fantlab ru

Майк Гелприн «Хармонт. Наши дни»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.60
Оценок:
150
Моя оценка:
-

подробнее

Аннотация:

Многое изменилось в Хармонте с тех пор, как сталкер Рэдрик Шухарт вынес из Зоны «Золотой шар»... Нет Рыжего, умер Гуталин, уехал из города Дик Нунан. «Черные брызги», «пустышки» и «булавки» приносят скупщикам хабара уже новые сталкеры. Весь теневой бизнес подмяла под себя криминальная империя Карла Цмыга — сталкера по кличке Карлик. Подросла дочь покойного Гуталина — Сажа, вернулся в город эмигрант Ян Квятковски... Но главное — изменилась сама Зона.


В произведение входит:


7.63 (58)
-
2 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 261

Активный словарный запас: высокий (3087 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 63 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 34%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2015 // Крупная форма (роман)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Хармонт. Наши дни
2014 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Понравилось:

- Подражание стилю маестро

- Вполне подходящее продолжение истории

- Атмосфера

- Персонажи

Не понравилось:

- Не увидело свет продолжение продолжения истории ( третья часть)

Вывод: вполне годная интерпритация дальнейших событий в мире Посещения

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

К фанфикам отношусь очень сложно. С одной стороны, признаю их право на существование, хотя бы потому, что на них есть спрос. С другой стороны, не могу считать их полноценными произведениями ибо, как ни крути, они вторичны.

К фанфикам по Стругацким отношение ещё более неоднозначное. Это ведь не просто вариация на тему существующих миров, а вариация на тему любимых миров. Автор, берущийся за такой фанфик, заведомо ставит себя в невыгодное положение, рискуя наступить на все больные мозоли всех читателей сразу.

За последние лет 20 я прочитала огромное множество вариаций на тему «Пикников», «Улиток» и «Понедельников», начиная с самого первого «Времени Учеников» в девяностых и заканчивая всем, что под руку попадалось разнообразного качества. Ощущения от прочитанного тоже испытывала довольно разнообразные — от полного неприятия до читательской обиды. Не так, не то, зря, и зачем? Очень редко попадалось то самое, в общем, то ради чего стоило тратить уйму времени на поиск иголки в стогу сена.

«Хармонт. Наши дни» и есть такая иголка.

Мне сложно оценивать фанфик, может именно поэтому чувствую необходимым приложить к оценке свой отзыв. Таким образом, не меняя своего отношения к фанфикам в целом, ставлю этому роману десятку в частности.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Хроники Хармонта» или «Книга, от которой идут слезы».

Да именно так, причем без смеха. «Хармонт. Наши дни» — это наверно чуть ли не единственная книга, над которой у меня не раз скатилась слеза по щеке. Книга, которая смогла тронуть меня до глубины души. Не читал я до этого произведений Майка, только слышал о них. Не смотря на в основном положительные отзывы о творчестве Гелприна, я сомневался в качестве романа. Ведь не смотря на недосказанность оригинального «Пикника», роман Стругацких именно закончен. А продолжения его — это возможности вновь окунуться в мир «Первого сталкера». Видно литература, в том числе и сам автор, совместно с романом «Хармонт. Наши дни» решили меня уложить на лопатки все цело и сделать так, чтобы я не поднялся. Книга получилась не просто лучше того, что я ожидал, а в энное количество раз выше по атмосфере, эпичности и жизненности. Далее постараюсь осуществить невозможное, а именно рассказать вам вкратце обо всем.

О строении книги хотелось бы сказать то, что она состоит из трех частей. Временных отрезков. Отрезков доверху наполненных жизнью, любовью, смехом, слезами и смертью. Каждый отрезок времени, заключенный в части книги, достоин сам по себе «зваться великолепным», а вместе это еще один удивительный шедевр нового межавторского проекта.

Мир в романе идентичен миру «Пикника на обочине» братьев Страугацких. Я со смелостью назову книгу достойнейшим наследием, причем как в литературном мире, так и в мире книги. Стругацкие оставили нам шесть зон. «Троянский конь – вот что это такое, шесть Троянских коней, разбросанных по Земле, наглых, неуязвимых, до поры затаившихся». Шесть зон активно живут и развиваются в романе Майка Гелприна, но ведется рассказ об одной — Хармонтской. В ней все осталось по-прежнему, есть сталкеры, есть артефакты, есть аномалии, в целом все то, что лежало у истоков «Пикника». «Когда дело касается Зоны, любая гипотеза, самая, на первый взгляд, правдоподобная, может оказаться неверной». Красивые строки Майка говорящие о том, что даже смелые читательские предсказания могут быть не верными, не смотря на то, что как мне показалось, в романе зона развивается логически, всецело, как и завещал профессор Пильман.

О языке автора сложно говорить. Потому-что, чтобы я не написал, все это будет банально. Главное, что стоит сказать, что «Хармонт» написан очень серьезно. Серьезное литературное произведение, которое, хочется читать! Произведение, которое написано, не только жизненно, но и трогательно, глубоко берущее за душу.

О сюжете можно говорить долго, при этом деля его на части, имена, события и года. Но в книге он начинается с того, что умирает сталкер Гуталин (тот самый) и подзывает к себе Шухарда (любимого всем Рэда), и раскрывает ему свой секрет (узнаете прочитав). Но сюжет романа не о Рэде. Сюжет нам расскажет историю двух братьев Квятковски: Яна и Ежи. Охват сюжета позволит нам узнать о двадцати шести годах их жизни. И об этих годах жизни всего Хармонта. Помимо братьев в романе существует множество почти столь же главных героев, чьи судьбы не менее интересны. Если присмотреться, то в судьбах героев книги, можно увидеть отражение множества людских судеб.

О финале книге можно сказать, что «лучшей концовки у этого произведения быть не могло». «Хармонт. Наши дни» — эта книга, которую захочешь перечитать. Книга написана не на один день, она написана на года. В итоге перед нами очень серьезное, достойное творчества мастеров — Стругацких произведение, которое должно быть в библиотеке у каждого читателя фантастики.

(Говоря отдельно о серии «Пикника» мне хочется сказать, что авторы взяли очень большую высоту. Хочется, что бы они не снижали ее и писали только вверх!)

Оценка: нет
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не люблю фанфики.

Нет, не так. Я не люблю фанфики на самоценные, самодостаточные вещи. На произведения, в которых авторы сказали всё, что хотели. Для которых не требуется дополнительная расшифровка.

Так, например, вполне допустимы продолжения Толкина. Ведь ВК — это, собственно, не литература, но просто очень хороший манифест служения Свету и борьбы с Тьмой. Разумеется, в том смысле, как Профессор понимал Свет и Тьму. Потому фанфик по «Властелину Колец» не может испортить оригинальное произведение, ведь трактовки манифестов не только допустимы, но и желательны. Необходимы для верного понимания.

Не то произведения Стругацких. Когда закрываешь очередной том, переворачиваешь последнюю страницу очередной повести, становится понятно: продолжение не требуется. Всё, что надо читателю знать, он уже знает. Именно этим, кстати, объясняется обилие споров по произведениям Братьев. Все читатели всё поняли, только каждый по-своему, и теперь стремится донести Единственную и Неповторимую Истину до ревизионистов и догматиков.

Вернёмся, однако, к роману.

Впечатления у меня крайне двойственные. Их очень много, они разнообразны.

Герои.

В романе присутствуют действующие лица двух видов: перешедшие по наследству из оригинальной вещи Стругацких, и новые, изобретённые автором.

Между ними огромная, принципиальная разница. Герои Стругацких присутствуют, максимум, в виде схемы или функции. Их, собственно, и вовсе нет. Они появляются для некоторой авторской надобности и исчезают, едва становятся не нужны. Создаётся впечатление, что автор старался как можно скорее порвать с прошлым, с первоначальным миром Хармонта, и заполнить его героями собственными.

Которые чудо как хороши. Которые просто великолепны. Разные, отличающиеся нюансами характеров, они живут и действуют, в самом деле, как живые люди. Какого персонажа не возьми — всякий удача. Всякий сложен, всякий поступает так, как ему и должно поступать. Не в силу авторского произвола, а в силу внутренних побуждений. В общем, знакомиться с ними было интересно.

Может быть, это сделано осознанно. Не будучи критиком и не имея соответствующего образования, я не в силах словами объяснить, зачем применён подобный метод. Могу заподозрить только, что всякий уважающий себя писатель — а хотя бы и литератор! — должен всячески бежать повторов. Здесь — повторов персонажей. Да и нехорошо это — взять не только мир, но и героев.

Вот каких повторов автор не смог избежать, так это сюжетных параллелей. Первая сцена романа мне вообще не понравилась настолько, что я чуть не отложил книгу. Я могу примерно представить, для чего она понадобилась, но всё равно, такой подход мне активно не по душе. Кстати, это только первый повтор, будут и другие. Попытка иными мотивами объяснить оригинальную схему? Не знаю. Таких повторов, повторяю, не один и не два.

Кстати.

Язык Стругацких невероятно силён. Настолько, что пробиваются периодически текстуально почти точные отсылки к другим произведениям. Не стараясь специально, я нашёл слова из «Обитаемого острова» и «Волны гасят ветер». Или это пасхалки?

Кстати второй раз. Для романа, написанного в спешке, в тексте на удивление мало языковых ляпов. По большому счёту и совсем нет. В одном месте я обнаружил повторяющие эпитеты для описания персонажа, в другом — точный повтор описания артефакта. Точный повтор, не обусловленный необходимостью. Понятно, что точный повтор образа иногда оправдан. Но не всегда. Смею надеяться, я уже научился эти случаи различать.

Также текст грешит иногда объяснениями. Авторский всевидящий взгляд, который так просят не использовать импортные литучителя. И я склонен с ними согласиться. Абзац — другой авторских реминисценций — куда ни шло, но страница или даже несколько — многовато. Такие вводные либо промежуточные части лучше, наверное, пускать через действие или диалоги. Впрочем, это тоже не слишком страшно.

Вот что мне не понравилось, что заставило собираться с духом для сочинения отзыва, так это идейное наполнение произведения.

«Пикник на обочине» — о чём он, на мой взгляд? О смысле бытия в самом широком понимании этого слова. О судьбах людей, которых давят обстоятельства жизни. Кто-то борется, кто-то ломается,кто-то становится зол на весь свет. А кто-то пытается этот свет спасти.

«Хармонт. Наши дни» — история одной секретной операции. И всё. Конечно, он обвешан разными вкусными вещами, что и неудивительно, но в целом он весь — история внедрения и работы секретного агента. Каковая работа почти закончилась успехом. Или даже без почти.

Кроме того, название выглядит слегка издевательством. Оригинальная вещь предлагала читателю Тайну. Да, люди большей частью дрянные создания, переполненные мелкими страстями, отягощённые злом и переполненные предательствами, но в их жизни есть она — страшная, ужасная, отвратительная, но Тайна. В рассматриваемом романе эта тайна сведена до фона, на котором разворачиваются гангстерские разборки, мелкотравчатая или высокая, без разницы, политика, войны наркобаронов и прочие очень важные, но на редкость приземлённые дела.

И само Посещение — всего лишь экспансия с Денеба.

Вообще, финал — плох. Плох метафизически и мировоззренчески. Автор умело обставил его словами, этого отнять невозможно, и слова эти даже хватают за душу, но...

Возможно, правда, что я не умею читать и косноязычен, так как мысль не даётся в руки. Почему же так хочется — всем, кто делал это всерьёз — закончить историю Посещения бомбой? Так поступили АБС, так поступили они же — в соавторстве с Тарковским. И вот теперь — Майк Гелприн.

Оно хорошо, любого, кого мы не понимаем, бомбой по макушке, но как-то это... безысходно, что ли? Так будет всегда и нет никакой надежды?

В общем, и труба пониже, и дым пожиже. Это не укор. Стругацкие настолько велики, что эпигоны обычно ползают на уровне первого этажа. Какие уж там трубы. Здесь же налицо попытка, и она зачётна. Заслуживающая всяческого уважения попытка. Если, конечно, забыть о финале.

А вот Мартышку я расшифровал не с первого упоминания. Ужас.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тот случай, когда можно сказать — крепко сделанная вещь. Автор пытался добросовестно решить поставленную перед собой задачу и решил — в меру способностей (а они у него есть). И это уже немало в наш век скороспелых халтур.

Любопытна структура истории — у меня построение сюжета вызвало ассоциации с «Богачом, бедняком» И. Шоу.

Полноценно прописанные герои.

Но читать к средине романа становится скучно. Почему?

Как мне кажется, излишнее стремление сделать, «как у Стругацких», сыграло с автором злую шутку. Дело в том, что у братьев всё было оригинально: и идея (при этом не одна), и мир истории, и даже герой. Ведь Шухарт, как тип положительного героя, для советских читателей был непривычен. А в этом романе всё вторично, кроме обилия новых персонажей, что не добавляет интриги, а, скорее, размывает её. В частности, очень странный персонаж Мелисса. Места ей в романе отведено много, но вот мотивации этой, с позволения сказать, барышни, я так и не понял. Роль в сюжете понятна — шпионит за злодеями, чтобы потом их разоблачить — но вот ради чего сам персонаж, как личность, обрекает себя на такую бессмысленную жизнь? Или она сексуальная мазохистка?

Поэтому возникает прогнозируемый вопрос: продолжение-то «Пикника» есть, но вот для чего оно написано? Автор не удивил, идей Стругацких, на мой взгляд, не развил, а концовка и вовсе разочаровала банальностью.

Но сильно критиковать автора не хочу. Попытка не пытка, и попытка достойная уважения. Была бы «изюминка», вышла бы сильная вещь. А ещё бы поменьше бытовой «хроники» и побольше оригинальных ходов. К сожалению, вышло вторично, без нерва, который бьётся у Стругацких. И чем ближе к финалу, тем больше отработанных приёмов.

Тем не менее, поклонникам творчества Стругацких я бы рекомендовал прочитать. Хотя бы для того, что бы подумать: а какое бы они написали продолжение? Я имею в виду, не братья, а сами поклонники. )))

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

С первых страниц роман покорил меня тем, что развенчал Золотой шар как источник чуда. Желание Рэдрика Шухарта не исполнилось, апокалипсис не состоялся. Шары оказались всего лишь одним из артефактов зоны с неясным функциональным назначением. Никто обиженным не ушел, потому что никому счастья даром дано не было. А дано было что-то другое, столь же неуловимое, но с другой полярностью. Зона перестала быть вещью в себе, у нее обозначилась собственная задача.

Вместо свалки инопланетного мусора перед нами предстает оружие замедленного действия. Из безразличного инопланетный разум становится враждебным. Так тоже может быть. Ведь у Стругацких никто ничего о зоне толком не знал. Таскали хабар, изучали, но к пониманию не приблизились ни на шаг. А у Гелприна понимание наступило — зона свои намерения обозначила настолько явно, что прятать голову под крыло оказалось невозможным. Инопланетная экспансия — генетическая интервенция плюс захват территории. Вещь в себе оказалась бомбой с часовым механизмом.

В какой-то мере это упрощение первоисточника: в «Пикнике...» была загадка и надежда, в «Хармонте...» не осталось ни того, ни другого. Роман плавно вырулил к любимому голливудскому сюжету о героях, спасающих человечество от инопланетных монстров. Ирония ситуации в том, что окажись на Земле такие вот зоны-захватчики, останавливать их действительно пришлось бы усилиями героев-волонтеров. Спецслужбы заняты играми с наркомафией, армия может предложить только стандартные стратегические планы, пригодные для уничтожения земного противника. С необычной опасностью бороться некому, на граничном рубеже оказываются конкретные люди, которым здесь жить.

Первоначальный план сугубо армейский — подкрасться под личиной «своих» и взорвать центр управления противника. Судя по провалу предыдущих военных акций, взорвать вряд ли получится — зона земное оружие нейтрализует на раз-два. Но волонтеры на дело идут. Среди них есть сталкер — человек, который разговаривал с зоной. Здесь прячется маленький лучик надежды. Вдруг они что-нибудь придумают, вдруг сумеют найти подход к тому, что управляет зоной. Но это будет уже совсем другая история, и не факт, что эта история нужна.

Стругацкие показали беспомощность человеческой науки в познании предметов неземной культуры. Гелприн продемонстрировал беспомощность армии в деле защиты человечества от инопланетного вторжения. Финал «Хармонта...» еще более безнадежен, чем финал «Пикника...». Но все-таки это открытый финал, герои готовы к действию, они понимают ограниченность своих возможностей и отчаянно хотят спасти тех, кого считают «своими».

На мой взгляд, «Хармонт...» является весьма удачным продолжением «Пикника...» Он позволяет взглянуть на созданный в первоисточнике мир под другим углом зрения, с позиции людей сегодняшнего дня. При этом автор демонстрирует бережное отношение к первоисточнику, выдерживает заданную им структуру текста. Две эти книги особенно интересно прочитать одну за другой, чтобы сложилось целостное впечатление с учетом изменившихся реалий жизни.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Здорово. Роман не разочаровал. Именно такое продопжение известного романа АБС, на мой взгляд, самое лучшее. Хотя во многом для меня неожиданное. Уход со сцены Шухарта... Когда я читал «Свои и чужие», то думал ну вот завязка так завязка. Рэдрик щас всем... Но автор решил по другому. И на мой взгляд неплохо решил. Новые герои не хуже как минимум.

Конечно я соглашусь атмосферы «ТОГО» пикника нет. И правильно. Есть атмосфера «ЭТОГО» пикника. Иначе получилось бы слепое подрожание великим братьям и книга бы стала провально скучной. А Гелприн сделал Продолжение, да-да именно с большой буквы. Я не люблю слово- фанфик, но если хотите то этот роман Фанфик.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не буду преувеличивать, атмосферы ТОГО «пикника» в романе нет. Но Гелприн сделал всё, чтобы к этому приблизиться. А именно — сделал самое главное. Роман Гелприна одно из очень немногих стелкер-произведений, в которых видна попытка написать о людях, а не просто о Зоне.

Правда, первую половину романа мне казалось, что попытка не задалась. Ибо правдоподобными яркими образами получились лишь пара-тройка персонажей, но происходящее далее с этими персонажами всё вытянуло.

Да, более грубо, чем у Стругацких. Более прямо. Вопросы морального выбора озвучиваются в лоб, а не доводятся до читателя в силу его, читательского интеллекта. И выборы эти более личные, эгоистичные. Но всё же — всё это есть.

Прямой стилизации под «пикник на обочине» нет, но из кучи книг серии проекта «сталкер», эта — одна из самых сильных и близких к оригиналу по ряду акцентов.

Так же в плюс — основная интрига и её последствия. То, чем оказалась Зона и как повели себя люди.

Ещё в плюс — стиль, в котором выдержан роман. Жёстко, лишних без сантиментов, но при этом с проявлением человечности кем-то из героев редко, но к месту. Ибо так это в жизни и бывает. Редко. И потому бросается в глаза и «цепляет» душу.

Очень понравилось.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Предыдущие ораторы, вы хоть в свои отзывы-то вчитайтесь — честно перечисляете сюжетные ходы, большая часть которых эпигонски отменяет или отупляет наработки, намёки, и, что хуже всего, неоднозначности АБС, — и при этом выставляете оценки выше среднего. Роман же — небольшая вариация жеванной 1000 раз жвачки-боевика. Один плюс: как написал 2014-03-11 george1109 «быстро увести героев АБС со сцены» — ага, чтоб не позориться перед любителями АБС измышлениями дополнений к образам персонажей.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Хармонт. Наши дни» – лучшее, что случалось с книжным циклом «Пикник на Обочине». Это очень правильная, хорошо написанная, трогательная история, которая лично меня не оставила равнодушным. Герои Стругацких – присутствуют. Они лаконично вписаны в текст, раскрыты и вовремя убраны со сцены. Действия происходят в две тысячи четырнадцатом году, так что вполне логично, что тот же Рыжий мог попросту не дожить до этого времени. В романе совсем нет экшена, но его интересно читать. Он – ближе всего по духу к оригинальному произведению. Гелприн проделал великолепную работу. Спасибо ему за это. Тираж романа тяжело отыскать в бумаге, но электронную версию на «LitRes.ru» – никто не отменял.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну, ребята, доложу я вам — вот это Книга! Очень и очень достойное продолжение истории о Пикнике...

Во-первых, повествование очень динамичное и энергичное. Интерес к событиям постоянно пляшет на верхней планке, от текста отрываться не хочется, и на ночь отвалился от книги, уронив её пару раз на переносицу, с явным сожалением (изругал кота за то, что тот, собака серая!, не дал выспаться предыдущей ночью, иначе фиг бы я сдался!).

Во-вторых, громадный плюс автору за то, что не стал спекулировать на стопроцентно выигрышной теме Редрика Шухарта, а вместо этого, сохранив в действии и развитии некоторых старых, ещё стругацких, персонажей, ввёл в повествование новых, но совершенно гармоничных с мегатекстом Пикника... героев. А Шухарта сделав просто точкой между книгами. И второе спасибо за Марию Шухарт, за Мартышку!

Третье, судьбы уже знакомых читателям персонажей продолжились совершенно естественным для них образом, ни одного противоречия я в этом смысле не обнаружил. В том смысле, что ни один из уже знакомых читателю героев не повёл себя как-то совсем уж неожиданно и революционно, развернув свою судьбу под прямым углом и сделав её неестественно перпендикулярной поверхности. А судьбы новых героев книги опять-таки написаны так, что кажутся естественным образом происходящими из предыдущего канонического текста повести и просто дополняют уже известные нам события.

В четвёртых, автору удалось сделать то, что редко кому до него удавалось — он написал книгу так, что внутри всё время сидело совершенно особое отношение/состояние. Вот если кто-то написал там фанфик более-менее удачный, то как бы внутренне спрашиваешь его автора, что, мол, ну давай, покажи мне, что ты там придумал про это... В данном случае Гелприн не придумывает ничего нового и неожиданного, но как бы просто тебе рассказывает то, что он где-то как-то от кого-то (хоть и от самих братьев!) узнал, что там было дальше. Мастерство и правдоподобие, с которым было изготовлено продолжение Пикникового мира, таково, что как будто и не было этих десятилетий расставания с ним, как будто ты просто вернулся туда, в Хармонт, в Зону, в «Боржч» и в эту невыносимо томительно зовуще-привлекательно знакомую атмосферу...

Наконец (ибо всё равно надобно ставить конец своим восклицательным знакам), Майк и концовку своего «Хармонта...» сделал совершенно в духе отцов «Пикника...» братьев Стругацких — открытый финал в данном случае как раз только добавляет плюсов и правдоподобия. А также оставляет возможность для любителей пофантазировать на тему дальнейшего развития этого постпикникового мира — может быть кто-то и дерзнёт написать уже постгелпринский мир, объединив тему Пикника... с постапокалиптикой?..

Однозначно 5 баллов, однозначно в любимые и в готовность перечитать, однозначно в поиски и приобретение книги в бумажном варианте — с тем, чтобы заслуженно поставить на полку с книгами самих Стругацких и с трёхтомником их миров...

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга хорошая.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но есть косяки: Сына Карлика в первой и третей части зовут Артуром, а во второй он почему — то Арчи.

Автор сам не разобрался как работает артефакт «рачий глаз», в первой части он определяет собеседника носителя «рачьего глаза» по принципу свой — чужой. А в третьей части «свой — чужой» по отношению к Зоне.

Косяк был ещё с посадкой Яна во второй части. Ян зять Карлика. Сажа — дочь Карлика (и при том на тот момент беременная), не разрешил бы Карлик сажать Яна на три года, Карлик хозяин города и вся полиция и суды были у него на окладе.

Мотивация Меллисы вообще не понятная. Что она делала 15 лет, для чего.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кукушка летела в космосе, ища гнездо. Ей приглянулась голубая планета, и она сделала кладку. Через некоторое время кукушонок (или кукушата, не суть) вылупился и принялся за своё извечное дело. Людям на Земле стало хреново, но среди них, как всегда, нашлись герои, которые решили взорвать кукушонка. Дело это было непростое, и такой конец романа вызвал восторг у ряда читателей – тех, что любят открытые концы.

Концовка, конечно, интересная, но никак не открытая. Все факты в романе говорят однозначно – ни хрена у героев не выйдет. Пусть удастся заложить взрывчатку. Чем часовой механизм лучше ракет на понтонах? Кукушонок нашёл управу на ракеты, найдет и на часовой механизм. Чуть интереснее сложилась бы ситуация, если б герои решились на подвиг камикадзе. Но тогда кукушонок придумал бы, как нейтрализовать взрывчатку.

А интересна концовка тем, что люди в ней вели себя естественно. И герои-камикадзе тоже. То есть тупо, со слепой верой, что на каждый … найдётся … В отношениях между людьми это работало. Здесь – нет. Потому что не надо, как говаривали АиБ, навязывать инопланетному разуму человеческую психологию. Пришёл человечеству конец. Кому такая концовка интересна?

Мне – нет. Но автор честно продолжал развивать мир Стругацких. Найдя, как и положено, другое объяснение Зоне. Да не просёк момент – слишком крутой вариант он избрал, и методами из боевиков из него не выбраться. Мощной инопланетной Силе могла противостоять только… Правильно – Сила Земли. Та, что всегда Иванушкам-дурачкам помогала. Которая со всей своей живностью заодно. И никакая хитрость без Силы не поможет – враг разумен. Мысли героев читает легко.

Мне кажется, что автора подвел первоисточник. Зона там благоволила сталкерам – особым Иванушкам-дурачкам. Но в Пикнике Зона не проявляла агрессивности за своими пределами. Она была тайной, и таинственная атмосфера пропитала всю повесть (роман). От неё исходило ожидание чуда. А в романе автора Зона – Кукушонок, выбрасывающий из гнезда всех землян, а значит – угроза и самой Земле. И пусть избранные Зоной люди были ей нужны для нехороших дел. Они оставались землянами, и вполне могла матушка Земля кого-то из них своей силой наделить. Представляю, как Сажа с Мартышкой Зону укрощают… Шучу.

Это не обязательно показывать явно. Наметить контурно, применить штриховку, как любит автор. Но показать.

И даже в таком виде роман вполне заслуживает восьмёрки. Читался легко, на одном дыхании. Слегка угасшая в начале третьей части интрига потом вновь набрала обороты и прибавляла до самого конца. А какие герои! Чего стоит одна Мелисса. Какое отвращение она у меня вызывала! Я и сейчас думаю – всё-таки что объясняло её поведение: одержимость идеей или мутация – врожденное предательство? Прямо Миледи.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Человек – существо противоречивое, но по большому счёту простое. Ну конечно же, хочется всего и сразу, хотя подавляющее большинство «человеков» понимает, что так никак не получится. Приходится довольствоваться тем, что есть — вот хотелось, чтоб Стругацкие написали не одну повесть «про Хармонт и Рэдрика Шухарта», а приходится читать роман Гелприна… Конечно, Майк рассказчик совсем неплохой, но вот как роман по одному из любимых (им, мной и многими другими читателями) миров АБС написал, неизвестно – обмануться боязно!

Книга прочитана. Можно сказать, это прямое продолжение повести Стругацких. Сначала даже с теми же действующими лицами – спецагент Р.Г. Нунан, Рыжий Шухарт, Гуталин и прочие. Часть 1 (1989-1991 годы): всё, что можно, из Зоны уже вынесли. Умирающий Гуталин просит освободить из тюрьмы Шухарта, чтоб отдать ему карту запрятанных в Зоне артефактов. Попутно выясняется, что пресловутый Золотой Шар – совсем не то, что про него говорят… Освобождённый под залог Шухарт идёт в Зону, он «свой» для неё – это определяет «рачий глаз», ещё один артефакт (как бы пропуск «свой-чужой»). «Никакой это был не пикник…» — дрались тут полицейские и бандиты из неведомого мира – появляется такое вот объяснение феномена. На авансцену выходят главные действующие лица – братья Квятковски, четырнадцати и двадцати одного года, об их жизни в течение четверти века и будет речь в дальнейшем. Причём повествование начинает приобретать черты боевика.

Часть 2 (2001-2002): Ян Квятковски осуждён на десять лет тюрьмы, младший Квятковски становится Ежи Пильманом – приёмным сыном того самого Пильмана, впоследствии — аналитиком МИВК. Некоторые эпизоды работы института перекликаются с первоисточником, гибель Антона Голикова от «серебристых нитей», к примеру. Ничему не научились эти учёные за двадцать лет… Современная деталь – плантации мака и конопли в расширении Зоны, героиновая война в Хармонте! С появлением Мелиссы Нунан, дочери того самого Нунана, входит в роман «любовная» линия. Независимая журналистка оказывается (естественно) спецагентом, действие «боевичка» разворачивается, книга всё ближе к тому, чтоб зачислить её в бесконечный ряд множества «фанфиков».

Часть 3 (2015): доктор Ежи Пильман уже ведущий научный сотрудник МИВК, вознесшегося вверх аж на восемьдесят этажей, разросшегося и изменившегося. Ведь и Зона меняется, появляются новые её порождения (вот описания их впечатляющи). По-прежнему «с Зоной никакая логика не работает», но логика не очень работает и с характерами людей, изображаемых автором. Да, Зона «сплела их всех в клубок», и разобраться трудновато. Но всё же, к примеру, попытка психологической разработки характера предательств Мелиссы Нунан не впечатляет. Хотя сплетение сюжетных линий вполне на уровне, боевик-то удался, даже эпизоды «гангстерской войны» рисуются. Совсем не в духе АБС объяснение появления всё нового «хабара» и вообще цели «Посещения». «Какие гады эти пришельцы» — ведь Зона всё больше расширяется… Ежи (уже директор филиала МИВК) и Ян (главный эксперт-консультант) приходят к решению – «Карфаген должен быть разрушен»!

К сожалению, «философия» из романа-продолжения Гелприна совсем ушла, от «психологии» осталось немного, а объяснение «Посещения» оказалось убийственно банальным… При всём при том и неудачей книгу не назовёшь – вот такой парадокс. Просто написана она уже с современных позиций и в соответствующем стиле – для «нового» читателя. Да пусть он хоть эту книгу прочтёт…

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гелприн написал не просто историю Зоны. Перед нами – история Хармонта со всеми его выкрутасами социальной проблематики от жизни Рэдрика Шухарта, до 2016 года. От последствий закона об эмиграции, через период, когда улицы стали называться именами сталкеров и до конца. История, мастерски выписанная и непредсказуемо законченная.

Главное в романе – сюжет. Да, часть поворотов просчитывается, но основная масса заставляет только уважительно присвистнуть.

Заложниками сюжета, в хорошем смысле, стали и герои. Характеры почти всех носят жесткие авторские печати и заслуживают самых высоких оценок. Почти все – не поддаются ранжированию «хороший – плохой», и лично я больше сопереживал тем, которые вроде бы, должны проходить вторым вариантом.

Отлично вышло у Гелприна дополнить заложенные еще в первоисточнике философские вопросы. К примеру, темой безоглядного долга стране.

Обычно, продолжателей АБС оценивают еще и по верности языку. Похоже, пришло время отказаться от этой графы. Гелприн доказал, что хорошие сиквелы суть просто хорошие сиквелы. И не стоит от них требовать максимального тождества атмосфере и языку мэтров. При этом героев АБС он использовал предельно аккуратно – в полном соответствии с каноном, благо, выбранные хронология и темп позволили быстро увести их со цены. (Замечу, и это было сделано мастерски, с долей загадок, и недовольных среди читателей быть недолжно).

И, наконец, самый «большой» – и единственный – минус. В последней четверти возникают проблемы со стилем, но возможно, такова задумка автора – когда в условиях цейтнота решаются главные вопросы, красивостями слога можно (вариант – необходимо?) пожертвовать.

Собственно, по моему мнению, Гелприн просто закрыл тему потенциальных продолжений «Пикника на обочине». И сделал это отлично. Да, остаются, в теории, приквелы и вбоквелы. Но это уже будет интересно только фанатам «Пикника…» и конкретных авторов.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх