fantlab ru

Эдмонд Гамильтон «Диктаторы творения»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Оценок:
9
Моя оценка:
-

подробнее

Диктаторы творения

Dictators of Creation

Рассказ, год; цикл «History of the Solar System (II)»

Аннотация:

Адам Холл заканчивает свое изобретение, призванное спасти Солнечную Систему от дефицита ресурсов. Но, не успев представить его Правительству, гибнет от рук друзей, присвоивших себе всю славу и добычу. За какие-то двадцать лет они становятся крупнейшими магнатами, диктующими условия всей Системе, но даже не подозревают, что мертвые иногда возвращаются с того света.

Действие разворачивается во вселенной Капитана Фьючера в 2377-2397 гг н.э.

Входит в:

— журнал «Thrilling Wonder Stories, May 1940», 1940 г.


Похожие произведения:

 

 



Периодика:

Thrilling Wonder Stories, May 1940
1940 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Восстание на Десятом мире
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже не знаю, с чего начать. Давайте начнем с краткого пересказа сюжета одного произведения:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Солнечная Система, примерно 24-25 век. Главный герой брошен умирать в космосе. Выжив, он оказывается на обитаемом астероиде. Обуреваемый жаждой мести, направляется на Землю. Под чужой личиной знакомится там с дочерью богача. Последний сотоварищи желает получить от нашего героя нечто невероятно ценное. Тот отдает желаемое, но одновременно дает то же самое и всему остальному человечеству, что навсегда изменит существующий порядок. В конце он удаляется обратно на астероид

Я знаю, о чем вы подумали: да это же «Тигр! Тигр!» Альфреда Бестера! И вы ошиблись (или нет?). Знакомьтесь: «Диктаторы Созидания» Эдмонда Гамильтона*. Небольшая повесть, опубликована в журнале Thrilling Wonder Stories в мае 1940 года. Никогда не перепечатывалась, на другие языки тоже вроде бы не переводилась. И просто до невероятия похожа деталями сюжета на опубликованный 16 годами позже роман.

Что это? Намеренное подражание? Неосознанное копирование? Простое совпадение? Я не знаю точного ответа, могу только строить догадки.

Мог ли вообще Бестер читать эту повесть? О да, еще как мог. Он сам в то время печатался в том же самом журнале — достаточно сказать, что один из ранних рассказов он опубликовал через два месяца после выхода DoC. И вообще активно печатался в нем на протяжении 1939-1941 гг, после чего ушел работать над комиксами.

Читал ли? Фойл его знает. Если да — вполне мог устроить литературную игру со своими читателями, это было бы в его духе. Или, быть может, прочитанное некогда произведение просто отложилось где-то в подсознании и в нужный момент подсказало, куда следует направить сюжетное русло. Как ни иронично, в самом романе такой сюжетный ход есть: Гулли Фойл выдумывает себе новое имя и даже не подозревает, что не он его придумал.

Наконец, может быть и такое, что все это — просто совпадение, одно из самых потрясающих в истории фантастики.

Каков бы ни был правильный ответ, мне интереснее другое: читал ли сам Гамильтон «Тигра» и, если да, то что подумал на этот счет.

* Действие повести разворачивается во вселенной Капитана Фьючера в 2377-2397 годах. К глубокому сожалению, у нас весь цикл про Фьючера считается литературой низшего сорта: «текстовый комикс» — самый безобидный из эпитетов в отзывах. Меж тем, это вина вовсе не Гамильтона, а российских издателей и переводчиков. В оригинале это весьма приятная космоопера, с миром, продуманным до мелких деталей, и историей, простирающейся в том или ином виде на миллиарды лет.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сокращенная версия заметки для Medium (https://bit.ly/38aWWe5).

Фантастам Золотого века пальпа чаще не везло с предсказаниями далекого будущего, чем наоборот (а если и везло, то достаточно было одного камешка, чтобы пропороть подошву сапога — вспомните неудачный выбор старомодной Венеры для места действия «Ярости»), но порою нарисованные ими картины все же выдерживают проверку путешествием в “верховремя” (upwhen, термин, изобретенный Азимовым для «Конца вечности» и утраченный в классическом старосоветском переводе наряду с некоторыми другими стилистическими особенностями). В этих случаях отдельную ценность представляет отслеживание того, как далеко от первоначально выводимых автором на передний план идей замерла стрелка современного осциллографа.

Так, в новелле Эдмонда Гамильтона 1940 года заточение тезки автора, Эдмона Дантеса, в замке Иф приспособлено к потребностям авантюрной космооперы, но лучше, конечно, космонавтам настоящего и грядущего не проверять на практике в “домашней” обстановке, способно ли сложиться настолько экзотическое сочетание условий, чтобы теория доброго аббата подтвердилась.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Тебя не убили. Твой пример доказывает правоту моей теории. Травма замораживания и удушья в космическом пространстве не смертельна. Человек впадает в замороженный сон. Четыреста лет назад выяснили, что если температуру человеческого тела очень быстро понизить, любая жизненная активность временно тормозится. Я всегда полагал, что именно так и случается с теми, кто внезапно вылетает в безвоздушный холодный космос.

Уже лет через 20–25 после Капитана Фьючера, когда литературный и заклепкометрический уровни НФ начали стремительно повышаться, подобного оптимизма насчет последствий вылета в космос (или просто в смертельно холодную среду) через атмосферный шлюз никто не испытывал. (Скажем, у Лема в «Фиаско» Парвису даже нитрификатор шагохода, специально оборудованный на случаи предохранительного самоубийства, не помог без последствий преодолеть барьер непрерывности существования.)

А вот с прогнозом судьбы золотого стандарта, мину под который заложил еще Франклин Рузвельт своими конфискациями сравнительно честно нажитых накоплений у американских простолюдинов, Гамильтон оказался куда успешней. С немалым интересом читается рекомендация земному президенту и сегодня, стоит лишь мысленно заменить крушение золотого стандарта на кризис монетарной финансовой системы под тяжестью соотношения совокупного долга к глобальному ВВП.

Любопытно, что у Гамильтона, в отличие от Бестера («Моя цель — звёзды»), произошла амальгамация некоторых персонажей исходного сюжета Дюма-отца:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Валентина де Вильфор объединена с Гайде под личиной Джин Блисс, а эпизод с обвалом золотого стандарта зеркалирует разорение графом барона Данглара, однако безумие пострадавшего марсианского магната больше сходно с умопомешательством королевского прокурора де Вильфора, поскольку Данглар в романе Дюма-отца всё же сохраняет разум после заточения у служащих Монте-Кристо разбойников Луиджи Вампы.

В целом «Диктаторы творения» вполне сгодятся как литературная основа крупнобюджетного блокбастера условной киновселенной Marvel, тем паче сейчас, после завершения третьей фазы, с сюжетами там всё достаточно уныло (посмотрите в лица Вечных на свежем постере и честно попытайтесь ответить на вопрос, кто все эти люди). К сожалению, руководители таких проектов подобны наркобарыгам в том отношении, что своего продукта (фантастики) обычно не употребляют, а что уж говорить про фантастику настолько редкую и антикварную.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сговорились как-то раз несколько мерзавцев, и предали они честного парня. А причина проста — деньги, власть и вообще безблагодатность. Наш герой был обречен на верную смерть вдали от родного дома, но ему повезло — его взял под свое крыло старый и мудрый ученый. Научил уму-разуму, помог выжить, после чего герой вернулся в большой мир и страшно отомстил.

Вне всякого сомнения, Гамильтон был большим поклонником Дюма; и если «Три планетера» это про гвардейцев и д'Артаньяна в космосе, то «Диктаторы создания» — это «Граф Монте-Кристо» в космосе. Некоторые детали отличаются, конечно, но первоисточник опознается с закрытыми глазами.

В целом неплохо, но как только понимаешь, откуда ноги растут, сюрпризов ждать не стоит.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх