Маркиз де Сад «120 дней Содома»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Философское | Эротическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Спорт, культура и досуг
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Самые откровенные, шокирующие, порочные фантазии в романе величайшего знатока эротики Маркиза де Сада. Философия разрушения, превознесение порока, все виды изнасилований и наказаний — в «120 дней Содома, или Школа разврата», написанных в Бастилии. Рукопись была спрятана де Садом в стене камеры и случайно обнаружена только в 1900-м году. По мотивам книги снята драма Пазолини «Сало, или 120 дней Содома» — о последних днях итальянского фашизма.
Награды и премии:
лауреат |
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006 |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kimyonaboi, 28 октября 2024 г.
Об этом романе говорят с самого момента публикации, то есть уже больше 100 лет. Говорят много: кто-то откровенно поносит маркиза, кто-то забвенно восхищается, кто-то пытается найти середину. Последние, как мне кажется, будут на наиболее верном пути...
Маркиз де Сад хотел перевернуть с ног на голову представление о правящей элите. Любой рационально мыслящий читатель подумает, что для этого нужно написать остросоциальный роман на тему обнищания граждан, несправедливости общества или самодурства императоров, но нет, де Сада не интересовали политические или экономические проблемы Франции, он хотел обнажить внутреннюю злобу человеческой натуры, показать ее грязное нутро, проявляющееся у власть имущих и свободу имеющих. Для этого требовалось что-то из ряда вон выходящее: не типичные сентиментальные романы, заполонившие полки европейских кабинетов, а прямо противоположное. Так в стенах темницы зарождается философская концепция абсолютной свободы — либертинаж.
Важно отметить, что прежде всего де Сад имеет в виду сексуальную свободу. Это была первая книга, в которой открыто рассматривалась человеческая сексуальность. Не та, прикрытая любовно-куртуазная эстетика, а грубая порнографичность, настолько приумноженная безумствами автора, что порой кажется невозможной. Многие ставят это в упрек книге, мол она годится только для психологов и сексологов, и никакой художественной ценности не несет. С этим трудно спорить, особенно, если учитывать, каким скудным и пошлым языком написан роман и сколь отвратительны в нем описания. Но в чем стоит отдать де Саду должное, так это в способности заинтересовывать самой неприкрытой аморальностью…
Нас сразу же знакомят с четырьмя главными героями — представителями высших слоев общества — банкиром, аристократом, епископом и судьей. Далее идет подробнейшее описание сексуальных предпочтений, особенностей гениталий и аморальных предысторий четырех сластолюбцев, с гордостью заявляющих, что они являются либертарианцами (читать — извращенцами). Они решают устроить себе отпуск с десятками малолетних мальчиков и девочек, своими дочерьми, которые по совместительству и их жены (!инцестый свинг!), дюжиной выносливых юношей, четырьмя престарелыми прислужницами и четырьмя опытными проститутками, которые выступают в роли рассказчиц. И для этого устраивают эротический конкурс, на котором испытывают выносливость конкурсантов, рассматривают их тела, щупают и лапают промежности. После чего они запираются со всей этой разношерстной компанией в отдаленном замке и приступают к вкушению «наслаждений». Согласитесь, для вымученного опытом читателя, это звучит заманчиво, хотя внутренний голос говорит: «Фу, ну и мерзость». При этом в произведении чувствуется иронический тон автора — он то и дело обращается к читателям, предлагает остановиться, предупреждает о грядущих жестокостях. Чтение превращается в одностороннюю издевку — ты читаешь, потому что автор, злорадно ухмыляясь, говорит этого не делать. Он только приглашает нас взглянуть в этот мир беззакония, испытывая нас на прочность, с каждой главой повышая градус жестокости и безумия, и будто спрашивает: «Ну же читай, сможешь? Дальше — больше». И только вам решать участвовать в его игре на чувствах или нет.
Stalk-74, 25 сентября 2022 г.
Нормальному человеку смотреть порно любопытно до семяизмержения — дальше просто скучно. Нормальному человеку любопытно читать про извращения — если они, как специя к блюду, вписаны эпизодом в художественное произведение. А вот, если человека кормить вместо макарон или жареной картошки чистой поваренной солью или одним толченым перцем — ничего путного из этого не выйдет. Вот и в очередном опусе человека, официально признанным опасным душевнобольным, сплошное дерьмо. Причем, и в прямом, и в переносном смысле. Причем, несмотря на иллюзию реальности происходящего, условной правды там как во влажных мечтаниях накаченного спермотоксикозом подростка-омеги, которого отучили заниматься онанизмом и сперма давит на мозг, рождая чудовищ. Ну не могли жить супербогатые люди, 24 часа в сутки насилуя и изнасилуя даже не рабов, а почти ровню себе, практически в открытую. Это глупости и из жизненного опыта и с точки зрения физиологии.
Да, у мосье маркиза много известных поклонников, мол, это свобода мышления. откровения в литературе и т.д. На деле, просто материал для изучения психиатров.
Groucho Marx, 26 октября 2020 г.
Эту книгу трудно назвать романом. Скорее, «120 дней Содома» — совмещение беллетризированного каталога сексуальных девиаций и преступлений с авантюрными новеллами в духе «Декамерона», «Пентамерона» и «Гептамерона». Там, значит, сидят в уединённом замке в присутствиии нескольких аристократов-либертинов пять опытных шлюх, и рассказывают интересные случаи из своей жизни, а в промежутках между рассказами аристократы пытают и насилуют извращёнными способами юношей и девушек, которых привезли в замок в качестве жертв и сразу же объявили им, что никто живым из замка не выйдет. Пытки и оргии описаны подробно, методично, но отстраннённо и холодно, в духе каталогов или энциклопедических статей. Вообще, «120 дней Содома» можно назвать не только «каталогом», но и своеобразной энциклопедией известных на тот момент сексуальных практик.
Де Сад начал составлять этот каталог просто от нечего делать, он не собирался сочинять роман или проповедывать, он придумал чисто техническое обрамление для сборника новелл и писал, пока не надоело. С точки зрения литературы, роман так и остался незаконченным. Но не потому что автору помешали внешние обстоятельства — просто де Сад в ходе сочинения книги отточил свой стиль и понял, что способен на большее, чем заполнение бесконечной страницы (оригинальный манускрипт представляет собой рулон бумаги длинной в несколько метров) суховатым описанием чудовищных изнасилований.
«120 дней Содома» — книга замечательная и невыносимая одновременно. Порнографией назвать её невозможно, потому что порнография должна возбуждать сексуальные эмоции у читателя, а этот текст, скорее, расхолаживает намертво, потому что описывает «эротику» неэротично — повторяющиеся с минимальными измениями оргии напоминают описания автоматических действий каких-то механизмов. По ходу действия (топчущегося на месте, если не считать непрерывно увеличивающуюся гору трупов во рву замка) возникат своего рода макаберный комизм, саркастический юмор, столь же холодный, сколь холодны эмоции садовских либертенов.
«120 дней Содома» уникальны в истории литературы. Ни до ни после маркиза де Сада никому не удавалось достичь подобного эффекта.
Любопытно, что фильм Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали «Золотой век», сделаный ими в 1930 году, заканчивался обширной цитатой из «120 дней Содома» — в результате французская полиция запретила фильм и попыталась уничтожить его копии.
zhbarsuk, 12 июля 2018 г.
Знаменитый Маркиз де Сад, именем которого назвали такой феномен, как садизм, четверть века назад написал одно из самых пугающих по своему содержанию произведений и это не удивительно, такого огромного количества насилия, жестокости и жажды сладострастия не найти нигде. Чувство тошноты становится вашим спутником в процессе чтения этой книги.
Интересен подход автора к изложении своих мыслей. Скрупулезно и точно описываются все детали подготовки, а затем и самих действий. Главные герои-развратники представлены довольно подробно, чтобы проникнуться абсолютной чернотой их душ. Девственники и девственницы, мужланы, рассказчицы, прислуга, повара — все они не имеют никаких характеров или индивидуальностей и выглядят обычной мебелью, я даже не пытался запомнить их имен (коих очень много). Расположение комнат, предметов, размещение всех участников, обстановка в комнатах — все расписано в деталях подобно декорациям в театре. Подобная детализация касалась в том числе и всех интимных сцен, становясь все более пугающей.
Подготовив сцену, автор переходит к действию. События длятся в течение обещанных в названии 120 дней. Каждый день одна из четырех героинь-рассказчиц описывает 5 страстей в соответствии со своей “квалификацией” в разврате. Кроме этого идет описание событий в самом замке. Чем ближе к концу, тем более отвратительным, ужасными и жестокими становятся истории. В какой-то момент кажется, что хуже уже просто некуда, но ты читаешь дальше и там все действительно еще хуже. Пожалуй, не осталось ни одной сакральной или запретной вещи, над которой де Сад не надругался бы. О жизни в замке в начале тоже много деталей, включая распорядок дня и взаимодействия между персонажами, но затем подробностей становится все меньше пока они и вовсе не исчезают в конце книги. Тогда остаются только истории и ключевые события, а описанный ранее уклад выносится для читателя за скобки.
Роман не имеет никакого отношения к эротике: стиль повествования слишком отстраненный, а наполнение способно возбудить разве что десяток самых извращенных маньяков в мире. Даже простые фетиши, которые имеют место и сегодня, изображены в настолько грязно и отталкивающе, что не вызывают ничего, кроме приступов отвращения.
Тем не менее, книга не является сборником советов для людей, пресыщенных своей половой жизнью. Все сцены разврата это лишь фон, они создают атмосферу и вызывают у читателя отклик, пусть и отрицательный. Наибольший интерес вызывают те гедонистические и либертарные размышления, которые де Сад вплел в сюжет. В большинстве своем они дики и ужасны даже сегодня, что уж говорить про Францию того времени, но внимания определенно заслуживают.
В целом, книга произвела на меня колоссальное впечатление и вывернула на изнанку несколько раз. Основные эмоции — шок и отвращение, они сменяли друг друга и ведомые слогом де Сада оставили тот неизгладимый след, который заставляет мысли возвращаться к этой книге и переосмыслять ее снова и снова.
andron 666, 12 декабря 2014 г.
Не соглашусь с предыдущим отзывом.Эротика... Нет у де Сада никакой эротики! «120 дней Содома»-точное,сухое,почти «протокольное» описание различных сексуальных извращений,пыток,убийств и т. д. Во время описания сексуальных сцен автора не интересуют чувства героев,кроме того,герои де Сада- моральные уроды и чувств,в привычном понимании этого слова,они не испытывают.
Что хотел сказать этим автор? Я увидел,главным образом, попытку выговориться,выплеснуть на читателей свои подавленные желания.
Имеет ли такая литература право на существование? Раз существует и о произведении помнят не первую сотню лет- значит имеет, но, простите, высоко оценить подобную книгу я не могу.
ФантФан, 20 июня 2018 г.
Хороший роман. Но у него есть два существенных недостатка.
Первый: начиная со второй части роман превращается в некое подобие краткого пересказа.
Второй: к сожалению, роман так и остался незаконченным.
Клюква, 24 апреля 2014 г.
Полностью книгу не читала, но тщательно изучала на лекциях по литературе.
Удивительно мрачная, но такая глубокая философия просматривается во всех книгах Сада. 120 дней Содома рассказывает о нескольких богатых вельможах, которые решают запереться в своем замке и отдаться всем своим прихотям и желаниям. Книга была написана, если я не ошибаюсь, во время тюремного заключения Сада, который в свое время был воплощением похоти и всевозможных грехов. Именно в этом произведении он выплеснул все свои эмоции и желания.
Так как в книге содержатся и тщательно описываются сцены насилия и эротики, в том числе содомии, ошибочно считалось, что Сад тем самым оправдывал, считал абсолютно нормальным такое явление как та же содомия и садизм, за что был признан дьяволом во плоти. Однако, 120 дней Содома, это не просто волощение всего плохого, Сад попытался продемонстрировать то, как рождается зло в человеке, и что человек — это и есть зло. При этом он считал, что бессмысленно с ним бороться, так как такое состояние человеческой души — это ее естественное состояние, без влияния социума.
Книга очень неоднозначна, и тем, кто обладает устойчивыми моральными принципами вряд ли понравится, но почитать для общей культуры и в поисках продукта к размышлению можно!