FantLab ru

Уоррен Эллис «Трансметрополитен»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.95
Оценок:
119
Моя оценка:
-

подробнее

Трансметрополитен

Transmetropolitan

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Спайдер Иерусалим пребывал в полном блаженстве вдали от загнивающей цивилизации долгие 5 лет, закидываясь «веществами» и строча книги по мере своих возможностей. Но, как известно, всё хорошее когда-нибудь кончается. В нашем случая это произошло после того как Спайдеру «ласково» напомнили, что он должен по контракту ещё 2 книги, а деньги давно закончились. Собрав пожитки он возвращается в Город — крупнейший в мире, политический и социокультурный центр. Этот город переполнен самыми разнообразными существами: мутантами, киборгами, гибридами людей и пришельцев, роботами. В нём переплетаются высокие технологии и религиозный фанатизм, порождающий тысячи религий, фантастическая роскошь и такая же бедность. Конечно же, этот город становится главным местом для агитации в грядущих выборах между Зверем и Улыбчивым, ибо кто правит городом, тот правит страной. И теперь для полного счастья в город вернулся и в сжатые сроки вернул себе былое величие гонзо-журналист Спайдер Иерусалим, тот, к кому прислушиваются миллионы! И как всякий гонзо-журналист, Спайдер всегда в центре жизни Города.

С этим произведением связаны термины:

Содержание цикла:

8.50 (93)
-
8.44 (91)
-
8.73 (92)
-
8.31 (87)
-
8.52 (83)
-
8.51 (82)
-
1 отз.
8.58 (81)
-
1 отз.
8.79 (81)
-
1 отз.
8.52 (80)
-
1 отз.
8.49 (78)
-
8.57 (79)
-
8.43 (78)
-
8.45 (65)
-
8.58 (65)
-
8.51 (65)
-
8.60 (65)
-
8.69 (66)
-
8.73 (65)
-
8.36 (65)
-
8.50 (64)
-
8.60 (64)
-
8.51 (64)
-
8.48 (64)
-
8.17 (57)
-
8.57 (64)
-
1 отз.
8.07 (54)
-
8.77 (54)
-
8.49 (53)
-
8.73 (54)
-
8.64 (51)
-
8.88 (53)
-
8.97 (53)
-
8.50 (51)
-
8.88 (52)
-
8.65 (52)
-
8.69 (52)
-
8.84 (52)
-
8.89 (51)
-
8.69 (43)
-
8.69 (43)
-
8.72 (43)
-
8.90 (31)
-
9.00 (42)
-
8.71 (42)
-
8.81 (42)
-
8.78 (41)
-
8.78 (41)
-
8.78 (41)
-
8.78 (41)
-
8.78 (41)
-
8.78 (41)
-
8.88 (35)
-
8.94 (35)
-
8.85 (26)
-
8.80 (35)
-
8.86 (35)
-
8.76 (34)
-
8.91 (34)
-
9.00 (35)
-
9.00 (35)
-
9.03 (35)
-
9.08 (35)
-
9.14 (35)
-
9.25 (36)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Награды и премии:


лауреат
Мастера Ужасов, 2020 // Лучшее арт-издание (комикс/серия комиксов/графический роман/артбук/календарь/блокнот/иллюстрированное подарочное издание) (выпуски 1-12; удожник Дэрик Робертсон)

Похожие произведения:

 

 



Комиксы и графические произведения:

Трансметрополитен. Издание Делюкс
2020 г.
Трансметрополитен. Книга 2. Год ублюдка. Новое отребье
2021 г.
Трансметрополитен. Книга 3. Одинокий город. Око за око. Ненавижу эту дыру
2021 г.
Трансметрополитен. Книга 4. Мусор Спайдера. Заупокойная
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Трансметрополітан. Книга 1
2021 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Информация – это оружие. Во все времена она была одним из самых грозных боевых ресурсов. А эпоху информационных технологий – особенно. А уж в киберпанковском мире…

Но это немного не то. «Трансметрополитен» — это не о битвах хакеров и шпионов. Это о журналистике. Точнее – об одном журналисте, Спайдере Иерусалиме, и таком явлении, как гонзо-журналистика.

Гонзо-журналистика – экстремальное направление в журналистике, которое подразумевает активное участие журналиста в описываемых событиях, а также эмоциональность и субъективность. О бесстрастном изложении фактов не может быть и речи – гонзо-журналист должен все попробовать и занять определенную сторону, включиться в то, о чем пишет, выработать свою точку зрения, подкрепленную практикой. Сейчас, в эпоху блогов и интернета, может быть непонятно, в чем, собственно, фишка – каждый может лихо и с матюками высказываться по любому вопросу. Но было время.

Реальным основателем этого направления был писатель и публицист Хантер Томпсон, принадлежавший к «неформальной» тусовке и писавший, не стесняясь в выражениях, о том, что его окружало – субкультурах, обществе, социальной грязи, наркотиках, поисках какого-то смысла в происходящем. Именно он стал прототипом Спайдера Иерусалима – даже внешность отчасти скопирована.

Спайдер Иерусалим давно отошел от дел – закупил целый арсенал оружия и целый склад «расширяющих сознание» средств и ушел жить в горы, философствовать и писать книги. Но вот беда – психоделические трипы в хижине отшельника не вдохновляют его. Кредиторы-издатели рыскают в поисках Спайдера и вот тут-то раздается звонок от бывшего начальника – редактора газеты. Спайдер Иерусалим бросается в город – и оживает.

Личность героя отчасти затмевает сюжет, поэтому о ней нужно писать особо. Спайдер Иерусалим – один из самых убедительных антигероев за всю историю комиксов, сравнимый разве что с Роршахом из «Хранителей». У него куча недостатков – ему плевать на приличия, он не любит людей, употребляет все, что можно употреблять без летального исхода, он матерится и хамит, а может и без лишних слов дать в морду неприятному человеку. У него есть одно достоинство – он не любит лжи и лжецов. Тех, кто водит людей за нос. И если Спайдер Иерусалим вышел на тропу войны – у многих скотов человеческом обличие не получится сохранить лицо.

Спайдер не хочет казаться «хорошим парнем». Это – прием его врагов, замаскированных фашистов и взяточников. Он не скрывает вредных привычек и дурного характера – даже порой юродствует, очерняя себя, рассыпая матерную ругань и пошлые шутки. Он такой, какой он есть. Он ненавидит город, ненавидит общество, и вовсе не хочет сказать, что он на страже его интересов. Его цель – изменить существующий порядок, причем не просто изменить, но добиться справедливости.

Именно в этом все дело. Под маской жестокого циника и нигилиста скрывается острая жажда справедливости. И эта жажда оказывается сильнее всех страхов. А бояться есть чего – рано или поздно борьба с социальным злом сталкивает Спайдера Иерусалима с властями. А потом начинается предвыборная гонка – и вместе ней настоящая война.

Суть журналистики, по Спайдеру Иерусалиму – в поиске правды. А правда обычно страшна и неприглядна. И никогда не несет мира. Но это – правда. Когда кулаками, а когда и «добрым словом», подкрепленным классическим аргументом в виде короткоствола, Спайдер Иерусалим выбивает эту правду из политиков, провокаторов – игроков и крупных фигур в шахматной партии, где против своей воли пешками стали простые обыватели.

Transmetropolitan – не только сага о борце с «системой». Это предельно жесткая сатира на общество потребления, способное поглотить и опошлить что угодно, превратить в игрушку, в рекламу, в бренд. Во что-то, работающее на эту систему. И на американское государство, где за яркими голливудскими улыбками политиков – кровавые тайны политической карьеры и наплевательское отношение к правам граждан. И на человеческое общество вообще – зараженное социальным злом мракобесных сект, наркобизнеса, неонацизма. Обществом, где за декларируемыми ценностями стоит единственный закон – естественный отбор, и горе тому, кто об этом забывает. Глумливый и жестокий смех напоминает атмосферу «Южного Парка». Впрочем, Transmetropolitan – это не только стеб надо всем, что можно найти за окном, на экране телевизора или в Интернете. Это еще и гимн Правде – которая рождается из этой грязи и живет в ней. Только в самом сердце лжи, в логове заживо разлагающегося монстра западной цивилизации, можно ее найти.

При всей негативности его образа, Спайдер Иерусалим – герой, которого можно полюбить. И если вы вчитаетесь в этот комикс – ближе к концу истории вам будет по-настоящему страшно за этого веселого и злого ублюдка. Потому, что Спайдер Иерусалим – вовсе не демон, которым хочет казаться, устраивая свои шокирующие акции с помощью «омерзительных ассистенток», словно Воланд и Бегемот в одном лице, с аж двумя Геллами. Он – человек. И ему тоже бывает больно и страшно – даже после того, как он решает, что пойдет до конца.

И еще – у этого персонажа потрясающе заразительная энергия веселой злости и боевого энтузиазма, отлично передающаяся читателю. Воздействие этого комикса – настоящий психостимулятор, концентрат бунтарского духа и воинствующего здравомыслия.

О Спайдере Иерусалиме, пожалуй, хватит. Надо вспомнить и других персонажей. С его ассистентками, Еленой и Шеннон , у Спайдера складываются довольно странные и запутанные отношения – начиная от любовных интриг с очень странным финалом и заканчивая фанатичным почитанием. Редактор газеты, где работает главный герой – человек, балансирующий между бизнесом и журналистикой, будет вынужден сделать непростой выбор. И, конечно, антагонисты, среди которых выделяется полная противоположность Спайдеру – Фред Христос, профессиональный провокатор и предатель, лидер секты, обманывающий свою паству, делящий постель с новоприбывшими адептками и отправляющий своих людей под пули за деньги политиков. Здесь и кандидаты в президенты: и старый президент, прозванный Зверюгой, отъявленный фашист и лжец, и новый Улыбчивый – настоящий маньяк, убивающий самых близких людей, чтобы поднять свой рейтинг.

За что можно поругать эту книгу? Ну разве что за весьма специфический юмор – американская сатира всегда несколько родом из сортира, поэтому надо быть готовым к жести в духе уже упомянутого «Южного Парка». Да, пожалуй, концентрацию пошлых шуток можно было бы и снизить – тем более, что произведение довольно серьезное и темы поднимает крайне болезненные, и не только для Запада.

Но все это искупается достоинствами этой книги. Хочу упомянуть еще одно: помимо сатиры и политического триллера, Transmetropolitan – это еще и самая настоящая научная фантастика. В этой книге значительное место уделено вопросам и проблемам трансгуманизма, причем искусственная эволюция, или скорее, революционные преобразования человеческой природы. Например, кому будут нужны люди, возрожденные крионикой – в перенаселенном мире, где не хватает места простым смертным? Или чем вообще кончатся генетические, гендерные, социальные, кибернетические эксперименты – в маленькой юмористической зарисовке, где Спайдер Иерусалим хочет найти, «ту, что непрочь», и обнаруживает, что вокруг него только лесбиянки, киборги и мутанты? Или по-другому, в трагическом ключе – в эпизоде, когда парень уходит от девушки, чтобы избавиться от физического тела и познать другую любовь. Поклеточное, абсолютное слияние облака нанороботов, что стали его новым телом с таким же облаком – его новой подругой. Их тела и души становятся единой информационной системой, сетью, в которой слились два сознания… Но насколько сложнее остаться человеком, найти и сохранить настоящую любовь, без помощи высоких технологий?

Итог: если любите киберпанк и политические триллеры, а также жесткую сатиру в духе «Южного Парка» и Луркмора – это комикс для вас. «Правду говорить легко и приятно» — говорил булгаковский персонаж. Спайдер Иерусалим согласился бы только со второй частью этого утверждения. Нет, правду говорить весело и страшно. И значит – «будет весело и страшно, будет грустно и смешно». И еще – победа всегда дается именно той ценой, которую она стоит – никогда дешевле.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Правители и копы в своем праве, а ты сиди смирно. Смотри, если хочешь, и считай, что всё правильно. Не смотри, но знай, кто вправе.

Примерно так, избегая матерных слов и иных емких и категоричных выражений, написано в третьей главе этого «многосерийного» графического романа. Привет из 1997-го, хотя именно эта ситуация довольно-таки знакома, особенно в некоторых странах. Если послушать СМИ, почитать ленту новостей в Интернете. Выглянуть в окно. Как и прочие ситуации, смешно, яростно обыгранные в романе.

Так что, в первую очередь, «Трансметрополитен» интересен своей неослабевающей актуальностью. Тем, что здесь говорят жестко и прямо о неудобных вещах, о серьезных проблемах общества, и чем дальше, тем таких разговоров, а порой и действий становится только больше.

Но прежде — история развивается неспешно, показывая нам главного героя, живущего долгое время отшельником в горах. И только не выполненная работа заставила его вернуться в Город.

А там — мутанты, киборги, пришельцы. Может, и боги где-то в подворотне. Там — грязь, похоть, извращения, нищета. Богатство, безграничная власть избранных, бесправие большинства. Смешение нравов, культур и пороков. Безразличие к чужим бедам, меркантильность. Всё знакомое, только в новой обертке.

И это — вторая причина, по которой роман нельзя пропустить. Окружение. Технически оно устарело на двадцать с лишним лет, но все равно воспринимается как добротный ретро-киберпанк. На год-два раньше «Футурамы», в которой можно заметить парочку похожих идей — тут они обыграны более неожиданно; на десятилетие с лишним позже «Нейроманта» — убрав инопланетян, политиков, намеки на серьезность и драму, поменяв ракурс с журналистики на разборки корпораций, и вот она — достойная визуализация. А так — окружение полно крайностей — не показываются крупным планом гениталии, но есть каннибализм на разрешенно-общественном уровне, многочисленные межвидовые связи и членовредительство. Мат стоит через каждое слово чрезвычайно витиеватый (есть, что запомнить). Окружение сумасшедшее, кислотное, резкое, непредсказуемое. Как вышеназванный жанр. Как гонзо-журналистика.

Третья, но не последняя причина — главный антигерой, яркая, навсегда запоминающаяся личность. Накачанный веществами и никотином журналист, не боящийся говорить правду очень быстро начинает казаться героем. Без плаща и иных атрибутов, конечно. А вспомнив всех нынешних визжащих, кривляющихся и «ура-настроенных» ведущих всяких «ток-шоу», данный журналист кажется прямо-таки истинным героем, гласом народа, борцом за правду и справедливость. Его будут бить — за сказанное и написанное. А он — только смеяться, плевать кровью врагам в лицо, и продолжать. И сам станет избивать всех, кто стоит на его пути, кто лжет и лицемерит.

Правда превыше всего — девиз Спайдера Иерусалима. Всеми доступными средствами, не считаясь ни с кем. Оно того стоит? Хотя бы в отдельных случаях? Категорично всегда. Мы можем не согласиться с такой точкой зрения — но главное, что она есть у Спайдера, и он не отступит от нее, и будет делать свое дело. Сектанты, роботы, политики (особенно они), инопланетяне. Простые обыватели-иждивенцы — достанется всем. Даже простым людям, например, тем, кто был заморожен в прошлом и восстановлен в теперешнем настоящем. И им, несчастным, достанется. Хотя бы заметка в газете. Хотя бы частица правды, открывающей глаза миру, постоянно их закрывающего.

К другим интересным образам: ассистент, а в прошлом стриптизерша, двухмордая кошка, курящая черные русские папиросы, говорящие собаки, навороченный домашний автомат по созданию всего, что нужно, с лицом мафиози, и подсаженный на стимуляторы для роботов. И среди всего этого безобразия сидит журналист, вечно курящий, в нелепых очках, голый, остервенело бьющий по клавишам ноутбука, пишущий очередную статью. Кого он разозлит на этот раз?

Пусть это будет еще одной причиной — интрига, в конце каждой главы. Заставляющей читать дальше и еще больше симпатизировать Спайдеру, несмотря на все его аморальные выходки и высказывания. Еще больше проникаться едкой атмосферой Города — и последующим желанием помыться. Больше читать — о правде, пробивающиеся сквозь наслоения фальши.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Оцениваю так, как оцениваю, потому что это один из лучших прочитанных мною комиксов. Не лишенный, однако, определенных недостатков, во многом свойственных данной форме в целом. Упрощения, эклектика, «филлерные» выпуски — всё это есть, будьте готовы. Что не отменяет потрясающей стильности, задорного сюжета, отменного юмора и правильного смыслового посыла. Если есть желание полистать комикс — берите этот.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх