FantLab ru

Оливер Пётч «Дочь палача»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.23
Голосов:
74
Моя оценка:
-

подробнее

Дочь палача

Die Henkerstochter

Роман, год; цикл «Дочь палача»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 8
Аннотация:

Якоб Куизль – грозный палач из древнего баварского городка Шонгау. Именно его руками вершится правосудие. Горожане боятся и избегают Якоба, считая палача сродни дьяволу… В апреле 1659 года жителей Шонгау охватил ужас. В канун весенних празднеств один за другим погибают дети-сироты. У каждого на плече таинственный знак, похожий на колдовскую отметину. Видит Бог, во всем виновата местная знахарка – старая ведьма Марта Штехлин! Она подозрительно часто общалась с бедными детьми! Якоб Куизль, по распоряжению городского совета, каленым железом должен вырвать из ведьмы признание в совершении богопротивных деяний. Но палач слишком хорошо знает Марту… Он не верит в ее вину и начинает свое собственное расследование. Расследование, обреченное на трагичный финал, если бы не помощь его дочери — красавицы Магдалены…

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Дочь Палача
2014 г.
Дочь Палача
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Die Henkerstochter
2010 г.
(немецкий)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, это не «Конгрегация» Надежды Поповой, конечно. Попова, можно сказать, пребывает в другой лиге.

«Дочь палача» − средневековый детектив. Ну, не совсем средневековый, все-таки 17 век, но ведьм еще преследовали, люди по-прежнему были невежественными и не соблюдали правил гигиены. Поэтому автор постарался создать подобающую мрачную атмосферу. С первых же глав мы узнаем следующее.

1. В 17 веке в городах Германии было очень грязно. Помойки устраивали прямо на улицах, ночные горшки выливали из окон. Персонажи, особенно Симон, постоянно вступают в какое-нибудь буквальное г… Просто удивительно, что спустя каких-то 300 лет Германия станет символом опрятности и чистоты, где даже тротуары моют стиральным порошком. Наверное, маниакально стараются отчистить накопившуюся за средние века грязь.

2. Быть знахаркой, да и просто женщиной в те времена было опасно. Запросто могли обвинить в колдовстве, связи с дьяволом, нанесении порчи и прочих смертных грехах. Что, ведьма давно сидит в тюрьме, а детей продолжают убивать? Да, это опять же ее вина, козни дьявола, и склад она же подожгла − добиться признания и сжечь!

3. Палач – это только с виду такой грозный тип, а в душе он добрый и справедливый. Будь его воля, он бы и мухи не обидел, но надо же кому-то и палачом работать.

4. Кстати, о медицине. Если палачи и знахарки действительно что-то смыслили во врачевании, то дипломированные врачи были по сути шарлатанами и умели только пускать кровь и ставить клизмы при любом диагнозе. Ибо лекарства на основе трав – это дьявольские козни.

На фоне этих откровений разворачивается сам детектив. Детектив, надо сказать, довольно посредственный. Главный злодей опереточного вида – в черном плаще и с костяной рукой постоянно мелькает в повествовании, но его почему-то никак не могут поймать.

По части средневековой германской атмосферности «Эйфельхайм: город-призрак» М. Флинна гораздо сильнее, хотя это вообще фантастика.

Больше всего понравилось послесловие, в котором автор упоминает, что происходит из древнего рода палачей Куизлей и что по сути, хотя и с изрядной долей вымысла, писал о своих предках. Знать свою родословную на протяжении нескольких веков – это действительно здорово.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое впечатление от книги самое хорошее. Средневековье, ни чем не приукрашенное, а вполне себе настоящее. Работа палача. Жизнь города как она есть.

Сравнение с циклом Конгрегация Поповой было не в пользу последней, так как этот детектив основан на реальных, казалось бы, событиях. Но вот вторая половина книги истановится все скучнее, натуралистические подробности все более раздражают. Реальность оказывается далека от действительности. Детектив становится фарсом.

По порядку.

Германия. Немного из истории рода Куизлей, палачей не в первом поколении.

Палачи отвечают за чистоту города в прямом и переносном смысле. Убирают грязь на улицах, убирают грязь в людях. Ведь преступники тоже отбросы. Но кроме того, занимаются лечением, продажей разных настоек и отваров. Не только от болезней тела, но и плацебо, а также всяких запрещенных препаратов. Фармакология можно сказть началась с них. Врачу важно лечить. Палачу нужно вылечить.

Сама история началась с убийства мальчика сироты. В чем тут же обвинили местную знахарку, назвав ее ведьмой. Дальше палач половину книги борется с тем, чтобы не подтвердить обвинение пытками. Так как без признания нет дела, а только слова. А признаваться нельзя, ведь виновный уже убил второго мальчика, третьего, поджег склад. Но виновата полумертвая после пыток знахарка. Ибо ведьма. И с этим никто не спорит, кроме палача и одного недоучившегося лекаря.

Что не понравилось. Расследование сильно растянуто на 500 страниц. После 300 уже читать было не так интересно. Надоело.

Действие почти не продвигается. Зато в конце лекарь просто на раз находит и ключ от двери, где деньги, то есть чертежи с планом лежат. И место, где может быть клад, и пропавших, но еще живых детей. Все достаточно быстро. Все злодеи выписаны одной краской — уроды, убийцы. Хотя там автор пытался рассказать, что у некоторых сохранилось что-то доброе. Но я это не увидела. Более того, автор в принципе оправдал заказчика.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Якобы деньги, которые и были первоисточником всех убийств по праву его.
Но это право еще менее убедительно, чем вина знахарки.

Зато сам палач, его дочь и младший лекарь — хороши. Я быстренько прошлась по другим отзывам, узнала их последующую судьбу. Прочтя половину книги, я готова была скупить весь цикл. Но, дочитав его, очень благодарна автору за законченность истории. И дальше читать не буду.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В своём отзыве на «Маскарад лжецов» я уже писал, что поставил в очередь ещё несколько книг в жанре исторического детектива. Про запас ещё остаётся собравшая неплохое количество положительных отзывов от читателей обоих полов серия «Хроник брата Кадфаэля» от Эллис Питерс. А пока что переходим с британской женской прозы на немецкую мужскую. И, если историю скитаний по средневековой зачумленной Англии я читал, чтобы магический реализм провёл меня по краю между реальностью и мистикой, то с Пётчом я решил познакомиться, потому что мне его прорекламировали, как человека, который знает и любит историю своей страны и городов, где разворачивается действие его романов.

Да, при взгляде на обложку так и кажется, что немецкий прозаик написал о неугомонной и бросающей вызов традициям своего времени бунтарке, но нет. Как бы дизайнер не выделил из жутковатого фона ту самую дочь палача, на первом плане здесь всё-таки действуют мужские персонажи, один из которых воссоздан автором из собственного фамильного древа. Заинтересовались? Тогда начнём.

***

Апрель в 1695 года. Бавария. Провинциальный городок Шонгау. В один из дней из реки вылавливают страшным образом избитого мальчика со множественными ножевыми ранениями в области сердца. Кто мог сотворить такое с ребёнком? И кто мог нарисовать на спине мальчика странный круг с крестом наверху? Видел хоть кто-нибудь в честном народе этакую чертовщину? Вот есть на свете алфавит, чтобы благородные богоугодные книги читать, а такой знак никто из доброго люда в жизни не видал. И раз такое дело, значит, этот самый круг круг с крестом не иначе, как печатью дьявола будет!

Постойте-ка, а ведь мальчика-то последний раз не на улице и не в церкви, а в доме местной знахарки Штехлин видели. Да-да, всяк знает, что она у многих жён в городе роды принимала, но какое это сейчас имеет значение? Вот перед нами дитя убиенное, силою нечистой отмеченное! Кто ещё мог с врагом Божьим сговориться, чтобы такое устроить?! Только проклятая знахарка Штехлин! Смерть ведьме! И да очистит её пламя костра!

Народный суд почти уже добрался до коварной злодейки, когда городской палач вздумал всё испортить. Якоб Куизль, дюжий мужик встал один против охваченной ужасом и яростью толпы. Встал, потому что знал знахарку, как добрую женщину и знающую целительницу, не раз принимавшую роды у его жены. Струхнули люди перед мастером заплечных дел, отступили. Да только толку-то! Секретарь, представляющий в Шонгау волю самого курфюста, всё равно приказал заковать Штехлин в кандалы и заточить в казематах. Совсем скоро Куизль будет обязан пытать её, чтобы заставить признаться во всех смертных грехах. Будет признание — будет и костёр. И чем скорее это случится, тем лучше! Для всех.

Толпа насытится местью. Секретарь, наконец-то, вернёт порядок в свои владения. Знать Шонгау сможет избежать расходов, которые неизбежны, если вызванный из далёкого имения княжеский управляющий задержится, чтобы разобраться с делом и заодно вместе со своей свитой опустошит местную казну. Вот только не проходит и дня, как находят ещё одно детское тело, помеченное тем же дьявольским знаком, что и первая жертва. Кто-то поджигает городской склад и в довершении всего какие-то неизвестные устраивают погром на стройке лепрозория. Совпадения или звенья одной цепи? Колдовство или всё же дело алчных и жестоких рук человеческих? Секретарь отмахивается от всех сомнений и, сжав зубы, гнёт свою линию, но палач, рискуя положением, принимается за расследование. Вскоре к нему на помощь приходит влюбленный в его дочь молодой лекарь Симон Фронвизер, а за ним срывается с места и сама Магдалена.

***

Атмосфера

Автор старался и вышло… неплохо. Переворачивая страницы, я буквально чувствовал человека, впервые севшего за создание крупной прозы после ряда пусть и мелких, но неудач. Лучше всего, конечно, у Пётча получилось то, что прямо связано с развитием сюжета. Крупнейшие процессы против ведьм вместе с десятками пылающих костров уже в прошлом. Просвещение, которому суждено изменить мир мало-помалу поднимает голову и всё равно одной-единственной искры, странного убийства достаточно, чтобы все ополчились на всех или того хуже — на одного человека, который вмиг становится средоточением зла.

Почему? Потому что, если кто-то чего-то не знает, это что-то ужасно по определению, то есть от дьявола и тех, кто сношается с ним! А кто та коварная личность? Наверное, вон та фрёйлен. Почему она? Ну, потому что она первая, о ком вспомнил вон тот человек. А ещё, потому что днями эта женщина как-то не очень хорошо, угрюмо и злобно посмотрела на вот этого почтенного герра. Зато потом очень мило общалась с одной рыжей девчонкой. А ведь всем известно, что рыжие — это слуги бесовские! А, если она и не ведьма, всё равно пусть сгорит. Простой люд хотя бы поспать спокойно сможет, да и властям мороки меньше. Неугомонные хотят знать правду? Тогда пусть сами себе голову ломают, по улочкам грязным бегают, да в подземелья мрачные суются и в случае чего пеняют на себя!

И надо сказать, что после создания на страницах «Дочери палача» атмосферы охоты на ведьм, те самые погони по узким, мрачным, замызганным улочкам, схватка со злом в неизвестно кем созданных катакомбах и обратный отсчёт до прибытия в город полномочной персоны получились самыми впечатляющими! Я, действительно, смог пробежаться проулками, где то и дело под ногами попадается грязное тряпьё, ржавая рухлядь, остатки завтрака с обедом и ужином, лужи мочи и кучки фекалий. Потому что канализации ещё не существует и всё, что есть в ночном горшке, люди выливают в окно, на головы тех, кто не успел увернуться.

Оставив позади смердящие окраины города, я пополз во тьму загадочного лаза, настолько тесного словно бы его прорыли не люди, а гномы. Мрак и твердь земная давили со всех сторон. Я задыхался от страха, но добродетель придала мне сил, чтобы совладать с собой и со злом!

Всё, хватит, в конце концов, в книге язык вполне современный. Выключаем пафос, потому что, если с перечисленным всё хорошо, то вот со всем прочим у потомка палачей (ух, какое определение!) не то что бы не вышло, но… Пусть я сейчас покажусь привередой, но пока читал не раз и не два у меня нет-нет, да возникало ощущение зажатости и скованности слога. Если подумать, оно в общем-то и понятно. Вот ты дожил почти до средних лет, пробовал несколько раз писать, но ничего хорошего из этого не вышло, а потом тебя озарила идея! Вдохновившись, ты сел строчить уже не рассказ, не повесть, а роман, да ещё созданный на основе жизни твоих собственных предков. В голове надежда меряется силой со страхом неудачи. В результате, волей-неволей, в одной сцене текст получается суховатым, а в другой детали приносятся в жертву лаконичности.

Детектив

Наконец-то, настоящий, да простят меня поклонники одноимённого сериала, детектив! Не возникающие от случая к случаю смутные догадки беглецов от непонятной опасности, а расследование, каким оно должно быть. Наблюдательность, внимание к деталям, логика, создающая порядок из пугающего хаоса неизвестности, действия не по импульсу, а по плану. Вот именно ради этого, последовательного поиска правды в декорациях давно минувших дней я и начал искать книги в жанре исторического детектива.

Особенно замечательной книга становится, когда автор закручивает интригу таким образом, что невольно начинаешь потирать руки в предвкушении срыва покровов со множества скелетов во всех слоях местного общества. От помеченных загадочным символом детских тел и безумия толпы к скрытым за мрачной завесой меркантильным и самым что ни на есть приземлённым интересам, да амбициям крупных ремесленников и знатных фамилий! Эх, как здорово могло бы выйти, если бы… Но об этом позже.

Персонажи.

Первой же проблемой для меня стал образ спасшего знахарку палача Якоба Куизля. Здоровый мужик, косая сажень в плечах с ручищами, один взгляд на которых отбивает у горячих голов всякое желание драться с этаким великаном. Взрывной, но отходчивый. В обязательном порядке бухающий перед каждой казнью. Его сторонятся, его избегают, потому что жутко, мерзко и вообще не к добру водить дружбу с тем, кто рубит головы, выворачивает на дыбе и суёт гвозди под ногти.

Дружбу водить не к добру, а вот за советом, микстурой или порошком от кашля, зубной боли и прочих хворей иной раз зайти — это совсем другое дело! Потому что знаний и навыков у этого мрачного детины больше, чем у городского лекаря. И библиотека у палача соответствующая, то есть такая, что и в университете обученный врач позавидовать может!

Впечатляет! Только, когда читаешь, не раз и не два таланты пугающего прохожих своими габаритами Шерлока немецкого розлива кажутся… немного преувеличенными. Всё-таки одно дело, когда палач разбирается в анатомии, чтобы денно и нощно превращать в ад жизнь очередного узника, а затем одним ударом снести голову с плеч, и совсем другое, когда тот же зловещий верзила становится самым настоящим непризнанным гением местного масштаба.

Хотя чего это я занудствую? Мало что ли в детективах таких уникумов? Полным-полно! Вот на этом и успокоимся. А затем, дочитав роман, потратим немного времени на авторское послесловие. И вот тут уже узнаем, что, кого и как Пётч воссоздавал из семейных архивов, преувеличив совсем не там, куда я только что тыкал пальцем. Разобрались. И знали бы вы какой на порядок более серьёзной и взрослой могла стать эта книга, если бы палач так и оставался бы суровым Холмсом при двух молодых, разнополых Ватсонах вместо того, чтобы чем дальше, тем больше превращаться в своеобразный трамплин для юных, влюблённых, одарённых и пылающих энтузиазмом!

В итоге получается так, что, если вы ищите чем бы занять себя на денек-другой-третий, «Дочь палача» вполне может оказаться той самой книгой, какая вам и нужна. Балансирующая на грани мистики интрига пощекочет нервы, но затем разрешится самым что ни на есть простым образом. Вы успеете поморщиться в сценах допроса и пыток, но я никак не могу сказать, что роман создавался, чтобы ужаснуть читателя.

Так причем же тут дочь палача? Что она такого сделала, чтобы дать книге название и солировать на обложке? А давайте вспомним о том, как различаются современные экранизации супергеройских комиксов. Ориджиналы, в которых персонаж делает свои первые шаги на поприще спасения мира от всяческого зла, приквелы, сиквелы, спин-офф и кроссоверы. К чему это я? К тому, что по ощущениям «Дочь палача» — это ориджинал Магдалены Куизль с самыми что ни на есть современными посылами. Ну или, по крайней мере, приквел ориджинала, потому что не так уж на самом деле бойкой девушки по тексту.

Представьте теперь фрёйлен с обложки, как если бы она стояла перед вами. Вот она сложила руки на груди и смотрит вокруг с недовольной гримасой на лице, потому что ей только что запретили жить так, как голова на плечах с душой и сердцем желают. Почему это девушка должна выходить замуж по расчёту, а не по любви? Почему это девушка не может стать такой же учёной, как мужчина? Почему это девушка не может расследовать кражи и убийства, как это делает её отец и возлюбленный? Потому что закостнелый шовинизм, товарищи, искоренять надобно! Собственно, вот и всё :)

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очаровательными средневековые города Европы выглядят разве что на картинка и в фильмах, где прекрасные фрейлины подметают платьями полы, а прекрасные принцы скачут на лошадях, кругом рыцарские турниры и изысканные блюда. В реальности же жизнь там окажется грязной, опасной для здоровья (с таким-то уровнем медицины, уровнем преступности и всевозможными происшествиями), да еще и обремененная множеством условностей, стереотипов и предубеждений. Если ты из семейства палача, то и замуж сможешь выйти только за другого палача. Если ты женщина, разбираешься в травах и отварах, то ты непременно окажешься ведьмой. Нет уж, спасибо, при возможности я лучше уж в будущее отправлюсь на экскурсию. Или куда-нибудь в космос. А за жизнью людей четыре сотни лет назад я понаблюдаю со страниц.

В маленьком немецком городке Шонгау один за другим погибают трое мальчишек-сирот. У детей на спинах обнаруживаются загадочные символы, а городские жители тут же утверждают, что это все не иначе, как колдовство! Сразу же находят и виновного — ею оказывается местная знахарка Марта Штехлин. Охваченные ужасом, а главное непонятной злобой и яростью городская толпа приписывает знахарке и уйму других злодеяний — от неурожая и смерти любимой коровы до бесплодия. Люди, которые еще только днями ранее приходили к Марте за снадобьями и отварами, сегодня готовы отправить женщину на костер.

Однако далеко не все верят, будто Марта Штехлин ведьма, а уж тем более, что она убила детей. Разница в этих людях только в том, что одни искренне пытаются доказать невиновность знахарки и спасти ее от ужасной смерти на костре, а другие хотят сделать из нее козла отпущения, этакий символ, который должен быть уничтожен, чтобы ярость города улеглась. Все ради спокойствия города.

Интересные тут и персонажи. Якоб Куизль, потомственный палач Шонгау. Сильный и умный мужчина, которого боятся и, все же, немного уважают, горожане. Он совершенно не верит в виновность знахарки, ведь когда-то эта женщина помогла родиться его детям. Но как же помочь Марте? Найти настоящего убийцу, дать городу того, на кого можно вылить свою злость. Его красавица-дочь Магдалена, которая представляется мне не иначе, как в образе Магдалены Нойнер (да, я знаю, что у книжной Магдалены темные глаза), — умная и любопытная девушка — тоже не верит в виновность Марты. Лекарь Симон, немного пижонистый все-таки (вспомнить хотя бы его наряды по последнему писку моды), но сообразительный и жаждущий знаний.

Нет, этот детектив в историческом антураже не шедевр, я не буду над ним ахать и перечитывать каждую неделю. Но это интересное, динамичное произведение, а средневековая немецкая обстановка придает ему дополнительного очарования.

Ну и конечно же, как и многие, я кину маленький камешек в огород. Почему «Дочь палача»? Ну да, она там есть. Но ведь не центральная фигура, не символ повествования, не цель злодеев и не способ решения проблем. Разве что в следующих книгах ей отведут чуть более важную роль С:

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Средневековый детектив в моде. Следствие ведут рыцари, монахи, нотариусы... Очередь дошла до палачей. В данном случае на дворе давно уже постсредневековье, но маленькие баварские городки, разорённые Тридцатилетней войной, живут ещё традициями двухвековой давности. Да тут ещё общество видится под самым нижним ракурсом, что, естественно, добавляет черноты. С другой стороны, именно палач у Пётча оказывается самым просвещённым человеком в городе, самым трезвомыслящим, в каком-то смысле даже самым гуманным. Опередившим время лет на 100-150.

Оценка за весь цикл несколько меньше, чем за отдельные романы. Дело в том, что они довольно однотипны. Достаточно прочесть один, чтобы получить представление о цикле в целом. Будет элемент псевдомистики, который вызовет вспышку массовых суеверий и получит довольно рациональное объяснение. Наверняка появится маньяк, а, может, и не один. Кто-нибудь из героев попадёт к нему в плен, а потом спасётся. Где-нибудь случится пожар, где-нибудь обнаружится подземный ход. При этом более поздние книги получились не хуже первых. Расширяется география, расширяется круг персонажей, они становятся более живыми. В общем, вполне читаемые книги, но не самые лучшие в своём жанре.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

приятный язык, довольно легко читается, сюжет не растянут. В общем любителям средневековых детективов должно понравится

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книг про благородных разбойников понаписаны горы. А вот насчёт благородных палачей писатели не очень расстарались. Немецкий писатель Оливер Пётч и решил сей досадный пробел заполнить. Тем более, что его предки (о чём сам автор сообщает в послесловии) как раз и были палачами в том самом небольшом южнобаварском городке Шонгау, в котором и происходит действие этой книги.

Название её, правда, явно неточное. Ибо главным действующим лицом является вовсе не дочь палача, а сам палач. Который кроме своих прямых обязанностей – пытать и казнить кого начальство прикажет – ещё и медициной занимается, куда успешней городского врача, а также преступников ищет. Ведь роман-то как-никак детективный, а значит, если ты главный герой, то обязан ловить злодеев сам, а не ждать пока тебе их на блюдечке преподнесут для пыток и казни. А чтоб облегчить сверхурочный труд, автор даст в помощь твою же собственную дочь и её ухажёра.

А если серьёзно, то детектив, конечно, никакой. Кто злодеи будет понятно читателю довольно быстро. Это триллер, написанный под голливудские стандарты. Что ж, возможно и экранизируют когда-нибудь (а может и уже). Любителям триллеров книга наверное понравится. Но я не любитель, так что продолжения читать не буду.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх