский)
Musta mies
2011 г.
(финский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитав аннотацию и начитавшись множества положительных отзывов, которые обещали мне отличный, умный фантастический детектив, да еще про маньяка (все как я люблю), я с удовольствием приступил к чтению. Скажу сразу, это не отличный, не умный, не фантастический и не имеющий никого отношения к детективу роман. «Черный человек» это такая занудная тягомотина, что к финалу я, как потерявшийся в пустыне путник, буквально доползал. Измученный морально и физически.

Ладно, по пунктам:

Тяжело определится с жанровой принадлежностью романа — для жанра фантастика в нем слишком мало этой самой фантастики. Да и та, что есть, не играет никакой роли. Убери оттуда футуристичность — и ничего не изменится. В чем отличие главного героя, геномодифицированного как турецкий баклажан, от обычного тренированного спецназовца не понятно. Боец он, мягко говоря, никудышный, да и умом не блещет. Не понятно, почему его все боятся. И что такое, черт возьми, этот мэш, который постоянно, как пишет писатель «шевелится и напрягается», внутри главгероя?

Для детектива в романе очень слабая интрига. Я не читал ни одного детектива, где бы к главному герою пришел злодей и все ответы преподнес на блюдечке. Остались вопросы? Ну тогда дружно поедем к другому персонажу, который (неожиданно!) оказывается главным злодеем и там уже раскроем все тайны окончательно. А главный герой в это время будет многозначительно поддакивать — «да, да, я так и думал». Что за бред? Где логичные и хитрые умозаключения, где неожиданные повороты сюжета? А нет их.

И самый главный минус — роман чудовищно затянут. То что написано в аннотации занимает треть романа, а могло бы уместится в пролог. Весь роман заполнен псевдостраданиями, заумными разговорами и второстепенными героями (тысячи их!!!), у каждого из которых есть имя ,фамилия и подробная история жизни. Всю эту информацию, я честно пытался запоминать — вдруг пригодится по сюжету. Нет, не пригодилась.

Не буду слишком критичным и все таки отмечу два самых больших плюса:

1) Роман действует на организм как отличное снотворное, только без рецепта и побочных симптомов. Всем кто страдает бессонницей — прошу к ознакомлению.

2) Теперь я могу дать четкое определение слова «бесконечность» лучше всех этих ваших физиков, лириков и философов. Бесконечность — это попытка дочитать до финала романа Ричарда Моргана «Черный человек».

Оценка: 2
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обычный боевик в фантастическом антураже. По такому чтению, соглашусь со многими рецензентами, хорошо низкобюджетные боевики снимать. Главгиры — мутант (так называемый 13й) — негр и турчанка фемка-коп ведут расследование загадочных убийств на Земле будущего. Много разговоров, много тем, много противоречий. Местами очень душещипательно. Особенно забавляет попытки генномодифицированного мутанта разобраться в себе, так сказать, на фоне регулярного трэширования в попытках взбодрить сюжетную линию, которая временами жёстко пробуксовывает.

Сценарий обычный:кровь — любовь — смерть — месть. И всё это на фоне рассуждений о расизме, сексизме, религии обильно сдобренных матом. Затянуто. Скучновато. В финале взрывается настоящий мелодраматический вулкан, больше уместный в каком-нибудь турецком сериале. Хотя начало книги было просто интригующим (весь этот каннибализм в открытом космосе меня явно заинтересовал!), но, увы, далее текст не оправдал моих ожиданий.

А ещё очень не понравилось обилие «псевдолиберальных демократических» идеологем. Республиканцев в книге загнали в так называемый Иисусленд — осколок США, выписанный территорией отсталого мракобесия, «белые» в тюрьме-арийские варвары, почти животные и т.д., и т.п.

Потратьте время на более достойное чтение. Не рекомендую.

Оценка: 3
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начну с сюжета который довольно прост. На Земле оказывается чокнутый психопат с Марса который начинает резню по разным городам. Полицейские решают нанять Карла Марсалиса для поимки маньяка. Карл — тринадцатый, генетически модифицированный военный с довольно циничным взглядом на мир. Большая часть книги отводится приключениям Карла и его напарнице Севджи. Есть все предпосылки для динамичного детектива с густой атмосферой мрачного будущего и каплей киберпанка, но ничего этого здесь нет. Детективная линия очень слабая, экшена минимум, а сюжет ползёт со скоростью улитки. Зато «воды» чересчур много, тут автор прям постарался. Так чем же заняты наши герои все 900 страниц? В основном говорят о расизме, религии, сексизме, ксенофобии, феминизме и т.д. Герои едут на пароме и говорят, стоят на улице и говорят, сидят в машине и говорят. И как так выходит что весь роман вертится вокруг одних и тех же разговоров? Просто Карл — чёрный и мутант, а Севджи — турчанка, женщина, мусульманка и чёрт знает кто ещё. Тема для разговора всегда под рукой.

Автор постоянно кружит вокруг одних и тех же тем как стервятник и это главная проблема романа. Иногда это даже доходит до безумия. Например, каждый второй встреченный персонаж обязательно опишет все округлости Севджи, а если никого в округе нет то и сама Севджи может рассказать о тяжело качающихся грудях.

Роману стоило выйти 30-40 лет назад, когда читателя можно было удивить генетическими экспериментами и проблемами общества. В наше время темы мутаций и социальной несправедливости уже обсосаны и обгрызаны со всех сторон.

Оценка: 2
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

В сущности этот роман — вообще не фантастика. Это нуарный детектив, причем очень слабенький, если сравнивать с классиками нуара, вроде того же Чейза. Фантастика же здесь маячит где-то далеко на заднем плане и заключается только в том, что главный герой — не совсем человек. Если фантастическую составляющую убрать, вообще ничего не изменится.

Но больше всего расстраивает то, что Морган занимается самоплагиатом, и если вы читали «Видоизмененный углерод», то вы найдете здесь много общего. Это касается и образа главного героя (не совсем человек, который раньше был как бы по ту сторону закона, а теперь как бы по эту), и некоторых сюжетных линий, целиком перенесенных из «Углерода». Возможно, по двум произведениям судить не стоит, но мне Морган показался автором одного романа, который он переписывает с небольшими вариациями.

В общем, к прочтению не рекомендую, и к творчеству Моргана лично я возвращаться не собираюсь.

Оценка: 3
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достаточно увлекательный боевик (крутой детектив) в фантастическом антураже недалекого будущего. Главный герой, по повадкам весьма напоминающий Майка Хаммера, ну или Джека Ричера, только черный и генно-модифированный , крошит негодяев приемами боритсу, ой, таниндо (боевое искусство, разработанное для гравитации Марса), успевая позаниматься сексом и регулярно информировать своих собеседников чем он, тринадцатый, от них, губожёвов, отличается. Устройство мира раскрывается через диалоги персонажей, которые ведут их зачастую в самых неподходящих ситуациях, и этот авторский прием достаточно быстро начинает утомлять. Написана книжка явно с прицелом на возможную экранизацию: живописные локации в разных частях света, описания различных стычек (переводчик позабавил выражением «дал подсечку») с непременным объяснением «почему я хочу тебя убить» от главгада (просто убить не комильфо же) — сериал по ней мог бы получится шикарный :-), точно бы стал смотреть.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга Моргана, за которую я взялся. «Видоизмененный углерод» стал для меня хорошим глотком киберпанка. Антураж у романа великолепный, а вот его детективная составляющая, как по мне, немного барахлит. «Черный человек» — это тоже, мне на радость, киберпанк. Тоже фантастика, тоже боевик, тоже детектив. Но только не про Такеси Ковача, а про Карла Марсалиса, генетически модифицированного человека с черной кожей.

У «Черного человека» просто неимоверно крутая завязка. Марс колонизирован и там работают те, кто отбывает наказание или же те, кто просто ищет приключений. Попасть на Марс легко, а вот вернуться на Землю практически невозможно. Челнок, летящий с Марса на Землю при каких-то странных обстоятельствах упал в океан. Спасатели, которые первыми нашли челнок, обнаружили, что криокамеры раскрыты, а люди, которые там находились, были частично съедены каким-то каннибалом. Самого каннибала нету, он сбежал и, судя по всему, сейчас где-то бегает по улицам города. Вопросов у полицейских море. Как так получилось, что посреди полета кто-то выбрался из камеры? Почему на это не отреагировала система слежения челнока? Почему в списках экипажа не было того, что собственно «ожил» и съел других людей?

У «Черного человека» и «Видоизмененного углерода» есть общие черты. Не понимаю, почему Ричард Морган решил поставить своих героев в одну и ту же ситуацию без вариантов? ГГ находится в полной безвыходной ситуации (в ЧЧ Марсалис находится в тюрьме, до которой он выполнял роль наемника), его находят службы и говорят — либо ты дальше сидишь в безвыходной ситуации (в тюрьме Марсалиса процветает расизм, а он, на минутку, черный), либо мы помогаем тебе выбраться из тюрьмы, но помогаешь нам. Естественно, Марсалис выбирает меньшее из двух зол. Задача черного человека понятна — помочь найти того, кто сбежал с Марса. У них даже общее есть — они оба генномодифицированы и возможно даже знают друг друга (Марсалис тоже был когда-то на Марсе).

Первые страниц 200 я получал наслаждение от чтения, т.к. тут мне было все, что я люблю — бесчинства маньяков, боевик, киберпанк. Даже странно было, почему на Фантлабе средняя оценка всего 7,4. Вроде же примерно все то же самое, что было и в «Видоизмененном углероде»?

А вот дальше накал начал падать. Я все же стал забывать, что перед нами в первую очередь детектив, с которым я до сих пор как-то на «вы». Марсалис обзаводится помощниками (знойная сексапильная девушка с турецкими корнями и бывший ревнивый коп), ходит по локациям, спрашивает у возможных причастных, знают ли они что-нибудь о Марсе и мутантах... Морган параллельно основному сюжету рассказывает о мире будущего. Америка распалась на 2 части — Штаты Кольца (продвинутая, современная) и Иисусленд (странная отсталая часть, помешанная на религии). Общество не сильно отличается от нашего. Элитные проститутки называются бонобо, поэтому часть мужчин обходятся спокойно их услугами, даже несмотря на наличие жены. Черным живется плохо, их никто не любит. Мигрантов тоже никто не любит (в том числе и марсиан). Миром, как обычно, заведуют богатые бандиты, которые в угоду своих амбиций могут пойти по трупам. И в какой-то момент мне показалось, что книга даже не столько о самом происшествии, сколько о людях, обществе, идеях. Персонажи любят друг с другом поговорить, рассказать о своих страхах, мечтах, желаниях. И все это жутко растянуто на целых 896 страниц. Затянуто, правда затянуто. А когда еще детектив начал терять нить повествования... Когда людоед оказался всего лишь красивой картинкой с обложки, то стало как-то совсем грустно. Главные злодеи, когда их прижимают к стенке, просят слушателей взять стульчики, сесть кружком, как в садике, и начинают свои слезливые рассказы о том, что все так получилось во благо, ибо по-другому было бы плохо всем, поэтому надо понять и простить. Ну что за детский сад...

За хорошее доброе начало и неожиданный поворот ближе к концу (Морган, ну как так, после многообещающих постельных сцен) поставил роману 7. Но все могло быть гораздо лучше, если бы история про лютого людоеда продолжилась...

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Выбрала его к прочтению, так как он занесён в одну серию книг совместно с Ложной слепотой Уоттса... Думала, уровень научной фантастики тот же... Ошиблась.

Единственное, что есть в чёрном человеке черного, это пигментация его кожи. Ожидала что-то метафоричное, душа там чёрная или что-то вроде, личностную драму какую-то. Но нет, как бы автор ни пытался, этого нет.

Чтобы узнать, стоит ли браться за это произведение, нужно правильно поставить перед собой вопрос — для чего мне его читать?

- если хотите фантастический сеттинг в виде технологичных побрякушек, не несущих в себе особой сюжетной роли

- если хотите много постельных сцен, в которых почти каждый персонаж каким-либо боком задействован

- если помешаны на толерантности и вам важно, чтобы характеристики персонажей книги были прописаны по матчасти

- если интересен лёгкий детективчик

- если хотите расслабиться в спокойном красиво построенном тексте и подремать через четверть часа после начала чтения

Я искала научную фантастику потверже, чем

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
половой орган Скотта в полости Рен
, поэтому мне данное произведение не подошло.

Оценка: 4
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну нет, не дочитал две последние части, тяжело. Фальшивые персонажи, это то же «Углерод» только фантастический сеттинг тут не работает, что он есть, что его нет. Вторая и последняя моя попытка обуздать Моргана. Тут я просто слушал подкаст МФ о лучших книгах ХХІ века, там она упоминалась. Понятно что всё субъективно, но ни фантастики ни детектива тем более нуар я не нашёл Вода вода, кругом вода. И в завершении хочу добавить, по ощущениям всё-таки переводчик тоже чуть подкачал.

Оценка: 2
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга хороша. Тут тебе и экшн и диалоги, и детектив и авторская идея. И все это написано весьма уверенно (Моргану очередной плюс).

Книга по сути о матриархате и патриархате. Споры и рассуждения интересны, это далеко не «повесточка».

Всё остальное — увлекательная фантастическая оболочка.

Прям таки удивительно, что в наши дни можно найти книги, которые можно увлеченно читать.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга оставила после себя щекотливое ощущение. Чуть ли не каждую страницу, восклицаешь про себя – как не глубоко, какая поразительная профанация, какая чушь! Во всем, абсолютно во всем, не знание предмета, клише и продукты масскультуры. Примеры. Черты характеров «альф», по которым он плачет весь роман: не будет такой типаж сотрудничать на равных с женщинами, для таких как он, женщины — это люди второго сорта, единственная женщина, уважаемая такими типами – мать, и потому половина зоновских песен о стареющей матушке; не будет в сексе никаких кунилингусов, для «альфы» быть пи**олизом? И т.д. тысячи примеров. Эгоизм возведенный в абсолют, отсутствие авторитетов, навязывание своего мнения (всегда!) – вот черты этого типажа, не такого уж редкого как он пишет. Сразу возникает понимание – не общался автор в жизни ни с одним подонком, бандитом и им подобными, а образы у него почерпнуты из кинопродукции про типа «крутых» мужиков, всяческих Иствудов и Великолепных Семерок. Бытописание полиции – ужас, как само собой подразумевается, что каждый рядовой мечтает стать детективом – это что за бред? Это, блин, полицейские сериалы. У автора не было с кем поговорить на эту тему? Какой военный гений задумал готовить подразделение из индивидуалистов, не способных к сотрудничеству? Это автор насмотрелся кино. Если бы он служил в любой армии, знал бы — в кино показывают первые два месяца, общую физподготовку. Армия — это дисциплина, подчинение, взаимодействие и взаимопомощь. Как из этих «альф» можно готовить военных? Даже диверсионную группу невозможно. Секретное подразделение у автора за ненадобностью распускают на пенсию, дав в зубы по пачке денег. Чего? Секретоносителей такого уровня на пенсию? У нас женщины из канцелярии СИЗО не могут по пять лет после увольнения в Турцию съездить – невыездные. Не думаю, что в США проще. Этих агентов бы растащили бы по другим конторам и пристроили к делу. Опять же сериалы про обиженных агентов ФБР. Умирающая героиня вспоминает о сопернице предавшей любимого мужчину, но, блин, о замороженном ребенке, из-за которого пять лет судится с правительством – нет. Почему? Автору захотелось показать, как ГГ хладнокровно убьет женщину. Кстати, как красиво у него умирает героиня, с отказывающими органами, под наркотиками — почитывает поэзию 15 века. Да зайди же ты в онкологию – посмотри в ничего не понимающие мутные глаза людей под сильными обезболивающими, посмотри, когда они в сознании полные боли выпрашивающие смерть. Тогда не будешь писать чушь.

Так вот, достаточно приятное ощущение, когда на каждой странице ловишь автора на подобном, а сам себе думаешь, ай да я, какой я умный, а, автор — халтурщик. Что бы еще у Моргана почитать-почувствовать себя таким же умным. Кхе. Кхе…

Оценка на фоне бесконечного вала фантастического шлака – 7.

P.S. Среди ранних рецензий есть замечание по поводу мата в книге. Блестящее ханженство. Когда каждый, каждый, от детсадовца до министра матерятся, чуть ли не через два слова на третье? Но, конечно, хрустально-девственный храм литературы не должен отражать реальность.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман оказался крепким детективом-боевиком. Даже больше детективом. С небольшой фантастической составляющей (генные модификации, колонизация марса, суборбитальные перелеты), которая присутствует здесь больше для декораций, нежели как основа всего произведения.

Описывая героев, как основных, так и второстепенных, автор большую часть уделяет их мыслям и диалогам. Нередко можно увидеть переход от основного повествования к описанию места действия и мыслям эпизодических персонажей. Безусловно это помогает взглянуть на картину с разных сторон, выставляя одних и тех же персонажей то героями, то злодеями. Единственная оговорка, автор так увлекается нецензурной бранью (через которую хочет «приземлить» персонажей, сделать их простыми, живыми людьми со своими страхами и неудачами), что все персонажи начинают сливаться друг с другом, лишаясь индивидуальности. Получается эффект, обратный задуманному автором.

Сюжет детектива не сказать, что сильно закрученный, неожиданных поворотов ждать не стоит. Я бы назвал его стандартным. Тем не менее на фоне описываемого мира он становится интересен. Все крутится вокруг генно-модифицированных солдат, так называемых «тринадцатых», которые были созданы специально для того чтобы убивать.

Про эту самую модификацию «тринадцать» и концовку романа хочется сказать отдельно. Автор через мысли и диалоги героев много размышляет о том, куда катится мир. В романе есть описание мира будущего, который не сильно отличается от нашего. Проблемы расизма, сексизма и религиозной ненависти автор рассматривает отнюдь не в мире будущего. Он относит их к миру настоящего. Также автор говорит о ненависти к «тринадцатым» и пытается ответить на такие вопросы как: почему их угнетают? чем они отличаются от остальных? за что их боятся? зачем их создали? И отвечая на эти вопросы, приходит к неутешительному выводу: человечество деградирует, переходя к состоянию массы, безиндивидуального стада, которым легко управлять. И происходит это под влиянием внешней среды на генном уровне. Для этого и были созданы «тринадцатые», которые могут действовать, не оглядываясь на мнение общества.

Концовка романа произвела на меня неизгладимое впечатление. Причем больше не из-за детективной развязки, которая оказалась довольно неожиданной, а из-за ответа на вопрос: чем на самом деле являются «тринадцатые».

Итог: хорошее, крепкое произведение, которое удерживает интерес на протяжении всего повествование, а в конце накрывает с головой.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Решил начать читать Моргана с этого романа. Книга мне не понравилась, несмотря на многочисленные положительные отзывы. В ней от фантастики, тем более научной, меньше, чем от боевика или детектива. Но самое главное — книга показалась очень скучной и затянутой. Действительно, под нее хорошо засыпать. Автор, видимо, мастер лить бесполезную воду в своих произведениях. В общем, разочарован как от этого романа, так и от автора.

Оценка: 5
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне трудно однозначно охарактеризовать эту книгу.

Для детектива здесь слишком неубедительная и затянутая детективная линия. Автор (а вместе с ним и герои) большое внимание уделяет различным реконструкциям, схемам, технически навороченным способам воспроизведения преступлений. Но практически не показана работа ума, анализ, сопоставление имеющихся улик. Главный герой большую часть книги выступает в качестве приглашенного консультанта, но что он делает? Мотается по разным городам без особой схемы, говорит с разными не знакомыми читателю людьми, если и делает какие выводы, то молча, не особенно делясь предпосылками своих умозаключений. Да и цель свою он находит во многом благодаря случаю и немотивированному упорству. Да, дальше автор все же делает интересный сюжетный поворот, показывающий двойное дно происходящих событий и настоящих антагонистов истории. Но даже тогда не удается избежать синдрома «а давайте-ка злодей перед смертью подробно расскажет о своих преступлениях». Герои же будут поддакивать и утверждать, что они обо всем этом уже догадались.

Для боевика здесь не так много боевых сцен и перестрелок — с учетом объема книги. Есть весьма хорошая, пусть и немного однообразная боёвка. Но она тонет на фоне многочисленных разговоров, размышлений об обществе, людях и политике.

Для собственно нуарной драмы в фантастических декорациях, для которой абсолютно уместны рассуждения о несправедливости жизни, острых общественных и политических проблемах, здесь не самая убедительная проблема «тринадцатых». Автор рисует достаточно интересный и правдоподобный мир, с вполне достоверными проблемами и реакциями людей. Но тринадцатые, эти чудовища номер один для описываемого мира. В их проблему просто не верится. Главный герой (и иные тринадцатые) не проявляют никаких особенных качеств, которые не могли бы быть объяснены обычной профессиональной военной подготовкой и жизнью с самого детства в военных лагерях. Ничего такого, на что не были бы способны обычные люди, помещенные с детства в такие же условия. Они не выглядят «не людьми». Именно поэтому многие реакции и рассуждения кажутся такими неубедительными. Да у автора тот же расизм куда убедительнее вышел. Или мировоззрение жителей разделенной Америки.

Что ещё. Достаточно толерантная по цвету кожи персонажей книга. Среди положительных героев — только один светлокожий. Автор как бы противопоставляет этот факт поднятой в книге проблеме расизма. И весьма остроумно обыгрывает смыслы словосочетания «чёрный человек».

История очень объемная, затянутая даже. Интерес к происходящему периодически теряется, равно как и к персонажам. Светлым пятном выглядит описание событий в больнице, там происходящее действительно цепляет. Да и финал после этого получился напряженным, интересным и не сбавляющим оборотов. Но этого все же недостаточно.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Занятная вещь прочтение отзывов о только что прочитанном произведении (но никак не «до«!) — сколько смыслов каждый человек открывает, одному ему ведомых и близких.

Касательно романа — однозначно зашёл, если не придираться (но я и не собираюсь этого делать). Также отмечу, что я не особый поклонник киберпанка, но тем не менее это не помешало наслаждаться чтением.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Черный человек» Моргана — триллер про генетически модифицированного убийцу Карла Марсалиса, который охотится за такими же, как он, ведь общество, сконструировавшее их, теперь их боится и отправляет в резервации на Марс. По ходу дела он вместе с женщиной-копом Севджи и ее напарником Нортоном в качестве наемного спеца оказывается вовлечен в погоню за прилетевшим с Марса каннибалом. Однако жуткие преступления — лишь следствие, слабый отзвук геополитических проблем в мире, где полно фракций генетически модифицированных людей, ведутся скрытые эксперименты и враждуют остатки США.

У меня очень смешанные чувства от романа, причем это не означает «роман так себе», это означает противоречивость впечатлений. С одной стороны, Морган пишет круто, туго, напряженно, словно двигает вперед локомотив. Сетап очень неторопливый, обстоятельный. Это нуарная проза, но сильно перемешанная с длинными загонами про падение маскулинного мира, что автора явно беспокоит, и власть генетики над поступками людей. Драматические, сложные отношения героев тоже идут в плюс, как и обработка Bladerunner.

С другой стороны, он будто писал опус магнум, рассказывая про расизм, столкновение двух подходов «военного» (мужского) и «договорного» (женского), свободные эксперименты над геномом по воле властей, и этот вес порой начинает давить. Местами сложность мира передается через почти предвыборные речи героев. Раздражает и фатализм, который Морган вкладывает в уста Карла Марсалиса — он постоянно утверждает, что убивать его заставляют гены, но при этом великолепно подавляет эти стремления с помощью контроля разума. Точно так же опровергает болтовню про договороспособный «женский» мир будущего коп Севджи, чья специальность как раз отвязный «экшн» и убийства, а не разговоры. Фатализм не подтверждается ни реальностью, ни поступками героев. Нуарная предопределенность вступает в конфликт со сложностью реальности, где «репликанты» осознают себя и делают свободный выбор, а не тот, что «предопределен» генами. Морган тут хорош, но он словно не определился до конца, что об этом думать, и тень неуверенности ложится на роман, более перегруженный, чем этого требует жанр. Но работа интересная.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх