Лоис Макмастер Буджолд «Осколки чести»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Военное | С множеством интриг
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
История о том, как встретились родители Майлза, Эйрел Форкосиган — попавший в опалу, самый молодой адмирал Барраярской империи и Корделия Нейсмит — капитан исследовательского корабля колонии Бета. Враги, они полюбили друг друга. Супруги, они прошли сквозь ад, чтобы спасти Барраярскую империю от надвигающейся гражданской войны...
Время действия — за год до рождения Майлза.
В произведение входит:
|
![]() |
Входит в:
— цикл «Барраярский цикл»
Номинации на премии:
номинант |
Мемориальная премия Комптона Крука / Compton Crook Memorial Award, 1987 // Дебютный роман | |
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 2009 // Переводной роман (США, 1986) |
- /языки:
- русский (11), английский (1)
- /тип:
- книги (11), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Т. Черезова (11)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Kotikmotik, 31 марта 2025 г.
Очень странная книга. Начинается, как детские приключения в пионерском лагере. Потом переход на садизм и какие-то дикие подробности с насилием. Герои при этом ведут и говорят дико картонно и театрально. Политики тут и правда немного.
Отношения героев странные. Она: Он такой благородный. А вовсе не садист. Он: Да, я такой благородный. Что сам себе не рад. Она: Все, влюблюсь. Он: Я тоже.
Ну не знаю.
Darth_Veter, 20 декабря 2024 г.
На исследовательскую группу Астроэкспедиционного корпуса, посланную с колонии Бета на безымянную планету в секторе Эскобара, совершает нападение барраярский военный корабль. Когда противник уничтожил базовый лагерь бетян, последние покинули планету в панике, оставив на ее поверхности руководителя экспедиции Корнелию Нейсмит. Вернувшись к месту изначального базирования, она попадает в плен к капитану Форкосигану, который сопровождает ее в свой секретный лагерь. А по пути неожиданно для себя влюбляется в нее. Теперь судьбы этих двоих станут зависеть от итога начавшейся военной операции Барраяра против Эскобара (который поддерживает правительство Беты)...
Как известно, женщины не умеют писать военные романы, ибо воевать издревле было привилегией мужчин. И вообще — «жесткие» произведения женщинам не к лицу. Именно поэтому я лично никогда не жаловал «барраярский цикл» Буджолд. Пробовал читать наиболее известные его части — и бросал их через какое-то время. Что-то в них было не так, фальшиво и противоестественно. Единственным произведением, которое я смог прочитать до конца, были «Осколки чести». Наверное потому, что военной составляющей в них уделено минимальное внимание — всего лишь один боевой эпизод из 340 страниц. А всё остальное место отведено для амурной истории двух непримиримых противников, которые поняли совсем простую истину: война абсолютна непродуктивна, потому как разрушает в людях всё самое светлое и лучшее. Как говаривали 60 лет тому назад Джон Леннон и Йоко Оно: Make love, not war! Герои романа поступили точно так же и ... выиграли. А одновременно с ними выиграли и все человеческие поселения, так или иначе вовлеченные в конфликт с Барраяром. Правда, установившееся спокойствие не было абсолютным и время от времени нарушалось (см. все последующие произведения цикла), но большой галактической войны всё же не случилось. Поскольку главная линия в романе — любовная, а не военная, он получился более женским, чем все остальные творения автора. Ведь в любви, как известно, женщины понимают больше мужчин. Эту суть уловил и художник А.Дубовик, нарисовавший титульную обложку для изданий 1995, 2002 и 2008 годов. Несмотря на кажущуюся воинственность, она тайно зашифровывает сексуальные отношения между изображенными на ней персонажами: Форкосиган держит в руке нож, который очень уж напоминает по форме эрегированный мужской орган, а Нейсмит, напротив, приняла типичную женскую позу с говорящим названием doggy style. Да и в тексте самого произведения преобладают эротические сцены — чего стоит хотя бы сцена сексуальных извращений в каюте адмирала Форратьера! Как утверждают психологи, большинство женщин втайне желает, чтобы их изнасиловали, причем «грязно», по-животному. Об этом же говорит нам и автор романа, делая из барраярцев почти что сексуальных маньяков (исключение — сам Форкосиган и его подчиненные). Но Нейсмит — сильная по натуре женщина, почти что Скарлетт О'Хара из «Унесенных ветром», и умеет противостоять мужскому напору. Поэтому не теряет своей невинности, зато приобретает к финалу весьма весомый статус — становится женой императора Барраяра. Мораль очевидна: кто хочет — тот добьется, кто ищет — тот всегда найдет.
Свою оценку я в основном выставил не за весь роман, а за отдельный его фрагмент, весьма напряженный по интриге. Он рассказывает о бегстве Корделии со своей планеты на Барраяр и занимает ровно 3 главы (70 страниц). В нем есть всё, что необходимо читателю — мощная динамика, сильная интрига, яркие эмоции и хороший слог. Единственный эпизод, читать который мне было ОЧЕНЬ интересно. В благодарность за это ставлю автору 65 баллов.
По совершенно понятным причинам роман рекомендуется только ОЧЕНЬ взрослым читателям — от 30 лет. Всем остальным лучше поискать себе что-то более светлое и лирическое. Несмотря на то, что роман я смог дочитать до самого конца, мое мнение о нем не очень высокое: нам, мужчинам, не очень импонируют подобные love story. Насчет женщин ситуация обратная. Поэтому не исключаю, что среди читателей будет преобладать именно «слабый» пол. Хотя военная интонация произведения вполне способна несколько притупить их интерес.
----------
РЕЗЮМЕ: начало барраярской саги Буджолд, повествующее о том, как встретились будущие родители Майлза Форкосигана. Нечто среднее между мужским и женским романами: кое-что в нем понравится «сильной» половине, а другое — «слабой».
zvezdochet2009, 22 ноября 2023 г.
«Осколки чести» — первый роман еще одной космической долгоиграющей саги под названием «Барраяр», созданной замечательной американской писательницей Лоис Макмастер Буджолд. В сагу входит без повестей 17 полновесных романов, и Буджолд писала их с 1986 года практически всю свою карьеру.
«Барраяр» наделал шуму в фантастической литературе за счет отличной шекспировской драматургии и феноменального умения писательницы выводить захватывающие сюжетные линии. Центральный персонаж саги, Майлз Форкосиган стал одним из самых узнаваемых героев в космической фантастике наряду с Дартом Вейдером или принцем Полом Атрейдесем. Такого успеха сага достигла не сразу. Все великие реки начинаются с небольших ручейков, каковым и является симпатичный роман «Осколки чести» 1986 года. Попробуем произвести его «химический» анализ и ухватить главный нерв всей задумки.
Буджолд в русле создателей космоопер нового поколения презентует в книге отдаленное будущее человечества, уже расселенного среди звезд, где, как водится, живут и грызутся промеж собой несколько держав. Самая могущественная – военная аристократия Барраярской империи, этакая космическая Спарта, с суровыми нравами, но элегантными законами чести и византийскими интригами. Есть государства поменьше, и одно из них колония Бета, молодая вроде как демократия. Барраяр пытается подмять под себя Бету и другие государства, развязав войну. На этом фоне сталкиваются два главных героя, адмирал Барраярского флота Эйрел Форкосиган и капитан исследовательского корабля Беты Корделия Нейсмит. И между ними происходит любовь, это не секрет. Вместе, ранее заклятые враги, они будут бороться за будущее Барраярской империи, дабы не допустить гражданскую войну и установить в космосе мир.
На первый взгляд в книге нет ничего особенного, и созданный Буджолд мир напоминает десятки таких же галактических империй и республик. В плане технологий эта вселенная вообще выглядит как-то беспомощно, ограничиваясь стандартным минимумом в виде межзвездных прыжков, звездолетов, нейронных компьютеров, бластеров и всякого прочего фан-сервиса. Роман поворачивается сильной стороной не сразу и как-то нехотя. Но этот медленный механизм оказывается очень даже рабочим и постепенно вырисовывается главное достоинство всей саги.
Это достоинство – политическая драматургия. Буджолд виртуозно и уверенно играет на поле политического триллера с вкраплениями приключений, шпионского и любовного романа, и основное ее внимание сосредоточено на психологии людей и Большой политической игре за власть. Получается, что декорации космооперы играют в цикле заметную, но не несущую роль, они создают красивую вкусную оболочку, основное содержание которой – это интриги, игры, игры и интриги, до бесконечности. Это игра престолов в космосе, это космические железные короли, это войны Алой и Белой розы, это Тюдоры и Медичи, это предательства, страсти, дружбы, спасения, замыслы, «планы внутри планов», как у Герберта в «Дюне». Нет ничего более увлекательного, чем следить за политическими и психологическими игрищами высших гоминидов, что нам Буджолд щедро показывает во всем цикле и уже начиная с первого романа.
Еще из достоинств романа – архетипы. Буджолд блестяще выписывает аристократию Барраяра с его сильными и слабыми сторонами, как бы проецируя на него все оригиналы из реальной истории человечества. На самом деле в этом котле есть не только Спарта, но и здоровый половник Рима, и щедрая горсть Византии с несколькими ложками более поздних европейских государств. На первый взгляд Барраяр кажется серой автократической глыбой, но стоит присмотреться и становится понятно, что в этом камне есть поры, узоры, трещины. Да и сам этот монолит не просто уродливый кусок скалы, а произведение пусть и аскетического, но искусства. Поэтому неудивительно, что цикл полюбился многим любителям фантастики.
В сухом остатке, «Осколки чести» вывел жанр космической космооперы на новый высокий уровень, со сложными сюжетными изгибами и высокой драматургией, характерной для «большой» литературы. Никто из авторов этого нового течения так не преуспел на этой ниве, как Буджолд. Удачное сочетание образов государства, цивилизации, отдельных психологических портретов и глобальной разворачивающейся во времени и пространстве истории великой космической империи привело к созданию масштабного и живописного полотна. Главное, максимально правдивого, похожего на реальные исторические сюжеты. Отмечено, что Буджолд удалось неизменно выдерживать высокое напряжение и интригу от одной книги к другой, и цикл «Барраяр» один из немногих циклов, которые сохраняли эту планку на протяжении всей линейки произведений.
Никаких ценных идей с точки зрения научной фантастики здесь нет, но как космическая опера – это блестящее произведение. А «Осколки чести» — первый мощный аккорд в долгой симфонии.
practicANT, 17 февраля 2019 г.
Дочитала этот роман. Возможно, я слишком многого от него ожидала, потому больше разочарована.
Что мне не понравилось:
Женский любовный роман в фантантураже. История Ромео и Джульетты. Наивные идеализированные персонажи. Сюжетные ходы вполне предсказуемы, т.к. уже обыграны не в одном произведении. Не прописано общество будущего. Наличие бластеров и космоса не добавляет в роман элемента фантастики. Скорее, наоборот, старые моральные установки, ценности и общественные институты смотрятся на фоне космических сражений так же дико и нелепо как лучники на фоне танков. Но чего я ждала? Буджолд и Лем — разные люди, и Лем в этом плане мне гораздо ближе. Да и не люблю я женские романы. Ни в каком виде.
Что понравилось:
Герои уже прошли пубертатный возраст и поступают более-менее адекватно. Чаще думают не о любви, а о своей работе, что очень выгодно выделяет этот роман на фоне моря подобных произведений. Для классики космооперы роман очень даже ничего. Все действие романа довольно равномерно распределено по всей книге, не позволяя читателю заскучать. Да и вообще от романа веет какими-то «теплыми ламповыми» воспоминаниями. Такую космооперу уже не пишут, увы. Читатель стал требовательнее.
Итог:
На фоне современной научной фантастики роман выглядит не просто сказкой, а низкосортной бульварной книжицой. Даже на фоне современной космооперы он проигрывает по всем фронтам. Но уже в этом романе заметен талант автора. Возможно, в следующих произведениях, он раскроется полностью. Данный же роман не рекомендую к прочтению. Ничего нового читателю он дать не способен. Разве что Вы очень любите любовные романы с классическими сюжетами.
Anadir, 5 октября 2018 г.
Прочла книгу, так как фантлаб настойчиво рекомендовал ее, причём в разделе «научная фантастика». Не поняла, у нас теперь «научная фантастика» — это все, что не фэнтези?
Этот роман- конечно не фэнтези, это типичный женский роман! Но с бластерами (точнее, нейробластерами). Но я бы ее и как женский роман не рекомендовала, лучше прочесть «Джен Эйр».
P.S. Поразило такое количество восторженных отзывов от мужчин-читателей. Их-то что здесь привлекает? Неужели вот эта вот вся «политика» и « интриги»? Мне кажется, здесь это все так наивно... Если хочется интриг-лучше возьмите «Дюну»
tsar1980, 20 сентября 2013 г.
К сожалению, роман откровенно разочаровал, ужасно наивный. Любовная линия — как пульс у умирающего. Не выражены ни контрасты между расовыми, социальными положениями, ни то, что герои находятся по разные стороны военного конфликта. Космической составляющей просто нет — нет ни описаний планет, ни какого-то массива особых технологий, сопутствующих для высокоразвитых рас, имеющих возможности межзвездных перелетов, ни ощущения космической глубины и неохватности описываемой вселенной. Сюжет обычный, присутствие интриги — сомнительно. Даже в период военных действий, все бои идут «где-то там» — вероятно автор хотела сделать акцент именно на любовной теме. Что и в результате имеем — обычный любовный роман, рассказанный женщиной о женщине. Зачем тут вообще космос? Не понятно...
bbg, 17 мая 2012 г.
Очень качественный роман. Думаю, нет смысла повторять то, что множество раз написали до меня. Текст читается и не отпускает. Есть, конечно, недостатки. В первую очередь это неуязвимость Корделии. Но, как ни странно, это вовсе не мешает восприятию, уж больно хорошо и живо нарисованы главные герои.
Одно хочется отметить особо: странное, двойственное отношение к спецслужбам. Насколько точно и безошибочно бетанская контрразведка (я правильно определил для себя эти эпизоды?) вычислила агента влияния, и насколько слабы при этом оказались её низовые исполнители! Программа сработала — агент влияния сделает всё для усиления врага.
Также, что удивило, всё описание пребывания Нейсмит на родной планете выполнено несколько карикатурно. Может ли такое быть? А ведь это её родина! Странно. Непонятно. Схематично.
Но последний эпизод извиняет всё. Очень трудно буднично и без пафоса писать о таких вещах. Автору это удалось.
MikeGel, 23 марта 2012 г.
Прочитал три романа Буджолд, этот был первым. Ещё два — начинал и ниасилил.
Читая, постоянно ловил себя на том, что, видимо, не тяну. Мне эти произведения оказались ни уму, ни сердцу.
Нагромождение наивных инфантильных поступков, картонных суррогатных чувств, перехлёст фантазии за всякое чувство меры.
Да — фантазия буйная. Да — миры, империи, гиперпространственные переходы, авантюры, стрельба. Убогий физически герой, видимо, должен вызывать сочувствие на манер слепого мальчика или одноногой собаки. У меня — не вызвал ничего.
Послевкусие осталось такое — нравственный примитив. Схема, да — сложная, да — многоступенчатая, но — всего лишь схема.
Словно автор дёргает за нитки героев-марионеток, заставляя их совершать псевдо-героические поступки ради дутых принципов. Сопровождая эти поступки какими-то бабскими что ли объясняловами.
Несколько дней назад пытался заставить себя перечитать — думал, возможно по прошествии пары лет после первой неудачной попытки восприму лучше. Куда там — эта наивная любовь-морковь заклятых-проклятых врагов встала поперёк горла сразу.
В общем, пускай я буду белой вороной. Сплошное разочарование.
VAI, 7 мая 2011 г.
Космическая опера?
Пожалуй, все атрибуты жанра имеются — межпланетные войны, бластеры и прочее. Но написано все это очень добротно, основательно, интересно. На военных действиях автор не акцентирует внимание, даже решающая схватка в войне проходит вдали от главных героев, важно лишь их отношение к происходящему.
Автор совершенно не заботится о технических подробностях: цвет костюма волнует ее куда больше устройства космического корабля, что, в общем, естественно для женского романа. Автор показывает враждующие миры только с той стороны, которая требуется для понимания действий героев — не это ее цель.
Любовная история?
Ну естественно, хотя и страшно растянутая теми обстоятельствами, в которых действуют герои. Трагическое противостояние любви и долга (влюбленные — офицеры враждующих армий), которое каким-то чудом удается разрешить, сохранив те самые осколки чести, по которым назван роман. Как сохранить любовь, если твой избранник не только вражеский офицер, но и легендарный палач (о, общественное мнение! Как оно может быть ошибочно и как трудно его преодолеть!)?
Очень яркие и сильные герои, как главные, так и второстепенные, как положительные, так и негодяи. И пусть обстоятельства действий зачастую выписаны поверхностно и не вполне достоверно, это не становится таким уж заметным недостатком: читать интересно все равно.
Совершенно неожиданный конец — после войны, развязанной по прихоти властителей, нам показывают ту цену, которую за это пришлось заплатить — цену жизни многих и многих людей. С обеих воевавших сторон.
Почему-то запомнилось одно выражение, приведенное по поводу отставки Форкоссигана:«Уход, не имеющий других мотивов, кроме собственного покоя, — это окончательное поражение, без единого зернышка будущей победы» Хорошо сказано!
oleg_orl, 8 августа 2010 г.
Прослушал аудиокнигу около часа. Разочарован. Описание планеты, животных не убедительно. Интеллект героев не впечатляет. Вроде такого: По каким-то ведомым только ему одному приметам он взял западнее, после чего гора оказалась восточнее... За точность фразы не ручаюсь, но гора, как возможная примета для человека, знающего местность по карте, даже не приходит главной героине в голову. Вообще очень чувствуется женское представление о мире и идеальном мужчине.
Все-таки стал слушать дальше по пути в Крым. Прослушав где-то до середины, стер. То, с чем познакомился, производит впечатление космической оперы от домохозяйки. Много проколов. Как физических (например, чтобы двигаться в космосе, необходимо постоянно затрачивать энергию, иначе остановишься. Относительно Чего, спрашивается?), так и логических (например, выполнение очень важной операции ставится в зависимость от того, захочет ли неприятель просканировать память военнопленных относительно необычно их дерзкой и загадочной выходки. Неприятель не захотел). Но если вы не обращаете внимание на мелочи (например, героиня считает, что заметить подглядывающего через зеркало сквозь приоткрытую дверь, никак нельзя), слушайте или читайте.
Хотя мне кажется, что воспитанным на Леме и Стругацких роман не понравится.
Kriptozoy, 15 марта 2008 г.
Роман просто великолепный!
Вместо того, чтобы писать о своих приятных впечатлениях, которые я получил во время чтения (потому что добавить к уже имеющимся отзывам нечего), лучше я заострю внимание вот на чём. Очень оригинальный стиль изложения. Я скажу почему. Все события изложены с точки зрения главной героини. Мы видим то, как весь мир закручивается спиралью вокруг неё, то, что практически всегда она находится в эпицентре военных действий, политических интриг. Но! Мы не видим ни сцен грандиозных космических баталий, ни схваток армия на армию, ни зануднейших технических описаний. О событиях, причинах и следствиях этой войны мы узнаем из диалогов между персонажами романа, из мыслей главной героини и взгляда на происходящее её глазами. Никаких авторских отступлений, никакой хроники. Но, несмотря на всё это, в голове читателя встаёт совершенно чёткая картина мира и не возникает никаких вопросов. Читатель словно бы сам погружается в действие этого романа, который на время чтения становится частью его жизни.
За всё это мой особый поклон писательнице и её таланту.
Deliann, 11 декабря 2019 г.
Взялся за «Барраярский цикл» в честь его переиздания в нашей стране. До этого прочитал хаотично два-три романа, и как-то вообще не впечатлило и не запомнилось. В этот раз решил начинать с самого начала. Увы, спустя всего один роман вынужден констатировать, что творчество Буджолд не для меня. Не цепляет.
«Осколки чести» раскрывают историю знакомства родителей Майлза Форкосигана, основного персонажа цикла. А познакомились они как в хорошем любовном романе.
Ее зовут Корделия Нейсмит, и Она является коммандером исследовательской миссии астроэкспедиционного корпуса Беты.
Его зовут Эйрал Форкосиган, и Он является капитаном барраярского имперского военного крейсера.
Вместе Они оказались на неведомой планете, где Его люди напали на Ее лагерь и улетели, бросив Его и Ее на волю судьбе. Он взял Ее в плен, она в ответ пленила Его сердце, а вместе Они отправились к Его тайной базе. А дальше! Приключения, предательства, опасности, обоюдные спасения, героические герои, мужественные солдаты, женственные девушки и обязательно свадьба!
Из плюсов: читается увлекательно, главные герои достаточно живые, а ситуации, в которые они попадают – достаточно разнообразные. Чувствуется, что у автора было достаточно много идей для своей вселенной.
Из минусов: Корделия страдает неуязвимостью, и за нее вообще не переживаешь. Любовная линия представляет собой одно сплошное клише, а сам сюжет не содержит в себе интриги и слишком концентрируется на взаимоотношениях главных героев.
В итоге получилось легкое приключенческое чтиво с предсказуемой любовной линией, вокруг которой и строится все повествование. Оно неплохое, просто не мое.
senneka, 12 августа 2011 г.
История человеческих страстей и взаимоотношений, эдакий женский роман в фантастической оболочке. Написано довольно простенько, прямолинейно и предсказуемо. Персонажи картинные и картонные. Да простят меня дамы, но проявлю сексизм — мужикам читать не посоветую.
В происходящее в романе — не верю :dont: С натяжкой — 5 баллов.
sarthur71, 17 сентября 2013 г.
«Околки чести» и «Барраяр» выделяются из всего «барраярского» цикла. Редко когда приквел бывает лучше основного произведения. Примеров — раз, два и обчелся. Эти два романа — не просто приквелы к приключениям Майлза, это — совершенно отдельная ветвь повествования: история войн, страданий, поиска и... любви. Действительно чистой и сильной... По настоящему! Подобная любовная линия в фантастике — это почти как ракопаук в джунглях Южной Америки: зверь редкий и практически неуловимый :) Нет, правда, сколько произведений можно назвать? Пару-тройку, от силы...
Кто-то увидит в них «женский роман», кто-то — заурядную космооперу... Кому-то персонажи кажутся картонными, а кого-то раздражает «неуязвимость» главной героини, хотя куда уж ей до Майлза! Забываете про «удачу», господа! Про неудачников романы не пишут, между прочим :)
Всё сверху, это антураж, это сюжет, но зато в глубине — психологическая достоверность героев, причем, не только главных героев — второстепенные персонажи прописаны не менее тонко и достоверно. Каждый персонаж — живая личность, со своим характером и мотивацией... Куда эта достоверность начала исчезать в следующих романах цикла? Почему? Может быть именно по той простой причине, что накал событий и страстей стал угасать — все таки именно война, как предельный случай стресса, обостряет чувства и мысли...
Сильный и достойный текст!!! Не всем нравится, не всем интересно, и разброс оценок иллюстрирует это как нельзя лучше. Я же высказываю свое мнение. «Осколки чести» и «Барраяр» с удовольствием перечитывал уже раз пять, «Ученик воина» в третий раз уже только перелистывал, а остальные романы цикла не хочется читать даже во второй раз. Вот уж где истинная «неубиваемость» главного героя; после второго-третьего романа она вызывает только ухмылку.
И, напоследок, не могу не отметить очень хороший перевод — на твердую «четверку с плюсом» (сколько замечательных книг было испорчено переводом, увы, увы...)
mosalev, 3 сентября 2023 г.
Некоторые вещи у меня вызвали вопросы.
Во-первых, как персонажи приходят к своим умозаключениям по-поводу всяческих интриг? От читателя сам анализ скрыт и дан только конечный результат, что мне показалось не удачным решением. Я хотел бы увидеть больше рефлексии.
Во-вторых, бетанцев от лица главной героини показали какими-то недалёкими и ведомыми людьми. Так как агрессорами в конфликте являются барраярцы, такие описания другой стороны вызывают определённый диссонанс. Например, все бетанцы, кроме главной героини, Корделии, верят в пропаганду, которая смешивает Барраяр в общем и любовь Корделии в частности с грязью. Но, так как мы слышали из первых уст, как было всё на самом деле, то проникаемся раздражением к бетанцам. Какой-то дешёвый ход, чтобы вызвать больше сопереживания к Барраяру, которое он не заслуживает, ведь первыми проявили агрессию именно они.
Вообще, сцены с момента отбытия из лагеря военнопленных выглядят очень странными, так как главная героиня перестаёт быть независимой. Она начинает заикаться и истерить. Почему-то ей, внезапно, потребовался защитник, хотя ранее ей никто не был нужен. Бетанцы с лучшими побуждениями пытаются загазлайтить Корделию, а та не может дать отпор. Очередная авторская манипуляция, чтобы читатель пожелал перейти уже к Барраяру? Потому что если бы не это, то очень навряд ли взрослая сильная женщина так легко бы сожгла мосты со своей родиной и семьёй, бросила бы свою карьеру, чтобы улететь к какому-то мужику, с которым та встречалась пару раз.
Первая половина хорошая. Вторая половина притянута за уши. Видимо автор никак не смог иначе обосновать столь поспешный побег Корделии со своей родины. Променять карьеру в войсках на роль жены-домохозяйки мне кажется не завидным бартером.
Интерлюдия очень атмосферная.