Паоло Бачигалупи «Помпа номер шесть»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Что станет с системой канализаций одного крупного американского города, если их возьмется обслуживать человек, который не сумел закончить даже школу? Или не все так просто...
Входит в:
— сборник «Помпа номер шесть», 2008 г.
— антологию «Year's Best SF 14», 2009 г.
— журнал «Если 2009'1», 2009 г.
— антологию «After the End: Recent Apocalypses», 2013 г.
— антологию «Созвездие Льва-9», 2023 г.
Награды и премии:
лауреат |
Локус / Locus Award, 2009 // Короткая повесть |
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2009 // Лучшая повесть / рассказ нерусскоязычного автора | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第42回 (2011) // Переводной рассказ |
- /языки:
- русский (6), английский (3)
- /тип:
- книги (5), периодика (1), аудиокниги (3)
- /перевод:
- З. Буркина (2), К. Егорова (2)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
CHRONOMASTER, 31 января 2010 г.
Великолепный рассказ, который я прочёл не отрываясь. И рассказ навеял на меня уж очень не оптимистичные мысли.
Ситуацию описанную в рассказе можно с проецировать на нашу действительность в нашей стране
Да, конечно, мир описанный Паоло Бачигалупи маловероятен, но а всё-таки, я вот смотрю на студентов в своем университете и вижу, что они тупеют. Зачем учиться, ведь можно найти в гугле и скачать, можно купить микронаушник и обмануть глупого препода. Зачем тратить время на образование, его же можно с пользой потратить на пиво и клубы.
Да, молодое поколение умеет пользоваться компьютером, интернетом и смартфонами, но думать они не умеют или просто не хотят. Зачем, ведь у нас страна торгашей и бизнесменов. Зачем учиться что-то разрабатывать, конструировать, проектировать, изобретать ведь давно всё из Китая везется, а то что было сделано в советском союзе на наш век хватит. Да что такого, что гидроэлектростанции в 200 метров дают сбой, а турбину для этой «нашей» гидроэлектростанции закупают у канадцев. И ничего страшного, что автомобили у нас больше не производятся. Самолеты тоже все иностранные закупаются. Зачем что-то делать, ведь за нас сделают другие, а мы перепродадим, наладим бизнес и «заработаем».
Думать, а оно необходимо или ненужный атавизм?
alexsei111, 3 марта 2009 г.
Великолепно .Рассказ напоминает «Мягкую посадку» Громова.Та же тема всеобщей деградаций людей и всеобшего упадка.Прекрасный язык и перевод Зои Вотяковой великолепно передает атмосферу городского декаданса.Я нахожусь в состоянии простраций ибо не ожидал от незнакомого мне автора рассказа такой литературной силы .Читать всем.Это как раз тот случай когда слов нет,а есть только ощущение восторга и настоящей фантастики.Сейчас буду искать в сети остальные 3 рассказа Бачигалупи.Бог в помощь.
manjula, 6 октября 2014 г.
Рассказ читается на одном дыхании. Деградацию жителей земли, а в рассказе людей, с которыми сталкиваешься каждый день, еще не пробовал под таким будничным соусом. Как замечательно вписываются в общий моральный упадок дегенератка начальница, «недалекие» коллеги на работе, да и жена «не подкочала»....
elninjo_3, 24 октября 2014 г.
Произведения Бачигалупи как насыщенное путешествие в экзотическую страну: переизбыток впечатлений, после которых хочется уже домой. Однако проходит время и тебя тянет опять вернуться в этот странный мир.
Так и я, отдохнув от мира пружин и генных хакеров, решил снова окунуться в необычный мир фантазии талантливого писателя. В рассказе «Помпа номер шесть» рисуется картина вырождающегося человечества, людей, которые из-за ухудшения экологии, злоупотребления пищевыми добавками и общего роста уровня технологий стали терять свои интеллектуальные способности. Сюжет чем- то напоминающий х/ф «Идеократия». Люди становятся все глупее, наиболее глупые рожают больше детей (соответственно еще более глупых), чем более умные, в результате чего наступает катастрофа. Только здесь нет ни капли юмора.
В отзывах прекрасно спроецировали все это на нашу действительность, систему образования и нравы. Я же хочу обратить внимание на еще один аспект проблемы.
Бачигалупи со свойственной ему проницательностью описал первый этап катастрофы, от которой человечество отделяет, по сути, лишь шаг. Человечество вышло на такой технологический уровень, что падение с него грозит полной катастрофой и ввергнет цивилизацию в средневековье.
Что будет, если откажут механизмы поддержания жизнеобеспечения города, и никто не сможет понять чертеж помпы? Уже сейчас среднестатистический человек не сможет сделать двигатель внутреннего сгорания, не знает технологии литья чугуна. Как пустить электричество по проводу? Как вообще сделать провод? Неспециалист не сможет решить эти проблемы в случае отсутствия электрика или сталевара. Я уже не говорю о фармацевтике и генетике. За 20-й век человечество гигантскими шагами ринулось вперед к прогрессу, вынуждая готовить узкопрофильных специалистов, строя тем самым сложнейшую социально-технологическую систему, которая является не только чрезвычайно сложной, но и чрезвычайно уязвимой. У меня есть один знакомый, глава строительной фирмы. Как- то раз, в состоянии алкогольного опьянения он признался мне, что совершенно не понимает как строится дом, над которым работает его фирма. Он подписывает какие- то бумаги и каждое утро, проезжая мимо с удивлением обнаруживает, что он строится! Система работает! Но что будет, когда один или несколько винтиков этого сложного механизма перестанут исполнять свои функции? Бачигалупи показал начало конца.
И, действительно, стало страшно.
Seidhe, 20 января 2014 г.
Совершенно не ожидал, что меня столь впечатлит что-то из творчества Бачигалупи.
До прочтения этого рассказа, никак не мог понять — что находят в его творчестве? И вроде фантазия у автора на высоте, и идеи близки и понятны, но больно уж произведения его напоминают о наркоманском бреде Берроуза и неаппетитных (хоть и талантливых) фантазиях Сорокина. Отвращение какое-то остаётся после прочтения хоть малой формы, хоть обласканной критиками «Заводной». Но я всегда пытаюсь получить полное представление о творчестве автора, поэтому решил прочитать всё переведённое на данный момент из малой формы. («Разрушители кораблей» для юношества, извините, не потяну — свежи впечатления от ориентированной на взрослую аудиторию «Заводной», которая оказалась, мягко говоря, не совсем фантастикой, и совсем не научной...) И ведь не прогадал! Отличный рассказ, который заставляет задуматься. Очень вероятная модель будущего. Для нашей страны — вещь вообще весьма актуальная. Ведь поколения тех, кто по-настоящему строил всё, благодаря чему мы живём с комфортом, а не только магазины и торговые центры, постепенно уходят...
Не пожалейте времени — прочтите.
А потом посмотрите на современных студентов, которые давно забыли глагол «заработать» по отношению к деньгам, заменяя его модным «поднять».
Kobold-wizard, 3 сентября 2011 г.
«Эволюция и революция — виды становления. Лишь сравнительно недавно они были осознаны людьми как важные идеи-понятия. В неорганической природе им соответствуют постепенное изменение (постепенность) и скачкообразное изменение (скачок)».(Балашов Л. Е. «Философия») Аналогично деградация может протекать двумя путями: постепенным и скачкообразным. В современной фантастике все чаще нам обещают последний вид: катастрофу, которая счистит человеческую урбанистическую цивилизацию с лица земли, развалив существующую инфраструктуру, а современный городской человек слабо приспособлен к ее возрождению. По-моему, эта тема перекатывается на языке начиная с конца ВМВ. Апологеты Холодной войны как сдерживания говорили, что если не мы, то достаточно пары бомбардировок, чтобы отбросить нас к первобытному строю. Что ж, не поспоришь.
Бачигулапи(когда-нибудь я авось выучу правильное произношение этой фамилии) рисует другую картину — постепенное угасание цивилизации. Этот мир не претерпевает глобальных изменений, его механизмы работают как часы и требуют лишь периодической проверки показаний на мониторе. Количество свободного времени как мера прогрессивности общества зашкаливает. Наука айфона позволяет забыть о грязном машиностроении и заниматься дизайнерскими(в российском смысле этого слова) изысканиями. Большинство счастливо. Утопия, хех... Но все расшатывается, когда перестает качать канализационная помпа №6.
P.S.:Все-таки текст мне как машиностроителю льстит)))
scheele, 3 февраля 2018 г.
Ничего в общем не ожидал от этой книги, по сути покупал кота в мешке. Рассказ же оказался весьма и весьма достойным; кратким, ёмким и в то же время невероятно атмосферным. Мне он чем-то напомнил завязку сюжета в «Атлант расправил плечи» — там царит похожая разруха. Речь здесь идет о всеобщем оглупении и деградации целого мегаполиса (что там происходит с остальным миром неизвестно, но можно смело предположить обстановку и похуже — мол «держать не может центр»), что закономерно приводит местных его обитателей в никуда. Сверху на них льется бетонный дождь, прямо под боком обитают здешние элои всех полов и возрастов, что до экологии то...она утонула. Но зато с правами все у всех норм — можно спариваться прямо на улице среди бела дня или плотно подсесть на наркотики (которые кстати неизвестно кто варит — это ведь тоже работа требующая определенных знаний и умений), можно даже вообще ничего не делать, и при этом как-то не протянуть ноги от голода.
В этом мире и живет главный герой книги — ответственный сантехник, решивший побороть энтропию в рамках одной отдельно взятой канализации. Как по мне то герой плосковат, но все равно вызывает симпатию, хотя бы своим неравнодушием на фоне остальных.
catcakeme, 22 июля 2024 г.
Честно, я не люблю фильм «Идиократия»
Ну не работает так человек и общество! Есть такая вещь как регрессия к среднему и тупых родителей не рождаются такие же тупые дети. В добавок уже давно никто не рожает массово по 10 с лишним детей (здравствуй второй демографический переход). Да и к тому же в обществе ТАК помешанном на успехе, в котором высшее образование является чуть ли не главным социальным лифтом... Ну короче не получается у меня абстрагироваться от кучи условностей в этом фильме, а вся концепция мне больше кажется нудежом стариков на тему того что «молодёжь нынчо всё тупее и тупее...»
НО
Этому рассказу удалось меня зацепить, не смотря на крайне похожую концепцию. Небольшая деталь — то что дети поколение за поколением мутируют из-за обилия гормонов, лекарств и «химии» в воде, и постепенно превращаются в тупых, бесполых обезьян — заставляет меня поверить в выдуманный мир (это не человек такой, это внешние обстоятельства). Моё неверие приостанавливается и я всецело погружаюсь в невероятно печальный рассказ об одном из последних «гениев» в умирающем мире
zdraste, 10 июня 2024 г.
Рассказ вызвал больше позитивных ощущений, чем негативных.
Это о человеке, простом человеке, который является важным элементом общества, своеобразным фундаментом этого самого общества. Он осознает свою значимость, и именно это осознание заставляет его сесть и грызть гранит науки. Не каждому это дано. За детей, это больно, и боль эта наша общая, мне кажется, автор хотел намекнуть на то, что в последнее время резко возросло количество выявления разного спектра аутизма, и прочих отклонений. И никуда мы от этого не денемся, и никто из нас не застрахован.
Как по мне, рассказ очень реалистичный. Таких людей как главный герой, в нашем обществе много, мы их знаем лично, мы сами может быть обладаем личностными качествами Гл.героя.
Спасибо за совет, Дэн.
Тиань, 29 января 2016 г.
Когда пишут антиутопии о гибели цивилизации, обычно предполагают некое событие, в связи с которым все рухнуло. Бачигалупи же показывает медленную гибель цивилизации по причине вырождения человечества, сначала интеллектуального, потом и физического. Ничего страшного не случилось, не было войн, взрывов, метеоритов, инопланетян и т.д. Просто люди полностью сосредоточились на потреблении и удовольствиях, утратив интерес к творчеству и осмысленному систематическому труду.
Современная цивилизация много дает человеку в плане личных удобств. Но и требует много. Надо создавать и обслуживать механизмы, бесперебойная работа которых обеспечивает наш повседневный комфорт. Надо посвящать свое время учебе и работе, чтобы всё вокруг функционировало исправно и без сбоев. Тогда цивилизация живет и люди получают привычный уровень комфорта.
Техногенный путь развития сделал человечество заложником механизмов. Если они вдруг откажут, среда обитания человека очень быстро превратится в отравленную свалку. Когда такое происходит внезапно, есть шанс преодолеть последствия катастрофы, поскольку понятно, что надо это делать, надо восстанавливать разрушенное. А если процесс идет медленно, смерть цивилизации наступает незаметно. Просто все меньше молодых людей стремится учиться и осмысленно выполнять общественно полезную работу. Все больше тех, кто хочет проводить жизнь в развлечениях и удовольствиях, не отягощая интеллект раздумьями о проблемах. В какой-то момент факультеты учебных заведений не добирают студентов и закрываются. Старшее поколение уходит из жизни. И вместе с ним уходят знания, никому не интересные, не востребованные. И гибнет привычный человеческий мир. Не сразу, за пару-другую столетий, но ужас в том, что начало процесса отследить почти невозможно, ведь происходит он в сознании человека, который и является наблюдателем.
Рассказ, способный напугать своей безнадежностью. Мир, в котором некому починить вышедшую из строя помпу, и нет машиностроительного факультета, где можно получить консультацию по прикладной инженерии, обречен. Он просто сам себя съел. Момент доедания людьми созданной ими когда-то цивилизации мы и видим в рассказе. Грустно, страшно, хочется верить, что не неизбежно, но риск велик, ведь потребность учиться и работать в инстинкты человека не встроена, а общество потребления все больше и больше апеллирует к инстинктам, подавляя разум.
god54, 19 июня 2011 г.
Рассказ из серии, которую начал «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери, и которую я просто обожаю. Это не рассказ о мрачном будущем. Это рассказ о нас сегодняшних. О том, что мы совершаем каждый день по чуть-чуть. Вспомните: мы протестировали студентов — они стали глупее. Люди не хотят работать — хотят развлекаться. Люди не хотят читать — а потом разучатся читать. Нет, это не жалобы, что раньше и вода была мокрее. Нет, это наше общество, которое не хочет думать, выбирать, прогнозировать, желать... И эта серость, которая захватывает власть и насаждает средний уровень, среднее мышление, средний специалист... И вот тогда наступит то, что и описал автор.
zmey-uj, 4 февраля 2009 г.
Скажу сначала про сам рассказ. Мрачное будущее, изображенное в нем, вполне можно себе представить, глядя на некоторые, наиболее неприятные стороны современности: экологическая безответственность, наркомания, пресловутое падение нравов. Чем-то это, конечно, напоминает прогнозы «метрового слоя конского навоза» для наших дней, но в мире действительно все слишком запутано, и запутывается все больше. Да и не стоит смотреть в будущее с оптимизмом только потому, что потомки что-нибудь придумают. Иначе можно стать как бабуля из университета: я-то и так скоро умру, а вы придумывайте, что делать.
А теперь в общем. Пока мне попались только три рассказа Бачигалупи. Видно, конечно, что они написаны человеком, умеющим облечь стОящую идею в увлекательную форму. И придумать концовку, достаточно неожиданную, но прекрасно вписывающуюся в общее настроение произведения. Но кроме пессимизма и некоторого драматизма, свойственного для этих трех рассказов, (а также для произведений других писателей — не в этом дело), есть в них одна вещь, которая мешает мне считать, что это «мой автор». Что-то неприятное присутствует то ли в описании мира будущего, то ли в людях, его населяющих, то ли в мелких деталях, которые позволяют лучше представить обстановку. В «Специалисте по калориям» — покинутые города, животные-мутанты, жестокие полицейские. В «Девочке-флейте» одним сверлят кости, других сажают на кол. В «Помпе номер шесть» — бетонные дожди, люди, покрытые прыщами, идиотизм населения. Какая-то физиологичность, на которой играет автор, может быть, бессознательно. Как врач, рассказывающий о вреде курения с демонстрацией изъеденных раком легких...
Тем не менее, читать произведения Бачигалупи собираюсь и дальше.
Sergio Blanc, 5 июня 2021 г.
Ещё одна талантливо нарисованная Бачигалупи картина постмодернового будущего. Человеческая цивилизация на «излёте» своего существования. Всё ещё работает, но всё хуже и хуже. Кое-что ещё можно купить в магазинах, кое-где ещё работают автоматы, но газ в квартиры подают всё реже..
«Цивилизация — канализация», -так по-моему в одной из своих песенок пел лидер группы «Звери»(знаете такую?) Рома Зверь. И это не он придумал.
Главный герой рассказа Трев обслуживает помпы городской канализации. Однажды одна из них выходит из строя. И выясняется, что починить её не так то просто по целому ряду причин. Очень актуальный текст. Мы пользуемся огромным количеством предметов и другими благами современной цивилизации, но не знаем ни как их произвести, ни как их починить, если что. Но дело даже не в этом. Проблема поднимаемая автором гораздо серьёзнее. Деволюция, деградация человека — вот что беспокоит писателя. Повсеместное распространение наркотиков, упадок образования, разрушающаяся инфраструктура — вот признаки «дивного нового мира» в рассказе. Не случайно рядом с людьми он показывает живущих в городах трогов. «Троги были тут как тут……..мохнатые, рогатые и абсолютно беззаботные.» Ключевое слово — беззаботные. Именно такими мы становимся — безответственными и беззаботными. И я думаю, что в трогах автор и видит то, во что превращаются люди. Не случайно их с каждым годом всё больше. «..человекообезьяны с приплюснутыми лицами, круглыми желтыми глазами, большими розовыми языками и такой жидкой шерстью, что в природе им ни за что не выжить» вот портрет человека будущего по Бачигалупи.
Финал рассказа дарит очень-очень маленькую надежду на более оптимистичный итог. Но, я думаю, что всё будет ещё грустнее.
Хороший рассказ. Сильный текст с явным антифеминистическим посылом, что нынче редкость.
Всем читать. Однозначно.
amak2508, 1 февраля 2017 г.
На тему деградации «сытого» общества, потерявшего цели в жизни, написано столько, что практически каждый любитель фантастики может считать себя в этом вопросе знатоком. Поэтому искать в рассказе Бачигалупи какие-то новые идеи просто бессмысленно. Хотя тезис о том, что в описанной трагедии косвенно виноваты и предки, выпускавшие уж очень доброкачественные, надежные товары, читателя наверняка порадует :).
Но вот реализация такой, казалось бы, уже избитой темы автором, бесспорно, хороша. Здесь и эффектные картинки постепенно регрессирующего общества, и неплохая эмоциональная составляющая, и общая увлекательность, да и просто очень неплохо написанный текст. Только вот то, что касается финального намека на как бы возможность надежды — настоящие люди еще встречаются, все это у автора, как-то, все-таки, больше похоже на последние конвульсии умирающего, а не на хотя бы чуть-чуть оптимистичный финал.
Как итог — рассказ хороший и вполне достоин того, чтобы его прочитали, но, увы, уж очень грустный....
coffein, 27 марта 2013 г.
Рассказ предостережение.
Каждый, прочитав его, и, спровоцировав на наш мир, надеется, что он больше похож на главного героя, чем на «студентов».
А троги... Троги — это наши дети выброшенные на произвол судьбы, на которых родителям все равно.
Удивительно, что не русский писатель, а американец.
Столетняя помпа — еще одно общее нашего мира с миром Бачигалупи в глазах жителя нашей страны.
Помпа номер шесть — это механизм который спасет наше общество от разложения. Мы обязаны его починить.