Генри Лайон Олди «Изгнанница Ойкумены»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское | Приключенческое | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Сверхъестественные способности, супергерои | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Регина ван Фрассен – о подарок судьбы! — родилась телепатом. В тридцать четыре года она лечила джинна от аутизма, чуть не потеряв зрение. В тридцать шесть согласилась на встречу со своим страхом ради чужого ребенка. В тридцать семь... Но дальше — молчание. Да, космический мир Ойкумены ценит своих менталов, как редчайшее сокровище, но иногда теряет их, разбившись всей мощью о броню неизвестного. Танцуй на улицах Шадрувана, колдунья с флейтой! Когда реальности соприкасаются, рождается сила – и надо идти дальше, потому что Вселенная бесконечна. Третья книга «Изгнанница Ойкумены» завершает роман «Urbi et orbi, или Городу и миру». Действие романа разворачивается на галактических просторах Ойкумены, уже известных читателю по приключениям Лючано Борготты, директора театра «Вертеп».
Входит в:
— цикл «Ойкумена» > роман-эпопею «Urbi et Оrbi, или Городу и Миру»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 236
Активный словарный запас: очень высокий (3429 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 41 знак — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 34%, что близко к среднему (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Серебряная стрела, 2011 // Лучший главный герой |
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2011 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2011 // Книга года |
- /языки:
- русский (2), украинский (2)
- /тип:
- книги (2), цифровое (2)
- /перевод:
- Л. Тесленко (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
VovaZ, 7 мая 2020 г.
Финальный роман телепатического подцикла, в отличии от двух первых, не содержит социологических исследований общества Ойкумены. Это чистый драматический экшен.
Основные претензии к чрезмерной софистике сюжета. Авторы, не экономя фантазии громоздят сущность на сущность, без особых объснений происходящего. Некоторые события косвенно разьясняются позднее, некоторые остаются загадочными. Такой способ изложения невольно приводит к сюжетным и логическим ошибкам.
Сценизм традиционно высок и колоритен. Некоторые персонажи авторам не удалось стабилизировать.
Роман прочелся не слишком легко, но с интересом .
amak2508, 18 октября 2019 г.
Сколько лет читаю Олдей, столько поражаюсь их писательскому таланту: книги авторов можно принимать или нет, но вот сам текст их произведений, на вид самый что ни на есть простой — он очень хорош, настолько хорош, что порой от него трудно оторваться.
В этом же романе удивительным образом сошлось практически всё: фирменный великолепный текст, увлекательный сюжет, живые симпатичные герои и оригинальная фантастическая идея о биполярном мире. При этом авторы ни на йоту не отступили от своей как бы неторопливой манеры повествования — события развиваются очень и очень постепенно, а тайна скорлупы при этом выглядит всё более и более заманчивой. Не подвёл и финал книги — всё в нем получилось и складно, и логично, и доходчиво.
Что ещё радует в романе, так это полнейшее отсутствие в нём нелепостей, нелогичностей, неправдоподобий, которые так часто отравляют чтение книг других современных отечественных писателей-фантастов. Олди вообще очень внимательно относятся к своим сюжетам, тщательно продумывая их до самых мелочей. Ну и пара слов о героях произведения — практически все они интересны и узнаваемы по реальной жизни, а главные, при всех своих человеческих слабостях, ещё и очень симпатичны — за них переживаешь на протяжении всей книги (кстати, на редкость провакационно-удачное название романа играет в этом далеко не последнюю роль :)).
repaS, 10 апреля 2016 г.
Трилогия понравилась. Наступлению состояния «восторг» помешало отсутствие настоящего, не литературного, драматизма. Есть враги, но нет предателей! Идеальное общество, идеальные родители, идеальная карьера, да и любовь, в итоге, тоже идеальная. Но все-равно побеждает талант Олди и очарование разнообразных миров Ойкумены! Авторский взгляд на телепатию, психологию, завернутый в сладкую обертку фантастики, — это очень вкусно!
Nalia, 22 сентября 2013 г.
Первые две книги состояли из новелл, связанных главной героиней и её взрослением. «Изгнанница» же-- цельная история, и с весьма закрученным НФ-шным сюжетом, который заслуживает отдельного поклона. Напряжённое повествование, сюжетные повороты, и кисло-сладкий финал, от которого хочется и плакать, и счастливо смеяться-- Олди верны сами себе. Ещё один поклон за оригинальность: это ж надо создать такую конструкцию, где первые две части трилогии-- это лишь развёрнутая предыстория главной героини третей! И ведь без этой предыстории третья бы читалась, звучала совсем по-другому. Потому что мы видели путь Регины, от детства до юности, от юности до зрелого возраста, её взлёты и падения. Мы видели, что сделало героиню такой, как она есть; а «Изгнанница» кульминация все её жизни.
Если в «Ойкумене» главную тему-проблему и прочее вычленить трудно из-за насыщенности повествования, то с «Городом и миром» всё более-менее ясно. В центре-- формирование личности человека (казалось бы, совсем не космическая тема). То, что не убивает нас, делает нас сильнее; без ограничений не было бы счастья; без несчастья не было бы развития. Жизнь поворачивается самым удивительным образом, и мы получаем не то, что желали, или получаем его совсем не под тем соусом, под которым ожидали. Возможно, сложись обстоятельства по-другому, Регина была бы счастливее-- но это была бы не она, и она это не понимает.
Не оставлен в стороне, конечно, конфликт цивилизации технической и цивилизации энергетической (так и хочется завать её магической); но в итоге и то, и то-- одинаково бессильны перед непознаваемым и тайнами вселенной.
В общем. Одна из лучших вещей, которые я читала.
Тимолеонт, 28 марта 2014 г.
Эпичное завершение биографии Регины. Повествование наконец-то становится последовательным, подводя итоги всему циклу, закрывая все пробелы и неясности. Авторы сконцентрировались на максимально достоверном описании общества, которое «невидимо» телепатами. И самый развитый народ Ойкумены до жути боится этого общества и его планеты — потому что не может понять. Годами бъётся лбом о стену — без малейшего прока.
Регине предствоит не только продвинутся в этой тайне, не только приоткрыть завесу над одной из величайших тайн Ойкумены, но, в каком-то смысле, подняться на новый уровень развития.
Во многом напомнило «Бездну голодных глаз» — Олди частично возвращаются к поднятым там темам. В то же время, в книге есть своя собственная, развитая и законченная идея. Законченная настолько, насколько это возможно для Олди.
Green_Bear, 1 ноября 2012 г.
Сложно обсуждать книгу, завершающую цикл, отдельно от остальных. Еще труднее, если учесть, что она как завершающая деталь пазла, объединяет их, заполняя просветы, подводит черту под историей. Но окончательную ли? Нити судеб всех персонажей сплетаются в один толстый канат. Стреляют сюжетные ружья, палят корабли, а флейта по-прежнему поет, ведя героиню вперед, в неизвестность. Неизвестность, в которой непознаваемость щерится клыкастым оскалом.
Можно ли спеть цвет? Нарисовать запах? Понюхать звук? Выйти за грань привычного, познаваемого, сбросить налет шелухи? Так же трудно подобрать слова, говоря об «Изгнаннице Ойкумены». Привычное, внешнее медленно и с болью сползает с героев, ставя их перед выбором, когда больше нельзя прятать голову в песок.
Нет, нет, в принципе, история почти не отличается от первых книг, просто в ней меньше наносного, лишнего и пространного. Олди соединили все мысли, разрозненные прежде, подводя итог, или наоборот оставляя все на усмотрение читателя. Смотря с какой стороны смотреть. и спасибо им за то, что не возникло ощущения непродуманности, чувствуется, что авторы тщательно проработали каждый эпизод, каждую сцену.
Итог: глубокая, до боли реалистичная, жизненная история, которая просто случилась.
Reynar9, 5 августа 2015 г.
Достойное завершение трилогии. Получился добротный, «спелый» плод. Линию Артура Зомерфельда на мой взгляд можно развить в новое произведение. Созданая авторами Вселенная многогранна и даёт богатую почву для дальнейшего творчества.
Sk0rp, 14 февраля 2011 г.
Третий том истории обязывает нас быть знакомыми с первыми двумя, иначе чтение бессмысленно. Как самостоятельный роман «Изгнанница Ойкумены» не подходит вообще. Но на то она и третья части «Городу и миру». Нас встречает сразу седьмая часть истории, и всем кто с первыми шестью не знаком — дальше начала советую не идти, иначе книга вам не понравится.
Регина ван Фрассен уже стала взрослой женщиной, понимающей все и положительные и отрицательные стороны своих и чужих способностей. Врач с хорошим опытом, она продолжает дальше совершенствоваться. Одним из её новых клиентов становится мальчик-аутист Артур Зоммерфельд. Читавшие первые книги серии сразу поймут о ком речь. Стандартные отличительные особенности аутиста оказываются смешанными с неуоторыми другими вещами, но если Регина взялась, то она ставит для себя высшую цель — вылечить. Но вся эта история с лечением Артура оборачивается для неё не самыми лучшими моментами и не самым радостным итогом.
По книге могу сказать — хорошо. История стала немного дружелюбнее, хотя это скорее признак хорошего знакомства с первыми томами. Желающим читать большие истории, могу посоветовать взять себе сразу три тома и без отрыва проследить всю историю госпожи ван Фрассен. Это история запомнится многим!
jdeep, 6 июля 2011 г.
Книга мне очень понравилась. Как и в случае Кукольника, все три части составляют неразрывную цепь повествования, поэтому пишу отзыв сразу на весь цикл.
Прежде всего, очень понравилась идея государственного строя и уклада жизни Ларгитаса. То общество, в котором королями и великими князьями становятся не праву рождения, а по праву таланта, ума и способностей, не может не вызывать восхищения. Конечно же оно не идеально, проблемы присутствуют и в нем, но тем не менее это прекрасно, когда человек может занят ту нишу, которой заслуживает и к которой стремится.
Кроме того, понравилось описание Ойкумены с точки зрения техноложцев, ведь первый цикл все таки больше описывал энергетов, их планеты, их обычаи.
Что касается Регины, то смотреть на то, как она проходила свой путь развития, было несомненно интересно. Казалось я узнавал тот мир как и она, постепенно переходя от наивности до зрелости, с пониманием того, что ограничения все-таки нужны, а в особенности для почти всемогущих телепатов. Цельная натура, отлично прописанный характер и как дополнение химера, ипостаси которой кажется соответствуют самой Регине в той или иной ситуации.
И, наконец, добавлю, что авторы создали уникальную вселенную, которую просто не возможно забыть. Надеюсь на продолжение, но уже с другими героями.:smile:
Antarctida, 2 марта 2012 г.
Все читатели единодушно отмечают прекрасный богатый язык авторов. А еще я хочу отметить необыкновенную выразительность и продуманность описываемых фантастических существ — гарпия, китоврас и др. А в «Изгнаннице Ойкумены» безусловной удачей является химера. Такой бессловесный, но очень колоритный персонаж. Добавляет игривости сюжету и человеческих черт главной героине. Меня почему-то не тронули ее любовные переживания, хотя за приключениями Регины на протяжении всех трех книг следила с интересом.
А теперь о пятнах на солнце :))) Авторы так любовно и подробно описывают удивительную тройственную сущность химеры, что совсем забыли , как выглядят и что делают банальные лошади. В эпизоде когда Регина наблюдает эффект Скорлупы, сильнейшее впечатление на нее производит лошадь из каравана, уходящего за грань видимого. Животное на ходу справляет нужду, и Регина поражается лошадиной «лепешке», разрезанной попалам Скорлупой. «Лепешки» имеют свойство оставлять коровы, а лошади... «яблоки», прибегнем к такому эвфмеизму.
про, 3 октября 2011 г.
После прочтения второй части романа я надеялся, что авторы придумают какой-то интересный поворот, чтобы заинтересовать читателя — и они придумали «скорлупу», но это не помогло. На мой взгляд, роман написан очень ровно без особых потрясений — можно заснуть. Главной героине я посочувствовал только в конце третьей части. Но жизнь телепата-психира не проста и авторы неплохо описали внутренний мир героини. А вообще, после «Ойкумены» — очень слабо.
389955, 14 сентября 2012 г.
В целом, третья часть цикла понравилась. На протяжении всего сюжета ощущается напряжение, герои существуют на грани: своих отношений, отношений с аборигенами, на грани реальности и шелухи, напряжение даже между Ларгитасом и остальной Ойкуменой. Пожалуй это самая трагичная книга из всей Ойкумены. Жаль только, что оказалась смазана кода (концовка). Пожалуй, авторы так и не придумали как закончить произведение. Но эта незавершенность позволяет надеяться на продолжение приключений.
k2007, 20 мая 2011 г.
Отличное завершение трилогии. Героиня сталкивается с загадкой, смертельно опасной загадкой. Она делает выбор без возможности отыграть назад. Но мы понимаем, для чего Регина училась, тренировалась, шлифовала навыки — как раз для того, чтобы в нужное время сделать правильный выбор. Отличная вещь.
endya1977, 3 июня 2011 г.
Хорошая книга, как большинство у авторов. Фантастика служит лишь оформлением к человеческим чувствам и переживаниям. Но при этом- это Фантастика с большой буквы. Буду с нетерпением ждать, что еще придумают авторы.
gorvzavodru, 12 марта 2012 г.
Чуть хуже чем второе произведение цикла — но всё равно очень и очень неплохо.
Даже немножко жаль что раньше не сталкивался с творчество этих авторов.