Паоло Бачигалупи «Помпа номер шесть»
В сборник вошли рассказы, рисующие мрачные картины будущего, в котором человечеству отведена роль пассивного наблюдателя за собственной деградацией.
Издание сборника, вышедшее ограниченным тиражом, также содержит дополнительный рассказ — «Маленькие жертвы» (2007).
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Награды и премии:
лауреат |
Локус / Locus Award, 2009 // Авторский сборник | |
лауреат |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2010 // Книга года (США; авторский сборник) | |
лауреат |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2010 // Научная фантастика (США; авторский сборник) | |
лауреат |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2010 // Сборник рассказов / Переводной сборник рассказов (США) | |
лауреат |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2015 // Короткая форма, переведённая на французский (cборник) |
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2008 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 4-е место (сборник) | |
номинант |
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2014 // Антология/сборник (США) | |
номинант |
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2015 // Рассказ или сборник рассказов (США; сборник рассказов) | |
номинант |
Китайская премия Синъюнь («Туманность») / Xingyun Awards (Nebula Award), 2016 // 3арубежная книга (США; сборник?) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
scafandr, 14 марта 2023 г.
К творчеству Бачигалупи у меня довольно теплые отношения, потому что 9 лет назад я прочитал его «Заводную», которая мне очень понравилась, и примерно в тот период я начал читать фантастику. До сих пор к этой книге я питаю особенные чувства и думаю, что нужно как-нибудь ее перечитать, чтобы освежить ощущения. Вдруг я уже по-другому смотрю на литературу, чем тогда?=)
Потом я еще читал «Водяной нож» Бачигалупи, но этот роман не смог меня удивить. Хороший сценарий для задорного боевика про экологическую проблему. Отдохнуть за книгой можно, а вот восхититься — это вряд ли.
Данная же книга — это сборник рассказов. А рассказы, как известно, легко могут гулять по восприятию, и, как правило, в одной книге всегда хватает и неплохих произведений малой формы и очень даже проходных.
Но начинается книга с одноименной повести — «Алхимик». Сюжет интересный — в одной империи увлечение магией вылилось в появление опасных для жизни сорняков. Один укольчик шипами и ты труп. Чем больше магии творится, тем гуще растут эти кусты сорняков. Но один ученый, кажется, придумал средство борьбы с опасными растениями. Вот только в плохих руках это средство может стать оружием... Поначалу повесть показалась проходной, но чем больше разворачивался сюжет, тем больше он захватывал.
Но я немного боялся, что хороший бодрый старт может дальше продолжится чем-то более унылым. И мои опасения были абсолютно напрасны, ибо далее идут 3 шикарных рассказа, одному из которых я поставил 10 баллов.
«Полный карман дхармы» — о китайском мальчике, который случайно не по своей воле стал владельцем необычного куба с секретом.
«Девочка-флейта» — о двух сестрах, ставших жертвами биоинженерии.
«Народ песка и шлаков» — этот рассказ я читал раньше в сборнике про постапокалипсис, и именно ему я поставил 10 баллов, потому что люблю животных.
Еще одна «девятка» ушла от меня рассказу «Хлоп-отряд», который играет на струнах продолжения человеческого рода.
Только 4 рассказа были мной не очень поняты и оценены на 5 и 6, но их только 4. Остальные же рассказы прекрасны со всех сторон. Отличный сборник рассказов на любимые темы Паоло Бачигалупи — экологическая катастрофа, биоинженерия, выживающее человечество и трансформация ценностей в ближайшем будущем. Пока что это лучшее, что я читал в 2023 году.
Seidhe, 29 сентября 2017 г.
Так получилось, что из всех рассказов, вошедших в первый и пока единственный сборник рассказов Паоло Бачигалупи «Помпа номер шесть», большую часть (6 из 11) я уже читал ранее в составе антологий и сборников, а на заглавный рассказ и сетевой перевод «Pop Squad» — даже отзывы отдельные писал. Тем не менее, сборник в составе недавнего томика Бачигалупи, вышедшего в отличной серии «Фантастика: классика и современность» и приобретённого ради повести «Алхимик», я прочитал/перечитал не без удовольствия. Причин для этого несколько.
Во-первых, все рассказы, кроме относящихся к миру «Заводной», вышли в новых переводах. Не могу сказать, больше или меньше они соответствуют оригиналу, но переводчики Михаил Левин и Ксения Егорова со своей задачей справились — читается сборник очень хорошо, глаз при чтении о корявые фразы не спотыкается. Это ни в коем случае не означает, что рассказы «The Calorie Man» и «Yellow Card Man» переведены хуже — варианты перевода В.Гольдича тоже вполне себе хороши, просто с ними читатель уже имел возможность познакомиться в АСТовском томике 2014 года «Заводная и другие».
Во-вторых, Бачигалупи никак не откажешь в мастерстве создавать живописные картины различных вариантов будущего после различных катастроф природного и экологического характера. Картины эти действительно завораживают: мир победившего глобального потепления, покрытый влажными джунглями, над которыми возносятся к небесам города ставшего практически бессмертным человечества; иссушенная засухами Америка, в которой главной ценностью и валютой становится вода; относительно недалёкое будущее Юго-Восточной Азии, в одном из городов которой возводят исполинское органическое, живое и дышащее, здание, которое должно стать домом для сотен тысяч человек; мир истощившихся углеводородных ресурсов, в котором большинство растений уничтожены вирусами, а человечество использует технологии, основанные на заводных пружинах; отдалённое будущее, в котором человечество эволюционировало в существ, способных есть песок и отращивать себе отрезанные конечности, в которых не осталось практически ничего человеческого...
Написано всё это сочно, красочно, ярко, кинематографично, но...
Но это же является, на мой взгляд, и главной проблемой сборника. Как говаривала одна моя знакомая преклонных лет про концерты классической музыки: «Утомили однообразием жанра». Вот и от сборника «Помпа номер шесть» я испытал схожие ощущения. Когда читаешь рассказы Бачигалупи подряд, несколько устаёшь от непрекращающихся попыток автора напугать и поразить воображение читателя. А вот этого-то у него зачастую и не выходит. При всей смачности описаний и смакования картин возможных катастроф, где-то внутри постоянно просыпается внутренний Станиславский и ехидно шепчет: «Не верю!»
Не верю в мир, где отстреливают нелегально родившихся детей, вместо того чтобы стерилизовать население. Не верю, что при диком дефиците воды и средств будут платить за уничтоженные ростки тамариска и предлагать фермерам деньги за их землю. Не верю, что при полном истощении нефти и газа человечество не успеет перейти на альтернативные источники энергии (ветер, вода, приливы/отливы и т.д.) и будет вместо этого развивать какие-то нелепые пружинные технологии. Не верю, что человечество может стремительно потупеть за какие-то 100 лет. Хотя определённые подвижки в этом направлении, чего уж там греха таить, имеются =)))
И плюс ещё постоянная попытка надавить на жалось читателя, приправленная смакованием каких-то не совсем приятных подробностей про вонь, грязь, кровь и прочие физиологические выделения.
Одним словом, не дотягивает Бачигалупи до уровня тех авторов, которые действительно умеют напугать. Такое чувство, что он усиленно пугает разными вариантами апокалипсиса тот самый недалёкий средний класс западного общества, на который и обрушивает свои нападки, а не по-настоящему думающего читателя. Как-будто не хочет пойти до конца и честно показать НАСКОЛЬКО страшной и жестокой может стать реальность будущего разной степени отдалённости, в котором человеческая жизнь не будет иметь совершенно никакой ценности.
Хотя, судя по россыпи наград и премий, всё он делает правильно, это я просто придираюсь. =)))
В любом случае, сколько бы я ни удивлялся, за что творчество данного автора настолько обласкано критиками, сборник «Помпа номер шесть» внимания однозначно заслуживает. Возможно, дело просто во мне, и я прочитал слишком много злого киберпанка, вот рассказы Бачигалупи в большинстве своём и не производят на меня столь сильного впечатления.
Впрочем, я немного лукавлю — есть в сборнике два рассказа, вызвавших у меня ОЧЕНЬ яркие эмоции.
Первый — изящная псевдоэтнографическая зарисовка «Пашо». В единственном отзыве на данный рассказ уважаемый лаборант ceh так охарактеризовал этот рассказ: «По-моему у Ле Гуин появился теперь действительно достойный преемник». Склонен с ним согласиться. Рассказ повествует о юноше Рафеле, ставшим «пашо» — членом своеобразного полумонашеского ордена, хранящего знания — который возвращается домой после десятилетнего обучения. Ничего нового в этом образе, разумеется, нет, достаточно вспомнить хотя бы известный роман Уолтера Миллера-младшего, но конфликт культур и мировосприятия поколений показан автором весьма талантливо, да ещё и насыщен целой россыпью этнографических подробностей, настолько мастерски вплетённых в повествование, что порой приходится напоминать себе, что речь идёт о вымышленных культурах. Не раздумывая — 10 баллов.
Второй рассказ — это вызвавший бурю недоумения рассказ «Мягче». Я всё понимаю, конечно — тема «заела среда» весьма благодатна, да и про каких только придурков я в своей жизни книг не читал, но я так и не понял, чего хотел донести до меня автор, рассказав историю о том, как обычный, в общем-то, парень как-бы случайно однажды утром взял, и задушил свою жену, а потом несколько дней держал её тело в ванной. Честное слово, не догоняю — ради чего пишутся такие тексты? Показать, что на свете полно ненормальных? Так я и так в курсе — новости иногда смотрю/читаю. Поставить больше «тройки» рука не поднимется.
В целом, прочтением сборника и приобретением книги остался весьма доволен.
Для знакомства с творчеством автора — подойдёт идеально.
P.S. Даже захотелось «Водяной нож», продолжающий тему одного из рассказов, прочитать.
P.P.S. И это несмотря на то, что от хвалёной «Заводной» я в своё время долго плевался =)))
JenDo, 18 августа 2020 г.
На мой взгляд сильнейший сборник. Очень понравилось. Позже прочитал Заводную и цикл Разрушители кораблей. И хочу сказать что этот сборник оказался круче и сильнее полновесных романов Паоло. И если Заводная еще туда сюда, как говорится, на восьмерку вытащила, то Разрушителям кораблей я поставил шесть. Видимо потому, что слегка разочарован был после таких сильных рассказов. А это сборник очень рекомендую к прочтению. Может даже только его и стоит читать у Бачигалупи, хотя это лишь моё мнение. В принципе, миры, созданные им — достаточно хороши и интересны. Как я уже выше сказал — Заводная нормально зашла. Может как нибудь и Разрушителей перечитаю и изменю оценку, но пока так.
Vlad, 15 января 2019 г.
К сожалению, замечаю у многих современных фантастов неприятную тенденцию — создав запоминающийся мир, написав удачный роман/рассказ — они становятся пленниками собственно-созданных миров, после чего их стараются развиваться не вширь, а в вглубь. Вот, например, Бачигалупи, — берем мир «Заводной» (или «Водяного ножа») — недалекое будущее, экологическая катастрофа, киберпанк — переносим все это на десяток рассказов — и получается сборник «Помпа номер шесть». Вроде все интересно, оригинально, но на примере одного рассказа. Начинается второй — и то же самое — недалекое будущее, экологическая катастрофа, киберпанк, Бангкок((. Одинаковые герои, похожие сюжеты — с каждым прочитанным рассказом интерес к сборнику угасает в математической прогрессии. Словно написано в соответствии с каким-то ГОСтом/ТУ, но в литературе все-таки стандарты неприемлемы.