fantlab ru

Олег Кожин «Охота на удачу»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.31
Оценок:
105
Моя оценка:
-

подробнее

Охота на удачу

Роман, год; цикл «Счастливчики»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Так бывает — еще вчера ты делал ремонт на кухне. Маялся, не видя будущего и перспектив. А потом нашел счастливую монетку, и... Привычная реальность вдруг переворачивается с ног на голову, открывая неприглядную изнанку мира Сборщиков, тех, кто выкачивает заряд счастья из монеток, счастливых билетиков и прочих талисманов. Теперь тебе остается только одна забота — дожить до вечера. Привычный город становится небезопасен, каждый встречный может оказаться чудовищем, а близкие больше не помнят о твоем существовании. Между тобой и Сборщиками только счастливая монета, только ветреная Удача. И еще Лиля — сумасшедшая панкушка с разноцветными волосами. Беги, Гера Воронцов! Спасайся!

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 341

Активный словарный запас: очень высокий (3396 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 73 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Рукопись года, 2013-2014 // Рукопись года (2 место)

Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2015 // Дебютная книга

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Охота на удачу
2014 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох, как же силён Кожин воды мутить по тексту. Спасает активность после начала второй главы, но вот первая, про гопников, это просто же размазанная грязь, как будто автор в юности обожал испытывать страх от приставания гопников на улице. Первая глава ужимается в полторы страницы А4, но тонны текста пропускаешь, вылавливая только короткие фразы из диалогов, а все эти дополнения в описаниях пропускаешь глазами.

Да и сам герой расстраивает из-за мельчайших моментов. К примеру, отчего-то ему приятно отслоить бумажку на стаканчике пломбира и прилепить к мусорному баку. Фи, это так по-быдляцки. После нападения этих гопников и процесса мышления главного героя Герки уже и не сочувствуешь ему, а испытываешь одинаковое отвращение от него и всей этой гопоты вместе с главной героиней-панкершей.

Текст в объёме свыше 600 тысяч символов — это слишком много, ведь у автора мания наводнять текст.

Вот нечто вроде такого: «... ощутил неприятный озноб, прошедший по всей спине, от шеи до копчика...».

Ага, а ещё устают все глаза от чтения галимого текста... и левый, и правый. Это как подниматься пешком на пятый этаж... переступая и второй этаж, и третий, и четвёртый. Разве можно об этом умолчать? Во и автор не смолчал. Никто ведь не поймёт, что спина — это что-то между шеей и копчиком.

Или вот: «... который никак, совершенно никак, абсолютно никак не мог вместить в себя взрослого человека...»

Так и я: вообще никак, совершенно никак, абсолютно никак... не могу являться любителем таких произведений и авторов, их плодящих.

Как редактор издательства, такое читая, не решил хотя бы разочек понажимать на «delete»? Если бы я был директором издательства, то, ознакомившись с таким результатом, заглянул бы на компьютере в перечень работников и, выбрав галочкой строку «главред», нажал бы «delete». А потом бы на «хэхэру» поискал ворчливого гуманитария, который бы меня понял и выполнял свои обязанности редактора более исправно. Я бы даже сказал очень исправно, совершенно исправно, абсолютно исправно.

Трудно понять некоторых графоманов, которые с упоением наслаждаются объёмами своего текста. Ну куда нужны эти 15 авторских листов, которые Олег Кожин ещё и превысил. И ведь роман попал в финал конкурса для подростковой номинации. Неудивительно, что роман не переиздавался. Прочитав начальную главу с гопниками и их матерками и оценив толщину, родитель побоялся такое покупать свои детям. Вот у меня дети родятся... я обязательно не куплю эту книгу :0) Пусть остаётся на полках пылиться в «Читай-городе». Мне радостно, что лично я прочёл бесплатно некоторую часть.

Ну а что по роману сказать. Он прямо пропитан гопницкой темой. Нездоровая атмосфера в самом тексте. Я уж не говорю про говнистую обложку, которая дополнила эффект от содержания. Такого цвета книги для подростков выпускать нельзя. Ни разу не видел такого. Такое ощущение, что обложка сгнила от содержимого, поменяв радужный цвет удачи на оттенок отходов жизнедеятельности. Ну, нельзя такое подарить подростку. Неудачный будет результат.

Оценка: 1
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Написано хорошо. Написано действительно хорошо — прекрасный язык повествования и динамичный сюжет. Сюжет и для фильма подошел бы вполне. Но, всё-таки, книга больше для юношества, наверное.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Закомплексованный пацан, вокруг которого (внезапно!) начинает крутиться весь мир. И у которого в конце героической битвы появляется девушка, — вот прям торжественная кульминация книги, как он ведет её показывать изумленным родителям — не слишком ли избито и даже немного смешно выражает инфантильные мечты подростков? В общем немного расстроило это заигрывание с потенциальным читателем. Но, в принципе, книга вполне читабельна для всех возрастных групп

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так сложилось, что отечественный хоррор, в отличие от зарубежного, не может похвастаться популярностью и гонорарами даже на родном поле. Существует несколько вариантов объяснения — разные менталитеты и общественные реалии, иная психологическая атмосфера, но результат одинаков. Есть лишь считанные хоррорные серии и авторы, которые ютятся в скромной пещерке безумного маньяка. Гораздо чаще появляются произведения, написанные на стыке хоррора и других жанров, например, городского фэнтези, как в случае с дебютным романом Олега Кожина «Охота на удачу».

Опыт работы с малой формой, имевшийся у Кожина, как выяснилось, все же недостаточен, чтобы избежать ошибок в крупной. Один из самых сильных недостатков — это убийственное сочетание в начале романа избыточного описательного стиля, нарочито вязкого повествования и отсутствия каких-либо сюжетно важных событий. Нужно прорваться через первые главы и не утомиться от занудного бытописания, чтобы в полной мере оценить, как удачно подходит искаженная авторская точка зрения к странному, пугающему и притягательному миру сборщиков удачи, где поминутно творятся жуткие чудеса и привольно чувствуют себя сказочные создания.

Обычный северный городок, будто коварный оборотень, выворачивается наизнанку. И заброшенные, теневые и неприметные места становятся средоточием событий. Простому пареньку, Герке, придется против воли познакомиться с неприглядными сторонами невидимой для обывателей жизни. Узнать, кто скрывается под маской забавного бомжа, почему пропадают люди в загаженном бомбоубежище, сколько подземных этажей в библиотеке и где располагается обитель местной нечисти и ее Хозяина. Более того, автор активно вплетает в повседневность пестрые фольклорные нити, превращая роман в диковинное макраме.

Впрочем, автор остался верен себе и даже классические подростковые приключения соединил с любимым натуралистичным мясным хоррором. Взявшись за историю о становлении и возмужании обычного неуверенного подростка, Кожин столкнулся с необходимостью достоверно и ярко показать, как нерешительный рохля превратится в целеустремленного волевого парня. Существует не так уж много правдоподобных рецептов, и автор не стал изобретать нечто невероятное. Вместо этого он протащил героя через настоящую полосу испытаний, чтобы подчеркнуть, что задатки к взрослению есть у каждого. Нужно лишь поставить перед собой задачу, собраться с мыслями и, обдумав все, планомерно двигаться к цели.

Особенно удались динамичные сцены схваток и напряженные моменты ужаса, когда атмосфера физически сгущается, обволакивая героя липким страхом и бессилием. Довольно удачными вышли колоритные второстепенные персонажи, которые не затмевают собой основную сюжетную линию, но органично дополняют ее, внося в линейное повествование яркость красок и разнообразие идей. К такому миру не грех и вернуться, хоть в примыкающем рассказе, хоть в полноценном романе. Но и эта история получилась по-настоящему увлекательной, рассказывая о верности, дружбе и смекалке.

Итог: оригинальное сплетение городских подростковых приключений и жесткого хоррора.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжаю комментировать свою «книжную библиотеку». Очередная «покупка на пробу» заставила пересмотреть точку зрения на давно заброшенный мной поджанр «городского фэнтези». Ну в самом деле чего интересного ожидать от пост-Лукьяненковских последователей и иже с ними... но «пересилив себя» (в отсутствие иной более достойной замены) я открыл книгу и буквально сразу понял «что был совсем не прав»... Конечно «вакцина Ночного дозора» по прежнему вызывает у меня стойкое отвращение к данной теме, но именно этот поджанр «Московские сторожевые» (как ни странно) мне так понравился, что я докупил некоторые другие части этого цикла. Конечно начало данной книги немного... отдает феминизмом: герой вынужден во всем слушаться более знающую спутницу и в этом фактически «подменяет Алису» (из известного всем рассказа). Однако по полном прочтении (слава богу) выясняется что это не очередная история про «благородных вампиров» из фильма Блейд, а вполне таки неплохая история о становлении ГГ, который из во всем неуверенного неврастеника и пешки в чужих руках, медленно но верно превращается в игрока...

Оценка: нет
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стала пуганой птица удачи,

И не верит людским рукам.

Да и как же ей быть иначе?

Браконьеры и тут, и там.

Подкрадешься — она обманет,

И вот уже навсегда ушла.

И только небо тебя поманит,

Синим взмахом ее крыла... (с) Машина времени.

Что мы знаем об удаче? На самом деле, не так уж много, правда? Она эфемерна, легко поворачивается к тебе спиной и у нее есть хвост, за который многие люди пытаются ее схватить. Точного рецепта или способа получения благосклонности фортуны не существует, однако огромное множество людей их ищет. Кто-то следует десяткам известных примет, кто-то изобретает свои собственные. Одни упорно гладят по пузику китайскую статуэтку, другие верят, что удачу им принесет определенная одежда. Некоторые таскают с собой пачку счастливых билетов, некоторые их едят, а кое-кто готов несколько часов провести на поляне клевера пытаясь найти четырехлистник.

Герка Воронцов обо всем этом не задумывался. Удача мало его занимала, хотя какой-то частью мозга он отчетливо понимал, что что-то в его жизни идет не так. Дело в том, что после окончания школы Герка так и не понял, чем же он хочет заниматься в будущем и куда поступать учиться дальше. Поэтому он решил взять годовой таймаут от всякой учебы и привести мысли в порядок. Родители, кстати, были не против.

И вот на дворе август. Все приятели разъехались на поступление, а Герка боролся с ощущением себя в роли дармоеда тем, что пытался делать ремонт на кухне. И именно во время ремонта он внезапно обнаружил то, что изменило его жизнь раз и навсегда – счастливый пятачок. Это артефакт, выглядящий как обычная пятирублевая монета, но заряженный удачей так сильно, что хватит на несколько жизней. Мгновенно к Генке проявляют интерес таинственные Сборщики удачи и единственной надеждой на спасение (ну кроме артефакта), а заодно и проводником в новом опасном мире, оказывается острая на язычок и нагловатая панкуша Лиля.

Роман сильно отличается своей драйвовостью и фантазией. Здесь все время что-то происходит, кто-то куда-то бежит, сражается и т.д. Плохишей Герка встретит довольно много и все очень колоритные и запоминающиеся. В общем-то, в романе есть все для хорошего приключенческого произведения: любовная линия, умные мысли и интересные поднимаемые вопросы, яркий экшн, необычное мироустройство, живые персонажи, атмосфера, совмещающая в себе сказочное волшебство и вполне себе хоррорный саспенс. Но есть несколько «но»: роман слишком подростковый. Даже не смотря на мат и хоррорность. Плюс довольно предсказуемый сюжет, любовная линия, развивающаяся по привычным, и уже набившим оскомину, лекалам, сюжетные несостыковки и вопросы, оставшиеся без ответа.

Хотя мне роман все же понравился. Он развлекает и играет для меня функцию дуала «Дома, в котором…» М. Петросян, уравновешивая медитативность, философские размышления и ультранеспешность последнего своими драйвом и приключениями. При этом между романа есть и нечто общее: подростки находят изнанку мира и пытаются найти себя и свое место в этом мире. Иными словами, повзрослеть.

Рекомендую роман всем тем, кто ищет захватывающего приключенческого чтива в жанре городского фэнтези. Книга действительно интересная и очень легко читается.

P.S. Швец, Хозяин и финальный финт Герки с накопленной удачей, чем-то напомнили дозорное творчество Лукьяненко.

P.P.S. «Памятка юного бродяжки», при сходной концепции сюжета и в разы меньшим объемом, впечатлила гораздо сильнее. Увы.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала буквально на днях.

Основное впечатление сложилось: книга эта – между волком и собакой. Все ощущения двойственны. Какая она?

Междужанровая, междувозрастная – в первую очередь. Главные герои – современные подростки 17 и 16 лет – это уже не младшие тинейджеры, но и не взрослые с их взрослыми проблемами.

Жанр книги… Магический реализм? Городское фэнтази? Роман ужасов? Мне показалось – что-то между ними.

Повесть или роман? Что-то среднее: персонажей на целый роман вполне достаточно, мир (чуть не написала – игровой мир) продуман, но сюжетная линия имеет мало веток, действие идет от начала и до конца, практически все время фокусируется на главном герое и подавляющая часть события дана от его лица.

В какие-то моменты приходили мысли, что, может быть, книга лучше смотрелась бы, например, в серии «Большой книги ужасов», выпускаемых для подростков.

Но – нет. В романе полно моментов, в которых младшие тинейджеры в силу возраста не разберутся: тема судиц, Некрополита. Да и система мифологии, созданной автором, не так проста, как кажется. Хотя внешне часто смотрится типичной фентэзийной развлекухой. Однако это не так. Практически каждый персонаж наделен неким «двойным» дном. Начиная от ярко описанных в прологе «сборщиков удачи», Скомороха и великолепного Оба-на до Швеца, судиц, Лили…

Больше всего мне понравился Арбоб – низкорослый забитый гастарбайтер, а по совместительству – дэв, жестокое чудовище, питающееся чужим страхом и умеющее вырастать до гигантских размеров. Это, безусловно, фигура, олицетворяющая определенные страхи современного социума, и у многих читателей такое представление найдет отклик.

Меньше всего впечатлили Некрополит и Хозяин. Хозяин – рядом с колоритным и подробно описанным Оба-На, Арбобом, близнецами и даже мороженщицей Халей показался тускловатым. Может быть, автор намеренно старался сохранить завесу тайны над этой фигурой… Кого? Дьявола? Трудновато привнести что-то оригинальное в этот до боли знакомый образ? Может быть, поэтому и оставлен он был таким… «нераскрашенным»? А, может, я просто не поняла ничего. В любом случае, Хозяин не удивил и не добавил впечатлений — как смазанный, размытый контур на недопроявленной фотографии.

Некрополит же, напротив, раскрыт слишком подробно. Ему посвящена почти целая глава. Но он показался сильно разросшейся версией Кракена того же автора. Только в романной ипостаси — лишенный своей таинственности, открытый настолько, что, можно сказать, даже вывернут наизнанку и выпотрошен самим автором. А вследствие этого — уже мало интересный.

Мне кажется, в этом месте романа автор сделал ошибку, доверив объяснение – рассказ о Некрополите, о его предыстории – своей героине. Переданная в разговорном стиле, эта история сильно теряет в художественном плане. Практически все наиболее яркие придумки автора в этом изложении обесценились. Уверена — они сыграли бы сильнее, если б были изложены от лица автора.

И ведь это было бы только логично. С самого начала автор выбрал стиль общения с читателем — обращение к нему напрямую. Такой стиль, присущий, вообще говоря, приключенческой литературе 19 века, в наше время смотрится несколько архаично. К счастью, этим приемом автор не злоупотреблял: голос автора на заднем плане звучал не часто и чтению не мешал, разве что воспринимался не совсем привычно. Хорошо.

Но вот как раз там, где повествование от автора сыграло бы вернее и лучше всего – именно в этом месте почему-то рассказ был передоверен героине. Думаю – зря.

Героиня эта вообще слишком много рассказывает, объясняет, поясняет. И это тоже – упущенная художественная выгода. Описывать придуманный мир, посвящать читателя во все его нюансы – явная прерогатива и основная обязанность создателя этого мира. То есть автора.

И это сразу заметно, скажем, по тем описаниям природы, которые автор сделал от своего лица – замечательно живые. Каждый раз приятно читать.

Но во многих других эпизодах автор выбрал иную форму развития сюжета – рассказы от лица персонажей. И мне кажется, именно это больше всего мешало полному 3D-восприятию романа.

Финал истории – сцена пытки Лили и неожиданное решение героя Пытать собственную удачу… В этом тоже какая-то двойственность. Вроде бы – сцены из примитивного боевика. А с другой стороны – исподволь подняты такие глубинные пласты самых сложных вопросов бытия, что даже не сразу успеваешь их осознать.

И Геркины размышления – когда главный герой получает хоть минуту передышки, он тут же начинает о чем-то рассуждать, мучиться разными нравственными вопросами… Переживать чувство вины. И это его чувство вины временами мешает читателю осознать, о чем, собственно говоря, пытается поведать автор.

Заканчивается все… Впрочем, хватит спойлеров. Если кто-то хочет знать, чем заканчивается книга – читайте сами.

Мое впечатление: автор так много всего имеет нам сказать, что временами запыхивается, как и его вечно бегущий герой Герка (Этакий современный Геракл? Ассоциации — куда без них?). Ему надо сделать так много – в мире, в литературе, совершить столько подвигов… Что не всегда хватает дыхания все это передать достаточно ясно.

Дышите глубже, автор! И работайте. Лично я жду продолжения. Если не этой конкретно книги – то банкета в целом. Удачи, Олег!)

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

– Что мы все желаем здоровья?

Вот этот запечённый поросёнок тоже был здоровым.

Надо желать не только здоровья, но и удачи, ребята.

Из застольных разговоров

Собираешь карточный домик, стараешься не дышать, чтобы ненароком не задеть, но миг – выстраданная конструкция разлетается во все стороны. Бумажные кирпичики на полу, домик – в прошлом. Столько вложено усилий, но… не повезло. И так в любом деле – одной красной линией перечёркиваются годы трудов, приводя всё к руинам. Кого-то Удача любит, держит за руку, ведёт за собой, а на кого смотрит безразличными глазами, перешагивает, словно через лужу, и идёт дальше.

«Охота на Удачу» – это удивительное сплетение отзвуков городского фэнтези, ярких элементов хоррора и плавной мистической линии с привкусом мифов и этники.

Композиционно книга не вызывает каких-либо нареканий, действие подаётся от нескольких персонажей, однако ведётся слажено и не вызывает сумятицы.

В текст втягиваешься постепенно. От лёгкого недоумения в начале до нежелания, чтобы книга подходила к финалу.

Главный герой, Герка Воронцов, обычный семнадцатилетний парень из карельского городка Сумеречи, становится обладателем артефакта, заряженного Удачей. Именно так. Удачей с большой буквы. Только, чтобы остаться в живых, ему нельзя оставаться на месте, потому что охотников за этой Удачей ой как много и намерения у них далеко не мальчик-давай-познакомимся. Неожиданным помощником Геры становится Лиля Ирландия – панкующая девица, не обременённая вежливостью и манерами. Несмотря на это, она неоднократно спасает главному герою жизнь.

Мир Воронцова в одно мгновение разлетается осколками битого стекла, через которое злобно скалятся монстры и чудовища – будь они в человеческом облике или нет.

«Охота на Удачу» – это большая погоня, пропитанная напряжением, страхом и новыми открытиями. Здесь очень хорошо показана трансформация героя – под давлением постоянных событий Герка Воронцов не ломается, а становится другим, находит выход из ситуаций, которые становятся всё сложнее и запутаннее.

Кожин – мастер игры на ощущениях, мастер ярких образов. Это Некрополит, пальцы которого управляют мертвыми мальчиками-марионетками. Это судицы, которые меняют свой облик, возраст и настроение. Это дэвы, обретающие истинные облик и разрывающие тела жертв на мелкие кусочки. Это Скоморох, который простой потешкой способен справится с судицей. Это немой ужас живых глаз должников Швеца, что заключены им в тела кукол. Это артефакт – простой пятирублевый пятачок – накормленный кровью своего владельца, чтобы работать лучше.

Кстати, последнее заставило вспомнить изречение Хайнлайна: «Удача – это ярлык, который бездарности наклеивают на достижения гениев». Сама по себе Удача ничего за вас делать не будет. Для того, чтобы она заработала, надо тоже хорошо постараться.

Всё это навевает сладковатую атмосферу жути, из которой не хочется уходить. Пожалуй, тут нельзя не сказать, что серия «Московские сторожевые» — не для этой книги. Но тут уж так, что у издательства есть, туда и дают.

Недостатки тоже имеются. На мой взгляд, слишком много подается извне. Казалось бы, не тонешь в рефлексии, как в первой книге Романовской, и на том спасибо, но нет. Приём подачи извне тоже лишний, не поддерживает связей с внутренним миром главного героя и не может достучаться до читателя. Отсюда – затянутость. Её не так много, но были моменты, когда часть приходилось пропускать. Это при том, что язык у автора лёгкий, красивый, без заумностей и лишней витиеватости.

Но это можно простить, потому идея книги достойна уважения. Автор показывает Удачу, как живое существо, которое своим благоволением или наоборот невниманием, может помогать или губить. Семь лет удачи не видать. Наши предки не так просто придумали эти слова. Не зря существует столько разных примет вроде счастливых пятачков, талисманчиков, игрушек, или же статуй, к которым нужно обязательно прикоснуться, чтобы пришла Удача. Её надо ценить и любить, иначе развернётся и уйдет к другому. Кстати, даже сейчас в модных женских изданиях по позитивному мышлению советуют занятную вещь. Говорите: «Мне всегда везёт». Или достаточно вспомнить детскую поговорочку – не зевай, дружи с удачей, и не будет жизнь собачьей. Что, собственно, тоже верно.

Книга заставляет задуматься. И это главное. Возможно, кого-то отпугнет хоррор или затянутость, но всё же это произведение, которое нужно прочитать. Больше спойлерить не буду, но скажу, что сюжет нелинеен и сюрпризов с неожиданными поворотами в «Охоте на Удачу» достаточно. А так же финал, заставляющий улыбнуться.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фэнтезийный боевик, где каждая глава полна действа и новых открытий. Если в из точки А герой романа выплывает на стремнину течения, которым его несёт судьба, то в точку Б он прибывает уже по собственноручно прорытому каналу. Он учится и меняется.

Мир, и существа, его населяющие — всё перекликается со славянской и кельтской мифологиями, но поданы здесь в ином, нетрадиционном ключе. Особое спасибо за Некрополита, чьё имя уже внушает трепет.

Стиль изложения, однако, вызывает нарекания, заставляя проводить параллели с Гарри Поттером. Эти робкие забегания вперёд повествования, эти полухохмочки вроде «даже холодильник похолодел», красочная описательнось идут в ущерб реалистическому восприятию происходящего. А если не воспринимается всерьёз целое, то и частности вроде крутой расчленёнки или философского опуса о существе удачи, тоже будут смотреться сквозь призму несерьёзности.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Беги, Герка Воронцов, беги!

ОСТОРОЖНО, ОТЗЫВ СОДЕРЖИТ КУЧУ СПОЙЛЕРОВ

Вот и добрались мои загребущие ручонки до дебютного романа Олега Кожина — автора, зарекомендовавшего себя в первую очередь отличными рассказами в жанре хоррор. Мне, давно мечтающему однажды обнаружить наконец пресловутого “русского Стивена Кинга”, подобная рекомендация подавала большие надежды — несмотря на серию, в которую угодила “Охота на удачу”. Ни капли не верилось, что Кожин наступит на горло собственной песне, чтобы утрамбовать произведение в формат — и ожидания в целом оправдались. Но обо всем по порядку.

Действие романа разворачивается в вымышленном городке Сумеречи — этаком городке-франкенштейне, намиксованном, насколько я понял, из разных частей существующих мест и локаций. Главный герой — вчерашний школьник Герка Воронцов — обнаруживает у себя дома ценнейший артефакт. Монетку, заряженную практически неисчерпаемым источником удачи. А потом все как заверте…

Дальнейшее повествование представляет собой адреналиновый коктейль из драйвовых погонь, схваток, опаснейших переделок и прочих невероятных приключений. Темп автор задает просто бешеный — однажды, очнувшись на секунду от непрерывного бега, читатель обнаруживает себя на 146 странице. Фразой, вынесенной в эпиграф, можно охарактеризовать весь роман. Беги, Герка, беги! Беги и прячься, поймают — не плачься! В этом — огромный плюс и минус романа одновременно. Я сам — страстный фанат динамики, однако даже для меня в “Охоте на удачу” с этой самой динамикой явный перебор. При этом, несмотря на сумасшедшую скорость, нас успевают потчевать кучей мельчайших подробностей, идет ли речь об очередном монстре или новой интересной локации. Вот такой вот получается диссонанс.

В целом, “Охота на удачу” напомнила мне хороший шутер — качественная графика, высокая детализация, красочные монстры, харизматичные мини-боссы и главные боссы, но “коридорный” мир с триггерами, при достижении которых в очередном зале материализуются очередная порция противников, и неубиваемый главный герой. Вот серьезно, в какую бы передрягу не попадал Герка, ни разу за весь роман за него не было страшно по-настоящему.

Кроме того, у нашего шутера прихрамывает сюжет. Вообще говоря, используя фантдопущение, связанное с такой эфемерной величиной, как Удача, Олег вступил на очень скользкую дорожку. Как измерить удачу? Чья удача сильнее, главнее и удачистее? Кому должно первее повезти в том или ином случае? Сложно понять, сложно уразуметь — и оттого мне особенно приятно сообщить, что, на мой взгляд, с рассчетами “матчасти” относительно удачи Кожин справился наотлично. Чего нельзя сказать о поведении персонажей.

Самым главным, прямо-таки вопиющим сюжетным косяком мне видится использование Лильки в качестве приманки для Германа (несмотря на то, что ее судьба “будущая девушка главного героя” прямо-таки аршинными буквами висит над головой героини с первого момента появления в романе. А в конце они должны поцеловаться. Что поделаешь, закон жанра...). А семью-то? Семью любимую геркину запросто взяли и отпустили беспринципные сборщики — в то время как родные, само собой, были бы куда более мощным манком для вчерашнего школьника, чем пусть и симпатичная, но едва знакомая девушка. Вместо того, чтобы сразу же приставить тесак к шеи геркиной матери и потребовать отдать монету одному из терпил-сбощиков, мудрейший и всемогущий хозяин устраивает какой-то цирк, в ходе которого едва вовсе не лишается ценнейшего артефакта. Вот тут-то и выходит, что случись все как должно быть по логике — никакого романа бы и не получилось.

Далее, поведение Лильки, о которой твердилось что она дескать умеет к каждому найти подход. Стало быть, она изначально взяла Герку в разработку — но зачем столько сложностей? Познакомиться, прогуляться по парку, выпросить “вон ту фигульку” на память у доверчивого размягшего лоха — и дело в шляпе. Отдал бы он ее совершенно добровольно, как миленький. Все так, но тут и романа бы не было…

Или вот момент. Львиная доля конфликта романа крепко замешана на том, что отобрать монетку силой нельзя — будет вам семь лет неудачи. Однако в финале Герка стреляет в хозяина и забирает монетку из его ослабевший руки. Постигает его неудача? Хрен там был, это же главный герой…

В общем, спорные моменты присутствуют, или я невнимательно читал. А вот финал мне очень понравился — начиная с того момента, как Герка начинает действовать самостоятельно. И идея насчет “удачи, которая внутри” — красивая и правильная.

Помимо прочего, остался непонятным следующий момент. Сборщики — кто они? Судя по рассказу Жердяя, изначально они были людьми… что же наделило их сверхъестественными способностями? Почему они живут сотни лет, перевоплощаются в монстров (как сам Жердяй) или умеют выкидывать различные фокусы, как Швец или хозяин? При чем здесь вообще удача? Я так понял, что она единственно удачу и приносит, не являясь при этом аналогом маны в компьютерных играх. Чем вызваны подобные трансформации? Книга не дает ответа кроме “Кто они? Они страшные и опасные. Почему? Так надо, сынок. БЕГИ!”. А так хотелось хоть какие-нибудь пояснения услышать…

Кроме того, красной нитью сквозь весь роман проглядывает “рассказное” прошлое автора. По сути, повествование состоит из десяти-двенадцати взаимосвязанных рассказов, между которыми носятся герои и преследующие их сборщики. “Встреча с горынычем” — беги, Гера, беги! — “Ужас подземелья” — Беги, беги, Герка! — “Обладатель жутких пальчиков” — Гера… ну ты знаешь… — и так далее. Рефрен “очередной монстр — бегство” звучит так часто, что к середине книги начинает приедаться. Оттого особенно отрадно встречается момент, когда Герман наконец-то останавливается, чтобы немного подумать. Конечно, “коридорный” сюжет с одной-единственной линией тоже имеет право на жизнь, но от Олега Кожина ожидал чего-то большего.

Итак, подытожим все вышесказанное:

Плюсы романа:

- Динамичность. Действие не дает заскучать ни на секунду.

- Атмосферность — на высшем уровне. Все локации выписаны с большой любовью и огромным вниманием к деталям.

- Харизматичные, интересные персонажи. Причем антагонисты получились даже интереснее и “выпуклее” главных героев. Да, еще не может не радовать развитие, взросление Герки по ходу романа. В финале истории он уже не тот запуганный, запутанный и загнанный мальчик.

- Великолепный бестиарий. Шикарнейшим образом описанные монстры — едва ли не главный плюс романа.

- Интересная задумка.

Минусы романа:

- Сюжет, удручающий прямолинейностью и вызывающий вопросы касательно логики действия персонажей.

- Динамики даже слишком много. Все-таки хотелось бы иногда останавливаться, чтобы перевести дух.

- Повторяющаяся конструкция “монстр-побег”, надоедающая уже к третьему-четвертому появлению.

Резюме: весьма крепкий дебют многообещающего автора. Обязательно буду следить за его публикациями в дальнейшем. 7 из 10.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поскольку мой предыдущий отзыв посчитали в некотором роде непристойностью и безжалостно выкорчевали с просторов сего замечательного сайта, пишу новый (надеюсь, на этот раз литературным языком).

Что-то народ ненормально реагирует на данное произведение... У такой замечательной книги — и рейтинг пять с гаком баллов? Ненормально реагирует, без вариантов. Поставил десяточку, потому как — шикарно читалось и переживалось за героев тоже безо всякой фальши. Настоятельно рекомендую всем любителям изнанки (пусть и насквозь выдуманной) нашей жизни и отличного хоррора!

правка

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман очень адреналиновый — он просто наполнен непрерывным, не провисающим действием, и даже переходя на быстрый шаг, долго его не удерживает и срывается в спринт. Во-вторых очень хорошо подана специфика мира — понемногу, но постоянно добавляются новые кусочки мозаики, раскрывающие своеобразие жизни сборщиков удачи. У меня при прочтении возникали лишь две претензии к тексту (который очень приятно и гладко читается), два маленьких, но регулярных бугорка, о которые я постоянно запинался (может это какие-то личные тараканы). Во-первых, это забегания вперед:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вроде того абзаца об отце Герки, перед сном вспомнившим когти «переписчика» — с одной стороны на эти когти внимание обратили и остальные члены семьи (т.е. момент повторяется, и его опускание тексту не только не навредило, но и пошло бы на пользу), с другой стало сразу понятно, что ничего страшного с семьей не случится — а когда еще только открывали дверь, я в этом уверен не был
. Хотя практически всегда экскурсы в будущее были без спойлеров и вписывались в текст, в значительной части случаев без них можно было бы обойтись. Также немного резало глаз использование местоимения «наш» («наши беглецы», «наш герой») — как-то не очень уместно выглядело. Если бы все повествование шло в виде чьего-то рассказа, возможно было бы более уместно. Да и оно также подразумевает достаточно глубокую вовлеченность третьего лица — рассказчика и/или слушателя — в жизнь героев. Но самым главным достоинством романа я считаю его логичность, рациональность, следование строгой жизненной логике. Имеющееся фантастическое допущение меняет мир очень сильно, но все последующее — и манера описания событий, и действия героев — все жизненно и вменяемо, и подано читателю реалистично. При прочтении не возникает мыслей вроде «WTF?!» и «а что вообще происходит?». Нет ощущения, что автор приберег козыри в рукаве и вытащил оттуда аж пару роялей. В итоге — весьма понравилось.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх