Сергей Лукьяненко, Иван Кузнецов «Печать Сумрака»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Городское фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Равновесие Света и Тьмы нарушено. В городе появилась третья сила, чьи возможности лежат за пределами сил, доступных Иным.
Новоиспеченный сотрудник Ночного Дозора Алексей Романов становится главной фигурой в игре могущественных магов. Ему предстоит разобраться в хитросплетении чужих интриг, а это непросто, учитывая, что Ночной и Дневной Дозоры не единственные игроки.
На помощь Дозорному приходит Темный маг. Единственный, кто понимает подоплеку происходящего. Но помощь Темных небескорыстна, а цена, которую приходится платить, подчас слишком высока.
Входит в:
— цикл «Дозоры» > цикл «Дозоры Сергея Лукьяненко» > цикл «Узники Сумрака»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 295
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2977 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 52 знака — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 32%, что немного ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
РосКон, 2015 // Межавторский проект |
- /языки:
- русский (2), немецкий (1)
- /тип:
- книги (2), аудиокниги (1)
- /перевод:
- К. Пёльман (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 31 января 2024 г.
«Хватка Сумрака»
Рецензия на «Печать Сумрака» Ивана Кузнецова и Сергея Лукьяненко
Подумать только! Минуло более 11 лет (если быть точным, 11 лет 1 месяц и 1 день — такая вот магия чисел) с тех пор, как я прочитал роман «Ковчег» Ивана Кузнецова из давно закрытого межавторского проекта «Анабиоз». Спустя два года после той книги Иван объединился с одним из признанных мэтров современной российской фантастики и отметился в совсем другой по жанру и замыслу серии.
Не буду притворяться, что все 11 с хвостиком лет я бережно хранил в памяти особенности письма Ивана Кузнецова, однако что-то мне подсказывает, что «Печать Сумрака» он писал в основном сам, в то время как Сергей Лукьяненко улаживал разногласия с каноном собственного мира, а также, скорее всего, именно из-под его пера вышла единственная глава от лица Антона Городецкого.
Здесь я сразу хотел бы остановиться на месте и времени действия. Вышеупомянутая глава немного запутывает ситуацию. Оригинальную гексалогию я читал тоже достаточно давно, хотя и не настолько, как «Анабиоз», но и там прошло более пяти лет, а потому я без подглядывания в Интернет точно бы не сказал, когда именно Антон развился в своей области до удивительных высот, но сложилось впечатление, будто речь там идёт о 2003 годе. В то же время в романе активно мелькают айфоны, поступившие в продажу летом 2007 года, а ещё упоминается фильм «Сумерки», вышедший в 2008 году.
Что же касается места действия, здесь всё проще. Лишь раз или два прямо назван город — Самара. Для читавших «Ковчег» и знающих хоть немного об Иване Кузнецове, откровения в этом нет, все же остальные, при должной невнимательности, так бы и гадали до самой последней точки, где же такие слабые Дозоры работают. Любопытно другое: и в случае с годом, и в случае с городом авторы как будто намеренно избегают конкретики. Лишь по мелким деталям, упомянутым вскользь, можно понять, в каком пространственно-временном контексте действуют персонажи. Необычная находка, особенно в сравнении всё с тем же «Ковчегом», где назывались то и дело районы и улицы.
Подобная же недосказанность проявляется и с главным героем, которым я, подумав, считаю Юрия Юрьевича. Я так и не встретил его фамилию, и о его прошлом, очевидно более длинном, чем у Светлого «напарника», рассказывается не менее туманно, чем об окружающем антураже. Чем-то он напомнил главных героев пока-дилогии «Именем Тьмы» Владимира Васильева, где жизнь Тёмных подавалась с бытовой непринуждённостью и тем подкупала.
Так уж вышло, что хотя аннотация и начало романа пытаются убедить нас, что первую скрипку играет Алексей Романов, у Тёмного Юрия всё-таки есть перевес. Он и опытнее, и живее, и удачливее. Линия Светлого вызывала всё менее радостные чувства. Поначалу было неплохо влиться в очередной дозорный цикл вместе с неопытным юношей, чуть младше меня нынешнего, имелась какая-то индивидуальность у героя, но вся загадочность, которая возводилась вокруг него, почему-то быстро утекала Юрию. Он знал наставницу Лёши, он бился с сумеречным монстром, он же выходил почти целым из передряг, где Светлый оказывался то в плену, то не в силах ничего противопоставить противникам. А когда пошли переключения между героями, разница между ними почти стёрлась. Кроме разве что неопытности одного и несмертельных ошибок другого. У них даже девушек звали схоже: Лера и Лена!
В то же время роман представляет очередное расширение самих законов бытия в мире «Дозоров». Интрига с ними выдерживалась неплохо, и хотя закончилась она достаточно скромно, свою лепту она внесла. Будь среди нас и впрямь Иные, книга могла бы вызвать у них фобию пред лицом Сумрака, откуда и без того не всякий способен вернуться, если сунется не туда, куда позволяют силы. Ну а нам, простым смертным, даровала клубок новых впечатлений, которые я собираюсь усилить в скором времени второй частью дилогии.
kerigma, 3 сентября 2018 г.
Вот я и пала настолько низко, что начала читать вольные продолжения к Дозорам :laugh: Хотя надо сказать, для фанфика это очень хорошая история, прямо неожиданно хорошая, спасибо за рекомендацию.
Рискну предположить, что Лукьяненко придумал общую канву сюжета, а прорабатывал детали и писал собственно текст Иван Кузнецов. Сюжет интересный и проработанный довольно тщательно — куда более тщательно, кстати, чем «Шестой Дозор», где в каждом кустарнике по роялю. И это текст очень украшает — в общем, мне было правда интересно, что произойдет и как обернется дело к концу.
Со стилем несколько хуже — видно, что он не Лукьяненовский, довольно тяжеловесно и местами занудно. Чувствуется, что автор силился написать так, чтобы был и психологический портрет героев, и два разных тона (по ходу повествования меняется pov двух героев — начинающего Светлого Алексея и матерого Темного Юрия), и все логично. Но слегка перестарался. Нет, я не говорю, что нельзя сообщать читателям, как герой, попив кофе, убирает чашку в посудомойку (молодец!) — можно, если ты, автор, четко понимаешь, зачем ты это делаешь. Или что герои на протяжении пары десятков страниц захоят не просто в магаз, а в «магазин «24 часа». У Лукьяненко это как-то легко и естественно происходит, все эти бытовые детали, а тут за них цепляется глаз, как и за «рассуждения» героев, которых тоже многовато. Стремление все-все объяснить про внутреннюю логику персонажей не всегда к добру.
Зато, в отличие от «фирменного» Лукьяненко, сюжет не страдает гигантоманией. Герои не супер-великие маги, даже Юрий, и спасают не мир, а область немного поменьше. Это приятное разнообразие. Идея Сумеречных магов тоже хороша и необычна, а что до того, что она противоречит лукьяненовским канонам — ну и бог с ними, он сам себе постоянно противоречит. В целом постепенное раскрытие того, с чем же герои борятся и как вообще соотносятся все эти неясные события и персонажи, сделано вполне качественно и читать интересно.
VovaZ, 24 июня 2019 г.
Не смотря на отрицательное менение уважаемых коллег, роман всё же понравился. Мэтр, как обычно, здесь не чувствуется, что как раз не плохо. Поздний Сергей Лукьяненко, увы, в Дозорах мало что может.
Сам же роман, на общем уровне дозорного цикла, совсем не плох. Сюжетная интрига достаточно самобытна. Сценизм увлекательный. Персонажи обладают жизнью, объёмом и колоритом.
Из недостатков, могу отметить слабую сюжетную линию. Цепочка сюжетных сцен продумана плохо, есть тупиковые, есть логические ошибки.
Тем не менее, ближе к развязке, роман захватывает, читается с интересом.
А.Гаврилин, 30 октября 2014 г.
При прочтении Книг Сергея Лукьяненко, у меня всегда возникало стойкое ощущение, что автор старается максимально упростить форму изложения своих мыслей. После знакомства с этим текстом мне стало казаться, что Сергей Лукьяненко и в самом деле не слишком... э-э начитан. Ну или стал совсем небрежен в работе над произведениями, несущими на обложке его имя. Как можно оценить два замечательных перла, на которые я натолкнулся в романе — «обрушился Дамокловым мечом» и «Архимед бежал с криком Эврика по улицам Афин»? Похоже, к двусмысленности мира Дозоров добавилась еще и элементарная неграмотность.
spectrum090, 23 января 2018 г.
Решил прочитать данную книжку после её выхода только из-за фамилии Лукьяненко на обложке в качестве соавтора. Помня уровень Дневного дозора, в котором Лукьяненко тоже числился соавтором, ожидал чего-то подобного, однако был весьма сильно разочарован. На протяжении чтения было устойчивое впечатление, что Лукьяненко написал только одну единственную главу,
Дочитал только потому, что было жалко уже потраченного времени на книгу. Размах описываемых событий ну просто поражает! Какие там оригинальные Дозоры: здесь масштаб устранённой катастрофы мог бы быть ну просто вселенским! Кажется очень странным, что главы российских дозоров не приняли в этом никакого участия. К тому же введённые новые понятия типа сумеречного мага кажутся довольно странными. Понятно, что писать о чём-то надо, но вот плодить новые сущности сверх меры это уже моветон, как по мне. Хочешь фантазировать — придумывай своё, зачем изменять законы уже созданного мира, о чём уже писали другие комментаторы.
Возможно, конечно, как отдельная книга это произведение было бы ещё ничего (и я бы её не читал), но на фоне оригинальных дозоров выглядит просто нелепой. Повторюсь, лучше бы автор придумал свой мир и писал без соавторов, тогда бы не было такого предвзятого отношения и ожидания высокого уровня. Лично мне очень жаль убитого времени: хотел почитать ответвление дозоров, почитал какой-то бред, школьное сочинение с большими амбциями.
Оценка 2 — только за потуги писателя.
konst1959, 21 января 2016 г.
В принципе, нормально. Но, по-моему, если попросить авторов или читателей пересказать сюжет романа, то это окажется не так просто.
Ну, что тут пересказывать?
Думаю, объем можно было бы сократить на две трети, хуже бы не стало.
Youichi, 6 апреля 2014 г.
Первое, что я заметила — авторы любят сохранять интригу. Место действия мы узнаём только странице на 80, сколько времени прошло между историями выясняется как бы между делом примерно в их середине, возраст Алексея тоже мелькнул мимоходом. Это не особо мешает, но метод интересный.
Не совсем въехала, зачем тут Антон. Разве что ради: «ох, он просто мега крутой по сравнению с остальными!». Кстати, насчёт крутизны — создаётся впечатление, что среди Самарских Иных вообще нет ни одного вне категорий. Даже шефы первого уровня, если не ниже. Никогда не была там, но это явно далеко не Москва.
Алексей — этакий восторженный Светлый, почти фанатичный. Как-то не верится в его честолюбие, как однажды подумал Юрий. Мне кажется, он так усердствовал в поимке ведьмы потому, что она нарушила законы, а не потому что ему за это были бы печеньки от начальства. И насчёт Юрия тоже не совсем понятно — тогда, в конце. Я в «двойное дно» его намерений почему-то не верю. История велась от его лица, и ни о чём таком он не думал. И ещё — в истории с Антоном Алексей так негативно относился к Тёмным, что становится очень странно, что он постоянно крутится возле Юрия и звонит ему по любому поводу, м-м-м? =) Фраза про кумира в конце изрядно порадовала =D
И всё это очень интересно написано. Не без морализаторства, но его не так уж много.
MarchingCat, 2 сентября 2014 г.
Если в «школьном надзоре» стилизация под Лукьяненко (или его редактура) была очень сильной, то тут мы имеем уже более самостоятельное произведение. Это заметно и в мелочах, в оборотах по типу типа «я ему сунул в рыло», и в общей стилистике.
В плюс — интрига, динамика, неплохой авторский язык вкупе с Лукьяненовской редактурой.
В плюс — образ Тёмного, Юрия. Интересный, сильный, по-настоящему тёмный (в смысле «сам себе на уме»).
В минус — образ Алексея. Шаблонный какой-то. Вроде слегка переделанного, упрощённо-отуплённого образа Городецкого.
В минус — сама идея рождённых в сумраке. Это противоречит почти всему, что нам давалось о сумраке до этого — сколько времени там можно провести, как сумрак на кровь реагирует, как жизнь тянет и так далее и так далее.
В целом — вполне читабельно. Я доволен проведённым за книгой временем.
bubacas, 15 мая 2014 г.
Главный впечатления:
Тёмным снова дали высказаться. Полноценный, главный герой, которого не было со времён «Дневного дозора» — явный плюс.
Книга — это цельное, линейное повествование. Изначальная традиция составлять роман из отдельных повестей, которые на выходе дают нечто большее, мне нравился больше. Отчасти это компенсируется сменой персонажа, от лица которого ведётся повествование в каждой новой главе.
Умножение сущностей — сомнительный приём.
Сюжет линеен, но, в целом, — не плох. Основная интрига закручена в меру, есть несколько побочных линий предающих картине разнообразия. Все концы подобраны, хотя финал и открытый. Впрочем, как по мне, это тоже плюс.
Понравилось, что вследствие отсутствия в романе всемогущих и всезнающих магов вне категорий, герои получились очень человечные. Ошибаются, суетятся, плетут интриги, удивляются и тому подобное. Даже цинизм и меланхоличность тёмного мага вполне себе человеческие.
tsvoff, 16 апреля 2014 г.
Все произведение целиком мне еще предстоит осмыслить и оценить, пока же хочется отметить вот какие моменты:
«борсетка»
Как приятно видеть именно такое, лингвистически более правильное написание (так как исходное слово — borsettа или boursette). Конечно, формально, и написание «барсетка» зафиксировано словарями, а потому не было бы ошибкой, но ведь и употребление слова «кофе» некоторыми словарями не возбраняется, однако же среди грамотных людей принято говорить о кофе — он.
Разумеется, как и вся дозорная серия, эта книга полна аллюзий — в том числе и на уровне лингвистики. Например, фраза:
«Глядя на его суетливые движения и нервозность, с которой он ежесекундно поправлял очки, мне почему-то вспомнился Пьер Безухов». Казалось бы, налицо ошибка, куда смотрят редакторы? Но стоит вспомнить, что именно с Пьером Безуховым связана фраза из ранних редакций «Войны и мира», наряду с чеховской «Проезжая мимо станции» используемая, как иллюстрация неверного употребления деепричастных оборотов: «Пройдя в калитку, Пьера обдало жаром», как становится очевидно, что авторы таким образом подмигивают знающему читателю. И «троллят» незнающего.
Dart Kangol, 16 марта 2016 г.
Книга на удивление оказалось очень неплохим романом из вселенной Дозоров. Я думаю большинству любителей городского фэнтези она понравится. Да, это не уровень Дозоров Лукьяненко, но очень близко. По крайней мере, читается с интересом, интрига закручена, события развиваются стремительно. Есть, конечно, некоторые минусы, но они есть и у «канонических» Дозоров. Мне больше всего не понравился момент, описывающий дежурство главного героя — Алексея. Получилось очень нудно и скучно, я реально через отрывок продирался и пару раз чуть не уснул. А в целом, очень неплохо, я остался доволен книгой.
Агроном, 19 июля 2014 г.
Признаться, приступал к этой книге с изрядной долей скепсиса. Потому как считал, что тема Дозоров уже себя исчерпала, крайне неоднозначной последней книгой основного цикла, и ещё более неоднозначными и решительно мне не понравившимися книгами побочных линий, а именно Черной пальмирой Васильева и совместным Надзором. И по началу, где-то до середины первой части, роман оправдывал негативные ожидания, даже подумывал бросить, хотя крайне не люблю оставлять книги недочитанными.
Но после первой серьёзной схватки, повествование, к моей радости, резко изменилось. Появилась динамика. Появилась интрига. Текст стал более ровным и приятным на слух и глаз. Наконец, главные герои как-то сразу из схематичных марионеток текста превратились в живых людей, наполнившись красками, да ещё с изрядной долей обаяния, как темного, так и светлого:) Ну и главная интрига тоже не подкачала: относительно свежо, ново, интересно и неожиданно.
Вообщем, рад что опасения не оправдались, книга хоть и не дотягивает до уровня лучших «классических» Дозоров, но являет собой вполне крепкий, добротный образец фантастики. Я бы оценил баллов на семь с плюсом.
Igor_k, 29 сентября 2016 г.
Итак, еще одна книжка из межавторского цикла «Дозоры». На этот раз в соавторах Сергей Лукьяненко выступает некий Иван Кузнецов. Что за автор – неизвестно. Информации о нем в Интернете не найдено. Отсюда можно сделать вывод, что это либо начинающий писатель, который больше ничего не написал и нигде не засветился, либо кто-то из маститых, решивший скрыться под немудрящим псевдонимом. Я скорее за второй вариант, так как написан текст хорошо, почти по-лукьяненовски, но все же с заметным индивидуальным почерком.
Сказать про Ивана Кузнецова более нечего, потому следует перейти к сюжету «Печати Сумрака». Вместо того, чтобы придумывать как бы все это половчее описать, просто приведу пространную цитату из третьей главы первой части, в которой Гесер рассказывает Городецкому, что же там в Самаре (а действие романа разворачивается именно в этом городе) произошло.
«- На первый взгляд ничего особенного. Ночной и Дневной Дозоры слегка поцапались из-за одного паренька. Зовут – Алексей, определился в итоге Светлым, звезд с неба не хватает, потенциал невысок.
- Серьезно поцапались?
- Без смертоубийств, — серьезно ответил Гесер. – В общем не стоило бы и огород городить, но есть в происходящем одна странность… — Он запнулся. – Нет, две… точнее, три.
<…>
- Итак, первая странность, — сказал Гесер. – В Дневном Дозоре Самары есть такой маг… Юрий.
- Руководитель?
- Нет, с некоторых пор – заместитель. – Гесер хмыкнул. – Пусть это тебя не обманывает, его начальник – ничтожество. Главную скрипку играет Юрий. А он, между прочим, хоть и числится на первом уровне, но потенциально – Высший. И очень у себя на уме… — Он поморщился, видимо, что-то вспоминая. – Я бы ему палец в рот не положил, Антон.
- Я тоже не буду, — пообещал я.
- Так вот, этот Юрий крайне заинтересовался Алексеем. А он попусту времени не тратит, поверь.
- Может, отвлекающий маневр? – спросил я.
Гесер пожал плечами, но кислое лицо четко показало все, что он думает об этой версии.
- Второе, — продолжил Гесер. – Там случилась какая-то заварушка, в которой участвовали Алексей и Юрий. Большая магическая заварушка в Сумраке. В ходе ее Юрий применил Марево Трансильвании.
- Против кого? – уточнил я.
- Против неустановленного… э… объекта, — сказал Гесер.
И выжидательно уставился на меня.
Я подумал.
- Раз вы говорите про «объект», то не знаете, Темный это был или Светлый, — сказал я, Гесер молчал. – А раз не сказали просто «Иной» — то не уверены, что это вообще человеческое существо.
Гесер едва заметно кивнул.
- Но это же… сказки? – произнес я.
Гесер пожал плечами. Чего-то он еще ждал. И я понял.
- Марево не сработало?
- Да. С кем бы Юрий ни сражался, он… или она, или оно – ушло.
- Чудесно, — сказал я. – Что третье, шеф?
- Вокруг Алексея, еще при его обнаружении, терлась какая-то Светлая Иная. Именно она навела Ночной Дозор на парня. Умеет открывать порталы.
- Первый уровень минимум, — кивнул я. – Понятно. Тогда один вопрос – кого я ищу? Непонятное нечто, с которым сражался Юрий, или таинственную Светлую? Или это одна и та же персона?»
Надеюсь, заинтриговал.
Продолжу интриговать дальше.
«Печать Сумрака» заставляет вспомнить то, какими были в начале романы про Дозоры. До того, как на кон поставили судьбу всего мира, до того, как Городецкому пришлось разрешать задачи космического масштаба, это был самый обычный детектив. Только вместо ментов, бандитов и коррумпированных чиновников – маги, оборотни, вампиры и прочая нечисть. Причем хорошо написанный детектив. С неожиданными поворотами сюжета, нешуточными опасностями, подставами, загадками и головоломками. Потом все это выветрилось, и на смену проблемы «Что снова замыслил Завулон?» пришла проблема «Как не дать миру измениться?». Надо сказать, циклу это на пользу не пошло. А в «Печати Сумрака» все как в старые добрые времена. Странные убийства, охота на диких оборотней, облавы, погони и все остальное. Неудивительно, что все это книжке пошло только на пользу.
Плюс к этому и то, к чему мы в творчестве Лукьяненко привыкли: выпуклые герои, простой и легкий язык, немножко морали. Но там, где Городецкий разразился бы монологом на три страницы, здесь три предложения. Все соразмерно и на своих местах.
Радует и подход к изложению. История рассказывается с двух точек зрения (главка от лица Антона Городецкого не в счет): новообращенного Светлого Алексея и опытного Темного Юрия. Подчеркивается различие из взглядов на происходящее: первый – наивный такой, ретивый и переполненный энтузиазмом; второй – пресыщенный жизнью, язвительный и в чем-то отчаянный до безобразия. Конечно, Юрий выписан так, что им невозможно не проникнуться, Алексей потусклее получился. Но что поделать, Темные всегда были привлекательней Светлых.
А теперь о минусах.
Так как это все-таки детектив, то надо бы авторам в финале все объяснить и разложить по полочкам. Нет, основная тайна раскрыта, не без изящества, надо сказать. Но некоторые моменты не прояснены. Например, с убийством, произошедшим в начале второй части. Нет, то есть в принципе ясно кто. Но вот КАК он это сделал? Где-то в тексте мелькает пара версий, но потом авторы словно забывают про этот эпизод и не дают даже малейшего намека, который хоть что-то объяснял бы.
Да, финал. С финалом тоже не все хорошо. Запутанная история разрешается настолько прямолинейно, настолько в лоб, что это даже не смешно. В этом свете даже САМЫЙ ПОСЛЕДНИЙ ПОВОРОТ СОБЫТИЙ не кажется интересным. Ну, да. Вот так вот все повернулось. Уже и не важно.
Где-то в середине книги мне показалось, что можно будет смело сказать: «На одном уровне с «Дневным Дозором»». Просчитался. Но на одном уровне с «Сумеречным Дозором» — это точно. То есть гораздо интересней и захватывающей, чем последние романы Лукьяненко. А это прекрасная характеристика для книжки, вышедшей в межавторском проекте. Да, в рамках определенной литературной вселенной. Да, считай, фанфик. Да, тут все знакомое, а не новаторское. От этого «Печать Сумрака» хуже не становится. Хорошая развлекательная литература, которая встречается реже, чем хотелось бы. Читается на одном дыхании.
Sardonix, 11 апреля 2014 г.
"«борсетка»»
"«Глядя на его суетливые движения и нервозность, с которой он ежесекундно поправлял очки, мне почему-то вспомнился Пьер Безухов.»»
Что-то совсем печально всё, если в романе с Лукьяненко в соавторах такие грубые ошибки.
Ещё бросившееся в глаза. То ли авторы плохо помнят законы мира, в котором творят, то ли я чего-то не понимаю.
""«Маги не попадают под трамваи. Они доживают до почетной старости и тихо умирают в постели.»"»
Как-то странно, мне казалось, что Иные практически бессмертны, а тут они внезапно умирают от старости.
""«Но они не гибнут от несчастного случая. Их не сбивают машины»"»
Жену Эдгара, ведьму, сбил грузовик, если я правильно помню «Последний Дозор». Не знаю, какой уровень был у неё, но Эдгар был весьма сильным магом — и он не только не предвидел этого, но и не смог ей помочь.
Про неприязнь ГГ к Тёмным и при этом «связь» с Юрием уже сказано до меня. Такое ощущение, что кроме ГГ и Юрия в городе нет дозорных, способных сделать что-то полезное. Влияние собственно Дозора на сюжет очень мало.
Но, в общем и целом, у романа есть и «дух Дозора», и лихо закрученная интрига, и немного драматичности, поэтому читать довольно интересно (истории со второй примерно).
Aleyash, 5 мая 2014 г.
Не в восторге. Крепкий середнячок. Прочитать можно, но если бы и не прочитал, то ничего бы и не потерял.
Да и концепция главного врага: исходя из написанного не понимаю, почему никого подобного не было раньше да и те же главы Дозоров и их замы никогда про них не слышали.